Syberia 3 обзор

Обновлено: 30.06.2024

«Должен сказать, что Syberia — это часть моего прошлого. Я рад был поработать над этими играми, остался доволен продажами, но теперь это все позади», — говорил бельгийский дизайнер Бенуа Сокаль в 2008 году. Скорее всего, он ожидал, что хоть какой-то из его новых проектов «выстрелит», однако этого не случилось. И уже год спустя стало известно о существовании Syberia 3, которую постоянно переносили и откладывали из-за отсутствия бюджета и других проблем. Но наверняка Сокаль, скажете вы, все эти годы вынашивал уйму интересных идей, воплощенных в финальной версии третьей части? Увы, результат говорит об обратном.

События Syberia 3 разворачиваются почти сразу после незавершенной (но ни в коем случае не плохой) концовки сиквела. Кейт Уолкер лежит без сознания в разбившейся лодке, племя юколов спасает ее, и та просыпается в клинике вместе с одним из его представителей — лишившимся ноги Курком. Он оказывается одним из самых важных юколов, так как должен вести за собой группу мигрирующих снежных страусов, однако без протеза делать это будет проблематично. Задача вроде бы проста — выйти из клиники, ускорить производство протеза, отдать его Курку, и дело с концом.

По заснеженным тропинкам

По заснеженным тропинкам

Но вдруг оказывается, что и Кейт, и Курка насильно удерживают в лечебнице злые русские. Они терпеть не могут юколов и всеми силами пытаются от них избавиться, хотя логики в действиях антагонистов нет, да и мотивы не совсем понятны. Они отравляют воду, удерживают в своих стенах лидера и вставляют другие палки в колеса, а также хотят сдать Кейт носатому американскому детективу — та, дескать, обвиняется во всех смертных грехах и смерти Ганса Форальберга. Вот это поворот!

Персонажи, увиденные за первые полтора часа, настолько клишированные и банальные, что волей-неволей начинаешь сомневаться в творческих способностях Сокаля. Доктор Ефимова — обыкновенная страдающая от полноты тетка, другой лечащий врач, прислуживающий ей, — мрачный тип с густыми бровями и бородой. Общается доктор Ефимова с неким русским полковником, один глаз которого закрыт повязкой (такой клюквы давно в видеоиграх не было), а в кабинете доктора Ефимовой стоит древний компьютер прямиком из вселенной Fallout. А еще ее постоянно называют «доктор Ефимова», чтобы навсегда вбить в мозг игрока эту фамилию.

Подача истории под стать картонным образам — над логикой происходящего в Syberia 3 почти не задумывались. Врачиха, которая явно не собирается дружить с Кейт, заходит в палату с огромным шприцем в руках. Кейт просит отпустить ее на волю, и доктор соглашается, но предварительно просит девушку протянуть руки для проверки пульса. Что же может пойти не так? Люди тут либо слепые и не видят очевидных вещей, либо глухие и не слышат даже приехавший с грохотом лифт, либо просто тупые и совершают действия, которые гарантированно приведут к печальным для них последствиям.

Жаль, полностью цитировать Дмитрия Анатольевича не стали

Жаль, полностью цитировать Дмитрия Анатольевича не стали

К окружению при этом претензий не слишком много — да, выглядит оно не так революционно, как в оригинальных Syberia в свое время, но локации уютные и симпатичные. Графически игра, к сожалению, застряла еще в 2008 году (хотя и тогда уже были, к примеру, более красивые Dead Space и первый «Ведьмак») — переход в полное 3D при столь малом бюджете явно оказался неразумным решением. Персонажи хоть и не вызывают отторжения своим внешним видом, но страдают от ужасной анимации. Хотелось бы пошутить, что она все равно получилась лучше, чем в Mass Effect: Andromeda, но на самом деле в этом плане обе игры не так уж далеки друг от друга. При переходе между локациями, кстати, приходится постоянно наблюдать минутные загрузки.

И если выглядит полностью трехмерная Syberia 3 еще сносно, то управляется просто отвратительно. Камера не знает, как себя вести, — то отъезжает, то приближается, то внезапно меняет ракурс. Важный предмет или собеседник могут оказаться в самом низу экрана, ради чего не раз придется двигать стиком в нужном направлении — это при условии, если вы догадаетесь туда заглянуть. От механики point-and-click разработчики отказались — теперь Кейт Уолкер свободно перемещается по всей локации, но при этом умудряется застревать во всем подряд и мучительно медленно поднимается по лестницам. Ах да, еще переключение между интерактивными объектами осуществляется тем же правым стиком, что и поворот камеры. Очень «удобно».

Наверное, у любого возникнет похожее чувство при взгляде на такое

Наверное, у любого возникнет похожее чувство при взгляде на такое

Речь идет о сборе хлама на локациях. В квестах ведь как обычно бывает: попадаешь в новую комнату или какое-то другое место, изучаешь все подряд, и вдруг герой почему-то решает взять с собой веревку, молоток или клочок бумаги. Зачем ему это, о чем он думает? Почему он так уверен, что предмет пригодится в дальнейшем? В Syberia 3 эту «проблему» (хотя это, скорее, уже особенность жанра) решили очень просто — Кейт не станет просто так класть в инвентарь хлам, если до этого не узнает, нужен ли он вообще или нет. Система работает из рук вон плохо по двум причинам. Первая — некоторые вещи героиня все равно подбирает просто так (и за это даже дают «ачивки»). Вторая — из-за такой «инновации» приходится возвращаться и опять взаимодействовать с объектами. А локации тут немаленькие, иногда приходится бежать по две минуты.

Такая непродуманность проявляется почти во всем. Обновленная система диалогов — «колесо» на манер игр Telltale: с персонажами предлагается пообщаться на разные темы, чтобы узнать больше об окружении, а периодически придется их убеждать что-то сделать с помощью подбора правильных вариантов ответа. В последнем случае при нажатии R2 можно услышать мысли Кейт по поводу каждой из реплик, но это, наверное, самая бесполезная функция в истории жанра — девушка никак не помогает игроку, а лишь путает его, так как почти всегда считает оба ответа логичными и уместными. Но если предварительно изучить все вокруг, есть вероятность, что игра и так подскажет подходящие слова.

В такой ситуации положение могли бы спасти талантливые актеры — что ж, русская локализация получилась более-менее сносной. Почти все стараются отыгрывать свои роли и, к счастью, не повторяют вслед за переводчиками субтитров детсадовские ошибки — слова «надеть» и «одеть», например, тут путают не один и не два раза. Но и в озвучении не обошлось без огромной ложки дегтя — фразы постоянно обрываются на середине и после небольшой паузы продолжаются. А когда слушаешь мысли Кейт, она вообще произносит текст буквально по слогам. Любители играть с иностранной дорожкой будут огорчены тем, что в английской версии роли достались бесстрастным роботам, монотонно зачитывающим слова с бумажки. На французском все не так ужасно, но особых поводов для радости тоже нет.

Качество текстур порой потрясает своей убогостью

Качество текстур порой потрясает своей убогостью

На все это при желании можно было бы закрыть глаза: на неуместные (но хорошие) загадки, нелогичный сюжет, клишированные персонажи, проблемы с озвучением… Но и без того немаленькую груду проблем Syberia 3 придавливает тяжелым камнем кошмарной оптимизации. Возникает ощущение, что на PlayStation 4 играешь при 15 кадрах/с, где бы ты ни находился. Графически игра остается на уровне проектов из стартовой линейки PS3, поэтому такая производительность вызывает не смех, а слезы. А ведь до конца года еще состоится релиз на Nintendo Switch — можно представить, какое там будет слайд-шоу.

Syberia 3 вышла через 13 лет после появления сиквела. Но третья часть совсем не похожа на игру, идеи которой Сокаль столько лет придумывал и записывал в блокнот, чтобы потом создать что-то невероятное. Или хотя бы запоминающееся и качественное. Она больше напоминает попытку сыграть на ностальгии фанатов с помощью милого сердцу названия. Вот только и название это позабыться успело, и фанаты стали более требовательными, и индустрия ушла далеко вперед. Так что, господин Сокаль, как ни намекай на продолжение в финале, но с таким отношением к делу его мало кто захочет увидеть.

Игра Шрёдингера: ее не должно было быть, но как же ее ждали!

Обзор Syberia 3. Теплое чувство ностальгии

Обзор Syberia 3. Теплое чувство ностальгии
Обзор Syberia 3. Теплое чувство ностальгии
Обзор Syberia 3. Теплое чувство ностальгии

Зои Кастильо пролежала в коме восемь лет. А потом очнулась и, полная сил, отправилась спасать столь разные миры Dreamfall. Кейт Уокер провела в забытьи целых десять лет, и вот она открыла глаза. За Зои следили лучшие доктора, Кейт же приводили в чувство северные шаманы и коновалы из сибирской психушки. Удастся ли бывшей сотруднице нью-йоркской адвокатской конторы доказать, что мы не зря ждали ее возвращения?

Не возвращайтесь к былым возлюбленным

Иногда истории заканчиваются так замечательно, что и в голову не приходит требовать продолжения. Образ милой и робкой Кейт Уокер, со слезами на глазах провожающей стадо мамонтов и умирающего мечтателя Ганса, хранится в потаенном уголке сердца каждого любителя классических квестов. Именно поэтому анонс продолжения вызвал смешанные чувства: радостное ожидание нового приключения и недоуменное «Зачем?».


Здравствуйте, суровые сибирские просто. ах да, Кейт теперь можно рассмотреть вблизи.

«Былых возлюбленных на свете нет. Есть дубликаты», — утверждал Андрей Вознесенский. И в чем-то был прав. Очнувшаяся от десятилетнего обморока Кейт Уолкер для начала потеряла одну букву и в русской локализации превратилась в Уокер. Конечно, грамматически это правильно, но ассоциации с техасским рейнджером поначалу выбивают из колеи.

Как и новое произношение фамилии Ганса: ударение в «Форальберг» теперь падает на последний слог. Ну а лидерство в списке странностей захватило болтающееся на шее Кейт сердце бедняги Оскара. Выглядит оно совершенно не так, как во второй части, да и момент извлечения органа из доброго робота прошел мимо нас.

Как бы то ни было, Кейт Уокер (или Кейт Вока, как кличут ее забавные юколы) поднимается с казенной больничной койки. А значит, нас ждут новые испытания!

Все для владельцев консолей

За прошедшие годы жанр классических квестов point’n’click, горячо любимый обладателями не самых мощных компьютеров, серьезно видоизменился. Квесты превратились в адвенчуры и перебрались на консоли. По их стопам послушно потопала и Syberia 3.

И как-то так вышло, что хранящие верность и жанру, и платформе оказались за бортом: тем, кто попытается управлять Кейт с помощью мыши и клавиатуры, игра покажется плохоньким портом приставочной версии. Пространство получило объем, но с камеры наручники не сняли, и при движении она порой выделывает неуклюжие кульбиты. При фиксированной точке обзора провести Кейт по загроможденной территории непросто — бедная девушка постоянно врезается в косяки и спотыкается о каждую кочку.


Совсем не случайно разработчики предупреждают с первых же экранов: не мучайтесь, возьмите геймпад. А еще лучше переезжайте наконец на консоль! Хотя там свои сложности. Скажем, выбрать стиком из скопления активных точек единственную нужную — та еще задачка.

Зато консольная версия уж точно запустится, не выдаст «черный экран», не станет тормозить на любых настройках и не заставит очередным вылетом переигрывать кусок игры заново. Ручных сохранений не предусмотрено, как и возможности пропустить диалоги, так что если уж начали играть — лучше не отвлекайтесь.


Пациентов психбольницы развлекают заводные птицы. Наверное, настоящие здесь не выживают.


Коридоры провинциальной больницы увешаны классическими полотнами. Интересно, подлинники?

Welcome to Russia?

На этот раз нас не отправят в трансъевропейское турне. Новое паломничество Кейт пройдет по открытой ею десять лет назад Сибири. Вернее, Сибирии, ведь с российской землей место действия Syberia 3 имеет столько же общего, сколько с провинцией Прованс.

Заснеженные просторы Сибирии выглядят вполне по-таежному. А вот тихий городок Вальсембор явно перекочевал откуда-то из Европы. Но при этом на его улочках ржавеют «Жигули», подозрительный тип предлагает закупиться «спиртиком» и сигаретами по дешевке, а первый же встреченный горожанин оказывается в доску пьяным капитаном. Северное племя юколов живет в юртах, которые крепятся к спинам снежных страусов, а здешнее воплощение Чернобыля больше похоже на Nuka-World из Fallout.


Знакомьтесь, провинциальный городок в сибирской глуши, с чисто русским названием Вальсембор.


Жители Вальсембора протестуют против визита кочевых юколов. Тоже как-то не по-русски.

Игра по древней традиции бессовестно использует штампы об экзотической тоталитарной России. Здесь вам и заговор врачей, и притеснение национальных меньшинств, и власти, упорно что-то скрывающие, и социалистическая пропаганда. Порой игра опасно кренится в сторону карикатурности. Этому способствует утрированная внешность персонажей, которая особо выделяется на фоне более реалистичного окружения.

Но куда бы нас ни занесло вместе с неугомонной Кейт, все места будут очень-очень «сокалевскими». Точные узнаваемые детали в них по-прежнему туго переплетены со смелым вымыслом. Ко всему прочему, локации буквально пропитаны щемящим чувством ускользающего времени.


Фантастические снежные страусы — одна из самых замечательных придумок в игре.

На сказочно прекрасные фоны третья часть не богата, в отличие от предшественниц. В объемном мире сложно выбрать ювелирно выверенный композиционный ракурс, да и прекрасные издали текстуры при ближайшем рассмотрении могут превратиться в грязную тряпку. Зато в качестве компенсации нам иногда позволяют включить панорамный обзор: камера облетит местность, показывая то, что не попало в поле зрения.


Мир стал намного живее, и не только благодаря огромному количеству людей повсюду: едва ли не с каждым встречным можно поговорить и иногда даже услышать что-то соответствующее ситуации! Часть «декоративных» персонажей по-прежнему стоит столбом или сидит, уставившись в пустоту. Но хватает и тех, кто бродит и пытается взаимодействовать с объектами или соседями по локации.


Они не сговариваясь пришли на работу в одинаковых костюмах и с одинаковыми прическами. Ну что ж, бывает.

Шпион отвинтил контрагайку

Навряд ли кто-то станет или не станет играть в Syberia 3 только из-за текстур и анимации. Настоящих поклонников культовой «Сибирии» куда больше интересуют сюжет и квесты! Но о сюжете мы достаточно рассказали в предварительных материалах, еще шажок, и пойдут спойлеры. Так что ограничимся словом «увлекательно». А вот о задачках стоит поговорить поподробнее!


Классический ретроквест: шлепнуть печать вручную никак нельзя, надо непременно настроить печатешлепальную машину.

Главное, что изменилось за прошедшие годы: Кейт поскромнела. Теперь она не тянет в инвентарь все, что видит, с расчетом на «авось пригодится». Игра обзавелась триггерами: чтобы взять нож, надо вначале выяснить, что он необходим. А именно: поговорить с соседом по палате, осмотреть коробочку, внимательнее осмотреть коробочку, снова поговорить с соседом. уф, теперь можно кружить подле стола, вылавливая нужную горячую точку!


Видоизмененный инвентарь. Самое неудобное в нем то, что открывается он одной кнопкой, а закрывается другой.

Умеренная логичность задачек сохранилась: большинство головоломок можно пройти без подсказок, если не спешить и поразмыслить. Но есть и исключения. Скажем, принять лекарство за три часа до ужина — это во сколько? Ситуация усугубляется тем, что в русском переводе «ужин» почему-то сменяется «обедом», а до кучи «умирающий» язвительно комментирует действия Кейт, но ни слова не говорит о том, где хранятся его таблетки.


Десятилетний обморок не прошел для Кейт бесследно. Прежде всего пострадали отделы мозга, отвечающие за компьютерную версию. Но особая атмосфера, добрый сюжет, логичные головоломки, необычные локации и великолепная музыка уцелели.

Вот только слишком долго игра лежала в сибирском снегу: она выглядит совершенно несовременной.

В Syberia 3 место мамонтов заняли снежные страусы, а юколы освоили оптику и кузнечное дело. Что еще изменилось в Сибири?

Syberia 3. Чего Бенуа Сокаль не рассказал о «Сибири»

Syberia 3. Чего Бенуа Сокаль не рассказал о «Сибири»
Syberia 3. Чего Бенуа Сокаль не рассказал о «Сибири»
Syberia 3. Чего Бенуа Сокаль не рассказал о «Сибири»

Пятнадцать лет назад вышла игра, ставшая визитной карточкой скромного бельгийского автора комиксов. Словосочетание «игра Бенуа Сокаля» до сих пор ассоциируется в первую очередь с Syberia. Проект получился настолько авторским, что упоминание о студии-разработчике Microïds заставляет задуматься, припоминая: «Ах да, была, была такая студия, делала что-то с Syberia. »



Типичные провинциальные сибирские городки Комсомольск и Вальсембор. Совсем не похожи.

Над Канадой ветры злые


«Я показал Россию такой, какой ее видели во Франции», — признавался Сокаль. Уточнение: в игре отражено видение людей, что ни разу не были в России и судили о ней по слухам, мифам и обрывочным новостям. Сам Сокаль так и не добрался ни до Сибири, ни до зоны отчуждения вокруг Чернобыля. Даже заснеженную тайгу он рисовал под впечатлением от канадских лесов — туда он разок слетал. Но когда отсутствие личных впечатлений мешало вдохновению художника? «Порой все тайное и скрытое гораздо интереснее, чем то, что ты видел на самом деле», — улыбается Сокаль.


Маэстро лукавит. Тайного и скрытого в сибирской глуши намного больше, чем открывает нам путешествие Кейт Уокер. Почему же российская глушь и загадочные сибирские просторы в его представлении оказались так похожи на европейскую провинцию, поросшую «клюквой»?

Во вступительном ролике Syberia 2 мелькают координаты, по этому месту якобы проносится поезд. Но набор цифр (60°53′09″ с. ш. 101°53′40″ в. д.) взят отнюдь не с потолка. Это координаты падения Тунгусского метеорита, одна из загадок Сибири. К сожалению, это единственное ссылка на удивительное происшествие: ни во второй части игры, ни в недавно вышедшей Syberia 3 само явление и его последствия никак не отражены.



Юколы научились торговать и освоили ремесла. Остался лишь один перегон, и можно переходить к оседлости.

Мимо чего еще мог промчаться на всех парах механический поезд Ганса Форальберга и лохматые снежные страусы юколов?

Забавы великанов

В Перу есть пустыня Наска, знаменитая своими геоглифами: громадными фигурами животных. Но то, что глубокие борозды складываются в рисунки, впервые обнаружили лишь с самолета в 1939 году. Над Сибирью самолеты летают не так часто — тайга велика, и обжитых мест в ней немного, — поэтому о существовании сибирских геоглифов узнали намного позже. Самый древний рукотворный памятник — гигантское изображение лося из камней и глины — обнаружили из космоса в 2011 году.



Гигантский лось заботливо обведен белой линией. Вживую различить его не так просто.

Но лося заметили, потому что расположился он на равнине. А кто знает, что скрывается в непроходимой тайге? Например, гигантская «кирпичная» кладка из цельных камней размером с дом каждый. Кто старательно обтесал четырехтонные кирпичики и аккуратно уложил их ровной стеной?



В научном труде «Антология юколов» Корнелия Понса, профессора палеонтологии Баррокштадского университета, нет ни слова о юколских религиозных ритуалах, связанных с изображением гигантских зверей или с поклонением мегалитам. Конечно, нынешние обитатели сибирской глуши тоже не участвовали в создании лося космических масштабов. Но, знай об этих открытиях Сокаль, не стал бы его сказочный мирок еще загадочней?



Громадный железный рабочий из Syberia 2 выглядел так, будто прогнал колхозницу, отобрав у нее серп. Статуи в новой «Сибири» намного более мирные.

Ушедшие в дождь

Тринадцать лет назад мы искали выживших мамонтов. О их существовании говорили не только рисунки в доме Форальбергов: юколы точно знали, что мохнатые слоны все еще живут на просторах Сибири. Да и во второй части игры Кейт регулярно гуляет по локациям, украшенным гигантскими бивнями.



В Syberia 2 ложе для Кейт смастерили из громадных костей. В Syberia 3 ей пришлось довольствоваться матрасом.

Здесь Сокаль совершенно ничего не придумал. Ну, почти ничего. Останки мамонтов и даже прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте туши доисторических животных регулярно находят на территории Сибири. Но местные народы в древности считали мамонтов едва ли не злыми духами. Чукчи выкапывали торчащие из-под земли бивни мамонта, чтобы дух лишился своей злой силы. А некоторые северные народы и вовсе были уверены, что мамонты живут под землей и роют себе ходы бивнями, ведь эти звери так тяжелы, что проваливаются вниз.

Syberia 3. Чего Бенуа Сокаль не рассказал о «Сибири»

Syberia 3. Чего Бенуа Сокаль не рассказал о «Сибири»


Мамонты были едва ли не главными героями классической «Сибирии». В третьей части от них мало что осталось.

Но детская мечта робкого и слабого Ганса исполнилась, и он пропал из игры вместе с величественными мамонтами. Изменились и юколы: они окончательно перебрались из пещер в удобные юрты. Смешной народец даже научился возводить огромные шатры для своих «крытых рынков». Юколы теперь не боятся приближаться к людским поселениям и даже, если верить горожанам, приворовывают у них. Неужто все из-за того, что древние хранители народа покинули их, ушли в дождь вместе с удивительным изобретателем?


Встреча, которая сделала финал Syberia 2 незабываемым.

Тук-тук, Кейт Вока!



Коренные обитатели Сибири. Ни следа жизнерадостной упитанности юколов.

Лишь изредка в представителях племени просыпается вековая мудрость предков: Аяваска очень вовремя заварит свое колдовское зелье, а молодой проводник Курк безошибочно подскажет, каким механизмом стоит заняться героине. Но самое пронзительное открытие ждет нас ближе к концу: Сокаль все же придумал для растерявшего свою загадочность народа героическую легенду о тех, кто пожертвовал жизнью ради сохранения духовного наследия.



Десяток лет назад юколы не жалели сил на обустройство капитальных поселков в ледяных пещерах. Сейчас же они полностью перешли на кочевой образ жизни.

Конец игры наступает так внезапно, что поневоле напрашивается вывод: на самом деле это еще не конец. Кто знает, может, неугомонный маэстро Сокаль, как и тринадцать лет назад, выдал нам лишь первую половину истории? А еще через пару лет мы услышим и о загадочной Золотой бабе, Сибирском сфинксе и о мистических шаманах, убивающих словом?


Тайные шаманские ритуалы. Главное — почаще бить в бубен, и тогда все получится!


Милые юки полностью перешли на вольготный образ жизни и откровенно наслаждаются бездельем.

Надо признать, что темные секреты и зловещие происшествия совсем не вяжутся со светлой сказкой о чудесной Сибирии. Здесь обязательно побеждает добро, и даже злодеи совсем не страшны: их легко одурачить и ничего не стоит сбить с пути.

Французская студия Microids опубликовала шестиминутное видео, посвящённое развитию серии приключенческих игр Syberia. Основное внимание в ролике уделено оригиналу и сиквелу, но под конец трейлера можно увидеть несколько концепт-артов и пару секунд геймплея грядущей третьей части.

Разработка Syberia 3 продвигается довольно медленно. Сюжетные подробности пока не разглашаются. На данный момент известно, что события игры начнутся с того момента, на котором завершилась предыдущая часть — молодая юрист из Нью-Йорка Кейт Уокер (Kate Walker) стоит на тропе мамонтов, ведущей в мир, где реальность смешивается с грёзами. Одно из племён юколов, кочующее по тундре, нашло девушку и помогло ей выжить.


Официальный анонс Syberia 3 состоялся ещё в 2009 году, однако из-за недостаточного финансирования разработка стартовала лишь спустя два года. Игра создаётся для PC (Windows и Mac OS X), Xbox One, PlayStation 4, iOS и Android. Музыку к ней напишет знаменитый композитор Инон Зур (Inon Zur), творения которого можно услышать в Fallout 3, Dragon Age: Origins, Prince of Persia: Warrior Within и Syberia 2.

Читайте также: