10 фактов о tomb raider

Обновлено: 02.07.2024

Изначально в финале игры Лара должна была пожертвовать своей подругой Сэм, чтобы спастись с острова. Однако разработчики пожалели игроков и решили, что не стоит взваливать на них груз вины.

В интервью Eurogamer сценаристка Рианна Пратчетт (Rhianna Pratchett) поведала, что ради ярких перестрелок и насыщенного геймплея авторы пожертвовали развитием характера Лары Крофт и другими деталями истории, а многие фрагменты сценария пришлось переделывать — опять же в угоду процессу. Кроме того, изначально концовка приключения была более мрачной, но тестерам она показалась депрессивной — в итоге финал изменили чуть ли не в последний момент.

В одном из трейлеров игры был показан фрагмент, намекавший на изнасилование главной героини. Среди аудитории разразился небольшой скандал, любимую героиню никто не хотел видеть в этом амплуа — разработчикам пришлось отдельно объявить, что насилия не случится ни в коем случае.

Изначально часть команды разработки занималась созданием проекта Lara Croft & Guardian of Light. После её создания все силы были брошены на TR.

Голосом Лары послужила Камилла Ладдингтон. Она сместила с поста Кили Хоус, которая пробыла в этой роли дольше всех в истории.

Ведущей сценаристкой игры была Риана Пратчетт. Нет, не однофамилица — это дочь того самого Терри Пратчетта, культового британского писателя. Свое участие в проекте она объяснила тем, что это одна из её любимых героинь и такой шанс выпал бы раз в жизни. В написании образа героини Пратчетт помог её предшествующий опыт в создании Нарико из Heavenly Sword и Фэйт из Mirror’s Edge. Она имела на руках все игровые уровни и соединила их в единую систему, уместив все кат-сцены в 90 страниц текста.

Игра разрабатывалась на том же движке, что и Deus Ex: Human Revolution. Можете сравнить качество графики.

Первоначальный замысел студии состоял в разработке сюжетного продолжения Underworld под названием Tomb Raider: Ascension. В ней Лара должна была исследовать остров, населённый призраками и монстрами, вместе с шестилетней девочкой по имени Изуми. Когда эту идею отвергли — Изуми попытались заменить на обезьянку. А когда убрали и её, внедрили монстров на манер Shadow of Colossus и поездки на лошадях. Убрали их, добавили толпы зомби. Лишь к 2009-ому году игра вышла на правильные рельсы.

Одной из особенностей рекламной кампании новой части стало то, что никто не работал моделью Лары на стендах и презентациях. Это разрушило бы магию персонажа, который стал намного глубже и более персонализирован.

Вообще идея перезагрузки серии появилась потому, что старая героиня себя изжила. Она потеряла актуальность и перестала привлекать зрительский интерес.

Вполне очевидно, что главным источником вдохновения для разработчиков послужил Uncharted 2: Drake's Fortune. Но были и другие: например, под впечатлением от фильма «127 часов» сцены выживания сделали более натуралистичными. А идея становления героя пришла из «Бетмен: Начало». Кроме того, изначальная система выживания копировала Metal Gear Solid 3.


Tomb Raider, что в переводе на русский обозначает Расхитительница Гробниц, – это один из самых древних и один из самых старинных игровых сериалов мира. Если бы человечество задалось целью создать общий обзорный, рекламный, краткий трейлер, то гражданка Лара Крофт обязательно бы засветила в этом самом трейлере своё лицо, а может и что-то другое, поскольку Tomb Raider – это символ игростроя.

Раз вы тут, значит, вам небезразличен этот сериал. Возможно даже, что вы являетесь большим его фанатом. Тем более будет интересней и нам и вам, поскольку мы приготовили для вас 10 фактов о Tomb Raider, о которых вы, возможно, не подозревали. Поплыли.

Факт №1. Первую Tomb Raider делали 3 года.

Факт №2. Лара Крофт изначально была мужчиной.

Вот мы и поймали мистера Тоби Гарда сотоварищи на горяченьком. Как оказалось, перед тем, как посвятить свою жизнь разработке игр о сексуальной, грудастой и резвой искательнице приключений, разработчики планировали в роли мисс Крофт брутального мужика. Но, к счастью, такой мужик уже был, и звали его Индиана Джонс. Но мысль о смене пола мадемуазель Крофт не покидала игроделов, и, как признаётся сам Тоби Гард, на определённом этапе, когда он уже делал третий или четвёртый Tomb Raider, в рабочем коллективе чуть было не решили дать главную роль герою мужского пола. К счастью этого не произошло.


Стать мужчиной, Ларе Крофт помешал Индиана Джонс.

Факт №3. Лара Крофт могла быть чернокожей африканкой.

Толерантность из сферы развлечений сочилась уже тогда: в начале 90-ых. По этой причине Лару Крофт хотели сделать африканкой. Но уже тогда многие смекнули, что такая героиня вряд ли найдёт отзыв в сердцах и кошельках западных геймеров. Поэтому сначала её просто хотели сделать чернокожей. Затем решились на то, чтобы она была белокожей жительницей ЮАР, коих там со времён колонизации, осталось немало. Затем от Африки отказались, и сделали её чопорной и манерной англичанкой. Но всё равно следы расовых терзаний не исчезли без следа. В процессе эволюции героини можно заметить, как менялась не только белизна её кожи, но и акцент. Такие вот страсти.

Факт №4. Лара Крофт должна была быть Лаурой Круз.

Имя для Лары Крофт выбирали в телефонной книге. История умалчивает, каким именно образом происходили выборы, но, скорее всего, кто-то просто ткнул пальцем в наиболее понравившееся. Выпала Лаура Круз. Слишком по-мексикано-испански, – подумали многие, и начали коверкать имя и фамилию, добиваясь одного единственного: принятия главной героини геймерами из США, на которых-то и была в первую очередь ориентирована эта игра. А ко всяким Лаурам там бывает предвзятое отношение, особенно в северных штатах. Представителей латинской Америки не без основания недолюбливают в США, равно как и американцев в самой латинской Америке. В общем, коллегиально или авторитарно, но решено было гибридизировать Лауру Круз в Лару Крофт. На том и порешили.

Факт №5. Игру хотели сделать похожей на Принца Персии.

Принц Персии чуть не стал прототипом Tomb Raider. Знаменитый «персидский» платформер должен был стать той игрой, которая вдохновляла разработчиков на подвиги. Изначально так и решено было делать, однако в студии нашлись те, кто не без основания заявлял о том, что один Принц Персии уже есть, и нужен ли ещё один – далеко не факт. Вместе с этим, противники копирования Принца, предлагали построить геймплей на головоломках. Напихав головоломки в экшен можно было получить отличный симбиоз универсальной игры для всех полов и возрастов. Впрочем, ряд вещей Tomb Raider всё-таки унаследовал у своего «персидского» кумира. Но многое, что Tomb Raider должен был перенять у Принца Персии отпало, после того как был подтверждён пол главной героини. Игроделы решили, что не к лицу женщине махать саблями, предоставив ей возможность решать головоломки.


Грудь Лары Крофт прошла удивительную эволюцию.

Факт №6. Грудь Лары Крофт появилась из-за технической ошибки.

Давайте будет откровенны: самое главное, что сделало Лару Крофт знаменитой – это не только фирменные шорты и два пистолета, а удивительная, почти до неприличных размеров, грудь, нисколько не мешающая ей, впрочем, совершать опасные пируэты в процессе своих, как бы, археологических изысканий. Так вот, эта самая грудь, наверное, четвёртого размера, стала такой, если верить разработчикам, благодаря технической ошибке. Мистер Гард однажды, в процессе моделирования Лары, взял да и потянул нечаянно ползунок размера груди на максимум, установив его на 150%. Тут же набежали коллеги и сказали, что получилось как раз самое то, что нужно оставить, и что таким вот образом они только что создали настоящий секс-символ. Это сейчас, при современных технологиях грудь выглядит как грудь, а тогда нужно было немало напрячь фантазию, чтобы в двух остроконечных «египетских пирамидах» разглядеть что-то эротическое, но получилось, как получилось. Заметим лишь, что лично мы сомневаемся в том, что всё произошло прямо таки случайно.

Факт №7. У Лары Крофт были реальные прообразы.

Возможно, что в образе Лары Крофт, мистер Гард и хотел создать свою будущую супругу, но официальная история говорит о том, что при создании Лары вдохновлялись двумя девушками: главной героиней кинофильма Tank Girl и поп-певицей Нене Черри. Фильм, проходящий у нас под названием Танкистка, несмотря на присутствие Малькома Мак'Дауэлла, является лютым трэшем с приветом из 80-х. Ну, а если такое кино кто-то, да и смотрел, то афро-шведская певица Нене Черри у нас совсем неизвестна. Девушка, тогда, на заре 90-х, пела рэп, если его вообще можно петь, и носила имидж эдакой подзаборной задиристой пацанки. Она была, кстати, чернокожая. Возможно, отсюда и растут корни идеи сделать синьору Крофт африканкой.


Лара Крофт доказала, что девушки тоже могут быть главными героинями видеоигр.

Факт №8. Tomb Raider помогла Sony побороть Nintendo.

Sega Saturn – классическая консоль золотой эпохи компании, с шестью кнопками и фирменным дизайном. Именно обладатели этой видеоприставки впервые и увидели первую часть Tomb Raider. А звёздный дебют на PlayStation случился немного позже, когда в Sony уже конкретно обратили внимание на успешный игровой сериал, набирающий обороты и начинающий обрастать армией поклонников. Многие, кстати, связывают успех PlayStation именно с Tomb Raider. Это сейчас против PlayStation не попрёшь. Это сейчас данная консоль явный авторитет, а тогда, в эпоху расцвета игростроения, приставка сражалась за место под солнцем с Nintendo 64. Стоит также добавить, что в Sony предлагали объединиться вместе с Sega, с целью создать единую консоль, но недальновидное руководство Sega отказалось, за что и поплатилось: у него увели Tomb Raider, отняли рынок и завершили золотую эпоху компании.

Факт №9. Первая Tomb Raider разошлась тиражом в 7 миллионов.

Первую Tomb Raider делали 3 года с небольшим. Но делали с любовью и вручную, не так, как делают игры сейчас. Отдача не заставила себя ждать: игру купили 7 миллионов раз, при этом нужно понимать, что все эти 7 миллионов составляли коробочные, физические носители. Лара стала жутко популярна. Предприниматели стали делать плакаты с ней, штамповать школьные тетради, а дизайнеры выпускать различные приличные и не очень приличные материалы, где Лару помещали уже в 3D-формат. По словам разработчиков, это навело их на мысль о том, что пора переводить Tomb Raider из разряда 2D-платформера в полноценный, насколько это было возможно тогда, 3D.

Факт №10. Лара Крофт доказала, что главным героем видеоигры может стать женщина.

Последний факт особенно понравится феминистам, метросексуалам, аксакалам и прочим саксаулам, которые считают, что женщин унижают везде и всюду. В общем, Лара Крофт по праву может носить звание первой игровой героини женского пола, которая приобрела мировую популярность. О Tomb Raider тогда писали не только игровые издания, которым на роду написано делать это, но и серьёзные деловые журналы и газеты типа Time или The Telergaph. Это-то и сломило её создателя – мистера Гарда, который по его словам, не вынес всей той попсы, которая окружила его персонажа. Лара Крофт позировала в бикини, рекламировала всякую ерунду, участвовала во множестве проектов эротического содержания, стала неофициальным талисманом группы U2 и совершила много других непотребных вещей. В общем, пошла во все тяжкие. Её создатель не вынес удара, и ушёл из студии Core Design в 1997-м году. Уход на вольные хлеба оказался не окончательным, и через несколько лет он вернулся назад.


+10 фактов о Tomb Raider I


настоятельно рекомендую ознакомиться с первым выпуском истории серии Tomb Raider. 1. Начнём с наиболее известного факта. Говорят, что необычный размер груди Лары появился случайно. Когда Тоби Гард создавал модель Лары на компьютере, он случайно превысил нужные значения, и вместо 50 вписал 150 процентов. Такая необычная фигура очень понравилась всему коллективу, а исполнительный директор Эдриан Смит дал добро, на то, чтобы оставить Лару именно такой.

2. Изначально для первой части Tomb Raider задумывались ещё два вида противников, которые должны были обитать на уровне Атлантида. Это мутировавший сом и атлантический динозавр.



Этот факт стал известен, когда игроки поковырялись в файлах одной из бета-версий игры, а в 2001-ом году и сами разработчики рассказали об этом в оригинальном журнале.

3. В первой игре Лара Крофт уже должна была обзавестись не только косой, но и очками. Однако, это превышало допустимые мощности приставок, и в конечном итоге Лара одевала очки только в заставках.

Но мы то с вами знаем, из-за мощности какой приставки, детализацию пришлось сильно сократить.

4. Во дворце царя Мидаса на одной из высоких платформ можно заметить большую аптечку, но подобраться к ней кажется невозможным.
Казалось невозможным, пока один из игроков не обнаружил так называемый corner bug – угловой дефект. Если Лару поставить в определённую позицию возле угла, а затем прыгнуть, то, вуаля – Лара взбирается на ранее недоступные высоты.
Знали ли об этом баге разработчики? Думаю, положение аптечки даёт ответ на этот вопрос.

5. Во время рекламной кампании в Японии Лара Крофт и остальные персонажи были изображены в стиле аниме. Это было сделано для того, чтобы привлечь больше внимания со стороны молодёжи, которая буквально взращена на популярной культуре манги и аниме.
Ещё в японской версии на уровне «Гробница Куалопека» присутствует ниша со статуэткой, которой нет в оригинале. Но это лишь маленькое косметическое отличие.

6. На уровнях в Перу Ларе не раз встречаются подвесные мосты. В реальности подобные мосты являются частью высокогорной дороги Qhapaq Nan, которая была проложена племенами инков. Сотни километров этих дорог и троп проходят через большую часть горной системы Анд и используются до сих пор.

7. Как мы узнаём из игры, после падения метеорита на Атлантиду, Куалопек и Тихокан попали в разные части света. Эта часть сюжета выдумана не на ровном месте. Дело в том, что существует такое понятие, как альтернативная история – которая рассматривает возможность существования Атлантиды и её глобальную катастрофу, после которой некоторые выжившие разбрелись по разным частям света, и пользуясь атлантическими знаниями, создавали постройки колоссальных размеров и с большой точностью. Такие постройки можно наблюдать в Боливии, Перу и Египте, и принцип их создания до сих пор остаётся загадкой для человечества, ведь при всех современных технологиях соорудить подобное не является возможным.

8. В Египте Лара проникает в город Камун, расположенный под храмом Нефертари, а когда возвращается туда в следующий раз, город оказывается затоплен. Что же явилось причиной?
Изначально, храм Нефертари и храм Рамзеса II находились на 65 метров ниже нынешнего местоположения. Но в 1960-ом году, на реке Нил началось строительство плотины, в результате чего оба храма оказались под угрозой полного затопления и, как следствие, разрушения. Этого никак нельзя было допустить, и поэтому в 1964-ом году археологи и инженеры приступили к переносу древних памятников на новое место. Оба храма были распилены на множество блоков, каждый из которых был весом до трёх тонн, и после активной четырёхлетней работы храм Рамзеса II и храм Нефертари были перенесены на 65 метров выше и на 200 метров дальше.
В игре, Лара всё же находит проход в подземный город, однако в дополнении Unfinished Business видно, что вода в это место время от времени попадает, сильно затапливая первые залы.

9. Хотите получить настоящий хардкор в Tomb Raider? Разработчики предлагают установить дополнение Unfinished Business, и пропустить первые 2 уровня, начав непосредственно с уровней Атлантиды. Ларе придётся очень нелегко, ведь мощного оружия поначалу не будет, а боеприпасы и аптечки надо будет сильно экономить.


10. Десятый же не столько факт, сколько похвала разработчикам. Хочу обратить ваше внимание на то, насколько художественно проработано первое приключение Лары. Множество отсылок к реальной истории и различным легендам, прекрасно переданный антураж локаций, хорошо проработанные персонажи и их взаимоотношения. В игре можно встретить вещи, которые станут понятными только при повторном прохождении. Например, множество ящиков с надписью “Natla” намеренно расположены в ряд, создавая анаграмму, а на тронах правителей написаны буквы Q, T и N, т.е. Куалопек, Тихокан и Натла, что намекает на происхождение злодейки ещё до сюжетной заставки.

Игра под завязку напичкана деталями, которые при каждом повторном исследовании будут открывать для нас всё новые интересные факты. И чем же это не повод в неё ещё раз сыграть?

Спасибо за внимание, дамы и господа! До встречи в третьем выпуске истории серии Tomb Raider!


Скрытые культы, забытые реликвии и мистические увечья являются классическими компонентами игр Tomb Raider (Расхитительница гробниц), но есть почти такое же количество необычных историй о развитии культовой серии. Старший менеджер Crystal Dynamics Мэган Мари и соруководители Скот Амос и Рон Розенберг поделились несколькими закулисными историями с нами, которые затрагивают игру с 1996 года, дебюта Tomb Raider, и до выхода Tomb Raider: The Definitive в 2014 году.

1. Лара должна была быть мужчиной по имени Флетчер


Лара является самым культовым женским персонажем в истории видеоигр, но ранние конструкции главного героя Tomb Raider были менее женственными. Главный герой сначала создавался как парень по имени Флетчер Кристиан, потом уже был переделан как Лаура Круз, южноамериканский археолог и наемник, вдохновение для которой черпали из неукротимой девушки-панка из «Танкистки» и певицы Нене Черри. После нескольких попыток Core Design решила сделать Лауру Круз на британский манер. Она была переименована в Лару Крофт и стала женщиной, которую мы все сегодня знаем и любим.

2. Изначально ее волосы были короче (и намного удобнее)


Одним из основных элементов у Лары является ее длинная коса, покачивающаяся из стороны в сторону, пока она прыгает между каменными столбами, решает головоломки и отделывает плохих парней пулями. Проницательные фанаты заметили, что у нее не было косы в оригинальной Tomb Raider. Игра была выпущена в 1996 году, в то время лишь ограниченное количество полигонов могли отображаться одновременно, поэтому обошлись без косы. Известная прическа дебютировала в игре в Tomb Raider II, где Лара получила не 250 полигонов, а 450.

3. Один из персонажей был человеком из реальной жизни


Вы могли задумываться, высока ли вероятность того, что NPC будет чьим-то двойником из реальной жизни, но, верите или нет, такое было. Французский археолог по имени Жан-Ив был показан в Tomb Raider: The Last Revelation как давний друг Лары. Он был удален из последующих игр после того, как настоящий французский археолог по имени Жан-Ив заметил сходство между собой и моделью в игре.

4. В одной игре лицо Моны Лизы было более… мужественным


Только самые преданные поклонники заметили это раньше. Всем известно, что загадочная улыбка Джоконды подчинила зрителей на несколько поколений, но если вы внимательно посмотрите на Джоконду в Лувре в игре Tomb Raider: The Angel of Darkness 2003 года, то увидите, что лицо Моны было заменено изображением композитора Питера Коннелли, работающего над игрой, изображающее его после «тяжелой ночи». Думаю, что Да Винчи увидел бы здесь смешную сторону, верно?

5. Tomb Raider чуть не стала сайд-скроллером


Возможно, самым крупным планируемым обновлением всей игры было то, что в 2010 году Lara Croft: Guardian of Light почти стала сайд-скроллером. На раннем этапе возник спор между членами команды, где одни выступали за сайд-скроллер, другие – за изометрию. Что может быть лучше споров, чем разделиться на мини-команды и доказать свое мнение на экране. Хотя прототип для каждого варианта вышел хорошим, после завершения прототипов команда решила, что остановится на изометрии.

6. «Казино Рояль» и «Бэтмен: Начало» вдохновили перезапуск


Справедливости ради стоит сказать, что в 2013 году у Tomb Raider произошло капитальное изменение игроков Лара Крофт, к которым все привыкли. А это означало, что хотя место назначения того стоит, ведущее туда путешествие было сложным, мягко говоря. К счастью, ориентировались на блокбастеры с каноничными персонажами: «Казино Рояль» и «Бэтмен: Начало», у которых персонажи были смелее, чем обычно. Скот Амос, соруководитель студии, поведал, что поскольку «Казино Рояль» и «Бэтмен: Начало» вышли несколько лет назад, они стали ориентиром для команды, когда они обсуждали обновление Лары для современных геймеров.

7. Tomb Raider 2013 года хотели сделать кооперативной


Хотя в оригинальной Tomb Raider Лара на острове сама, без поддержки, в начале разработки команда рассматривала возможность сделать игру кооперативной. Кооператив включал бы специально разработанных членов экипажа, которых люди будут использовать, чтобы играть вместе, сражаясь за выживание в диких условиях, уничтожая волков и раскрывая секреты. В итоге команда отошла от кооперативной игры, но прототип товарищей из экипажа остался и стал основной частью одиночной игры.

8. Студия Rocksteady оказала помощь


Разработчики игр всегда соперничают и скрытничают, но команда из Rocksteady Games была большим сторонником команды Tomb Raider. После завершения полного обновления Брюса Уэйна и его спятившего альтер-эго для «Batman: Arkham Asylum» они встретились с командой Tomb Raider и поделились некоторыми процессами, используемыми ими для разработки игры. Они даже оказали любезность и поделились собственным программным обеспечением для отслеживания задач под названием Rocktrack.

9. Ранние версии Definitive Edition превратили игроков в параноиков


Этот анекдот прямо из уст Скота Амоса:

10. В одной игре чуть не появился уровень «создай свою гробницу»


Те, кто любит создавать умопомрачительно сложные, замысловатые уровни, которые доводят друзей и врагов до слез только от мысли о завершении, будет ошеломлен, услышав, что в Lara Croft and the Temple of Osiris почти создали уровень «построй собственную гробницу». Рон Розенберг сказал нам, что команда создала систему, которая позволила бы фанатам создать свои собственные могилы. Она была основана на простой системе, позволяющей игрокам «связать геймплей Lego», чтобы создать собственный подлый уровень. К сожалению, в окончательном варианте его нет.

Изначально в финале игры Лара должна была пожертвовать своей подругой Сэм, чтобы спастись с острова. Однако разработчики пожалели игроков и решили, что не стоит взваливать на них груз вины.

В интервью Eurogamer сценаристка Рианна Пратчетт (Rhianna Pratchett) поведала, что ради ярких перестрелок и насыщенного геймплея авторы пожертвовали развитием характера Лары Крофт и другими деталями истории, а многие фрагменты сценария пришлось переделывать — опять же в угоду процессу. Кроме того, изначально концовка приключения была более мрачной, но тестерам она показалась депрессивной — в итоге финал изменили чуть ли не в последний момент.

В одном из трейлеров игры был показан фрагмент, намекавший на изнасилование главной героини. Среди аудитории разразился небольшой скандал, любимую героиню никто не хотел видеть в этом амплуа — разработчикам пришлось отдельно объявить, что насилия не случится ни в коем случае.

Изначально часть команды разработки занималась созданием проекта Lara Croft & Guardian of Light. После её создания все силы были брошены на TR.

Голосом Лары послужила Камилла Ладдингтон. Она сместила с поста Кили Хоус, которая пробыла в этой роли дольше всех в истории.

Ведущей сценаристкой игры была Риана Пратчетт. Нет, не однофамилица — это дочь того самого Терри Пратчетта, культового британского писателя. Свое участие в проекте она объяснила тем, что это одна из её любимых героинь и такой шанс выпал бы раз в жизни. В написании образа героини Пратчетт помог её предшествующий опыт в создании Нарико из Heavenly Sword и Фэйт из Mirror’s Edge. Она имела на руках все игровые уровни и соединила их в единую систему, уместив все кат-сцены в 90 страниц текста.

Игра разрабатывалась на том же движке, что и Deus Ex: Human Revolution. Можете сравнить качество графики.

Первоначальный замысел студии состоял в разработке сюжетного продолжения Underworld под названием Tomb Raider: Ascension. В ней Лара должна была исследовать остров, населённый призраками и монстрами, вместе с шестилетней девочкой по имени Изуми. Когда эту идею отвергли — Изуми попытались заменить на обезьянку. А когда убрали и её, внедрили монстров на манер Shadow of Colossus и поездки на лошадях. Убрали их, добавили толпы зомби. Лишь к 2009-ому году игра вышла на правильные рельсы.

Одной из особенностей рекламной кампании новой части стало то, что никто не работал моделью Лары на стендах и презентациях. Это разрушило бы магию персонажа, который стал намного глубже и более персонализирован.

Вообще идея перезагрузки серии появилась потому, что старая героиня себя изжила. Она потеряла актуальность и перестала привлекать зрительский интерес.

Вполне очевидно, что главным источником вдохновения для разработчиков послужил Uncharted 2: Drake's Fortune. Но были и другие: например, под впечатлением от фильма «127 часов» сцены выживания сделали более натуралистичными. А идея становления героя пришла из «Бетмен: Начало». Кроме того, изначальная система выживания копировала Metal Gear Solid 3.


Tomb Raider, что в переводе на русский обозначает Расхитительница Гробниц, – это один из самых древних и один из самых старинных игровых сериалов мира. Если бы человечество задалось целью создать общий обзорный, рекламный, краткий трейлер, то гражданка Лара Крофт обязательно бы засветила в этом самом трейлере своё лицо, а может и что-то другое, поскольку Tomb Raider – это символ игростроя.

Раз вы тут, значит, вам небезразличен этот сериал. Возможно даже, что вы являетесь большим его фанатом. Тем более будет интересней и нам и вам, поскольку мы приготовили для вас 10 фактов о Tomb Raider, о которых вы, возможно, не подозревали. Поплыли.

Факт №1. Первую Tomb Raider делали 3 года.

Факт №2. Лара Крофт изначально была мужчиной.

Вот мы и поймали мистера Тоби Гарда сотоварищи на горяченьком. Как оказалось, перед тем, как посвятить свою жизнь разработке игр о сексуальной, грудастой и резвой искательнице приключений, разработчики планировали в роли мисс Крофт брутального мужика. Но, к счастью, такой мужик уже был, и звали его Индиана Джонс. Но мысль о смене пола мадемуазель Крофт не покидала игроделов, и, как признаётся сам Тоби Гард, на определённом этапе, когда он уже делал третий или четвёртый Tomb Raider, в рабочем коллективе чуть было не решили дать главную роль герою мужского пола. К счастью этого не произошло.


Стать мужчиной, Ларе Крофт помешал Индиана Джонс.

Факт №3. Лара Крофт могла быть чернокожей африканкой.

Толерантность из сферы развлечений сочилась уже тогда: в начале 90-ых. По этой причине Лару Крофт хотели сделать африканкой. Но уже тогда многие смекнули, что такая героиня вряд ли найдёт отзыв в сердцах и кошельках западных геймеров. Поэтому сначала её просто хотели сделать чернокожей. Затем решились на то, чтобы она была белокожей жительницей ЮАР, коих там со времён колонизации, осталось немало. Затем от Африки отказались, и сделали её чопорной и манерной англичанкой. Но всё равно следы расовых терзаний не исчезли без следа. В процессе эволюции героини можно заметить, как менялась не только белизна её кожи, но и акцент. Такие вот страсти.

Факт №4. Лара Крофт должна была быть Лаурой Круз.

Имя для Лары Крофт выбирали в телефонной книге. История умалчивает, каким именно образом происходили выборы, но, скорее всего, кто-то просто ткнул пальцем в наиболее понравившееся. Выпала Лаура Круз. Слишком по-мексикано-испански, – подумали многие, и начали коверкать имя и фамилию, добиваясь одного единственного: принятия главной героини геймерами из США, на которых-то и была в первую очередь ориентирована эта игра. А ко всяким Лаурам там бывает предвзятое отношение, особенно в северных штатах. Представителей латинской Америки не без основания недолюбливают в США, равно как и американцев в самой латинской Америке. В общем, коллегиально или авторитарно, но решено было гибридизировать Лауру Круз в Лару Крофт. На том и порешили.

Факт №5. Игру хотели сделать похожей на Принца Персии.

Принц Персии чуть не стал прототипом Tomb Raider. Знаменитый «персидский» платформер должен был стать той игрой, которая вдохновляла разработчиков на подвиги. Изначально так и решено было делать, однако в студии нашлись те, кто не без основания заявлял о том, что один Принц Персии уже есть, и нужен ли ещё один – далеко не факт. Вместе с этим, противники копирования Принца, предлагали построить геймплей на головоломках. Напихав головоломки в экшен можно было получить отличный симбиоз универсальной игры для всех полов и возрастов. Впрочем, ряд вещей Tomb Raider всё-таки унаследовал у своего «персидского» кумира. Но многое, что Tomb Raider должен был перенять у Принца Персии отпало, после того как был подтверждён пол главной героини. Игроделы решили, что не к лицу женщине махать саблями, предоставив ей возможность решать головоломки.


Грудь Лары Крофт прошла удивительную эволюцию.

Факт №6. Грудь Лары Крофт появилась из-за технической ошибки.

Давайте будет откровенны: самое главное, что сделало Лару Крофт знаменитой – это не только фирменные шорты и два пистолета, а удивительная, почти до неприличных размеров, грудь, нисколько не мешающая ей, впрочем, совершать опасные пируэты в процессе своих, как бы, археологических изысканий. Так вот, эта самая грудь, наверное, четвёртого размера, стала такой, если верить разработчикам, благодаря технической ошибке. Мистер Гард однажды, в процессе моделирования Лары, взял да и потянул нечаянно ползунок размера груди на максимум, установив его на 150%. Тут же набежали коллеги и сказали, что получилось как раз самое то, что нужно оставить, и что таким вот образом они только что создали настоящий секс-символ. Это сейчас, при современных технологиях грудь выглядит как грудь, а тогда нужно было немало напрячь фантазию, чтобы в двух остроконечных «египетских пирамидах» разглядеть что-то эротическое, но получилось, как получилось. Заметим лишь, что лично мы сомневаемся в том, что всё произошло прямо таки случайно.

Факт №7. У Лары Крофт были реальные прообразы.

Возможно, что в образе Лары Крофт, мистер Гард и хотел создать свою будущую супругу, но официальная история говорит о том, что при создании Лары вдохновлялись двумя девушками: главной героиней кинофильма Tank Girl и поп-певицей Нене Черри. Фильм, проходящий у нас под названием Танкистка, несмотря на присутствие Малькома Мак'Дауэлла, является лютым трэшем с приветом из 80-х. Ну, а если такое кино кто-то, да и смотрел, то афро-шведская певица Нене Черри у нас совсем неизвестна. Девушка, тогда, на заре 90-х, пела рэп, если его вообще можно петь, и носила имидж эдакой подзаборной задиристой пацанки. Она была, кстати, чернокожая. Возможно, отсюда и растут корни идеи сделать синьору Крофт африканкой.


Лара Крофт доказала, что девушки тоже могут быть главными героинями видеоигр.

Факт №8. Tomb Raider помогла Sony побороть Nintendo.

Sega Saturn – классическая консоль золотой эпохи компании, с шестью кнопками и фирменным дизайном. Именно обладатели этой видеоприставки впервые и увидели первую часть Tomb Raider. А звёздный дебют на PlayStation случился немного позже, когда в Sony уже конкретно обратили внимание на успешный игровой сериал, набирающий обороты и начинающий обрастать армией поклонников. Многие, кстати, связывают успех PlayStation именно с Tomb Raider. Это сейчас против PlayStation не попрёшь. Это сейчас данная консоль явный авторитет, а тогда, в эпоху расцвета игростроения, приставка сражалась за место под солнцем с Nintendo 64. Стоит также добавить, что в Sony предлагали объединиться вместе с Sega, с целью создать единую консоль, но недальновидное руководство Sega отказалось, за что и поплатилось: у него увели Tomb Raider, отняли рынок и завершили золотую эпоху компании.

Факт №9. Первая Tomb Raider разошлась тиражом в 7 миллионов.

Первую Tomb Raider делали 3 года с небольшим. Но делали с любовью и вручную, не так, как делают игры сейчас. Отдача не заставила себя ждать: игру купили 7 миллионов раз, при этом нужно понимать, что все эти 7 миллионов составляли коробочные, физические носители. Лара стала жутко популярна. Предприниматели стали делать плакаты с ней, штамповать школьные тетради, а дизайнеры выпускать различные приличные и не очень приличные материалы, где Лару помещали уже в 3D-формат. По словам разработчиков, это навело их на мысль о том, что пора переводить Tomb Raider из разряда 2D-платформера в полноценный, насколько это было возможно тогда, 3D.

Факт №10. Лара Крофт доказала, что главным героем видеоигры может стать женщина.

Последний факт особенно понравится феминистам, метросексуалам, аксакалам и прочим саксаулам, которые считают, что женщин унижают везде и всюду. В общем, Лара Крофт по праву может носить звание первой игровой героини женского пола, которая приобрела мировую популярность. О Tomb Raider тогда писали не только игровые издания, которым на роду написано делать это, но и серьёзные деловые журналы и газеты типа Time или The Telergaph. Это-то и сломило её создателя – мистера Гарда, который по его словам, не вынес всей той попсы, которая окружила его персонажа. Лара Крофт позировала в бикини, рекламировала всякую ерунду, участвовала во множестве проектов эротического содержания, стала неофициальным талисманом группы U2 и совершила много других непотребных вещей. В общем, пошла во все тяжкие. Её создатель не вынес удара, и ушёл из студии Core Design в 1997-м году. Уход на вольные хлеба оказался не окончательным, и через несколько лет он вернулся назад.


+10 фактов о Tomb Raider I


настоятельно рекомендую ознакомиться с первым выпуском истории серии Tomb Raider. 1. Начнём с наиболее известного факта. Говорят, что необычный размер груди Лары появился случайно. Когда Тоби Гард создавал модель Лары на компьютере, он случайно превысил нужные значения, и вместо 50 вписал 150 процентов. Такая необычная фигура очень понравилась всему коллективу, а исполнительный директор Эдриан Смит дал добро, на то, чтобы оставить Лару именно такой.

2. Изначально для первой части Tomb Raider задумывались ещё два вида противников, которые должны были обитать на уровне Атлантида. Это мутировавший сом и атлантический динозавр.



Этот факт стал известен, когда игроки поковырялись в файлах одной из бета-версий игры, а в 2001-ом году и сами разработчики рассказали об этом в оригинальном журнале.

3. В первой игре Лара Крофт уже должна была обзавестись не только косой, но и очками. Однако, это превышало допустимые мощности приставок, и в конечном итоге Лара одевала очки только в заставках.

Но мы то с вами знаем, из-за мощности какой приставки, детализацию пришлось сильно сократить.

4. Во дворце царя Мидаса на одной из высоких платформ можно заметить большую аптечку, но подобраться к ней кажется невозможным.
Казалось невозможным, пока один из игроков не обнаружил так называемый corner bug – угловой дефект. Если Лару поставить в определённую позицию возле угла, а затем прыгнуть, то, вуаля – Лара взбирается на ранее недоступные высоты.
Знали ли об этом баге разработчики? Думаю, положение аптечки даёт ответ на этот вопрос.

5. Во время рекламной кампании в Японии Лара Крофт и остальные персонажи были изображены в стиле аниме. Это было сделано для того, чтобы привлечь больше внимания со стороны молодёжи, которая буквально взращена на популярной культуре манги и аниме.
Ещё в японской версии на уровне «Гробница Куалопека» присутствует ниша со статуэткой, которой нет в оригинале. Но это лишь маленькое косметическое отличие.

6. На уровнях в Перу Ларе не раз встречаются подвесные мосты. В реальности подобные мосты являются частью высокогорной дороги Qhapaq Nan, которая была проложена племенами инков. Сотни километров этих дорог и троп проходят через большую часть горной системы Анд и используются до сих пор.

7. Как мы узнаём из игры, после падения метеорита на Атлантиду, Куалопек и Тихокан попали в разные части света. Эта часть сюжета выдумана не на ровном месте. Дело в том, что существует такое понятие, как альтернативная история – которая рассматривает возможность существования Атлантиды и её глобальную катастрофу, после которой некоторые выжившие разбрелись по разным частям света, и пользуясь атлантическими знаниями, создавали постройки колоссальных размеров и с большой точностью. Такие постройки можно наблюдать в Боливии, Перу и Египте, и принцип их создания до сих пор остаётся загадкой для человечества, ведь при всех современных технологиях соорудить подобное не является возможным.

8. В Египте Лара проникает в город Камун, расположенный под храмом Нефертари, а когда возвращается туда в следующий раз, город оказывается затоплен. Что же явилось причиной?
Изначально, храм Нефертари и храм Рамзеса II находились на 65 метров ниже нынешнего местоположения. Но в 1960-ом году, на реке Нил началось строительство плотины, в результате чего оба храма оказались под угрозой полного затопления и, как следствие, разрушения. Этого никак нельзя было допустить, и поэтому в 1964-ом году археологи и инженеры приступили к переносу древних памятников на новое место. Оба храма были распилены на множество блоков, каждый из которых был весом до трёх тонн, и после активной четырёхлетней работы храм Рамзеса II и храм Нефертари были перенесены на 65 метров выше и на 200 метров дальше.
В игре, Лара всё же находит проход в подземный город, однако в дополнении Unfinished Business видно, что вода в это место время от времени попадает, сильно затапливая первые залы.

9. Хотите получить настоящий хардкор в Tomb Raider? Разработчики предлагают установить дополнение Unfinished Business, и пропустить первые 2 уровня, начав непосредственно с уровней Атлантиды. Ларе придётся очень нелегко, ведь мощного оружия поначалу не будет, а боеприпасы и аптечки надо будет сильно экономить.


10. Десятый же не столько факт, сколько похвала разработчикам. Хочу обратить ваше внимание на то, насколько художественно проработано первое приключение Лары. Множество отсылок к реальной истории и различным легендам, прекрасно переданный антураж локаций, хорошо проработанные персонажи и их взаимоотношения. В игре можно встретить вещи, которые станут понятными только при повторном прохождении. Например, множество ящиков с надписью “Natla” намеренно расположены в ряд, создавая анаграмму, а на тронах правителей написаны буквы Q, T и N, т.е. Куалопек, Тихокан и Натла, что намекает на происхождение злодейки ещё до сюжетной заставки.

Игра под завязку напичкана деталями, которые при каждом повторном исследовании будут открывать для нас всё новые интересные факты. И чем же это не повод в неё ещё раз сыграть?

Спасибо за внимание, дамы и господа! До встречи в третьем выпуске истории серии Tomb Raider!


Скрытые культы, забытые реликвии и мистические увечья являются классическими компонентами игр Tomb Raider (Расхитительница гробниц), но есть почти такое же количество необычных историй о развитии культовой серии. Старший менеджер Crystal Dynamics Мэган Мари и соруководители Скот Амос и Рон Розенберг поделились несколькими закулисными историями с нами, которые затрагивают игру с 1996 года, дебюта Tomb Raider, и до выхода Tomb Raider: The Definitive в 2014 году.

1. Лара должна была быть мужчиной по имени Флетчер


Лара является самым культовым женским персонажем в истории видеоигр, но ранние конструкции главного героя Tomb Raider были менее женственными. Главный герой сначала создавался как парень по имени Флетчер Кристиан, потом уже был переделан как Лаура Круз, южноамериканский археолог и наемник, вдохновение для которой черпали из неукротимой девушки-панка из «Танкистки» и певицы Нене Черри. После нескольких попыток Core Design решила сделать Лауру Круз на британский манер. Она была переименована в Лару Крофт и стала женщиной, которую мы все сегодня знаем и любим.

2. Изначально ее волосы были короче (и намного удобнее)


Одним из основных элементов у Лары является ее длинная коса, покачивающаяся из стороны в сторону, пока она прыгает между каменными столбами, решает головоломки и отделывает плохих парней пулями. Проницательные фанаты заметили, что у нее не было косы в оригинальной Tomb Raider. Игра была выпущена в 1996 году, в то время лишь ограниченное количество полигонов могли отображаться одновременно, поэтому обошлись без косы. Известная прическа дебютировала в игре в Tomb Raider II, где Лара получила не 250 полигонов, а 450.

3. Один из персонажей был человеком из реальной жизни


Вы могли задумываться, высока ли вероятность того, что NPC будет чьим-то двойником из реальной жизни, но, верите или нет, такое было. Французский археолог по имени Жан-Ив был показан в Tomb Raider: The Last Revelation как давний друг Лары. Он был удален из последующих игр после того, как настоящий французский археолог по имени Жан-Ив заметил сходство между собой и моделью в игре.

4. В одной игре лицо Моны Лизы было более… мужественным


Только самые преданные поклонники заметили это раньше. Всем известно, что загадочная улыбка Джоконды подчинила зрителей на несколько поколений, но если вы внимательно посмотрите на Джоконду в Лувре в игре Tomb Raider: The Angel of Darkness 2003 года, то увидите, что лицо Моны было заменено изображением композитора Питера Коннелли, работающего над игрой, изображающее его после «тяжелой ночи». Думаю, что Да Винчи увидел бы здесь смешную сторону, верно?

5. Tomb Raider чуть не стала сайд-скроллером


Возможно, самым крупным планируемым обновлением всей игры было то, что в 2010 году Lara Croft: Guardian of Light почти стала сайд-скроллером. На раннем этапе возник спор между членами команды, где одни выступали за сайд-скроллер, другие – за изометрию. Что может быть лучше споров, чем разделиться на мини-команды и доказать свое мнение на экране. Хотя прототип для каждого варианта вышел хорошим, после завершения прототипов команда решила, что остановится на изометрии.

6. «Казино Рояль» и «Бэтмен: Начало» вдохновили перезапуск


Справедливости ради стоит сказать, что в 2013 году у Tomb Raider произошло капитальное изменение игроков Лара Крофт, к которым все привыкли. А это означало, что хотя место назначения того стоит, ведущее туда путешествие было сложным, мягко говоря. К счастью, ориентировались на блокбастеры с каноничными персонажами: «Казино Рояль» и «Бэтмен: Начало», у которых персонажи были смелее, чем обычно. Скот Амос, соруководитель студии, поведал, что поскольку «Казино Рояль» и «Бэтмен: Начало» вышли несколько лет назад, они стали ориентиром для команды, когда они обсуждали обновление Лары для современных геймеров.

7. Tomb Raider 2013 года хотели сделать кооперативной


Хотя в оригинальной Tomb Raider Лара на острове сама, без поддержки, в начале разработки команда рассматривала возможность сделать игру кооперативной. Кооператив включал бы специально разработанных членов экипажа, которых люди будут использовать, чтобы играть вместе, сражаясь за выживание в диких условиях, уничтожая волков и раскрывая секреты. В итоге команда отошла от кооперативной игры, но прототип товарищей из экипажа остался и стал основной частью одиночной игры.

8. Студия Rocksteady оказала помощь


Разработчики игр всегда соперничают и скрытничают, но команда из Rocksteady Games была большим сторонником команды Tomb Raider. После завершения полного обновления Брюса Уэйна и его спятившего альтер-эго для «Batman: Arkham Asylum» они встретились с командой Tomb Raider и поделились некоторыми процессами, используемыми ими для разработки игры. Они даже оказали любезность и поделились собственным программным обеспечением для отслеживания задач под названием Rocktrack.

9. Ранние версии Definitive Edition превратили игроков в параноиков


Этот анекдот прямо из уст Скота Амоса:

10. В одной игре чуть не появился уровень «создай свою гробницу»


Те, кто любит создавать умопомрачительно сложные, замысловатые уровни, которые доводят друзей и врагов до слез только от мысли о завершении, будет ошеломлен, услышав, что в Lara Croft and the Temple of Osiris почти создали уровень «построй собственную гробницу». Рон Розенберг сказал нам, что команда создала систему, которая позволила бы фанатам создать свои собственные могилы. Она была основана на простой системе, позволяющей игрокам «связать геймплей Lego», чтобы создать собственный подлый уровень. К сожалению, в окончательном варианте его нет.

Читайте также: