Total war shogun 2 rise of the samurai обзор

Обновлено: 06.07.2024

Кашу маслом не испортишь. Нужно очень постараться, чтобы сделать плохую игру на базе великолепной почти во всех отношениях Shogun 2. Разработчики ограничились чисто косметическими изменениями. Тут подрезали, там прибавили… По стилю Rise of the Samurai похожа на The Warpath Campaign и The Peninsular Campaign. От DLC за 199 рублей не приходится требовать чудес.

Суши-бар

Игра отправляет нас в эпоху войны Гэмпэй, когда три крупнейших клана – Фудзивара, Тайра и Минамото – боролись за контроль над японским архипелагом. Каждая «фракция» поделена на две конкурирующие между собой ветви, что, в общем-то, соответствует реалиям (Минамото Ёритомо, который в итоге стал сёгуном, был настолько мнительным, что приказал убить родного брата Минамото Ёсицунэ). На первый взгляд, различия не столь существенны, но присмотритесь внимательнее. Кто-то получил солидный бонус в научных изысканиях, другим досталась ускоренная мобилизация или прокачанные версии базовых отрядов. Наконец-то от выбора игрока хоть что-то зависит!

Скриншоты 30

История рождается на полях сражений. На смену специалистам узкого профиля пришли непотопляемые универсалы. «Воин должен вставать в четыре часа утра, практиковаться с мечом, завтракать и затем снова тренироваться – с луком, ружьем и лошадью», – подсказывает с загрузочного экрана Като Киёмаса. И таких «монстров» здесь немало! В целом же расклад знакомый: мечи эффективны против пехоты, нагината заменила копье (очевидная условность), кавалерия предназначена для внезапных ударов во фланги и тыл.

Тактика «hit & run» актуальна как никогда. Зачем рисковать жизнью подчиненных, ввязываясь в ближний бой, если можно засыпать врага стрелами и отступить? В серии Total War конные лучники всегда были грозной силой, и Rise of the Samurai не собирается разрушать традицию. А вот отсутствие «теппо» напрягает – местных «броненосцев» остановят лишь такие же богатыри. Например, монахи, ведомые здоровяком с тетсубо – огромной шипастой дубиной. Тяжелый панцирь для них – ничто, но и сами они, увы, пренебрегают защитой. Из прочей экзотики стоит отметить наших любимых онна-бугэйся – в те далекие времена «амазонки» еще умели обращаться с луком и легко держались в седле.

Тем, кто предпочитает худой мир доброй войне, наверняка понравятся новые старые агенты. Дзюнсацуси – прародитель метсуке, богач, щедрой рукой раздающий деньги всем нуждающимся. Нельзя недооценивать власть золота – оно превращает в пыль крепостные стены и поворачивает вспять многотысячные армии. Цены весьма демократичные, и порой гораздо выгоднее заплатить, чем нанимать толпу головорезов. Есть у ловкача и другая, не менее важная функция. Место религиозных разногласий в Rise of the Samurai заняла борьба за сферы влияния. Жители провинции поддерживают Фудзивару? Ни Тайра, ни Минамото не сумеют подкупить их, и даже в случае оккупации не миновать народных волнений. Дзюнсацуси манипулирует общественным мнением – его присутствия достаточно, чтобы число наших сторонников постепенно росло.

Мономи действует грубее: убийства, саботаж, разведка. Соу, напротив, не приемлет насилия. Слово способно вдохновить солдат на подвиги и внести сумятицу в сердца неприятелей. Сирабёси куда более изобретательна. Это не беспощадная женщина-ниндзя из «анимешек» (и оригинальной Shogun 2), а танцовщица, соблазнительница и, выражаясь современным языком, светская львица. Хотите переманить под свои флаги вражеского сановника или генерала? «Заморозить» наступающую армию? Любви все возрасты покорны. Наименее пыльная работенка – поселиться на центральной улице крупного города и принимать знатных мужчин. Трудно сказать, что именно делает с ними луноликая красавица за закрытыми дверями, но после «процедур» в казну поступает больше налогов.

Для победы хороши любые средства. Здесь нет ничего лишнего: вначале не обойтись без пушечного мяса, ближе к финалу пригодятся дорогостоящие элитные войска. Древо технологий постоянно ставит перед выбором. Что важнее: «будо» или «бунка», остро заточенный меч или дополнительная копеечка в бюджет? Игра упирает на второе. Если казна полна, проблем не будет.

The Creative Assembly держит марку. Вроде бы все стандартно – юниты, домики, исследования, – но как захватывает! «Виноват» выверенный баланс и отшлифованный до блеска геймплей. Вы так и не дождались перехода Shogun 2 на DX 11? Rise of the Samurai – прекрасный повод вернуться в средневековую Японию.

Total War: Shogun 2 - "Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Рецензия на «Shogun 2: The Rise of the Samurai»

Выпущенное «Creative Assembly» двадцать седьмого сентября «Rise of the Samurai» — третье DLC для замечательной «Shogun 2» и первая дополнительная мини-кампания, события которой разворачиваются за четыреста лет до периода Сэнгоку Дзидай, показанного в основной игре. «Rise of the Samurai» посвящено войне Гэмпэй, в результате которой самураи в японском обществе вышли на первый план. Впервые добавляя в игру новую кампанию, это DLC имело все шансы стать крупнейшим и лучшим из всех. Удалось ли это ему? Чтобы получить ответ, мы связали нескольких модераторов и кормили их внутривенно в течение всех выходных, проведённых ими за «Rise of the Samurai».

Примечание: Чтобы своевременно выдать вам первые впечатления и рецензию, мы не тестировали сетевой режим. Здесь рассматривается исключительно одиночная кампания.

Обзор

Кампания «Rise of the Samurai» сильно короче основной и длится всего 174 хода (с 1175 по 1219 год). Поскольку Япония теперь разделена на сотни мелких кланов, «Rise of the Samurai» может показаться новичкам слишком суровым и требующим солидного навыка игры. Однако на самом деле такое дробление в сочетании с новым построением кампании позволяет игроку объединить страну при помощи метода, отличающегося от неторопливого завоевания территории.

Новые древа развития предлагают более простой и конкретный подход как к военным, так и к гражданским улучшениям. Поскольку кампания стала короче, игроку придётся тщательней планировать развитие, — на исследование всего желаемого времени может и не хватить. Нужно с младых ногтей расставлять приоритеты.

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Total War: Shogun 2 - "Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Переименованные деревья развития, будо и бунко, заменяют бусидо и чи соответственно. Как вы можете заметить, с самого начала у меня было исследовано несколько позиций в будо. Каждый клан начинает с несколькими уже изученными улучшениями, определяющими его сильные стороны, так что выбор клана, скорее всего, сильно повлияет на будущее развитие.

На смену системе религии пришла система влияния. Теперь вам придётся сражаться за сердца и разум людей, а не за их бессмертные души. Поднять уровень влияния можно несколькими способами, но общая черта для всех — достижение более чем 50% одобрения в каждой провинции. Подняв свой уровень влияния в конкретной провинции, вы можете послать туда своего агента (юнацуси, которого можно нанять на рынке) на переговоры с её владельцами. Если переговоры окажутся успешными, эта провинция присягнёт вам на верность и станет частью вашей фракции.

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Total War: Shogun 2 - "Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Или агента могут убить. Стоит ли возможная награда риска? Возможно, вы сейчас думаете, зачем вообще заморачиваться с системой влияния, ведь, в конце-то концов, вы стали сёгуном в основной кампании. Вы шли по трупам как великих и могущественных людей, так и презренных обывателей. Так зачем же беспокоиться о влиянии? Затем, что в «Rise of the Samurai» снова появилась шкала славы, ставшая ещё чувствительней. Вырезание кланов при помощи грубой силы заставляет показатель славы подскакивать куда сильнее, чем в оригинале. Хуже того, последствия некоторых действий слабо поддаются предсказанию. Вырезав под корень мелкий клан, игрок может получить огромное количество славы, намного больше, чем получил бы в «Shogun 2».

И вот один из лучших способов обеспечить себе низкий показатель славы — присоединять провинции при помощи влияния. Медленно накопив влияние в провинции и заставив её присягнуть вам на верность, вы получите совсем немного славы. Или, если такой путь для вас слишком долог, можно делать поверженных врагов вашими вассалами, что, как и в оригинале, приведёт к значительно меньшему приросту славы. В любом случае, учтите, что событие «Раздробленность» в «Rise of the Samurai» присутствует, и если вы до него докатитесь, император (вместо сёгуна) объявит вас врагом государства. Звучит пугающе, но многие говорят, что в этом DLC союзники склонны соблюдать договорённости даже после «Раздробленности». Так что, даже если показатель вашей славы пробил потолок, не паникуйте, возможно, вам окажут поддержку!

Отряды

В «Rise of the Samurai» работает новая трёхуровневая система отрядов. В оригинале игроку давались асигару и самураи, крестьяне и элитные отряды. В новой кампании уровней три: рекруты, солдаты и самураи. У всех есть свои сильные и слабые стороны.

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Total War: Shogun 2 - "Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Рекруты — фундамент вашей армии, замена асигару в кампании «Rise of the Samurai» и те ребята, которыми вы будете пользоваться восемьдесят процентов времени. Из них получаются отличные затмевальщики солнца стрелами, охранники замков и пушечное мясо для фланговой атаки. Их слабость очевидна — это самые низкоуровневые бойцы, на которых трудно положиться, если противника больше или он лучше подготовлен. Используйте их как аналог асигару и не ожидайте великих свершений, чтобы не разочаровываться.

Как основной состав гарнизонов, рекруты могут быть наняты в любом замке с самого начала игры.

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Total War: Shogun 2 - "Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

В середине списка отрядов удобно расположились солдаты. Сначала я подумал, что это самураи, — настолько они хороши. На самом деле это рядовые обученные воины. Из-за тактической гибкости и приличной численности (в отряде их вдвое больше, чем самураев), солдаты, вне всяких сомнений, должны стать ядром вашего войска. Если рекруты это просто обученные крестьяне, то солдаты — постоянное войско, отлично подходящее практически для любой задачи. Они замечательно держат строй и атакуют врага. Считайте их кем-то вроде улучшенных асигару — ещё не самураи, но уже и не рекруты.

Солдат можно нанимать с самого начала игры как минимум в одном замке выбранной вами фракции.

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Total War: Shogun 2 - "Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Вооружённые луками и мечами элитные самураи расположены в самом верху списка отрядов и отлично показывают себя на поле боя, когда туда вообще попадают. Идеально подходящие на роль ударной фланговой группировки и для прочих задач первостепенной важности самураи сражаются лучше всех. Недостаток у них ровно один: в отряде их вдвое меньше, чем ребят со второго уровня, солдат. При этом в ходе игры выяснилось, что даже при сравнительно небольшой численности самураи истребляют всё живое. Поставьте их на критический участок построения, на котором собираетесь устроить прорыв, и наслаждайтесь представлением! Они почти так же надёжны, как герои. Просто поддержите их другими войсками и пусть рвут всех в клочья.

Самураи — единственные отряды, недоступные в начале. В зависимости от выбранного клана вам понадобится либо исследовать нужные искусства, либо построить подходящий замок и строение для их найма.

Фракции

В «Rise of the Samurai» всего шесть играбельных фракций, зато ваш путь к власти преградят десятки мелких кланов. Завоевать их все или заставить покориться — нелёгкая задачка. Немного утешает то, что у каждого играбельного клана есть «братский» клан, представляющий собой другую ветвь вашей семьи. Вы начинаете игру в выгодном союзе с этим братским кланом, но сохранение такого положения дел ложится целиком на ваши плечи и плечи ИИ. Впрочем, в первые тридцать ходов данный союзник очень полезен для увеличения вашей военной и торговой мощи, так что поддерживать с ним хорошие отношения как можно дольше — не худшая идея.

В плане бонусов фракциям «Rise of the Samurai» несколько отличается от «Shogun 2». Ниже приведён пример для сравнения.

Камакура Минамото («Rise of the Samurai») "Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Total War: Shogun 2 - "Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Симадзу («Shogun 2: Total War»)

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

Total War: Shogun 2 - "Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

"Вперёд в прошлое" — рецензия на DLC "Rise of the Samurai" [перевод]

В «Shogun 2» бонусы более общие, тогда как кланы в DLC специализированы в конкретной области. В приведённом примере можно заметить, что Минамото начинают с исследованными первыми улучшениями бусидо, что даёт им явное преимущество в войне. Неплохо! В некоторых случаях клановым бонусом могут служить кланы-вассалы, например, у Фукухара Тайра. Фракции в DLC явно подгонялись под конкретные стили игры, что весьма помогает определиться с выбором.

Впечатления от игры

Кампания «Rise of the Samurai», короткая и наполненная интригами, дипломатическими ухищрениями и заговорами, устроена несколько иначе, чем кампания оригинала. В ней сталкиваются два противоположных подхода. С одной стороны, система влияния, агенты и прочие нововведения подталкивают к медленной и обдуманной игре. На вербовку агентов, набор влияния и разработку плана уходит время. Перетащить провинцию на свою сторону это замечательно, но перетащить сразу две соседних — ещё лучше! Однако, стоит замешкаться и суровое ограничение по времени тут же даст о себе знать. Новичок может быстро из удобного положения скатиться до отчаянных попыток закончить игру.

Как ни странно, больше всего в «Rise of the Samurai» мне полюбилась карта. Она предоставляет как-то больше свободы выбора, чем карта из оригинала. Больше места для манёвров и использования территории к своему преимуществу. Глядя на карту из оригинала, я теперь замечаю, что она просто ужасна. Как я этого раньше не видел?! Особенно чувствуешь эту свободу, когда планируешь атаки на врага. Сами пути, возможно, остались теми же, но теперь есть ощущение, что ты волен перемещаться так, как хочешь.

Набор влияния — интересная система, которая вместе с картой образует особенность «Rise of the Samurai», понравившуюся мне больше всего. Обычно «Creative Assembly» слишком буквально воспринимает название «Total War», но в этот раз, похоже, она решила дать игрокам прорваться к власти другим путём. Получаешь огромное удовольствие, используя агентов для накапливания влияния в провинции, при этом связывая противников по рукам и ногам дипломатическими соглашениями, пока сам уводишь мелкие кланы прямо у них из-под носа. В конце можно получить весомую награду (целую провинцию), не выпустив ни единой стрелы. Как по мне, это просто великолепно. ИИ также изменился; я бы сказал, что он стал агрессивней. Игроки сообщают о грамотном использовании компьютером агентов и множестве десантов с моря в одной кампании. Особую нелюбовь ИИ испытывает к игроку, и я сам наблюдал за тем, как он игнорирует потенциальную угрозу поблизости, только чтобы атаковать меня, хотя мы находились на порядочном расстоянии. Это, конечно, не припадочный ИИ, стремящийся любой ценой уничтожить игрока с самого начала игры (по крайней мере, я такого не замечал), но фраза «Тебе несдобровать, если разозлишь меня» вполне ему подходит.

Больше всего сеанс игры в «Rise of the Samurai» напоминает хождение по канату. В короткой кампании цена каждой ошибки на любом этапе резко возрастает. ИИ только того и ждёт, чтобы воспользоваться любой слабиной, данной игроком (иногда даже кажется, что он сам его к этому подталкивает). Скажем так, «Rise of the Samurai» требует от игрока понимания того, когда не надо сражаться, а не того, когда это нужно делать. Стоит ли быстрая и лёгкая победа над беспокойным мелким кланом резкого повышения уровня славы? Или лучше потратить от пяти до пятнадцати ходов на набор влияния в его провинциях? Вам часто придётся задаваться такими вопросами. В «Shogun 2» нужно было думать на два-три хода вперёд, чтобы перехитрить ИИ. В «Rise of the Samurai», чтобы быть впереди всего на один шаг, придётся просчитывать втрое дальше.

Заключение

Немногие кланы в DLC помечены уровнем сложности выше среднего, но сложность тут очень относительна. По «Rise of the Samurai» видно, что оно предназначено для опытных игроков, которые уже завоевали титул сёгуна в Сэнгоку Дзидай и теперь жаждут новых испытаний. Кампания вышла весьма удачной и наполненной интересными нововведениями, от чего игра только выиграла. К недостаткам можно отнести некоторые технические странности и ограничения, всплывающие по ходу кампании. Например, агенты зачастую проваливают задания без всякой видимой причины.

При всём при этом сложно сказать, что я не получил за свои десять долларов того, что хотел. Выход «Rise of the Samurai» — отличный повод вернуться к «Shogun 2», а если вам понравилась старая кампания, то, скорее всего, и новая, посвящённая войне Гэмпэй, придётся по вкусу. Любителям «Shogun 2» явно не стоит пропускать это DLC.

Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai

Вы знали, что на основе Rome: Total War телеканал History Channel вместе с разработчиком игры Creative Assembly сняли документальное историческое кино? Движок проекта идеально подходил для моделирования больших сцен сражений в сериале Decisive Battles. После этого к Creative Assembly за подобной помощью обращался еще телеканал BBC Two с целью создания исторической передачи Time Commanders.
Инструменты достижения цели со времен оригинальной Shogun 2 практически не изменились: такое же строительство городов, перемещение армий, дипломатические переговоры, сражения на суше и на море, шпионаж и пропаганда. Только к завоеванию Японии теперь присоединились чужеземцы — США, Великобритания и Франция. А у этих ребят уже как пару веков в ходу порох и свинец. Смертоносное оружие быстро распространяется по всему миру. Японская нация уже переняла опыт владения мушкетами и ружьями, даже их корабли постепенно снаряжаются дальнобойными пушками. Да и внутри страны за три века пусть и изолированной жизни произошли некоторые перемены. Например, изменилось провинциальное деление. Появился остров Хоккайдо с новой республикой Эдзо. Однако он доступен лишь частично. В тот временной период основные события происходили в юго-западном регионе Японии, где расположены разгоряченные силы императора. Присутствие провинции Эдзо символизирует в игре приверженность сегунату севера — на остров бежали те, кто в начале войны потерпел поражение от императорских войск. Противник выступает затемно — излюбленный прием внезапного нападения традиционных войск сегуната.
Народная агрессия подогревается и извне. Происходит проникновение более свободолюбивых западных убеждений и идей. Их очень не хватало уставшему от нищеты и диктатуры народу. Поэтому в арсенале игрока появились новые ветки социального развития, помогающие на избранном пути. В ходе развития предлагается прибегнуть к помощи чужеземцев. Например, есть возможность открыть прозападное представительство в одной из провинций, где начнется активная торговля с заморскими странами. Стоит отметить, что это единственный способ в игре быстро обогатиться за счет резко увеличившихся объемов торговли. А открывшаяся возможность нанимать зарубежных агентов и быстро получать доступ к новым технологиям серьезно перевешивает баланс в пользу игрока. Интересно, что исторически сегунат был против прозападных настроений, но в игре удается достичь серьезного успеха в связях с иными державами, даже играя на стороне сегуна. Хотя можно и принципиально держаться традиций самураев. Например, отказаться от диковинного вооружения, а затем во славу чести водрузить над армией ниндзя старинное знамя и пойти в атаку под покровом темноты. Некоторые генералы даже имеют особенность «традиционалист», позволяющую армии сегуна старой школы получить преимущество над войсками нового типа. Вы знали, что на создание серии исторических стратегий Total War разработчиков из Creative Assembly вдохновили две крайне популярные игры: первая — это настольная Warhammer, по праву заслужившая звание самой успешной военной игры за последние тридцать лет, а вторая — воплощение творческих идей Сида Мейера (Sid Meier), глобальная стратегия Civilization. Total War удачно впитала совершенно разные основы геймплея как стратегии в реальном времени, так и пошагового неторопливого режима стратегической карты.

Становление империализма

Да, оригинальная Shogun 2 напоминает о себе везде. На первый взгляд, казалось бы, изменений нет и вовсе. Обновленная фоновая заставка на фоне главного меню не в счет. Однако в ходе кампании приходит осознание того, что все теперь работает иначе. И ввиду таких микроскопических доработок игровой процесс в целом представляет собой уже совсем новый опыт. Безусловно, очевидные нововведения присутствуют. В игре представлено несколько десятков новых «юнитов», зданий и технологий: тридцать девять сухопутных войск, десять паровых и железных судов, а также три агента для глобальной карты, способных на убийство вражеских генералов, тренировку армий или даже распространение правительственной пропаганды в городах. Четыре ряда новых веток развития технологического древа позволяют получить важные стратегические преимущества в этой короткой войне. Открывшиеся после установки аддона возможности позволяют вооружить револьверами телохранителей генерала, организовать производство убийственного пулемета Гатлинга из недавних рекламных трейлеров Creative Assembly, усовершенствовать кораблестроение, построить фортовые сооружения для защиты береговой линии и портов. Последнее, кстати говоря, стало особенно актуально в связи с тем, что корабли могут обстреливать врага с моря, оказывая поддержку сухопутным армиям.

Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai

Пара удачных выстрелов из пушки Армстронга может деморализовать целый отряд даже воодушевленных бойцов старой школы.

Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai


Чтобы паровозы работали без перебоев, желательно получить доступ к угольным залежам. Снизить стоимость артиллерии поможет захват рудоплавильного завода. Кузнечный цех улучшит качество холодного оружия в ваших армиях. А там, где есть храм, люди быстрее оправляются от сражений и настраиваются на новые свершения. Стратегическое планирование в Fall of the Samurai играет как никогда важную роль в управлении своей фракцией. За каждую область развития могут отвечать и ваши генералы. Назначая членов семьи или полководцев на чиновничьи должности, следует помнить о том, что их предательство может повлечь за собой непредсказуемые последствия вплоть до повального раздробления ваших земель на мятежные провинции. Преданность играет не менее важную роль, чем во времена самурайской чести из оригинальной Shogun 2. Игрок тогда становился свидетелем долгих периодов жизни Японии, а теперь временные рамки сужены до двадцати четырех ходов за один год. Поэтому события разворачиваются стремительно, требуя от игрока большей сосредоточенности на каждом ходу. В течение всего нескольких игровых месяцев ваши союзники, как и собственные полководцы, могут оказаться предателями, встав на сторону врага в самый неожиданный момент.

Войны никогда не заканчиваются

Shogun 2 предстала во всей своей красе ровно год назад и была крайне успешно встречена критиками. Fall of the Samurai несет с собой стремление возродить серию Total War, пробудить к японской тематике интерес тех, кому пришлась по вкусу механика Empire и Napoleon. И несмотря на весьма короткий период кампании, а также амбициозное желание разработчиков смешать совершенно разные технологии и идеи, аддон оказался на редкость удачным. Все-таки огромный опыт авторов в создании стратегий здесь вновь оправдался — им удалось не только обновить Shogun 2, но и создать фактически новую игру. Железные дороги, бронированные эсминцы и коварные торпедоносцы на фоне меча и отрядов ниндзя представляют собой не выдумки писателя-фантаста, а реальную часть истории японского народа, которую разработчики кропотливо воссоздали по ту сторону экрана и вновь красиво подали на радость поклонникам жанра.

Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai

В Fall of the Samurai применяется уникальная система развития персонажа в сетевых баталиях.

В ближайшие пару месяцев поклонники серии вряд ли задумаются об этом всерьез, ведь аддон действительно удался и определенно точно увлечет всех неравнодушных к серии игроков без исключения. Мы намеренно вам не рассказали обо всех возможностях, которые разработчики приложили документом к обзорной версии игры. Честно говоря, мы и сами их изучили только после прохождения кампании, искренне удивляясь каждому припасенному разработчиками сюрпризу. Впрочем, неожиданности случались разные, порой они в корне меняли игровой процесс. Авторы со всей душой подошли к созданию Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai, поэтому мы ставим игре самую высокую оценку.

Плюсы: более пятидесяти новых «юнитов»; большое количество небольших усовершенствований; отточенный до блеска баланс; много приготовленных разработчиками неожиданностей в кампании и как минимум три совершенно разных способа ее прохождения; необычный для серии элемент глобальной карты — железные дороги; укрепившийся со времен Shogun 2 сетевой режим; стабильная работа без вылетов и «багов».
Минусы: очередные претензии к искусственному интеллекту; скудный список дипломатических действий; фракции практически не отличаются друг от друга; высокие требования к ресурсам компьютера и долгие загрузки даже на «топовом» железе; цели кампании постоянно повторяются.

Существует не так много разработчиков, которые могут сказать: «Мы создали целый жанр». Еще меньше способны добавить: «…и мы остаемся верны только ему». В этот ряд исключений входят господа из The Creative Assembly. Одиннадцать лет назад они выпустили Shogun: Total War и в целом (не считая несколько не особо удачных экспериментов) занимались только развитием этой серии. По сути, вся жизнь компании — это улучшение той первой игры. Шаг за шагом что-то менялось, что-то преображалось. Но концепция — едина.

С одной стороны — это потрясающе. Авторы делают то, что умеют. И делают это хорошо. Им не надо переключаться на абсолютно иные разработки, им не приходится бросать то, что выпустили раньше. Вот возьмем отечественную студию Ino-Co. Сначала «Космические волки», потом «Кодекс войны», затем Majesty 2 — все они совершенно разные. А The Creative Assembly просто меняет эпохи.

Но что есть благо, то есть и проклятие. Студия вот уже одиннадцать лет (одиннадцать, вдумайтесь!) трудится над одним проектом. И каждый раз надо показывать публике что-то новое. Игра старая, а показывать — новое. Задачка, знаете ли… И потому, кстати, именно Shogun 2 мы ждали так сильно. Вроде как намечалась революция, переворот. Случилось ли это — сейчас и разберемся.

Total War: Shogun 2

Теперь глобальная карта выглядит так. Иногда на ней заметна радуга, а над скалами летают орлы.

Кисть художника рисует Total War

Логично было бы сравнивать Shogun 2 с Shogun. Но… Вот две причины, почему делать этого не хочется. Первая — многие и не видели оригинал. Давно это было. Даже те, кому сейчас двадцать лет и больше, могли пропустить ту стратегию. А если и проходили ее, то легко могли забыть. Вторая причина — Shogun 2 гораздо ближе к Medieval 2, к Rome. Выше я уже отметил, что разработчики делают одну игру, развивают ее, меняют. И то, что они создавали в 2000-м году, это так — первые шаги.

Поэтому сразу отмечаем то, что отмечает любой, кто впервые включает новую Total War: проект похорошел в сравнении с предыдущими, с Empire или Medieval 2. Да, опять авторы превосходят сами себя и выдают нам роскошную картинку. Вспомните любую их стратегию — они всегда стараются сделать так, чтобы даже самый предвзятый пользователь выронил свое «Ах. ».

Только теперь все не ограничилось банальным повышением количества полигонов у самурайского меча. Определенно — перед нами одна из самых технологичных стратегий; да, здесь при приближении каждый солдат выглядит как герой боевика. Он проработан, прорисован, и бегай этот товарищ один да руби он сам по себе врагов, легко можно было бы решить, что это какая-нибудь God of War: You Are in Japan Now. Но это — не самое главное. Куда приятнее то, что игра стилизована. В предыдущих частях такого не было. Все ограничивалось аутентичными цитатами. Теперь же здесь японский дух, здесь Японией пахнет. Карта нарисована черной чернильной краской на пергаменте, любой экран с информацией подается вместе с изображением, выполненным в традиционном стиле Страны восходящего солнца.

Но все это много где встречается. The Creative Assembly же смогла и в сражениях выдержать стиль. Вроде просто вышагивают отряды вперед, кричат что-то агрессивное и доблестное — все как всегда. Но вот пролетел лепесток цветущей сакуры. Вы приближаете камеру, а там словно розовое полотенце пеленает солдат. Чудо. Или зима — почему-то японская зима совсем другая. То ли одинокие скрюченные деревья на крохотных холмах ассоциируются с чем-то восточным, то ли это уже наша фантазия подхватывает игру, затеянную разработчиками… Но к этой теме мы еще вернемся. Уже в конце обзора.

Total War: Shogun 2

Если присмотреться, то на картинке можно увидеть лепестки сакуры.

Вот она, средневековая Япония. Вроде бы это государство, вроде бы правит император, вроде бы сегун держит армию в своих руках. Но фактически — это не так. Провинции в первую очередь подчиняются главам маленьких кланов, которые могут вести войны друг с другом, убивать соотечественников, которые просто служат иному господину (а точнее — лишь живут на его территории). Это и гражданская война, и нет. Страна в огне конфликта, но при этом Япония вполне себе мирно живет. Император ни с кем не враждует.

Мы становимся во главе одного из кланов. У нас — маленький кусочек земли. Одна провинция, одна деревенька. Три сотни солдат. Задача — объединить японский народ. Это если говорить поэтично. Фактически же — поназахватывать провинций и получить от императора титул сегуна. Ну а поскольку никто не терпит выскочек, а нынешний сегун любит себя, то сделать это будет не так-то просто. Малейшее подозрение, и братья-японцы уже не говорят доброжелательное «Аригато!», а сразу рубят нас своими катанами. Не очень они…

Восточный прищур вежливости

Политика в Shogun 2 весьма специфическая. Государство же одно, нация одна, менталитет один. То есть тут не бывает «что Датэ хорошо, то Чосокабэ смерть». У всех единые понятия о морали. И потому главное на острове — уважение. Да, как в GTA — Respect is everything. Ведем себя согласно кодексу Бусидо — к нам хорошо относятся другие. Начинаем христианить, шпионить, воевать без повода — соседи подумывают зайти к нам на порцию харакири.

И вроде бы система должна быть любопытной. Мы даже своего сынка можем посадить за вражескую решетку, мол, поверьте нам — мы нападать не собираемся, а если слово нарушим, режьте ему горло. Но в целом нет в ней ничего нового и особенно интересного. Разве что если мы активно начинаем воевать, то сегун может решить, что мы чересчур дерзкие, и объявит нам войну. Потому приходится много ждать и очень аккуратно захватывать провинции.

Также порой любопытны развлечения с религией. Мы можем принять христианство, и тогда нас будут, вероятно, любить местные жители, которым проповедники промыли мозги, но это повлечет неприязнь других кланов. А если не менять религию, то придется самим изучать порох и постоянно отбиваться от набегов буйных христиан.

Когда есть разные народы, вести переговоры хоть как-то интересно. Здесь же львиную долю времени приходится просто предлагать торговые союзы. Ну, или сплавлять своих дочерей замуж. Что первое рутинно, что второе. Вот если можно было бы отлавливать христиан, казнить, а потом продавать их органы другим кланам — вот это да, это было бы прекрасно (угу, если вы не принимаете веру «южных варваров», то игра немного учит нетерпимости, совсем чуть-чуть…).

Total War: Shogun 2

Разработчики очень детально проработали ландшафт. Карты красивые и очень интересные для поединков. Особенно удались сетевые.

Японцы, японцы, кругом одни японцы

Впрочем, не только политика страдает от того, что мы сражаемся против кланов, а не других наций. Вспомните, например, как было в Rome: Total War. У нас есть три фракции за Рим — они очень похожи, а главное отличие лишь в том, против кого им надо воевать. Берем Юлиев и мочим галлов, если управляем Брутами, то идем на греков. И уже на этом этапе геймплей совершенно разный. Одно дело — прорываться сквозь леса по неудобному ландшафту и гоняться за сумасшедшими варварами. Другое — биться против греческих гоплитов или пытаться одолеть спартанцев. А уж про южные провинции я вообще молчу. Когда на вас бегут внезапные слоны, это, мягко говоря, удивляет.

После же идет и вовсе другая игра. Вот вы уже управляете галлами и противостоите как соседям-варварам, так и организованным римлянам. Или повторяете подвиги Ганнибала. В Shogun 2 все кланы однотипны. Разница настолько минимальна, что ее, наверное, можно будет разглядеть при прохождении так седьмом. У одних подешевле можно нанять самураев с катанами, у других с нодати, третьи быстрее плавают по морю, четвертые лучше осаждают крепости.

В итоге при выборе другого клана меняется лишь географическое положение. Но какая разница? Появляемся на юге, там нас окружают японцы. Стартуем на севере — и там японцы. Берем фракцию из центра острова, так и там — вы не поверите! — японцы. Не спорю, возможно, отличия я увижу потом. Но я уже дважды начинал новую кампанию и дважды ничего иного не заметил. Если Shogun 2 раскрывает все карты на прохождении так пятом, то… ну, это странновато. Честно.

Да, я понимаю, что в стратегии про Японию, где есть только японцы, у которых не так много реально отличающихся друг от друга войск, сложно сделать что-то другое. Но… Мы же смотрим на всю серию, смотрим и анализируем. И, проанализировав, понимаем: раньше было разнообразнее. Нет других народов, культур. Вокруг все японское…

Total War: Shogun 2

Пожалуй, организация торговых путей — это единственное предназначение дипломатии…

Демонстрантов разогнали

И потому — это не революция. Это не переворот, как было с Rome. Это не такая эпохальная стратегия. Но игра — великолепна. Без шуток, я вот тут выше перечислял ее недостатки, но саму Shogun 2 ни разу не ругаю. Просто после масштабных Total War мы получаем Local War. Со всеми вытекающими.

У Shogun 2 куча достоинств. Начнем с того, что разработчики сделали древо развития героев. Теперь генералы не просто становятся сильнее и попутно собирают с собой свиту из всяких любовниц да шпионов. Персонажей постепенно создаем мы сами. Боец получил уровень, мы выбираем для него новую способность. Сами определяем, какого попутчика он прихватит. И так далее.

Причем так развиваем мы не только генералов. То же самое, допустим, будет и с ниндзя. У него тоже есть ветки улучшений: можно воспитывать в нем убийцу полководцев, можем учить совершать диверсии и так далее. Все не очень уж и разнообразно, но весьма любопытно. Да и вообще — такого раньше не было.

И вновь вернемся к стилистике. Благодаря тому, что игра не такая глобальная и здесь всего одна нация, авторы смогли полностью передать дух Японии. Да, подача европеизирована, она для простых обывателей, не экспертов-востоковедов, но она качественная. Хотя бы за атмосферу уже можно любить Shogun 2.

Глобальная карта для сетевого режима. Чем больше провинций мы открываем, тем разнообразнее войска получаем.

Пришло время объединяться

Ну а что действительно революционно в Shogun 2, так это сетевой режим. Разработчики — хвала им! — наконец-то ввели кооперативное прохождение кампании. Этого ждали все одиннадцать лет. Помню, еще сражаясь в Rome в эпоху модемов с товарищами, мы мечтали, что когда-то сможем проходить игру вместе. Правда, пока что «кооп» рассчитан лишь на двоих, но то ли еще будет!

Также The Creative Assembley сделала и некую «глобальную» карту для Сети. Правда, тут не все просто. Она для каждого своя. Начинаем мы с одной провинции, но захватить надо все. Зачем? Это даст возможность использовать новые войска, прибавит денег, на которые мы каждый раз покупаем бойцов, и всякое прочее.

По сути, мы просто сражаемся с другими игроками и растем в уровнях, открываем новые умения, больше типов солдат и так далее. Но все это сделано так элегантно.

Плюс еще у каждого пользователя есть свой генерал. Его можно раскрасить, нацепить на него различные доспехи. И вот он же и прокачивается, словно персонаж в MMORPG. Это здорово.

Ко всему этому разработчики еще систему кланов и рейтингов припаяли. Штука с большим потенциалом и крайне любопытная. Ну а поскольку прошло буквально несколько дней после релиза, конкретнее про то, приживется ли она и как будет развиваться, говорить пока рано. Сейчас просто обозначим, что это есть, и это круто.

Ну а конкретнее о системе мы поговорим в прямых эфирах. Сделаем специальную трансляцию по сетевому режиму. Только чуть позже. Пусть «настоится».

Total War: Shogun 2

Генерала можно разукрасить как только вздумается. Причем менять можно и сам доспех, и его цвет, и знамя, которое будут нести солдаты.

Итог выше уже был обозначен. Да, это не революция в целом, не какой-то грандиозный шаг вперед. Более того, для любителей размаха новый проект будет менее выразительным, чем предыдущие Total War. Зато он абсолютно целостный. Это поразительно гармоничная игра, выдержанная в едином стиле от первой буквы в мануале до листка сакуры, который падает на доспех самурая в бою. Shogun 2 останется в памяти. Не как пылкий революционер с сотнями новых идей и желанием разрушить, что строилось 11 лет, но как доблестный муж, почитающий предков и точно соблюдающий все традиции.

Плюсы: тут самураи живут молодостью, любят свою семью, говорят сегуну открыто и прямо в лицо; бьют христианам с «вертушки» еще; великолепнейший стиль; древо развития генералов; система осад похорошела; полноценный сетевой режим, теперь можно проходить кампанию вдвоем.
Минусы: AI, если хочет сохранить честь, должен сделать себе харакири — дважды; порой бывают баги; дипломатия весьма скучная, а отличия кланов – минимальные; игра действительно требовательна к «железу», поберегитесь те, у кого не топовые модели компьютеров; христиане.

Читайте также: