Warlock 2 the exiled обзор

Обновлено: 29.06.2024

Warlock 2 идет по стопам первой части и создает отличное первое впечатление. В ней стало больше контента, появился новый режим с сюжетом, сразу приложены мультиплеер и редактор всего и вся. Да и выглядит продолжение куда более броско, чем Master of the Arcane.

Но на одном только первом впечатлении глобальная стратегия далеко не уедет, и первая Warlock это наглядно доказывала. Партию в ней было весело начинать, но невыносимо скучно доигрывать — из-за фундаментальных ошибок в системе 4Х-фантазия краснодарской Ino-Co рано или поздно рушилась. И хотя Warlock 2 оказалась лучше во всем, ее долговечность точно так же остается под сомнением.

Warlock — это Civilization V пополам с Master of Magic. У первой она позаимствовала интерфейс, карту из шестиугольников и сражения в духе классических варгеймов. У второй — фэнтезийные расы, параллельные миры и глобальные заклинания вроде огненных шаров, призыва монстров и терраформирования. В отличие от «Цивилизации» Warlock почти целиком сосредоточена на войне, и The Exiled стремится развить ее идеи.

Warlock 2: The Exiled

Победить в Warlock можно было несколькими способами, и один из них — раньше всех исследовать и произнести заклятие Единения. В The Exiled выясняется, что один великий маг ровно таким вот образом выиграл свою «партию», стал всемогущим Единым, набрал себе свиту и прогнал прочь из Ардании остальных великих магов. Изгнанники обосновались на осколках миров, обретающихся на астральной орбите Ардании, и пытаются вернуться домой.

В The Exiled можно играть по-старому — на большой карте с континентами, островами и обширными параллельными мирами. Но главная ее фишка — новый «Режим изгнанника», в котором большие миры заменяются крохотными осколками, соединенными сетью порталов. Каждый маг, будь то игрок или ИИ, начинает игру на своем осколке и постепенно продвигается по цепи миров к Ардании, пробиваясь сквозь толпы экзотических тварей, строя и захватывая новые города и время от времени схватываясь с конкурентами.

Победить должен тот, кто первым найдет и одолеет Единого. Либо — как в первой Warlock — захватит и удержит святые земли или разозлит одного из богов и побьет его аватара. Но чаще всего побеждает тот, кто попросту задавит остальных магов. На деле это значительно проще и, чисто по ощущениям, естественнее.

Чем ближе осколок к Ардании, тем противнее монстры, которые на нем живут. Родной остров вы зачистите без труда, на втором и третьем уже придется вертеться, чтобы не терять войска. Это разумно, это уместно. Но как только вы к этому приноровитесь, вам обязательно попадется остров с какими-нибудь лунными шагоходами или демонами-мучителями, любой из которых одним ударом снесет вашего высокоуровневого рыцаря, а ходом позже добьет ваших лекарей и лучников. Путь к Ардании всегда лежит через такие «бутылочные горлышки», где сила монстров подскакивает резко и внезапно, поэтому, пока вы не наберетесь сил, придется сидеть в пределах уже изученных осколков, нос к носу с другими великими магами.

Warlock 2: The Exiled

Воевать или заключать союзы и пытаться пробиться вместе? Если вы не играете с живыми соперниками, в последнем смысла точно нет. ИИ в Warlock был трогательным имбецилом на любом уровне сложности и в The Exiled почти не изменился. Великие маги по-прежнему с огромным трудом преодолевают моря и водоемы, не пользуются мощными заклинаниями, даже если давно овладели армагеддоном и призывом драконов. И понятия не имеют, что делать с горными перевалами, которыми мы перекрыли проход к порталу со стартового осколка.

Противники с радостью предложат нам дружбу и помощь, но пользы от них не ждите. Проще пойти на оппонентов войной и заслужить захватническую победу — только вот, с учетом слабоумия великих магов и их неспособности что-нибудь противопоставить нашему боевому катку, война с ними рано или поздно сведется к медленному пережевыванию одного города за другим.

Поэтому мультиплеер в The Exiled очень кстати. В первом Warlock он появился не сразу, зато тут уже есть — и это очень важно. Если хочется сыграть партию с великими магами, у которых есть мозги, без живых игроков не обойтись.

Warlock 2: The Exiled

В «режиме изгнанника» появился эрзац-сюжет: нас и других магов подталкивают к действию с помощью событий наподобие тех, что случаются в «Эадоре» и стратегиях от Paradox. Простенькие задачки вроде «постройте тыквенную ферму» были и в первой части, но теперь у многих событий есть текстовая подоплека и несколько возможных решений.

Предположим, портал на соседний осколок перекрыл жадный огр. Мы можем дать ему денег, подсунуть огру иллюзорное золото, потратив на это капельку маны, либо вызвать здоровяка на бой. Начинание замечательное, но, увы, дальше дело заходит редко. Тексты большинства событий скупые и укладываются в три строчки, попытки проявить остроумие в типичной арданийской манере — болезненно неуклюжи. «Магугл его знает! Я тебе что, варлокопедия?» — поняли? Ну гугл же! Википедия! Ну! Ну.

Бывают сюжетные события, связанные с борьбой изгнанников с Единым, но они редки и из партии в партию идут в одном и том же порядке. Зачастую они сводятся к «получи, зараза, толпу жирных тварей в незащищенный тыл, страдай, рыдай и моли о пощаде». Эти неизящные попытки навязать историю утомляют, и после пары-тройки забегов по осколкам классический режим без сюжета и с единой картой снова становится главным. Классическая 4Х-песочница без претензий радует куда больше, чем возня с очередным капризным союзником Единого.

Впрочем, как и первая часть, Warlock 2 неожиданно находит себя в исследовании. Хотя у режима с осколками немало проблем, его реабилитирует то, что миры красивые и очень разные. На них почти всегда находится что-нибудь, на что интересно поглазеть: даже если вы не проживете в лунном мире и пары ходов, босс-луноход непременно произведет на вас впечатление. Вовсе не война, не сюжет, а исследование миров — гарантия того, что нового режима хватит на пару-тройку вечеров.

И это не единственный аспект, в котором Warlock 2 стала интереснее. Заклинания больше не изучаются в случайном порядке — появилось три наглядных древа исследования. Универсальную стратегию из первой части, с застройкой всего свободного пространства, теперь худо-бедно пресекает предел на количество городов. Мультиплеер и редактор карт, кампаний, боевых единиц и всего остального — тоже необходимые и желанные новшества.

С другой стороны, Warlock 2 все еще не хватает многих элементарных вещей. Например, до сих пор нет своей «Цивилопедии», а без нее о различиях между расами и пользе от конкретных ресурсов приходится узнавать исключительно опытным путем. Где лучше построить город — рядом с осликами или серной шахтой? А догадайтесь!

Warlock 2: The Exiled

Кроме того, новые механики — квесты с выбором и осколки миров — явно не задействованы на полную катушку. Складывается впечатление, что Ino-Co добавили их, только чтобы заложить фундамент для людей, которые освоят редактор и станут наполнять игру своими придумками. На это косвенно намекает и отдельное меню «Кампании», в котором пока удручающе пусто. Все новинки Warlock 2 сделаны будто бы для того, чтобы модостроителям было с чем работать.

Переводить стрелки на энтузиастов, чтобы те доделали игру, — не лучшая затея, но прогнозы делать трудно. Судя по отзывам в Steam, Warlock 2 нравится многим, несмотря на все свои недостатки. Почти наверняка среди этих людей найдутся те, кто готов делать отличные модификации, и, скорее всего, именно они помогут The Exiled достичь того уровня, на который она претендует.

Warlock 2: The Exiled

Интересно, что изначально делать полноценную вторую часть никто не планировал. «Это решение было принято через несколько месяцев после релиза оригинала, когда мы еще занимались дополнениями к нему. Идей было много, их выполнение уже совсем не укладывалось в рамки концепции разработки дополнений. При этом и мы, и издатели чувствовали, что еще есть ресурсы для расширения игры и ее аудитории», — объясняет Алексей.

К тому же авторы не совсем были удовлетворены результатами своей работы. Как признает наш собеседник, первая часть на момент издания была сыровата, чувствовалась нехватка контента, отсутствовал мультиплеер, а несколько ошибок в алгоритмах ИИ здорово мешали воспринимать компьютерных оппонентов как опасных противников. Мультиплеер добавился позже и бесплатно, но осадочек, что называется, остался. «Со второй частью мы более осторожно подходим к релизу и стараемся повторно на те же грабли не наступать. Контента теперь вдвое больше, над мультиплеером мы поработали основательно, да и других вещей, сделанных как по просьбам игроков, так и без оных, припасли немало», — обещает Алексей Козырев.

Удовлетворяй и властвуй!

В целом в Warlock 2 все по-прежнему: на глобальной карте герои-маги изучают и используют заклинания, захватывают и отстраивают города, собирают и развивают армии, а сражения проходят непосредственно на пересеченной местности. Однако ко всему этому добавились новые правила и нюансы. Так, теперь население в городах может быть чем-нибудь недовольно, а когда недовольство в империи достигает критического уровня, обязательно случается какая-нибудь пакость. «И если в начале игры это еще не так критично, то в большой стране за настроениями подданных придется следить очень внимательно и стараться держать ситуацию под контролем. Этой цели служат специализированные торговые, военные или храмовые города, в которых никто ни на что не жалуется. При желании превращайте любое поселение в специализированное», — объясняет руководитель Ino-Co Plus.

Warlock 2: The Exiled

На глобальной карте с помощью новых заклинаний разрешат превращать ману в золото, терраформировать ландшафт и увеличивать прирост опыта ваших отрядов.

Из других новшеств в стратегической части отметим возможность строить святилища какому-то богу — это позволяет достаточно рано и осознанно взаимодействовать с всевышними и получать от них разные бонусы.

А в тактических сражениях особую роль теперь играют реки, выполняющие роль естественных оборонительных рубежей. Кроме того, многие войска поддержки теперь будут прикрывать союзников в бою. Наконец, появилась группа интересных тактических заклинаний, дающих, например, временную способность левитировать.

Странные странники

В Warlock 2: The Exiled мы увидим не три, а шесть рас: это люди, монстры, нежить, эльфы, странники и сварты. Две последние расы — абсолютно новые. Странники, являющиеся потомками потерянной объединенной армии великого короля Ардании, представляют собой союз людей, монстров и нежити, которые научились жить совместно и использовать сильные стороны друг друга. Сварты умело объединяют магию и механику, что позволяет им создавать особое оружие, боевые машины и самую крепкую броню.

Соответственно, появились новые, крайне интересные «юниты». Так, у странников есть минотавры-лекари — эдакие дюжие санитары и хирурги, потомки минотавров-шаманов. А на стороне свартов сражается огнеметчик в летающей ступе. Тут сразу вспоминаешь про фирменный юмор Ардании: делая, наверное, самую серьезную стратегию в этом сеттинге, авторы вынуждены отыгрываться на внешнем виде «юнитов» и их описаниях.

Warlock 2: The Exiled

Графика в сиквеле явно станет чуть сочнее и детальнее.

Увеличится и количество доступных на выбор героев-магов. Нам встретятся несколько новых лордов, в том числе одна гениальная волшебница, истинная наследница своих великих и знаменитых родителей, некий уникальный и талантливый полукровка, а также бывший Великий Маг, решивший поискать для себя другой судьбы.

Бестиарий также значительно разросся. Авторы хотели, чтобы каждый небольшой мир, встреченный игроком, был уникален и по климату, и по ландшафту, и по своим обитателям. В пустынных мирах вам встретятся огромные жуки-скарабеи и песчаные големы, а в тропических — тучи мошкары, огнедышащие черепахи различного возраста и прочая живность.

I'll be back

Впрочем, главным достижением сиквела станет новый режим Exile, где есть полноценный сюжет — ведь именно его многим не хватило в Warlock: Master of the Arcane. Здесь ваш Великий Маг начинает игру в отдельном мирке далеко от Ардании и пытается найти дорогу домой, попутно выстраивая свою империю на захваченных им территориях. Выполняя поручения, он будет открывать порталы в соседние земли, пока не достигнет «Зеркального» мира Аинадры, откуда и сможет триумфально (или не очень) вернуться в Арданию.

«Игровой процесс в этом новом режиме изменится достаточно сильно. Он теперь больше напоминает прохождение сюжетной кампании — по мере продвижения игрока к финалу его теперь развлекают сюжетные события и квесты. При этом все миры, как и структура связей между ними, генерируются на старте и каждый раз получаются разными. Благодаря этому такой режим будет очень интересен как для одиночного, так и для совместного, в альянсе, прохождения. Впрочем, и старый режим никуда не делся, и в него тоже можно будет сыграть со всеми нововведениями — как в одиночку, так и в кооперативе или против других игроков», — рассказывает лидер Ino-Co Plus.

Warlock 2: The Exiled

Итак, как и обещали разработчики в нашем превью, первым делом в Warlock 2: The Exiled появилась сюжетная кампания. В отличие от обычной «песочницы», перекочевавшей из Master of the Arcane, в новом режиме «Изгнанник» есть не только стандартные цели вроде «победите и завоюйте всех!», но и разные интересные события и квесты. По сюжету, в результате очередного Армагеддона мир был разбит на осколки, и наш герой, один из великих магов, оказался отрезан от родной Ардании на одном из таких отдаленных «аллодов». Произошло это, конечно, не без помощи коварного злодея по кличке Единый — он сотворил ужасное заклинание и подчинил себе других магов, да и весь мир заодно. Теперь нам нужно найти дорогу домой и вернуть себе славу, богатство и власть. А для этого придется не только воевать, изучать заклинания и строить, но и искать порталы, ведущие на следующий осколок мира, чтобы так постепенно добраться до родных пенатов.

Открытие такого портала — уже сам по себе отдельный квест. Ведь врата в другой мир, как правило, охраняют какие-то безумные маги, или же они закрыты заклинанием. Приходится действовать на свой страх и риск: можно, например, попробовать подкупить стражу и переманить отряд чародеев на свою сторону (главное, чтобы хватило денег), но даже в этом случае остается шанс, что те взятку не возьмут, а предпочтут драться. То же самое с охранным заклинанием: прочитав определенные руны, вы с 50-процентной вероятностью либо снимете чары с портала, либо наложите проклятие на всю свою Империю.

Ну и, конечно, не дают заскучать приспешники Единого, науськиваемые своим хозяином. Один из них, например, сразу заявляет, что будет периодически травить наши города магией, пока мы не найдем и не предложим ему какое-нибудь редкое заклинание. Приходится отправлять разведчиков на поиски, потом добираться до хижины ведьмы, преодолевая сопротивление грозных минотавров. Но даже победив монстров, вы не получите сразу вожделенный «спелл»: ведьма попросит заплатить за него весьма кругленькую сумму.

Warlock 2: The Exiled

Как видите, все это не просто какие-то отдельные события, прикрученные к происходящему «для галочки», — они прямо влияют на стратегию. Наложили проклятие на Империю — теперь все ваши отряды в течение определенного количества ходов будут получать штрафы к атаке и защите. Если удалось подкупить безумных волшебников, практически на старте вы получите в свое распоряжение сильных бойцов, а если нет — наоборот, опасных врагов. Ну а заклинания, которыми осыпает вас любитель редкой магии, — это вообще страх. Они причиняют много вреда, поэтому приходится срочно перестраивать свое развитие на сбор необходимой суммы для ведьмы.

Думай о народе

С другой стороны, теперь нам разрешили превращать обычные города в специализированные — вольные, выплачивающие определенную дань, города-крепости или храмовые. Это выгодно тем, что такие поселения не учитываются при подсчете оптимального количества городов в Империи — если этот лимит будет превышен, то опять же население будет недовольно. Кроме того, в таких специализированных поселениях в принципе никто и никогда не будет чем-то недоволен. Понятно ведь, что настроения вояк, служащих в крепости, или фанатиков храмового комплекса определяются уставом и религиозными доктринами. В то же время это не палочка-выручалочка. Ведь превращая обычный город в специализированный, вы теряете все построенные там здания и не можете нанимать в нем войска.

При желании вы можете сами выбрать, какие умения и заклинания будут доступны вашему герою на старте.

Магия на ветках

К слову, о храмах. В игре появились боги. Строя алтари в их честь или целые храмовые комплексы, вы улучшаете отношения с тем или иным небожителем, а это открывает особые, «святые» заклинания, позволяющие, например, наносить урон определенной стихией.

Вообще, арсенал магических трюков существенно расширился. И особенно радует, что среди новых заклинаний много тех, которые не просто атакуют врагов или укрепляют союзников, но и обогащают стратегию и тактику. Например, теперь можно наделять выбранный отряд способностью летать или передвигаться по воде. Это особенно важно, потому что в игре появилось больше разных водных преград. А плавание по морям-океанам на кораблике по-прежнему представляет собой крайне рискованное предприятие — морские змеи, кракены и медузы топят такие шхуны на раз-два.

Несколько изменилась и сама система изучения заклинаний — теперь вся магия делится на ветки развития. И вы можете заранее планировать, что и как изучать. Хотите, например, добраться до той же левитации — будьте любезны, открывайте соответствующую ветку. Кроме того, заклинания разрешили усиливать с помощью особых камней, которые ваш отряд может найти в логовах самых опасных монстров.

Впрочем, не магией единой. Как и раньше, все-таки главный инструмент нашего влияния — это войска, которые нанимаются в городах. Именно они, передвигаясь по гексам, атакуют недругов, ищут путь к порталам и захватывают города конкурирующих магов. И тут тоже не обошлось без некоторых перемен к лучшему. Во-первых, в игре дебютировали две новые расы (это весьма экзотические сварты и странники), а значит, появились новые типы «юнитов» со своими уникальными особенностями — например, есть летающие огнеметчики и минотавры-лекари.

Warlock 2: The Exiled

В игру встроен редактор, так что вы можете создавать и загружать собственные карты и даже кампании.

Во-вторых, больше внимания уделяется взаимодействию между отрядами. Многие войска, как и нанимающиеся к нам на службу герои (их тут зовут лордами), могут разучивать умения, положительно влияющие на расположившихся рядом союзников, — допустим, они дают бонусы к защите или регенерации здоровья. Кроме того, некоторые «юниты» научились прикрывать рукопашных бойцов, если те были атакованы на соседней с ними клетке.

Война или мир?

Как видите, жить в Warlock 2 стало интереснее, веселее. Но и сложнее в то же время. Авторы неплохо поработали над ИИ, который и в первой части доставлял немало хлопот. Теперь же маги-конкуренты и вовсе не дают спуска (в отличие от той же Age of Wonders 3) — они активно развиваются, бодро исследуют территорию, их отряды постоянно снуют туда-сюда и нервируют население ваших городов, подойдя слишком близко к стенам. Сами колдуны постоянно чего-то требуют, предлагают альянсы или объявляют войну — роль дипломатии тоже выросла.

Warlock 2: The Exiled

С помощью живительной магии даже мертвые топи можно превратить в плодородные поля.

Одним словом, наши соотечественники из Ino-Co Plus просто добавили в рецепт двухлетней давности несколько новых ингредиентов. Но все они действительно важные: сюжетные события, где зачастую все определяет случай; учет настроений подчиненных; специализированные города; новые интересные заклинания, позволяющие преодолевать естественные препятствия; боги со своими «святыми» чудесами — все это делает игру более разнообразной, непредсказуемой, сложной, а значит, и увлекательной.

Плюсы: полноценная сюжетная кампания; более глубокая проработка стратегической составляющей; новые интересные заклинания; более важная дипломатия; поумневший ИИ; похорошевшая графика; режим совместного прохождения.
Минусы: интерфейс и навигация не всегда кажутся удобными.

Warlock 2 идет по стопам первой части и создает отличное первое впечатление. В ней стало больше контента, появился новый режим с сюжетом, сразу приложены мультиплеер и редактор всего и вся. Да и выглядит продолжение куда более броско, чем Master of the Arcane.

Но на одном только первом впечатлении глобальная стратегия далеко не уедет, и первая Warlock это наглядно доказывала. Партию в ней было весело начинать, но невыносимо скучно доигрывать — из-за фундаментальных ошибок в системе 4Х-фантазия краснодарской Ino-Co рано или поздно рушилась. И хотя Warlock 2 оказалась лучше во всем, ее долговечность точно так же остается под сомнением.

Warlock — это Civilization V пополам с Master of Magic. У первой она позаимствовала интерфейс, карту из шестиугольников и сражения в духе классических варгеймов. У второй — фэнтезийные расы, параллельные миры и глобальные заклинания вроде огненных шаров, призыва монстров и терраформирования. В отличие от «Цивилизации» Warlock почти целиком сосредоточена на войне, и The Exiled стремится развить ее идеи.

Warlock 2: The Exiled

Победить в Warlock можно было несколькими способами, и один из них — раньше всех исследовать и произнести заклятие Единения. В The Exiled выясняется, что один великий маг ровно таким вот образом выиграл свою «партию», стал всемогущим Единым, набрал себе свиту и прогнал прочь из Ардании остальных великих магов. Изгнанники обосновались на осколках миров, обретающихся на астральной орбите Ардании, и пытаются вернуться домой.

В The Exiled можно играть по-старому — на большой карте с континентами, островами и обширными параллельными мирами. Но главная ее фишка — новый «Режим изгнанника», в котором большие миры заменяются крохотными осколками, соединенными сетью порталов. Каждый маг, будь то игрок или ИИ, начинает игру на своем осколке и постепенно продвигается по цепи миров к Ардании, пробиваясь сквозь толпы экзотических тварей, строя и захватывая новые города и время от времени схватываясь с конкурентами.

Победить должен тот, кто первым найдет и одолеет Единого. Либо — как в первой Warlock — захватит и удержит святые земли или разозлит одного из богов и побьет его аватара. Но чаще всего побеждает тот, кто попросту задавит остальных магов. На деле это значительно проще и, чисто по ощущениям, естественнее.

Чем ближе осколок к Ардании, тем противнее монстры, которые на нем живут. Родной остров вы зачистите без труда, на втором и третьем уже придется вертеться, чтобы не терять войска. Это разумно, это уместно. Но как только вы к этому приноровитесь, вам обязательно попадется остров с какими-нибудь лунными шагоходами или демонами-мучителями, любой из которых одним ударом снесет вашего высокоуровневого рыцаря, а ходом позже добьет ваших лекарей и лучников. Путь к Ардании всегда лежит через такие «бутылочные горлышки», где сила монстров подскакивает резко и внезапно, поэтому, пока вы не наберетесь сил, придется сидеть в пределах уже изученных осколков, нос к носу с другими великими магами.

Warlock 2: The Exiled

Воевать или заключать союзы и пытаться пробиться вместе? Если вы не играете с живыми соперниками, в последнем смысла точно нет. ИИ в Warlock был трогательным имбецилом на любом уровне сложности и в The Exiled почти не изменился. Великие маги по-прежнему с огромным трудом преодолевают моря и водоемы, не пользуются мощными заклинаниями, даже если давно овладели армагеддоном и призывом драконов. И понятия не имеют, что делать с горными перевалами, которыми мы перекрыли проход к порталу со стартового осколка.

Противники с радостью предложат нам дружбу и помощь, но пользы от них не ждите. Проще пойти на оппонентов войной и заслужить захватническую победу — только вот, с учетом слабоумия великих магов и их неспособности что-нибудь противопоставить нашему боевому катку, война с ними рано или поздно сведется к медленному пережевыванию одного города за другим.

Поэтому мультиплеер в The Exiled очень кстати. В первом Warlock он появился не сразу, зато тут уже есть — и это очень важно. Если хочется сыграть партию с великими магами, у которых есть мозги, без живых игроков не обойтись.

Warlock 2: The Exiled

В «режиме изгнанника» появился эрзац-сюжет: нас и других магов подталкивают к действию с помощью событий наподобие тех, что случаются в «Эадоре» и стратегиях от Paradox. Простенькие задачки вроде «постройте тыквенную ферму» были и в первой части, но теперь у многих событий есть текстовая подоплека и несколько возможных решений.

Предположим, портал на соседний осколок перекрыл жадный огр. Мы можем дать ему денег, подсунуть огру иллюзорное золото, потратив на это капельку маны, либо вызвать здоровяка на бой. Начинание замечательное, но, увы, дальше дело заходит редко. Тексты большинства событий скупые и укладываются в три строчки, попытки проявить остроумие в типичной арданийской манере — болезненно неуклюжи. «Магугл его знает! Я тебе что, варлокопедия?» — поняли? Ну гугл же! Википедия! Ну! Ну.

Бывают сюжетные события, связанные с борьбой изгнанников с Единым, но они редки и из партии в партию идут в одном и том же порядке. Зачастую они сводятся к «получи, зараза, толпу жирных тварей в незащищенный тыл, страдай, рыдай и моли о пощаде». Эти неизящные попытки навязать историю утомляют, и после пары-тройки забегов по осколкам классический режим без сюжета и с единой картой снова становится главным. Классическая 4Х-песочница без претензий радует куда больше, чем возня с очередным капризным союзником Единого.

Впрочем, как и первая часть, Warlock 2 неожиданно находит себя в исследовании. Хотя у режима с осколками немало проблем, его реабилитирует то, что миры красивые и очень разные. На них почти всегда находится что-нибудь, на что интересно поглазеть: даже если вы не проживете в лунном мире и пары ходов, босс-луноход непременно произведет на вас впечатление. Вовсе не война, не сюжет, а исследование миров — гарантия того, что нового режима хватит на пару-тройку вечеров.

И это не единственный аспект, в котором Warlock 2 стала интереснее. Заклинания больше не изучаются в случайном порядке — появилось три наглядных древа исследования. Универсальную стратегию из первой части, с застройкой всего свободного пространства, теперь худо-бедно пресекает предел на количество городов. Мультиплеер и редактор карт, кампаний, боевых единиц и всего остального — тоже необходимые и желанные новшества.

С другой стороны, Warlock 2 все еще не хватает многих элементарных вещей. Например, до сих пор нет своей «Цивилопедии», а без нее о различиях между расами и пользе от конкретных ресурсов приходится узнавать исключительно опытным путем. Где лучше построить город — рядом с осликами или серной шахтой? А догадайтесь!

Warlock 2: The Exiled

Кроме того, новые механики — квесты с выбором и осколки миров — явно не задействованы на полную катушку. Складывается впечатление, что Ino-Co добавили их, только чтобы заложить фундамент для людей, которые освоят редактор и станут наполнять игру своими придумками. На это косвенно намекает и отдельное меню «Кампании», в котором пока удручающе пусто. Все новинки Warlock 2 сделаны будто бы для того, чтобы модостроителям было с чем работать.

Переводить стрелки на энтузиастов, чтобы те доделали игру, — не лучшая затея, но прогнозы делать трудно. Судя по отзывам в Steam, Warlock 2 нравится многим, несмотря на все свои недостатки. Почти наверняка среди этих людей найдутся те, кто готов делать отличные модификации, и, скорее всего, именно они помогут The Exiled достичь того уровня, на который она претендует.

Warlock: Master of the Arcane — глобальная стратегия, претендовавшая на лавры не то Master of Magic, не то Civilization V, — начиналась отлично (магия! война! города! крысолюды!), но наскучивала спустя считанные часы. Игра выдыхалась непозволительно быстро для стратегии такого толка, и изрядная доля здравых идей в ней попросту не работала.

Главная задача Warlock 2 — нагнать все, что не удалось первой части, решить вопрос с нехваткой контента и, в конце концов, самоопределиться. В Майами мы получили шанс проверить, как идут дела. Меня посадили играть за свартов (это новая раса, далекие родственники арданийских гномов), и я провел с ними около часа. Пока все, кажется, хорошо.

События Warlock 2 происходят вскоре после событий последнего DLC к первой части. Ардания разлетелась на множество осколков, которые теперь парят над вселенской пустотой вдали друг от друга, и мы начинаем игру именно на таком осколке в роли одного из великих магов-изгнанников. Наша цель — пробиться к сердцу Ардании и прийти к власти над миром. Всего-то.

Если вам показалось, что все это подозрительно напоминает «Эадор» (и «Аллоды» заодно), то. не зря. Мы подумали о том же, когда продюсер Йорген Бьёрклунд из Paradox пересказал фабулу. Впрочем, сама игра на «Эадор» не похожа — кампания Warlock 2 устроена совершенно иначе.

PDX Convention 2014: Warlock 2: The Exiled

В «Эадоре» каждый осколок — это отдельная миссия, и в каждой вы начинаете развитие с нуля, а в Warlock 2 разбивки на миссии нет. Вы быстро осваиваете родной мир, находите портал на следующий, но, когда вы перебросите туда своих бойцов, разведчиков и поселенцев, жизнь на первом осколке не остановится — вы продолжите развивать и защищать свои первые города наравне с остальными. Соперники тем временем стартуют на своих осколках и точно так же, как и вы, стремятся вглубь по цепи миров. Рано или поздно вы их повстречаете.

Warlock 2 осталась стратегической 4X-песочницей. Есть вы, есть ваши соперники, есть финальная цель — крутитесь как хотите. Здесь нет жестко установленных сценарных рамок, равно как и границы между одиночной игрой и мультиплеером (любого из ваших оппонентов может подменить живой игрок), однако теперь у происходящего появилась несколько более четкая сюжетная подоплека.

ЭТО РАДУЕТ: мультиплеер в Warlock 2 будет с релиза, равно как и редактор карт, сценариев и всего остального, вплоть до боевых единиц и заклинаний. Ino-Co всеми силами стремятся избежать всех бед, настигших первую часть на старте.

В первом Warlock нам время от времени падали простенькие «квесты». С их помощью игра пыталась помочь игроку выбрать дальнейшее направление развития, но и только — по смысловой нагрузке квесты редко шли дальше «постройте ферму и получите приз».

PDX Convention 2014: Warlock 2: The Exiled

Warlock 2 развивает эту идею. Здесь то и дело всплывают случайные события наподобие тех, что бывают в парадоксовских стратегиях или в том же «Эадоре». Мы видели как совсем незначительные события («На пути у вашего отряда встала банда грабителей. Дадите им денег?»), так и происшествия покрупнее («Возле вашей столицы поселилась пара огнедышащих драконов — сделайте что-нибудь поскорее!»), а также те, что напрямую связаны с борьбой за Арданию, и рекомендательным тоном подталкивают игрока к цели.

Доступные решения почти всегда зависят от имеющихся ресурсов и вашего стиля игры. Например, однажды в моей столице разразился мор. На выбор предложили шесть вариантов (дать денег лекарям, проигнорировать и лишиться части населения, и т.д.), но половина оказалась недоступной. Например, воспользоваться божественным вмешательством могут только те, кто пользуется благосклонностью богини Агрелы. Закрыт был и замечательный вариант «Ура, наконец-то чума! Пляшем!», повышающий счастье населения, — он, похоже, доступен только для городов нежити.

PDX Convention 2014: Warlock 2: The Exiled

Рано или поздно партии в исходном Warlock сводились к тому, что на карте яблоку негде было упасть — все застроено городами. В продолжении наконец-то появилось ограничение на их число. Если его превысить, на вас повесят штрафы: народ станет несчастнее, скорость производства упадет и далее в том же духе. Поэтому тактика «застрой всю карту и победи» не проходит.

Если предел уже достигнут, а сносить свежезахваченное село не хочется, можно переоборудовать его под узкую специализацию. Таких специализаций три: свободные города производят много золота, но их сложно защищать, крепости, напротив, удобны для организации оборонных рубежей, а храмы строятся, чтобы улучшить отношения с одним из восьми арданийских богов.

В начале нельзя владеть более чем пятью полноценными городами, но предел можно повысить с помощью технологий. Наука в Warlock 2 по-прежнему отвечает прежде всего за заклинания — от терраформирования до огненных дождей (заклинаний много), однако отныне среди них имеется несколько вспомогательных пассивных перков. Само обучение стало куда удобнее и интуитивнее: вместо кучки из случайно выбранных заклинаний нам предлагают три отдельных «технологических» древа, по которым мы продвигаемся почти как в какой-нибудь «Цивилизации». В одном из них, кстати, — небесная магия, доступная только тем, кто дружит с конкретными богами. Ничего принципиально нового в ней обнаружить не удалось, но заклинания мощные — и то ладно.

PDX Convention 2014: Warlock 2: The Exiled

Ino-Co наконец-то утвердились во мнении, что делают игру про войну, разбив розовые мечты некоторых игроков о бескровной победе через дипломатию. Другие маги здесь по-прежнему для того, чтобы с ними воевать! А воевать в Warlock 2 весело. Правда, единственный маг-конкурент, который мне повстречался — одетый в перья чудак, косящий под ацтекского божка, — оказался редким кретином (ИИ, что с него взять). Едва возникнув на горизонте, он потребовал денег, а получив отказ, пошел на меня войной — один в один как его коллеги из первой части. Закончилось все тем, что он убил три четверти своей армии об дикого лавового элементаля и резко принялся просить прощения и подносить дары.

Что с ним приключилось дальше, история умалчивает — час с игрой пролетел незаметно. К тому моменту я успел построить первую шагающую машину свартов — грандиозную дуру под названием «самолом» (samolom, так и называется), освоить три из девяти сгенерированных осколков (ледяной, пустынный и прекраснейшие джунгли) и едва-едва войти во вкус.

Читайте также: