Vanquish обзор игры

Обновлено: 29.06.2024

Не так давно мы рассматривали Quantum Theory — скромный японский эксперимент в американском жанре шутеров от третьего лица, представляющий собой точный слепок Gears of War с роликами из Final Fantasy.

Vanquish — это тоже азиатские размышления на тему TPS, но разработчиком тут является студия Platinum Games (авторы Bayonetta) и соскучившийся по игровой индустрии после четырехлетней разлуки Синдзи Миками (создатель Resident Evil и Devil May Cry), так что и с бюджетом, и с креативностью все в порядке.

Больше всего Vanquish похож на трехмерный ремейк позабытой японской игры из ранних девяностых. Сюжет и диалоги предельно идиотские, на уровне сакраментального all your base are belong to us, геймплей целиком и полностью посвящен истреблению ярко-красных русских роботов, на уровнях просто не протолкнуться от боссов, мини-боссов и мини-мини-боссов, победа над которыми доставит вам моральное удовлетворение, но ничего не привнесет в игру с драматургической точки зрения.

В то время как западные разработчики тратят силы на сочинение более-менее связных сюжетов, Миками и его команда посвятили себя созданию индивидуальных моментов игрового счастья — каждый уровень Vanquish интересно переигрывать снова и снова, на любом уровне сложности, но все вместе они никак не хотят выстраиваться в цельную игру.

Все ваши база принадлежать Россия

Битвы с боссами-трансформерами напоминают что-то вроде Shadow of the Colossus с огнестрельным оружием. Дьявольски приятно получить ачивмент за уничтожение всех уязвимых точек босса (на руках, ногах, голове и спине).

Синдзи Миками по локоть запустил руку в западную игровую (и не только) культуру и позаимствовал самое необходимое: орбитальную станцию из Dead Space, костюм из Crysis, космических десантников из Gears of War, врагов-дроидов из приквелов «Звездных войн». Есть здесь даже ар-деко-уровень в стиле BioShock с громоздящимся в отдалении развлекательным центром и характерными неоновыми вывесками.

Поверх всех этих штампов проложена нелепая и наивная сюжетная линия (американские десантники под предводительством ученого в суперкостюме отбивают орбитальную станцию у коварных русских роботов). Хотя это, кажется, все-таки целенаправленное издевательство над западными играми — вроде как Viewtiful Joe был пародией на супергеройское кино. Главный персонаж по имени Сэм Гидеон с героическим футбольным прошлым; NPC-ветеран, лицо которого иссечено шрамами и с которым у Сэма постоянно возникают идеологические конфликты; главный злодей по имени Виктор Зайцев с информационными портами в лысой голове. Нет, такое бывает только в фильмах Майкла Бэя и сознательных пародиях!

В любом случае в Vanquish можно играть и вообще без сюжета. Важны вышеупомянутые моменты незамутненного игрового счастья и творческое использование уникальных особенностей цилиндрической космической станции как сеттинга.

Обычной стрельбы со стрейфом здесь очень мало — бой построен на уклонах, грамотном использовании замедления времени и скольжения, при этом в каждой ситуации предусмотрено множество интересных вариантов (лишь бы не сел скафандр и не кончились патроны).

Уже на первом уровне десантников высасывает в космос через пробоины. В другом эпизоде мы находимся на одной стороне титанического цилиндра и видим горящий город на противоположной стороне, грозно нависшей над головой. Ближе к финалу можно наблюдать открытый космос и сражающиеся космические корабли непосредственно под ногами и свободно бродить по центральным кольцам станции. Все это происходит на общем фоне грандиозной десантной высадки (первый акт игры называется «космической Нормандией»): взрывающиеся корабли, осыпающиеся небоскребы, столбы черного дыма и огромные абсурдные робоконструкции с циклопическими дюзами и лазерными установками.

Из современных консолей графический движок Vanquish выжимает абсолютный максимум (как это в свое время делали Contra 3: The Alien Wars на SNES и Gunstar Heroes на Mega Drive) — строгий высокотехнологичный дизайн, все вокруг роботизировано, враги не только бегают и стреляют, но и катаются по уровню в виде металлических шаров и трансформируются в фортификационные сооружения.

Оставьте роботам докурить

В Vanquish можно прятаться в укрытиях и стрелять по появившимся в перекрестье прицела головам, но на этом сходство с западными TPS по большому счету заканчивается. Из игры выпирают признаки классического шутера-платформера — чего стоят хотя бы гоняющиеся за Сэмом танки, оснащенные циркулярными пилами (где мы их уже видели, в Gunstar Heroes или вообще в Teenage Mutant Ninja Turtles 2?).

Все время скользить в Vanquish нельзя — скафандр перегреется. Но можно приспособиться перемещаться короткими импульсами.

Прохождение Vanquish — это одно непрерывное движение, выверенный до последнего кадра танец, в котором даже игроку среднего уровня дается возможность почувствовать себя асом и сверхчеловеком. Сэм скользит по уровню на реактивном двигателе, небрежно падает в укрытие, выкуривает сигарету, отвлекает пристрелявшихся роботов огоньком выброшенного окурка, снова скользит, поражая вражеских снайперов точными выстрелами в голову, взмывает в сальто после атаки в ближнем бою и в режиме замедления времени в воздухе расстреливают уязвимую точку отброшенного ударом мини-босса. Тут костюм все-таки перегревается и приходится уклоняться от пуль без помощи реактивной тяги с рапидом.

В моменты перегрева Vanquish напоминает стандартный западный шутер, но Сэм быстро восстанавливается и снова начинает носиться на коленях вокруг монументального мегабосса, уворачиваясь от неспешно сверлящих атмосферу пуль и сбивая застывшие в воздухе ракеты.

Сложность выверена идеально: Сэма достаточно трудно убить, чтобы вы могли на деле оценить все достоинства тактического суперкостюма, но в то же время герой не является неуязвимым; чекпойнты разнесены далеко друг от друга, и игра жестоко карает за любую тактическую ошибку. На среднем уровне сложности Vanquish удовлетворит потребности любого нормального игрока, а после первого прохождения открывается уровень God Hard — из приятного времяпрепровождения на три вечера игра превращается в настоящего пожирателя свободного времени. God Hard — развлечение не для слабых духом. зато потраченных на игру денег точно будет не жалко.

Vanquish — игра, в которой поражение вызывает больше положительных эмоций, чем победа. Смерть Сэма — это повод еще раз переиграть головокружительный отрезок уровня, попробовать еще более самоубийственную тактику и окончательно ощутить себя состоявшимся супергероем. Ну а гибель босса — это всего лишь следующий чекпойнт.

Сэм в состоянии пережить большинство взрывов и выстрелов, но вот гигантские лучи и роботы в рукопашном бою убивают мгновенно.

В укрытиях тоже не всегда удается спокойно покурить: роботы могут закидать гранатами или прислать гигантский самонаводящийся артиллерийский снаряд, который даже издали смотрится устрашающе.

Vanquish — практически идеальный образец того, как японская массовая культура умеет поглощать лучшие западные наработки и строить на основе чужого жанра свой собственный, ранее не существовавший. Получился уникальный гибрид TPS, слэшера с замедлением времени и классических платформенных аркад, боссов в которых было больше, чем рядовых противников.

Серьезных недостатков (даже не недостатков — ограничений) у Vanquish всего два, но каждый из них отнимает по баллу от итоговой оценки. Во-первых, это все-таки пародия на западные блокбастеры, и чувство юмора у Миками весьма. своеобразное. Во-вторых, новый жанр японского шутера от третьего лица с использованием укрытий куда уместнее смотрелся бы на восьмибитной NES (или на шестнадцатибитной Mega Drive), чем на PS3 и Xbox 360.

До недавнего времени японская студия Platinum Games творила в привычных жанрах слэшера (Bayonetta) и уличного файтинга (MadWorld), на которых разработчики набили руку еще во время работы в Capcom и уже легендарной Clover Studio. Но в начале 2010-го появился первый ролик игры Vanquish, по всем признакам похожей на азиатский клон Gears of War и Dead Space. Возглавляет проект создатель Resident Evil (и массы других хороших игр) Синдзи Миками — это его первая игра после коммерческого провала God Hand в 2006-м.

Вид от третьего лица, герой в роботизированном костюме, использование укрытий и прицельная стрельба по русским боевым роботам на борту орбитальной станции. Ход мысли разработчиков ясен: если издевательства Миками над исконно японскими жанрами не ценят ни на родине, ни за границей, то нужно издеваться над жанрами европейскими и американскими. Как это обычно бывает с проектами Миками, насмешки над штампами современной игровой индустрии и культурные отсылки в Vanquish незаметно перетекают в оригинальные идеи сумрачного японского гения.

Человек на коленях

Несмотря на внешнюю схожесть с Gears of War и наличие у Сэма напарников, мультиплеера в Vanquish не будет — Миками намерен посвятить все силы синглу.

Vanquish — не первый опыт Миками в шутерах от третьего лица. В 2003-м году на Nintendo GameCube вышла игра P.N.03, в которой мы наблюдали спину Ванессы Шнайдер (особы в характерном черно-белом костюме), расстреливающей роботов из энергетического оружия. Визуально игра до того похожа на Vanquish, что на мировой премьере в Токио Миками первым делом пришлось заявить собравшимся журналистам: «Прежде чем я начну рассказывать про геймплей. нет, это не P.N.03!»

По словам Миками, ему очень хотелось сделать шутер — но шутер нестандартный, более плавный и акробатический, чем то, что сейчас можно увидеть на рынке. В механике Vanquish точно нет ничего общего с P.N. 03, где героиня не могла одновременно стрелять и перемещаться.

Рок-скольжение со стрельбой и замедлением времени в три раза круче, чем рок-скольжение без стрельбы и замедления!

Действие Vanquish разворачивается на гигантской космической станции. Станция американская, умеющая собирать солнечную энергию и выпускать ее концентрированным лучом на земные мегаполисы (см. трейлер). и в настоящий момент захваченная русскими роботами-убийцами. США посылает на борт десант в лице ученого Сэма Гидеона (имена героев для своих игр Миками черпает либо из «Божественной комедии», либо из Библии), облаченного в Augmented Reality Suit (костюм расширенной реальности) собственного изобретения.

ARS — нечто среднее между нанокостюмом из Crysis и усеянным ракетными двигателями скафандром из Dead Space 2. Главный его плюс — не способность замедлять время и даже не умение Сэма быстро и эффектно перемещаться на большие дистанции (см. ниже), а наличие специального откидного щитка на шлеме, позволяющего Сэму курить на боевом посту. Стоя в укрытии, Гидеон небрежно затягивается и картинно отбрасывает сигарету — идея явно позаимствована из Metal Gear Solid (Снейк, помнится, любил «Мальборо») и, в лучших традициях Миками, доведена до абсурда.

Иногда в Vanquish все-таки нужно будет осторожно высовываться и стрелять по появляющимся в одном и том же месте противникам. Законы жанра, что поделаешь.

Персонажи разработанных и спродюсированных Миками игр (включая Данте из Devil May Cry, Viewtiful Joe из одноименной игры и всех киллеров из Killer7) всегда вели себя будто рок-звезды. Вот и Гидеон ведет себя как рисующийся гитарист: он может в любой момент упасть на колени, включить реактивный двигатель на спине и понестись вперед, рассыпая за собой искры и оставляя голубой реактивный след. Остается только удивляться, что никто раньше не додумался до такого способа перемещения персонажа по уровням.

В сочетании с замедлением времени, стрельбой и навыками рукопашного боя рок-скольжение может стать одним из величайших изобретений в истории экшен-игр наряду с умением Данте подбрасывать врагов в воздух мечом и расстреливать их там из двух пистолетов.

Boss Time Event

Вместо рек кровищи в рукопашном бою — взрывы, искры и электрические разряды.

В руках у Гидеона — футуристический автомат-трансформер. Известно, что он умеет превращаться в пулемет, дробовик и штурмовую винтовку и что каждую его форму можно будет апгрейдить. Непонятно только, будет ли среди трансформаций хоть один оригинальный вид оружия и сумеет ли Миками удержаться от пародирования стреляющих каблуков из Bayonetta.

Действие разворачивается в коридорах космической станции и обширных ангарах с заботливо расставленными перегородками. При использовании укрытий Сэм умеет совершать стандартный набор действий из западного шутера — выглядывать, стрелять вслепую. а также делать сальто через барьер, замедлять время и расстреливать врагов, повиснув в воздухе вниз головой.

Вражеские роботы таскают с собой переносные укрытия — большие металлические щиты, в которые можно с разгону врубаться рок-скольжением, подбрасывая врагов в воздух. Сэм движется гораздо быстрее, чем обычные герои экшенов от третьего лица (Миками объясняет это меньшим весом костюма), легко переходит из дальнего боя в ближний и чередует стрельбу из укрытия с пинками и апперкотами в рукопашной, а рукопашную — с захватом гигантских шагающих орудийных установок.

Как видите, вместо нормального лицевого щитка у Сэма — специальный щиток для курения.

Поскольку все враги — роботы, это самая бескровная игра Миками (хотя на экран изредка проливается кровь убитых напарников). От живых врагов роботов выгодно отличает умение трансформироваться. Первый мини-босс, например, — гигантский металлический паук, трансформирующийся в гигантского металлического гуманоида. Он стреляет в Сэма из ракетницы, пулеметов, лазерной установки, пытается раздавить его передними лапами.

Бой с боссом оформлен в виде quick time event, где нужно вовремя нажимать указываемые на экране кнопки, — Сэм сначала будет ловко уворачиваться от ракет, а потом поймает одну в воздухе и запустит ее обратно в робота. Несколько настораживает то, что в демоверсии QTE — это весь бой, а не прелюдия к нему и не эпилог. В игре от бывших сотрудников Capcom, пусть даже самой прозападной, нам бы хотелось увидеть не скриптовые сценки, а честные сражения, где каждое движение нужно заучивать самостоятельно, без подсказок.

Забавно смотреть на механику традиционного западного шутера в японской интерпретации — все лишнее выкидывают, все эффектное оставляют, а дешевое позерство возводят в ранг искусства. Главное, чтобы Синдзи Миками не слишком увлекся культурными референциями и качественной оригинальной игры в Vanquish было все-таки больше, чем ядовитой пародии.

Формула игры: 50% серия Gears of War + 40% Lost Planet + 10% Bayonetta

Дмитрий Медведев посетил Южные Курилы. Все логично: президент Российской Федерации имеет право беспрепятственно передвигаться по территории своей страны. Как и все ее граждане. Любой желающий может купить билет и попасть на один из островов этой гряды. Никаких специальных разрешений для этого не нужно. Правда, если с погодой не повезет, то застрянете вы на них месяца так на два, а то и на все три. Но не суть важно.

Куда интереснее наблюдать за реакцией японского правительства, члены которого все последние недели с пеной у рта доказывали, что это недружественный шаг. Даже посла на ковер вызвали и как маленького котенка отчитали за то, что опять мимо песка накапал. Размахивали перед телекамерами договором о мире, который до сих пор не подписан. Угрожали, что Россия и Япония так и останутся навеки в подвешенном состоянии «войны». Хотя представить себе сейчас бойню между двумя странами — это разве что авторы манги могут.

Или разработчики игр. Так, сценаристы студии Platinum Games решили вновь воспользоваться удобным и проверенным временем шаблоном: сделать русских главными злодеями в экшене Vanquish. В итоге на сцене появился восседающий на импровизированном троне путиноподобный дядечка, одним кивком головы крушащий города. США. Вот только почему здесь нет японцев? Читайте дальше!

Vanquish

Чуть выше. Так. Еще немного.

Особенности жанра

Премьер-министр Японии — традиционно скучный персонаж. Это, как правило, сухенький мужчина в строгом костюме с фарфоровой маской вместо лица. Может ли он что-то противопоставить местному Путину? Риторический вопрос. А вот плоскогрудая американка с демократическими замашками и начесом а-ля Пугачева двести лет назад пощекотать нервишки может. Она объявляет войну красной чуме и отправляет главного героя разобраться с, если пользоваться лексиконом Новодворской, вонючими комуняками.

На этом, собственно говоря, осмысленная часть сценария заканчивается. Дальше — только якобы искусная работа по созданию образов персонажей. Здесь все статично и плоско. Есть вечно курящий ГГ, нервный малый с глуповатым выражением лица. Помогает ему девочка в короткой юбчонке, в то время как оператор постоянно пытается заглянуть ей под юбку. Рядом с нами вечно ошивается какой-то верзила, местный Шварценеггер, который, поверим ему на слово, никогда-никогда не кушал стероиды. В общем, великолепная тройка заштампованных и подвергнувшихся жесткому клишированию дурачков.

И это печально, потому как за историей Vanquish следить не хочется. Диалоги писал адский сатана, вселившийся в правую руку Дарьи Донцовой. За камерой стоял Уве Болл, мечтающий снять очередной блокбастер. А за костюмы отвечала Леди Гага, с которой и так все понятно. И вот когда ты уже думаешь, а не переключить ли тебе канал и избавить воспаленный мозг от очередного выпуска цирка уродцев, игра начинает удивлять.

Vanquish

Реактивные двигатели, вмонтированные в костюм, «взрывают» экран.

Как говорила Милла Йовович в «Пятом элементе»: «Бадабум. Бум. Ба-аааа-да-бум». А потом: всполохи взрывов; огромные космические корабли, терпящие крушения; куча красно-синих террористов, вылезающих из каждой дырки, словно крысы. И ты стоишь в эпицентре всего этого мельтешения красок и мысленно ищешь таблетки от эпилепсии. Но «стоишь» — это фигура речи, не имеющая ничего общего с тем, что творится на экране.

Перекуры устраивать некогда, думать — тоже. Просто берешь ноги в руки и бежишь куда глаза глядят. А рядом пыхтят под тяжестью бронежилетов и шлемов союзники, орущие каждый в своей тональности нечто матерное. Все потому, что с первых же минут Vanquish задает такой темп, что ни одному экшену и не снилось.

Вот на нас плывет первая волна противников. Они прячутся по укрытиям, занимают посты у мощных пулеметов. Мы же врываемся на поле боя с криками и улюлюканьем, но тут же получаем очередь в грудь и скрываемся за ближайшей стеной. Отстреливаем врагов на расстоянии, тем самым очищая себе путь. Включаем реактивные двигатели, вмонтированные в наш комбинезон, и врезаемся в самую гущу боя. В одну группу террористов бросаем гранату. Пока их разрывает на куски, решетим из автомата оставшихся в живых.

Справившись с первой партией, поднимаемся на платформу и занимаем ключевые позиции. Не успели добежать до пулемета, как откуда ни возьмись появляется очередной марш несогласных. Теперь уже мы не захватываем базу, а обороняем ее. Словно тараканы, красноголовые полчищами вываливают на хорошо обозреваемую местность. Косим их рядами, кромсаем разгоряченным металлом плоть, думая только об одном: когда ж уже они все передохнут.

Десятисекундная пауза. Из ниоткуда появляется огромный робот, который то лазером по нашим укрытиям палит, то мириады гранат выпускает в воздух. Отстреливаем ему руки. Он трансформируется. Отстреливаем ноги. Теперь надо выбить красный мерцающий глаз-батарейку, питающий это чудовище. Носимся по всему полю брани с автоматом наперевес, выбирая удачную позицию. Находим. Стоим. Целимся. Убиваем. Занавес.

Долго скрываться не получится, рано или поздно вас «выкурят» из укрытия.

Большие гонки

Описанное выше — не утрирование. Именно такой темп задали создатели Vanquish, изредка прерывая его небольшими видеороликами. Видимо, подспудно понимая, что не все рядовые игроки его выдержат, авторы создали специальный облегченный режим. В нем функция прицеливания работает автоматически, а потому даже самые отъявленные поклонники тормозной жидкости смогут получить удовольствие. Не возникнет проблем и с боеприпасами. Благо их рассыпано по картам столько, что голуби с Трафальгарской площади рано или поздно начали бы ими гадить.

Но все это — не попытка упрощения, а, наоборот, желание ускорить процесс прохождения. Причем в своем желании разработчики дошли до того, что пять актов займут у вас от силы часов шесть. Немного даже по нынешним меркам, но, если разобраться, никто такой темп на протяжении суток и не выдержал бы. Впрочем, даже тут не обошлось без коллекционирования. По уровням разбросаны малозаметные статуэтки, которые пригодятся для получения очередного достижения. Зачем это нужно в Vanquish — вопрос не ко мне, не я придумал. Кажется, таким образом кое-кто попытался придать нашему путешествию реиграбельности. Зря, второй раз смотреть на те же батальный сцены — удовольствие не из интереснейших.

Кроме того, расслабимся мы и в миссии, которую по местным меркам можно смело приравнивать к стелсу. Нам необходимо пробраться в одно очень-очень секретное место незамеченными, а потому по дороге к нему придется издалека выводить из строя прожекторы. Занятие практически медитативное, хотя и не лишенное интереса.

Жаль, но столь неумелая игра на контрастах ни к чему хорошему не привела. Как только с экрана исчезли миллионы противников, а взрывов стало чуть меньше, чем ни одного, сразу повылазили рожки да ножки. Вдруг оказалось, что делать здесь нечего. Да, несколько видов мощных пушек и гранат. Да, подвергаются улучшению и начинают сносить все живое в радиусе ста километров. Но это весело только тогда, когда есть кого выносить. И за пять минут тишины рейтинг проекта резко полетел вниз.

Vanquish

Бои с Большими Дядями запоминаются надолго. Правда, занимают считанные минуты реального времени.

Это как история о марафонце, который продолжал бежать, получив пулю в лоб. Так и Vanquish имеет значение ровно до той секунды, пока вы не пересекаете финишную черту. Потому что стоит задержаться где-то на миг, как все рушится, словно карточный домик. Отсутствие вменяемой истории начинает лезть наружу. Картонные персонажи дико раздражать. А все эти пиф-паф-ой-ой-ой превращаются в обычную адреналиновую гонку, когда бежишь сквозь тайгу от медведя сутки напролет. А бурый тем временем сидит на берегу реки и жрет жирного лосося. Так что не останавливайтесь. Поддайтесь этому безумию. А затем благополучно о нем забудьте. Хотя, признаюсь, безумие бывает упоительным.

Плюсы: ураганные бои; модифицируемое оружие; интересные схватки с боссами.
Минусы: никакой сюжет; пустые герои; финал наступает слишком быстро.

Digital Foundry протестировали ремастер Vanquish

Основное действие будет происходить в космосе, на здоровой колонии под названием Провиденс. Эта самая колония является 51-м штатом США и создана для того, чтобы черпать энергию Солнца и переправлять ее на Землю. В будущем, как мы знаем, намечается энергетический кризис и солнце – один из богатых и безопасных источников энергии.

Однако враги США не дремлют! Организация «Звезда России» (Star of Russia) недавно совершила на родине удачный государственный переворот и теперь думает о том, как бы уничтожить Америку. Решение находится очень быстро – захватить космическую колонию США и сделать из нее огромную пушку, которая может сжечь весь континент дотла. Преуспевающие террористы захватывают Провиденс и в качестве первого удара по Америке – уничтожают Сан-Франциско, унеся на тот свет 500 тысяч невинных жизней. Ох, эти русские!

Америка тут же реагирует и отправляет на колонию космические корабли и десант, возглавляемый ветераном трех мировых войн Бёрнсом. Главный герой же – обычный вояка. Его зовут Сэм, и он облачен в модный и очень боевой костюм ARS (Augmented Reaction Suit). Костюмчик-то не простой – он увеличивает скорость и реакцию бойца. Переводя на русский язык, ARS позволяет привычно «замедлять» время и планомерно расстреливать врагов. При этом он увеличивает и силу солдат, позволяя им легко и непринужденно отправлять кулаками и ногами в нокаут вражьих импов. Рукопашный бой – это тоже большая часть Vanquish. Хоть игра и посвящена стрельбе и быстрому передвижению от укрытия к укрытию – хорошенько врезать по террористической морде тоже позволят.

Читайте также: