Тотал вар троецарствие обзор фракций

Обновлено: 04.07.2024

В Total War: Three Kingdoms развитие вашего королевства непосредственно связано с принятием соответствующих реформ. Новая реформа может быть принята раз в 5 ход, и каждая из них предлагает вам различные бонусы – увеличение производства еды, дополнительная прибыль в казну за счет налогов/торговли или даже разблокировка новых подразделений и зданий. Планируйте вектор развития уже с самого начала игры и сосредоточьтесь на тех реформах, которые откроют доступ к более полезным функциям. Речь идет о способностях, зданиях и юнитах.

Позаботьтесь о казне государства и продовольствии

Золото играет ключевую роль. Благодаря нему вы можете обучать новых юнитов, строить больше зданий и нанимать специальные подразделения с эффективными навыками. Его отсутствие значительно замедляет развитие королевства, а в экстремальных ситуациях может привести к банкротству и постепенному проигрышу войны. Также ключом к успеху является достаток продовольствия. Если вы поддерживаете еду на высоком уровне, то крестьяне в свою очередь отплачивают большим количеством золота. Нехватка золота также замедляет развитие командиров.

Следите за уровнем общественного порядка

Общественный порядок – одна из главных механик управления городом в игре. Вы должны стараться удерживать данный параметр на высоком уровне (предпочтительно в районе 100 единиц). Однако, даже внезапное и резкое падение общественного порядка не сулит проблем. Главное – не дать этой характеристики упасть до -100, поскольку это может привести к восстанию и потере контроля над городом. Общественный порядок увеличивается присутствием армии, снижением налогов и некоторыми зданиями.

Total War: Three Kingdoms – советы для новичков


Обратите внимание, что у вас должно быть хотя бы одно здание, увеличивающее общественный порядок в городе или поселении.

Защищайте поселения, расположенные на границах с враждебной группировкой

Лучше всего держать одну из ваших армий в подобных местах, чтобы она могла экстренно вмешаться в случае необходимости. Однако, если это невозможно, нужно строить сооружения в близлежащих поселениях, чтобы увеличить гарнизон внутри них. С расширенным гарнизоном враг не сможет захватить поселение силами только одной армии. Это также позволит увеличить время, необходимое для проведения осады, давай войскам больше ходов на то, чтобы добраться до уязвимого (атакованного) места).

Регулярно повышайте производство еды

С дальнейшим развитием и увеличением поселений и городов будут расти их потребности в продовольствии. Количество производимой пищи можно повысить с помощью специальных зданий, а значительную часть – получить за счет торговли с другими фракциями.

Подумайте дважды прежде, чем начинать военные действия против другой фракции

Прежде чем объявить кому-либо войну и начать кампанию, необходимо обеспечить соответствующий уровень общественного порядка, надлежащий запас казны и высокое производство продовольствия, чтобы гарантировать эффективное функционирование королевства. Завоевание даже половины карты за дюжину ходов будет бесполезным, если ваши хранилища пусты, а низкий уровень общественного порядка приведет к восстаниям и потере последующих, недавно завоеванных территорий.

Никогда не сражайтесь с несколькими фракциями одновременно

Даже если ваше королевство в несколько раз сильнее, чем соседние фракции, и вы уже успели завоевать половину карты, все равно не будет возможности нормально сражаться с несколькими фракциями на разных фронтах. Устранять угрозу (претендентов на трон) нужно постепенно. А если военным конфликтом решить проблему сложно, то всегда можно пойти дипломатическим путем, заключив временный мир с соседней фракцией.

Попробуйте бороться только на одном фронте

После нескольких десятков ходов кампании ваши земли будут протягиваться через большую часть карты. В такой ситуации сражаться стоит только н одном фронте: так, чтобы враг, расположенный далеко от дюжины ходов марша, не мог внезапно напасть на противоположную окраину государства, завоевав одно из ваших поселений и начав экспансию на вашу территорию.

Не спешите расширять армию

В первые несколько ходов игры одной армии, состоящей из 15-16 подразделений, будет достаточно для проведения успешных военных действий. Создайте еще одну армию и пополняйте ее войсками только тогда, когда можете поддерживать рост золота на уровне 1000 за 1 ход.

Дайте юнитам армии время на восстановление

Если ваша армия только что вступила в бой и ее войска разбросаны, подождите несколько ходов прежде, чем начинать новое наступление. Войскам требуется время (конкретное число ходов зависит от территорий и зданий, расположенных в занимаемых городах) для полного восстановления численности и здравия. Раненные юниты действуют в бою намного хуже, чем здоровые.

Если казна не позволяет содержать такую большую армию, то подумайте о ее сокращении

Наличие большой армии заманчиво, ведь она позволит с легкостью громить врагов и завоевывать новые территории. Однако, если состояние хранилища не позволяет поддерживать десятки различных подразделений по всей карте, можете подумать о временном роспуске юнитов с целью уменьшения потребления золота. Тем самым вы предоставите время на то, чтобы хранилище могло вновь набиться деньгами. Когда ситуация нормализуется, можно будет вновь нанять войска и вернуть могущественную армию.

Не отправляйте генерала в бой в одиночку

В игре можно выбрать один из двух режимов. В романтическом сюжете генералы являются мощными бойцами, способными в одиночку уничтожить вражескую армию. Однако, отправлять их в одиночку против целой армии противника – плохая идея. Враги по-прежнему могут задавить его численностью, что приведет к смерти и гигантскому удару по боевому духу армии. Вместо этого используйте генерала для поддержки основных войск на поле боя.

Следите за боевым духом войск

Боевой дух подразделений – второй по важности параметр после запаса здоровья. Когда показатель морали юнита достигнет нуля, он убежит с поля боя, и вы потеряете над ним контроль. Более того, убегающие войска негативно влияют на боевой дух ближайших союзников, поэтому все может только усугубиться. Если иконка подразделения вспыхнет белым цветом, позвольте ему на мгновение отступить или используйте способность генерала для повышения боевого духа.

Не истощайте подразделения

Каждое подразделение – генерал, пехота или кавалерия – имеет собственный показатель выносливости. В нормальных условиях отряды вступают в бой с полными силами и постепенно устают, сражаясь или преодолевая большие расстояния. Истощенные отряды менее эффективны в бою – кавалерия не сможет атаковать, пехота будет медленнее и менее точной и так далее. Также снижается боевой дух. Не забывайте следить за усталостью и дайте своим подразделениям некоторое время на восстановление сил прежде, чем вступать в бой. Ни в коем случае не пытайтесь сразу же атаковать врага, отправляя армию с другого конца карты!

Изучите своих юнитов и используйте эти знания в бою

В игре есть разные типы войск – кавалерия, бойцы ближнего боя с различными видами вооружения и щитами, юниты дальнего боя и осадные орудия – все они имеют разную защиту (легкую, среднюю и тяжелую). Каждый тип войск наиболее эффективен против юнитов определенного типа и менее эффективен против другого отряда. Кавалерия разрывает арбалетчиков, но будет уничтожена стеной из копейщиков, которые, в свою очередь, беззащитны против пехотинцев в тяжелой броне. Изучите типы подразделений и прочитайте описания, чтобы узнать, как более эффективно их использовать.

Попытайтесь обойти войска противника с фланга, но не дайте врагу сделать то же самое с вами

Вы можете нападать на противника с флангов или тыла. Это негативно повлияет на его боевой дух. Подразделения, окруженные со всех сторон, падут в считанные секунды, а оставшаяся часть убежит с поля боя. Но помните, что противник также будет пытаться обойти вашу армию и взять войска в кольцо.

Будьте осторожны с уязвимыми юнитами

Юниты дальнего боя и осадные орудия очень эффективны против врага, но имеют один крупный недостаток – они безвредны в прямом бою. Не оставляйте их на открытом месте без какой-либо защиты, иначе они превратятся в лакомый кусочек для вражеской кавалерии. Старайтесь держать рядом около 1-2 подразделений. У них будет достаточно сил на то, чтобы остановить вражеских юнитов и дать время для отправки подкрепления.

До начала сражения изучите поле боя

Перед каждым сражением вы можете разместить свои войска в довольно ограниченной области и изучите поле битвы. Нужно искать места, которые помогут облегчить или усложнить начало: деревья идеально подходят для скрытия позиций юнитов, холмы, в свою очередь, позволят лучникам стрелять дальше лучников противника. Однако помните, что враг также постарается использовать окружение в своих интересах.


Геймплей Total War: Three Kingdoms на глобальной карте существенно отличается от предыдущих игр — это не Rome 2 и не Shogun 2, в том числе благодаря новой механике развития территорий. В этом гайде мы рассказываем, какую роль играет население, почему города так важны и как выжать из каждой территории максимум.

Оценивайте свои территории

В Three Kingdoms очень большой игровой мир, состоящий из множества областей, а каждая область состоит из города и районов, также называемых уездами — сельскохозяйственными, религиозными, военными, портовыми и так далее. Существует константа — на каждую область один город (он же — столица области) и один редкий ресурс.

Чтобы определить развитие области, как только загрузится карта или будет присоединена новая область, внимательно рассмотрите территории под контролем — они содержат редкие ресурсы, о которых можно прочитать в другом гайде.

В столице моей фракции сразу был редкий ресурс «чай»

В столице моей фракции сразу был редкий ресурс «чай» В столице моей фракции сразу был редкий ресурс «чай»

Уезд нельзя перестроить, только улучшить — их специализация задана жестко. Они же определяют роль города — область с портом должна получить рынок и гостиницу в городе.

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Наличие чайной плантации в области позволит построить специальную чайную комнату, генерирующую больший доход. При наличии в области специй порт можно будет перестроить в портовый город торговцев специями.

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Область с шахтами и кузницами лучше всего развить ремесленными мастерскими в городе, а также усилить военными постройками, дабы набираемая армия сразу получала лучшие оружие и броню.

Чтобы открыть древо развития построек, щелкните ПКМ по иконке города и выберете объект, чтобы посмотреть его полное описание

Чтобы открыть древо развития построек, щелкните ПКМ по иконке города и выберете объект, чтобы посмотреть его полное описание Чтобы открыть древо развития построек, щелкните ПКМ по иконке города и выберете объект, чтобы посмотреть его полное описание

Важность населения

Одним из геймплейных нововведений Three Kingdoms стало население. Это фундамент, обеспечивающий феодала солдатами, налогами и формирующий экономику, так что чем его больше, тем лучше. Чтобы вы представляли масштаб, максимальный размер жителей в обычной области — 7 000 000 человек.

Однако далеко не всегда возможно достичь такой численности. Одна из главных проблем, которую придется решать в приоритетном порядке — это продовольствие. Население может пережить его нехватку, но начнет вымирать, как только кончатся его запасы (стройте амбары, чтобы избежать этого)

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Обеспечить взрывной рост населения по 20 000 — 50 000 человек за ход можно, принимая определенные реформы на древе развития, расширяя городские центры, назначая Управляющих и давая Поручения своим придворным, обеспечивая длительный мир.

Как только население в ключевых провинциях перевалит за 1-2 000 000 человек, существенно вырастет наполнение казны в ход, армии смогут восполнять потери быстрее, а оборонительные гарнизоны станут больше. Конкретные параметры области можно посмотреть, наведя курсор на цифры:

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

При размере города свыше 4 000 000 жителей нужно следить за общественным порядком.

Гарнизоны

В городах и уездах есть оборонительный гарнизон на случай нападения вражеской армии. Состав — типы юнитов и их количество — определяется зданиями в поселении и наличием Управляющего или придворного с поручением. Лучшим гарнизоном, защищенным прочными стенами, обладает столица.

Вы можете осмотреть текущий гарнизон, нажав по зеленому символу

Вы можете осмотреть текущий гарнизон, нажав по зеленому символу Вы можете осмотреть текущий гарнизон, нажав по зеленому символу

Базовые отряды пехоты предоставляет городской центр (от трех до двенадцати единиц). Столько же можно получить от любого военного здания. Если нужно надежно защитить город, третий оборонительный гарнизон можно получить от назначенного через меню «Двор» Управляющего.

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Когда поселение берет в осаду вражеская армия, гарнизон получает урон от голода 10 %, так что снимите её как можно скорее. Гарнизон также может быть вызван, если рядом (в зоне действия города) проходит бой между армией игрока и нападающими, либо армия стоит в самом городе.

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

По мере развития гарнизоны в районах также становятся большими и лучше продержать их несколько ходов в осаде, чтобы сократить численность сопротивляющихся и отдать штурм симуляции. Пополнение оборонительных гарнизонов после боя занимает несколько ходов.

Важность городов

В Three Kingdoms города играют очень большую роль, поскольку в них живет большая часть населения, соответственно, именно города генерируют основной доход и усиливают районы вокруг себя. Потеря города сродни катастрофе.

Рассмотрим пример — игрок теряет город, а потом захватит обратно. В таком случае население сократиться не меньше, чем на 40 % — по 20 % при каждом захвате и простой оккупации. Кроме того, все постройки в нем будут разрушены, а сам уровень города может снизиться.

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Чем крупнее город, тем проще его оборонять. Не забывайте и про дипломатию — заключайте договора о ненападении с теми соседями, с которыми не планируете или не хотите воевать в ближайшее время, а также создавайте коалиции и конфедерации.

В отличие от Rome 2 и Warhammer вам не нужно захватывать область целиком, устанавливая контроль над всеми городами и районами. Право собственности на область определяется тем, кто владеет её столицей, а районы могут быть заняты разными фракциями. Показатели общественного порядка и положительных эффектов — общие и не зависят от числа владельцев.

Столица вашей империи — это сосредоточение всей инфраструктуры фракции, место, где вы построите больше всего зданий. Планируйте внимательно, исходя из её уездов и наличия редких ресурсов. Вы также можете перенести столицу в другое место, если сочтете текущее неудачным с военной или торговой точки зрения.

Городские центры имеют девять степеней развития, чем выше степень, тем больше зданий можно построить в городе. С ростом уровня городского центра вы зарабатываете престиж, его также можно получить при строительстве некоторых зданий.

Очки Престижа (а не просто размер государства!) напрямую влияют на ваше право на престол:

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Строительство зданий и улучшений к ним занимает много времени, но его можно сократить путем реформ на «промышленной» ветке древа развития, либо, имея достаточно денег, форсировав строительство:

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Некоторые здания заблокированы и чтобы построить их нужно будет провести ту или иную реформу. Щелкните по символу этой реформы, после чего загрузится древо развития и она будет выделена:

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

    Сельскохозяйственные постройки (зеленый цвет) — животноводческие пастбища и зерновые фермы, хранилища продуктов питания и центры освоения земель. Обеспечивают ваше государство едой, либо её продажей на рынках.

Как правило, фермы и пастбища строятся в районах, в то время как амбары и центры поддержки — в городе. Чем их больше, тем выше доход от крестьянства, кроме того, они уменьшают стоимость военного строительства.

Усиливают гарнизоны и повышают общественный порядок, но потребляют деньги на содержание. Эти здания позволяют снизить стоимость строительства административных зданий.

Также могут увеличить доходы за счет сбора налогов, но увлекаться этим не стоит — такие здания сильно снижают общественный порядок. Здания правительства и храмы повышают престиж, а также стимулируют промышленность и экономику.

Промышленная ветвь развития требует строительства зданий начального типа. Кроме того, продукция мастеров разблокирует ряд зданий из других категорий, а также снижает стоимость строительства учебных и экономических построек.

Управляющие и Поручения


В Three Kingdoms есть две механики управления областями:

Поручения придворным носят временный характер (от 5 до 15 ходов) и усиливают какой-то определенный аспект: объем производства, доходы от крестьянства или коммерции, скорость набора армии, общественный порядок и так далее.

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Чтобы дать поручение сперва нужно определиться, что нужно — больше денег, солдат или чего-то другого, затем найти подходящую область и потом выбрать столицу области. Загрузится меню в котором надо нажать на кнопку «поручения». Не забывайте регулярно проверять действующие поручения, может какое-то уже закончилось. Их количество зависит от размера государства.

Вторая, более продвинутая механика — это Управляющие. Их можно назначить через правительство (меню «Двор»):

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Количество управляющих зависит от ранга государства и проведенных реформ (в синей и желтой ветвях древа развития).

Назначение губернатора дает бонусы само по себе — повышает доход, снижает коррупцию и увеличивает лимит армий. Дополнительные бонусы область получает от способностей управляющего — улучшается общественный порядок, повышается доход от коммерции, промышленности или снижается стоимость строительства.

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Выбирать Управляющего и область нужно очень внимательно — так, чтобы его таланты сочетались с территорией, например, фермер лучше управится с сельскохозяйственной областью, чем с шахтами и промышленностью. Также учитывайте личные отношения между Управляющими — склоки вам ни к чему.

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Назначенный во «Дворе» персонаж получает дополнительное жалованье, помимо своей основной зарплаты за то, что он состоит в вашей фракции. Если его устраивает размер жалованья, то он будет доволен, иначе может подумать объявить независимость, а то и вовсе будет завербован конкурирующей фракцией.

Коррупция

С развитием поселений и увеличением объемов торговли растет коррупция. Её текущий размер можно определить, если навести курсор на доход от области:

Казнокрадство может доходить до 50 % и с ним нужно постоянно бороться

Казнокрадство может доходить до 50 % и с ним нужно постоянно бороться Казнокрадство может доходить до 50 % и с ним нужно постоянно бороться

Как и положено, коррупция сильно сокращает налоговые поступления от областей, побед в боях и захвате городов. Не подвержены коррупции такие источники дохода, как дипломатические и торговые соглашения.

Чтобы бороться с коррупцией, нанимайте во «Двор» честных людей, расставляйте честных управляющих, усиливайте их сторонниками с перками на борьбу с коррупцией. Стройте налоговые и ревизионные здания, проводите реформы в желтой ветви древа исследований:

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Как заработать больше денег в Three Kingdoms?

Основной статьей расходов в Three Kingdoms будет армия — чем больше солдат, тем больше денег на них нужно, вторичные расходы — это здания.

А вот доходы зависят от разных параметров: размера области, количества населения, развития городов и сезона (зимой денег поступает меньше, чем летом), заключенных торговых соглашений.

Не рассчитывайте на большие доходы первые 30-50 ходов — территории не будут достаточно развиты, а крестьян будет слишком мало для нормальных налогов. На этом этапе ресурсные уезды (шахты, пастбища, специи и другое) могут давать приличный доход, так что есть смысл захватывать их в первую очередь.

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

Важно проводить и реформы, причем на древе развития под них выделено сразу три ветви — серая, желтая и зеленая, соответственно, промышленность, коммерция и сельское хозяйство.

Чтобы получать больше 10 000 золота за ход после сотого хода, нужно правильно развивать территории, постоянно заключать торговые соглашения, усиливать торговые возможности, захватывая области с ценными ресурсами, искоренять коррупцию.

Здания, приносящие коммерческий доход (например, гавани), сами по себе не генерируют много денег, но они чрезвычайно хорошо взаимодействуют с другими типами коммерческих зданий, создавая мультипликаторы.

Иначе с промышленностью — основной доход там приносит добыча сырья, а мультипликаторы от зданий невелики. Но, усредненно, и то и другое генерирует одинаковую прибыль, главное знание нюансов механики.

И все же большая часть доходов — это налоги с крестьянства и населения в целом. Посмотреть налоги можно через меню:

Всё о развитии территорий Total War: Three Kingdoms (население, города, как заработать больше денег, общественный порядок, управляющие) — гайд

По мере повышения ранга фракции, появляется возможность детально менять ставку, увеличивая или уменьшая её в зависимости от общественного порядка областей. Сбалансированный подход к налоговому бремени — это залог стабильности на всей территории Империи.

Total War: Three Kingdoms – руководство по фракциям (полководцам)

Уникальные подразделения Чжана – грабители, разбойники и охотники с Черной Горы. Каждое из этих пехотных подразделений вызывает страх во вражеских войсках, снижает их боевой дух и может использовать засадные локации в начале боя. Его уникальным зданием является укрытие Черной Горы, которое дает доступ к различным веткам бонусов. В бою Чжан Янь хорошо справляется с другими генералами, но плох против обычных юнитов. Его глобальные бонусы – увеличенное количество добычи, игнорирование штрафов за скорость передвижения в лесу.

Примечание. Пожалуй, при выборе Чжан Яня вы столкнетесь с самым тяжелым стартом игры, поэтому прежде, чем его выбирать, изучите остальных полководцев.

Чжэн Цзян, королева бандитов

Чжэн Цзян – второй лидер бандитов. Эта женщина относится к персонажам класса «Чемпион». Ее уникальным ресурсом является дурная слава, предлагающая хорошие бонусы престижу, удовлетворенности и награде за дипломатию, однако негативно влияющее на отношения с другими фракциями. Дурная слава усиливается за счет победы в боях и оккупации поселений.

Total War: Three Kingdoms – руководство по фракциям (полководцам)

Уникальные отряды Чжэн – потайные секиры и кулаки царицы разбойников. Речь идет о двух отрядах штурмовой пехоты, которая отлично проявляется себя в позиционной атаке. Во время игры вы сможете создать логово разбойников, увеличивающее скорость пополнения, но дающее штраф к доходам королевства. Как и в случае с Чжан Янем, Чжэн Цзян отлично подходит для борьбы с вражескими генералами, но плоха в сражениях с обычными подразделениями. Глобальные бонусы лидера – уменьшение количества ходов, необходимых для мобилизации, и усиление влияния за счет получения прибыли от дипломатии.

Примечание. Еще один сложный лидер, поэтому играть за него стоит позже.

В конце II века нашей эры в Китае правила династия Хань, сила которой постепенно слабела под ударами многочисленных крестьянских бунтов, апофеозом которых стало восстание Жёлтых повязок. С этого-то всё и началось.

Всё это веселье заняло около трёх десятков лет, после чего в Китае установилось шаткое равновесие между тремя царствами: Цао Цао правил царством Вэй, Лю Бэй — царством Шу, а Сунь Цюань (сын того самого Сунь Цзяна, так не вовремя нашедшего императорскую печать) — царством У. Закончилась эта история спустя полвека, когда полководец Сыма Янь из Вэй захватил власть сначала в своём царстве, а затем и во всём Китае, дав начало правлению династии Цзинь.

Total War: Three Kingdoms обзор игры

Ранг отражает могущество вашей фракции и даёт определённые бонусы его обладателю.

Сложно? А ведь это лишь весьма краткий пересказ событий этой эпохи! В игре, которая начинается в разгар восстания Жёлтых повязок, не обошлось без подобной путаницы, особенно в первой половине кампании, когда крупные герцогства ещё не сформировались. Каждый ход кто-то объявляет войну или заключает мир, провинции переходят из рук в руки, вассалы меняют сюзеренов, а военачальники и министры — своих хозяев.

Учитывая специфику китайских имён, разобраться в происходящем с непривычки сложновато: например, меня как-то угораздило объявить войну не тому соседу из-за невнимательно прочитанного задания (действительно, невелика разница — Юань Шу или Юань Шао?). Зато для интересующихся историей есть возможность хоть немного прояснить непростую политическую ситуацию тех времён — в игре всё куда нагляднее.

Искусство побеждать

Конечно, стопроцентно достоверных сведений обо всех этих запутанных событиях у нас не сохранилось, и существуют лишь два относительно полных источника информации об эпохе Троецарствия: «Записи о Трёх царствах» — это исторические хроники, написанные в III веке; и тот самый роман «Троецарствие» — художественное произведение с весьма вольной трактовкой отдельных моментов, созданное на основе этих хроник в конце XV века. Такое же разделение есть и здесь: в начале кампании можно выбрать один из двух вариантов прохождения — «Роман» или «Хроники», что влияет на сюжет и тактические битвы.

Total War: Three Kingdoms обзор игры

Получилось что-то вроде героев из TW: Warhammer, но с несколькими нюансами. Например, полководцев можно вызывать на дуэль: это не только попытка убить вражеского генерала, но и возможность на какое-то время вывести его из боя — увлечённый схваткой персонаж не атакует другие отряды и не может помочь соратникам. Учитывая разделение персонажей на классы (кто-то хорош в дуэлях, кто-то больше пригодится в гуще битвы рядом с обычными солдатами), приходится строить план боя в соответствии с тем, какие генералы служат в нашем войске и у противника.

Складывается ощущение, что ИИ не лучшим образом пользуется возможностями персонажей в режиме «Роман» — и генералов нанимает неохотно, и в бою их потенциал раскрывает далеко не полностью. Самый беспроигрышный вариант — с помощью своих героев обратить в бегство стрелков врага, а затем разбивать отряды противника по очереди, фокусируя урон на тех, у кого ниже боевой дух. Генералы врага в это время занимаются какой-то ерундой — гоняются за конницей либо вступают в затяжной бой против строя копейщиков или мечников.

Для тех, кому не по душе подобные новшества, подойдёт вариант прохождения кампании «Хроники». Полководцы, при сохранении индивидуальности, уже не будут такой сокрушительной силой — перед нами обычные генералы с отрядом телохранителей. Однако в любом случае персонажи здесь остаются в центре внимания — эта игра во многом именно о них.

Скажи мне, кто твой друг…

Судя по последним Total War, Creative Assembly, похоже, не прочь позаимствовать хорошие идеи у собратьев по жанру — я имею в виду глобальные стратегии Paradox Interactive. «Троецарствие» — не исключение: каждый персонаж обладает целым набором черт характера, от которых зависит многое — от поведения в бою до возможности выбрать тот или иной вариант в возникающих время от времени событиях (привет, Imperator: Rome и Crusader Kings II).

Total War: Three Kingdoms обзор игры

Пока партия развивается согласно историческим канонам — Вэй и У примерно так и располагались на карте Китая.

Героям можно выдать особое оружие, коня, советника и снаряжение, у них есть особые умения (как военные, так и гражданские), а ещё они дружат и враждуют между собой, что порой приводит к весьма интересным последствиям. Например, друзья-полководцы, принимающие участие в одном сражении, получают бонусы.

Иногда возникают ситуации куда занятнее. Однажды после победного боя я казнил пленённого генерала — на службу ко мне идти он не захотел, а выкуп был слишком маленьким. Война вскоре закончилась и всё бы ничего, да только убитый оказался родичем предводителя соседней страны, на которую спустя пару лет я напал в надежде по-быстрому отнять пару провинций и замириться. Но именно с последним пунктом возникли сложности: отношения между моим правителем и вражеским (реализовано это опять же по образу и подобию стратегий Paradox) были безнадёжно испорчены не только вероломным нападением, но и личными разногласиями из-за убитого родственника — в итоге противостояние закончилось вовсе не так, как я планировал.

В мирной жизни особенности персонажей не менее важны: та же самая война, затянувшаяся из-за ненависти соседа, едва не стала для меня концом всей партии. Я назначил на должность управляющего провинцией прославленного генерала, а тот, как выяснилось, давал солидный минус к приросту продовольствия. Заметил я это слишком поздно — только после потери в ходе боевых действий основных сельскохозяйственных районов. Оказавшись на грани голодных бунтов, я убрал злополучного генерала подальше от управления провинцией, а войну срочно завершил на весьма невыгодных условиях.

Разделяй и властвуй

Управляющий — далеко не единственная должность при дворе. Их несколько, но доступны не все сразу, а в зависимости от титула правителя, который, в свою очередь, складывается из очков престижа (получаемых главным образом за счёт развития столиц провинций). Советники и министры, принадлежащие к правящей семье, не требуют больших затрат на своё содержание, но часто могут обладать не лучшими качествами, поэтому иногда выгоднее воспользоваться услугами кандидатов со стороны.

Total War: Three Kingdoms обзор игры

Мои генералы действуют в отрыве от основных войск, в одиночку уничтожая целые отряды.

Персонажей можно уволить или изгнать — в таком случае они со временем имеют шанс пойти на службу к другой фракции. Есть и придворные, занимающиеся внутренней политикой в провинциях, и любимые многими шпионы — это целая система с богатым спектром возможностей, от банального наблюдения до саботажа и внесения раздора в отношения других героев.

А вот от дипломатических возможностей ощущение двоякое — в наличии переговоры на любой вкус, включая заключение династических браков, или провокации, приводящие к войне между другими фракциями (это уникальное умение фракции Цао Цао), но порой ими неудобно пользоваться из-за особенностей интерфейса. Когда во время хода ИИ союзники просят присоединиться к войне, а у тебя нет возможности сходу посмотреть, с кем дружит предполагаемый соперник, или освежить память о своих войсках, приятного мало.

К интерфейсу вообще много вопросов: да, он красиво стилизован «под Китай», но по информативности и удобству уступает своим аналогам из Warhammer или Thrones of Britannia. Сюда же можно добавить те считаные баги, с которыми я столкнулся, — пару раз пропадали значки городов и отрядов на глобальной карте.

Несмотря на внешнее сходство различных фракций друг с другом, разница всё-таки присутствует — как правило, это несколько особых юнитов и зданий плюс специальные особенности династии, которые могут задавать тон действий во время игры. Кто-то ориентируется на действия в союзе с другими правителями, а другие делают ставку на быструю экспансию или дипломатию — используется привычная уже для Total War схема.

Женщины тоже могут сражаться и побеждать в дуэлях генералов — такое вот древнекитайское равноправие.

Сама игра, несмотря на наличие двух совершенно разных способов прохождения кампании, тоже смотрится вполне стандартно для серии. Серьёзных геймплейных изменений ровно столько, сколько необходимо для поддержания интереса к свежему проекту, а основные новшества заключаются именно в китайском сеттинге и сюжете. С последним получилось весьма неплохо — атмосфера масштабной гражданской войны присутствует, а азиатский колорит добавляет оригинальности. Если проверенная временем формула работает, то зачем рисковать? Creative Assembly своё дело знает — студия снова сделала очередную хорошую стратегию.

Плюсы: система дипломатии и шпионажа; возможность выбрать режим игры по вкусу; особенности персонажей и их влияние на геймплей; отличная реализация китайского антуража и сеттинга.

Минусы: плохая оптимизация; неудобный интерфейс; слабый ИИ противника в тактических боях.

Читайте также: