2 метод бухгалтерского учета и его основные элементы

Обновлено: 05.07.2024

Цель: раскрыть экономическое содержание бухгалтерского баланса, назначение счетов и изложить суть двойной записи.

Задачи:

  • Дать понятие бухгалтерского баланса и рассмотреть его структуру и содержание.
  • Раскрыть назначение счетов бухгалтерского учета и их строение.
  • Рассмотреть суть двойной записи, ее экономическое и контрольное значение. Дать понятие бухгалтерской проводке.
  • Рассмотреть порядок обобщения записей на счетах.

История возникновения метода

Традиционно «отцом» двойной записи считается Лука Пачоли, итальянский монах и математик, однако такое утверждение верно лишь отчасти. Двойная запись использовалась еще древними инками в узелковой письменности кипу, получила распространение в Корее 11-12 веков. В Европе двойную запись применяли купцы, банкиры, торговцы Флоренции, Любека Генуи, Венеции в 13-15 веке.

Л. Пачоли в 1494 году представил книгу «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Отдельная глава в ней «Трактат о счетах и записях» посвящалась двойной бухгалтерии (двойной записи) и систематическому изложению метода.

Он описывался применительно к деятельности торгового предприятия, однако с помощью «Трактата» была доказана возможность применения в любом хозяйстве, построения оптимальной структуры рабочих счетов и книг.

Двойная запись начала распространяться, кроме Италии, в иных государствах, попутно модифицируясь, впитывая в себя новые идеи и приемы ведения учета.

В первую очередь напомним определение бухучета. БУ — это систематизированный способ формирования достоверной информации об объектах БУ, отражения данной информации в специальной первичной документации и учетных регистрах и составление бухгалтерской отчетности на основе этих данных, в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

2.3. Счета бухгалтерского учета: понятие, назначение, строение

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля движения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном и натуральном измерителях.

Счета открывают на каждый экономически однородный вид хозяйственных средств, их источников и процессов в соответствии с классификацией объектов учета.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета используют термин «сальдо» также итальянского происхождения. Этот термин означает «расчет», поскольку сальдо определяется посредством расчета.

Запись на счетах начинают с указания начального сальдо. В зависимости от типа счета, сальдо отражается по дебету или по кредиту счета.

Различают активные и пассивные счета.

Суммы операций, записанные на счетах, называют оборотами.

Сальдо конечное активного счета всегда дебетовое или равно 0 и определяется по следующей формуле

где: С к – сальдо конечное;

С н – сальдо начальное;

О бД – оборот по дебету счета;

О бК – оборот по кредиту счета.

Структура активного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структура активного бухгалтерского счета

Пассивными счета предназначены для учета движения источников образования средств.

где: С к – сальдо конечное;

С н – сальдо начальное;

О бК – оборот по кредиту счета;

О бД – оборот по дебету счета.

Остаток на пассивных счетах может быть только кредитовым или равным 0.

Структура пассивного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Структура пассивного счета

В бухгалтерском учете могут иметь место так называемые активно-пассивные счета.

Счета открываются по данным баланса и в ряде случаев имеют то же название, что и статья. Открыть счет – это значит дать ему название и по соответствующей стороне записать сальдо начальное.

Активно-пассивные счета, как правило, отражаются в балансе развернуто.

Двойная запись как элемент метода бухучета

Метод двойной записи сам по себе является частью метода бухгалтерского учета – приемов, использование которых позволяет собирать и систематизировать хозяйственную информацию, вести учет, составлять отчетность. Двойная запись всегда рассматривается в совокупности со счетами и балансом.

Когда появилось ведение бухгалтерского учета по методу двойной записи?

Смысл двойной записи состоит в следующем: любая хозяйственная операция записывается на счетах БУ дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. На основе такой двойной бухгалтерии формируется общий баланс компании. В любое время балансовое равенство должно соблюдаться.

Двойная запись позволяет отслеживать своевременное внесение информации в регистры БУ, ее достоверность, полноту. Использование двойной записи и бухгалтерских счетов закреплено в ФЗ-402 от 6/12/11 г. «О бухучете», ст. 10-3.

Кстати говоря! Требование о достоверности данных бухучета содержится в ст. 13 ФЗ-402.

Двойной записью счета связываются друг с другом. В зависимости от типа счета (активный, пассивный, активно-пассивный) движение по дебету и кредиту может отражать рост либо уменьшение средств и источников фирмы.

Связь счетов через двойную запись именуют корреспонденцией счетов, оформление ее на счетах, т.е. одновременная запись по дебету и кредиту с обозначением суммы операции – проводкой.
Счета поименованы в плане счетов – документе, регламентирующем работу с ними (пр. Минфина №94н от 31/10/2000 г.).

В зависимости от формы БУ проводка в учетных регистрах отражается:

  • дважды в разных регистрах по дебету и кредиту – при мемориально-ордерной форме (разобщенная запись);
  • в регистре записывается операция один раз по дебету и по кредиту корреспондирующих счетов – при журнально-ордерной форме (совмещенная запись).

В ходе двойной записи встречаются два вида проводок: простая и сложная. Простая проводка включает два счёта. Один из них дебетуется, другой кредитуется. Сложная проводка включает более двух счетов и может быть 2-х видов:

  • один счет дебетуется, 2 или более счетов кредитуются;
  • один счет кредитуется, 2 или более счетов дебетуются.

В первом варианте проводки сумма по дебету одного счета равна общей сумме по кредиту счетов, во втором сумма по кредиту одного счета равна суммарно дебету.

Не участвуют в двойной записи забалансовые счета, имеющие вспомогательные функции.

При применении двойной записи могут возникать ошибки: неверно указан счет либо неверно отражена сумма. Их исправляют тремя способами:

  1. Дополнительной записью, если по счетам отражена одна и та же, но меньшая сумма. Недостающую сумму допроводят.
  2. «Красным сторно», если на двух счетах отражена одна и та же ошибочно увеличенная сумма операции. Сумму вместе с корреспондирующей записью повторяют чернилами красного цвета: она убирается, сторнируется. Далее пишут верную сумму и проводку.
  3. Корректурный способ. Применяется если на Дт одного счета и Кт другого попали разные суммы: одна из них ошибочная, а другая верная. Ошибку зачеркивают ровной чертой, чтобы она была видна, вписывают рядом правильную сумму. Исполнитель ставит дату, пишет пометку об исправлении и расписывается.

Методы бухучета

При ведении учета используются следующие методы:

  • Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
  • Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
  • Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.

К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.

Калькулирование

Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.

Метод начисления

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.

Кассовый метод

Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.

Методы амортизации

Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:

  • Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
  • Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
  • Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.

Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.

Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.

Методы группировки сведений

Существуют различные методы обобщения учетных сведений:

  • Бухгалтерские счета. Позволяют зафиксировать начальное и завершающее состояние объектов учета, а также их изменения. Каждой форме актива, капитала и обязательств соответствует свой счет. Отдельные счета имеют название, а также цифровой код. К примеру, 01 «Основные средства».
  • Двойная запись. Является способом фиксации операции на счетах бухучета. Двойная запись позволяет понять двойственность хозяйственных операций. Главная ее характеристика – фиксация сведений об операции и по дебету, и по кредиту.
  • Балансовое обобщение (бухбаланс). Представляет собой способ обобщения сведений посредством счетов и двойной записи. Баланс отображает структуру имущества компании по видам и источникам формирования. В нем содержатся сведения, позволяющие провести анализ финансового состояния фирмы. Данные дают представление о состоянии активов, ликвидности. Баланс отображает остатки на счетах. Он считается базовой формой отчетности. Сведения в балансе группируются по разделам. Они подразделяются на статьи. Дебетовые остатки фиксируются в активах, а кредитовые остатки – в пассивах. Соотношение актива и пассива – это валюта баланса. Сумма всех активов тождественна сумме всех пассивов.
  • Бухгалтерская отчетность. Представляет собой комплекс информации о состоянии финансов и имущества в фирме. Система данных также отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия. Формируется она на основании сведений бухучета. Бухгалтерская отчетность включает в себя бухбаланс, отчет о прибыли и убытках, приложения, пояснительную записку, аудиторское заключение (оно требуется только в том случае, если компания подлежит обязательному аудиту). К отчетности предъявляется множество требований. В частности, она должна составляться на основании норм, быть достоверной, объективной и полной. Она объединяет все показатели работы подразделений.

Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.

Калькуляция и оценка

Данные элементы бухучета взаимозависимы и практически всегда рассматриваются вместе. Оценка служит для присвоения стоимости объекта, выраженной в денежном эквиваленте. Когда калькуляция определяется как отношение суммарных затрат, осуществленных в процессе производства продукции, к количеству произведенных единиц готовой продукции.

Взаимосвязь данных показателей определяется тем, что оба понятия дают стоимостное выражение объекта БУ. Только в первом случае объект получен в собственность в результате производства.

Метод бухучета и его элементы

Ссылаясь на нормы действующих нормативно-правовых актов, под методом бухгалтерского учета понимают особую совокупность способов, правил и инструментов, при помощи которых экономический субъект формирует информацию об объектах БУ, а также составляет достоверную отчетность. В большинстве случаев метод бухгалтерского учета определяется как совокупность элементов.

К элементам метода бухгалтерского учета относятся такие понятия, как:

  1. Документирование — отражение фактов хозяйственной жизни субъекта в специфических документах (первичных, учетных, отчетных).
  2. Инвентаризация — контроль над соответствием фактических показателей и бухданных.
  3. Оценка — определение конкретного вида стоимости (первоначальной, фактической, планируемой и прочей) для определенного объекта БУ или групп объектов.
  4. Калькуляция — расчет совокупных затрат на создание или производство единицы продукции (работы, услуги).
  5. Счета, или план счетов — специальная система бухучета объектов, используемая для отражения хозяйственных операций.
  6. Двойная запись — особый метод бухучета, при котором отражение операции осуществляется с использованием двух счетов. То есть сумма операции отражается одновременно по дебету одного счета и по кредиту другого. Подробнее по теме мы уже писали в статье «Двойная запись в бухучете 2020».
  7. Баланс и отчетность — заключительный этап работы, который позволяет сформировать данные об имущественном и финансовом положении организации.

Рассмотрим ключевые элементы метода бухучета подробнее.

Цели бухучета

Остальные факторы, обуславливающие применение бухучета, связаны с потребностями самого предпринимателя. Формировать полную картину данных об имущественном состоянии и деятельности организации в ее динамике нужно не только для констатации фактов, но и для прогнозов. Итак, бухучет призван решать следующие насущные задачи владельца и управляющего бизнесом:

  • актуальное и постоянное предоставление руководству структурированной, объективной и точной экономической информации;
  • выяснение резервов имущественных активов организации для реализации финансовой устойчивости фирмы;
  • реализация контролирующей функции (со стороны государства и других внешних контрагентов);
  • минимизация негативных исходов хозяйственной деятельности.

Что конкретно делается в процессе бухгалтерского учета

Процесс любого учета направлен на определение значимых факторов, измерение сущностных показателей и предоставление полученных результатов. Для бухучета это будет:

  • определение финансовой структуры предприятия – его имущественных активов, своего капитала, доходов, затрат, динамики его основных средств, финансовых обязательств;
  • измерение денежного эквивалента приведенных активов целесообразным способом, применимым для отражения в бухгалтерской отчетности;
  • предоставление полученных данных в предусмотренной законом форме, а также способами, сочтенными удобными для пользователей.

Элементы методов

Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:

  • Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
  • Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
  • Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.

Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.

2.4. Двойная запись и ее сущность

Каждая хозяйственная операция, оформленная документально, находит отражение на двух взаимосвязанных счетах посредством метода двойной записи.

Модель отражения хозяйственных операций на счетах приведена на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Отражение операций на счетах методом двойной записи

Данный порядок записей на счетах предложил в 1494 г. Лука Пачели. Такой порядок получил название двойной записи.

Суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета в равновеликих величинах.

При ведении записей на счетах необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • сумма сальдо на начало месяца по дебету счетов равна сумме сальдо на начало месяца по кредиту счетов;
  • сумма дебетовых оборотов по всем счетам равна сумме кредитовых оборотов по всем счетам;
  • сумма сальдо на конец месяца по дебету всех счетов равна сумме сальдо на конец месяца по кредиту всех счетов.

Процесс определения и записи корреспондирующих счетов называется контировкой.

Различают простые и сложные бухгалтерские проводки.

Простой бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а другой ровно на столько же кредитуется.

Сложной бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а два или несколько – кредитуются.

Виды бухгалтерских проводок представлены на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Виды бухгалтерских проводок

При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т. е. записывают по определенной системе.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета называется систематической записью.

Бухгалтерский учет носит сплошной характер. Хозяйственные операции отражаются на счетах в хронологической последовательности их совершений, т. е. методом хронологической записи. Для контроля полноты учета хозяйственных операций в хронологической последовательности их совершения ведут журнал регистрации операций.

Структура и порядок записи операций в журнале регистрации операций приведена в табл. 2.2.

Журнал регистрации операции

Регистром систематического учета является Главная книга счетов, форма которой приведена в табл. 2.3.

Структура счета в Главной книге счетов

На малых предприятиях широкое распространение получил регистр, в котором систематическая запись совмещена с хронологической.

2.1. Балансовый метод отражение информации

Информация об имуществе и капитале организации отражается в бухгалтерском учете методом балансового обобщения.

Бухгалтерский баланс является главной формой отчетности предприятия. Он представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов: актива и пассива.

Актив баланса состоит из двух разделов:

I – внеоборотные активы;

II – оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

III – капитал и резервы;

IV – долгосрочные обязательства;

V – краткосрочные обязательства

Баланс составляется на две смежные даты: на начало отчетного года и на конец отчетного периода. Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

Различают следующие виды балансов: вступительный, промежуточный (текущий), заключительный, сводный, разделительный и ликвидационный.

Отчетность и баланс

К части отчетности ключевым элементом метода бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс. Данная форма бухотчетности представляет собой отражение данных БУ в разрезе основных объектов БУ: активов и пассивов. Активы и пассивы баланса, в свою очередь, сгруппированы по строкам, в которых отражаются обороты за отчетный период по однотипным операциям и объектам бухучета.

Помимо бухбаланса, экономический субъект формирует дополнительные формы бухотчетности, регламентированные Приказом Минфина № 66н. Формирование бухотчетности осуществляется с целью получения единой систематизированной информации о финансовом состоянии компании, ее имущественном положении. На основании данных бухотчетности производятся расчеты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и эффективности использования ресурсов компании.

Двойная запись как элемент метода бухучета

Метод двойной записи сам по себе является частью метода бухгалтерского учета – приемов, использование которых позволяет собирать и систематизировать хозяйственную информацию, вести учет, составлять отчетность. Двойная запись всегда рассматривается в совокупности со счетами и балансом.

Когда появилось ведение бухгалтерского учета по методу двойной записи?

Смысл двойной записи состоит в следующем: любая хозяйственная операция записывается на счетах БУ дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. На основе такой двойной бухгалтерии формируется общий баланс компании. В любое время балансовое равенство должно соблюдаться.

Двойная запись позволяет отслеживать своевременное внесение информации в регистры БУ, ее достоверность, полноту. Использование двойной записи и бухгалтерских счетов закреплено в ФЗ-402 от 6/12/11 г. «О бухучете», ст. 10-3.

Кстати говоря! Требование о достоверности данных бухучета содержится в ст. 13 ФЗ-402.

Двойной записью счета связываются друг с другом. В зависимости от типа счета (активный, пассивный, активно-пассивный) движение по дебету и кредиту может отражать рост либо уменьшение средств и источников фирмы.

Связь счетов через двойную запись именуют корреспонденцией счетов, оформление ее на счетах, т.е. одновременная запись по дебету и кредиту с обозначением суммы операции – проводкой.
Счета поименованы в плане счетов – документе, регламентирующем работу с ними (пр. Минфина №94н от 31/10/2000 г.).

В зависимости от формы БУ проводка в учетных регистрах отражается:

  • дважды в разных регистрах по дебету и кредиту – при мемориально-ордерной форме (разобщенная запись);
  • в регистре записывается операция один раз по дебету и по кредиту корреспондирующих счетов – при журнально-ордерной форме (совмещенная запись).

В ходе двойной записи встречаются два вида проводок: простая и сложная. Простая проводка включает два счёта. Один из них дебетуется, другой кредитуется. Сложная проводка включает более двух счетов и может быть 2-х видов:

  • один счет дебетуется, 2 или более счетов кредитуются;
  • один счет кредитуется, 2 или более счетов дебетуются.

В первом варианте проводки сумма по дебету одного счета равна общей сумме по кредиту счетов, во втором сумма по кредиту одного счета равна суммарно дебету.

Не участвуют в двойной записи забалансовые счета, имеющие вспомогательные функции.

При применении двойной записи могут возникать ошибки: неверно указан счет либо неверно отражена сумма. Их исправляют тремя способами:

  1. Дополнительной записью, если по счетам отражена одна и та же, но меньшая сумма. Недостающую сумму допроводят.
  2. «Красным сторно», если на двух счетах отражена одна и та же ошибочно увеличенная сумма операции. Сумму вместе с корреспондирующей записью повторяют чернилами красного цвета: она убирается, сторнируется. Далее пишут верную сумму и проводку.
  3. Корректурный способ. Применяется если на Дт одного счета и Кт другого попали разные суммы: одна из них ошибочная, а другая верная. Ошибку зачеркивают ровной чертой, чтобы она была видна, вписывают рядом правильную сумму. Исполнитель ставит дату, пишет пометку об исправлении и расписывается.

Калькуляция и оценка

Данные элементы бухучета взаимозависимы и практически всегда рассматриваются вместе. Оценка служит для присвоения стоимости объекта, выраженной в денежном эквиваленте. Когда калькуляция определяется как отношение суммарных затрат, осуществленных в процессе производства продукции, к количеству произведенных единиц готовой продукции.

Взаимосвязь данных показателей определяется тем, что оба понятия дают стоимостное выражение объекта БУ. Только в первом случае объект получен в собственность в результате производства.

2.5. Обобщение записей на счетах синтетического и аналитического учета

Для оперативного управления данных в обобщенном виде явно недостаточно. Для получения детальных сведений об объектах бухгалтерского учета применяют счета аналитического учета.

Счета аналитического учета раскрывают, детализируют содержание синтетического счета, к которому они открыты.

Между счетами синтетического и аналитического учета существует тесная связь, которая состоит в следующем:

  • Сальдо на начало месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на начало месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.
  • Оборот по дебету данного синтетического счета равен сумме записей по дебету всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
  • Оборот по кредиту данного синтетического счета равен сумме записей по кредиту всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
  • Сальдо на конец месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на конец месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.

Связь между синтетическими и аналитическими счетами представлена на рис. 2.5.

Как следует из приведенного примера сальдо начальное по синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами» равно сумме сальдо начальных по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.

Счет «Расчеты с подотчетными лицами»

1. Главный инженер Галкин И. И.

2. Зав. канцелярией Иванова Л. С.

3. Зав. хозяйством Соколов И. И.

Рис. 2.5. Связь между синтетическими и аналитическими счетами

Каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету или кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме и соответственно по дебету или кредиту аналитических счетов, открытых к данному синтетическому счету.

Рассмотрим следующий пример:

В течение месяца произошли следующие хозяйственные операции:

На счетах синтетического и аналитического учета необходимо произвести следующие записи.

Счета, которые не требуют ведения аналитического учета, называются простыми.

Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными.

Счета синтетического учета бывают первого и второго порядка.

Счета синтетического учета второго порядка называются субсчетами. К субсчетам открывают аналитические счета.

С целью обобщения записей на счетах и составления бухгалтерского баланса составляются оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Двойная запись в бухучете

Сущность любого хозяйственного события состоит в двойственности и взаимности: поставщик товара отправляет его покупателю, выдача денег из кассы сопровождается получением, а списание ТМЦ на производство означает уменьшение количества и стоимости активов при увеличении производственных затрат. Выражением указанных свойств хозяйственных операций в БУ является двойная запись. Этот метод непосредственно связан с другими элементами методологии учета, используемыми в бухгалтерском учете.

Должна ли кредитная организация вести бухгалтерский учет имущества, банковских и хозяйственных операций путем двойной записи?

2.5. Обобщение записей на счетах синтетического и аналитического учета

Для оперативного управления данных в обобщенном виде явно недостаточно. Для получения детальных сведений об объектах бухгалтерского учета применяют счета аналитического учета.

Счета аналитического учета раскрывают, детализируют содержание синтетического счета, к которому они открыты.

Между счетами синтетического и аналитического учета существует тесная связь, которая состоит в следующем:

  • Сальдо на начало месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на начало месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.
  • Оборот по дебету данного синтетического счета равен сумме записей по дебету всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
  • Оборот по кредиту данного синтетического счета равен сумме записей по кредиту всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
  • Сальдо на конец месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на конец месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.

Связь между синтетическими и аналитическими счетами представлена на рис. 2.5.

Как следует из приведенного примера сальдо начальное по синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами» равно сумме сальдо начальных по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.

Счет «Расчеты с подотчетными лицами»

1. Главный инженер Галкин И. И.

2. Зав. канцелярией Иванова Л. С.

3. Зав. хозяйством Соколов И. И.

Рис. 2.5. Связь между синтетическими и аналитическими счетами

Каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету или кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме и соответственно по дебету или кредиту аналитических счетов, открытых к данному синтетическому счету.

Рассмотрим следующий пример:

В течение месяца произошли следующие хозяйственные операции:

На счетах синтетического и аналитического учета необходимо произвести следующие записи.

Счета, которые не требуют ведения аналитического учета, называются простыми.

Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными.

Счета синтетического учета бывают первого и второго порядка.

Счета синтетического учета второго порядка называются субсчетами. К субсчетам открывают аналитические счета.

С целью обобщения записей на счетах и составления бухгалтерского баланса составляются оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

Внесем ясность в вопросы формирования и функционирования бухучета в предпринимательстве.

2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс

Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы (процесс снабжения, производства и реализации) состоят из конкретных хозяйственных операций.

Каждая хозяйственная операция влечет за собой изменения средств и источников.

По отношению к бухгалтерскому балансу хозяйственные операции делятся на четыре типа.

К первому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в активе баланса. При этом одна активная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.

Статья «касса» и статья «расчеты с дебиторами» (подотчетными лицами) обе находятся в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств в кассе стало на 10 000 р. меньше, а задолженность подотчетных лиц увеличилась на 10 000р.

В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.

Ко второму типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в пассиве баланса. При этом одна пассивная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.

Статья «прибыль» и статья «уставный капитал» обе находятся в пассиве баланса. В результате хозяйственной операции прибыль организации уменьшилась на 20 000 р., а статья уставный капитал увеличилась ровно настолько же. В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.

К третьему типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой увеличение валюты баланса. При этом одна активная статья увеличивается и ровно настолько же увеличивается статья в пассиве. Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса увеличивается.

Статья «расчетный счет» отражается в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств на расчетном счете стало больше на 100 000 р.

Статья «краткосрочные кредиты» банка находятся в пассиве баланса и в результате хозяйственной операции увеличились ровно настолько же.

При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса увеличилась на 100 000 р.

К четвертому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой уменьшение валюты баланса. При этом на сколько уменьшается статья в активе баланса, ровно на столько уменьшается статья и в пассиве баланса.

Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса уменьшается.

В результате хозяйственной операции статья «касса» в активе баланса уменьшилась на 70 000 р., и ровно на столько же уменьшилась статья в пассиве баланса «задолженность по оплате труда».

При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса уменьшилась на 70 000 р.

Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс представлены в табл. 2.1.

Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс

Метод бухучета и его элементы

Ссылаясь на нормы действующих нормативно-правовых актов, под методом бухгалтерского учета понимают особую совокупность способов, правил и инструментов, при помощи которых экономический субъект формирует информацию об объектах БУ, а также составляет достоверную отчетность. В большинстве случаев метод бухгалтерского учета определяется как совокупность элементов.

К элементам метода бухгалтерского учета относятся такие понятия, как:

  1. Документирование — отражение фактов хозяйственной жизни субъекта в специфических документах (первичных, учетных, отчетных).
  2. Инвентаризация — контроль над соответствием фактических показателей и бухданных.
  3. Оценка — определение конкретного вида стоимости (первоначальной, фактической, планируемой и прочей) для определенного объекта БУ или групп объектов.
  4. Калькуляция — расчет совокупных затрат на создание или производство единицы продукции (работы, услуги).
  5. Счета, или план счетов — специальная система бухучета объектов, используемая для отражения хозяйственных операций.
  6. Двойная запись — особый метод бухучета, при котором отражение операции осуществляется с использованием двух счетов. То есть сумма операции отражается одновременно по дебету одного счета и по кредиту другого. Подробнее по теме мы уже писали в статье «Двойная запись в бухучете 2020».
  7. Баланс и отчетность — заключительный этап работы, который позволяет сформировать данные об имущественном и финансовом положении организации.

Рассмотрим ключевые элементы метода бухучета подробнее.

Отчетность и баланс

К части отчетности ключевым элементом метода бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс. Данная форма бухотчетности представляет собой отражение данных БУ в разрезе основных объектов БУ: активов и пассивов. Активы и пассивы баланса, в свою очередь, сгруппированы по строкам, в которых отражаются обороты за отчетный период по однотипным операциям и объектам бухучета.

Помимо бухбаланса, экономический субъект формирует дополнительные формы бухотчетности, регламентированные Приказом Минфина № 66н. Формирование бухотчетности осуществляется с целью получения единой систематизированной информации о финансовом состоянии компании, ее имущественном положении. На основании данных бухотчетности производятся расчеты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и эффективности использования ресурсов компании.

Цель: раскрыть экономическое содержание бухгалтерского баланса, назначение счетов и изложить суть двойной записи.

Задачи:

  • Дать понятие бухгалтерского баланса и рассмотреть его структуру и содержание.
  • Раскрыть назначение счетов бухгалтерского учета и их строение.
  • Рассмотреть суть двойной записи, ее экономическое и контрольное значение. Дать понятие бухгалтерской проводке.
  • Рассмотреть порядок обобщения записей на счетах.

Оглавление

Примеры

Поясним сказанное, используя стандартные проводки.

Двойная запись в простых проводках

Двойная запись в сложных проводках

Особенности использования методов

Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:

  • Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
  • Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
  • Повышение эффективности бизнес-модели.
  • Простой анализ деятельности компании.

Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.

В первую очередь напомним определение бухучета. БУ — это систематизированный способ формирования достоверной информации об объектах БУ, отражения данной информации в специальной первичной документации и учетных регистрах и составление бухгалтерской отчетности на основе этих данных, в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая логичная причина для осуществления бухучета по общепринятой процедуре – законодательные требования. Желание и возможности предпринимателя не имеют значения, если речь идет об установленных государством законодательных основах.

Если бухучет не ведется

Не вести бухгалтерского учета организация не имеет права. Если хозяйственные операции не фиксировались должным образом, а бухотчетность никогда не составлялась и не предоставлялась в контролирующие государственные органы, такой предприниматель подпадает под ответственность:

  • за грубое пренебрежение правилами предоставления бухгалтерской документации и ведения соответствующего учета, а также сроков и порядка сбережения всех бухгалтерских документов должностных лиц ждет штраф в размере 2-3 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАп);
  • если в фискальные органы в должные сроки не были предоставлены требуемые по закону сведения о хозяйственной деятельности, граждане заплатят штраф в размере 100-300 руб. (за каждый выявленный случай), а должностные лица рискуют 300-500 руб. за каждую просрочку или непредоставление данных (ст. 15.6 КоАп).

2.4. Двойная запись и ее сущность

Каждая хозяйственная операция, оформленная документально, находит отражение на двух взаимосвязанных счетах посредством метода двойной записи.

Модель отражения хозяйственных операций на счетах приведена на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Отражение операций на счетах методом двойной записи

Данный порядок записей на счетах предложил в 1494 г. Лука Пачели. Такой порядок получил название двойной записи.

Суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета в равновеликих величинах.

При ведении записей на счетах необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • сумма сальдо на начало месяца по дебету счетов равна сумме сальдо на начало месяца по кредиту счетов;
  • сумма дебетовых оборотов по всем счетам равна сумме кредитовых оборотов по всем счетам;
  • сумма сальдо на конец месяца по дебету всех счетов равна сумме сальдо на конец месяца по кредиту всех счетов.

Процесс определения и записи корреспондирующих счетов называется контировкой.

Различают простые и сложные бухгалтерские проводки.

Простой бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а другой ровно на столько же кредитуется.

Сложной бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а два или несколько – кредитуются.

Виды бухгалтерских проводок представлены на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Виды бухгалтерских проводок

При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т. е. записывают по определенной системе.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета называется систематической записью.

Бухгалтерский учет носит сплошной характер. Хозяйственные операции отражаются на счетах в хронологической последовательности их совершений, т. е. методом хронологической записи. Для контроля полноты учета хозяйственных операций в хронологической последовательности их совершения ведут журнал регистрации операций.

Структура и порядок записи операций в журнале регистрации операций приведена в табл. 2.2.

Журнал регистрации операции

Регистром систематического учета является Главная книга счетов, форма которой приведена в табл. 2.3.

Структура счета в Главной книге счетов

На малых предприятиях широкое распространение получил регистр, в котором систематическая запись совмещена с хронологической.

2.1. Балансовый метод отражение информации

Информация об имуществе и капитале организации отражается в бухгалтерском учете методом балансового обобщения.

Бухгалтерский баланс является главной формой отчетности предприятия. Он представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов: актива и пассива.

Актив баланса состоит из двух разделов:

I – внеоборотные активы;

II – оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

III – капитал и резервы;

IV – долгосрочные обязательства;

V – краткосрочные обязательства

Баланс составляется на две смежные даты: на начало отчетного года и на конец отчетного периода. Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

Различают следующие виды балансов: вступительный, промежуточный (текущий), заключительный, сводный, разделительный и ликвидационный.

Законодательное регламентирование

Бухучет является обязательным с точки зрения отечественной законодательной базы. Основные положения, касающиеся его ведения, изложены в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, вступившем в силу 01 января 2013 года, и Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».

Требования, изложенные в этих законодательных актах, обязательны к исполнению на всей территории нашей страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Оглавление

Методология бухгалтерского учета

Момент регистрации хозяйственных операций определяется методом ведения бухгалтерского учета. Выделяют два:

  1. Кассовый метод в бухгалтерском учете, при котором факт хозяйственной деятельности отражается в момент движения денежных средств. Например, списания денег со счета или в момент поступления оплаты.
  2. Способ начисления, при котором операция отражается в момент ее непосредственного совершения, независимо от движения денег на счетах предприятия. Например, в день начисления дохода, а не в день его получения.

Кто может вести бухучет

Для ведения данного вида учета на предприятиях предусматривается должность главного бухгалтера. Но, если размеры организации не позволяют иметь эту штатную единицу, эти обязанности могут быть исполнены:

  • генеральным директором организации (если должности бухгалтера в фирме нет вообще);
  • просто бухгалтером (без приставки «главный»);
  • сторонней структурой (функции бухучета отданы на аутсорсинг).

Определение бухучёта

Любой учет – это систематизированный сбор, фиксация и интерпретация информации определенного рода. Когда речь идет о бухгалтерии, то имеется в виду система, позволяющая оперировать данными обо всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операциях и обязательствах, выраженных в финансовом отношении.

ВАЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ! Документальная фиксация этой информации должна быть постоянной, непрерывной (с момента регистрации и вплоть до ликвидации фирмы), полной, в соответствии с установленным регламентом.

Бухучет берет в сферу своего внимания такие предпринимательские факторы:

  • имущественные активы коммерческой организации;
  • договоренности предпринимателя;
  • транзакции, осуществляемые в процессе предпринимательства.

2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс

Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы (процесс снабжения, производства и реализации) состоят из конкретных хозяйственных операций.

Каждая хозяйственная операция влечет за собой изменения средств и источников.

По отношению к бухгалтерскому балансу хозяйственные операции делятся на четыре типа.

К первому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в активе баланса. При этом одна активная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.

Статья «касса» и статья «расчеты с дебиторами» (подотчетными лицами) обе находятся в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств в кассе стало на 10 000 р. меньше, а задолженность подотчетных лиц увеличилась на 10 000р.

В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.

Ко второму типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в пассиве баланса. При этом одна пассивная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.

Статья «прибыль» и статья «уставный капитал» обе находятся в пассиве баланса. В результате хозяйственной операции прибыль организации уменьшилась на 20 000 р., а статья уставный капитал увеличилась ровно настолько же. В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.

К третьему типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой увеличение валюты баланса. При этом одна активная статья увеличивается и ровно настолько же увеличивается статья в пассиве. Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса увеличивается.

Статья «расчетный счет» отражается в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств на расчетном счете стало больше на 100 000 р.

Статья «краткосрочные кредиты» банка находятся в пассиве баланса и в результате хозяйственной операции увеличились ровно настолько же.

При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса увеличилась на 100 000 р.

К четвертому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой уменьшение валюты баланса. При этом на сколько уменьшается статья в активе баланса, ровно на столько уменьшается статья и в пассиве баланса.

Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса уменьшается.

В результате хозяйственной операции статья «касса» в активе баланса уменьшилась на 70 000 р., и ровно на столько же уменьшилась статья в пассиве баланса «задолженность по оплате труда».

При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса уменьшилась на 70 000 р.

Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс представлены в табл. 2.1.

Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс

Документирование

Основополагающим элементом бухгалтерского учета является документация или документирование, которое используется для организации на предприятии непрерывного и сплошного бухучета оборотов имущества предприятия, финансовых средства и источников их формирования, а также отражения операций с ними.

Всю бухдокументацию можно разделить на две ключевые группы:

  1. Первичная — это документы, которые являются основным подтверждением свершенного факта хозяйственной жизни организации.
  2. Учетные регистры — это специальные журналы, в которых регистрируются первичные документы в хронологическом порядке.

Такая документация не имеет унифицированных форм и может быть разработана компанией самостоятельно. Однако, существуют определенные требования к формам и реквизитам таких бланков (ст. 9 и 10 закона № 402-ФЗ).

На основании данных бухдокументации проводится инвентаризация расчетов, обязательств и активов предприятия.

Документирование

Основополагающим элементом бухгалтерского учета является документация или документирование, которое используется для организации на предприятии непрерывного и сплошного бухучета оборотов имущества предприятия, финансовых средства и источников их формирования, а также отражения операций с ними.

Всю бухдокументацию можно разделить на две ключевые группы:

  1. Первичная — это документы, которые являются основным подтверждением свершенного факта хозяйственной жизни организации.
  2. Учетные регистры — это специальные журналы, в которых регистрируются первичные документы в хронологическом порядке.

Такая документация не имеет унифицированных форм и может быть разработана компанией самостоятельно. Однако, существуют определенные требования к формам и реквизитам таких бланков (ст. 9 и 10 закона № 402-ФЗ).

На основании данных бухдокументации проводится инвентаризация расчетов, обязательств и активов предприятия.

2.3. Счета бухгалтерского учета: понятие, назначение, строение

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля движения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном и натуральном измерителях.

Счета открывают на каждый экономически однородный вид хозяйственных средств, их источников и процессов в соответствии с классификацией объектов учета.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета используют термин «сальдо» также итальянского происхождения. Этот термин означает «расчет», поскольку сальдо определяется посредством расчета.

Запись на счетах начинают с указания начального сальдо. В зависимости от типа счета, сальдо отражается по дебету или по кредиту счета.

Различают активные и пассивные счета.

Суммы операций, записанные на счетах, называют оборотами.

Сальдо конечное активного счета всегда дебетовое или равно 0 и определяется по следующей формуле

где: С к – сальдо конечное;

С н – сальдо начальное;

О бД – оборот по дебету счета;

О бК – оборот по кредиту счета.

Структура активного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структура активного бухгалтерского счета

Пассивными счета предназначены для учета движения источников образования средств.

где: С к – сальдо конечное;

С н – сальдо начальное;

О бК – оборот по кредиту счета;

О бД – оборот по дебету счета.

Остаток на пассивных счетах может быть только кредитовым или равным 0.

Структура пассивного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Структура пассивного счета

В бухгалтерском учете могут иметь место так называемые активно-пассивные счета.

Счета открываются по данным баланса и в ряде случаев имеют то же название, что и статья. Открыть счет – это значит дать ему название и по соответствующей стороне записать сальдо начальное.

Активно-пассивные счета, как правило, отражаются в балансе развернуто.

Методология бухгалтерского учета

Момент регистрации хозяйственных операций определяется методом ведения бухгалтерского учета. Выделяют два:

  1. Кассовый метод в бухгалтерском учете, при котором факт хозяйственной деятельности отражается в момент движения денежных средств. Например, списания денег со счета или в момент поступления оплаты.
  2. Способ начисления, при котором операция отражается в момент ее непосредственного совершения, независимо от движения денег на счетах предприятия. Например, в день начисления дохода, а не в день его получения.

История возникновения метода

Традиционно «отцом» двойной записи считается Лука Пачоли, итальянский монах и математик, однако такое утверждение верно лишь отчасти. Двойная запись использовалась еще древними инками в узелковой письменности кипу, получила распространение в Корее 11-12 веков. В Европе двойную запись применяли купцы, банкиры, торговцы Флоренции, Любека Генуи, Венеции в 13-15 веке.

Л. Пачоли в 1494 году представил книгу «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Отдельная глава в ней «Трактат о счетах и записях» посвящалась двойной бухгалтерии (двойной записи) и систематическому изложению метода.

Он описывался применительно к деятельности торгового предприятия, однако с помощью «Трактата» была доказана возможность применения в любом хозяйстве, построения оптимальной структуры рабочих счетов и книг.

Двойная запись начала распространяться, кроме Италии, в иных государствах, попутно модифицируясь, впитывая в себя новые идеи и приемы ведения учета.

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.

Примеры

Поясним сказанное, используя стандартные проводки.

Двойная запись в простых проводках

Двойная запись в сложных проводках

Принципы ведения бухучета

Этот вид учета ведется не произвольно, а в строгом соответствии с базовыми положениями, принятыми и утвержденными на законодательном уровне.

  1. Принцип автономности – учитывается только информация имеющая отношение к собственному имуществу данной конкретной организации, обособленная от сопутствующих данных (например, имущества совладельцев, сотрудников и т.п.).
  2. Принцип двойной записи – баланс составляется по двойным счетам (дебиторским и кредиторским), которые должны совпадать в числовом отношении (сколько убыло на одном счете, должно прибыть на другом).
  3. Принцип действующей организации предусматривает обязательное выполнение организацией принятых на себя обязательств в прогнозируемом будущем.
  4. Принцип объективности – вся деятельность организации должна быть объективно отражена в соответствующей документации и регистрироваться на всех этапах учета.
  5. Принцип осмотрительности запрещает завышение активов и занижение обязательств, и наоборот.
  6. Принцип периодичности – баланс составляется в строго определенные учетные периоды (ими может быть месяц, квартал, полугодие и, в обязательном порядке, учетный год), что позволяет сопоставить финансовые результаты за любой интересующий временной промежуток.
  7. Принцип конфиденциальности – некоторые данные бухучета, предназначенные для внутреннего использования, не попадающие в категорию отчетности перед госорганами, могут составлять положения коммерческой тайны.
  8. Принцип денежного измерения – единицей измерения в бухгалтерском учете выступает действующая валюта страны, то есть в случае с РФ, это будет рубль.
  9. Принцип преемственности – положения бухучета учитывают достижения отечественной экономической науки и национальные особенности.
  10. Принцип начислений – финансовые операции фиксируются не в момент передачи денежных средств, а в стадии их возникновения. Они учитываются в том временном промежутке, когда была проведена данная хозяйственная транзакция. Реализуется в двух формах:
    • фиксация выручки (доходной части баланса) – прибыль отражается в момент получения, а не совершения оплаты (в РФ это момент оплаченной отгрузки, в других странах этот момент может быть связан с поставкой или вручением оплаты);
    • соответствие прибыли и затрат – в одном и том же отчетном периоде доходы должны уравновешивать траты, позволившие получить эти доходы, отдельный учет доходов и трат, относящихся к разным учетным периодам.

Элементы бухучета

Бухгалтерский учет состоит из применения совокупности специальных экономических приемов отражения фактического наличия и динамики имущественных и финансовых средств организации. К ним относятся:

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Двойная запись в бухучете

Сущность любого хозяйственного события состоит в двойственности и взаимности: поставщик товара отправляет его покупателю, выдача денег из кассы сопровождается получением, а списание ТМЦ на производство означает уменьшение количества и стоимости активов при увеличении производственных затрат. Выражением указанных свойств хозяйственных операций в БУ является двойная запись. Этот метод непосредственно связан с другими элементами методологии учета, используемыми в бухгалтерском учете.

Должна ли кредитная организация вести бухгалтерский учет имущества, банковских и хозяйственных операций путем двойной записи?

Читайте также: