Tales of arise обзор

Обновлено: 04.07.2024

Продолжительность JRPG примерно такая же, как у Tales of Berseria. Если верить HowLongToBeat, это около 44,5 часа на одну только кампанию или 166 часов на исследование всего контента. Tales of Arise предложит множество побочных занятий и достаточно высокую реиграбельность. Последняя достигается за счёт возможности проходить игру в разных стилях. Местная история самодостаточна, поэтому не ждите приквелов, сиквелов и сюжетных DLC. У Tales of Arise будут кроссоверы с мобильными играми, но с основным сюжетом они никак не связаны. Концовка оставит у вас «хорошее послевкусие» — вряд ли финал окажется мрачным.

Релиз Tales of Arise состоится 10 сентября. Платформы — PC (Steam), PlayStation и Xbox.

Ответы на вопросы начинаются с отметки 1:20:40.

44 часа? Придется подинуть свой и без того бездонный бэклог.

Блин, релиз уже вот-вот, а у меня ещё 2 — 3 JRPG запланированные не пройдены.
Где же время брать?

Жаль на сайте не пишется наличие русского и других языков. А так бандай намко хороши, переводят свои игры на около 10 языков включая русский.

Ждём-с! Как раз домой с вахты приеду — будет чем заняться. Да и можно будет на домашнем ББ с нормальной графикой пройти. Достойная серия. Жаль на несколько (Tales Of Destiny 2, Rebirth и Hearts на DS) нет даже английского перевода. Tales Of Phantasia тоже так и не прошёл (версия PS, перевод от talescless v1.1), на ePSXe частые вылеты, дальше стала вообще непроходима. Нужно будет на DuckStation попробовать.

10 сентября выходит Tales of Arise — едва ли не главный релиз года для всех поклонников японских ролевых игр. Семнадцатая часть именитой серии Tales обещала оживить франшизу и дать ей глоток свежего воздуха, сохранив всё то, за что мы любим эти игры. И это ей вполне удалось: я считаю, что Tales of Arise — лучшая JRPG года. И на то есть пять причин.

Интересные сюжет и мир

Сюжетный алгоритм и основной конфликт в целом традиционны — это история про «борьбу бобра с ослом», где добро и одновременно жертву олицетворяют несчастные жители планеты Дана, пытающиеся сбросить 300-летнее иго более высокоразвитых ренианцев (соответственно, с планеты Рена). И главными героями, конечно, являются он и она: юноша по имени Альфен (Alphen) — данианец, а девушка Шион (Shionne) — яркоглазая ренианка.

Tales of Arise: Обзор

Но дальше уже начинаются интересные детали. Шион оказывается предательницей собственного народа — она хочет уничтожить пятерых лордов с Рены, которые правят в регионах Даны и, как выясняется в самом начале, выкачивают астральную энергию из подопечных рабов, чтобы победить в битве за престол у себя на родине. Кто больше этой энергии соберёт в специальное главное ядро — тот и в дамках.

Tales of Arise: Обзор

Слава богу, не все лорды столь хрестоматийны и предсказуемы.

У Шион тоже есть в груди такое ядро, и из него она достаёт Пылающий меч — мощнейшее оружие, опаляющее всех, кто его возьмёт. А вот Альфен боли почему-то не чувствует (не только от меча, а вообще любой) и становится единственным, кто способен держать это оружие. То есть это не история о Ромео и Джульетте — во всяком случае, поначалу: Шион просто хочет использовать Альфена, а он — её.

Tales of Arise: Обзор

В целом сюжет богат на интересные, порой неожиданные, шокирующие события. Мы посещаем множество регионов и государств, которые различаются не только климатом (пустыня, морозные земли, утопающие в зелени поля и не только), но и особенностями правления лордов.

Tales of Arise: Обзор

Где-то они эксплуатируют на рудниках данианцев, где-то делают ставку на атмосферу страха, вынуждая всех доносить друг на друга. А где-то, наоборот, пытаются построить мирное общество, где местные и захватчики спокойно сосуществуют и все поют вождю осанну. Поэтому с некоторыми лордами мы сражаемся, но не против них, а плечом к плечу, пытаясь вместе остановить коварных заговорщиков.

Tales of Arise: Обзор

Событий много — сюжет в Tales of Arise эпический. Нашлось место и для трагедии, и для комедии — всю дорогу мы встречаем забавного гурмана, который толком не умеет описывать особенности блюд, и собираем местных сов, чтобы передать их совиным королеве и королю.

Tales of Arise: Обзор

Каждая найденная птичка даёт новый предмет для кастомизации персонажей.

Яркие персонажи

Персонажи всегда были жемчужиной серии Tales, и новая часть не стала исключением. Альфен и Шион — та ещё парочка. Я ведь ещё не сказал, что он ничего не помнит о своём прошлом, долгое время ходит в железной маске, чем и заслужил соответствующее прозвище. А она с детства обладает и даром и проклятием — любого, кто прикоснётся к Шион, бьёт током.

Tales of Arise: Обзор

Ключевые сюжетные сцены подаются в формате аниме-фильма.

Четверо других играбельных персонажей, которые постепенно присоединяются к парочке (плюс Зефир, лидер данианского сопротивления в стартовом государстве, где начинается игра), выглядят чуть более традиционными, но и у них есть свои фишки. Например, Ринвелл (Rinwell), данианская магичка, обожает сов и не расстаётся со своим ручным совёнком Пухуней, который становится источником забавных ситуаций.

Tales of Arise: Обзор

Нервный юноша Ло (Law) постоянно испытывает угрызения совести (почему — узнаете сами) и очень не любит пропускать удары, что также становится поводом подшучивать над ним.

Tales of Arise: Обзор

А стражница Кисара (Kisara) удивляет тем, что добровольно служит ренианскому лорду и считает брата предателем. И вообще уже вторая встреча с ней оборачивается грандиозным мордобоем.

Tales of Arise: Обзор

То есть у каждого есть свои тараканы в голове. Общаться с каждым и обсуждать всё это можно как на привале у костра (так Альфен укрепляет связи с персонажами, что может обернуться сами понимаете чем), так и во время «скитов» — это необязательные, но важные для раскрытия персонажей комиксные сценки, в которых наши герои общаются на множество тем — от сов и особенностей местной магии до большой политики.

Tales of Arise: Обзор

Не то чтобы смешно, но такие сцены разряжают обстановку.

Конечно, тут очень много прямолинейного пафоса и морализаторства, от которого, надо признать, иногда начинает подташнивать — Tales of Vesperia , например, в этом смысле была более изящной и нетривиальной. А тут готовьтесь выслушивать множество мотивационных речей про важность борьбы за свободу, про то, что нужно не опускать руки и сражаться.

Но, во-первых, это в целом удачно синхронизируется с самим сеттингом и главным сюжетным конфликтом, поэтому постепенно привыкаешь. Во-вторых, несколькими мощными сценами авторы делают так, что и сам начинаешь проникаться этим пафосом — особенно когда за этими словами и речами начинаешь видеть живого человека, друга, их произносившего.

Tales of Arise: Обзор

И в любом случае всё искупается центральным противостоянием между Шион и остальными. Она ведь сразу даёт понять, что преследует сугубо личные цели, и показательно дистанцируется от остальных, порой ведя себя как настоящая стерва. И тут, конечно, интересно наблюдать за тем, как она постепенно начинает оттаивать и к чему это приведёт. Особенно интригуют их отношения с Альфеном — тут много и забавных, и драматичных сценок. И вообще постоянно в воздухе висят вопросы: что это у неё за проклятие, какие цели она преследует? Альфен в этом смысле выглядит более прямолинейным, но и с ним связаны свои интриги: почему он долгое время был в железной маске, что скрывается в его прошлом? И когда, наконец, они уже будут вместе? Или не будут?

Tales of Arise: Обзор

Увлекательный игровой процесс

Tales of Arise скроена по классическим для современных JRPG лекалам. Есть большой полуоткрытый мир, поделенный на множество регионов и государств, между которыми мы практически в любой момент можем свободно перемещаться через систему точек переноса. Это позволяет принимать, выполнять и сдавать массу побочных квестов. Большинство из них, естественно, связаны с убийством монстров и поиском ингредиентов — чтобы, например, сварить бормотуху местному алкашу. Есть и менее заурядные случаи, когда Шион выступает в качестве стилиста или мы опрашиваем местных, чего они ждут от новой власти.

Tales of Arise: Обзор

В игре очень удобная навигация — можно быстро переместиться поближе к квестовому персонажу.

Выполнять эти квесты интересно и полезно — даже на среднем уровне сложности материалы, зелья и деньги мне были нужны всегда. По той же причине всегда хочется отклониться от основной сюжетной дороги и исследовать каждый закуток карты, где можно найти те же ресурсы и сундуки с крутыми вещами, которые охраняют сильные враги и локальные боссы. За найденные ингредиенты (и за деньги тоже) специальные NPC могут изготовить более мощное и дорогое оружие и полезные амулеты — последние ещё разрешают и улучшать с помощью особых камней.

Tales of Arise: Обзор

У других торговцев и в тавернах покупаем зелья (тоже дорогущие) и броню. В тех же тавернах можно остаться на ночлег, а перед сном разрешают изготовить и съесть что-нибудь вкусное и полезное, дающее прибавку к стихийной защите или, например, к атаке для всей партии. Рецептов скапливается множество, а эффективность бонуса зависит и от того, кто именно из персонажей на этот раз окажется поваром.

Tales of Arise: Обзор

На привале также разрешают пересматривать прошлые кат-сцены.

Во второй половине игры появляется возможность обрести домик в деревне — свою ферму, где мы разводим коров, кур или свиней, покупаем им корм, ставим на охрану собак, а потом получаем полезные для той же готовки яйца, мясо и молоко.

Tales of Arise: Обзор

Ну и в целом, как и в Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy , в Tales of Arise по сравнению с прошлыми выпусками серии больше свободы в исследовании мира — можно, например, прыгать и плавать.

Tales of Arise: Обзор

Есть места, куда можно попасть, только если член отряда использует свою способность и снимет завесу огня (умеет Альфен), яда (Кисара) и так далее. На эти упражнения тратятся очки исцеления. За них же на карте Шион вольна вылечивать раненых NPC, получая награды. За эти же ОИ она подлечивает и реанимирует в сражениях союзников. То есть огульно расходовать очки не получится.

Динамичные сражения

Также стало больше свободы, динамики и возможностей в боях. В целом там всё привычно — персонажи в реальном времени бегают по ратному полю, мы вольны переключаться между ними и использовать их приёмы. Но в Tales of Arise многое «заточено» на уклонения и контратаки. Кроме того, у каждого есть особый талант, который тоже лучше использовать в нужное время и в правильном направлении. Так, Ринвелл умеет воровать магию врагов, когда они собираются колдовать, а потом сама жарит ею, Ло способен разбивать щиты, а Кисара — блокировать атаки тех, кто колотит с разбега. Всё это расходует шкалу приёмов.

Tales of Arise: Обзор

Альфен тоже имеет свои аргументы — сейчас что-то будет…

Кроме того, есть совместные атаки, которые можно проводить, когда враг ошеломлён, а также усиленные удары и сверхмощные приёмы в режиме «сверхсилы». В бою разрешают всё делать самому, включить полуавтоматический режим или отдать драку на откуп ИИ — персонажи будут действовать в соответствии с той тактикой, которую вы назначили («Агрессивный бой» или «Бой без фанатизма», «В первую очередь — исцеление», «Зададим жару боссам» — тут уже по названиям всё понятно), и применять те приёмы, которые вы им выбрали. А они по мере использования прокачиваются.

С таким количеством приёмов сражения выглядят очень зрелищно и динамично.

Кроме того, вся партия по итогам мордобоя получает очки навыков, количество которых зависит от эффективности наших действий, — за них мы разучиваем новые приёмы и пассивные умения (усиление атаки на грани смерти, более эффективное восполнение шкалы приёмов и так далее). Все эти навыки распределяются по разным школам и веткам, а новые становятся доступны по мере того, как персонажи зарабатывают «титулы» — фактически уровни.

Tales of Arise: Обзор

Я бы назвал баланс сложности в Tales of Arise адекватным. На средней сложности можно достаточно спокойно пить чай, наблюдая, как в автоматическом режиме ваши подопечные аннигилируют рядовых противников, — хотя полностью расслабиться, как на «Сюжете» и «Обычном», не получится. И уж тем более приходится брать бразды правления в свои руки во время схваток с мини- и макси-боссами (есть ещё усиленные версии рядовых монстров) — те неизменно дают прикурить, безжалостно опустошая запас расходников. А многих необязательных боссов сразу и не победить.

Tales of Arise: Обзор

У всех боссов свои тактики и слабые места, по которым и нужно усиленно бить. И уж тем более непросто приходится на высоком уровне сложности — я его старался включать пореже, благо вызова на среднем мне хватило. К тому же некогда было совсем уж активно заниматься гриндом, без которого на «харде» не обойтись, — а все возможности для него есть: монстры регулярно возрождаются, если вновь зайти на старые локации.

Tales of Arise: Обзор

За победы над самыми крутыми чудищами дают предметы, увеличивающие запас ОИ.

Красивые графика, костюмы и арт

Tales of Arise, в отличие от предыдущих выпусков серии, сделана не на своём движке, а на Unreal Engine 4 и выглядит потрясающе. А акварельные нотки добавляют во всё это особый визуальный колорит.

Tales of Arise: Обзор

Конечно, особое внимание уделено внешности персонажей — тут у нас очень броское аниме. Вы вольны одевать по своему вкусу всех — менять строгое одеяние стражницы на купальник, добавлять демонические крылышки, собачьи или кроличьи ушки, волчьи или кошачьи хвосты, рога, повязку на глаз и так далее и тому подобное.

Tales of Arise: Обзор

Конечно, Tales of Arise не устраивает революций в древней серии, но однозначно её освежает и делает более динамичной, современной. В отличие от Scarlet Nexus и Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy , здесь практически нет слабых мест — за исключением разве что порой излишнего утомительного пафоса и морализаторства, что тоже можно считать вкусовщиной. Зато есть крайне колоритный сеттинг, захватывающий сюжет, нескучный геймплей и незабываемый дуэт двух главных персонажей. Так что для меня Tales of Arise на сегодня однозначно лучшая JRPG года — большая, красивая, разнообразная игра, которая эпически выглядит и эпически увлекает.

Плюсы: история и персонажи, их развитие и взаимоотношения не отпускают ни на секунду; классический и в то же время динамичный, современный геймплей; драться почти всегда интересно — на среднем и на высоком уровнях сложности, где почти не дают расслабиться; арт и костюмы персонажей — это настоящая услада для глаз всех анимешников.

Минусы: порой градус прямолинейного пафоса и морализаторства зашкаливает; музыка хороша, но очень уж часто повторяется.

Bandai Namco Entertainment

Bandai Namco Entertainment

Превью от Стаса Погорского.

Неизвестно, как долго нам придется ждать новых частей JRPG серий-старожилов: у Final Fantasy XVI нет даже примерной даты релиза, Dragon Quest XII только-только анонсировали, а о продолжении Final Fantasy VII Remake еще вообще ничего не рассказывали. Даже Shin Megami Tensei 5, выходящая в ноябре на Nintendo Switch – развлечение для хардкорщиков и поклонников депрессивных сюжетов. На помощь остальным приходит еще одна, такая же важная серия Tales of – в ней, как и в «Финалке», (почти) каждая часть имеет собственный мир, сюжет и персонажей.

В 2021-м серию ждет полноценный некстген-апгрейд: грядущая Tales of Arise сменила движок и стала амбициознее, чем все предыдущие игры серии. Я поиграл в часовую превью-версию Tales of Arise – рассказываю, какое впечатление она произвела на человека, знакомого с франшизой лишь понаслышке.

Мир не полностью открытый, но локации просторные


По трейлерам был не совсем понятен размах игры: казалось, что в ней одна большая карта, как в каком-нибудь Skyrim. На деле фэнтезийный мир Tales of Arise представляет собой череду довольно открытых локаций, наполненных монстрами, предметами и NPC.

В отличие от предыдущей Tales of Berseria, которую ругали за устаревшую картинку, в Arise есть на что полюбоваться. Несколько локаций, показанных в превью-версии, отличаются сочной цветовой палитрой: просторные луга выглядят «солнечно», и даже скалистые ущелья не вгоняют в тоску. Довольно редкое качество для фэнтезийной JRPG: хочется не нестись сломя голову между маркерами заданий, а прогуливаться и разглядывать кустики, деревья, даже траву.

Я уделяю такое внимание визуальной составляющей, потому что Tales of Arise пытается совместить классический стиль аниме с псевдореализмом – это может закончиться плачевно. Тем не менее в показанном отрывке игра смотрится приятно, местами будто ожившая картина в пастельных тонах.


Насколько интересно будет исследовать мир, судить пока сложно. По локациям разбросаны ресурсы вроде ингредиентов для готовки блюд и руды для крафта украшений, а каких-то тайников и других интересных мест я найти не успел.

Изучать Tales of Arise будет приятно как минимум потому, что здесь нет случайных стычек с врагами: монстры свободно гуляют по локациям, большинство достаточно просто обойти. Ну а если вы коснетесь кого-то из них, то действие перенесется на отдельное поле боя – все по классическим правилам жанра.

Боевая система не пошаговая – нужно придумывать стратегию на ходу и много двигаться

Битвы считаются главным преимуществом Tales of над остальными JRPG – Tales of Arise традицию продолжает. Сражения проходят в реальном времени: вы управляете одним выбранным персонажем за раз, еще трое помогают самостоятельно.


Каждый персонаж имеет базовую атаку, наносящую умеренное количество урона, а кроме того еще три приема – навыки, расходующие очки шкалы приемов или ШП (она заменяет ману). ШП восстанавливается автоматически, но все равно вынуждает чередовать обычные атаки с приемами. Дополнительной глубины добавляет система комбо: сразу после приема можно применить дополнительную особую атаку – например, сделать кульбит и прямо в полете нанести еще один сокрушительный удар. Набор активных приемов можно менять в меню – у каждого персонажа есть простор для экспериментов и подбора оптимальных билдов.

В бою важнее всего не стоять на месте – от правильного позиционирования зависит половина успеха. От большинства атак можно увернуться или заблокировать их нажатием правого триггера, но в некоторых случаях лучше убежать в другую часть поля боя. Даже дистанционным персонажам важно постоянно менять позицию – как минимум для того, чтобы попадать по слабым местам врагов, сияющих оранжевым цветом.

К слову, динамики стычкам с монстрами добавляет и система лечения. В Tales of Arise исцеляющие заклинания, доступные лишь некоторым персонажам, расходуют очки исцеления – если они закончатся, придется выживать на одних предметах и стараться завершить бой как можно быстрее. Восстановить здоровье и очки исцеления можно у костров в лагерях.


На нормальной сложности я умудрился умереть один раз – мое недостаточно серьезное отношение к боевой системе наказал босс-богомол, сражением с которым заканчивается превью-билд. Победить гигантское насекомое удалось только после того, как я вник во второстепенные (но не менее важные) боевые механики – их несколько.

В первую очередь стоит открыть тактическое меню, чтобы задать нужную модель поведения сопартийцам. По умолчанию они сражаются с умеренным усердием: стараются не рисковать слишком сильно, иногда даже бездействуют. Я поставил приоритет на лечение – и действительно, герои перестали умирать!

Во-вторых, хотя проходные битвы можно завершить, управляя только одним персонажем, эффективнее задействовать весь боевой потенциал группы, а не полагаться исключительно на ИИ. Как минимум стоит отдавать приказы для сильных атак, которыми сопартийцы не пользуются самостоятельно. Есть и возможность время от времени призывать на помощь «запасных» – тех, кто не влез в 4 основных слота отряда.

Учитывая, что каждый герой специализруется на чем-то своем – кто-то стреляет из пушки, другой одинаково хорош на ближних и дальних дистанциях, третья использует исключительно магию – геймплей получается разнообразным. По короткой сессии до конца непонятно, нужно ли постоянно менять своего основного героя, чтобы сохранять интерес к механикам.

Персонажей очень много, но больше всего внимания уделяют двум ключевым


Действие доступного для прохождения отрывка разворачивалось не в начале игры, а посреди кампании – Bandai Namco выбрала, кажется, наименее спойлерный (и настолько же неинтересный) момент Tales of Rise. Герои путешествуют по дикой местности к большому городу, на который дали взглянуть лишь издалека, а по пути решают разобраться с проблемой местных жителей – собственно, гигантским кровожадным богомолом.

Лидером группы (персонажем, который бегает по локации) можно назначить любого из 6 доступных героев, но центральными действующими лицами всегда остаются двое: глуповатый мечник с добрым сердцем Алфен и рассудительная и надменная стрелок Шион. Именно они появляются в сюжетных роликах и общаются с NPC – создается неловкое чувство, будто остальных 4 союзников не существует. Зато вся компания время от времени прокомментирует «места интереса», встречающиеся на локациях: например, водоем, в котором «явно что-то есть».

В контрасте с исследованием местности, бои похожи на веселый балаган: все персонажи комментируют каждое свое действие, общаются, перекрикивают друг друга и даже проводят совместные (парные) добивания врагов. По началу это выглядит дико, но к концу превью я даже несколько сроднился с происходящим безумием и самими членами группы. Хотя и не запомнил никого по имени – вот такой парадокс.

Очевидно, что одного часа недостаточно для формирования даже предварительного мнения о гигантской JRPG. Тем не менее первое знакомство с Tales of Arise оказалось приятным: она ощущается во всех смыслах современной и красивой игрой, в которой для победы над врагом недостаточно монотонного нажатия одной кнопки.

Насколько игра хороша в долгосрочной перспективе, узнаю ближе к релизу – Tales of Arise выйдет на ПК, PS4, PS5, Xbox One и Xbox Series уже 9 сентября.

Bandai Namco Entertainment

Bandai Namco Entertainment

Погорский втянулся в серию.

Серия JRPG Tales of недавно отметила 25-летний юбилей – в мире она известна меньше Final Fantasy, но все равно крайне популярна. Как и FF, игры Tales of не связаны между собой по сюжету, но их объединяет сказочный тон повествования и боевая система в реальном времени вместо привычных для жанра пошаговых сражений. При этом человеку, далекому от JRPG, может быть непросто приобщиться к франшизе: последнее десятилетие она значительно отставала от той же Final Fantasy по графике и не отличалась особенно захватывающим сюжетом.

Tales of Arise задумывалась условным перезапуском серии. Разработчики взяли рекордный пятилетний перерыв, чтобы переосмыслить устаревшую формулу и наконец обновить движок. Не зря: Tales of Arise получилась во всех смыслах самой привлекательной игрой серии, ради которой стоит дать ей шанс. Говорю как человек, который не смог втянуться в нахваленные Tales of Vesperia и Tales of Berseria, но потерял счет времени при прохождении Arise.

В сюжете полно аниме-клише, но он интересный и относительно серьезный

В Tales of Arise, наверное, даже лучше играть без насмотренности каких-либо аниме – иначе с первых минут невольно начинаешь считать количество избитых троп, которые использовали сценаристы. Главный герой Альфен – талантливый мечник (раз) с амнезией (два), живущий в рабстве у горной шахты. На фоне других изможденных бедолаг Альфен выделяется несъемной железной маской на голове и загадочным даром (три): герой почему-то совершенно не чувствует боль, жар, холод и так далее. Из-за этого протагонист часто заступается за товарищей, принимая удар от безжалостных надзирателей – Альфен, правда, осознает, что рискует однажды умереть от незамеченной раны.

Вскоре жизнь героя меняет судьбоносная встреча с холодной девушкой (четыре) Шион, чье загадочное проклятие причиняет жуткую боль любому, кто к ней прикоснется. Впрочем, важнее не суперсила Шион, а ее происхождение: она ренианка – представительница расы людей с соседней планеты, захватившей Дану (место действия игры) 300 лет назад. При этом девушка почему-то относится к своим соотечественникам крайне негативно: она ищет союзников, чтобы убить пятерку ренианцев, делящих между собой власть на Дане. Альфен оказывается для нее идеальным партнером: мало того что парень может безбоязненно приближаться и касаться Шион, так еще и способен. Извлекать из ее магического ядра в груди загадочный огненный меч невероятной мощи (пять), которым не способна пользоваться даже сама Шион.


Это буквально первый час кампании Tales of Arise – дальше очевидных клише будет не меньше. Все-таки это пусть и повзрослевшая, но сказка, созданная для тех, кому подобные истории нравятся. Вскоре после начала прохождения я перестал ждать оригинальности от сценария и начал получать удовольствие: пусть игра и жонглирует до боли знакомыми приемами, она использует их довольно хорошо.

Одна из преимущественно сильных сторон игры – быстрый темп повествования с понятной и удобной для понимания структурой. Основная часть путешествия Альфена, Шион и еще четырех сопартийцев проходит по одинаковому циклу: герои приходят в очередное узурпированное королевство Даны, знакомятся с местными жителями и культурой, сражаются с правящим лордом и движутся дальше. Из-за практически полной изоляции государств друг от друга планета получилась колоритной и разнообразной: игра начинается в огненном царстве шахт и скал, а затем действие перемещается в торговый антиутопический город, где всегда ночь, а население поглощено паранойей – все боятся, что соседи донесут на них местным властям, после чего их заберут без суда и следствия. Скорее всего, если бы события сюжетной линии разворачивались медленнее, а королевств было бы меньше, то они получились бы скучнее и клишированнее. Ну а так Tales of Arise сохраняет дух фэнтезийного роуд-муви: можно посмотреть много интересных мест, узнать о них самое важное и самостоятельно додумать остальное.

Тем, кто хочет погрузиться в повествование глубже обязательных сюжетных сцен, игра тоже дает такую возможность.

Во-первых, вернулись знаковые для Tales of «сценки» (скиты) — небольшие диалоги, стилизованные под комиксы или мангу, в которых герои общаются на личные темы. Их не стоит пропускать, потому что кроме редких комедийных ситуаций в «сценках» раскрываются характеры всех 6 персонажей, а еще объясняются детали мироустройства: практически каждый раз, когда я задумывался «а как работает это и зачем нужно то», появлялся соответствующий опциональный диалог с органично вписанной экспозицией.


Во-вторых, значительная часть NPC в поселениях и городах Tales of Arise может говорить с протагонистом на какие-то житейские темы. После ключевых сюжетных событий жители даже «обновляются» и реагируют на происходящее, что делает мир живее. Конечно, это и близко не уровень созвучной серии Trails, в которой почти все NPC имеют имена и собственные сюжетные линии, но тоже неплохо.


Больше всего меня удивило, что Tales of Arise сумела сохранить относительную серьезность в рамках центральной линии. Весь сюжет игры посвящен войне, в которой у героев заведомо ничтожные шансы на успех: Дану захватили так давно, что порабощенные даниане забыли о самом концепте свободы. Против системы сражаются только небольшие подпольные группировки, в то время как на стороне рениан – огромное преимущество в технологиях (уровня космических кораблей и компьютеров), а еще владение магией, которую здесь называют астральными приемами.

Разумеется, в подобной борьбе стороне повстанцев не обойтись без серьезных и регулярных потерь – игра раскрывает это в полной мере. Шион постоянно осаживает излишний оптимизм Альфена, другие персонажи напоминают протагонисту о цене его побед, а освобожденные королевства не превращаются в процветающие утопические страны мгновенно и сами по себе. Пусть в сердце Arise типичная героическая история о кучке избранных, темы войны и классово-расового неравенства в ней обыграны достаточно неплохо.

Только не ждите от Tales of Arise совсем взрослой и серьезной истории – время от времени сказочные корни серии напоминают о себе. Пожалуй, больше раздражают запредельно миловидные совы, которых можно находить в укромных уголках карты, получать от них косметические предметы и отправлять в радужное Королевство сов – отдельную локацию, в которой сидят большие сова-королева и сова-король с регалиями и накладными усами. Для кого-то эта обязательная доза мерчандайзной милоты полностью разрушит погружение, я же понимаю, что могло быть намного хуже – редкие большие JRPG могут позволить себе не выполнять квоту фансервиса, а здесь его хотя бы не так много.


В сражениях тактика сбалансирована с экшеном и зрелищностью – каждый второй бой будто финальный

Среди фанатов жанра Tales of славится в первую очередь боевой системой: пока практически все авторы JRPG придерживались пошаговой системы, создатели Tales of сделали упор на экшен в реальном времени и давно отточили его до мастерского уровня. Не возьмусь сравнивать с предыдущими частями, но скажу, что в сравнении с Final Fantasy VII Remake или Kingdom Hearts 3 сражения Tales of Arise получились крайне динамичными, гибкими и просто веселыми.

В бою могут участвовать до четырех человек, а остальные двое остаются в запаске. Под управлением игрока только один персонаж, а остальных контролирует ИИ – отдавать приказы сопартийцам нельзя. Сфокусированность на одном персонаже за раз идет игре на пользу, потому что вам нужно полностью контроллировать происходящее: бегать по арене, использовать обычную атаку, тратить специальные очки на особые приемы, уворачиваться и защищаться от вражеских атак. Также время от времени заряжается суператака – особый атакующий прием в паре с другим персонажем, наносящий тонну урона или дающий другие полезные эффекты. Есть и оверчардж: когда персонаж получает много урона, у него включается особый режим, в котором умения не тратят очки действия, а в конце можно использовать еще один мощный суперприем.


Рассматривать Tales of Arise как бессмысленный бэттон-мэшер не стоит – тактика в игре тоже есть и особенна важна на опциональных босс-файтах и повышенных сложностях. Чтобы союзники во время боя приносили максимум пользы, им можно настраивать логику поведения: на выбор дают несколько кастомизируемых паттернов вроде «Бой без фанатизма», «Агрессивное сражение», «Сперва лечение» и так далее. Каждый состоит из нескольких понятных условий «если, то»: в какой ситуации определенный персонаж использует заклинание исцеления, кому стоит стараться нанести как можно больше урона, кроме критических ситуаций, и так далее.

В целом это одна из редких JRPG, в которых сражения не превращаются в монотонную скуку уже на 10-20 часу прохождения. Всякий раз, когда мне надоедало играть, например, за Альфена, я переключался на девушку-мага Ринвелл. У нее совсем другой стиль: нужно держаться на максимальном расстоянии и долго-долго кастовать заклинания. Причем готовый каст можно не использовать сразу, а «отложить», скастовать что-нибудь еще и соединить два заклинания в одно особо сильное – экспериментировать с комбинациями весело. Даже суператака у Ринвелл, как и у других персонажей, уникальная: она не наносит тонну урона, а крадет вражеское заклинание во время каста. У Альфена, к слову, другая фишка: он может использовать огненный меч для очень мощных атак, жертвуя своим HP (что логично – меч буквально сжигает его руки). У остальной четверки тоже свои механики и особенности.


Помимо тактики, бои в Tales of Arise хороши и с визуальной стороны. Здесь на экране происходит то, что хочется назвать термином популярной ютуберши Girlfriend Reviews – diarrhea Christmas lights, то есть «понос праздничной светомузыки». Представьте себе кульминационную битву из какого-нибудь подросткового аниме с большим бюджетом и сверхсильными героями – примерно такой уровень безумия в Tales of Arise творится постоянно, будь то стычка с какими-нибудь рядовыми слизнями или (тем более) важным сюжетным боссом.

В сущности это все та же Tales of – по-приятному понятная и простая JRPG с тонной контента

Кроме однозначно сильных сторон – сюжета, персонажей и боевой системы – в Tales of Arise толком нечего обсуждать, потому что она стандартная. Для среднестатестического игрока геймплей будет состоять из прямолинейного перемещения из точки А в точку Б с избиением одних и тех же монстров, перерывами на сюжетные сцены и босс-файты. В игре нет большого открытого мира, вместо него отдельные небольшие мирные локации и чуть более просторные дикие зоны – в них можно охотиться, искать ресурсы для крафта и редкие сундуки.


В сравнении с другими сериями несколько разочаровывает система экипировки. В Tales of Arise персонажам нужно по одному набору брони и по оружию, причем самые сильные из них обычно создаются с помощью крафта, а не выпадают. Огромное значение играют и аксессуары, которые создаются и прокачиваются из руды и дают десятки возможных эффектов: повышают урон, увеличивают защиту от определенных стихий и так далее.

Основная прокачка в игре завязана на очках навыков, получаемых, например, за квесты: при выполнении определенных условий в дереве умений персонажа появляются новые титулы (секции), каждый со своими ячейками – какие-то дают пассивные прибавки к характеристикам, другие открывают новые приемы.


После прохождения кампании длинной в 30-40 часов в Tales of Arise можно задержаться еще на сотню часов, чтобы выполнить весь необязательный контент – его, традиционно, целая гора. Необязательные (и довольно стандартные) квесты, истребление особо сильных высокоуровневых боссов, рыбалка, поиск сов. Правда, если проходить Arise на 100%, нужно морально готовиться к довольно жесткому гринду – набивать максимальные уровни персонажам придется долго и не особо мучительно, но все-таки скучно.


Напоследок пара слов о том, что наверняка и так очевидно по моим скриншотам с PS5 – Tales of Arise выглядит очень красиво. Хотя ее и создавали с прицелом на предыдущее поколение консолей, картинка получилась выдающейся: я неиронично сидел в предвкушении каждый раз, когда герои отправлялись в новую локацию, потому что мне не терпелось ее рассмотреть и повосхищаться. Впечатление портит только неидеальное техническое исполнение: на PS5 были заметны частые подгрузки объектов, «танцующие» тени на отдаленных декорациях, а в особо насыщенных сценах игра даже умудрялась немного подтормаживать.


Для меня Tales of Arise оказалась приятным сюрпризом начала главного игрового сезона года. Пускай серию не перезагрузили полностью, она все равно заметно изменилась – в лучшую сторону. Так что если вы тоже долгое время не решались познакомиться с Tales of лично, то сейчас самое время это сделать.

Читайте также: