2 бухгалтерский аппарат его структура и функции

Обновлено: 03.07.2024

Цель – изучить теоретические основы организации бухгалтерского учета на предприятиях Российской Федерации.

Задачи:

  • рассмотреть понятие организации бухгалтерского учета на предприятии;
  • рассмотреть структуру бухгалтерского аппарата предприятия;
  • определить задачи бухгалтерской службы предприятия и предъявляемые к ней требования.

реферат по ТБУ..doc

ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ АППАРАТ: ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. 4

§2. Структура бухгалтерского аппарата………………. ………………………. .6

§3. Функции бухгалтерского аппарата….………………………………….…. . 8

§4. Бухгалтерский аппарат на предприятиях…………………….…….………..… 9

Список использованной литературы……………………………………………. 15

Аппарат бухгалтерии занимается ведением учета, составлением отчетности и осуществлением как предварительного, так и последующего контроля за соблюдением финансовой, кассовой, сметной и штатной дисциплины, рациональным расходованием денежных средств и материальных ресурсов, осуществлением строжайшего режима экономики и недопущением потерь и непроизводительных расходов.

Актуальность данной темы связана с тем, что без существования бухгалтерского аппарата трудно себе представить современное предприятие в любой стране, как трудно представить себе фирму, который не была бы знака с порядком, принципами и правилами ведения бухгалтерского учета на том или ином месте. Отсюда возникает необходимость рассмотрения строения, функций и работы на предприятии бухгалтерского аппарата.

Цель работы: подробное изучение бухгалтерского аппарата. Убедиться в том что он действительно необходим для ведение какой-либо хозяйственной деятельности.

- Рассмотрение общего понятия бухгалтерский аппарат.

- Раскрыть его строение и функции.

- Рассмотреть принцип работы бухгалтерского аппарата на предприятии.

ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ АППАРАТ: ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

§1. Бухгалтерский аппарат

Бухгалтерский учёт в организации могут вести профессиональные бухгалтера или группы бухгалтеров, организованных в отдельную структуру (бухгалтерию), обычно возглавляемую главным бухгалтером. Эту функцию может осуществлять организация или предприниматель, не имеющие статус юридического лица, для которых ведение учёта является обычном видом деятельности, на основании заключенного договора. Учёт может вести и сам руководитель предприятия. Право выбора конкретного варианта организации и ведения бухгалтерского учёта делегировано руководителю предприятия. Организация бухгалтерского учёта во многом зависит от вида деятельности, объёмов учётной информации, уровня технической оснащённости учётного процесса и других факторов.

На средних и крупных предприят иях бухгалтерский учёт ведётся бухгалтерией под руководством главного бухгалтера, который находится в непосредственном подчинении руководителя предприятия.

Руководитель структуры обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделения ми и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

• создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

• ввести в штат должность бухгалтера;

• передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

• вести учет лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством и утвержденной решением руководителя организации. Для ведения бухгалтерского учета в системе управления организацией создается бухгалтерия. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Распределение обязанностей между бухгалтерами, как правило, основано на специализации по видам учётных операций в учётном цикле, для которого характерных либо определённая последовательность выполнения учётных работ (один бухгалтер ведёт учёт поступления материальных ценностей, другой – учёт их движения на складе и списания в производство и т.д.), либо специализация выполнения однотипных операций по конкретному участку учёта (один бухгалтер занимается учётом полуфабрикатов, другой – учётом инвентаря).

Аппарат бухгалтерии занимается ведением учета, составлением отчетности и осуществлением как предварительного, так и последующего контроля за соблюдением финансовой, кассовой, сметной и штатной дисциплины, рациональным расходованием денежных средств и материальных ресурсов, осуществлением строжайшего режима экономики и недопущением потерь и непроизводительных расходов.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера — бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем (далее — главный бухгалтер).

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях — лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет.

Руководитель частной унитарной организации имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом организации.

Работники бухгалтерии несут ответственность за допущение искажений учётной информации. Чем крупнее предприятие, тем более разветвлённую структуру имеет бухгалтерия.

На крупных и средних предприятиях вертикальные связи бухгалтерии представлены отделами (группами), как правило, специализирующимися по участкам учётной работы. В российской практике в последнее время всё чаще в составе бухгалтерии формируются отделы управленческого учёта, а также учёта налоговых платежей.

§2. Структура бухгалтерского аппарата

При наличии в организации бухгалтерской службы большое внимание обычно уделяется структуре бухгалтерского аппарата. Под структурой бухгалтерского аппарата понимаются состав и соподчиненность его взаимосвязанных организационных единиц и звеньев, выполняющих различные функции, иными словами, его подразделение на составные части на основе принципов разделения труда, т.е. специализации работников бухгалтерии и коопераций их совместных усилий. (На рис. 1 представлена типичная структура бухгалтерского аппарата.)

Особенно это важно в условиях подразделения бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, что требует функционального разделения учетного труда.

В настоящее время наиболее распространена централизованная форма организации учета, при которой все учетные работы (обработка и группировка учетных данных, аналитический и синтетический учет, составление отчетности, экономический анализ) сосредоточены в единой бухгалтерии организации.

В организациях, применяющих подразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, в аппарате бухгалтерии обычно выделены служба финансового учета (финансовая бухгалтерия) с подчинением ей групп учета активов (имущества и средств), расчетов по оплате труда, расчетных и валютных операций и сводной группы и служба управленческого учета (производственная бухгалтерия) с подчинением ей групп учета затрат на производство, на калькулирования себестоимости продукции, оперативных анализа и контроля.

Структура бухгалтерского аппарата зависит от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. Она должна отражать специфические особенности производства; обеспечивать взаимодействие между структурными подразделениями и исполнителями; использовать достижения научной организации труда; быть максимально простой и компактной.

В настоящее время сложились три основных типа организации структуры бухгалтерий, линейная (иерархическая), по вертикали (линейно­штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется на небольших предприятиях с численностью аппарата 7-9 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделяя бюро, сектора, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих подразделений, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии применяется в большинстве средних и некоторых крупных организациях.

В состав бухгалтерии входят, как правило, следующие отделы, сектора, группы:

• материальный сектор, отвечающий за поступление и учет материальных ценностей;

• сектор по учету оплаты труда, отвечающий за начисление заработной платы, расчетов с фондом социальной защиты населения, бюджетом по подоходному налогу и др.;

• сектор учета затрат на производство и калькулирования

• сектор учета готовой продукции и ее реализации;

• сводный или общий сектор, который ведет учет остальных операций, Главную книгу, составляет бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.

Кроме этого, главному бухгалтеру подчиняются бухгалтерии отделов капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних предприятий приведена ниже.


Рис.13.1 - Общая схема структуры бухгалтерского аппарата

При комбинированной организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения (например, по производствам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются подразделениям бухгалтерии в пределах установленной компетенции. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется на крупных предприятиях и в производственных объединениях.

Важный этап разработки структуры бухгалтерии - формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.

Работа бухгалтерии должна осуществляться с использованием научной

организации труда (НОТ) работников учета, которая призвана повысить производительность их труда, полноту и достоверность получаемой информации, ее аналитичность.

Управление производственными процессами в организации осуществляется коллективом работников, входящих в аппарат управления. Важнейшей характеристикой аппарата управления является его структура.

Структура управления — это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформированных исходя из целей функционирования предприятия.

Под функцией управления понимают конкретный целенаправленный вид управленческой деятельности, обусловленный разделением труда в аппарате управления. Иногда в связи с большим объемом работы функция управления реализуется не одним, а несколькими структурными подразделениями.

Структура и численность аппарата управления для каждого данного предприятия зависит от многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом: технические (масштаб производства, сложность продукции, технологических процессов и оборудования, уровень автоматизации производства и управления); организационно-экономические (степень централизации функций, характер связей между различными ступенями и звеньями управляющей системы, между объектом и субъектом управления); внешние связи и условия (уровень кооперации, система снабжения и сбыта, климатические и природные условия); организационноправовые отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество).

Поэтому нет и не может быть единой структуры заводоуправления для предприятий даже одной и той же отрасли.

Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления, определяют его организационную структуру.

Под организационной структурой управления организацией понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, их системная организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Базой для построения организационной структуры управления является организационная структура производства.

Структура должна быть функциональной и отвечать требованиям предпрятия, так как ее задачами является ускорение сроков принятия решений, увелечение степени контроля и как следствие, снижение количества ошибок в работе.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным.

1. Линейная структура управления

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.

Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.

2. Функциональная структура управления

Функциональная структура сложилась как неизбежный результат процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

Традиционные функциональные блоки предприятия — это отделы производства, маркетинга, финансов.

Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.

Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства.

К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

Функциональную структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примерами такого рода могут служить предприятия, действующие в металлургической, резинотехнической промышленности, в отраслях, производящих сырьевые материалы.

3. Дивизиональная структура управления

Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров организации, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первым перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п., поэтому данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.

Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

Некоторые предприятия производят большой ассортимент товаров и услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет четко определенные, или специфические потребности. Если два или более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей.

Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, — индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых форм, торгующих оптом и в розницу.

Дивизиональная структура существенно ускоряет реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения рассматриваются как центры прибыли, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.

4. Адаптивные структуры управления

Адаптивные, или органические, структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентированы на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков.

Обычно выделяют два типа адаптивных структур: проектный и матричный.

Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п.

Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. В их числе — ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность.

Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.

В матричных структурах можно гибко перераспределять кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, которые координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах.

В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:

Цель – изучить теоретические основы организации бухгалтерского учета на предприятиях Российской Федерации.

Задачи:

  • рассмотреть понятие организации бухгалтерского учета на предприятии;
  • рассмотреть структуру бухгалтерского аппарата предприятия;
  • определить задачи бухгалтерской службы предприятия и предъявляемые к ней требования.

Оглавление

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия – самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения. Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль над сохранностью, рациональным и экономным использованием всех активов организации. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства.

Права, обязанности и порядок работы бухгалтерии закрепляются в Положении о бухгалтерии, разрабатываемом в организации на основе устава.

В этом документе сформулированы общие положения бухгалтерского учета: форма учета, численность аппарата бухгалтерии; законодательные акты, на основе которых ведется учет; требования к руководству бухгалтерией; цели и задачи бухгалтерского учета. В Положении о бухгалтерии раскрываются функции бухгалтерии по участкам учетной работы, в соответствии с которыми разрабатываются и утверждаются должностные инструкции для сотрудников аппарата бухгалтерии. В этом документе в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением о главных бухгалтерах содержится должностная инструкция о руководителе бухгалтерии (главном бухгалтере). Этим положением определяется взаимодействие бухгалтерии с другими подразделениями и службами организации.

Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. В объединениях и крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на следующие отделы.

Структура аппарата бухгалтерии

Отдел по учету сбытовых организаций

Отдел расчетных операций в иностранных валютах

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с персоналом по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль наличия, движения и сохранности полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.

Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее продажи. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль правильности и своевременности поступления платежей от них.

Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлагается организация финансовой работы.

Общий отдел бухгалтерии организации ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Рассматриваемая структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных хозяйствующих субъектов и носит название вертикальной.

В небольших организациях, как правило, применяется линейная структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

На крупных предприятиях используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производств). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий.

В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.

В условиях комплексной механизации и автоматизации учета на базе ЭВМ создаются вычислительные центры (ВЦ). Они могут обслуживать отдельные крупные хозяйствующие субъекты или группы организаций. В последнее время все большее распространение получают информационно-вычислительные центры (ИВЦ). В их функцию входит обработка всей экономической информации организаций данного района (региона). Такие центры оснащены современными ЭВМ и осуществляют не только обработку бухгалтерской информации, но и планово-нормативные технические расчеты.

Развитие вычислительной техники привело к техническому оснащению предприятий мини-ЭВМ — электронными бухгалтерскими машинами, которые широко используются в бухгалтериях. Это позволило создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера на базе персональных компьютеров. Организация АРМ бухгалтера является важным резервом дальнейшего совершенствования учетной работы, значительно повышает возможность использования информации в управлении предприятием.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Аппарат бухгалтерии занимается ведением учета, составлением отчетности и осуществлением как предварительного, так и последующего контроля за соблюдением финансовой, кассовой, сметной и штатной дисциплины, рациональным расходованием денежных средств и материальных ресурсов, осуществлением строжайшего режима экономики и недопущением потерь и непроизводительных расходов.
Актуальность данной темы связана с тем, что без существования бухгалтерского аппарата трудно себе представить современное предприятие в любой стране, как трудно представить себе фирму, который не была бы знака с порядком, принципами и правилами ведения бухгалтерского учета на том или ином месте. Отсюда возникает необходимость рассмотрения строения, функций и работы на предприятии бухгалтерского аппарата.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ АППАРАТ: ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. 4
§1. Бухгалтерский аппарат ……………..………………………………………. …4
§2. Структура бухгалтерского аппарата………………. ………………………. 6
§3. Функции бухгалтерского аппарата….………………………………….…. 8
§4. Бухгалтерский аппарат на предприятиях…………………….…….………..…9
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

реферат по ТБУ..doc

Для расчётов наличными денежными средствами предприятие может иметь одну или несколько касс, данные по которым обобщает старший кассир Непосредственно приём и выдачу денег ведёт кассир под руководством бухгалтерии. Кроме того, кассир сдаёт документы и наличные средства в банк и ежедневно составляет отчёт кассира о совершённых операциях по кассе.

Группа учёта МПЗ занята учётом движения материальных ценностей на складах и в производстве, принимает участие в проведении их инвентаризации и определяет её результаты.

В обязанности группы расчётов с персоналом по оплате труда входит начисление заработной платы и других выплат работникам на основании первичных документов, удержаний из заработной платы, а также удержаний по заявление работников.

Группа учёта производства на основании ведомостей затрат группирует и оценивает фактические затраты предприятия, исчисляет фактическую себестоимость продуктов труда, участвует в инвентаризации незавершённого производства.

Группа продаж осуществляет учёт движения готовой продукции на складах, выписывает счёт-фактуры покупателям, ведёт учёт расчётов с покупателями и заказчиками за проданную продукцию, участвует в инвентаризации готовой продукции, определяет и учитывает её результаты.

На крупных предприятиях, имеющих большое количество расчётных, валютных или специальных счетов, может быть создана группа учёта денежных средств. В обязанности этой группы учёта входят:

- формирование информации о движении денежных средств в кассе и на всех банковских счетах головного предприятия;

- оформление и отправка в обслуживающий банк платёжных документов, контроль за движением средств по структурным подразделениям;

- участие в инвентаризации денежных средств в кассах;

- сверка остатков на счетах в банках, информации для выработки управленческих решений по спорным вопросам, возникающим между хозяйствующим субъектов и обслуживающими банками.

В обязанности группы учёта основных средств включается: учёт наличия и движения основных средств, начисление и учёт амортизационных отчислений, участие в инвентаризации объектов основных средств, их переоценке; определение и учёт результатов операций с основными средствами.

Если предприятие проводит экспортно-импортные операции, составляющие значительную долю в учётной работе, может быть создана группа валютных операций, которая занята также определением и ведением учёта курсовых разниц.

В том случае, если на предприятии нет финансового отдела, в бухгалтерии может быть выделена группа расчётных операций.

Группа учёта расчётов по налоговым платежам формирует информацию и доходах, расходах и других объектах учёта применительно к нормам НК РФ. В её обязанности входят расчёт налогооблагаемой базы и суммы налогов и сборов, предназначенных к уплате в бюджеты разного уровня, учёт налогов и сбора.

Группа отчётности составляет бухгалтерский баланс и другую финансовую бухгалтерскую отчётность. В компетенцию этой группу могут входить расчёты с бюджетом и ведение внутрихозяйственных расчётов. В крупных объединениях (концернах, холдингах и т.п.) составляется сводная или консолидированная отчётность.

В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается руководителем обслуживающей организации и (или) специалистом-бухгалтером, ведущим бухгалтерский учет.

Бухгалтерский аппарат представляет собой упорядоченную систему точного распределения должностей и квалификаций задач, которые должны выполнять определённые группы учётов. Отсутствие бухгалтерского аппарата приводило бы к беспорядку и неисправности работы предприятия. Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

· постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

· формирование учетной политики организации;

· составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Работники бухгалтерии обязаны соблюдать трудовую и служебную дисциплину и нести ответственность за неправильное отражение информации в учете.

В данной работе были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Что такое бухгалтерский аппарат, его строение и функции.
  2. Бухгалтерский аппарат на предприятиях, его классификация.

Список используемой литературы

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ: Принят ГД ФС РФ 22.02.11// КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Электрон. дан. (1 файл). – 02.12.2014.

Книги одного автора:

3. Бабаев А.С. бухгалтерские термины и определения. - М.: Бухгалтерского учет, 2013.

4. Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ в комментарии. изд.2-е, перераб. в доп. - М.: МЦФЭР, 2014.

5. Бородина В.В. Бухгалтерский учет для руководителя: Практическое пособие. - М.: Книжный мир, 2012.

6. Бортник Н.А. и Бортник Н.Н. Бухгалтерское дело // - М.: ЮННТН-ДАНА, 2014.

7. Веславцева Н.А., Медведева 0.8. Бухгалтерское дело. - М.: Приор-издание, 2014.

8. Бухгалтерское дело / Под редакцией Т. Гиляровского. - М.: ИТН-ДАНА, 2013.

9. Вещунова Н. Делопроизводство в бухгалтерии. - М.: Проспект, 2013.

10. Пашкевич В.В., Куликова Л.Н. Бухгалтерское дело. - М.: Экономист, 2014.

Структура бухгалтерского аппарата зависит от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. Она должна отражать специфические особенности производства; обеспечивать взаимодействие между структурными подразделениями и исполнителями; использовать достижения научной организации труда; быть максимально простой и компактной.

В настоящее время сложились три основных типа организации структуры бухгалтерий, линейная (иерархическая), по вертикали (линейно­штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется на небольших предприятиях с численностью аппарата 7-9 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделяя бюро, сектора, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих подразделений, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии применяется в большинстве средних и некоторых крупных организациях.

В состав бухгалтерии входят, как правило, следующие отделы, сектора, группы:

• материальный сектор, отвечающий за поступление и учет материальных ценностей;

• сектор по учету оплаты труда, отвечающий за начисление заработной платы, расчетов с фондом социальной защиты населения, бюджетом по подоходному налогу и др.;

• сектор учета затрат на производство и калькулирования

• сектор учета готовой продукции и ее реализации;

• сводный или общий сектор, который ведет учет остальных операций, Главную книгу, составляет бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.

Кроме этого, главному бухгалтеру подчиняются бухгалтерии отделов капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних предприятий приведена ниже.


Рис.13.1 - Общая схема структуры бухгалтерского аппарата

При комбинированной организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения (например, по производствам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются подразделениям бухгалтерии в пределах установленной компетенции. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется на крупных предприятиях и в производственных объединениях.

Важный этап разработки структуры бухгалтерии - формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.

Работа бухгалтерии должна осуществляться с использованием научной

организации труда (НОТ) работников учета, которая призвана повысить производительность их труда, полноту и достоверность получаемой информации, ее аналитичность.

Управление производственными процессами в организации осуществляется коллективом работников, входящих в аппарат управления. Важнейшей характеристикой аппарата управления является его структура.

Структура управления — это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформированных исходя из целей функционирования предприятия.

Под функцией управления понимают конкретный целенаправленный вид управленческой деятельности, обусловленный разделением труда в аппарате управления. Иногда в связи с большим объемом работы функция управления реализуется не одним, а несколькими структурными подразделениями.

Структура и численность аппарата управления для каждого данного предприятия зависит от многих факторов, которые можно сгруппировать следующим образом: технические (масштаб производства, сложность продукции, технологических процессов и оборудования, уровень автоматизации производства и управления); организационно-экономические (степень централизации функций, характер связей между различными ступенями и звеньями управляющей системы, между объектом и субъектом управления); внешние связи и условия (уровень кооперации, система снабжения и сбыта, климатические и природные условия); организационноправовые отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество).

Поэтому нет и не может быть единой структуры заводоуправления для предприятий даже одной и той же отрасли.

Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления, определяют его организационную структуру.

Под организационной структурой управления организацией понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, их системная организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Базой для построения организационной структуры управления является организационная структура производства.

Структура должна быть функциональной и отвечать требованиям предпрятия, так как ее задачами является ускорение сроков принятия решений, увелечение степени контроля и как следствие, снижение количества ошибок в работе.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным.

1. Линейная структура управления

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.

Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.

2. Функциональная структура управления

Функциональная структура сложилась как неизбежный результат процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

Традиционные функциональные блоки предприятия — это отделы производства, маркетинга, финансов.

Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.

Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства.

К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

Функциональную структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примерами такого рода могут служить предприятия, действующие в металлургической, резинотехнической промышленности, в отраслях, производящих сырьевые материалы.

3. Дивизиональная структура управления

Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров организации, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первым перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п., поэтому данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.

Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

Некоторые предприятия производят большой ассортимент товаров и услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет четко определенные, или специфические потребности. Если два или более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей.

Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, — индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых форм, торгующих оптом и в розницу.

Дивизиональная структура существенно ускоряет реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения рассматриваются как центры прибыли, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.

4. Адаптивные структуры управления

Адаптивные, или органические, структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентированы на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков.

Обычно выделяют два типа адаптивных структур: проектный и матричный.

Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п.

Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. В их числе — ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность.

Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.

В матричных структурах можно гибко перераспределять кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, которые координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах.

В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:

Оглавление

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия – самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения. Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль над сохранностью, рациональным и экономным использованием всех активов организации. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства.

Права, обязанности и порядок работы бухгалтерии закрепляются в Положении о бухгалтерии, разрабатываемом в организации на основе устава.

В этом документе сформулированы общие положения бухгалтерского учета: форма учета, численность аппарата бухгалтерии; законодательные акты, на основе которых ведется учет; требования к руководству бухгалтерией; цели и задачи бухгалтерского учета. В Положении о бухгалтерии раскрываются функции бухгалтерии по участкам учетной работы, в соответствии с которыми разрабатываются и утверждаются должностные инструкции для сотрудников аппарата бухгалтерии. В этом документе в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением о главных бухгалтерах содержится должностная инструкция о руководителе бухгалтерии (главном бухгалтере). Этим положением определяется взаимодействие бухгалтерии с другими подразделениями и службами организации.

Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. В объединениях и крупных предприятиях бухгалтерия подразделяется на следующие отделы.

Структура аппарата бухгалтерии

Отдел по учету сбытовых организаций

Отдел расчетных операций в иностранных валютах

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с персоналом по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль наличия, движения и сохранности полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.

Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее продажи. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль правильности и своевременности поступления платежей от них.

Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлагается организация финансовой работы.

Общий отдел бухгалтерии организации ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Рассматриваемая структура организации аппарата бухгалтерии применяется на большинстве средних, а иногда и крупных хозяйствующих субъектов и носит название вертикальной.

В небольших организациях, как правило, применяется линейная структура, при которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

На крупных предприятиях используется комбинированная система организации аппарата бухгалтерии, при которой в составе бухгалтерии выделяются службы, занятые выполнением замкнутого цикла работ (по видам производств). В этих случаях права главного бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах их полномочий.

В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.

В условиях комплексной механизации и автоматизации учета на базе ЭВМ создаются вычислительные центры (ВЦ). Они могут обслуживать отдельные крупные хозяйствующие субъекты или группы организаций. В последнее время все большее распространение получают информационно-вычислительные центры (ИВЦ). В их функцию входит обработка всей экономической информации организаций данного района (региона). Такие центры оснащены современными ЭВМ и осуществляют не только обработку бухгалтерской информации, но и планово-нормативные технические расчеты.

Развитие вычислительной техники привело к техническому оснащению предприятий мини-ЭВМ — электронными бухгалтерскими машинами, которые широко используются в бухгалтериях. Это позволило создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера на базе персональных компьютеров. Организация АРМ бухгалтера является важным резервом дальнейшего совершенствования учетной работы, значительно повышает возможность использования информации в управлении предприятием.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Аппарат бухгалтерии занимается ведением учета, составлением отчетности и осуществлением как предварительного, так и последующего контроля за соблюдением финансовой, кассовой, сметной и штатной дисциплины, рациональным расходованием денежных средств и материальных ресурсов, осуществлением строжайшего режима экономики и недопущением потерь и непроизводительных расходов.
Актуальность данной темы связана с тем, что без существования бухгалтерского аппарата трудно себе представить современное предприятие в любой стране, как трудно представить себе фирму, который не была бы знака с порядком, принципами и правилами ведения бухгалтерского учета на том или ином месте. Отсюда возникает необходимость рассмотрения строения, функций и работы на предприятии бухгалтерского аппарата.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ АППАРАТ: ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. 4
§1. Бухгалтерский аппарат ……………..………………………………………. …4
§2. Структура бухгалтерского аппарата………………. ………………………. 6
§3. Функции бухгалтерского аппарата….………………………………….…. 8
§4. Бухгалтерский аппарат на предприятиях…………………….…….………..…9
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

Читайте также: