You are empty обзор

Обновлено: 04.07.2024

Над странами бывшего СССР тяготеет страшное проклятие. Который год наши и почти наши разработчики корпят над жизнеспособным FPS, но пока у них получаются лишь недоразумения вроде «Метро-2», а то и кучки дурно пахнущих токсинов типа «Велиана» или «Великой Отечественной». Что за подлость! Умеем делать прекрасные стратегии («Периметр», «В тылу врага», «В тылу врага 2»), пробивные симуляторы («Шторм», «Ил-2 Штурмовик») и симпатичные квесты («Петька и Василий Иванович спасают Галактику», «Танита, или Морское приключение»), даже термоядерные сплавы из множества жанров месить обучены («Мор. Утопия», «Космические рейнджеры 2: Доминаторы»). Однако с шутерами как-то не клеится.

Треш имени Ленинского комсомола

Впервые блеснувшая на КРИ-2003 You Are Empty — новая попытка покорить недосягаемую вершину. Тогда, будучи еще очень далеко от выхода в свет, она казалась стопроцентным хитом. Нетривиальная завязка, впечатляющая графика, бесподобные монстры и манящий советский стиль заставляли слюнные железы работать на износ. Увы, за пару лет надежды померкли, глянец потускнел. Интересно, догадывались ли в Digital Spray Studios, что название You Are Empty окажется говорящим.

Скриншоты 122

На таком фундаменте можно было соорудить первоклассный сюжет. Но авторы думали иначе. Ключевых персонажей нечасто выпускают на сцену, так что основные сведения о произошедшем мы черпаем из разбросанных повсюду клочков бумаги. С этим заезженным приемом Digital Spray изрядно перегнули палку: уровни чуть ли не завалены разномастной макулатурой, на которой всякий уважающий себя житель зачем-то карябает свои страхи, мысли, волнения по поводу творящихся странностей.

Неожиданная отрада — ролики. Их мало, зато они великолепны! Эдакий чертовски стильный «арт-хаус», в чем-то безумный, извращенный, но приковывающий намертво. Видеовставки рассказывают о жизни главного конструктора Установки, человека, наделенного феноменальными способностями к управлению чужим разумом. Если описывать сие словами, получится полная белиберда, однако посмотреть стоит непременно.

С точки зрения геймплея YAE — пропахшая нафталином классика. В ней напрочь отсутствуют какие-либо новшества или хотя бы заимствования, лишь давно набившая оскомину формула, не менявшаяся со времен Doom. Скучные пробежки по прошитым скриптами этапам слегка разбавлены сверхинтеллектуальной забавой «отыщи ключ» и иногда выползающими строителями коммунизма. Действию категорически не хватает динамики, появление каждой твари воспринимается как праздник. Угнетает то, что большую часть игры мы проводим в глухой тишине, а треки, запускаемые триггером в жаркие минуты, скорее всего, навеяны композициями из Half-Life 2 — то же техно, только ничуть не вяжущееся с миром You Are Empty.

Изредка нам демонстрируют крайне убогие сценки: бодание двух сумасшедших, горящий поезд и т. д. Два нестандартных вида оружия («строительный гвоздомет» и «электроган») да местная вариация аптечек (мы исцеляемся, потребляя литровые банки с медицинским спиртом!) — наверное, единственные примечательные детали.

Дань времени

Избалованного модными эффектами игрока порадовать нечем. Движок растерял краски и поседел. Да, здесь неплохие текстуры и честная физика, но остальное вызывает сострадание. Модели сидят на строгой полигональной диете, к туловищам приделаны квадратные руки и головы с пятиугольными лбами. Особого упоминания заслуживает анимация — о motion capture в Digital Spray Studios, видимо, не слышали. Персонажи двигаются неестественно, почти комично, а мутация старика — сущая клоунада. Пенсионер битых три минуты силится что-то сказать, бешено вращает глазами, сопит, тужится… Можно подумать, что беднягу вот-вот пронесет.

Частично внешность You Are Empty вытягивает удивительный дизайн уровней. Подозреваю, что во избежание повторов из редактора были удалены команды «Copy» и «Paste», поскольку каждая локация совершенно непохожа на другие. Футуристический Излучатель, сталелитейный завод, колхоз, разрушенные улицы города — все уникально.

Жаль, не могу так же тепло высказаться о дизайне и озвучке врагов (крики, хрипы и пыхтения после записи, похоже, никто не обрабатывал, причем разные монстры издают одни и те же стоны). Конечно, есть особи, достойные почетного места в Кунсткамере (например, летающий Электрик или изувеченный Пациент госпиталя), но куда чаще встречаются неинтересные и ущербные виды: Медсестра с лицом Майкла Джексона и грудью дойной коровы, Зомби-Буденовец, обезьяноподобный Шахтер… Фантазия подкачала.

Черт знает какая попытка смастерить убийственный ответ Half-Life 2 / Doom 3 / Far Cry / [подставьте любой шутер по вкусу]. Очень надеюсь, что еще пяток подобных провалов — и соотечественники, плюнув на эту затею, продолжат ваять неповторимые проекты. А пока придется терпеть.

You Are Empty совершенно неожиданно выполнила все задекларированные во время многочисленных интервью обещания. В свете последних тенденций удивительно обнаружить в коробке с игрой, произведенной на постсоветском пространстве, то, о чем писалось в пресс-релизах, а не полтора гигабайта слабоиграбельного мусора.

Проблема состоит в другом. Все без исключения журналисты, будучи посажены перед рабочей версией You Are Empty, охали по поводу атмосферы и эстетики, цокали языками, нахваливая культовый уже теперь арт с зомби-красноармейцем, и обсуждали в кулуарах удивительную схожесть главного идеолога игры и Владимира Сорокина — мол, несмотря на радикальную гражданскую позицию, оба тихие образованные люди. Удивительно, но про геймплей никто как-то не удосужился поинтересоваться. То есть вопросы, конечно, были, на что «Мандельштам» уклончиво отвечал что-то вроде «ну, будет как Half-Life, с сюжетом». Все удовлетворенно кивали и просили еще раз показать полусгнившую медсестру.

Путь Бро

С этого зомби-красноармейца началась наша непростая любовь к You Are Empty.

Так вот, все это чистая правда. You Are Empty оказалась культурологической постановкой, которая успешно функционирует на дизайне образца первого Half-Life. Здесь имеется густая, почти осязаемая атмосфера (до которой, впрочем, нужно еще дотерпеть), но сам по себе игровой процесс напоминает обширно лоботомированный сюжетный шутер конца 90-x — начала 2000-x. Музыки нет (вернее, есть какое-то утробное техно, которое включается в особо напряженных моментах), вокруг — советские агитплакаты, тишина и периодически выпрыгивающие из ниоткуда монстры. Что, кто, кого и зачем — совершенно непонятно. Игра в You Are Empty напоминает ходьбу после внушительного удара по темечку: вроде бы что-то происходит, но что именно, не очень понятно. Выработанные за долгие годы шутерные рефлексы подсказывают, что надо, видимо, идти вперед, искать какой-то ключ, открывать дверь и бежать дальше. Но окружающая обстановка намекает на это слабо.

Самое удивительное, что так называемый сюжет и, собственно, игра практически не связаны между собой. Местные заставки — это лучшее, что мы видели в постсоветских проектах за очень долгое время. Чуть ли не впервые в истории православного игропрома кто-то, наконец, применил технику, альтернативную богомерзким комиксам и дешевому 3D. Ролики между миссиями, успешно совмещающие архивное видео, анимацию и какие-то чуть ли не карандашные рисунки, выполнены с удивительным вкусом. Но они категорически не помогают понять — что, в конце концов, происходит? Вот миловидного вида щенок с визгом бросается на стекло, пытаясь загрызть ребенка на улице, и расшибает себе лоб в кровь. Прекрасно, мы очень рады режиссуре и творческим находкам. Но отчего главгерой после этого обнаруживает себя в поезде? При чем здесь зоомагазин? Кто были эти люди? Где они? Нет ответа.

Периодически игра подбрасывает кат-сцены на движке, которые заставляют прямо-таки морщиться как от зубной боли. Чудовищно анимированные и скверно озвученные персонажи (голос не совпадает с действиями) вещают плохо поставленными голосами гнусные банальности про «скорее, пока не слишком поздно». Апофеозом явился момент, в котором генерал, произнеся самообличительную речь, застрелился пустой рукой (пистолет, очевидно, прикрутить забыли).

В итоге сюжет про эксперимент по выведению идеального советского человека категорически не работает — единственной мотивацией к продвижению по игре являются те самые атмосферные видеоролики (категорически не имеющие ничего общего с самим сценарием) и новые уровни.

Голубое сало

В худших традициях местная физика служит исключительно для эффектного разбрасывания ящиков.

Кстати, об уровнях. Они и вообще весь окрестный антураж являют собой основные достопримечательности You Are Empty. Все как и обещалось — массивная сталинская архитектура, гигантские элеваторы, Большой театр, метро и ободранная надпись «СЛАВА КПСС» на крыше. Штатным левел-дизайнерам можно вот прямо сейчас собирать вещи и подаваться куда-нибудь к Левелорду, в Америку. Это, безусловно, талантливейшие люди, благодаря которым окружающее пространство являет собой не привычный СССР-лубок, а самостоятельное произведение искусства. Абсолютно неинтерактивное, к сожалению. В лучших традициях старорежимных экшенов весь реквизит вдохновляет ровно до тех пор, пока вы не попытаетесь что-нибудь с ним сделать. Сваленные в кучу кровати намертво загораживают проход, хотя стоящую рядом инвалидную коляску можно преспокойно завалить на бок. Чугунная шинель прибита к огнеупорной вешалке, хотя окрестные табуретки разваливаются от одного удара гаечным ключом. И так повсюду — игра ведет вас по железобетонным рельсам, не предпринимая ни малейших попыток как-то разнообразить происходящее. Действию на экране категорически не хватает разыгранных скриптов и вообще какой-то видимости жизни. Если разработчикам вдруг показалось, что мы пробежим всю дорогу, руководствуясь одним лишь любопытством и геймплеем восьмилетней давности, то, пользуясь случаем, поясняем — этого, мягко говоря, недостаточно.

Крайне редко нас, впрочем, пытаются развлекать физической акробатикой. Это когда два солдата нарочно посажены в какую-нибудь малярную люльку, которую, разумеется, можно оборвать, полюбовавшись на работу физики. Тут есть сразу несколько проблем. Во-первых, подобные подарки выдаются по большим праздникам — в лучшем случае один раз на уровень, отчего действо начинает напоминать любительский театр, в который неожиданно завезли дорогую пиротехнику. Во-вторых, физический движок тут, мягко говоря, не Havok, так что выглядят все эти ньютоновские выкрутасы не то чтобы зрелищно. Мало того, физика отчаянно сбоит: стекло часто висит в воздухе отдельно от машины. Регулярно встречаются левитирующие мусорные ведра, стулья и будильники. Враги, соответственно, застревают в перилах, проваливаются и вообще ведут себя как герои экшенов от ValuSoft.

Периодически игра вдруг вспоминает про экшен и включает натуральный Painkiller (или Serious Sam — как вам будет угодно). То есть вас помещают на какое-нибудь открытое пространство (сцену театра, например) и начинают в разных комбинациях сыпать врагов на голову. Пять куриц, три алкоголика и четверо пожарных. Затем десять красноармейцев и три шахтера. Ну и так далее. Так вот, парадокс состоит в том, что в этот момент играть становится интересно. Враги, которым мы в свое время посвятили немало журнальных страниц, действительно впечатляют. То есть AI, конечно, может меряться интеллектом разве что с окрестными табуретками, но монстры интересно выглядят и обладают своими уникальными особенностями. Кроме того, из местного оружия приятно стрелять. Любовно смоделированные винтовки, какие-то электрические агрегаты и прочие ППШ действительно бабахают как положено. В такие минуты весь заложенный в игру потенциал неожиданно складывается и начинает работать — брошенная не туда граната подрывает бочки, сносит заграждения, отчего вы под шквальным огнем вынуждены нестись к очередному укрытию, параллельно расстреливая кусающих за пятки крыс. Очень убедительно.

По экрану периодически пролетают дубовые листья, хотя из уроков природоведения мы знаем, что дуб — единственное не хвойное дерево, которое не опадает.

Для подведения итогов отчетного года мы планируем учредить приз «За лучшее использование советской эстетики».

Визуально You Are Empty выглядит, скажем так, пристойно. Поражавшие несколько лет назад модели сейчас, конечно, отчаянно недосчитываются полигонов. Спецэффектов попросту нет — окрестные взрывы выглядят как всполохи китайских новогодних хлопушек. Ситуацию спасают кристально четкие текстуры и трижды хваленая архитектура.

В общем, если смотреть суровым фактам в лицо, то резюме будет следующее: как шутер — You Are Empty безнадежно застряла в конце 90-х. Так сейчас уже не делают, к сожалению. С другой стороны, это лучший на сегодня экшен от первого лица, созданный на постсоветском пространстве — атмосферный и неглупый. «Мандельштаму» и компании не хватило не то опыта, не то времени (хотя, казалось бы, сколько уже можно?), не то бюджета. Сейчас команда, работавшая над проектом, раскололась на две независимые фракции. Mandel ArtPlains, ответственные за арт и геймдизайн, хранят молчание, а, собственно, Digital Spray Studios, ответственные за технологию, делают «Инстинкт» про Михаила Пореченкова и атомные испытания. Честно говоря, больше хочется узнать, чем заняты первые.

P. S. В лучших традициях православного игростроения You Are Empty вышла чудовищно недоделанной. Игра вываливается в Windows, тормозит на топовой конфигурации и отказывается работать на отдельных машинах. Более того, некоторые несчастные могут столкнуться с такой проблемой: You Are Empty категорически не захочет запоминать конфигурацию клавиатуры, установив все клавиши на unassigned. Секрет женских побед следующий: необходимо установить в Windows английский язык по умолчанию, после чего перегрузиться и вернуть управление к первоначальному виду. Будьте готовы к тому, что после каждого запуска все настройки будут сбиваться, так что операцию придется повторить. Как бороться с подобным хамством, «Игромания» пока что, к сожалению, не придумала.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 6.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Исполненный безупречной атмосферы и сталинской архитектуры экшен, функционирующий на геймдизайне образца первого Half-Life.

Давным-давно, аж на КРИ 2004, мы впервые увидели You Are Empty — и были шокированы в самом лучшем смысле этого слова. Интересный сеттинг (СССР, альтернативные 50-е годы прошлого века, неудавшийся научный эксперимент, разруха, охватившая маленький городок), красивая графика, сладкие обещания разработчиков — один сплошной позитив! Однако потом все пошло как-то совсем не по плану: игра, запланированная на осень того же 2004-го, основательно задержалась. Ну а когда же You Are Empty наконец доковыляла до прилавков, ее уже почти никто и не ждал — позабыли. Забегая вперед, скажем, что ждать You Are Empty в общем-то и не стоило.

Колоритный дедушка. Даже убивать жалко.

Сюжет — это, пожалуй, единственный светлый момент в игре. И при удачной реализации он смог бы вытянуть весь бардак под названием You Are Empty хотя бы на уровень типичного «середняка». Стильно оформленные ролики, уровни, изображающие мрачный и пустой городок с узнаваемой сталинской архитектурой, атмосфера какого-то уныния и запущенности. Но, увы, сил и таланта разработчиков хватило только на интересную завязку. Она, если кто не знает, тут следующая: на жителях одного из советских городов провели эксперимент. Цель самая благая — выведение совершенной породы людей, эдаких идеальных строителей светлого коммунистического будущего. Результатом эксперимента, правда, стало то, что в строителях коммунизма оказались сплошные монстры, уроды и мутанты. Нам же — единственному нормальному человеку — почти всю игру предстоит линять из этого «светлого будущего». Не без помощи огнестрельного оружия, конечно.

К сожалению, эта вот оригинальная завязка не развивается в полноценный сюжет. После качественного старта нам вдруг подсовывают убогие и несодержательные скриптовые сценки и заставляют читать много-много служебных записок с рассказом «как все было». Азарт быстро спадает и становится банально скучно.

Не меньшего маху дали и дизайнеры. При правильном подходе из You Are Empty мог бы получиться очень даже сильный клон Serious Sam: атмосфера всеобщего сумасшествия, стада абсолютно безбашенных мутантов и бравый герой-одиночка — есть все, что надо. Но не судьба. You Are Empty играется очень медленно (регулярно хочется зажать несуществующую кнопку бега), уровни слишком тесные, да и врагов, за исключением нескольких мест, до обидного мало. Кстати, нарочито гротескный монстрятник — деды с берданками, красноармейцы-зомби, медсестры трехметрового роста — не очень удачно сочетается с хоррор-сюжетом.

Интеллект врагов находится где-то на уровне самого первого Doom — так что их отстрел не доставляет особого удовольствия. Относительно красивая графика и относительно честная физика, опять же, не спасают — видали и получше, если честно.

И, конечно, как положено в нашем отечестве, You Are Empty — чрезвычайно глючная и забагованная игра. Она обучена выдавать по три ошибки одновременно, регулярно выпадать в Windows, радовать пользователей некорректной прорисовкой всего, чего угодно, и временами вообще отказываться запускаться под самыми разными предлогами. Качайте патчи, господа, — они вам помогут. Жаль только, что это касается лишь стабильности: провальный геймплей не исправишь ничем.

Сюжет — это, пожалуй, единственный светлый момент в игре. И при удачной реализации он смог бы вытянуть весь бардак под названием You Are Empty хотя бы на уровень типичного «середняка». Стильно оформленные ролики, уровни, изображающие мрачный и пустой городок с узнаваемой сталинской архитектурой, атмосфера какого-то уныния и запущенности. Но, увы, сил и таланта разработчиков хватило только на интересную завязку. Она, если кто не знает, тут следующая: на жителях одного из советских городов провели эксперимент. Цель самая благая — выведение совершенной породы людей, эдаких идеальных строителей светлого коммунистического будущего. Результатом эксперимента, правда, стало то, что в строителях коммунизма оказались сплошные монстры, уроды и мутанты. Нам же — единственному нормальному человеку — почти всю игру предстоит линять из этого «светлого будущего». Не без помощи огнестрельного оружия, конечно.

К сожалению, эта вот оригинальная завязка не развивается в полноценный сюжет. После качественного старта нам вдруг подсовывают убогие и несодержательные скриптовые сценки и заставляют читать много-много служебных записок с рассказом «как все было». Азарт быстро спадает и становится банально скучно.

Не меньшего маху дали и дизайнеры. При правильном подходе из You Are Empty мог бы получиться очень даже сильный клон Serious Sam: атмосфера всеобщего сумасшествия, стада абсолютно безбашенных мутантов и бравый герой-одиночка — есть все, что надо. Но не судьба. You Are Empty играется очень медленно (регулярно хочется зажать несуществующую кнопку бега), уровни слишком тесные, да и врагов, за исключением нескольких мест, до обидного мало. Кстати, нарочито гротескный монстрятник — деды с берданками, красноармейцы-зомби, медсестры трехметрового роста — не очень удачно сочетается с хоррор-сюжетом.

Интеллект врагов находится где-то на уровне самого первого Doom — так что их отстрел не доставляет особого удовольствия. Относительно красивая графика и относительно честная физика, опять же, не спасают — видали и получше, если честно.

И, конечно, как положено в нашем отечестве, You Are Empty — чрезвычайно глючная и забагованная игра. Она обучена выдавать по три ошибки одновременно, регулярно выпадать в Windows, радовать пользователей некорректной прорисовкой всего, чего угодно, и временами вообще отказываться запускаться под самыми разными предлогами. Качайте патчи, господа, — они вам помогут. Жаль только, что это касается лишь стабильности: провальный геймплей не исправишь ничем.

Рейтинг 2,5\5


Викинги, рыцари, самураи. кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.


На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.


Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.


Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев. Очень даже атмосферная и качественная везч. Нет, не понимаю я порой игроманских рецензентов-обсирателей.



скрыть

ЖУРНАЛ «ИГРОМАНИЯ» И ПОРТАЛ «ИГРОМАНИЯ.РУ»
Редакции печатного журнала «Игромания» и портала «Игромания.ру» тесно взаимосвязаны, но работаем мы совершенно независимо друг от друга.
Поэтому в журнале и на сайте в обзорах могут стоять разные оценки по одной и той же игре. Еще случается, что в журнал идет развернутая статья, а на сайт — самые свежие и горячие впечатления. Или наоборот. И так далее. Пересечений у нас много, но работаем мы параллельно.

СТАТЬИ ЖУРНАЛА «ИГРОМАНИЯ» НА САЙТЕ
Спустя месяц статьи из «Игромании» размещаются на сайте и становятся доступны всем желающим. Смотрите через архив номеров. Случается, что статья публикуется на сайте до выхода журнала или вскорости после, об этом мы всегда сообщаем в начале статьи.
Ключевые видеоматериалы с диска на сайте, для всеобщего доступа, не размещаются. Но некоторые видеоматериалы в разных версиях поступают и на сайт, и в журнал. Например, на сайте может быть краткая версия репортажа, а в журнале полная, и наоборот. Не со всеми видео так происходит, конечно.
Кроме того, новые номера «Игромании» анонсируются на сайте и могут быть куплены через «Игроманию Digital» примерно через три дня после поступления печатной версии в продажу.

Сайт «Игромания.ру» стоит на трех китах. О них — далее.

ВТОРОЙ КИТ: СТАТЬИ
Preview (игры в разработке) и review (обзоры, рецензии) — хребет «Игромании.ру». Мы пишем и про РС, и про Xbox, PS3, Nintendo и другие консоли. В дополнение к ним публикуются особые материалы на любые игровые и околоигровые темы — это рубрика «Спец».
В поле внимания — киберспорт (выделен в отдельную рубрику), мобильные игры (Android, iPAD, iPhone) и софтверные подборки. А еще дважды в месяц мы отвечаем на вопросы читателей в рубрике «Трибуна».
Особняком, как водится, стоит «Железный цех», посвященный не только компьютерному железу, но и любым девайсам, интересным для игроков (это не только компьютерные мышки, рули да джойстики, но и ноутбуки, планшеты, читалки и прочее).
Руководства и прохождения по играм на сайте обновляются сейчас редко, но рубрика остается, и, надеемся, в будущем мы займемся ею плотнее.

ТРЕТИЙ КИТ: ВИДЕО
Сейчас на сайте происходит обновление всего видеораздела, так что в подробности вдаваться бессмысленно. Скажем лишь, что планируются и постоянные передачи, и разовые интересные материалы, как камерные (сели в редакции и записали), так и репортажные (с мест событий и с пойманными врасплох живыми очевидцами).
Кроме того, мы сами переводим игровые трейлеры и создаем к ним русские субтитры. Субтитры отключаются, можно смотреть и с ними, и без. Не трейлерами едиными: видеодневники разработчиков и другие интересные материалы тоже частенько попадают на «Игроманию.ру». Да, тоже с субтитрами!
Сначала публикуем ролик. Потом переводим и прикручиваем русский текст. Это занимает от одного-двух дней до недели. Вообще, снять со слуха и перевести текст одного видеодневника минут на двадцать — это до шести-восьми часов работы и свыше. Да-да, со стороны кажется, что оно легко, а на самом деле — адский труд. Кто не верит — попробуйте сами!

НА ТРЕХ КИТАХ: ДРУГИЕ РУБРИКИ
Гигантская игровая база: свыше пятнадцати тысяч игр. Данные постоянно обновляются и пополняются. В базу мы включаем все игры, кроме откровенного трэша. Недавно стали добавлять и серьезные мобильные игры. Можно смотреть по сериям игр и по компаниям.
Календарь игровых новинок: даты выходы компьютерных и консольных игр.
Скриншоты и обои: название говорит само за себя. Обновления обоев и скриншотов смотрите через ленту обновлений на сайте. Там можно настроить себе только обои и скриншоты.
Сохранения, трейнеры и коды: раз в неделю база пополняется и достигла уже внушительных размеров. Читерский закоулок на сайте.
Игра месяца: голосование за лучшие игры последних лет. Обновляется раз в месяц. У каждого посетителя есть пять баллов, которые он может как угодно распределить по самым существенным для него проектам.


от редакции

Читайте также: