Улей настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024

Информация

автор: John Yianni
художник: John Yianni
издатель: GaGa.ru
Wargames Club Publishing
Vendetta
Smart Zone Games
Productief BV
HUCH!
Gigamic
Gen Four Two
G3 Poland
Crómola
магазин: Игрофишка (Украина)
PortalGames Украина
Королевство игр
Планета Игр (Украина)
Игротей
Дом Игр (Украина)
Rus-Igra.ru - интернет магазин настольных игр
Играй Саратов
Игра на столе
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
Лепрекон
Wolly Games
Funmill.ru
Mimoplay - интернет-магазин развивающих и настольных игр
CBGames.com.ua (Украина)
O.M.G, магазин нестандартных подарков
Знаем Играем Екатеринбург
CartonLab.ru - Петербург
магазин настольных игр МипЛанд
Мосигра
СтоИгр Екатеринбург
Фишка
Нужные вещи Киров
Divo Rog
Толковые Игры (Украина)
ПермИгра, г. Пермь, г. Ижевск, г. Киров, г. Оренбург
Теория Игр
Гора Игр
OZ
Mega-Game.ru
Hobby Games
GaGa.ru
IgraJ.by - Минск
Твой Ход, г. Пермь
Cardplace
Mosigra.by - Минск
Nastolki.by
MoreGames Украина
IgraLand.by
Магазин настольных игр 3.14
Кубик (Украина и СНГ)
.
язык: Языконезависимая

Поcтавка

22 фигуры
правила игры

Награды добавить

  • добавить
  • фото или видео
  • статью
  • файл или ссылку
  • связанную игру
  • похожую игру
  • событие или новость
  • комментарий

Описание игры

Hive — стратегическая игра для двоих без игрового поля, так что играть можно на любой ровной поверхности. В распоряжении каждого играющего 11 шестиугольных фигур, белых или чёрных, которые соответствуют разным насекомым: одна пчела, три муравья, три кузнечика, два паука и два жука. Каждое насекомое обладает особым способом перемещения.

В начале игры тот, кто играет белыми, помещает на свободное пространство одну свою фигуру. Остальные насекомые вводятся в игру таким образом, чтобы они соприкасались с уже выложенными хотя бы одной гранью. Так образуется «улей» — подобие игрового поля. Уже введённые в игру фигуры не возвращаются обратно в запас и остаются в улье до конца партии. При этом игрок не обязан выводить на поле всех имеющихся насекомых. После того как на поле появляется пчела, соответствующий игрок может не только вводить в игру новых насекомых, но и перемещать по улью уже имеющихся. При этом улей нельзя разрушать, то есть делать такие ходы, которые приводят к разделению улья на части даже временно.

Цель игры — полностью окружить пчелу противника. Тот, кто сделает это первым, выигрывает. Также возможна ничья — в той ситуации, когда в результате одного хода обе пчелы оказываются полностью окружёнными одновременно.

У настольной игры Hive есть три официальных дополнения — Hive: The Mosquito, Hive: The Ladybug и Hive: Pillbug. Каждое из них содержит ещё по одной паре насекомых.

Стратегическая настольная игра «Улей» – отличное развлечение с простыми правилами для пары игроков. Но не думайте, что все элементарно, ведь понадобится раскинуть мозгами, не дать окружить свою королеву пчел другими насекомыми и не провалить игру. Это отличная зарядка для ума, а у детей разовьет мышление. В зависимости от глубины стратегии партия занимает от 10 минут до часа.

Улей Hive

Уровень сложности: лёгкий

Количество игроков: 2

Развивает навыки: сообразительность, стратегия, комбинативность

Комплектация:Комплектация

  • 22 фигуры, на которых разместились насекомые, включая королев пчел;
  • брошюра с правилами игры на русском языке;
  • мешок для хранения.

Почти как шахматы, только про насекомых?

Любители стратегий часто ставят игру «Улей» в параллель с шахматами. Не удивительно, ведь здесь множество комбинаций, и партии не наскучат. Набоков, зная толк в шахматах, говорил:

Именно в настольном развлечении «Улей» все варианты событий реализуемы, что и дает сходства двум играм.

Почему Улей так популярен?

Ответ прост, настолка пропитана комбинациями стратегий, а объяснение правил игры не займет и пяти минут. Не все готовы часами погружаться в нюансы и лазейки. Если игроки все же захотят задуматься, то тут это применимо, ведь каждый сам выбирает стратегию и не дает сопернику ее разрушить. Так можно не оставить противнику и шанса на успех!

Маленькая война, глубокая стратегия!

Каждый ход игры «Улей» должен иметь за собой смысл, чтобы не дать выиграть противнику. Создавайте стратегии, загоняйте в западню оппонента, ведь на войне все способы хороши! С каждой новой партией игроки начнут тщательнее анализировать ходы, и однажды найдут беспроигрышный вариант.

Что за насекомые?

Фишки

Насекомые на фишках – основные фигуры, которые приближают игрока к победе. Стандартная комплектация игры включает паука, королеву пчел, жука, муравья, кузнечика. Но создано огромное число дополнений, внедряющее множество интересных персонажей.

Как их выкладывать?

Партия настольной игры «Улей» начинается так, что участник выкладывает любую из фишек на центр стола, а соперник присоединяет насекомое своего цвета (черного, если все его фишки черные). Во время своего хода требуется выложить новую фишку или же поменять положение уже выложенной ранее.

Когда выложить королеву?

Фигуру королевы требуется выложить на протяжении первых четырех ходов. Если в течение первых трех королева пчел места не заняла, то на четвертом ходу она обязана это сделать, и никак иначе. В тот момент, когда королева оказалась на поле, можно выбрать, выложить новую фишку или передвинуть имеющуюся в игре.

Вам понравится: Настольная Игра Крокодил — театр одного актёра

Как ходят?

Каждое существо передвигается в настолке «Улей» по игровому полю разными способами.

  • Королева достаточно медлительная, она переползает лишь на одну клетку, но вправе неожиданно переместиться и разрушить планы остальных играющих.
  • Пауку разрешено передвигаться ровно на 3 клетки по периметру улья, такое действие полезно в начале партии.
  • Муравей двигается по краю улья на неограниченное число шагов. Так он оказывается и на границе улья, и в тылу соперника.
  • Кузнечик передвигается прыжком, что не очень удивляет. Траектория у него весьма специфична: прыжок через насекомых противника по прямой, так он попадает в недоступные места.
  • Жуку разрешено ползать по фигуркам сверху, наступая на них. Фигура под жуком замирает, пока тот не переползет в иное место. Часто применяется стратегия, когда игрок наползает на королеву соперника, блокируя ей дорогу, а потом окружает её.

Кому понравится?

  • фанатам качественно офомленных, интересных и оригинальных настольных игр;
  • тем, кто берет игры в длительные и короткие путешествия, ведь она упакована в мешок и не содержит в комплектации игрового поля;
  • тем, кто проводит партии вдвоем с ребенком, правила просты, поэтому дети точно оценят игру;
  • любителям спокойного времяпровождения;

Правила игры

Правила

Фишка при перемещении должна скользить. Если она окружена другими насекомыми так, что физически передвинуть не получается, значит играть ей в данном ходу невозможно.

Насекомое, которого игрок настолки «Улей» хочет выложить на стол, кладется на свободное место, окруженное другими фишками.

Участник игры, королева которого окружена (как собственными насекомыми, так и противника), признает за ее владельцем поражение. Если обе королевы окружены одновременно, то объявляется ничья.

Начало игры

В настольной игре «Улей» все элементарно: возьмите все 11 фишек одного цвета (белые или черные, подобно шахматам) и разложите их лицом вверх. Вы готовы приступать к партии!

Что категорически нельзя?

Правила игры «Улей» не позволяют пренебрегать следующим правилом: все фишки игроков на протяжении партии плотно прилегают друг к другу. Это значит, что ни один кусок не может быть оторван от улья, образуя две части.

А как же выиграть?

Цель, которую преследует каждый игрок, со всех сторон окружить королеву улья соперника, не давая то же самое сделать противнику. Не имеет значения, из чьих фигур выстроено окружение. Победит тот участник, кто первым окружит королеву.

Какие еще бывают наборы и дополнения?

Дорожная версия

«Улей Карбон» – специальное издание настолки, включающее оригинальную версию и два дополнения «Москит» и «Божья коровка». В отличие от классического исполнения базовой игры здесь строго черно-белое.

«Улей Мокрица» прекрасно дополнит базовый набор и дорожную версию «Улья». Внутри комплекта встретятся две мокрицы разных цветов, которые таскают чужих насекомых и перемещают их через себя на новую клетку. Дополнение не используется без базовой версии, однако применимо для «Улья Карбон».

«Улей: Божья коровка» – дополнение к базовому комплекту с новым персонажем, обладающим собственными свойствами. Божья коровка перемещается на три клетки и не более.

«Улей: Москит» – дополнение для дорожного или базового набора, где персонаж москит копирует свойства насекомых, соприкасающихся с ним.

«Улей Мотылек» – неофициальное приложение к стандартной версии. Мотылек двигается поверх улья и останавливается в ближайшей фишке противоположного цвета (то есть поблизости от фишек соперника). Во время следующего хода он двигается одинаково, но остается поверх улья. Для версии справедливо правило единого улья: когда мотылек перемещается, ему нельзя отделяться, пролетая пустую клетку. Мотылек не принесет пользы в обороне, так как не используется для окружения королевы пчелы соперника.

«Улей Скорпион» – также относится к неофициальным дополнениям. Скорпион парализует соседнее насекомое, принадлежащее сопернику. Фишка парализованного насекомого переворачивается и не двигается, пока противник не потратит ход, чтобы перевернуть ее обратно. Скорпион не вправе навредить идентичному виду соперника.

«Улей Стрекоза» – еще одно добавление к стандартному набору. Соответствующее насекомое передвигается на две позиции, а также поверх других фишек. Также стрекоза передвигает с собой насекомое, на котором находится. Она не вправе быть транспортироваться стрекозой соперника.

мешочек

«Улей Богомол». Фишка перемещается на 1,2 или 3 позиции относительно улья. Правила предполагают, что можно убрать из игры богомола и любую близлежащую фишку, если это не приведет к нарушению целостности улья. Взятое насекомое помещается под фигурку богомола.

«Улей Блоха». Она входит в игру взамен фишки кузнечика. Когда блоха оказывается на игровом поле, она касается как фишки её обладателя, так и фишки противника, за исключением его королевы.

«Улей Оса», персонаж дополнения которой залезает на любую позицию улья, включая окруженные участки, но не остается наверху и не располагается около королевы. Также оса вправе ужалить соседнее насекомое, тогда следующий ход соперника включает передвижение пораженной фишки подальше от осы.

«Изумрудная тараканья оса», где насекомое залетает на любую позицию улья, но не остается наверху или рядом с королевой. Также она жалит, и владеющий ей игрок получает контроль над фишкой соперника, перемещает ее исходя из возможности того насекомого. После этого оно замирает на ход.

«Улей Скарабей». Он передвигается так, что толкает 1 фишку перед собой. Вместо этого также разрешается поменять ее местами с любой соседней фишкой.

«Улей Полукруг», где соответствующая фишка выкладывается перед участниками так, чтобы образовалось кольцо. Когда улей сомкнется в другом месте, обе фишки игроков выходят из игры.

«Улей Бабочка». Фишка двусторонняя, где на сторонах найдется бабочка и гусеница. В начале партии играет только гусеница, которая перемещается на один шаг в любую сторону. Она не вправе залезть на другие фишки улья. В свой ход игроку дается возможность обратить ее в бабочку, которая наделена следующими способностями. Она двигается вокруг улья в любом направлении, не соприкасаясь фишек соперника.

«Червь», где он перемещается на 3 клетки под ульем и завершает ход лишь под другой фишкой, которая не в стопке. Единство улья нарушать нельзя.

Почему улей карбон черно-белый?Карбон

Автор игры «Улей Карбон» предпочел такую гамму, так как однажды получил письмо, что один лондонский мальчик обожает оригинальный «Улей», но плохо различает цвета из-за проблем со зрением. Именно поэтому он выпустил ограниченный тираж настолки, которую в полной мере оценили любители шахмат.

Есть ещё дорожная версия

«Улей (дорожная версия)» – компактная модификация глубокой стратегии в компактном, удобном формате. Здесь игроки обнаружат и два новых персонажа: Божья коровка, ползающая по спинкам других насекомых, и Москит со свойствами хамелеона.

Ещё игры для 2 игроков

«Каркассон» – экономическая стратегия, где каждый почувствует себя в роли феодального правителя одной из провинций. Осваивайте территории, замки, а потом даже и города, расширяя собственные границы! Решайте, выгодно ли делать тот или иной шаг для освоения империи, ведь исход партии зависит от выбранной тактики. Именно поэтому игра популярна во всем мире и любима многими.

«Агрикола» – игра, предлагющая очутиться в роли фермера, который постепенно строит процветающую ферму, расширяя владения. Это не так просто, как кажется на первый взгляд! Лишь равномерно улучшая все сферы, охватываемые игрой, участников ожидает успех. Здесь игроки столкнутся и с использованием собственных ресурсов, и со сбором урожая, и улучшением жилища. Игра «Агрикола» подойдет для проведения времени в семейном кругу.

«Шакал» – легендарное пиратское развлечение, созданное в России. Старый пират закопал свои сокровища, а игроки отыскивают их путем тщательно проведенной разведки. Игра подойдет для семейных посиделок, а скучать точно не придется!

«Эволюция» – продукт российских разработчиков, в котором игроки развивать свое животное. Игра относится к числу стратегических и подойдет для участников от 12 лет ввиду высокого уровня игрового процесса.

«Кукарача» – наполненное оригинальностью развлечение, которое оценят дети и взрослые. Пригодится быстрая реакция и сообразительность, чтобы загнать хаотично перемещающегося ввиду электронного механизма таракана в ловушку и заработать очки. Оформление у настолки не похоже на большинство похожих по тематике развлечений, от этого и сам процесс игры превращается в весело проведенное время.



Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

УЛЕЙ: Насекомые для развития интеллекта

В одной из школ Подмосковья психолог столкнулась с тем, что у детей очень плохо обстоят дела с концентрацией внимания. С тестами, разработанными для советских учеников, современные дети справлялись чуть лучше, чем никак. Учительский состав винил в этом компьютерные игры. Кидать птиц в свиней приятнее, чем доказывать равенство треугольников. Психолог решила попробовать логические настольные игры, чтобы дети могли играть и думать при этом. Особенно проявил себя "Улей" - через полгода группа учеников, игравшая в него, показывала самый большой отрыв по внимательности и концентрации от остальных.

01

Гениально простая и удивительно интересная стратегия " Улей Карбон " (Hive Carbon) - это чёрно-белая версия оригинальной настольной игры "Улей" (Hive), ставшей настоящим мировым хитом. Два вражеских муравейника соприкоснулись, и теперь нужно окружить чужую королеву. В распоряжении каждого игрока много насекомых, обладающих разнообразными свойствами, которые помогут защитить родное жилище от непрошеных гостей.

02

Версия "Карбон" пользуется огромной популярностью особенно среди взрослых, так как имеет более строгий внешний вид, по стилю напоминающий шахматы. И если "Нейрошиму-6" я сравнила с последними весьма условно, то "Улей Карбон" в действительности очень похож на шахматы по многим параметрам.

Во-первых, это игра только для двоих.
Во-вторых, здесь есть белые и чёрные фигуры.
В-третьих, у каждого игрока одинаковый набор фигур.
В-четвёртых, каждая фигура (фишка) ходит по-своему.
В-пятых, партия заканчивается, если королева улья одного из игроков полностью окружена.

Но, в отличие от шахмат, для игры в "Улей" не требуется доска, а фигуры не уничтожают друг друга.

03

В коробке с игрой находятся два комплекта фишек (по 13 штук для каждого игрока), буклет с правилами игры и прочная дорожная сумка с замочком. Фишки увесистые, объёмные, гладкие, напоминают костяшки, в руках держать приятно.

04

05

06

07

08

09

10

11

Правила освоить довольно легко - нужно всего лишь выучить, как ходят фигуры, а также запомнить несколько общих правил. Цель игры - полностью окружить королеву соперника. При этом неважно, чьи фишки блокируют королеву - это могут быть как свои фишки, так и фишки противника. Для достижения цели в свой ход каждый игрок либо выкладывает новую фишку на стол, либо перемещает размещённую ранее.

12

13

У каждого игрока по три муравья и кузнечика. Муравей передвигается на сколько угодно шагов в одном направлении по периметру улья. Кузнечик прыгает через любое количество фишек на первое свободное место по прямой (через пустые промежутки кузнечик прыгать не может).

14

Также у каждого игрока есть по два жука и паука. Жук передвигается только на один шаг за ход, но умеет перемещаться поверх остальных фишек. Находясь на какой-то фишке, жук полностью блокирует её (будто её не существует). Паук же перемещается ровно на три шага, причём только в одном направлении и только соприкасаясь хотя бы с одной фишкой во время движения. Вернуться в то место, где он был на момент начала движения, паук не может.

15

И, конечно же, у каждого игрока имеется по одной королеве (пчеле). Она может перемещаться только на один шаг за ход. В отличие от предыдущих изданий игры, "Улей Карбон" содержит два дополнительных насекомых: божью коровку и москита. Играть с этими насекомыми рекомендуется опытным игрокам. Божья коровка перемещается ровно на три шага, два из которых она обязательно делает поверх других фишек, а на третий шаг спускается на основной уровень улья. Москит перенимает манеру перемещения одного из тех насекомых, с которыми он соприкасается на начало хода.

16

А общие правила игры я проиллюстрирую скриншотом из правил. Только сразу хотелось бы дополнить по поводу скользящего движения: попадать в свободные места, окружённые другими фишками, и покидать их могут кузнечик, жук, божья коровка и москит (если копирует способность какого-то из трёх упомянутых насекомых).

17

18

Вот, собственно, все правила. Остальное - это стратегия, тактика, хитрость, умение просчитывать действия соперника.

19

20

21

Автором "Улья" (Hive) является британец Джон Яни (John Yianni). Первая тысяча экземпляров игры была изготовлена самим Джоном, его женой и друзьями в 2000-2001 годах. Позднее организованная автором игры компания "Gen42 Games" издала "Улей" на английском языке, а в последующие годы после огромного успеха оригинальной игры настолка была локализована в Польше, Франции, Германии, Португалии, Испании, Нидерландах, Китае, Италии, РФ. Русскоязычная версия принадлежит издательству "Магеллан" и "Мосигре". "Улей" был второй по продажам стратегией на территории России в 2013 году.

22

Существует несколько разновидностей "Улья", которые отличаются материалом изготовления фишек, их размером и цветом. Так, в оригинальной версии "Улья" (Hive) изображения насекомых на фишках разноцветные. В версии "Улей Карбон" (Hive Carbon) изображения исключительно чёрного и белого цветов. "Дорожная версия" (Hive Pocket) имеет фишки меньшего размера и с изображениями разных цветов, как в оригинальной версии. При этом "Карбон" и "Дорожная версия" содержат два дополнения, которых не было в оригинальной игре: "Москит" (The Mosquito) и "Божья коровка" (The Ladybug). В 2013 году также вышло дополнение "Мокрица" (The Pillbug), которое добавляет в игру ещё одно насекомое с уникальным свойством. В 2009 году игра появилась на iOS, в 2012-2013 годах вышли варианты игры на Android и Xbox, а также "Улей" попал в Steam.

23

Издатель в шутку написал на коробке возраст игроков от 8 до 108 лет. Почему бы и нет? Ведь это действительно игра для всех возрастов. " Улей Карбон " (Hive Carbon) - представитель немногочисленного жанра настольных игр для двоих игроков. Но даже если у вас большая компания настольщиков, вы можете организовать турнир по "Улью" - пока одни играют, другие болеют и пьют чай или кофе. Партия длится в среднем 15-20 минут, так что за вечер сыграть успеют все. Рекомендую "Улей" тем, кто любит интеллектуальные игры. Эта настолка может стать недорогим и оригинальным подарком по любому поводу.


В одной из школ Подмосковья психолог столкнулся с тем, что у детей очень плохо с концентрацией внимания. По тестам 90-х годов, разработанным для нормальных учеников СССР, наши современные дети справлялись чуть лучше чем никак. Учительский состав тоже на это жаловался, виня компьютерные, консольные и планшетные игры. Кидать свиньёй в птицу, очевидно, приятнее, чем доказывать равенство треугольников.

Психолог попросила у нас логических игр, чтобы дети могли играть и думать при этом. Мы насыпали немного разных. Особенно показательна история Улья – через полгода группа учеников, играющая в него, показывала самый большой отрыв от контрольной по внимательности и концентрации.

Я рассказал об этом Джону Янни, разработавшему Улей. И тем самым ввёл его в приступ умиления и ностальгии. И он поделился историей разработки игры от первых настольных шагов в 1982 году до неожиданного рывка на Steam, Android и iOS в современности. Ниже — уютная сказка про гика, который внезапно встретился с реальностью, и немного моих заметок по этой истории.

Первые шаги и игра без багов

В 1982 году Джону Янни было целых 18 лет. Он торговал одеждой в семейном магазине и немного увлекался шахматами. В один прекрасный день он увидел фильм, где два друга каждый день играли в парке в шахматы, причём каждый приносил половину поля и половину фигур. Это сильно зацепило юный разум, и он решил, что нужна игра без поля. И чтобы все фигуры можно было носить в кармане.

Первая версия была про замки, драконов и рыцарей. Некоторые монстры сохранились: например, гигантские крысы ходили как муравьи в базовом Улье. Также были камни, просто блокирующие дорогу, и кабаны, толкающие другие фишки. Вместо королев улья были короли. Поле было прямоугольным, а не гексагональным. В отличие от современной игры, начинающейся с двух фишек в начале поля, в старой версии была полная стартовая позиция (в современном Улье каждый ход есть выбор: двигать одно из существующих насекомых или вводить в игру новое).



Инициализация партии

Примерно через 18 лет (когда Джону исполнилось 36, и он работал вебмастером-на-все-руки), он вдруг вспомнил игру из детства. И начал потихоньку выпиливать фигурки из фанеры во время обеденных перерывов. Тема фэнтези была уже не так популярна, и он перешел на биологию. После тестов с друзьями и семьёй квадратные фишки были заменены на шестиугольные. После кучи-кучи переделок и доработок, удалось получить более-менее стабильный релиз со сходящимся балансом. Поскольку Джон не был профессионалом, ему нужна была обратная связь от настоящих настольных гиков. И он решил обратиться в Finchley Games Club для тестов – это клуб в его городе, который он нашел в сети — и даже не представлял, что там и как.

Он объяснил про свою игру, и его очень тепло встретили. Но сразу остановили: объяснять правила не надо. Сиди и молчи, мол, мы будем читать и пробовать понять, как игроки будут разбираться без тебя. Через несколько часов они сказали: «Джон, мы тебя ненавидим. Из-за тебя мы завтра будем играть в это вместо работы». И расстроились, потому что протестировать игру и не найти в ней багов – это как-то непривычно.

Гаражное производство

В 2001 году Джон решил выпилить первую 1000 игр руками. Вместе с женой Марией они наделали деревянных шестиугольников, напечатали наклеек и стали клеить. 22 тысячи наклеек – это не так просто, как может показаться. Последние добивали толпой из друзей и знакомых в местном KFC с друзьями, Джон проставлялся.

Потом они начали рассылать игры в магазины. Первым 6 штучек взял мужик, который слышал про эту игру от друзей из клуба. Позже его магазин стал одним из самых крупных покупателей Улья — но на 2001 год продажи измерялись единицами, а не тысячами игр в месяц.

Джон поехал на свой первый игровой конвент «Dragonmeet» — это что-то типа Техкранча, только для настольщиков и ролевиков. Продаж было мало, но нашлась ещё пара магазинов, готовая поставить игры на полки. Дальше – сбор любителей комиксов, ярмарка фантастики в Лондоне и так далее. Игра нравилась всем, кто попробовал, но продаж всё ещё было мало.

Успех, провал, провал, успех

В 2002 году случился Эссен. Эссен – город в Германии, где проводится одна из самых здоровых в мире выставок настольных игр. Майк, владелец магазина, где продавался Улей, посоветовал взять столько коробок, сколько влезет в машину. Джон с Марией смогли упаковать около 500 штук в багажник и салон, плюс взяли плакаты. На выставке выяснилось, что большинство самостоятельных издателей продаёт по 20-30 игр, что расстраивало.

В первый день на выставку ворвалась огромная толпа гиков со списками игр, которые нужно обязательно купить. Уже известные настольщикам начали хорошо продаваться, а Улей что-то не шел: в списках его попросту не было. Ближе к вечеру, когда настроение стало ниже плинтуса, начались первые продажи. Гики успокаивались, похватав дефицитные игры, и начинали спокойно ходить по выставке. Заходили, смотрели на игру, читали правила, пробовали за столами рядом… К концу дня почти все столы играли в Улей. И вдруг как-то неожиданно тираж начали расхватывать как горячие пирожки. Уже первая сотня казалась настоящим волшебством – а впереди ещё были главные дни выставки. Сразу скажу, они продали 400 коробок в итоге.

На второй день к ним подошёл Клаус из German Publishers Zoch. Он предложил контракт на издание, но Джон ничего не понял из условий и решил переждать, набираясь опыта. Год за годом Клаус подходил потом к его стенду на Эссене, пока не подписал эксклюзив по Германии.

Домой Джон уехал с предложением от «Космоса» — крупного международного издателя. И призом зрительских симпатий Эссена.

Надо сказать, что несмотря на продажи около 1000 штук за два года, некоторые магазины настолок и товаров для хобби в Великобритании уже знали про игру и размещали предзаказы. Чуть позже начали поступать заявки из Европы.

Проблема была в том, что у Джона, как и у многих начинающих производителей, себестоимость коробки зашкаливала: нужно было срочно работать над удешевлением тиража. С трудом через знакомых удалось найти производителя деревянных игрушек, который смог организовать всё серийно. Итак, было решено, что минимальный тираж – 5000 штук. Много, но меньше было просто нерентабельно. Наши герои получили тираж и начали потихоньку продавать его магазинам – но все новые контакты брали по 5-10 штук, не рассчитывая на особые продажи. Тираж грозил отлёживаться дома ещё 5-8 лет такими темпами. Настроения «нафига мы за это взялись» начали витать в воздухе. В 2004 году последним шагом стала Нюрнбергская выставка игрушек, где подписывались крупные контракты. Всё складывалось так, что либо игра выстрелит там, либо придётся всё это бросать и возвращаться в скучный офис.

В отличие от Эссена, на Нюрнберге творились совершенно странные вещи. На соседние стенды подходили люди, и подписывали предзаказы на десятитысячные, двадцатитысячные и (о ужас!) пятидесятитысячные тиражи игр, коробки которых даже не видели. К концу выставки Джон понял, как мало он знает про этот бизнес – и почти чудом получил контракт от американского магазина на 5000 единиц игры. Уф!

Настольные игры — серьёзный бизнес

  • От прямых заказов на мелкие магазины он перешел к работе с дистрибьюторами и агентами. Они сразу дали ему хорошие продажи как в Англии, так и в Европе.
  • Оказалось, что Англия – один из самых сложных рынков. Та же Германия была куда прибыльнее. Остальные европейские страны и США тоже давали большую отдачу.
  • Производство перевели на полимеры (у нас этот материал называется «бакелит» — искусственный камень, нечто среднее между керамикой и пластиком, вы его можете знать по домино, корпусам старых городских телефонов и ступеням эскалатора). По словам Джона, это сразу дало очень ощутимый рост продажи. Фишки было крайне приятно держать в руках, и они звонко стучали о стол. Плюс они стали намного тяжелее и солиднее.
  • Начал номинироваться на премии. Американский приз в одной из категорий игрушек сразу позволил подписать новые контракты с реселлерами в США.

Переход на онлайн-версию

В этом же году Джон нанимает одного из практикантов по специальности «Разработка компьютерных игр», и они вместе делают первую реализацию для PC. Требование возможности играть по сети – базовое. Есть затыки с AI, но в итоге получается некий «средний робоигрок», который хорошо учит перед выходом на турниры. До сих пор Джон считает, что сделать хороший AI под игру – нереальная задача.

В 2009 стало понятно, что в Улей хорошо играют гики, но достаточно сложно рассказать о нём тем, кто никогда не играл во что-то сложное логическое. Маркетинговую компанию переориентировали с «Маленькая война, глубокая стратегия» на «возьми с собой в дорогу». Игру перенесли на iOS.

В 2010 году пользователи iOS предложили множество новых идей, дополнения к правилам (для онлайна) и, в целом, сформировали турнирные принципы для игры. Важным моментом было то, что кто-то из пользователей попросил чёрно-белую версию для ребёнка с плохим зрением. Поняв, как это нужно, Gen42 (так называлась компания Джона) не только добавила такой режим в приложение, но и выпустила Улей Карбон – чёрно-белый вариант настольной игры, который внезапно стал продаваться больше базовой версии.

Вышла компактная версия игры с мешком и уменьшенными фишками. Она добавила немного продаж.

В 2012-2013 году вышли варианты игры на Android и Xbox. Улей попал в Steam.

Новые дополнения в реале начали продавать как вместе с базовым набором, так и отдельно.

Резюме

Вообще, история очень показательна. Смотрите: сначала Джон вообще ничего не понимает о рынке, но выезжает на диком энтузиазме. Затем у него образуется первая сеть коммерческих контактов — клубные друзья и 3-4 магазина. Он выходит на выставки, набирается опыта и начинает понимать, как всё устроено. Дальше он идёт по пути гика, думая, что его товар нужен узкой аудитории. Переход от потребности «логическая игра» к «крутой игре в дорогу» резко меняет ситуацию. Дальше Джон понимает ещё одну простую вещь: важна не только сама игра как механика и сеттинг, но и то, какие ощущения оставляет коробка. Он переходит на бакелит с дерева, делает коробку больше, добавляет удобную сумку внутрь и вообще заботится о том, чтобы всё это вместе стало похожим на хороший подарок, а не гиковский хендмейд. И это срабатывает. Следующий шаг — он усваивает принципы работы системы дистрибуции и вместо «я всё сам» начинает работать с агентами. Разумеется, это создаёт дополнительные наценки, но точно вовремя Джон компенсирует их удешевлением коробки за счёт серийного производства на фабрике.

По вполне очевидным причинам с развитием мобильного рынка он идёт туда же с хорошей настолкой, уже известной стране. Улей очень хорош для телефона как в игре с AI, так и в игре с живым оппонентом по сети. Образуется турнирный ресурс, где можно играть через браузер и приложения на разных платформах. Параллельно он увеличивает ассортимент, сегментируя рынок (цветная версия, чёрно-белая версия, компактная версия, дополнения, большой набор со всем сразу). Не забывает про новые и новые выставки, прессу и конкурсы (награды в Европе, в отличие от отечественных, значат куда больше).

  1. То, что Джон смог сделать игру с невероятной реиграбельностью и просто дико тестировал её с манией перфекциониста. Изначально крутой продукт — это очень мощно. Позже он поддержал главное качество — разнообразие стратегий — как рекламой, так и выпуском дополнений.
  2. То, что был выбран правильный сеттинг. Абстрактная тактика стала «игрой с кузнечиками и паучками», что наверняка радовало широкую аудиторию. У игры появился какой-никакой, а сюжет. На нашем рынке, кстати, это определило любовь девушек (не очень-то жалующих в среднем стратегии, да ещё и сложные) именно к Улью. Хотя я такого совсем не ждал – всё-таки пауки там, муравьи.
  3. И третье — то, что он получил заказ на 5000 штук из США. Это позволило сразу перенести хобби в область бизнеса и научило его думать не единицами продаж, а процессами.

В итоге Джон сейчас счастлив и передаёт привет всем русским игрокам. А мы только получили Улей Карбон и уже развезли его по магазинам. Ну и дали ещё ульев в ряд школ – тем, кто захотел проверить и продолжить тесты. Вы же получили возможность чуть-чуть увидеть мир глазами обычного пользователя не-гика. Надеюсь.

Читайте также: