War thunder су 122 54 обзор

Обновлено: 05.07.2024

ussr_su_122_54.jpg

СУ-122-54 (Объект 600) — послевоенная самоходная установка, созданная на базе среднего танка Т-54. По компоновке СУ-122-54 относится к типу закрытых САУ с передним расположением боевого отделения и кормовым размещением МТО. Она разрабатывалась на основе опыта создания и боевого применения средних САУ в годы Великой Отечественной войны. На вооружение в ВС СССР данная боевая машина поступила в 1954 г., серийно выпускалась в Омске в 1955–57 гг. С конвейера сошло 77 боевых машин.

СУ-122-54 добавлен в игру в обновлении «Оружие Победы», и располагается на V ранге ветки наземной техники СССР.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть


СУ-122-54 не выделяется тяжёлым бронированием, её можно отнести к среднебронированной машине.

Для САУ с безбашенной компоновкой в первую очередь важно лобовое бронирование, поэтому против врага, зашедшего с тыла или с борта, из-за отсутствия подвижной башни, что-то противопоставить почти невозможно. Поэтому рекомендуется не идти в бой первым, а на расстоянии поддерживать союзников.

Передняя часть брони состоит из катаной гомогенной брони толщиной в 100 мм. Разумеется, этого не достаточно для надёжной защиты от вражеских снарядов, однако конструктивные углы наклона брони 54° ВЛД и 50° НЛД увеличивают её приведённую толщину. Маска орудия — это наслоение двух деталей литой гомогенной брони толщиной по 100 мм каждая, соответственно в сумме 200 мм. К тому же маска имеет скруглённую форму, благодаря чему пробить её не кумулятивными боеприпасами непростая задача. За счёт больших углов лобовых деталей, боевая машина выдерживает большинство попаданий бронебойных и части подкалиберных снарядов, но вот против кумулятивных, которые уже не редко встречаются у потенциальных противников, шансов выстоять практически нету.


Борта защищены 80 мм листами катаной гомогенной брони почти под прямыми углами. Такая броня эффективна разве что только от огня большинства вражеских ЗСУ. Задняя стенка боевого отделения — 30 мм, задняя стенка МТО — 45 мм, защитит от пулемётов и осколков.

Крыша боевого отделения и МТО — 20 мм. Этого кажется мало, но на самом деле можно не бояться пулемётно-пушечного вооружения вражеской авиации, ведь самолёты практически никогда не заходят под прямы углом, да и попыток уничтожить СУ-122-54 почти не происходит, так как на поле боя всегда найдётся более простая не бронированная цель.

Компоновка самоходной установки классическая, как у советских САУ времён Второй Мировой войны (боевое отделение находится в передней части, сзади располагается моторно-трансмиссионное отделение). При такой компоновке при большинстве пробитий в первую очередь страдают экипаж и орудие. Боеукладка расположена в центре и по бокам боевого отделения, такое расположение боеприпасов увеличивает вероятность их детонации.

Для маскировки используются две дымовые шашки БДШ-5, располагающиеся в кормовой части корпу­са машины. Для того, чтобы скрыть машину с помощью дымовой шашки, нужно немного сдать назад, иначе передняя часть будет видна противнику. Этот нюанс является недостатком, потому что при выбитой ходовой части дымы будут неэффективны.


Лобовое бронирование СУ-122-54


Подвижность

Удельная мощность в 14,44 л.с./т говорит сама за себя — подвижность боевой машины весьма посредственная, её точно не назовёшь быстрой, но и медленной назвать нельзя. По своим динамическим характеристикам СУ-122-54 крайне близка к Т-54, на базе которого она и сделана, тем более по массе машины получились сопоставимыми.

Манёвренность (особо важная характеристика для безбашенной САУ) у СУ-122-54 такая же, как и большинство характеристик данной машины — не выдающаяся. Нулевая передача (когда с целью разворота одна гусеница крутится вперёд, а другая назад) отсутствует, что означает, что САУ не может быстро разворачиваться на месте.

Исходя из вышеописанного, в бою не стоит пытаться прорываться во фланги. Динамика, скорость, манёвренность, и опять же отсутствие башни, не позволяют применять диверсионную тактику и уверенно обходить врагов по флангам.

На песке, снегу, грязи и прочих грунтах, САУ чувствует себя уверенно, подвижность и манёвренность практически не страдают.

Модификации и экономика

Вооружение

Снижает погрешность и увеличивает максимально определяемое наводчиком расстояние. Улучшает видимость за счёт усиления естественного освещения или активной подсветки.

Основное орудие

Основное орудие представляет из себя 122-мм пушку Д-49 с длиной ствола 48,7 калибров, которая является модернизацией 122-мм танковой пушки Д-25Т. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы пушки остались прежние. В конструкцию пушки Д-49 был введен механизм досылания, благодаря этой модернизации, скорость перезарядки Д-49 в игре составляет от 15,99 до 12,3 секунд, что значительно превосходит перезарядку Д-25Т.

  • БР-471 — бронебойный снаряд, доступный в стоке. Данный снаряд имеет очень хорошее заброневое воздействие, но бронепробитие у него всего 205 мм в упор под прямым углом, чего может быть недостаточно против лобовой проекции тяжелобронированных противников. Зато расстреливая врага в борт или корму, зачастую достаточно всего одного выстрела.
  • БР-471Б — бронебойный снаряд. Данный снаряд имеет примерно те же характеристики, что и БР-471, соответственно и тактика его использования такая же.
  • БР-471Д — бронебойный снаряд. Является ТОПовым бронебойным снарядом с взрывчатым веществом у СУ-122-54. В сравнении с БР-471 и БР-471Б он обладает повышенными бронебойными характеристиками, но взрывчатого вещества в нём меньше, из-за чего заброневое воздействие не столь мощное, как у вышеперечисленных снарядов.
  • ЗБМ-7 — бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет бронепробитие до 299 мм, но крайне слабое заброневое воздействие. В отличии от каморных снарядов эффективен против лобовой проекции вражеских танков.
  • ЗБК-10 — кумулятивный снаряд. Лучший универсальный снаряд у СУ-122-54, имеет неплохое заброневое воздействие и отличное бронепробитие до 400 мм.
  • ОФ-471 — фугасный снаряд. Подходит только для уничтожения слабобронированной техники.

Пушка является сильной стороной Су-122-54. Она в своей номенклатуре имеет отличные бронебойные снаряды, с мощным заброневым воздействием, подкалиберный, осколочно-фугасный и кумулятивный невращающийся снаряд, с бронепробитием до 400 мм.

Для стрельбы используется прицел с переменной кратностью 3,5x (поле зрения 21) — 7x (поле зрения 10), который весьма удобен в рамках игры. К тому же на САУ установлен оптический дальномер, облегчающий прицеливание на дальние расстояния.

Пулемётное вооружение

  • Спаренный с основным орудием. Подходит для борьбы с легкобронированной техникой.
  • Зенитный. Применяется как для борьбы с легкобронированной техникой, так и с авиацией.

КПВТ отличается высоким бронепробитием, до 45 мм, благодаря чему эффективность стрельбы по легкобронированной технике весьма высока. Но из-за малого количества боеприпасов в ленте и долгой перезарядке, с авиацией бороться сложнее, к тому же на БР машины зачастую попадаются реактивные самолёты, попасть по которым из пулемёта непростая задача.

Применение в бою

Не стоит идти в бой на СУ-122-54 в первых рядах: засадная тактика и дальняя поддержка танков отлично для неё подходит. Отличное орудие делает из СУ-122-54 хороший истребитель танков. Из-за главного недостатка — отсутствия башни, необходимо следить за флангами: если противник обойдёт, то противопоставить ему Вы уже ничего не сможете.

На картах с открытой местностью лучше занимать позиции позади от основного поля боя, но с видом на него. Не стоит забывать про дальномер. Благодаря кумулятивным снарядам можно стрелять с больших расстояний в режиме "снайпера", как правило попадание в силуэт либо уничтожает противника, либо наносит ему серьёзный урон.

Для большей выживаемости рекомендуется ставить САУ под углом, благодаря этому повышается шанс на рикошетирование вражеских снарядов.


На городских картах лучше держаться флангов вне города (Польша, Восточная Европа и т.д. ), или занимать удобные позиции позади союзников с прострелом местности/улиц. В зависимости от выбранной позиции лучше использовать разные виды снарядов. Если высока вероятность встретить противника, едущего прямо на Вас, то лучше будет использовать кумулятивные снаряды, которые уверенно пробивают лобовую часть вражеской техники. При засаде с флангов рекомендуется бронебойный снаряд, который с высокой вероятностью сразу уничтожит врага благодаря мощному заброневому воздействию. К тому же не стоит забывать про пулемёты КПВТ с их высокой бронебойностью, которые могут серьёзно повредить некоторые танки в борт, и конечно же легко уничтожают слабобронированную технику во все проекции.

Когда все виды снарядов исследованы, рекомендуется брать 10 - 15 кумулятивных снарядов (на больших открытых картах минимум 15, т.к. будет вестись стрельба на большие расстояния, и в таких случаях расход снарядов как правило увеличенный), и около 5 бронебойных, которые в случае прострела противника с фланга дают почти гарантированный ваншот. Осколочно-фугасные снаряды брать не стоит, против бронированных противников они малоэффективны, а для легкобронированной техники у нас есть 2 мощных пулемёта.

Достоинства и недостатки

СУ-122-54 весьма посредственная машина по большинству характеристик, таких как подвижность, динамика, манёвренность, бронирование. Выделяется у неё мощная пушка (к тому же имеющая в номенклатуре невращающиеся кумулятивные снаряды), но слабые углы вертикальной наводки, а также компоновка САУ времён ВМВ, приправленная современными на своё время приборами.

Достоинства:

  • Отсутствие башни
  • Слабый отрицательный угол вертикальной наводки

Историческая справка


В связи с прекращением выпуска СУ-100 в 1947 г., конструкторскому бюро 174-го завода было поручено разработать САУ со 122-мм пушкой на базе нового танка Т-54. Боевая машина разрабатывалось на основе опыта создания и боевого применения средних САУ в годы Великой Отечественной войны, в соответствии с Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. Опытно-конструкторские работы по её созданию проводились под руководством И.С. Бушнева. Ведущим конструктором проекта был А.Е. Сулин. В ходе разработки машина имела обозначение "Объект 600".


К лету 1949 г. был разработан технический проект, и был изготовлен деревянный макет самоходной установки в натуральную величину. Первый опытный образец машины был изготовлен заводом № 174 в декабре 1950 г. А уже в 1951 г. были проведены его заводские испытания, по результатам которых были отработаны и выданы в производство чертежи для изготовления образца, предназначенного для государственных испытаний, которые были проведены в период с 25 июня по 25 августа 1951 г.

Второй опытный образец САУ "Объект 600" государственные испытания выдержал. По результатам испытаний конструкция самоходной установки "Объект 600" была доработана, и выдана в производство.


В 1952 г. были изготовлены узлы и детали для машин, предназначавшихся для войсковых испытаний. В июле 1953 г. три опытных образца были собраны, и в сентябре-ноябре того же года подвергнуты войсковым испытаниям. И хотя испытания прошли удовлетворительно, комиссией было обнаружено много различного рода незначительных дефектов, которые являлись следствием конструкторских недоработок и неудовлетворительного изготовления.

На вооружение в ВС СССР изделие поступило лишь в 1954 г., и выпускалась в серию в Омске в 1955–57 гг. С конвейера сошло 77 боевых машин.

Во второй половине 60-х гг. часть самоходных установок СУ-122-54 на танкоремонтных заводах МО СССР была переоборудована в средние бронированные тягачи, и в 80-х в БМР-1.

Поговорим про советскую самоходную артиллерийскую установку СУ-122-54.

Самоходка почти во всем превосходит предыдущую СУ-152 в плане брони, вооружения и подвижности, и самое главное, из-за чего начали качать СУ-122-54 – это из-за новых снарядов. Первый из них – 3БМ-7, подкалиберный с отделяющимся поддоном. В плане характеристик это не самый выдающийся снаряд – у других наций подобные снаряды с теми же характеристиками есть. Зато второй снаряд – действительно, настоящая бомба, который поднял планку бронепробития в War Thunder. Раньше самое большое бронепробитие было на американском тяжелом танке М-103, и там было 380 мм. Сейчас эту планку подняли до 400 мм, когда ввели ЗБК-10 – так называется кумулятивный снаряд на СУ-122-54. Поэтому выделим место не только для описания самой самоходки, но и для ее снарядов, заодно посмотрим на новые карты.


Сейчас мы попали на карту Нормандии. По размерам она не очень большая, с Курском сравнивать не приходится, но и не очень маленькая – это вам не Карелия. Главное – наполнение карты. Когда Нормандию впервые запускали, многие игроки жаловались на высокую концентрацию растительности. Действительно, растительности здесь очень много, но в разных случаях это может оказаться как плюсом, так и минусом. Например, у нас был эпизод, когда Т-34 удалось заметить только потому, что над домом шелохнулось дерево – танк проехал рядом и его слегка сбил. Поэтому, если вам повезло попасть на Нормандию – тщательно осматривайтесь по сторонам.

Вариант городских сражений хорошо подойдет технике, у которой наблюдаются плохие углы вертикальной наводки, к коим относится наша СУ. На ней орудие опускается вниз только на 4 градуса – не самые лучшие характеристики, но это лучше, чем у СУ-122-П, геймплей которой очень похож на геймплей нашей СУ-122-54. Правда, у нас чуть хуже с подвижностью, т.к. она досталась нам вместе с платформой от 54-ки, плюс, если верить параметрам танка в ангаре, нам еще 500 кг накинули.



Теперь о самом главном плюсе – о вооружении. На СУ-122-54 установлена 122-мм пушка Д-49, модернизированная Д-25. Ее отличительная особенность – перезарядка, которая длится 18,6 секунд, что, согласитесь, очень неплохо для 122 мм. В этом плане нас превосходят только М-46 и М-47, остальные отстают. И все это без учета прокачки экипажа. С полностью прокачанным экипажем без экспертов и асов перезарядка будет 16,4 секунд. С экспертами перезарядка сократится до 15,1 секунды. Если купите асов, время перезарядки уменьшится до 14,3 секунд.


Перейдем к рассмотрению снарядов. Многие уверены, что после прокачки кумулятивных снарядов игроки будут стрелять только ими. Это неправильное мнение. Самые эффективные снаряды – обычные бронебойные, камарные. Просто после того, как вы прокачаете СУ-122-54, не стоит считать, что с первыми снарядами вы никого не сможете уничтожить. Конечно, сможете, просто это зависит от того, как вы будете применять сушку. Главное, не стоит лезть на противника сломя голову. Лучшая тактика для нас – заходить обходными маневрами к противнику во фланг или в тыл. Из-за того, что немцы и американцы в бортах имеют не очень хорошее бронирование, в отличие от СССР, мы даже с обычным снарядом отлично их туда уделываем.


Начнем разбор снарядов с 3БС-7, он подкалиберный с отделяющимся поддоном. Нужно сказать, что такой снаряд – удовольствие дорогое, за выстрел придется отдавать по 1,5 тыс. серебряных львов. Но ими и стрелять постоянно не надо. Они важны только против хорошо бронированных целей.

Что касается второго снаряда, кумулятивного 3БК-10, у него пробитие больше – 400 мм, и цена меньше на 100 серебряных львов. Возможно, это связано с траекторией полета, потому что у подкалиберного она очень хорошая. Применять этот кумулятив можно и как подкалиберный, т.е. против тех же самых целей. Лучшие места для поражения при этом – топливные баки или БК – так вы их хорошенько подорвете.

Общий итог. Стоит ли качать данную самоходную установку? Однозначно – да, так как такое сочетание огневой мощи и перезарядки вы вряд ли где найдете.

СУ-122 – машина 2 ранга, САУ, которая имеет гаубичную пушку М30. Многие называют эту машину «фугасницей». Это именно та техника, которая доставляет игрокам War Thunder массу удовольствий. Конечно, мы рассчитываем не на пробитие противника, а на глубокий урон с помощью осколков от фугасов.

Бронирование у СУ-122 осталось таким же, как у танка, на базе которого они были сделаны, то есть Т-34. Наклонная часть бортов стала чуть толще, немного поменялись углы всех бронелистов, но в целом по защищенности самоходка СУ-122 – полный аналог Т-34. Нельзя сказать, что это плохо, но если учесть противников, с которыми эта самоходка встречается в бою, рассчитывать на рикошеты особо не стоит.

Еще одно отличие СУ-122 от Т-34 – то, что у «сушки» в лобовой проекции нет ослабленной зоны в виде пулеметного гнезда, зато на крыше появился маленький тонкостенный фугасоуловитель.


Внутренняя компоновка машины очень плотная, весь экипаж выбивается максимум двумя снарядами. А боеукладка при обстреле спереди имеет сравнительно небольшую площадь, что не может не радовать. Зато стоит опасаться появление противника сбоку, ведь добиться one-shot’a ему будет просто. Нет смысла даже выходить в бой с неполным боекомплектом – боеукаладка все равно будет занимать много места, а снарядов и так мало: в удачных боях частенько приходится возвращаться на базу пополнять боекомплект.

Теперь посмотрим, насколько эффективной наша гаубица окажется, если мы обстреляем фугасами королевского «Тигра» и Ягдтигра. Сразу ясно, что лобовую, бортовую и кармовую броню этих машин фугасом не пробить. Зато крыша у них имеет толщину всего 40 мм, а нижняя часть надгусеничных полок у королевского «Тигра» закрыта листами толщиной всего 25 мм. Кроме того, мы попытались пробить «Маус» фугасным снарядом, но у него минимальная броня составляет 50 мм, поэтому фугасом ее никак не проломишь.


Помимо фугасов не помешает возить с собой десяток кумулятивных снарядов, которые обладают отличной бронепробиваемостью. Правда, случаев воспользоваться будет не много: все дело в том, что кумулятивные снаряды у СУ-122 обладают очень низкой начальной скоростью полета – чуть больше 300 метров в секунду, и это в 1,5 раза меньше скорости фугасов, выпущенных из той же самой пушки. Поэтому кумулятивы летят по очень крутой дуге и не отличаются особой точностью, что делает их бесполезными при стрельбе метров на 800. На более близких дистанциях гораздо удобнее использовать фугасы, которые и летят точнее, и, если не попадешь в ослабленную зону, все равно что-нибудь противнику сломаешь.


Чаще всего на СУ-122 приходится поддерживать сзади атаку союзных танков или устраивать засады на вероятных маршрутах прохода вражеских танков, причем в последнем случае почти после каждого выстрела приходится менять позицию. В общем, не скажешь, что СУ-122 отличается простотой в освоении. Но все трудности с лихвой окупаются веселыми моментами с one-shot’ами.

Поэтому, кого сильно достали новые американские самоходки, СУ-122 – лучшее «лекарство» для борьбы с этой «напастью», по крайней мере, на данный момент в советской танковой ветке.

Сегодня вас ждёт подробный обзор советской САУ СУ-122-54, которой не так давно снизили Боевой рейтинг. Как это повлияло на неё?! Приятного просмотра!


Французский танкист использовал сверхсекретные документы в споре о танке Leclerc S2 в игре "War Thunder"

Французский танкист использовал сверхсекретные документы в споре о танке Leclerc S2 в игре "War Thunder"

В War Thunder активна БЗ в честь дня Китайской Народной Республики, а также за Золотые орлы доступен танк M4A4

В War Thunder активна БЗ в честь дня Китайской Народной Республики, а также за Золотые орлы доступен танк M4A4

Читайте также: