X beyond the frontier обзор

Обновлено: 05.07.2024

Появившаяся в далеком 1984-м году, Elite была не просто игрой, это был образ жизни тогдашних геймеров. Это была действительно «первая полностью трехмерная», содержавшая в себе зачатки множества появившихся впоследствии хитов. Не говоря уж о том, что она была прародителем всех космических симуляторов, Elite дала старт, например, всем пиратским стратегиям. Принято считать, что последние произошли от Pirates! Сида Мейера, но когда в 1987 году появилась эта игра, ее тут же окрестили «Elite в море», поскольку игровой процесс был очень похож.

Скриншоты 25

Понятное дело, что немало было прямых подражаний вроде Privateer, появились и «фирменные» продолжения. В 1991 году была создана Elite Plus, с чуть-чуть улучшенной графикой и интерфейсом, в 1993 - Elite 2: Frontier, а в 1995 - Elite 3: First Encounters, в которых графика была доведена почти до идеала. Но вот что интересно: в Elite играли все, в Elite Plus многие, в Frontier кое-кто, а First Encounters осталась практически незамеченной. И это не потому, что вымерло старое поколение игроков, просто пришло время новых игр и новых героев. Более того, «космические симуляторы с элементами менеджмента», как их теперь называют, пользуются весьма скромным спросом, пример тому, хотя бы, Battlecruiser 3000 AD. Тем не менее, компании EGOSOFT и THQ не убоялись трудностей и выпустили очередное подражание бессмертной игре. Посмотрим, что же у них получилось.

Встреча с неизведанным

Завязка игры довольно оригинальна: вы - пилот-испытатель космического флота, проводите тестирование нового прототипа (X-perimental Ship, отсюда и название игры) на околоземной орбите возле корабля-матки. Все происходит под контролем инструктора и его многочисленных помощников. Шаг за шагом вы проверяете управление кораблем, оружие, совершаете маневры в одиночку и в составе соединения. Наконец приходит время проверить систему подпространственных прыжков. Тут-то все и начинается. Неизвестно, вы ли сделали что-то неправильно или техника дала сбой, но ваш корабль перемещается неведомо куда, в какой-то далекий уголок космоса, где и слыхом не слыхивали о Земле и ее обитателях. Более того, многие важные системы корабля полностью вышли из строя, у вас нет ни щитов, ни оружия, ни других весьма полезных в открытом космосе вещей.

К счастью, бортовой компьютер в исправности, и вам удается наладить контакт с местными жителями. Из продолжительной и содержательной беседы с жабоподобным аборигеном вы узнаете о ситуации в этой части вселенной, о живущих тут расах и многом другом. Единственная возможность выжить и найти дорогу домой - заняться торговлей и выполнением поручений местных боссов. Однако это не так-то просто, и не только потому, что весь ваш основной и оборотный капитал составляет сотня кредитов, которую вам подарил сердобольный туземец. Дело в том, что вы оказались не в обжитом районе космоса, а в пограничье, своего рода «диком Западе» вселенной. Тут кипит непрекращающаяся война не только между соперничающими расами, но и между разными группами и группировками. Так что для начала надо бы выбраться в более цивилизованные районы космоса, а это вряд ли удастся без оружия и защиты. Надо потратить часть вашего капитала на этом аванпосту расы телади. Однако на все денег не хватит, да еще оказывается, что ваш корабль пока не может самостоятельно совершать межзвездные перелеты, нужно проситься на борт какого-то более крупного космолета. Да, зарабатывать денежки придется с самых первых шагов.

Надо сказать, торговля тут организована довольно любопытно. Вместо одной громадной станции, на которой вам могут оказать все возможные и невозможные услуги и продать все, что угодно, есть несколько маленьких, узкоспециализированных. Скажем, новые и подержанные корабли продаются на судоверфи, там же производится ремонт корабля. Энергией и топливом можно запастись на солнечных энергостанциях, а продовольствием и кое-какими экзотическими вещами в специальных орбитальных оранжереях. Однако главным объектом все же являются торговые станции, именно на них вам предстоит покупать и продавать товары, то есть наживать денежки. Я думаю, что в других районах космоса, возле других звезд и планет вы встретите и еще какие-то станции и объекты, так что скучать не придется.

Вообще-то каждая станция производит что-то свое, но есть товары, которые нужны на нескольких станциях, есть сырье, которое нужно перевозить, короче говоря, для начала придется немало поколесить между локациями одной планетной системы. Дело скучное, но совершенно необходимое.

Снаружи и внутри

Сами понимаете, что с использованием современных технологий, всяких там графических ускорителей, космос в новой игре выглядит гораздо симпатичней, чем во всех предыдущих Elite. Не знаю точно, сколько там бит используется, 16, 24 или 32, но, по-моему, сколько есть, столько и хватит. Планеты выглядят точно так, как на фотографиях с космической станции «Мир», жаль только, что они не совсем круглые, а многогранные. Другие объекты, астероиды, метеоры, и прочие небесные тела тоже вполне на уровне, а дизайн кораблей и орбитальных станций и вовсе превосходен. Есть кое-какие спецэффекты, вроде кругов вокруг солнца, разноцветных туманностей и прочего. Так что иллюзия нахождения в реальном космосе практически полная.

Пока что мне не довелось участвовать в сражениях с участием нескольких десятков кораблей (хотя таковые и обещаны), но при наличии в непосредственной близости пяти - десяти крупных объектов игра ничуть не тормозит даже на моем далеко не самом современном компьютере.

Пора сказать и кое-что об интерфейсе. Он традиционен и довольно удобен. Можно управлять с клавиатуры, мышкой, джойстиком и даже рулем с педалями. Причем нет необходимости назначать какой-то определенный девайс, вполне реально действовать одновременно всеми. Корабль крутится вокруг всех трех осей, так что обладатели хитрых джойстиков могут задействовать их возможности в полном объеме.

Ясное дело, в игре использовано все, что наработано в последнее время в области космических симуляторов: возможность вертеть головой, отслеживать заданную цель с помощью падлока, масштабирование и т.д. Бортовой компьютер поможет вам идентифицировать цель, а если она внесена в базу данных, то и выдаст о ней все возможные сведения.

Говорить об оружии и всяких хитрых приспособлениях можно долго. Кроме обычных лазеров, плазменных пушек и ракет всех типов, есть и кое-что экзотическое. Естественно, не забыты средства пассивной и активной обороны.

Прошлое не возвращается

Итак, игра получилась вполне приличной, даже, пожалуй, хорошей. Можно назвать ее достойным подражанием незабываемому оригиналу. Но вот играть в нее скучно. И дело тут не в том, что там слишком много разговоров и прочих квестовых элементов. И не в излишне сложной системе купли-продажи товаров. И не в других недостатках, которых, если поискать как следует, найдется немало. Просто время таких игр прошло. Сомнительно, что кто-то из современных игроков будет сутками гонять по одному и тому же маршруту, зарабатывая за каждый рейс десяток-другой кредитов. Мало найдется и желающих составлять таблицы цен на товары в различных уголках обитаемого космоса и прокладывать с их помощью хитрые торговые маршруты.

Надо думать, разработчики игры это прекрасно понимали. Именно поэтому они вставили в нее сюжет, создали некое подобие миссий. То есть лишили игрока ПОЛНОЙ свободы действий. А ведь именно в ней была основная прелесть Elite. Куда лететь, чем торговать, с кем сражаться - все это определялось только состоянием вашего корабля, наличными средствами и пристрастиями игрока. В X же вы с самого начала поставлены в довольно жесткие рамки, вырваться из которых вряд ли удастся до конца игры.

Однако поиграть в нее стоит. Ветераны смогут вновь почувствовать себя вольными (или почти вольными) космическими бродягами, доказать, что не зря в свое время они имели рейтинг Dangerous, Deadly, а то и Elite. А поколение, выбравшее «Пепси», сможет понять, чем же занимались в свое время их отцы и деды, и почему об этой самой Elite так много разговоров.

В эпиграфе выше я отнюдь не просто так привёл цитату из культовой песни не менее культового Дэвида Боуи. Дело в том, что игра, о которой пойдёт речь ниже, целиком и полностью посвящена космосу и относится к жанру космических симуляторов. Более того, наш безымянный герой (таковым он останется вплоть до выхода в свет X²: The Threat), пилот-испытатель Земного флота тоже оказался затерянным среди звёзд подобно персонажу из песни Боуи. Вот только в случае с X: Beyond the Frontier этим всё отнюдь не заканчивается. Напротив, именно этим тут всё и начинается: после неудачного эксперимента с телепортацией наш герой оказывается в совершенно незнакомом ему месте.

Итак, в роли пилота-испытателя на тестовом космолёте X Prototype мы оказываемся в совершенно незнакомой вселенной, где о Земле-матушке вообще мало кто знает, а те, кто знают, не слишком-то и верят в её существование, считая её чем-то вроде легенды. Как вернуться домой — совершенно непонятно, связь с Землёй и коллегами отсутствует, что делать — тоже неясно. Кроме того, наш космолёт был повреждён во время прыжка и может вот-вот взорваться.

К счастью, Вселенная Х (X-Universe — именно так называется место, в котором разворачиваются основные события игры) оказалась не без добрых людей (прошу прощения, гуманоидов), и жизнь нашему герою спасает капитан боевого корабля расы Телади (Teladi), одной из шести представленных в игре рас, чьей специализацией является торговля. Разумеется, ни один настоящий торговец ничего не делает просто так, так что герой наш хоть и выжил, но оказался в долгу у совершенно незнакомых ему ящерообразных созданий. Так что, несмотря на всё желание вернуться домой, первым делом ему надлежит вернуть долг. Как это сделать? Очень просто — начать торговать самому!

Именно так. В отличие от поголовного большинства представителей жанра космических симуляторов, X: Beyond the Frontier делает основной упор отнюдь не на бои, а на торговлю. «Купить подешевле, продать подороже» — вот ваш девиз на первый десяток игровых часов. Тем более что и драться-то вам поначалу нечем — лазеры вышли из строя при прыжке вместе со многим другим оборудованием, тогда как на новые у вас банальнейшим образом не хватает средств. Той жалкой горстки кредитов, что вы получите в долг от Телади, вам не хватит даже на то, чтобы толком забить грузовой отсек товарами на продажу. Придётся проявить смекалку и продать единственную ценность на корабле — энергетический щит, — пустив полученный таким образом капитал в оборот.

Вообще, коробка с игрой отнюдь не просто так призывает игрока думать (призыв «Trade, fight, build, think» — «Торгуй, сражайся, строй, думай» — стал девизом серии с самой первой игры). Без должной смекалки в X: Beyond the Frontier никуда. Начав с такой простенькой хитрости, как продажа последнего с целью создания стартового капитала, вы впоследствии должны будете целиком и полностью слиться с бурным миром экономики Вселенной X. Так, заработав в качестве перевозчика грузов серьёзное состояние, вы начнёте возводить свои собственные фабрики и рудники. Причём главная сложность будет заключаться не в том, чтобы накопить на очередную фабрику, а в том, чтобы грамотно оную фабрику разместить.

Спрос и предложение — вот на чём зиждется путь к успеху в игре. Возведённая в секторе без должного спроса на производимые товары фабрика едва ли принесёт вам много дохода, но после изучения в должной мере потребностей сектора и наладки соответствующего производства можно за считанные часы не только вернуть долг капиталистам Телади, но и купить их всех с потрохами. Погоня за выгодой в X: Beyond the Frontier — первейшая цель.

Придётся, впрочем, и подраться. Главная проблема Вселенной X — воинственная раса Ксенон (Xenon), мусорным ветром идущая по секторам всех без исключения рас и уничтожающая всё на своём пути. Разумеется, что с вами они разговаривать не захотят. То, что вы, возможно, уже стали главным капиталистом вселенной, тоже не поможет, так что хотите того или нет, придётся отбиваться. Хорошее же оружие и щиты стоят столько, что поначалу голова идёт кругом. В приличную сумму обойдётся и звено добротных кораблей поддержки, которые можно понастроить на своих фабриках. В конце же вас ждёт неравный бой с гигантским кораблём Ксенонов (забегая вперёд скажу, что X: Beyond the Frontier — это духовная наследница старой доброй Elite и многое тут, начиная с общей концепции и заканчивая даже такими вещами, как дизайн и название кораблей, взято именно из этой легендарной игры), ничуть не уступающий по насыщенности битве против Звезды Смерти (Death Star) из культовых Звёздных войн (Star Wars). Извольте как следует приготовиться.

Впрочем, от рядовых Ксенонов можно легко удрать, предоставив расправу над ними рядовому патрулю, тогда как несколько серьёзных битв в конце — скорее исключение, нежели правило. X: Beyond the Frontier — это в первую очередь торговая игра, так что заработок тем или иным способом занимает тут добрых девяносто процентов времени. Тем более что сюжетная линия крайне непродолжительна и сводится, по сути, всего к нескольким контактам и паре обязательных битв. Авторы сумели создать для игры довольно таки занятный сеттинг, который успеет подкинуть нам за время игры ряд неожиданностей, однако история как таковая крайне проста и незатейлива. Более того, не предлагает она и ровным счётом никакой нелинейности. Вы хоть и сможете выходить на связь с любыми судами и космическими станциями и общаться с ними (беседы оформлены в стиле компьютерных ролевых игр), выбирая желаемые варианты ответа из предложенного списка, но, увы, в итоге от вашего выбора ничего не будет зависеть, и вся свобода заключается лишь в том, чтобы пропустить некоторые этапы сюжетной линии. Вы, например, вольны войти в контакт с кораблём местных религиозных фанатиков и разрешить им провести вас к храму или же сразу лететь к храму и связываться с ним без посредников. Вот вам и вся свобода.

Не слишком задался и баланс, опять же подрезающий свободу действий. Дело в том, что X: Beyond the Frontier хоть и повторяет многое из того, что было в Elite, разрешая нам, например, торговать наркотиками или, записавшись в полицию, зарабатывать на отстреле пиратских судов и злокозненных Ксенонов (для этого придётся приобрести отдельную лицензию у каждой из рас, поскольку за отстрел врагов в чужих секторах платить никто не будет, тогда как за провоз наркотиков лицензию у вас могут и отобрать), тем не менее сделать на всём этом приличные деньги не получится. За каждый сбитый космолёт пиратов или Ксенонов вам будут платить от ста до пятисот кредитов, тогда как цена на лучший лазер в игре (коих вам в итоге потребуется два) составляет без малого семьсот тысяч. Вот и считайте, сколько вам придётся настрелять супостатов. Добавьте к этому тот факт, что всегда существует шанс по ошибке подстрелить крутящегося под ногами мирного патрульного (эти ребята вечно норовят посшибать врагов задолго до того, как к драке подключитесь вы, так что охотиться на врагов придётся осмысленно, летая вокруг врат перехода из сектора в сектор) и тем самым нажить себе врагов из тех, кто ещё минуту назад был вам другом, и вы поймёте, что быть копом в игре отнюдь не престижно.

Равно как и контрабандистом. Возить наркотики придётся далеко (покупать и сбывать местную «травку» можно лишь у торговцев Телади, которые продают и покупают всё, да у пиратов), а денег вы на этом заработаете всего ничего. Таким образом вся деятельность сводится к строительству фабрик и снятия с них сливок. Доход с расположенной в удачно выбранном месте фабрики всего через пару часов позволит вам купить лучшие лазеры, что начисто перечёркивает всяческую необходимость заниматься чем-либо ещё. Разве что с целью убить время, так как система ускорения времени работает тут очень однобоко, и просто висеть в пространстве рядом со своей фабрикой, ожидая прибыль, нельзя. Придётся куда-то лететь. Тем более что битв с Ксенонами в некоторых секторах всё-таки избежать не удастся, потому что две из пяти мирных рас будут изначально относиться к вам враждебно и давать разрешение на посадку откажутся. Вот вам, к слову сказать, и ещё один минус в плане игровой свободы — заработать репутацию у той или иной расы можно исключительно сражаясь с врагами, решить дело финансами или умением красно говорить не выйдет.

Так что особенно тут не разгуляешься. Суровая экономика в игре давит всё (в свете чего надпись «A space combat action game» — «космический экшн» — на обложке, мягко говоря, не соответствует действительности), не оставляя вам ровным счётом никакого выбора. То есть по возможностям игра уступает даже старушке Elite. Зато авторам X: Beyond the Frontier удалось создать атмосферу. Сотканная из чарующей электронной музыки в хорошем качестве, трёхмерного звука и действительно симпатичной картинки с потрясающей красоты космическими пейзажами, которая даже спустя более чем десять лет смотрится очень приятно и душевно, атмосфера космических полётов в игре — это то, что невозможно передать словами. Её можно лишь почувствовать, запустив игру у себя на компьютере.

Вдобавок, очень приятное впечатление производит отсутствие излишних поблажек и упрощений при общем удобстве. Имея довольно наглядный и удобный интерфейс, «горячие клавиши» для всех важных функций и отличную поддержку джойстиков, игра, тем не менее, не пытается сделать вашу жизнь излишне лёгкой. Поначалу ваш корабль будет лишён даже электронной карты секторов (придётся обходиться одним лишь радаром, охват которого оставляет желать лучшего), при этом даже покупка этой карты облегчит вам лишь нахождение нужных объектов в выбранном секторе, на «быстрые перемещения» даже не надейтесь. Апгрейды в игре, к слову, довольно многочисленны и занятны. Их, конечно, придётся поискать, даром что каждая раса предлагает вам что-то своё, эксклюзивное, но зато в итоге вы сможете узнавать расценки без стыковки с торговыми станциями, сканировать содержимое грузовых отсеков чужих кораблей (идеальное решение для пирата, если бы пиратство тут приносило хоть какую-либо выгоду) и даже перепоручать стыковку компьютеру, избавив себя от необходимости делать всё вручную. Всё это создаёт впечатление, что вы сами управляете своим кораблём, что ещё более усиливает атмосферу космических приключений.

И всё же X: Beyond the Frontier — игра на любителя. Производящая поначалу эффект «перезагрузки» милой сердцу старушки Elite, она очень быстро превращается в симулятор строительства космических фабрик, не оставляя вам никакого выбора в том, как именно вы хотите идти к своей цели. Меж тем, однако, игра действительно затягивает с самых первых минут и держит благодаря своей замечательной атмосфере. Революции она не сделала, немного не дотянув даже до звания перерождения великой классики, да и свободы в ней маловато, но если вы предпочитаете торговлю космическим баталиям, то очень рекомендую познакомиться с данным проектом. Неделю в нём вы проведёте очень душевно. В X: Beyond the Frontier приятно играть, и это её сильнейшая сторона.


Действия

С самого начала дела принимают крутой оборот, и нашему герою остаётся лишь посочувствовать – только что испытания последней модели звёздного истребителя шли как по маслу, а всего секунду спустя на нас с экрана видеофона вместо привычного лица Командора смотрит склизкая рожа какой-то не то ящерицы, не то улитки, и бормочет что-то на своём шипящем наречии. Земля? Слыхом тут не слыхивали ни о какой Земле, и вам предстоит здорово поработать, прежде чем хотя бы одна ниточка о том, что происходит и где вы находитесь, попадёт в ваши руки. И, выжимая максимум из маломощных двигателей, вы уже направляетесь к местному торговому центру, чтобы попробовать хоть немного заработать, – на истребителе нет даже стандартных лазеров, а вокруг, говорят, вовсю идёт война с некими Xenon’ами, да и пираты караулят зазевавшихся новичков у Прыжковых ворот в другие системы.

X: Beyond the Frontier – игра великих возможностей. Потратив совсем немного времени в блужданиях по дружественным областям, вы быстро сможете определить основные занятия на ближайшее будущее и избрать себе «профессию». Бравые вояки в душе наверняка сразу же купят себе один-два лазера и отправятся вытрясать дух из несчастных пиратов, отбирая честно награбленные ими трофеи. Предпочитающие мирный путь торговли смогут построить собственные заводы и нанять корабли-грузчики, уже в первые часы игры сколотив непомерно большое состояние и возведя в незнакомых космических далях собственную империю. Дипломаты кинутся исследовать новые системы и очень скоро познакомятся и с дружелюбными Boron, и с непонятными Xenon, и с так сильно напоминающими людей Argon… Никто не заставит вас следовать означенным в задании маршрутом. Задания как такового тоже не будет: хотите лучше разобраться в происходящем - попробуйте найти зацепки сами, руководствуясь лишь интуицией и скудными записями в бортовом журнале. А нет – так просто живите в этом новом мире как считаете нужным, влейтесь в него и сроднитесь с его обитателями. Тем более что процесс этот на поверку оказывается таким увлекательным! Но и любителям лихо закрученных сюжетных линий отчаиваться не надо – ведь в любом случае вы когда-нибудь натолкнётесь и на тех людей, которые смогут подсказать, почему эта часть космоса до сих пор оставалась неисследованной и какая связь существует между нынешними военными столкновениями и старой историей с борьбой людей и роботов-терраморфов, закончившейся полтысячи лет назад.

Наверное, вы удивитесь, что, собственно, корабль нам на протяжении всей игры сменить так и не дадут, – что же это за симулятор, в котором до самого конца приходится летать на одном и том же старом корыте? Но удивление это превратится в радость, как только вы увидите огромный список самых разнообразных модификаций, которые только и ждут, когда их установят на ваш боевой звездолёт. Увеличение размера трюма, покупка генераторов защитных полей, загрузка мощными самонаводящимися ракетами, даже нелегальная «пиратская» настройка двигателей и систем управления – и сразу становится ясно, что никакие другие корабли здесь просто не нужны, ведь после каждого изменения вашу старую рабочую лошадку будет просто не узнать. А дополнительные устройства способны вообще кардинально изменить стиль игры – чего стоят одни только прибор для сжатия времени и продвинутый автопилот. Любители тактических сражений тоже не забыты – на любой из принадлежащих вам станций можно построить и снарядить несколько звездолётов-охранников, которые будут летать с вами в звене и надёжно прикрывать тыл от коварных атак противника. А уж воевать будет с кем – у врагов есть и свои собственные фабрики, эскадрильи мелких истребителей и ужасные авианосцы, встреча с которыми не сулит неподготовленному бойцу ничего хорошего.

Погружение в атмосферу ледяных космических просторов гарантировано ещё и благодаря тому, что каждая из населяющих мир X: Beyond the Frontier рас отличается уникальной архитектурой построек, неповторимым характером и настоящей культурной самобытностью. Трудно сказать, почему, но со временем и с опытом начинаешь замечать какие-то совсем небольшие, но важные детали, делающие обитателей этих далёких пространств столь родными и приятными взгляду. Пусть космос и недружелюбен к новичкам, но собственное место здесь найдёт каждый.

Игра, легко способная выбить вас из реальной жизни. Игра, заставляющая смотреть в небо другими глазами. Игра, оставляющая в сердце добрую тоску, оседающая в душе приятными воспоминаниями о многочисленных подвигах, совершённых где-то далеко-далеко, но в то же время так близко. В X: Beyond the Frontier вы сами выбираете себе судьбу и сами решаете, как жить. Поэтому, свободолюбивые и рвущиеся к звёздам храбрецы, пропускать вам её ни в коем случае нельзя – лучше окиньте последним взглядом старушку-Землю и летите вперёд – только вперёд!


Так получилось, но я не успел на раздачу капиталистических благ в разрушающемся на глазах бывшем Союзе. Отнюдь, правда, не из-за нерасторопности, а лишь по причине малолетства. Хотя. были и в то время отдельные ровесники-активисты, пропадающие круглосуточно на обочинах, торгуя бензином и протирая стекла проезжающим "Волгам". Впрочем. это другая история, а поговорить я хотел про во всех смыслах достойную профессию мелкооптового торговца. По народному - челнока, субъекта любой уважающей себя нестабильной экономической системы, ведущей родословную от купцов вольного города Новгорода.

Челнок был крупнейшим прорывом технической мысли Соединенных Штатов со времен их высадки на Луне. Конечно, наши тоже немало потрепали нервишек инженерам забугорья, создав лучшие в мире модули вывода спутников на орбиту и великолепную систему стыковки, позаимствованную позже на международный проект орбитальной станции "Альфа", но вот приоритет США в многоразовости космического борождения нам оказался не по зубам - внебрачный сын авиационных технологий и шпионских донесений наших агентов в НАСА только ухудшил ситуацию, доведя ее до грани абсурда.

Обзор X: Beyond the Frontier


Вот только не надо меня перебивать, товарищ, демонстративно крутя пальцем около виска: да, я знаю о чем говорю и отнюдь не разрываюсь в шизоидной страсти между двумя волнующими меня с детства темами. Да, я говорю именно о челноках. Я же не виноват, что русский язык так вольно трактует это понятие. А некоторые идеологически нестойкие игродельцы идут у него на поводу! Не я же виноват, что они, не оценив всей идиоматической сложности метафоры челнок (человек) и челнок (космокорабль) просто взяли и вбухали оба понятия, смешав для крепости со стопроцентной настойкой ностальгии по. ну мы все помним эту крепкую старуху.

Эти забавные. да и те, кстати, тоже!
Сюжетец X: Beyond the Frontier, надо сказать, простоват. Простоволос даже: мелькают столь любимые апокалипсические войны с машинами и вынужденным бегством из дальних галактик человека разумного. Запрет на использование пространственных врат и судорожные эксперименты над гиперпрыжковым двигателем при последующей неудаче десантирования в неизвестной точке пространства. Помнится, что-то подобное игралось уже в моем сиди-роме года два назад. Кстати, было оно от российского разработчика.

Обзор X: Beyond the Frontier


Дальнейшее предсказуемо: инопланетный патруль из сизо-зеленых гуманоидов, ненужные вопросы, предложения сотрудничать (вербовка) с попытками материальной заинтересованностями. Учитывая ситуацию, приходится соглашаться на все условия - 3500-процентный кредит плюс ценные указания.

Со ста кредитками в кармане (и 3600 на "счетчике") мы отправляемся в свободное капиталистическое плаванье на нашем верном челноке. Безоружном и защищенном самым дохлым шитом.

Вокруг нас, о, удача, кипит экономическая жизнь недобитого НЭПа - заводики, фабрики, шахты. Венчает сектор супермаркет в виде чертова колеса (кстати, у всех рас в игре дизайн различен. Я говорю лишь о Teladi) и доки по продаже недвижимости, которые мы посетим тотчас как накопим денег на небольшой, но личный заводик под боком тихонькой планетки.

Обзор X: Beyond the Frontier


Ценообразование в галактике свободно колышется на волнах экономического беспредела, то есть, абы как, и оборотистый человек всегда сделает на этом хорошие деньги. Чем и займемся.

Первые 5-6 часов X: Beyond the Frontier уходят на то, что мы вылезаем из беспросветной нищеты, мотаясь между заводами и фабриками, обеспечивая ресурсами все производство и потребление незнакомой планеты. Ресурсы мы закупаем на других заводах и фабриках, аккуратно складывая в задний кармашек разницу. Занятие не для слабонервных, и истинные джигиты примерно через час отчаливают играть в свою FreeSpace 2. Мы продолжаем.

Ешь ананасы.
Прущая напролом правда жизни гласит: чем больше денег - тем больше проблем. При покупке первой своей фабрики я чувствовал себя Додиком Рокфеллером, постоянно оглядываясь на космогруз "Альбатрос", покорно несущего в своих трюмах мой контейнер со свежекупленным оборудованием. Счастье юного буржуя цвело и пахло ровно до того момента, когда на фабрике кончились ресурсы и пришла пора лететь в другой сектор - налаживать торговые связи.

Обзор X: Beyond the Frontier


В этих секторах было не все так просто. Пираты (местный рэкет) свирепствовали, а аборигены боялись высунуть нос (корабля) на улицу, плотно закупорив все входные шлюзы на нудной фабрике. На запросы о посадке не реагировали.

Пришлось разгонять пиратов хлипким лазером (а удовольствие это, прямо скажем, сомнительное) и долго доказывать хозяевам свои чисто коммерческие интересы. В результате все кончилось хорошо - и тут я тоже обосновал свое производство.

Следующие мои шаги пусть теряются во мгле склероза, чувствую страх перед возможностью сболтнуть лишнего и сломать кому-то кайф от игры, скажу лишь, что цель - возврат на Землю, пока мною не выполнена. Но удовольствия по пути к ней я уже хлебнул полной ложкой.

Обзор X: Beyond the Frontier


Разбор полетов X: Beyond the Frontier
Теперь давайте поговорим об игре с точки зрения процесса.

Как я уже упомянул, игра не для торопыг. Хорошая игра получилась - с русским колоритом, где медленно запрягают и быстро летают.

Но на "запряжку" уходит часов 15-20 реального времени - таковы реальные расценки на минимальный набор аксессуаров для спокойной жизни в глубинах космоса. Зарабатывание презренного металла, хоть и идет легче после становления личного производства, но все равно долго не отпускает, требуя ласки у чуткого руководства.

Причем деньги на собственные нужды вначале не тратятся вовсе - все уходит в производство и на оригинальный налог за трусость - каждый сейв в игре стоит 10 кредиток.

Обзор X: Beyond the Frontier


Правда, пираты в X: Beyond the Frontier первое время (в начальных секторах) либо не беспокоят вообще, либо являются окончательными дебилами, милостиво позволяющими игроку пристроиться в хвост и тихонечко снимать силовые щиты с их дрейфующих посудин (лишь одна просьба - не идите на таран! Сомнут. ).

А потом начинается: чужие пространства, ответственные задания, пираты пачками и ненависть врагов. все динамично, красиво и очень увлекательно, вернО по ощущениям и драйву.

Особенно мне понравилась возможность вступать в переговоры с любым кораблем и необходимость запроса на посадку в орбитальные станции. Атмосферно, знаете ли.

Обзор X: Beyond the Frontier


Немаловажно и многообразие архитектурных решений у разных рас X: Beyond the Frontier, их внешний вид и неповторимый "акцент" великого английского языка. Последнее, кстати, не особо придется по вкусу геймерам, не "слышащим" иностранную речь с искажениями - дублирование субтитрами в игре отсутствует.

Вообще, игра поражает целостностью концепции, графической реализации, звукового ряда при безграничных возможностях геймплея. Тут можно быть олигархом, воином, наемником, полицейским, искателем приключений, человеком, стремящимся домой. Кем угодно.

При условии, разумеется, что вам не стыдно будет начать с малого бизнеса челнока в бескрайних просторах вселенной.

Читайте также: