Valiant hearts обзор

Обновлено: 06.07.2024

Как надо рассказывать о войне? Можно с привычным трагическим надрывом: ведь каждая ее жертва достойна скорби. Можно увидеть в войне опасное, но захватывающее приключение, ведь именно здесь человек показывает, на что способен в экстремальной ситуации. А можно попытаться совместить и то и другое. Рискованно? Не то слово!

Ubisoft Montpellier ступила на весьма шаткую тропинку, решив делать игру о войне в жанре приключенческого квеста-платформера. Почти не охваченная в играх тема первой мировой еще усугубляла риск: ведь пристальное внимание обеспечено, и малейшая фальшь непростительна. Впрочем, этому подразделению Ubisoft не привыкать к смелым решениям.

Пожилой фермер Эмиль и его зять, этнический немец Карл, оба попали на войну. Оба по принуждению и поэтому оказались по разные стороны фронта. Теперь главное для Эмиля – найти Карла и убедиться, что он жив и с ним все в порядке. А Карл мечтает лишь об одном: вернуться домой, к жене и маленькому сыну.

Бравый доброволец, американец Фредди, напротив, чувствует себя в гуще боя как рыба в воде. Но и его привели на войну не поиски славы и почестей. У него – личные счеты с немецким генералом, бароном фон Дорфом. А дома у Фредди остался младший брат, и военная машина уже подбирается к нему: когда Америка вступит в войну, младший тоже отправится в Европу.

Анна училась в Париже и мечтала стать ветеринаром. Но теперь ей приходится спасать раненых, вытаскивая их с поля боя. Она не хотела воевать, но ее отца, бельгийского ученого, схватили немцы. Сейчас он находится в ставке фон Дорфа, занимается разработкой убийственных машин. Нельзя оставлять его там.

Valiant Hearts: The Great War
Valiant Hearts: The Great War
► Знакомьтесь, это барон фон Дорф, и он очень зол. ► Он нас гранатами, а мы ему на органе поиграем!

С четырьмя героями мы проходим через всю войну на Западном фронте, с первого ее дня и до последнего. Эти четыре судьбы переплетаются, как струйки ливня на стекле: герои встречаются и расстаются, спасают друг друга и теряют, справляются с трудностями вместе и врозь, пытаются выжить и заботятся о друзьях. Эти слова относятся к ним: доблестные сердца, Valiant Hearts, строчка из стихотворения Джона Аркрайта, которое было посвящено павшим ирландцам, но стало гимном и реквиемом всем жертвам первой мировой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Поначалу говорилось о пяти героях, но британский летчик Джордж в финальной версии игры упоминается всего лишь раз. Не долетел?

Еще один участник событий: пес-санитар, который тоже потерял «своих» и прибился к Эмилю. Отважный и умный, он становится прекрасным компаньоном каждому, с кем сводят его события игры: он может принести нужный предмет из недоступного закоулка, отвлечь охранника и даже нажать на рычаг.

Неуютная двойственность проявляется в игре буквально с первых секунд. Смешные коротконогие человечки неуклюже передвигаются по двумерному фону, старательно топая крошечными ботиночками. Новобранцы умилительно беспомощны, офицеры гротескно крикливы. Снаряды устраивают на нарисованной земле взрывы, выдранные из бюджетного комикса. И все это — под настолько драматически печальную музыку, что сразу становится как-то совсем не смешно.

Valiant Hearts: The Great War
Valiant Hearts: The Great War
► Анна – не только умелая медсестра, но и отчаянный водитель. ► Пес всегда придет на помощь, если не хватает рук.

Мультяшные локации между тем обозначают вполне реальные территории войны. Впервые, пожалуй, мы осознаем это под Ипром, старательно проводя Эмиля меж клубов смертоносного газа. Но можем догадаться и раньше, если залезем в журнал поинтересоваться, что за блестящую штучку мы только что подняли с земли. Привычные записочки, монетки, сувениры складываются в коллекции военных воспоминаний. И вот самое главное: все они реальные. Настоящие. Подлинные.

Сюжет Valiant Hearts основан на письмах с фронта Феликса Шазаля, французского солдата и, говорят, прадедушки одного из разработчиков. Но не только на них. Едва у нас в голове появляется мысль: «Ну и напридумывали же!» — в уголке экрана начинает мигать значок, означающий, что в соответствующем меню появились новые записи. Очередная страница энциклопедии первой мировой продемонстрирует, что придуманного в игре не так уж и много. И доказывают это фотографии, документы, свидетельства, военные сводки. Вот вам танки, вот боевые дирижабли, вот успехи военно-полевой медицины, вот рапорты о потерях. А рядом – настоящий музей. Письма и телеграммы, солдатские жетоны и оружие, вырезанные из обломков снарядов сувениры. Некоторые «экспонаты» довольно неожиданные: например, частый гребешок, которым солдаты вычесывали вшей, носки, пропитанные адской смесью воска и формалина (так пытались защититься от обморожений), сделанное вручную подобие противогаза – применение химического оружия застало союзников врасплох.

Valiant Hearts: The Great War
Valiant Hearts: The Great War
► Классическая квестовая задачка: отыскать код к цифровому замку. ► К полиции – в полицейской форме, к солдатам – в военной, а для доступа в конец локации придется разжиться офицерскими погонами.

Детали копятся и копятся, пока под ними, как под лавиной, не рушатся остатки недоверия и отстраненности. Эти смешные игрушечные солдатики умирают самой настоящей смертью. Жизнь этих нелепых горожан разрушена навсегда. Эта нарисованная земля не скоро залечит свои раны.

Нужно не только мастерство, но и огромная душевная чуткость, чтобы рассказать о великой трагедии забавными яркими картинками.

Самый простой путь – сделать про войну эдакий ураганный шутер. Самый сложный – вообще не давать героям в руки оружия. Все наши «доблестные сердца» за все время игры ни разу не запятнают себя убийствами. Вырубить охранника голыми руками – это не в счет, да и подбить гранатой вражеский дирижабль – тоже.

Свои проблемы герои решают как можно более мирным путем, ремонтируя механизмы, отыскивая путь к цели, устраняя препятствия в виде завалов и запертых дверей. И это может показаться скучным – но нет, игра не дает нам заскучать, умело балансируя элементами жанров и с виртуозной скоростью меняя места и задачи.

Вот мы мчимся под обстрелом, уворачиваясь от снарядов и пулеметных очередей. Вот тренируемся метать гранаты – героям часто приходится швырять в цель динамитные шашки, яблоки, деревяшки, камни и помидоры. Устали от опасности? Подумайте, как спасти вон того парижанина, застрявшего в разбомбленном доме. А как насчет решить головоломку, одновременно прячась от охранников или спасаясь от струй пламени? Отлично, теперь схватка с боссом — сможете понять, как использовать сломанный орган, чтобы прогнать его с позором? Осторожно, он будет отстреливаться! Помогите Анне спасти раненого, последите за его пульсом. А теперь – сюрприз: промчимся на всех скоростях на парижском такси, объезжая преграды и уклоняясь от бомб, падающих в ритме чардаша, венского вальса или зажигательного канкана.

Valiant Hearts: The Great War
Valiant Hearts: The Great War
► Вы видите Эмиля? Вот и враги его не видят. А в собачке с кусачками в зубах ничего подозрительного нет. ► Где-то там пролетел мимо игры сбитый британский летчик…

Мирный Париж начала войны и разрушенный Ипр, мрачный форт Дуомон и заснеженный Вобекур, напичканные тротилом туннели Вокуа и лагерь военнопленных. Из каждого значимого военного события вырван самый яркий кусочек, из карт военных действий взяты самые запоминающиеся места. Историю первой мировой мы видим глазами наших героев. И чем дальше идем, тем яснее становится, что любой исход не будет счастливым здесь, на земле, устланной трупами врагов и друзей. Вот милый доктор радостно играет с собакой: он скоро погибнет. Вот Эмиль ведет добровольцев: они умирают один за другим, чтобы мы могли пройти дальше.

Для Российской империи история первой мировой перетекла в историю революции и гражданской войны – и почти вытеснилась ими. И вот теперь французская компания расскажет нам то, о чем мы не знали, а может, позабыли вместе с другими уроками истории. Этот мы запомним, ведь рассказчики – талантливые и неравнодушные люди.

Обычно мы так не делаем, но в этот раз третье место у нас занимают сразу две игры. Причина проста: обе они раскрывают одну и ту же очень актуальную сегодня антивоенную тему, притом нельзя сказать, что одна из них делает это лучше или хуже, — просто они подходят к проблеме с противоположных сторон. Трогательный мультик — и мрачная абстракция с фотографиями живых людей. Одна игра полагается на постановку, другая — на процедурную генерацию. Первую выпустило одно из крупнейших игровых издательств, вторую сделали скромные польские инди.

И наконец, очень большую роль играет выбор конфликта: одна игра рассказывает о событиях прошлого, другая же проецирует все на сегодняшний день. В прошлом году минуло сто лет с начала первой мировой, в честь чего как раз и выпустили Valiant Hearts. Эту войну нам показывали во всех проявлениях: мы читали о ней в учебниках истории, у Хэмингуэя и Ремарка, видели фильмы, иногда даже игры. Виноватые в тех событиях давно найдены и обозначены — а вот определить свое отношение к тому, что сегодня находит отражение в This War of Mine, историкам еще только предстоит.

О войне не хочется говорить, но нельзя молчать. Попытки разобраться в причинах и последствиях важны для предотвращения подобных ошибок в будущем, но любое упоминание о войне — это тяжело, тягостно и невероятно грустно. Непросто это: взять и доходчиво рассказать о войне. Особенно тем, кто там никогда не был.

Интерактивный формат для такого деликатного дела подходит, пожалуй, лучше остальных: непосредственное вовлечение в процесс дает нужную степень эмоциональной отдачи. Правда, разработчики частенько увлекаются развлекательной частью, превращая трагическую тему в антураж для веселого аттракциона. Ubisoft Montpellier в прошедшем году предприняла довольно дерзкую попытку показать войну под другим углом: интересно, но без лишних прикрас, не стесняясь расставить грустные акценты там, где это действительно нужно.

Игра года: третье место — Valiant Hearts

Valiant Hearts выполнена в намеренно несерьезной манере, но не чурается настоящей драмы: все ключевые события первой мировой показаны глазами четырех непохожих главных героев и одного верного пса. Тут и битва под Ипром, где немцы впервые применили отравляющий газ, и мясорубка при Сомме, и давящая безысходность лагерей военнопленных — весь спектр эмоций, от триумфа по случаю долгожданной победы до душераздирающих личных историй с разбитыми семьями или с героическими подвигами. Любое сражение сопровождается текстовыми справками в меню: ими можно, конечно, и пренебречь, но степень сопереживания такова, что пробуждает желание разузнать как можно больше подробностей. Valiant Hearts — это не только искренний рассказ об ужасах войны, но еще и ненавязчивый интерактивный учебник, повествующий о знаковом событии мировой истории.

Разработчики соблюли баланс между всеми основными составляющими игры. Проверенное (пусть и довольно простое) сочетание платформера и квеста дает достаточный стимул, чтобы продвигаться дальше, прочувствовать происходящее на своей шкуре, сознательно бередить эмоции. Геймплей, графика и музыка продуманны и четко структурированы, а не просто подогнаны друг к другу в стремлении паразитировать на чувствах игрока и неизбитой теме. Даже если оставить в стороне всю специфику игры (хотя делать этого не стоит), Valiant Hearts однозначно состоялась как самостоятельный развлекательный продукт.

Игра года: третье место — Valiant Hearts

Непросто это: взять и доходчиво рассказать о войне. Но талантливые и увлеченные своим делом разработчики из Ubisoft смогли это сделать и подарили нам прекрасное приключение с сильнейшей эмоциональной отдачей. Маленький шедевр, который наверняка запомнится тем, кто решится пережить происходящее вместе с главными героями.

При слове «война» одни представляют героические подвиги бойцов, другие — кровавую бойню. Но в кадре всегда солдаты. Вооруженные и безоружные, отважные и трусливые, живые и мертвые — при любом раскладе полотно войны соткано бойцами. Тем большим сюрпризом стала This War of Mine, основная идея которой вынесена в исчерпывающий слоган «На войне есть не только солдаты».

Игра года: третье место — Valiant Hearts

Особенно иронично то, что большую часть времени This War of Mine напоминает The Sims. откуда ведрами вычерпали весь юмор и беззаботность, оставив лишь тусклые мрачные краски, депрессию и жесточайший менеджмент ресурсов, когда в каждой горе мусора может найтись ключ к выживанию, а отчаяние — и только оно — толкает на неприемлемые, зверские поступки. Стоит напрячь воображение, и меж строк свода правил очередной схематичной «выживайки» проявляются контуры истории — уникальной для каждого игрока, но для всех одинаково трагичной и изматывающей.

Игра года: третье место — Valiant Hearts

Когда мы слышим словосочетание «игра по Первой мировой», какой жанр приходит нам в голову первым?

Вероятно, стратегия. Или тактический шутер. Все эти масштабные бои, смертоносный газ в качестве одного из типов вооружений, первые танки — благодатнейшая почва для хорошей военной стратегии с исторической подоплекой.

Valiant Hearts: The Great War — вроде бы и о том, и не о том одновременно. Тут постоянно массово гибнут люди, падают снаряды, пасторальный пейзаж заволакивает облаками иприта, но все это только фон. Фон для приключений нескольких «маленьких людей», чьи жизни попали в гигантскую военную мясорубку совершенно не потому, что кто-либо из них хотел быть героем.

Так что нет ничего удивительного в том, что новый проект Ubisoft Montpellier никакая вовсе не стратегия, а помесь платформера с адвенчурой: именно такой формат лучше всего подходит для того, чтобы рассказать историю, а не «понагибать» в окружении тех или иных декораций.

Valiant Hearts: The Great War

У Фредди есть хобби. Ему нравится работать кусачками. Когда до горла злейшего врага никак не удается добраться, это занятие очень успокаивает нервы.

Нет никакой темной стороны

Жила себе мирная семья французских фермеров — глава семейства по имени Эмиль, его дочь Мари, ее муж Карл и их новорожденный сын Виктор. У них было все хорошо, они упорно трудились на своей земле, и ни одного из них совершенно не волновало, какой там процент французской, а какой — немецкой крови течет в жилах Карла.

Этот вопрос внезапно оказался животрепещущим, когда пришла война. Молодого мужчину забрали в ряды прусских вояк, а спустя некоторое время служить пошел и его тесть — только уже по другую сторону баррикад.

На войне Эмиль познакомился с Фредди, американцем, имеющим личные причины для того, чтобы страстно желать смерти одного немецкого генерала — барона фон Дорфа — и повсюду за ним гоняться. Позже к друзьям присоединилась юная медсестра Анна, которая отправилась на фронт, чтобы найти своего отца.

Вот и швыряет всю эту развеселую компанию из одной «горячей точки» в другую — в основном освещаются военные действия на территории Франции. Зловредный барон повсюду летает на дирижабле, убить его окончательно и бесповоротно никак не получается, а героям по дороге приходится уворачиваться от падающих с неба снарядов, вытаскивать из-под осколков раненых, не особенно разделяя их на «своих» и «чужих», оказываться на волосок от смерти и больше всего на свете мечтать о воссоединении со своей семьей.

Здесь действительно нет темной и светлой стороны. Нет хороших французов и плохих немцев или наоборот. Анна лечит всех подряд — и мирных жителей, и солдат, вне зависимости от цвета формы последних. Эмиль и Карл готовы спасать друг друга в любой ситуации. Впрочем, это не мешает главным героям оглушать караульных со спины или швырять зажженный динамит в укрытия пулеметчиков, если иначе никак не удается пройти. На войне как на войне — тут уж ничего не поделать.

Valiant Hearts: The Great War

Не разрывая на себе рубашку

Сценаристам удалось найти какой-то очень верный повествовательный тон — спокойный, выдержанный, почти будничный. Одна из грандиознейших трагедий ХХ века то рядится в нарочито дурашливые «одежды», то описывается сухой суммой фактов, то и вовсе проскальзывает вроде бы незначительным обрамлением сюжетных событий.

Анна едет на фронт в парижском такси под звуки канкана. Эмиль и Фредди весело выживают под артиллерийским обстрелом, а рядом штабелями валятся убитые солдаты. Герои часто заняты совершеннейшей «бытовухой»: скажем, поиском пера и чернил, необходимых, чтобы написать письмо домой. Вот только сосредоточиться на простых, относительно мирных задачах им не дают — планы каждый раз нарушает то вой сирен, то приказ идти в атаку, то просто очередная бомбардировка. Нам предлагают воспринимать происходящее как нечто неизбежное и привычное. Вероятно, примерно так относились к бомбардировкам и настоящие солдаты после нескольких месяцев сидения в окопах.

В этой обыденности, иногда граничащей с фарсом, как раз и заключается секрет, благодаря которому Valiant Hearts: The Great War производит такое сильное впечатление. В обыденности, а еще — в ощущении беспомощности перед военной машиной, с которой ни один из героев ничего не может поделать, как бы ни пытался. В конце концов, у них ведь даже нет оружия!

Эмиль повсюду ходит то с лопатой, то с гигантским черпаком. Максимум, на что он способен, — выкопать яму да стукнуть зазевавшегося патрульного этим своим нехитрым инструментом по затылку. «Фишка» Фредди — кусачки, которыми очень удобно перекусывать проволочные заграждения. Понятно, что на орудие убийства они тоже не тянут. Есть, правда, динамит и гранаты, но наши персонажи используют их преимущественно для решения головоломок. Перед огнестрельным оружием — да что там, даже перед обычным штыком или саблей! — герои беззащитны. Как беззащитны и перед законами бессмысленной и беспощадной войны. Теми самыми законами, что предписывают солдатам идти в атаку даже тогда, когда очевидно, что речь идет уже не столько об атаке, сколько о бойне.

Valiant Hearts: The Great War

Поварешка выручает Эмиля в любой ситуации. Он, можно сказать, половину войны с поварешкой прошел.

Дайте мне рычаг — и я что-нибудь переверну

О сюжете, атмосфере и стилистике Valiant Hearts хочется говорить долго и взахлеб. Геймплей таких восторгов явно не вызывает. Разработчики используют достаточно шаблонные приемы организации игрового процесса, которые к тому же часто повторяются и, как следствие, быстро надоедают. «Платформерная» часть состоит преимущественно из экшен-сцен, связанных с убеганием из-под снарядов или своеобразными гонками на соответствующих эпохе транспортных средствах. Перепрыгивания с платформы на платформу в игре нет. Персонажи вообще не прыгают, если уж на то пошло.

«Адвенчурная» сторона геймплея представлена в основном задачками в духе «найти утерянную рукоятку от рычага, вставить ее на место и дернуть». Или «покрутить вентиль, чтобы опустить платформу, посадить на нее собачку, покрутить снова, чтобы поднять платформу». Повторять эти нехитрые манипуляции приходится бесчисленное количество раз в самых разных локациях. Интересные задания время от времени встречаются — скажем, не лишено некоторого изящества решение проблемы завалов в соборе Ипра, где нам придется кое-что сделать с колоколом, используя законы акустики. Но даже в таких, «нестандартных» случаях долго раздумывать над задачей не приходится — все элементарно, Ватсон. А если вдруг кому станет недостаточно элементарно, всегда можно воспользоваться встроенными подсказками, разъясняющими стратегию действий буквально на пальцах.

Кстати, мы не случайно упомянули собачку. Она здесь чуть ли не ключевой универсальный решатель проблем. Милый песик прибивается к Эмилю в самом начале повествования, впоследствии же с удовольствием служит и Фредди, и Анне, и Карлу. Четвероногий друг способен приносить предметы — те же рукоятки от рычагов и гранаты, например, — отвлекать врагов и пробираться через узкие лазейки, куда при всем желании не пролезет человек.

Вопрос перемещений и многомерности решен здесь довольно необычно в принципе. В целом игра двухмерна. Герои передвигаются только справа налево или слева направо. Однако многие двери, лазы и арки расположены не у правого края экрана, как это обычно бывает в аналогичных случаях, а в глубине. То есть игрок оказывается лицом к проходу, а не боком. Стоит «активировать» такую дверь — и персонаж мгновенно оказывается в другой локации, которая часто представляет собой нечто вроде заднего плана предыдущей картинки. Такой подход позволяет создать ощущение объемности изображаемого мира, даже несмотря на полное отсутствие какого бы то ни было 3D.

Valiant Hearts: The Great War

Французским городам здорово достается. На войне никто не жалеет архитектуру.

Звуки и запахи войны

При первом знакомстве с Valiant Hearts может сложиться впечатление, будто своеобразная «мультяшная» графика, граничащая кое-где с откровенной карикатурой, чересчур несерьезна для попытки создать панораму нескольких страшных лет Первой мировой. Но чем глубже мы ныряем в созданную разработчиками атмосферу, тем очевиднее становится, что этот визуальный стиль тоже отлично работает на общую идею. Грубо, несколькими штрихами очерченные лица героев как нельзя лучше подходят для «маленьких людей», затерянных в кровавом тумане войны. Нарочитая небрежность линий, из которых складываются местные ландшафты, на самом деле оборачивается мельчайшей прорисовкой деталей и обширными военными панорамами, подчас — на фоне подчеркнуто идиллических пейзажей. Бесполезные для игрового процесса коллекционные предметы, разбросанные по укромным закоулкам, — живые фрагменты эпохи, потому что за каждой вещицей стоит небольшая историческая справка. Часть таких находок — это письма, реальные тексты писем, которые писали солдаты с фронта своим родным и близким.

Наконец, невозможно не сказать хотя бы пару слов о звуковом оформлении. Если сюжет и графика составляют половину атмосферы, то вторую половину можно по праву счесть заслугой композитора и звукорежиссера. Диалогов в привычном понимании здесь нет, но персонажи то и дело произносят небольшие фразы на разных языках. Каждый — на своем. Мы идем по полуразрушенному городу и слышим, как в одном углу какой-то человек отчаянно зовет на помощь, в другом — плачет ребенок, в третьем — стонет раненый, и на все это накладываются звуки пулеметных очередей и воющих сирен. Война не способна на разборчивую речь, но ее отчаянные голоса слышны повсюду. Голоса, рядом с которыми звучит чудесная и всегда очень уместная музыка — то тревожная, то пронзительно-печальная, то дурашливо-гротескная.

Valiant Hearts: The Great War

Стрельба по живой мишени — любимое развлечение немецких генералов.

Valiant Hearts: The Great War — тот самый парадоксальный случай, когда игру нельзя назвать потрясающей потому, что геймплей здесь — самое уязвимое место. Но в то же время было бы неправильно отказать творению Ubisoft Montpellier в праве именоваться потрясающим в глобальном смысле слова. Разработчикам удалось рассказать историю о людях в эпоху Первой мировой без удушающего пафоса и пронафталиненной выспренности. Рассказать так, что зацепило.

Плюсы: по-настоящему берущая за душу история; безупречно выдержанная стилистика и атмосфера; удачный саундтрек; оригинальная графика; тщательно подобранная коллекция исторических фактов.
Минусы: несколько однообразный геймплей.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Человеческая память - довольно странная штука. Можно с успехом держать в голове оговорки в течение жизни, но забыть составленный час назад список покупок. Или день рождения друга. Или пройденную пару лет назад игру, хотя успешные забываются редко. Судьба таких проектов одинакова: чаще всего запускающийся в производство сиквел порождает полноценную франшизу. Примеров тому тысячи, начиная от "Марио" и заканчивая Hellblade. Встречаются и другие случаи. Некоторые проекты, вроде Spec Ops: The Line, не получают продолжений, но остаются культовыми. Другие не держатся в памяти постоянно, но быстро возвращаются: например, The Saboteur или Bulletstorm. Впрочем, грань между категориями у каждого своя.

Разные последствия в первую очередь зависят от финансовых показателей. В мире капитализма бизнес, даже творческий, подчиняется простому правилу: "Есть прибыль - работаем, нет прибыли - сворачиваемся". Немного грубо, но правдиво. Серьёзно, кто будет вливать сотни тысяч нефти долларов в никуда?

Но существуют необычные исключения. Вроде бы игры, успешные на выходе, но которые выветрились из памяти спустя пару лет. Их нет в списках "Возможно, вы пропустили", потому что на старте было сложно пропустить. Иногда они появлялись в "Лучших играх года", где-нибудь в жанровых номинациях. Но время неумолимо вычёркивает эти игры. Кто, например, помнит Mark of the Ninja? Любители двумерных стелс-платформеров, но мы понимаем масштаб этой аудитории. Вот и сегодняшний гость, кажется, из категории "стёртых из памяти". Пора посмотреть, насколько правильно многие забыли Valiant Hearts: The Great War.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

War has changed

Первая мировая война - знаковое для истории событие - долгое время была на обочине массовой культуры. В принципе, логично - только мир оправился, как тут же началась вторая, куда более жестокая и разрушительная. Ей посвятили львиную долю военных книг, фильмов и, конечно же, игр. Понятие "Шутер про Вторую мировую" даже успело стать нарицательным. Но недавно ситуация изменилась. В канун столетней годовщины авторы начали обращать внимание на ПМВ, словно мир пришёл к осознанию её важности. Это первая (какой поворот!) по-настоящему мировая война, которая полностью сменила все технологии и знания военного дела. Она была кровопролитной и оставила отпечаток в жизнях миллионов людей. И в конце концов, у неё не было ясного художественного стиля - какой творческий потенциал!

Valiant Hearts вышла из-под компьютерных перьев подразделения Ubisoft в городе Монпелье и стала одной из тех "ласточек", что впустила в масс-медиа события Первой мировой. Платформер появился в июне 2014 года, и во время выхода о нём говорили чуть ли не из каждого утюга. Собственно, по этой причине в игровом сообществе проект считается успешным, пусть реальных цифр продаж никто не называл.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Первое, с чем предстоит столкнуться при запуске - вызывающее желание сжечь Ubisoft Connect, потому что без него начать не выйдет. Если опустить лирику, то уже в главном меню в глаза бросается простой интерфейс и своеобразная рисовка. Контуры персонажей нарочито жёсткие, а палитра цветов основательно уклонилась в серый. Художественный стиль поддерживается периодическими наложениями кадров, стремясь копировать комикс. Кроме того, даже анимации двумерные, что добавляет "мультяшности" происходящему на экране.

Впрочем, плоской игру не назовёшь. Разработчики хорошо поработали над многоуровневостью задников. Грубо говоря, в игре сразу несколько дальних планов, наполненных событиями. Иногда фон мягко перекрывает героев, создавая тем более трёхмерный мир. Также геймдизайнеры регулярно заставляют игрока перемещаться между планами.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Valiant Hearts строит геймплей на решении загадок. Игрока запирают на локации и требуют найти нужный предмет или запустить важный механизм. Поначалу весьма простые, со временем задачки становятся сложнее и состоят из нескольких ступеней. Совсем хардкорных квестов нет, да и в случае чего можно воспользоваться подсказками. Не сразу, но через минуту-другую бессмысленного блуждания игра покажет, в каком направлении двигаться. На каждую загадку даётся две-три такие подсказки. Несмотря на незамысловатость большей части задач, временами советы спасают время и нервы.

Ничья земля между ними

Сюжет игры крутится вокруг четырёх персонажей, жизни которых изменила война. Разработчики, вероятно, хотели показать похожесть судеб, а потому намеренно обезличили героев. Внешность, ровно как и характер, изображены контурно, скорее показывая архетипы. Это касается не только главных действующих лиц: ни у одного персонажа игры нет полноценных реплик - только мало связанные бормотания. Да и глазами - главным элементом уникальности - наградили только собаку. Видимо, заслужила.

Зато места событий очень даже индивидуальны. Игра охватывает основные сражения западноевропейского фронта. Тут и газовая атака на Ипре, и наступление Нивеля, и конечно же "Верденская мясорубка" - куда без неё. Для незнающих есть раздел исторических справок, который постоянно обновляется. Там вкратце описываются реальные события или особенности армейского уклада тех лет. Раздел этот мягко интегрирован в прохождение через коллекционные предметы.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Будем честными - игра французских разработчиков отстаивает взгляд соотечественников на события войны. К их чести, в чёрно-белое противостояние сюжет не скатывается и "серую мораль" не демонстрирует. Пусть у сюжета есть формальный антагонист, Valiant Hearts вообще не о "хороших" или "плохих". Она о Войне и её влиянии на людей. На примере обобщённых и абстрактных героев нам рассказывают суровую, но трогательную историю. К стилю необходимо привыкнуть, и тогда по мере продвижения по сюжету всё больше проникаешься мыслью о жестокости и бессмысленности человеческих жертв. А концовка, показывающая бессердечность войны как явления, может пробить на слезу.

Война, которая закончит войны

Конечно, только сюжетом такой реакции не добиться. Скудный на диалоги и раскрытие персонажей сценарий компенсируется геймплейным повествованием и кропотливой постановкой. О рассказе истории через игровой процесс вспоминают только при лудонарративном диссонансе, когда очевидна рассинхронизация. Успешное наложение сюжетного и геймплейного повествования воспринимается как данность, и его важность принижается. В Valiant Hearts этого нельзя не отметить. Разработчики настроили геймплей так, чтобы в точности передавать те эмоции, которые испытывает герой на экране. Пример из самого начала: протагонист бежит от накрывающей бомбардировки, солдаты гибнут пачками, снаряды падают плотнее и становится всё сложнее найти безопасное место. Чем труднее выглядит ситуация на экране для протагониста, тем сложнее пройти эпизод игроку. Это требует кучу времени и большой дотошности всех разработчиков, в первую очередь - геймдизайнеров и тестеров.

Обзор Valiant Hearts: The Great War. Злая ирония человеческой памяти

Чтобы игрок не заскучал от простой механики и повторяющейся логики загадок, создатели наполняют Valiant Hearts разнообразием по-максимуму и не стесняются резко менять настроение. Вот героиня в трогательной атмосфере Парижа мирно чинит машину, а уже через двадцать минут судорожно пытается спасти хоть кого-нибудь из раненых на поле боя. За время прохождения протагонисты успевают и в больших сражениях поучаствовать, и по-тихому захватить пару зданий, и даже удирать на раннеисторических машинах от безумного дизельпанкового БТР. Стоп, что? Очевидно, художники Ubisoft Montpellier не ограничивали полёт фантазии и временами создают совсем уж вундервафли. В комиксной стилистике они смотрятся вполне уместно, но полного реализма ждать точно не стоит.

Музыка игры поддерживает разнообразие. Valiant Hearts полнится самыми разными композициями: как собственными за авторством Питера МакКонелла, так и лицензированными. Причём выбор фоновой музыки в некоторых случаях приятно удивляет. Что может быть лучше для скоростной поездки чем "Канкан"? Особенно радует удачное сплетение оригинального саундтрека с музыкой, не написанной специально для игры.

Valiant Hearts: The Great War - очень крепко скроенный проект. Каждый эпизод, каждая деталь долго выверялась. Видно, сколько труда и любви вложили в игру, словно пытаясь сделать из неё вечное напоминание об ужасах войны. Злая ирония в том, что её саму уже плохо помнят.

Читайте также: