Yakuza kiwami обзор

Обновлено: 04.07.2024

Недавно мы уже писали о ретроплатформере Sonic Mania. На очереди — ремейк первой Yakuza. Насколько он хорош? Разбираемся вместе.

Мнение о Yakuza Kiwami. Возвращение классики в старом формате

Мнение о Yakuza Kiwami. Возвращение классики в старом формате
Мнение о Yakuza Kiwami. Возвращение классики в старом формате
Мнение о Yakuza Kiwami. Возвращение классики в старом формате

В играх всеяден! С удовольствием «рубает» в азиатскую Gravity Rush 2 и выцеливает вражеские сердца в Sniper Elite 4, сражается за межгалактическую справедливость в Halo и с удовольствием же тратит годы жизни в мобильных играх.

Лет семь тому назад американский журналист вышел на нескольких бывших и действующих членов организованной преступности Японии и попросил их рассказать о том, насколько похожи игры серии Yakuza на настоящую жизнь. Результат ошеломил не только автора, но и пользователей Сети, поскольку выяснилось, что совпадений с реальностью слишком много, чтобы списать их на случайность. Культура, традиции, схемы махинаций, типажи героев — всё как в жизни. Критике подверглись только слишком яркий костюм главного героя и его привычка решать вопросы кулаками.

Историческая достоверность, конечно, важна, но сериал Yakuza — это ещё и главный повод для гордости у самой компании SEGA. После коммерческих провалов Binary Domain и Vanquish, уничтожения линейки Valkyria Chronicles и замене её на спин-офф Valkyria Revolution истории из жизни японских мафиози воспринимаются уже несколько иначе, чем одиннадцать лет назад.

Немного истории

Мнение о Yakuza Kiwami. Возвращение классики в старом формате

Тогда аудитория вне Японии очень неоднозначно воспринимала сериал Yakuza. Пресса попроще писала о том, что SEGA выпустила японский аналог GTA. Журналисты «в теме» рассуждали о преемственности нового битэмапа и безвременно почившего цикла Shenmue от Ю Судзуки. Оба сериала и правда делали ставку на сражения и киношную подачу истории. Однако в Yakuza разработчики не стали дотошно воссоздавать симуляцию жизни, а лишь грубыми мазками очертили «диспозицию» — приметные элементы японской уличной жизни.


В перерывах между мордобоем главные герои цикла (мы сейчас говорим о франшизе в целом) посещали хост-клубы, пели в караоке, обедали в уличных забегаловках и выполняли бредовые задания. Так продолжалось ровно до того момента, пока издательство не решило отпраздновать юбилей серии выпуском ремейка. Yakuza Kiwami добралась до азиатских прилавков в январе прошлого года, собрала хорошую прессу на родине (34 из 40 по версии Famitsu), а с августа штурмует Европу, США и Россию. Получилось ли? Тут всё неоднозначно.

Всё, что было

Не поймите нас превратно: по гамбургскому счёту SEGA выпустила почти идеальное переосмысление первой части. Использовала движок от Yakuza 0, перенесла на него все катсцены, развила некоторые сюжетные линии и добавила новые мини-игры вроде женского реслинга — в общем, без микроскопа и не подкопаешься.

Как и раньше, сюжет Yakuza стартует в девяностые и мы смотрим на историю глазами Кадзумы Кирю. Молодой человек берёт на себя убийство собственного босса, отправляется в тюрьму, спустя десять лет выходит на свободу и наблюдает за жестокими разборками жителей преступного мира. А где-то на фоне мелькает тема любви.



Тюремное заключение по увлекательности может сравниться с аналогичным эпизодом из Mafia 2. С той лишь разницей, что игра от 2K Chez вышла спустя пять лет после Yakuza.

Понятно, что со львиной долей событий поклонники вселенной уже и так знакомы, но есть приятные исключения. Например, в Yakuza Kiwami гораздо полнее передан характер Акиры Нисикиямы. В оригинале 2005 года трансформации близкого друга Кадзумы в бессердечную сволочь не уделили должного внимания. В ремейке история Акиры заиграла новыми красками за счёт дополнительных катсцен. Мелочь, но именно из таких мелочей и складывается отношение к продукту: всегда приятно, когда авторы не просто наживаются на классике жанра, но вносят в неё полезные дополнения.

Для SEGA было как никогда важно, чтобы Kiwami стала настоящим подарком для всех фанатов вселенной. Возможно, именно потому разработчики так трудились над визуальной и технической сторонами проекта. Авторы полностью переработали графическую составляющую — Yakuza Kiwami выглядит немногим хуже Zero, и этого у игры не отнять. Однако заметно, что бюджет ремейка был меньше, чем у полноценных частей серии. Особенно бросается в глаза лицевая анимация: сцены на движке будто бы пришли из эпохи PS2. И в этом смысле решение не менять ракурсы камеры сыграло с Kiwami злую шутку.


Отличная иллюстрация проблемы лицевой анимации. Чувствуете дух PS2?

Оператор часто берёт крупные планы, чтобы подчеркнуть эмоции персонажей. Но на выходе получается, что вместо живых «актёров» реплики отыгрывают хорошо озвученные манекены. И это сильно бьёт по восприятию, поскольку история в игре в общем-то довольно серьёзная и в должной степени драматичная.

Открытый мир и мордобой

С самой первой Yakuza случайные сражения с городскими панками играют в геймплее одну из ключевых ролей. С их помощью можно прокачать героя, заработать денег на обед в забегаловке и просто хорошо провести время. А в Kiwami исчезли ощутимые подгрузки, которые на PS2 разделяли прогулки и рандомные битвы. Деталь вроде бы незначительная, но, чёрт возьми, как же это удобно! Просто запустите поочередно оригинал и ремейк — воочию убедитесь, насколько приятнее проходить последний.


Второй важный фактор — система стилей, перекочевавшая в Kiwami из Zero. На выбор их четыре штуки. И это действительно важное нововведение, поскольку драки в Yakuza занимают почти всё остающееся от катсцен время. Описывать систему подробнее смысла нет — она почти полностью копирует систему в приквеле. Отметим лишь, что четыре ветки прокачки порадуют тех, кто в видеоиграх ценит не только хорошую историю и постановку, но и возможность с головой уйти в развитие персонажа.

Другая сторона?

Но в случае с ремейком Yakuza, на мой взгляд, приоритетны не технические особенности. Гораздо важнее ответить на вопрос о том, как вообще сегодня проходится первая часть легендарной криминальной драмы. После вышедшей совсем недавно на западном рынке Zero. Спустя почти два года после Yakuza 5.

Мнение о Yakuza Kiwami. Возвращение классики в старом формате

Однозначного ответа на этот вопрос нет, и вот почему. SEGA никогда не делала ставку на Запад, а азиатские геймеры не слишком жалуют кардинальные изменения в проверенных временем концепциях. Конечно, сейчас локальный рынок Страны восходящего солнца постепенно вестернизируется, но это почти не относится к исконно японским историям вроде Yakuza.

Если покадрово сравнить Zero и Kiwami, то выяснится, что с точки зрения механики приквел недалеко ушёл от своего прародителя, который (вы просто задумайтесь) появился на прилавках ещё в декабре 2005 года. Это вовсе не значит, что всё это время SEGA, запустив конвейер, «доила» серию. Та развивалась, но эволюционным путем. Больше мини-игр? Пожалуйста. Несколько персонажей? Без проблем. Новый движок? Легко! Принципиально другой геймплей? А вот этим мы заниматься не будем — фанаты могут не понять.

Именно поэтому Kiwami сложно оценивать с точки зрения 2017 года. Да, она играется как продукт эпохи PlayStation 2, но ведь загвоздка в том, что ровно то же самое можно сказать про Yakuza 3, 4, 5 и Zero. Ремейк на их фоне отличается чуть меньшим техническим лоском (лицевая анимация) да бешеным Горо Мадзимой, который то и дело пытается навешать Кадзуме задорных люлей. Тоже, кстати, эксклюзивное нововведение: в Yakuza на PlayStation 2 этот придурок не вылезал из канализационных люков и не прикидывался полицейским. К счастью, за победу над ним дают очки умений для прокачки драконьего стиля Кадзумы. Хоть какая-то отдушина.


В конечном счёте отношение к Yakuza Kiwami формируется лишь тем, насколько сильно вы любите сериал от SEGA. Если с нетерпением ждёте англоязычных релизов каждой номерной части, то и без этого текста уже взяли диск себе в коллекцию. А вот рядовым геймерам стоит подходить к Kiwami настороженно.

Впрочем, если вы любите и цените геймплей PS2-игр, рискнуть всё же стоит. Но будьте готовы к субтитрам на языке Шекспира и японской речи. Английского дубляжа в этот раз не завезли. А жаль — в оригинальной PS2-версии он был весьма неплох.

Игра, в которой почти всё идеально. было двенадцать лет назад.

Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые

Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые
Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые
Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые

Серия Yakuza долгое время оставалась неизвестной российскому геймеру. Японский шедевр с самого появления в 2005 году завоевал место в сердцах фанатов, но каждая часть издавалась на Западе с приличной задержкой, а потому игра попросту прошла мимо многих. Это очень печально, ведь Yakuza в своём роде уникальна.

Об аутентичности игры писали даже непрофильные издания. Несколько лет назад журналисты узнали от настоящего якудзы, насколько она правдоподобна. Оказалось, что культура японских мафиози, их традиции, устройство организаций и даже типажи предельно реалистичны. В общем, SEGA не просто так гордится этой франшизой.

Два года назад на прилавках магазинов появилось переиздание первой части Yakuza. Оно стало отличным поводом для знакомства молодых игроков с миром геймдизайнера Тосихиро Нагоси. Yakuza Kiwami 2 — это, как вы уже догадались, полноценный HD-ремейк второй части серии, вышедшей в 2006 году на PlayStation 2. Удалось ли разработчикам передать дух классики? Однозначно да!

Выход дракона

Главное достоинство Yakuza — её мир и разворачивающийся в нём сюжет. Правильнее всего сравнить его с историей Mafia: The City of Lost Heaven. Сценарий всего цикла, особенно второй его части, можно легко превратить в высокобюджетный сериал HBO. Он серьезный, драматичный и невероятно напряженный. Накал страстей в игре спадает лишь когда вы отвлекаетесь на мини-игры и дополнительные задания.

История происходит спустя год после событий Yakuza Kiwami. Главный герой, якудза в отставке Кадзума Кирю, воспитывает названную дочь Харуку вдалеке от криминальных распрей. Но прошлое его не отпускает. В один не очень прекрасный день к нему наведывается старый знакомый Юкио Тэрада и прямо на глазах у Кирю гибнет от рук киллеров. Отныне Кадзума втянут в противостояние двух преступных кланов, войну которых ему предстоит предотвратить. Попутно он узнает тайны прошлого и раскроет несколько заговоров.

Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые

Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые



Герои в Yakuza поголовно харизматичные. А в ремейке выглядят прямо по-голливудски!

Yakuza Kiwami 2 — очень умная, многослойная и запутанная история. Кому-то она напомнит фильмы мэтра японского кино Такэси Китано «Брат якудзы», «Беспредел» или «Санатино», а кому-то — «Игру престолов» с ее заговорами и интригами. К слову, сценарий слегка расширили. Новыми красками заиграла история отношений Кадзумы и женщины-детектива Каоры Саяма: сюжетную ветку углубили и развили за счет новых сцен. Кроме того, добавили целую кампанию, посвященную безумному Горо Мадзиме.

Старый новый якудза

Катсцены, которыми встречает нас ремейк, создатели бережно перенесли из оригинала на движок шестой части. Yakuza Kiwami 2 сразу же создает впечатление игры текущего поколения, но не спешите радоваться — избежать технических огрехов разработчикам не удалось.

В первую очередь в глаза бросается лицевая анимация. Ей далеко до современной (сравните с анимацией в Mafia III). Но прогресс со времён предыдущей Yakuza Kiwami заметен. Конечно, это не высокобюджетная шестая часть, где мимика героев подчёркивала игровую режиссуру, но и здесь у большинства видны оттенки разных эмоций. А поставлена игра так искусно, что во время сцен вы забудете обо всех недостатках!

Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые

Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые


От каждого кадра вступления веет атмосферой настоящего криминального триллера. Режиссура в игре на высоте!

Это и неудивительно. Всё-таки технической базой первого HD-ремейка был приквел Yakuza: Zero, выпущенный в марте 2015 года, а за основу Kiwami 2 взяли последнюю часть серии — Yakuza 6: The Song of Life. Так что в большинстве случаев без микроскопа к ней не придерёшься.

Но есть ещё одна проблема: диалоги вне катсцен. Очень уж они старомодны, в духе эпохи ранней PlayStation 3, а то и PS2. Персонажи стоят на месте, шевелят губами и размахивают руками. И, что самое обидное, статичных диалогов немногим меньше, чем срежиссированных сцен. Да и озвучены они лишь частично.

Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые


Но это не так важно, ведь локализация все равно ограничивается субтитрами. Английской речи вы в игре не услышите, персонажи говорят исключительно на японском (и немного на корейском).

В целом, недостатки касаются лишь технической стороны: местами слабой анимации, кривизны некоторых моделей и озвучки. В остальном игра хороша. почти. Дело в том, что, по сути, это всё тот же битэмап, что и тринадцать лет назад. Большая часть времени посвящена рукопашным схваткам со всеми, кого вы встретите на своем пути. Нарваться на случайных бандитов можно даже просто гуляя по недурно отрисованным городам. Прямо как в 2006-м. Только здесь переход от изучения локации к бою происходит плавно, без загрузок.

И, собственно, всё. Походил по карте — посмотрел катсцену — подрался. Да, поединки увлекательны, но отсутствие геймплейного разнообразия порой удручает. К тому же мы видели это уже раз эдак семь. Если покопаться во франшизе, станет ясно, что и последняя номерная Yakuza недалеко ушла от первой игры.

Причина кроется в японских геймерах, которые не требуют от каждой новой части франшизы революции в жанре. Напротив, кардинальные изменения они с большой долей вероятности примут в штыки. Поэтому концепция со времен Yakuza 2 почти не изменилась. И для кого-то это может стать проблемой.

Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые

Yakuza Kiwami 2 возвращает в ламповые нулевые


Бить вражеских бойцов можно не только руками и ногами, но и всем, что к полу не прикручено

Драки, девушки и аркадные автоматы

За каждую победу, да и вообще за каждое действие в игре вы получаете очки, которые тратятся на развитие. По сути, больше о системе прокачки сказать и нечего — она идентична представленной в Yakuza 6. Вы можете улучшить силу, здоровье и выносливость, а также купить пару новых приёмов. На этом, пожалуй, всё. Крутость персонажа больше зависит от вашего умения жать на клавиши и попадать в тайминг.

Но опыт и деньги все-таки пригодятся. Ведь прокачать персонажу здоровье просто необходимо, как и запастись в аптеке целебным «эликсиром». К концу игры на вас будут выходить целые орды дуболомов, и, если герой будет хиленьким, легко огрести на орехи.

Самый верный способ окрепнуть — побродить по открытому миру и поискать местных бандитов, за расправу над которыми вы получите немного денег и опыта. В этот раз в нашем распоряжении не только городок Камуротё, но и вымышленный район Осаки — Сотэнбори. Выглядят они на новом движке просто восхитительно.




Города в ремейке прорисованы отменно. Таким вниманием к деталям прославилась Rockstar Games

И заняться в них есть чем. В Yakuza Kiwami 2 полным-полно разнообразных мини-игр, их можно опробовать в промежутке между сюжетными миссиями. Тут вам и гольф, и аркадные автоматы, и азартные игры. Некоторые дополнительные задания и активности перекочевали из последних частей цикла. В частности, вам предложат заняться развитием своего кабаре (прямо как в Yakuza: Zero), а также создать и развить собственный клан.




Важнейший элемент всех игр франшизы — мини-игры. Здесь их несчетное количество!

Наполнение открытого мира Yakuza Kiwami 2 навевает тёплые воспоминания о временах, когда побочные миссии в играх не сводились к захвату пресловутых башенок. На улицах вымышленных городов вы встретите массу необычных персонажей со своими занятными, а временами и нелепыми историями. Проходить эти квесты совсем не обязательно, но, скорее всего, вы это сделаете. А всё потому, что они по-настоящему берут за живое. Кто похитил ребёнка местного игрока? Откуда старушка знает кунг-фу? Как помочь уличному музыканту петь лучше? Вот такие будничные вопросы ставит перед вами игра.

Наивная простота и делает эти истории привлекательными. После знакомства с местными чудаками чувствуешь, как на душе теплеет. и вот ты уже считаешь Камуротё своим вторым домом. В этом и заключается магическая притягательность сериала Yakuza.

У игры есть недостатки, но ни один из них нельзя назвать критичным — даже несколько однообразный геймплей. В какой-то степени это образцовый ремейк игры двенадцатилетней давности. И если времена PS2 для вас золотые, то она несомненно вам понравится.





Оператор часто выхватывает поразительные кадры. Многие из них больше напоминают арты к игре


Последние пару лет на улице ПК-бояр праздник: то Quantic Dream анонсируют выход своих интерактивных историй в Epic Games Store, то состоится анонс Red Dead Redemption 2 (забавно, что в момент изначального написания я лишь спекулировал о возможном анонсе), то SEGA представит выход аж трех игр из серии Yakuza, которые посетят персональные компьютеры — полноценный приквел ко всей истории Yakuza 0 и два римейка первой и второй части: Kiwami и Kiwami 2 соответственно. О “нулевой” части я уже успел поговорить в блоге уже фактически годичной свежести, однако если вкратце, то Zero — великолепная игра, которая не только глубже прорабатывает мир Yakuza, но и дополнительно его раскрывает, добавляя глубины повествования первой части, о которой мы, собственно, сегодня и поговорим. Yakuza Kiwami является полноценным ремейком первой части, которая получила как графический, так и геймплейный апгрейд. Скажу честно, сама серия про бандюков родом из Японии для меня открылась только с приквела, поэтому покадровых сравнений с неповторимым оригиналом не будет, это уже успел сделать Василий Гальперов в своем обзоре, я же попытаюсь рассказать об отправной точке этого колоритного мира со стороны новичка серии, коим собственно и являюсь, насколько хороша или плоха Kiwami, стоит ли отдавать за нее свои кровные, да и, в конце концов, сравнивать ее с Yakuza 0, так что пристегните свои ремни, поскольку подобных сравнений будет порой больше, чем мне бы хотелось. Ну, в этот раз обошлись без долгих подводок, поэтому привет тебе, дорогой читатель, и я снова пришел тебе впаривать Yakuza, теперь уже Kiwami.

У каждой Yakuza есть свое стильное интро, Kiwami не стала исключением

На дворе 1995 год. Со времен “нулевой” части прошло несколько лет и наш неизменный и неповторимый главный герой Кадзума Кирю (после обзора Yakuza 0 я все же подсмотрел правильные русские названия персонажей и всяческих кланов, поэтому их перевод хоть немного теперь соответствует действительности) уже стал полноценным лейтенантом клана Тодзе и вообще готовится к скорому образованию своей собственной семьи. Но в один прекрасный день вся его жизнь рушится: в ходе определенных событий, его друг и, фактически, брат Акира Нисикияма убивает Сохея Додзиму, знакомого нам по Yakuza 0, вследствии чего нашему бравому герою приходится взять удар на себя, заработав изгнание из клана и 10 лет в колонии строгого режима.
Отмотав свой срок от звонка до звонка, так сказать, на свободе перед Кирю предстает обновленный и осовремененный технологиями район Токио Камуротё — по прошествии декады он не перестал быть знакомым и, фактически, родным. Однако все эти года за решеткой не прошли бесследно — достойных соперников в неволе Дракон Додзимы не сыскал, из-за чего растерял все свои навыки боя, которые придется прокачивать с нуля. Сами же навыки не претерпели фактически никаких изменений со времен приквела — на выбор есть три стандартных стиля: Brawler — средняя скорость ударов и средний урон, Rush позволяет вам порхать как бабочка и жалить как пчела, а Beast пригодится, если во время драки вокруг много фурнитуры, которой можно разбить пару-тройку недоброжелательных лиц. Прокачка происходит проще некуда — избивайте соперников и получайте очки, чем изобретательней будете это делать, использовать специальные приемы и добивания, тем больше их будете получать. Есть еще один, легендарный стиль боя, который открывается довольно интересно и вообще представляет нам первое, и чуть ли не единственное серьезное изменение со времен Zero — систему Majima Everywhere. Суть ее довольно проста — наш старый знакомый одноглазый бандит Горо Мадзима хочет, чтобы хоть кто-то в городе мог ему начистить морду так, чтобы он долго не вставал. Ну и, конечно же, хочет помочь Кирю-чану вернуть его былую силу. Просто чтобы вы понимали, он будет преследовать вас ВЕЗДЕ (это как бы в названии указано!), поэтому порой места, где Бешеный Пес Симано будет вас поджидать, мало того что неожиданны, так еще и ситуации зачастую разыгрываются предельно комические. Благодаря этой системе отлично раскрывается история взаимоотношений Кирю и Горо, однако есть у нее один недостаток, о котором мы поговорим чуть попозже.



А я предупреждал, что Majima.

Сами же замесы с противниками не претерпели больших изменений: между стилями можно переключаться прямо во время боя, что определенно добавляет тактической глубины с особо сильными соперниками, контекстные добивания тоже никуда не делись — достаточно накопить шкалу местной ярости Heat и осуществить встречу чьей-то физиономии с колесом велосипеда, и это лишь один из множества примеров. Единственное нововведение, которое приходит в голову сразу, так это особые добивания во время битв с боссами — в какой-то момент они не выдержат натиска Кирю и, оглушенными, станут восстанавливать себе здоровье, тут-то нам и предстоит нанести мощный финишер, главное — обращать внимание на свечение над головой противника, оно подсказывает, какой именно стиль нужно выбрать.



Видите слабое свечение вокруг босса? Пора наносить экстремальный удар!

Продолжая разговор о сюжете, стоит сказать, что за 10 лет произошло много чего и клан Тодзе уже не тот слаженный механизм, что был раньше: мало того, что все поголовно друг у друга за спиной плетут какие-то интриги, так еще из тамошней казны пропали целых 10 миллиардов йен. Собственно, вокруг поиска этой кругленькой суммы и развивается основная история, которая все так же подается в стиле длиннющих отлично срежиссированных кат-сцен. Следить за перипетиями, несомненно, интересно, но основная ветка заметно проигрывает в этом плане “нулевой” части — порой повороты кажутся слишком мудреными, а вводимые в сюжет некоторые персонажи никак не влияют на глобальную картину происходящего, такого Zero себе точно не позволяла. Встает логичный вопрос: а настолько ли это серьезный минус и портит ли он общее впечатление от Kiwami? Да бросьте, конечно нет, Yakuza ценится, как мне кажется, абсолютно за другое.

А это — великолепно проработанный мир, целый вагон мини-игр и забавные второстепенные миссии, так называемые мини-истории. Вот и давайте пройдемся по порядку: Камуротё исследовать как интересно, так и полезно: помимо внезапного Мадзимы можно наткнуться на ключи от ячеек хранения, открыв которые вы получите различные ништяки вроде дорогих вещей на продажу или же просто предметов для лечения. Кроме ключей еще разбросаны по всему району игровые карты для новой мини-игры MesuKing (не путать с Hearthstone!) — по сути перекочевавшие из приквела бои без правил полуголых девушек, в которых все решается банальным правилом “камень-ножницы-бумага”, только теперь приемы можно кастомизировать и подгонять под соперников благодаря вышеупомянутым карточкам. А раз уж разговор зашел о мини-играх, то не могу не упомянуть о триумфальном возвращении из приквела гонок на карманных машинках, при этом их механика не претерпела особых изменений — болиды все также нужно настраивать под нужды различных треков, поэтому не ожидайте, что будете проходить каждую новую трассу с первого раза, без ста грамм без пары десятков тестовых прогонов уж точно не разобраться. Также вас ждут на улочках Камуротё: боулинг, дартс, пул, кабаре, бейсбольная арена, подпольное казино, игра в кости, все еще нихрена не понятный маджонг, аналог шахмат сёги и, конечно же, мое любимое занятие — караоке! Правда песни в этот раз не такие хитовые, как в Zero, но все же в голову врезаются. Учитывайте, что это я еще не перечислил различные бары, кафешки и забегаловки, в которых можно выпить и пообедать, множество магазинов с вещами первой и не особо необходимости, а также прочие активности по мелочи. Но что именно делает Камуротё таким интересным и живым местом, населенным настоящими людьми? Это, без сомнения, побочные задания, которые тут величают Substories.



Эх, Нисики, ты ведь был мне как брат.

Зачастую они без должной постановки и даже не озвучены японцами, но то, какие ситуации порой разыгрываются в них, заставляют невольно задуматься, что такое могут придумать только в Стране Восходящего Солнца — побочки могут быть как и достаточно серьезными с довольно житейскими проблемами, так и скатываться в тотальный абсурд вроде мужика переодетого в девушку, который совращает других мужиков, уводит их в укромное место, избивает и отбирает кровью и потом заработанные шекели, и это то, что первое пришло на ум, подобных побочек дюжина уж точно наберется. Да, есть и до боли банальные, вроде сходи-найди-убей-принеси, однако после прохождения каждого из них Кирю, как и раньше, рефлексирует на то что сейчас произошло и делает какие-то выводы не сколько для себя, сколько для самого игрока — каждая подобная ситуация не только вызывает различные эмоции, но и пытается чему-то научить, что добавляет эти мини-историям еще парочку баллов к крутости. Но и это ведь не все, поскольку после прохождения основной истории вам будут доступны: New Game+, режим Premium Adventure с возможностью просто сновать по Камуротё, менять наряды и не только, Climax Battles — испытания, в которых требуется выполнять некие условия для дальнейшего продвижения, а также возможность снова насладиться всеми кат-сценами прямо из главного меню. И хотелось бы мне без остановки и дальше нахваливать Kiwami за обилие и качество контента, но, к сожалению, у игры таки есть некоторые проблемы, на которые закрыть глаза просто невозможно.

Начнем, пожалуй, с технической стороны. Движок римейк делит вместе с “нулевой” частью, однако если со второй у меня особых проблем не возникло, то вот с Kiwami было не все так гладко: во время геймплея появлялись какие-то непонятные фризы и статтеры, а, исходя из древней техники тибетских монахов именуемой “гуглирование”, испытывал эти проблемы не я один и от системы они никак не зависят, некоторым помогло полное отключение сетевого адаптера, якобы именно во время отправки каких-то данных через Steam игра и подвисает, но никаких официальных подтверждений от разработчиков не было, ровно как и попытки пропатчить данную проблему. Да и сам движок уже существенно устарел по меркам 2019 года — текстуры не поражают разрешением, модельки персонажей второстепенной величины не блещут детализацией, а дальность прорисовки оставляет желать лучшего. Однако если на технические огрехи еще можно закрыть глаза, поворчать и забыть, то вот гринд в побочных заданиях и излишнюю назойливость Горо уже простить посложнее.



… будет Everywhere!

И все же, несмотря на такой здоровенный абзац с недостатками, я не могу не признаться в любви к Kiwami — магия сторителлинга и проработанных, живых персонажей делает свое дело — каждый раз загружая последний сэйв вы будете чувствовать, что возвращаетесь в один из самых колоритных миров, которые когда-либо были созданы в видеоигровой индустрии. “Экстремальная” часть хоть и не привносит больших изменений в геймплейную механику со времен приквела, да и графического скачка никакого вы не увидите, однако она не растеряла шарм и, я бы сказал, душу своего предшественника, что порой куда важнее технических улучшений. Все, что я могу посоветовать перед прохождением ремейка, так это пройти эту чертову Yakuza 0, о которой я уже устал вспоминать чуть ли не в каждом предложении. Просто поверьте, отсылок к приквелу достаточно, чтобы для начала ознакомиться именно с ним. Да и цена в Steam не то что не кусается, а даже зубы не показывает — в Украине это всего лишь 279 гривен, а в России 1199 рублей, по сути в 2 раза дороже, но учитывая, то сколько контента и эмоций предлагает игра — стоимость более чем приемлемая. Ну что же, теперь на очереди полноценный ремейк второй части Yakuza Kiwami 2, на которую у меня достаточно большие надежды, ведь движок он позаимствовал у современных итераций серии, поэтому я надеюсь это повлечет за собой как технический, так и геймплейный скачок не только в сравнении с оригиналом 2006-го года, но и в сравнении с игройкоторуюнельзяназывать и Kiwami 1.

Пан или пропал

На рубеже веков SEGA переживала далеко не лучшие времена: консольные войны с Nintendo и Sony окончились крахом, инвестиции не возвращались, а японский игровой рынок начал потихоньку загнивать из-за низкой рождаемости. Компания находилась на грани: ей позарез требовались хиты. Увы, ёж Соник приносил недостаточно денег — а других популярных (и «дойных») брендов вроде Football Manager и Total War у фирмы тогда ещё не было. Спасти положение и вернуть утраченную из-за ряда провалов репутацию могло лишь чудо. И оно объявилось — в лице Project J, амбициозного боевика с гангстерами и уголовниками в главных ролях.

Yakuza Kiwami

Успеха, впрочем, никто не ждал: скользкая тематика и раздутый бюджет не внушали доверия начальству. Даже сами разработчики, люди безусловно талантливые и одухотворённые, не до конца понимали, что творят — подобный гибрид экшена и ролевой игры был для них в новинку. Как правильно выстраивать повествование, представлять героев и злодеев, развивать конфликт? По какому принципу делать побочные задания? А сюжетные драки, как поступать с ними?

Результат их стараний ныне вызывает усмешку, но в 2005-м «взрослую криминальную драму» буквально сметали с полок. Оглушительный триумф на родине стал для команды руководством к действию: с тех пор Yakuza превратилась в одну из главных и наиболее прибыльных серий SEGA.

Но спустя столько лет оригинал больше не впечатляет: картинка устарела, управление неудобное, да и геймдизайн, мягко говоря, не лучший. Новичкам такое сложно рекомендовать. Оставить всё как есть авторы не могли: репутация обязывает.

Yakuza Kiwami

Поэтому в честь 10-летнего юбилея бренда Ryu ga Gotoku Studio решила сделать фанатам подарок: выпустить сначала приквел про 80-е (Yakuza Zero), а следом и полноценный ремейк первой части с доработанными механиками и графикой. Задумка прекрасная. А вот исполнение, мягко говоря, подкачало.

Ниже нуля

Как можно выпустить одну из лучших игр 2015/2017 года (в лице Zero), а потом вот так взять оплошать? Лёгко. Дело в том, что несмотря на обещания и громкие заявления авторов («мы хотели переделать всё, привести первую часть в порядок!»), Yakuza Kiwami — дешёвая, очень противоречивая поделка. Это слепленный в кратчайшие сроки продукт, с помощью которого издатель планировал собрать средств на разработку шестой части сериала.

Запуская Kiwami после Zero, сложно не обратить внимание, как много деталей объединяют обе игры. Боевая система с 4 стилями? Ставим галочку. Механика прокачки в духе Final Fantasy X? Есть. Знакомые мини-игры? В наличии — правда, без Out Run, Space Harrier и прочей классики. По-хорошему, Kiwami правильнее всего назвать модом — масштабным и по-своему добротным, но не более того.

Yakuza Kiwami

Кто-то, само собой, отметит, что производство Yakuza всегда было тем ещё конвейером с переходящими из части в часть ассетами — и будет прав. В этом, как ни странно, часть шарма восточного сериала: возвращаться в Камуро-тё из года в год стало приятной традицией для многих геймеров. Однако в ремейке SEGA словно решила поставить рекорд, понадёргав элементов из всех выпусков разом и прикрутив их кое-как к самой первой части. Иные боссы (не мастера боевых искусств, а рядовые хулиганы с улицы, между прочим) даже используют комбо и хитрости главных героев Yakuza 5! Почему? А почему бы и нет.

Знакомый мирок, знакомые приёмы, знакомоё всё… В какой-то момент начинаешь испытывать дежавю — может, в приставке случайно оказался не тот диск, всякое бывает. Но новинку выдаёт отсутствие ярких побочных заданий. Больше никаких танцев с Майклом Джексоном и обсуждений налоговой политики Японии в суши-ресторанах — сплошь мошенники и пьяницы, разговор с которыми довольно короткий. Контраст поразительный, но объяснимый: 12 лет назад авторы не знали, какую эмоциональную окраску давать сайдквестам — потому многие из них предельно серьёзны (или как минимум без абсурдной клоунады). Казалось бы, раз уж собрались что-то улучшать, вот оно, поле непаханное, обновляй — не хочу. Но увы.

Yakuza Kiwami

С сюжетными сценами та же история: они как были по-любительски написаны и поставлены, так и остались. Даже анимацию эпохи PS2 никто трогать не стал — а зачем, в сущности, если можно воспроизвести знакомые эпизоды кадр в кадр? Модельки персонажей новые, детализированные — и что, если у зрителей то и дело будет возникать когнитивный диссонанс при виде жутковатой лицевой анимации 12-летней выдержки? И так сойдёт. А если не нравится, обойдутся получасом новых роликов — тоже дешёвых, но хотя бы качественных, снятых и разыгранных на уровне поздних выпусков сериала.

Сломать велосипед

Сама по себе бюджетность проекта, впрочем, не проблема. Взять за основу ремейка прекрасный боевик и слегка перекрасить его — обычная для индустрии практика. Тем более играется новинка в любом случае приятнее оригинала: боевая система, управление, камера, ощущения от ударов, спецэффекты — всё путём. Главное при создании подобных переосмыслений — ничего не испортить.

И вот тут-то и дизайнеры и оплошали. В попытке оправдать подзаголовок (Kiwami, если не знали, значит «экстремальный») и немного дистанцироваться от предшественниц, авторы добавили в игру пару откровенно лишних деталей.

Yakuza Kiwami

Например, многих боссов зачем-то научили регенерировать здоровье. По идее, подобный элемент должен усложнить бои — сделать их чуть напряжённее. На деле же обновка скорее раздражает, не добавляя в многочисленные дуэли особого челленджа.

Второе глобальное изменение — система Majima Everywhere. Благодаря ней главного героя Кадзуму постоянно преследует мини-босс, всеми любимый Горо Мадзима. Поначалу это действительно забавно — наблюдать, как 40-летний балбес наряжается в похотливую хостесс, чтобы вызвать старого приятеля на смертельный бой. Но через десяток-другой подобных ситуаций улыбаться больше не тянет — настойчивость психопата начинает заметно утомлять.

Yakuza Kiwami

В ремейке же персонаж, который так хорош в малых дозах, стал шутом гороховым — клоуном, от которого просто спасу нет. Ни в аркадном зале, ни в ресторанах, ни в зале для боулинга, нигде — сумасшедший гопник в змеиной куртке всюду найдёт и всегда достанет. Как в прямом, так и переносном смысле.

Но что самое ужасное, игнорировать Мадзиму не выйдет — и дело даже не в его вездесущности. Спятившего якудзу надо находить и надо побеждать, даже если от этого уже тошнит — ведь без него 4-й (легендарный) стиль боя абсолютно бесполезен. Хотите, чтобы Кадзума вспомнил, как выстраивать длинные комбо, освежил в памяти пару суперударов и прокачал силу со скоростью? Нарезайте круги по городу в поисках старого товарища — лишь накостыляв ему герой внезапно осознает, что кулаками можно махнуть не два, а целых три раза подряд.

Противоречие

Говоря прямо: Kiwami разочаровывает. Не потому что это плохой экшен (она действительно затягивает) — дело в упущенных возможностях. Первая Yakuza — произведение устаревшее, остро нуждающиеся в качественном переосмыслении. На новом движке, с кардинально переписанным сценарием и обновлённым геймплеем без дурацких нововведений вроде Мадзимы и боссов-регенератов. Но не судьба.

Фанатов, само собой, игра обрадует — бить морды японским хулиганам и посещать хостесс-клубы никогда не надоедает. Да и ценник у неё на редкость демократичный: всего 2000-2500 рублей за 30+ часов увлекательного криминального боевика. Словом, если безыдейность и бюджетность ремейка не отталкивают — вперёд, в Токио. Чудес, правда, лучше не ждать: по сравнению с предшественницами контента не так много, и он совсем не первого сорта.

Всем остальным начать знакомство с серией лучше с Yakuza Zero: вот там всё как подобает настоящему хиту. Yakuza Kiwami же, несмотря на ряд полезных улучшений, лишь напоминает о том, насколько неказистым был оригинал. Согласитесь, не лучший способ отдать дань уважения классике.

Читайте также: