The bureau xcom declassified обзор

Обновлено: 07.07.2024

О шутере от первого лица по мотивам сериала X-COM говорят уже почти десять лет. Игра должна была стать еще одним жанровым ответвлением пошаговой стратегии — в духе симулятора космического истребителя X-COM: Interceptor (1998) и TPS X-COM Enforcer (2001).

Стартовавшая в 2006-м разработка игры затянулась — проект футболили между различными студиями Irrational и подразделениями издателя 2K Games, потом об игре вообще перестали говорить и писать. Но в конце апреля был объявлен The Bureau: XCOM Declassified — шутер в мире XCOM, разработку которого заканчивает 2K Marin (на минуточку, создатели BioShock 2).

Время действия The Bureau — 1962 год. Джон Кеннеди — президент, холодная война в самом разгаре, операция в заливе Свиней уже провалилась, Карибский ракетный кризис еще на подходе. Наше Бюро — одно из многочисленных подразделений американского правительства, созданных для борьбы с мировым коммунизмом. И пришельцами.

На сегодняшний день тут, пожалуй, и скрыт самый интересный сеттинговый подтекст. Перед нами не доблестные рыцари без страха и упрека, а прожженные, закаленные в боях агенты. Они привыкли делать для правительства грязную работу — и если бы не внезапное вторжение инопланетян, то они так и промывали бы мозги несчастным гражданам о том, как хорошо жить в Америке и как плох СССР.

The Bureau: XCOM Declassified

Важнейшей задачей Бюро была антисоветская пропаганда и устранение любой агитации против США, так что, когда пришельцы напали, их укрывательские таланты как раз пришлись в пору. Похоже, нас ждет мрачная, обезжиренная версия «Людей в черном», где вместо вспышки нейролизатора с последующим стиранием памяти ненужному свидетелю прострелят череп, а потом спрячут труп.

Главный герой игры — Уильям Картер, лидер оперативной группы Бюро. Это Дэйл Купер, Элиот Несс и Фокс Малдер в одном собирательном образе федерального агента. Квадратная челюсть, фетровая шляпа, помповый дробовик наперевес.

Дальнейшее представление о сюжете дает тщательно стилизованный под «Супер 8» Дж. Дж. Абрамса ролик: американский мальчик крутит педали велосипеда и видит в небе над городом складывающийся из черных кубиков инопланетный корабль, — а в бункере XCOM на выезд уже собираются суровые мужчины в шляпах и костюмах-тройках.

The Bureau: XCOM Declassified

Заляпанные зеленой слизью полицейские автомобили, инопланетные дроны, кружащие над идиллическим американским пригородом. Первые картинки из игры очень напоминают L.A. Noire — только с высокотехнологичными браслетами на запястьях и плазменными винтовками в руках оперативников.

Рок-н-ролл под Пентагоном

The Bureau: XCOM Declassified

Действие в любой момент можно заморозить, задействовав опцию Battle Focus, и в режиме паузы отдавать приказы напарникам. В списке команд — стрельба, перемещения и использование спецспособностей. Именно из-за опции тактической остановки боев разработчики отказались от мультиплеера.

The Bureau: XCOM Declassified

Будут классы оперативников, подбор экипировки бойцов перед началом миссии и возня с конфискованными инопланетными технологиями. Вместо раскидывания ресурсов по разным исследовательским проектам — простое развитие технологий и способностей по мере набора очков опыта. Экспериментальное оружие можно будет распределять между оперативниками как вам захочется.

База у Бюро — некастомизируемая. Она содержит десяток NPC, с которыми Картер будет общаться между операциями.

Джентльмены против пришельцев

Действие делится на сюжетные задания на карте США и побочные квесты в подземной базе Бюро. Все миссии — боевые, сходные по характеру. По словам авторов, они хотят рассказать предельно динамичную историю. Каждая операция в The Bureau сюжетно важна, тут нет абстрактного стратегического продвижения вперед, зато есть красивый, стремительный сюжет, по которому нас будут вести, не забывая, впрочем, про свободу действий внутри каждого задания.

The Bureau: XCOM Declassified

Смерть напарников в игре необратима: как и в Enemy Unknown, пушечное мясо генерируется случайным образом и массово гибнет во время миссий.

Сверхзадача The Bureau — стать сюжетным приквелом XCOM: Enemy Unknown, показать первый контакт людей с инопланетными расами. Попытки американского правительства скрыть инопланетное вторжение от русских должны объяснить, почему в XCOM игра снова начинается с примитивного земного вооружения, а не с открытых в The Bureau технологий пришельцев. Если сюжетные миссии посвящены войне с пришельцами, то секретные квесты — уничтожению информации о контактах землян с инопланетным разумом и о самом Бюро.

XCOM: Enemy Unknown — это хардкорная пошаговая стратегия, вышедшая в эпоху, когда игры этого жанра уже не делают. По логике, она должна была провалиться в прокате. Вместо этого XCOM оказалась одной из самых успешных игр 2012 года.

Потенциальная аудитория The Bureau — любители тактических шутеров, в наше время вынужденные играть в кооперативные онлайновые FPS. Это люди, помнящие первые части Ghost Recon и Rainbow Six — и крайне недовольные тем, во что превратились обе эти серии. Если 2K Marin и в самом деле делает беспощадный к пользователю симулятор спецподразделения, то у The Bureau есть все шансы повторить судьбу XCOM. Мы, по крайней мере, уже скрестили перед собой пальцы.

Игры серии XCOM давно приобрели широкую популярность у геймеров. Я думаю, многие помнят изумительную UFO Defense, удостоенной многочисленных званий «Игра года» и ставшей лучшей игрой всех времен по версии IGN. Последующие игры серии не приобрели такую популярность, а Enforcer так и вовсе не ругали только те, кто про него ничего не слышал. Однако после недавнего успешного перезапуска в виде Enemy Unknown, на Bureau, о котором и пойдет речь, стали возлагать большие надежды. А вот оправдали ли их разработчики, вы узнаете прямо сейчас.

«The Bureau» стоит тут впереди не просто так, это не тот пошаговый XCOM, который мы привыкли видеть, однако это неплохая его вариация в виде тактического шутера от третьего лица, лишь только внешне похожего на Mass Effect .

Не смотря на то, что игра изначально планировалась совсем не такой, какой она вышла в свет т. е. Икс-комом там почти и не пахло, но в итоге разработчикам всё же пришлось сделать свой икс-ком в 60-х с сектоидами и шляпами.

Интрига до самого конца

Игра начинается с довольно продолжительного пролога, который несёт скорее ознакомительную роль, чем обучающую. Нас знакомят с управлением, интерфейсом, игровым процессом, тактикой, противниками, а так-же с персонажами. На вопрос что вообще происходит? Нам отвечают на протяжении всего пролога и довольно содержательно. Так-же игра знакомит нас с общим характером игрового процесса — перестрелка, пробежка, диалог, изучение какого-нибудь предмета с парочкой фраз от напарников, записки, рисунки, фотографии, аудиозаписи — подобного добра в игре хватает и это неплохо дополняет атмосферу игры.

Не то, чем кажется на первый взгляд. Обзор The Bureau: XCOM Declassified.

Показав себя с самой положительной стороны в прологе, Картер вместе с начальством прибывает на секретную базу Бюро и становится полноправным агентом Бюро икс-ком.

Прочь с моей планеты!

Картер конечно обладает определённой харизмой, но разговоры точно не его стихия, зато вот в зачистке планеты от серых человечков ему равных нет. Вместе с парой других агентов нам предстоит пачками отравлять пришельцев с нашей планеты на тот свет. Однако в нашем распоряжении далеко не супер-герои, а против нас самая что ни на есть высшая раса превосходящая нас как в вооружении, так и численности, кроме того объеденные в один коллективный разум — «Мазаику». Что такое Мазаика нам будут пытаться объяснить на протяжении всей игры, но это уже забота учёных, а у нас есть дела на поле боя.

Работа нас ждёт нелёгкая, особенно при игре на максимальной сложности. В целом механика боя похожа X-com enemy unknown , только в реальном времени и в формате тактического шутера от третьего лица с двумя напарниками и нет — это не Mass Effect . Нас ждут уже привычные нам по пошаговой серии X-com полные и частичные укрытия, а так-же обходы с фланга, только проблем с меткостью здесь ни у кого нет — наши напарники и враги почти всегда попадают в цель, вместо этого укрытия здесь влияют на получаемый урон, скажем пришелец засевший в укрытии будет получать только 25% урона, но если обойти его с фланга, урон будет уже 100%, а если ещё и в окружение его взять, то множитель урона может перевалить и за 200%. Работают это в обе стороны, по этому перестрелки из укрытия в укрытия здесь ужасно неэффективны, придётся постоянно двигаться, либо поручить обходы с фланга нашим напарникам. Быстрая реакция здесь вам не союзник, а контроль над ситуацией, тактическое мышление и быстрое адаптирование под ситуацию очень помогут выйти победителем из любой схватки.

Оружие пришельцев мощнее нашего, сами они в целом более живучие, действуют слаженно и решительно, отдельные проблемы доставляет их подкрепления в специальных капсулах — казалось бы перестрелял очередной взвод чужих, но новые неприятности падают буквально с неба, приходится быстро адаптироваться под ситуацию иначе нас перестреляют как уток. Отдельную головную боль доставят летающие враги, с фланга их обойти нельзя, но при этом здоровья им хватает на целую обойму, есть и игре и парочка летающих боссов, причём на довольно ранних этапах игры.

Воевать мы будем в основном городской местности, но внимание пришельцев так же не обходит стороной и сельскую местность, там мы тоже будем воевать частенько. Не обошлось тут и без всевозможных башен и комплексов чужих, которые они успели обосновать на Земле. Пришельцы здесь не просто инопланетные гости, скорее очень агрессивные поселенцы.

Большинство локаций в игре довольно просторны и открыты для тактических манёвров. Укрытия и открытые пространства сочетаются довольно грамотно, всегда есть возможность зайти сбоку или в спину, но учтите, что наши враги тоже на месте не засиживаются, следить за ситуацией придётся постоянно.

Не то, чем кажется на первый взгляд. Обзор The Bureau: XCOM Declassified.

Начинать игру мы будем с земным оружием, которое здесь кстати полностью соответствует эпохе 60-х годов США, но постепенно будем находить новое лазерное, а потом и плазменное оружие, из которого не так давно стреляли по нам. Никаких научных разработок не потребуется, после нахождения новой пушки ей смогут пользоваться все агенты без всякой подготовки, видать стрелять из их оружия не сложнее чем с земного. Помимо оружия каждый агент надевает за спину специальный ранец, дающий определённый бонус, этих ранцев к концу игры у нас накопится столько, что хватит на все случаи жизни.

По мере нахождения неземного оружия, земное никуда не денется, оно и патроны к нему будут валяться по всюду на протяжении всей игры, при желании игру можно пройти используя только земное оружие.

Один в поле не воин

Особое внимание стоит уделить нашим братьям по оружию, это не живые личности раскрывающие нам душу в перерывах между миссиями как в Mass Effect, нанимая агентов мы сами можем выбрать им имя, внешность и предысторию от которой зависят некоторые пассивные бонусы, пол агентов выбирать нельзя, все агенты — мужчины, видимо в США 60-х над женщинами-вояками лишь смеялись.

Одна женщина — агент по сюжету всё же есть, но командовать ей на полных правах нам не дадут.

Напарники здесь всего лишь инструменты для ведения боя, но при этом очень важные инструменты, при должном умении их использовать, стрелять самому вообще не придётся. Как и любой инструмент без мастера наши агенты без нашего приказа и пальцем не пошевелят, не в буквальном смысле конечно, но без нашего руководства ничего особого они делают не будут, разве что займут укрытие и будут стрелять куда глаза глядят, убегать от гранат они к частью тоже умеют без всяких указаний, на этом прелести союзного ИИ заканчиваются. Всё это сделано специально для того, чтобы за них думали мы, иными словами тупость наших подчинённых должна мотивировать нас брать инициативу в свои руки.

К счастью управлять напарниками здесь не сложно и довольно удобно — одна волшебная кнопка и время замедляется, враги видны сквозь стены и перед нами раскрывается простор для планирования — кому и какое укрытие занять? Какую способность кому и куда применить? На какой цели сфокусировать огонь? Всё ложится на наши плечи, можно отдать сразу несколько приказов и агент охотно выполнит их соблюдая очередность. Стреляют наши напарники на удивление метко и бьют не хуже самого командира, однако они очень уязвимы, особенно в начале игры.

Не то, чем кажется на первый взгляд. Обзор The Bureau: XCOM Declassified.
Не то, чем кажется на первый взгляд. Обзор The Bureau: XCOM Declassified.
Не то, чем кажется на первый взгляд. Обзор The Bureau: XCOM Declassified.

Врагов всегда много, у пришельцев здесь тоже есть свои командиры штампующие летающих дронов, помощники командиров накладывающих щит на своих союзников, много мелкого мяса и даже мини-боссы вроде мутонов и сектоподов. В нашем же распоряжении всегда только два агента, не считая самого Картера, и оно скорее даже к лучшему — управлять и следить за целым взводом было бы намного сложнее с учётом того, что даже проследить за двумя оболтусами — проблема ещё та, жизнь им явно не дорога — умереть они могут и их смерть вполне допустима, но крайне нежелательна. Как только полоска здоровья опустеет, агент упадёт на землю и начнёт истекать кровью, привести его в чувство можем либо мы сами, либо можем приказать сделать это другому агенту, тоже самое относится и к нам — беспомощно истекая кровью нам только и остаётся, что отдавать приказы нашим агентам и надеяться, что всё пойдёт по плану.

Чем чаще агенты падают на землю, тем быстрее их нужно приводить в чувство. На самом высоком уровне сложности всё ещё сложнее: оказать агентам первую помощь мы можем, а вот встать они смогут только по окончанию боя.

Не то, чем кажется на первый взгляд. Обзор The Bureau: XCOM Declassified.

Как и в X-com enemy unknown все агенты поделены на специальности. Солдат отвлекает врагов на себя. Разведчик здесь местный аналог снайпера. Инженер может ставить мины и турели. Боец поддержки усиливает и защищает союзников, а так-же ослабляет врагов. Сам Картер обладает уникальными способностями, доступными только ему, например способность лечить отряд есть только у него — эдакое второе дыхание. Есть в игре и система развития агентов, развивать их можно по разному: например инженеру предстоит сделать выбор между лазерной и ракетной турелью, разведчику на выбор уход в невидимость или приманка. Впрочем ничего не мешает прокачать двух агентов одинаковых специализаций с разным набором умений. Оружие агентов у каждого своё, разведчик, ясно дело, использует только снайперские винтовки, инженер — дробовики, боец поддержки — пистолеты (не самое слабое оружие в игре надо сказать), солдат — винтовки и автоматы. Со временем можно давать им аналогичное оружие чужих. Сам Картер может использовать два любых вида оружия, метать гранаты так же из всех оперативников икс-кома умеет только он, видимо у пришельцев научился, не иначе.

Атмосферу в бою создаёт озвучка, молча тут никто не воюет и у агентов есть реплики на все случаи жизни, а у Картера ещё и приказы на все случаи жизни с разными интонациями в зависимости от обстановки.

Есть в игре и небольшой элемент стелса, пока враги нас не видят можно тщательно спланировать атаку и нанести внезапный удар перехватив инициативу, что интересно приказы в это время Картер отдаёт шёпотом — мелочь, а приятно.

Война войной, а обед по расписанию

На нашей базе тоже есть чем заняться, помимо того, что мы часто будем говорить с учёными, солдатами, начальством и другим персоналом, мы так-же время от времени будем выполнять кое-какие побочные задания в пределах базы, чаще всего — что-то или кого-то найти, награды за такие побочные задания довольно не очевидны, опыт мы получаем исключительно только за убийство врагов, новое снаряжение мы находим непосредственно на поле боя, так что в качестве нам иногда будут выдавать новые автономные операции — это тоже побочные задания, но уже не для нас, а для наших напарников — что-то наподобие братства в Assassin’s creed. Есть ещё и так называемые малые операции — небольшие мини-задания — вылетаем мы на них лично и по прибытию делаем обычную работу на поле боя. В качестве награды за все побочные задания мы получаем либо новый ранец, либо вербуем нового агента, как правило уже опытного ветерана, но главная награда — это драгоценный боевой опыт — отправляясь на задание наши агенты гарантированно получат повышение, хороший способ прокачать новичков которых не очень разумно брать на большие операции, если только вы не хотите усложнить себе жизнь.

Не то, чем кажется на первый взгляд. Обзор The Bureau: XCOM Declassified.
Не то, чем кажется на первый взгляд. Обзор The Bureau: XCOM Declassified.

Концовок в игре несколько и одна из них всё же приводит к излечению «лунатизма».

Тайное становится явным

Пришельцы и люди — не единственные участники войны, есть ещё и третья сторона сущность редкая как у людей, так и у пришельцев. Бывают игры, в которых ближе к концу хочется по быстрее добежать до финала и забыть, здесь The Bureau: XCOM Declassified вас приятно удивит.

Тайна загадочного кейса из пролога игры постепенно раскрывается ближе к концу и по максимуму набирает обороты прямо перед финальной миссией поражая игрока мощным твистом, который никого не оставит равнодушным, ведь такое можно увидеть и главное почувствовать только в видео-игре. Развязка объясняет способности Картера, камеру от третьего лица, прочие особенности управления и интерфейса, да и протагонист ли Картер вообще? Такой вот тонкий мостик между сюжетом и игровыми условностями — ещё одна приятная мелочь. Без сомнения, финальная часть игры — самая сильная и игру стоит пройти хотя бы только ради этого.

Bureau: XCOM Declassified

Впрочем, поначалу ничто не предвещало подобного развития событий. Студия 2K Marin анонсировала шутер во вселенной XCOM еще в 2010-м, и тогда он выглядел как этакая интерактивная версия «Охотников за привидениями» с нервной пальбой по черным сгусткам жутких силикоидов, подчиняющих своей воле американских домохозяек, и последующим внимательным фотографированием и изучением инопланетных агрессоров — только так можно было найти эффективное оружие против них.

По первоначальной концепции, действие разворачивалось в США в 50-е годы прошлого века, игра использовала вид из глаз и пыталась совместить хоррор с тактическим управлением отрядом. Как признавались сами авторы, попытка оказалась неудачной: командной тактике в такой концепции оставалось мало места. А это все-таки XCOM! Видимо, страшась фанатского гнева (хотя для многих сама идея делать шутер по известной стратегии — уже богохульство), они решили убрать хоррор, фотографирование и изучение инопланетян и прочие интересные вещи, включили вид от третьего лица, перенесли действие в 60-е и через три года после анонса выдали куда менее оригинальный, но зато действительно тактический шутер, напоминающий урезанную версию Mass Effect.

По следам BioWare

Почему Mass Effect? Судите сами — The Bureau: XCOM Declassified представляет собой смесь экшена и RPG, где можно «прокачивать» персонажей, изучать и использовать в бою разные футуристические умения, а кроме того, выбирать реплики в радиальном меню диалогов, решая, как — по-хорошему или по-плохому — вести себя с собеседником.

По сюжету, тут мы тоже спасаем Землю от инопланетных захватчиков. Только действие происходит не в далеком будущем, а в эпоху Элвиса Пресли, Карибского кризиса и советской «оттепели». А вместо Жнецов угрожают нам сектоиды и прочие «головастики», знакомые по вселенной XCOM. Главный герой чем-то похож на капитана Шепарда — агент ФБР Уилл Картер точно так же является прирожденным лидером, который ведет в бой совершенно разных людей и при желании умеет найти общий язык со всеми, даже с главными врагами Америки — то бишь с коммунистами и инопланетянами (не всеми, правда).

Bureau: XCOM Declassified

Очередной единый разум, контролирующий инопланетян? Что может быть банальнее?

Сражения, как и в Mass Effect, представляют собой тактический командный экшен с укрытиями, где в любой момент можно поставить игру на паузу и раздать приказы троим подопечным (включая главного героя).

Наконец, роль местной «Нормандии» выполняет типичная «икскомовская» база, где агенты тренируются на стрельбище, ученые ставят эксперименты и изучают добытые нами в боях инопланетные технологии, а игрок выбирает на глобальной карте, какую миссию выполнять следующей, вербует новых агентов, лично экипирует их и отправляет на автономные задания.

Разница по сравнению с оригинальной стратегией в том, что в The Bureau: XCOM Declassified мы можем увидеть и оценить эту базу, что называется, изнутри, своими глазами. Игрок ходит по разным отсекам, подслушивает разговоры (порой весьма забавные) ее обитателей, сам общается с теми же учеными, инженерами и агентами, периодически получает в ходе таких бесед побочные задания (найти разбежавшихся по базе силикоидов, выявить тех, кто, сам того не подозревая, оказался заражен инопланетной болезнью «лунатизма», отследить странный радиосигнал и так далее). Можно даже лично допросить захваченного в плен врага, выбирая, подобно Шепарду, как строить разговор — с применением грубой физической силы или без оной, пытаясь воззвать к разуму и втереться в доверие.

Имя обязывает!

Казалось бы, из такого сочетания должен получиться настоящий хит. Тем более что сражения в The Bureau: XCOM Declassified реализованы лучше, чем в Mass Effect 3. Здесь они, как и полагается для проекта с XCOM в названии, действительно сложные и тактические. Если поначалу игра кажется очередным пастеризованным экшеном с укрытиями, то потом тактическая пауза становится вашим лучшим другом, заставляя думать, верно оценивать ситуацию и грамотно использовать умения бойцов.

Bureau: XCOM Declassified

Главный герой может достичь максимум 10 уровня, а потолок для остальных агентов — пятый ранг.

Последние делятся на четыре класса — есть коммандо, разведчик, «саппорт» и инженер. У каждого свой набор навыков — так, разведчик умеет становиться невидимым и вызывает артобстрел по указанному сектору, инженер может развернуть на поле боя портативную турель, коммандо пускает силовую волну, сбивающую врагов с ног, а боец поддержки взбадривает союзников стимуляторами и прикрывает их пуленепробиваемым щитом. Но самый эффективный боец — это сам Уилл Картер, который, не снимая фетровой шляпы, может поднять пришельца из укрытия, выпустить на ратное поле собственного силикоида, обездвиживающего противников, или, например, временно взять под контроль разум инопланетянина.

Враги действуют грамотно, постоянно забрасывают вас гранатами, меняют позиции, прикрываются энергощитами, получают поддержку от своих командиров и дронов, которые их лечат. Боеприпасов при этом постоянно не хватает, а на смену рядовым противникам обязательно приходят локальные «боссы» в виде шагающих роботов или каких-то перекачанных броней и здоровьем инопланетных огров. В общем, выживать действительно непросто. Постоянно приходится на паузе отправлять агентов на фланг или в тыл врага, активировать все доступные умения и зорко следить за тем, чтобы раненые не истекли кровью и не отправились к праотцам, — если не реанимировать павшего, то придется искать ему замену на базе или на временных пунктах снабжения. А ведь число доступных агентов не бесконечно!

Зато победа приносит чувство глубокого удовлетворения, новые технологии (какую-нибудь лазерную пушку или особый, увеличивающий урон ранец, который потом можно будет выдать каждому агенту) и очки опыта. Ведь все ваши подопечные, включая главного героя, набирают уровни и разучивают новые умения.

Bureau: XCOM Declassified

Уилл Картер похож на голливудского актера из старых нуар-фильмов.

Скрытый потенциал

Автономные задания, на которые мы посылаем агентов с базы, чтобы получить в качестве награды новую технологию или инженера 4 ранга, реализованы слишком поверхностно: погибнуть в ходе их выполнения ваши подопечные в принципе не могут.

То же самое можно сказать и про реализацию всей этой «болтологии» в духе Mass Effect. Диалоги в The Bureau: XCOM Declassified куда более банальные, ситуаций морального выбора в разы меньше, а их последствия либо локальны (не расстреляли лазутчика-коммуниста, а заставили его сотрудничать — получили нового агента), либо неочевидны. Достаточно сказать, что Картер, вроде бы спасший жизнь коллеге, потом все равно будет поминать его глотком виски. Хорошо хоть, в финале у нас появляется действительно важный выбор, открывающий одну из четырех концовок.

Наконец, сюжет и персонажи прописаны едва ли на 50% от своего потенциала. История сначала развивается слишком предсказуемо, а в конце — наоборот, слишком эпатажно, в духе дешевых треш-фильмов и латиноамериканских сериалов. При этом личная драма героя (Картер потерял в пожаре жену и сына, из-за чего начал пить и дерзить начальству) долгое время остается лишь фоном для банальной научно-фантастической белиберды, хотя как раз вокруг нее можно было бы закрутить главный нерв истории.

Bureau: XCOM Declassified

Процесс переключения между напарниками в режиме тактической паузы может убить огромное количество ваших нервных клеток.

Это не значит, что игра плоха. Наоборот — в The Bureau: XCOM Declassified можно играть и получать удовольствие от интересных, бросающих реальный вызов сражений, от симпатичной графики и точно воспроизведенной стилистики 60-х, от прогулок по настоящей «икскомовской» базе, от самого процесса поиска новых технологий и «прокачки» агентов. Да и сюжет пусть и не хватает с неба звезд, но все-таки может увлечь на какое-то время. Проблема в том, что потенциально все могло быть намного лучше. И вместо развлечения на 2-3 вечера, которое будет быстро забыто на фоне скорых осенних релизов, мы могли получить хит, способный тягаться за звание игры года.

Плюсы: увлекательные сражения; «прокачка» агентов; симпатичная графика; выверенная стилистика; возможность побродить по типичной базе из XCOM; есть нелинейные диалоги, интересные персонажи и моральный выбор.
Минусы: неудобное управление в бою; слишком скачкообразный сюжет; выбор в диалогах чаще всего реализован «для галочки», а его последствия далеко не всегда осязаемы; обилие «копипаста» в дизайне локаций.

The Bureau поклонники возненавидели «с первых трех нот». И дело даже не в том, что их любимую стратегию вздумали превратить в очередную стрелялку на Unreal Engine. Просто с начальных трейлеров было видно, что в 2K вовсе не над расширением знакомой вселенной работают, а делают еще один Bioshock. Только про пришельцев.

Фанатский гнев — орудие апокалипсиса, так что игру пришлось основательно переработать. Теперь и жанр гораздо ближе к прародителю, и старые знакомые сектоиды вот появились.

The Bureau: XCOM Declassified

А вот сами пришельцы словно явились прямиком из Mass Effect: одеты во что-то вроде брони «Цербера» и нападают при поддержке мини-жнецов. Впрочем, «жнецы», громящие не Лондон будущего, а уютные американские пригороды, — тоже зрелище ничего себе. Жалко лишь, что чем дальше в лес (буквально: к середине игры подозрительно много придется исследовать всякие чащи и кущи), тем меньше в игре шестидесятых и тем больше выхолощенных серых коридоров инопланетных баз.

Главному герою Уильяму Картеру глубоко до лампочки, с кем воевать, — у него по жизни не купирующееся обострение чувства справедливости, готов вступиться за любого обиженного. Почти капитан Шепард (или любой другой спаситель вселенной). Ясное дело, у Картера есть душещипательная история в биографии и темные пятна в прошлом. Но он слишком собран и дисциплинирован, такого даже войне не поколебать, поэтому его личные проблемы заметной роли в сюжете не играют.

The Bureau: XCOM Declassified

Прочие персонажи — сплошь стереотипы: тут вам и бой-баба с личными мотивами, и босс с паранойей, и даже ученый с немецким акцентом. По базе можно свободно бегать, приставая с расспросами к каждому встречному-поперечному, даже диалоговое колесо есть. Агенты организации не прочь поговорить по душам и непременно поведают на ушко, каким сирокко их занесло в Бюро: у кого пришельцы брата умыкнули, у кого —родной город уничтожили. Но вот у них, кстати, с дисциплиной так себе, и по ходу сюжета они вам не раз обеспечат крупные неприятности в масштабе всей организации.

Общение с коллегами вообще занимает чуть ли не треть игры, но, что бы вы ни плели в диалоге, на историю это не влияет от слова «совсем». Зато можно случайно подцепить дополнительное задание. Еще бы они были хоть чуточку увлекательными. а то обычно бегаешь по базе , да болтаешь с другими агентами. Даже на награду порой скупятся. К середине игры все это «слетай-поболтай» откровенно утомляет, а от проникновенных излияний начинаешь морщиться. Хорошо хоть, что дело это сугубо добровольное.

The Bureau: XCOM Declassified

The Bureau: XCOM Declassified

ЭТО ИНТЕРЕСНО: снаряжение бойцов нам тоже надо самим выбирать. Туда входит не только оружие, но и заплечный ранец. Ранцы валяются на уровне или выдаются в награду за выполненное задание. Они дают агентам всякие плюшки (плюс к урону, быстрая перезарядка умений и пр.) и делают их похожими на охотников за привидениями.

В одиночку Картер воевать не привык и на каждое задание берет с собой двоих товарищей. Правда, управлять ими напрямую нельзя, зато они охотно выполняют приказы начальства. Для этого тут есть «фокус» — местный аналог тактической паузы. Время замедляется, и вы можете назначить бойцам цели или позиции, указать, какие умения и на ком использовать. Уровни достаточно просторные, так что умелая расстановка агентов на поле боя имеет смысл.

The Bureau: XCOM Declassified

У каждого агента есть четкая специализация: инженер ставит турели и мины, разведчик отвлекает противника, коммандо бьет со всей молодецкой дури, а агент поддержки ослабляет врага и усиливает союзников. Сам же Картер — типичный универсал.

Враги тут не дураки ходить в одиночку: рядовые солдаты почти всегда десантируются при поддержке снайперов, а то и бронетехники. Тут-то и вам и пригодятся все доступные способности: отвлекаем противников приманками, ослабляем броню, атакуем с тыла.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: система развития тут, конечно, есть: подчиненные медленно всползают до пятого ранга, а Картер — до десятого. Но чудес не ждите. С каждым рангом вы либо получаете новое умение, либо лихорадочно соображаете, куда улучшить уже имеющееся. А чтобы вы не особенно мучились, на выбор всегда не больше двух вариантов.

The Bureau: XCOM Declassified

Особые надежды возлагались на сюжет, а то ведь прежде в серии полноценной истории не было, но 2K Marin опять увязли в клише: пришельцы, похищающие людей, загадочный инопланетный вирус, самоубийственные путешествия в чужой мир — все здесь, все есть, ничего не забыли. К тому же сюжет почти полностью посвящен войне с захватчиками. Хоть какую-то роль персонажи играют в начале игры и ближе к финалу. А все, что между этим, — сплошь зачистка оккупированных территорий, с небольшими брифингами в духе: «Враг захватил [вставить название объекта], бегом освобождать».

Если укоротить игру вдвое, она ничего не потеряет. Вначале нас еще балуют зрелищными сценами и заковыристыми ситуациями, но к середине уже просто раз за разом выкидывают на арены, забитые врагами. И только к финалу вновь появляется истинно голливудский размах. Хотя, знаете, с таким подходом до финала дотерпят лишь самые упрямые.

Читайте также: