Toca race driver 3 обзор

Обновлено: 06.07.2024

Доблестная TOCA возможно является самым реалистичным универсальным авто-симулятором на сегодняшний день, но похоже третья серия лишь на шаг отойдет от своих предшественников. По обещаниям создателей новинка вместит в себя огромное количество автомобилей от классических до супер-современных, будет изобиловать различными видами соревнований, но вот в техническом и графическом плане игра мало изменится.

Геймплей

Демо-версия позволяет ощутить ряд моментов будущей игры на примере автомобиля Honda Civic. После создания профиля и настройки управления, вы перейдете в меню, которое и станет основным полем для действий в полной версии. Здесь есть пункты: Continue World Tour и Pro Career (активна в демо). Остальные пункты - Simulation modes (неактивен в демо), Options и т.п. служат лишь для настройки игрового процесса. В Pro Career есть целый подраздел для соревнований на различных автомобилях марки HONDA, а также TMS, OpenWheel (гонки Формула-1 и ее предшественники), OFFRoad (багги, джипы 4х4 и т.п.), Touring Car (от легковых до грузовиков), Oval (кольцевые гонки на различных авто), GT и Classics ("серебрянная стрела", muscle car и т.п), охватывающий 80-летний период истории автогонок.

Всего в игре около 177 спортивных событий - кубков. Это видно в окошке любого события, где описывается количество кубков в игре в целом и количество кубков, в выбранной серии. Ожидается, что в полной версии прохождение ветки World Tour будет открывать элементы Pro Career.

Выбрав единственно доступный в демо раздел Honda Civic 2006, отправляемся на трассу DONINGTON. В описании правил гонок можно ознакомиться с типами фиксирующихся нарушений и сигнальными флагами, которые с ними сопоставлены. В том числе предусмотрено предупреждение за "неспортивное" поведение. В меню, предшествующем переходу на трек, есть возможность выполнить дополнительные настройки и тюнинг. Есть возможность отключить фиксацию тех самых "нарушений" с флагами, выбрав крестики вместо галочек в соответствующем меню, а оттюнинговать в демо-версии можно только резину - коррекции поддается состав и профиль протектора. Далее отправляемся на квалификацию, по окончании которой и проходит гонка.

Управление

На панели, справа внизу экрана, помимо цифровой индикации скорости, тахометра, иконок состояния узлов автомобиля и запаса топлива, появился интересный индикатор в виде оранжевой точки на фоне некой "мишени". Она то показывается, то прячется за местом крепления стрелки тахометра. С помощью этой точки можно лучше чувствовать инерцию движения автомобиля: резко затормозили - точка улетела вперед и вернулась в центр, поворачиваем влево - точка уходит вправо и постепенно возвращается на место. Так как при резком повороте вполне можно и перевернуться, то такой индикатор может оказаться очень даже кстати, но сначала, придется к нему привыкнуть.

Настройки управления автомобилем в игре, реализованы в полной мере. Помимо стандартного меню выбора клавиш, есть и ADVANCED для настройки зон чувствительности контроллеров ускорения, торможения, поворота и сцепления, если таковые имеются, но без тех самых продвинутых контроллеров (рулей и т.п.) это все практически бесполезно. В том же меню Driving/Control Assignments, можно выбрать тип коробки передач, где помимо типичных Manual и Automatic, присутствует ныне модный Manual with clutch т.е. ручное переключение с использованием кнопки или контроллера сцепления. Использование функции сцепления придает куда больше реализма езде, но опять же - при наличии руля. В случае с клавиатурой, это просто обяжет вас зажимать кнопку "сцепления" одновременно с нажатием на кнопку переключения передачи, и то, в основном при переходе на пониженную передачу. Переключение без "выжатого" сцепления вызовет треск и негативно отразится на коробке передач. Если двигатель заглохнет, т.е. воцарится полная тишина, то нажатие на кнопку вперед или назад пробудит его снова - никаких кнопок "зажигания" здесь нет. В меню Driving/Pro-Simulation, также есть пункты: Gravel traps, Handling и Damage - по умолчанию они отключены. Включение этих опций, позволит сделать модель вождения более сложной и реалистичной.

Автомобили соперников ведут себя совершенно не агрессивно. Предупреждения ведь выставляются не только вам, но и им, поэтому все едут как можно аккуратнее и правильнее.

Реализм и система повреждений

Разработчики увещевают, что одним из важнейших новшеств новинки, станет доработанная и реалистичная система повреждений. Действительно, в демо-версии побои на машине отражаются весьма активно, и незамедлительно отражаются на ходовых качествах. Вполне реально отбить зеркала заднего вида, повредить стекла и даже отбить стеклоочистители. Ходовая часть и коробка передач очень чутко относится к вашим ошибкам, поэтому неумелое использование "коробкой" в режиме "мануал", да еще и с активированным сцеплением, приведет к неминуемым сбоям. Например, вы будете испытывать проблемы с самовольным переключением скоростей, а поврежденные в результате ударов колеса, будут выписывать восьмерки, снижая ваши скоростные качества и управляемость авто. Все это заметно по цвету соответствующих иконок в правой нижней части экрана. При перегреве мотора, у вас есть все шансы увидеть пар вскипевшего радиатора, а при дополнительных стараниях и дым, взорвавшегося двигателя. Необходимо сказать, что серьезные повреждения приводят к прекращению вашего участия в гонке, т.е. покататься без колеса здесь не удастся.

В этой версии также, как и в предыдущих, присутствуют повторы. По окончании заезда, вы можете просмотреть всю гонку, но повторы не впечатляют особо эффектными ракурсами, которые на каждом круге в точности повторяются, а во время посещения PitStop, вам демонстрируют все тот же серый экран, что виден в меню игры.

Графика и звук

При создании профиля водителя, есть возможность выбрать национальность (правда, русских нет), а флаг уже выбирается автоматически, и затем то и дело развевается на трибунах. Зрители традиционно плоские 2D, а вот сетка на ограждении вокруг трека, очень реалистично отражается на борту вашего железного коня. В игре реализовано несколько видов камеры, в том числе из кабины, с капота, бампера и сзади. При езде традиционно остаются следы на траве и асфальте, валит дым из под колес и т.п, хотя из выхлопных труб ничего "не дымит". Музыка в меню немного неожиданна для гонок, но вполне адекватна. Озвучивание автомобиля выполнено традиционно.

Недоделки и странности

По крайней мере, в демо-версии совершенно не заметен знаменитый эффект размытия картинки, появляющийся на высокой скорости (motion blur), который так оживлял все происходящее в предыдущих версиях и позволял ощутить реализм происходящего куда острее. Особыми изысками в области графики, демо-версия не блещет. То ли в силу нехитрых форм автомобиля Honda Civic, то ли графический движок действительно перекочевал без изменений. Достоинством это не назовешь, когда, скажем последние продукты NFS, просто поражают воображение фотореалистичными композициями. Из косметических огрех, замечены исключительно черные изнутри двери авто, открывающиеся при повреждении борта, а также убогость текстуры трещин лобового стекла. Замечена ситуация, когда ведомый автомобиль вылетает с трассы, а соперники сзади останавливаются, и секунд десять, по-джентельменски выжидают вашего возвращения на трек, оставаясь на месте как вкопанные, хотя дорога перед ними абсолютно свободна. Может быть к AI прибавили философский модуль? Очень жаль, что абсолютно не прорисованы пит-стопы. Разработчики решили не растрачивать усилия на анимацию команды ремонтников и ограничилась лишь серым экраном со статистикой и опциями ремонта.

Резюме

Визуально, и в плане геймплея, особенных отличий от предыдущих версий не замечено. Мы получим добротный автосимулятор, который на этот раз, похоже вобрал в себя все возможные виды спортивных соревнований и моделей авто - своеобразная энциклопедия автогонок. В полной версии обещается тюнинг по более чем 20 различным позициям и увязка гоночных событий неким сценарием в World Tour. Игра, скорей всего не даст никаких особенных впечатлений любителям эффектных красивых гонок, вроде NFS, потому что TOCA 3 - это симулятор в чистом виде. К таким играм обращаются, когда надоедает гоночная "попса" и хочется отточить свое мастерство вождения по-настоящему, и один на один поспорить с всесторонней системой повреждений, которая обещает стать главной "фишкой" новинки, ведь разработчики обещают около сотни различных поломок авто.

Поклонники гоночных симуляторов могут ликовать. Несмотря на то, что прошлый год выдался не очень богатым на хорошие игры данного жанра, жаловаться на судьбу этим ребятам абсолютно бессмысленно. Codemasters нас не подвела: ToCA Race Driver 3 действительно удался на славу.
После провальной второй части ожидать от триквела чего-то особенного не приходилось. Мало кто верил, что разработчики справятся с задачей в столь короткие сроки. Тем более – после былых неудач. Впрочем, то, что пессимистичные прогнозы не оправдались, для нас даже хорошо. Ведь главное – качество игры, а остальное – суета!

Помните, чем нам не нравилась ToCA Race Driver 2? Верно: странной физической системой, устаревшей графикой и другими недочетами. К счастью, их исправили.
К поведению автомобиля трудно придраться: при резких торможениях его заносит вбок, и вернуть железного коня в нормальное положение чрезвычайно трудно. Прозевали поворот и спешно крутите баранку? Скорее всего, тачка развернется на 90 градусов (в лучшем случае), а вы потеряете как минимум 10 секунд, чтобы вернуться в исходное положение.
Вообще, физика близка к идеалу. Во время игры буквально чувствуешь, насколько трудно управлять автомобилем. На высокой скорости машина неконтролируема: ее заносит из стороны в сторону; начинать тормозить приходится еще за 50 метров до поворота (если не раньше), а любой выезд на траву чреват тем, что вы будете выбираться с «газона» примерно полминуты. Тише едешь – дальше будешь, как говорится.
Разумеется, умышленные столкновения, произошедшие по вашей вине, жестоко караются. За легкий «поцелуй» с чужим автомобилем вас, возможно, не накажут, но если вы стукнетесь сильно (или сделаете это несколько раз) – обязательно получите штраф. Кстати, маленький совет: вовсе не обязательно после получения пенальти проезжать по питлейну – можно не тратить на это время и попросту мчаться вперед, к финишу. В конце концов к вашему результату прибавят 20 секунд, и, по правде сказать, это немного. Если бы вы действительно устремились бы на питлейн, то потеряли бы как минмум полминуты.
Порой, увы, возникают неприятные ситуации. К примеру, здесь можно наглым образом подрезать оппонента и внезапно начать тормозить. Разумеется, пилот не успеет среагировать на ваши действия и… получит за это предупреждение! Провернули трюк еще один раз – вуаля, один из конкурентов получает штраф. Глупо и несерьезно.
Несмотря ни на что, процесс удался. Мелкие недочеты впечатления не портят, поэтому играть очень интересно. Борьба за каждое место порой растягивается на несколько минут, и исход гонки решается на последних поворотах. ToCA Race Driver 3 – сложная игра, здесь нельзя расслабляться вплоть до самого конца.
Этому весьма способствует большое число представленных в игре чемпионатов. Их едва ли можно сосчитать, да и нужно ли? Абсолютно разные классы машин и, как следствие, различные трудности и задачи. Например, гонки на быстрых, но трудноуправляемых болидах – настоящее пекло, игра одной ошибки; на медленных – спокойные состязания, в которых от вас требуются виртуозность и недюжинное мастерство, но никак не отличная реакция.
Кстати, если уметь аккуратно лавировать меж автомобилями, вполне реально пробираться с последнего места в середину пелотона за один круг. Слабые гонщики боятся развивать высокие скорости; при желании можно обходить по нескольку из них за один поворот, при этом не особо напрягаясь. Здесь, как водится, все зависит от вашего мастерства. На прямых обгонять конкурентов практически нереально: там разница в скорости вряд ли будет достаточной для выигрыша позиции. Увы.
Вообще, конкурентов у ToCA Race Driver 3 фактически нет. Игра самобытна, интересна и непохожа на другие гоночные проекты. Нет, найти аналогичные творения можно, только они совершенно другого уровня. Более низкого, разумеется.
Графическая составляющая – не на высоте. Она неплохая, спору нет; модели автомобилей в целом удались, дороги выглядят красиво, да и отражения солнечных лучей выполнены чудесно. Но, с другой стороны, бедно обставленный питлейн, некрасивые борты, тусклые краски и прочие недостатки значительно портят картину. Визуально ToCA Race Driver 3 могла быть значительно лучше.
Но в таких играх нужно ценить не внешний лоск, а геймплей. И я вынужден констатировать факт: невзирая на мелкие огрехи, он великолепен. Динамичное, увлекательное действие, приправленное хваленой реалистичностью и хорошей физической системой, попросту не может остаться без оваций. Ликуем!

Итоговые комментарии:

ToCA Race Driver 3 – один из наилучших гоночных симуляторов последних нескольких лет. Взглянув на эту игру, понимаешь: да, идеала нет и не будет. Но благодаря сильным мира сего (речь идет о Codemasters) мы к нему очень близки.
Поэтому я склонен рекомендовать игру не только ценителям жанра, но и тем, кто хочет почувствовать, сколь хороши современные технологии, понять, что физика в электронных развлечениях может быть вполне реалистичной. В общем, безусловный хит!

Геймплей: увлекательный, захватывающий, интересный. Поклонники гоночных симуляторов точно будут в восторге!
Графика: неплохая, но не выдающаяся. Движок не слишком современен и вряд ли соответствует требованиям сегодняшнего дня. Безусловно, разработчикам есть над чем поработать.
Звук: добротный, но ничем не примечательный. Рев моторов, свист покрышек – чему тут удивляться?

Автомобильные симуляторы — пожалуй, один из наиболее узких и заштампованных жанров. Фантазии разработчиков здесь и развернуться-то негде. Из года в год они соблазняют игроков по одной и той же схеме: красивый движок, реалистичная физика и куча лицензированных машин. Скукотища.

К счастью, и в этом железобетонном правиле нашлась брешь для приятного исключения. Имя ему — гоночная серия ToCA Race Driver . Потрясающий сюжет, органично переплетающийся с гонками, — вот чем запомнились нам первая и вторая “Токи”. Выходящая же в конце этого года ToCA Race Driver 3 (она же — ToCA Race Driver 2006 ) предложит автогурманам еще больше плюшек.

Кадр из повтора. Обратите внимание на то, как смазан задний фон, - камера явно движется параллельно машине.

Почти все автосимуляторы — это, первым делом, игры про машины. Даже серия Colin McRae Rally от все той же Codemasters посвящена вовсе не Колину Макрею, как можно было бы подумать, а раллийным болидам. А вот с ToCA Race Driver — совсем другая ситуация. Первая часть запомнилась удачным сюжетом, превосходной атмосферой и очень продуманным режимом карьеры. За все это ей простили многое, например не самую красивую по тем временам графику и весьма средне смоделированное поведение машин. В ToCA Race Driver 2 разработчики исправили почти все свои просчеты: подлатали физику, улучшили графику, усовершенствовали искусственный интеллект и так далее.

В третьей части сотрудники Codemasters решили не ограничиваться работой над ошибками. Теперь “Тока” — это не только игра о машинах, гонщиках и соревнованиях, но и захватывающий интерактивный рассказ об автоспорте в целом. Как и прежде, мы выступаем в роли начинающего пилота, которому предстоит непростой путь к вершинам славы. Но если раньше можно было гоняться только в классе Touring Cars, то теперь ассортимент соревнований расширен аж до семи позиций. Помимо Touring Cars будут: Grand Tourismo, внедорожники, Open-wheel (“формульный” класс), ралли, кольцевые гонки и исторический класс, в котором нам обещают встречу с самыми знаменитыми машинами за всю восьмидесятилетнюю историю автоспорта. Переоценить такую щедрость со стороны Codemasters просто невозможно: это как если бы EA Sports выпустила проект EA Everything 2006 , в который включила бы футбол, хоккей, баскетбол и еще пяток популярных видов спорта.

Эк ее раскорячило! Не завидую пилоту, ей-богу.

Каждый из упомянутых гоночных классов делится на несколько подклассов. К примеру, чтобы пробиться в “Формулу 1”, придется начать в картинг-классе, а затем последовательно пройти все промежуточные ступени: “Формулу 1000”, “Формулу BMW” и т.д. Что приятно, в режиме карьеры можно будет переходить из одной гоночной дисциплины в другую, однако каждый раз начинать придется со стартовых ступеней. Это логично: ваши успехи в GT мало что значат в ралли. Всего же в ToCA Race Driver 3 будет более трех десятков видов соревнований — в два раза больше, чем в предыдущей части.

Хорошим подспорьем в разработке столь амбициозного проекта стал бездонный кошелек компании Codemasters, которая захапала лицензии чуть ли не на все, что относится к автоспорту. Обещается более пятидесяти трасс, полностью повторяющих свои аналоги из реальной жизни. А число доступных для управления автомобилей, по слухам, уже перевалило — начинаем падать со стула! — за три сотни. Восемь десятков разнообразных запчастей прилагается.

Собственно, огромный выбор машин, трасс и типов соревнований — и есть главный козырь разработчиков, так как это значительно расширяет целевую аудиторию игры. Тем не менее Codemasters собирается брать покупателей не только количеством, но и качеством.

Аккуратненько входим в поворот.

Пообещать почти десяток видов соревнований и несколько сотен автомобилей сможет любой дурак, лишь бы деньги были. А вот соорудить из этого невероятного винегрета действительно интересную игру — уже куда более сложная задача. Ведь если болиды различных классов будут отличаться лишь внешним видом и скоростью, а компьютерные оппоненты в каждой гонке станут намертво прилипать к идеальной кривой прохождения трассы, то грош цена всему этому ассортименту. К счастью, сотрудники Codemasters неплохо знают свое дело, так что их обещаниям уделить особое внимание физической модели и искусственному интеллекту стоит верить.

Начнем с физики. По словам разработчиков, в ToCA Race Driver 3 разницу между машинами можно будет заметить невооруженным глазом. Поэтому для каждого класса придется вырабатывать собственный уникальный стиль вождения. А это автоматически повышает интересность игры чуть ли не в несколько раз. Кроме того, нам обещают очень детальную модель повреждений. Нравится эффектно пробуксовывать при разгоне и оставлять жирные тормозные следы перед крутыми поворотами? Тогда готовьтесь к частым заездам на пит-стоп — менять изношенные шины. Ну, или к головокружительному кульбиту в кювет из-за потери управляемости. Не привыкли щадить движок, любите излишне перегазовывать и некорректно переключаться на “нижние” передачи? До свидания, дружище, передавайте привет техникам своей команды, у них сегодня будет много работы. Обожаете агрессивную езду с подрезаниями и столкновениями? Нет проблем, видимо, вам хочется пройти гонку без антикрыла и с протекающим радиатором, не так ли?

Блики, потрясающие текстуры, корпус, из которого не выпирает ни одного полигона, салон, виднеющийся за стеклами, - сотрудники Codemasters, отвечающие за модели автомобилей, заслуживают уважения.

Помимо неаккуратного вождения на поведение болида будут оказывать влияние и некоторые другие факторы. Например, погода: грязь и пыль на дороге обязательно негативно скажутся на системе охлаждения двигателя. Или даже банальная случайность — у автомобиля может неожиданно спустить колесо или заклинить двигатель. Однако с последним, на мой взгляд, главное не переборщить: мало кого порадует вылет из финального заезда по причине неожиданного отказа машины.

Здорово? Не то слово! Но самые, пожалуй, заманчивые обещания разработчиков касаются искусственного интеллекта. Разумеется, в различных классах оппоненты будут вести себя по-разному. Дальше — интереснее. Так, для расчета траектории прохождения того или иного участка трассы компьютер будет пользоваться весьма сложными алгоритмами, которые учитывают массу параметров: положение автомобиля, наличие поблизости оппонентов и даже знания, полученные в процессе наблюдения за соперниками на уже пройденных участках трассы. Другими словами, AI будет не только оперативно реагировать на текущую ситуацию, но и извлекать опыт из ошибок и успехов, причем не только своих, но и чужих. Если, скажем, попытка заблокировать вам траекторию обгона ни к чему не привела, то вполне возможно, что в следующий раз противник попробует другую тактику. То же самое коснется и стратегии заездов на пит-стоп — компьютер будет пробовать разное количество остановок, стараясь поддерживать свою машину в оптимальном состоянии на протяжении всего заезда.

По традиции уделим немного места графике, звуку и музыке. Почему “немного”? Ну, просто потому, что ждать от создателей красочной серии Colin McRae Rally автосима с уродливой графикой глупо. Судя по скриншотам, ToCA Race Driver 3 будет выглядеть просто отлично: детализированные трассы, симпатичные спецэффекты, потрясающие модели машин.

Насчет звука разработчики говорят примерно следующее: “ К сожалению, не существует подходящих эпитетов, чтобы описать качество нашего звукового движка, но на данный момент это лучшее, что нам когда-либо доводилось слышать в играх ”. Нескромно, конечно, но, тем не менее, похоже на правду. За музыку лично я тоже спокоен: фирма, которая уже в первой “Токе” не пожалела денег на известный хит Sweet Home Alabama группы Lynard Skynard, вряд ли подложит нам свинью.

В последнее время разработчики автосимуляторов стараются делать поведение каждого из компьютерных оппонентов индивидуальным. Создатели ToCA Race Driver 3 также решили не отставать от моды и обещают нам самых разнообразных гонщиков — от робких новичков, сиротливо жмущихся к обочине при первых же проявлениях агрессии со стороны конкурентов, до полных беспредельщиков, которые временами даже правила будут нарушать (разумеется, со всеми вытекающими последствиями, включая дисквалификацию). Помимо сознательного нарушения правил у компьютерных оппонентов будут и случайные фолы, а также банальные ошибки при вождении. Кроме этого AI научат должным образом реагировать на любое изменение текущей ситуации: запас топлива, изношенность шин, степень повреждения машины и так далее. Причем и эти реакции, скорее всего, будут зависеть от характера гонщика.

Это нововведение однозначно пойдет игре на пользу, ведь соперничать с разными, не похожими друг на друга гонщиками куда интереснее, чем гоняться со стадом клонов.

Что ж, похоже, признанные мэтры автосимостороения из Codemasters выбрали почти беспроигрышный рецепт создания качественной игры. Отличные графика и звук, мощная физика, умный искусственный интеллект, множество режимов игры — что еще нужно для полного счастья? Пожалуй, только одно — сделать все эти обещания явью.

Будем ждать? Самый масштабный автосимулятор за последние несколько лет. Интереснейший режим карьеры подкреплен мощным графическим движком и лицензиями на все, о чем только можно мечтать. Пропустить такое — почти преступление.

Наиболее уязвимое место любого гоночного симулятора — монотонность. Красивая графика, невероятная аутентичность, внимание к мелочам — все эти бастионы рано или поздно сдаются под натиском банальной скуки. Кто-то может отмотать тысячу кругов без единого позыва на зевоту? Примите наши поздравления, а заодно и бесплатный совет — при первой же возможности сходить на консультацию к психиатру.

Хотя стоп! Можно обойтись и без вмешательства врачей, ведь в этом году фармацевтами Codemasters создана уникальная вакцина от гоночного однообразия — симулятор ToCA Race Driver 3.

Вот это мы называем крутящим моментом!

Для затравки риторический вопрос: что может быть лучше хорошего гоночного симулятора? Верно — только два хороших гоночных симулятора! Или три. Или даже четыре.

Неужели все так просто? Ведь многочисленные примеры из игровой индустрии убедительно доказывают, что количество не только не перерастает в качество, но и зачастую хоронит под собой все то разумное, доброе и вечное, что было в начале. Но, поверьте, бывают и исключения.

Начнем с голых фактов. Первая ToCA Race Driver, как известно, представляла собой достаточно заурядный симулятор класса GT, не лишенный, впрочем, некоторых оригинальных идей — например, увлекательного режима карьеры с собственным сюжетом. Но меньше чем за пять лет серия совершила просто чудовищный шаг вперед, объединив под одной крышей аж три с половиной десятка гоночных дисциплин. Читайте по губам — не чемпионатов, а именно дисциплин. Обожаете GT? Получите и распишитесь. Любите формульные гонки? Никаких проблем. Фанатеете от легендарных болидов прошлого? Опять по адресу. Хотите прокатиться на грузовике, багги или принять участие в ралли? И снова в яблочко! Все это и многое другое есть в ToCA Race Driver 3.

Умение блокировать обгон зачастую приносит больше пользы, чем умение безупречно проходить повороты.

В чем тут подвох? Наверняка симуляция хромает на обе ноги? Или графика тошнотворна? Или AI туп как дерево? Не будем врать — совсем обойтись без косяков в проекте подобного масштаба не получилось бы и у непогрешимого демиурга. Так что странности и недоделки в ToCA 3 есть, и мы еще к ним вернемся. Но в целом, объем, а главное, качество проделанной работы просто потрясают.

Для начала о самом важном, то есть о реалистичности. Похоже, Codemasters таки удалось нащупать золотую середину между сложностью и играбельностью. Практически любой игрок сможет настроить ToCA 3 в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Количество кругов, зубастость AI, реалистичность управления, соблюдение правил заездов, чувствительность машины к повреждениям — все это поддается настройке в самых широких пределах. Обделенными в этой нирване себя смогут почувствовать лишь адепты секты «Реализм любой ценой!», но и у них растает сердце при виде подобной гибкости. Настройка мертвой зоны и кривой отклика? Без проблем. Регулировка антиблокировочной системы, высоты дорожного просвета, угла наклона антикрыла или жесткости подвески? Пожалуйста! Модернизация автомобиля запчастями от известных производителей? Сколько угодно! Семьдесят лицензированных машин и восемь десятков скрупулезно смоделированных треков? Вот они — все перед вами.

Доступ к этим сокровищам грамотно разбит на три основных игровых режима: мировое турне, карьера и быстрые гонки. Начинать знакомство с ToCA 3 лучше всего именно с «турне», состоящего из 32 этапов, по два-три соревнования разных типов в каждом. Для доступа к новому этапу достаточно пройти всего один чемпионат из предыдущей ступеньки, причем первое место занимать зачастую не обязательно. По умолчанию реалистичность в этом режиме минимальна, что позволяет привыкнуть к особенностям управления игрой и в легкой развлекательной форме ознакомиться со всеми типами гоночных дисциплин, заодно запомнив самые коварные места на треках, — все это потом пригодится в карьере и одиночных заездах.

Дополнительным украшением мирового турне является убеленный сединами, но все еще бодрый и юморной механик-шотландец, который дает советы и отпускает шуточки во время заездов, а также постоянно мелькает в видеороликах, причем зачастую в обществе грудастых и попастых «мотор-бэйби».

Самые простые гонки в игре — на овальных трассах.

Полностью оценить симуляторные возможности ToCA 3 в турне нельзя — как мы уже говорили, этот режим максимально упрощен. Здесь можно вообще не проходить квалификацию, получая при этом место в середине или первой трети пелетона. Также отсутствуют штрафные санкции за опасное вождение, да и повреждения машин при столкновениях в большинстве случаев не представляют большой опасности.

Зато подобная легализация беспредела позволяет воочию убедиться в коварстве и безбашенности компьютерных пилотов. Как и было обещано, в игре представлены несколько типов водителей: есть и робкие тихони, которые прекращают любую попытку обгона при малейшем намеке на блок, а есть и настоящие самоубийцы, которые скорее вылетят в траву или впечатаются в борт, чем откажутся от задуманного маневра. Наиболее злобные противники умело противодействуют обгону, подрезая вас в поворотах или вытесняя с асфальтового покрытия. Некоторые водители не стесняются аккуратно подтолкнуть оппонента в задний бампер в момент вхождения в поворот, в результате чего вы имеете хорошие шансы сорваться в занос или врезаться в соперников, создав на треке кучу-малу. Наиболее острые ощущения от подобных тесных контактов ждут вас в формульных гонках open-wheels, где даже легкий зацеп открытым колесом может привести к самым печальным последствиям.

Гоночный «карамболь»: рикошет от борта в красный «шевроле».

Что интересно, в режиме карьеры на более реалистичных настройках управления и при включенных флагах за нарушения на трассе поведение компьютерных пилотов меняется незначительно. А ведь в реальной жизни за большую часть вышеописанных фокусов не только дисквалифицируют или штрафуют дополнительными секундами, но и натурально бьют морды после соревнования. Есть и неприятные глюки с выдачей флагов за грубое вождение. Пример номер один: вы «клюете» в бампер впереди идущую машину, у нее отлетает антикрыло. Судьи безмолвствуют. Через десяток секунд похожим образом толкают уже вас. И вот он — флаг за нарушение! Беда лишь в том, что «награду» получает не настоящий виновник, а вы сами. Не все гладко и с определением срезов, иногда можно получить обвинение в сокращении пути после вылета за внешний край трека — ничего себе срез!

Впрочем, это банальные артефакты, не отловленные тестерами. Есть проколы и серьезнее. К примеру, классические американские гонки на овальных треках сделаны чересчур упрощенно, поэтому проиграть подобные соревнования невозможно в принципе — придавил педаль газа кирпичом и накручивай круги одной рукой, неспешно попивая чаек. На таких треках, как Dover и Indianapolis 500, уже на пятом круге отрыв от ближайшего конкурента может достигать полуминуты. Это уже даже не фантастика, это бред. Есть определенные претензии к реализму в экзотических соревнованиях, например, в гонках багги и монстертраков-внедорожников. Да и нарисованы эти редкие «звери» заметно хуже тех же Touring Cars.

Кстати, о графике. Рассказывая о ToCA 3, нельзя обойти вниманием шустрый и вполне современный 3D-движок. Первое, на что вы обратите внимание, — то, с каким тщанием и любовью здесь смоделированы машины. На достойном уровне реализована модель повреждений: вмятины в кузове, оторванные бампера, спойлеры, висящие на соплях дверцы, разбитые фары и потрескавшиеся стекла, погнутые оси, разорванные покрышки и отлетевшие колеса — любителям автомобильной расчлененки есть где проявить свои таланты. Треки сделаны на твердую четверку: дорожное покрытие, особенно асфальт и бетонные плиты, практически безупречны, а вот за пределами трассы уже попадаются неудачные текстуры.

Есть определенные нарекания в адрес погодных эффектов — например, дождь в раллийных гонках сделан просто безобразно. Одним словом, планка качества графики поднята достаточно высоко, но простор для совершенствования все еще огромен. Также не помешала бы возможность прослушивания музыки во время гонок — раз уж основной упор в игре сделан не на реализм, а на фан.

ToCA Race Driver 3 — красивый симулятор с небольшим перекосом в сторону аркады, интересным AI, богатейшими возможностями настройки и просто невероятным игровым наполнением. При этом фантастическое количество машин, треков и соревнований, засунутое разработчиками всего на один DVD, практически не отразилось на общем качестве игры. И приговор здесь может быть только один: любой поклонник гоночных игр просто обязан заполучить новую ToCA в свою коллекцию.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 85%

Геймплей: 9.0

Графика: 8.5

Звук и музыка: 7.5

Интерфейс и управление: 9.0

Дождались? 70 лицензированных машин, 80 треков, 35 гоночных дисциплин, красивая графика и достойный звук. Мы, если честно, не понимаем, почему вы все еще читаете эти строки? Марш в магазин!

Читайте также: