Supreme commander обзор

Обновлено: 07.07.2024

В последнее время на рынке сложилась очень интересная ситуация. Вместо того чтобы придумывать что-то новое, разработчики предпочитают заниматься возрождением хитов прошлых лет. Причем мы говорим не о клонах — баловство с ними длится уже десятилетия, а именно о ремейках, которые даже частично переосмысливают суть игры. Не остался в стороне от этой «моды» и знаменитый дизайнер Крис Тейлор, который решил наконец-то исполнить свою давнюю мечту и возродить Total Annihilation. Благо армия поклонников игры уже несколько лет готовилась к этому моменту.

Раньше камикадзе летали в основном на самолетах. Теперь же вот оседлали корабль — и в одиночку навалились на целый береговой укрепрайон.

После выхода Total Annihilation: Kingdoms фанаты ждали «настоящей» второй части «Аннигиляции». Но шли годы, а мечты так и оставались мечтами. Cavedog закрылась, Крис Тейлор, идейный вдохновитель игры, основал Gas Powered Games. Но так как лицензия на Total Annihilation осталась в руках Atari, ему пришлось переключиться на другие проекты — например, на ролевую игру Dungeon Siege. И все-таки Крис не забыл, с чего все начиналось. Анонс Supreme Commander поклонники «Аннигиляции» встретили с потрясающим энтузиазмом. Еще бы: Крис Тейлор снова делает стратегию!

Стратегов сейчас уже не удивишь трехмерным движком и юнитами необычной формы — сегодня в моде динамичный и очень простой геймплей, а также захватывающий сюжет. Поэтому ограничиться одной страничкой с описанием того, как Arm поссорилась с Core, теперь уже не получится.

На дворе XXIX век. «Золотая эра» человечества так и не наступила — на просторах космоса не первый год идет война с участием землян и киборгов (cybrans) и эонов (aoens; алиены, «одомашненные» в свое время хомо сапиенсами). Земляне пытаются восстановить границы собственной империи, которые они потеряли после бунта в колониях. Эоны — миролюбивые инопланетяне, некогда «окультуренные» людьми. После того как чиновники в профилактических целях решили избавиться от пришельцев, им пришлось взять в руки оружие. Cybrans вывел некий безумный ученый, но в какой-то момент им надоела роль рабочей силы и они попытались взять власть на подконтрольных планетах в свои цепкие руки.

Крис обещает, что у каждой стороны будет своя идеология, свои цели, свой стиль ведения боя, а следовательно, уникальные юниты, разнообразные тактики и спецвозможности. При этом в мире Supreme Commander нет явных плохишей — у каждой из сторон своя правда. А вот кто окажется победителем, решит только игрок, которому суждено очутиться в шкуре Верховного командующего.

Два Голиафа против целого взвода Давидов! Делайте ставки!

Сюжетные изыски — лишь приятный довесок к геймплею. Основа Supreme Commander — непрерывная война. Для того чтобы игрок не отвлекался от своей первоочередной цели, все посторонние задачи, такие как постройка базы и создание крепкой экономики, решено существенно упростить. В игре всего два ресурса — металл и энергия. Для генерации энергии достаточно возвести специальную постройку, которая будет выкачивать ее прямо из планеты. А вот с металлом все куда любопытнее. Во-первых, его можно добывать классическим способом — в шахтах. Во-вторых, для получения железа сгодятся остатки юнитов и зданий — причем необязательно своих. Так что словосочетание «война за ресурсы» в случае с Supreme Commander приобретает самое что ни на есть прямое значение.

А сражаться придется, причем очень энергично, ведь сырье в игре расходуется с огромной скоростью. Оно тратится не только на постройки и юниты, но даже на боеприпасы. Так что если ваши танки вдруг остались без снарядов — не обижайтесь, сами виноваты.

Есть свои особенности при застройке базы. Однотипные здания можно группировать в кластеры, увеличивая их эффективность. Помимо плюсов в этой системе есть и минусы — если противник вздумает атаковать вашу базу, повреждения будет получать не только отдельная постройка, но и весь кластер.

Девиз Supreme Commander — тотальная автоматизация всего, что только возможно. Юниты умеют самостоятельно возвращаться «домой» за боеприпасами и топливом. Строительство и производство войск при желании можно доверить помощнику — задаем определенные приоритеты и спокойно отправляемся на войну. Кроме того, построенная единожды база будет «сопровождать» игрока на протяжении как минимум нескольких миссий.

Интересно, поддержание правильного строя будет на что-нибудь влиять? Или только для красоты?

Войну в Supreme Commander обещают «забабахать» с поистине эпическим размахом. Схема банальна, как и большинство решений в компьютерных играх. В стратегическом режиме мы взираем на поле боя из самого что ни на есть космоса — со столь глобальных высот отлично виден театр военных действий, отсюда же удобно отдавать приказы большим группам юнитов. Если на горизонте появился противник, приходится спускаться с небес на землю и играть во вполне обычную стратегию.

Максимальное увеличение, кстати, тоже впечатляет — самые мощные юниты при нем просто не поместятся на экран. Естественно, что цена на таких монстров будет очень кусачей, но поверьте, они стоят своих денег.

Не хотите монстра? Что ж, в Supreme Commander есть полный набор любимых вещиц любого стратега: классические танки, пехотинцы, любимые многими шагающие роботы, а также летающие и морские юниты — жаль только, что о подземных ничего не слышно. Точный ассортимент пока держится в секрете, но ветераны должны помнить, что в Total Annihilation с каждой стороны было огромное количество разнообразных бойцов. И вряд ли Крис Тейлор изменит этому правилу.

Аккуратно прорабатывается баланс. Правила привычны: даже самого могучего монстра всегда можно завалить толпой, плюс у каждого юнита есть свои сильные и слабые стороны. Бомбардировщики крайне опасны против наземных сил, но беззащитны перед истребителями — в общем, старый принцип «камень-ножницы-бумага» еще никто не отменял.

Не стоит списывать со счетов и мультиплеер, где помимо классических режимов нас ждет и редкая для стратегий возможность совместного прохождения. Некоторые особо прозорливые фанаты уже давно кричат на всех углах о том, что Warcraft III и Warhammer 40 000 скоро придется потесниться на киберспортивном пьедестале. Что ж, помня, как популярен был мультиплеер Total Annihilation, можно сказать, что в их словах есть доля правды.

И все равно ведь в конце боя почти все корабли окажутся на дне.

Total Annihilation, выпущенная компанией Cavedog в далеком 1997 году, была не то чтобы революционной игрой, но на фоне первых C&C-клонов смотрелась очень свежо — в ней был интересный геймплей, масштабные битвы, множество юнитов и потрясающая динамика.

Но самое главное — именно Total Annihilation стала первой трехмерной стратегией. В то время как конкуренты все еще штамповали спрайтовые поделки с изометрической проекцией, Cavedog выпустила игру, в которой были 3D-юниты и «честный» ландшафт.

Естественно, нескольких аддонов фанатам оказалось мало — все ждали продолжения. И оно появилось в 1999 году. правда, в виде фэнтези-стратегии Total Annihilation: Kingdoms. Революционностью здесь уже и не пахло. Разработчики просто взяли Total Annihilation, подлатали движок и вместо роботов вставили в игру эльфов, зомби, орков и прочую фэнтезийную челядь. Кроме того, у Kingdoms оказались очень серьезные проблемы с балансом.

Многие уверены, что судьба Kingdoms не сложилась потому, что за некоторое время до выхода игры Крис Тейлор покинул Cavedog. Да и сама компания продержалась недолго — всего лишь до 2000 года. Бренд ушел в руки издательства Atari, и в 2002 году корейская студия Phantagram анонсировала Total Annihilation 2, который должен был выйти через пару лет. Но пока что-то глухо.

В принципе, на название Supreme Commander можно и не обращать особого внимания — даже из этого предварительного описания четко ясно, что перед нами «настоящее» продолжение Total Annihilation, которое просто маскируется от нынешних обладателей торговой марки. И мы очень надеемся, что на рынке найдется место для новой, уже не «первой трехмерной», а скорее даже «классической» стратегии от Криса Тейлора.

Будем ждать? Крис Тейлор вновь разрабатывает стратегию. Геймплей Total Annihilation на этот раз планируется скрестить с современной графикой и эпическими сражениями. Надеемся, что все получится.

Supreme Commander можно считать одним из главных стратегических разочарований минувшего года. Казавшееся на стадии разработки без малого лучшей RTS всех времен и народов детище Криса Тейлора утонуло в пучине собственных амбиций. Гигантские размеры карт и полчища юнитов требовали ультрасовременные системы, а излишне медленный темп развития событий вызывал недовольство у любителей динамичного действа. В остальном игра была прекрасна, однако и этих минусов хватило, дабы испортить первое и для многих последнее впечатление от проекта.

Впрочем, грамотная пиар-кампания и раскрученный брэнд не оставили Gas Powered Games без куска хлеба с красной икрой. Вопрос о создании дополнения отпал сам по себе.

В Supreme Commander: Forged Alliance разработчики провели полноценную работу над ошибками. Большая часть недочетов оригинала была исправлена, а появившиеся нововведения идеально вписались в функционирующую схему. Единственное над чем авторы поленились поразмыслить, так это – сюжет, он по-прежнему нулевой.

«Бывшие враги объединяются перед лицом новой угрозы» - сколько раз нам приходилось читать подобные слоганы на игрокоробках. Нынче в роли Вселенского Зла выступили представители инопланетной расы Seraphim. Технологически продвинутые пришельцы давным-давно вошли в контакт с обитателями «зеленой планеты», привив «цивилизации» Aeon свои божественные учения The Way. Обмен культурными традициями продлился недолго – толпы агрессивных гуманоидов заставили враждующие коалиции забыть о былых обидах и воссоединиться в борьбе за собственную свободу.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Серафимами – дизайн юнитов. В кои-то веки дизайнеры отошли от квадратных форм, придав войскам «алиенов» естественно-округлые очертания. Следующая визуальная особенность армии оккупантов – колоссальные размеры техники, наиболее пропорциональные с масштабом карт. Пришельцы делают ставку на технологии. Их юниты производятся медленнее, чем у противоборствующих сторон, стоят астрономических денег, но и жалят из лазеров куда больнее: эдакие, если позволите, протоссы в мире Supreme Commander.

Сингл в аддоне состоит ровно из шести миссий. Продолжительность заданий заметно уменьшилась по времени. Если раньше на завершение «уровня» уходило 2-3 часа, то теперь эта цифра сократилась вдвое. Ускорение геймплея произошло за счет нескольких факторов. Так, к примеру, значительно возросла скорость производства войск и постройки зданий, а утомительный процесс возведения базы канул в лету с появлением функции build templates. Механизм ее действия крайне прост и эффективен: обводим рамкой необходимое число строений и добавляем их в специальный шаблон – в дальнейшем они будут строиться по нажатию одной клавиши, очень удобно.

В общей сложности экспаншен привнес порядка 80-ти новых юнитов – разработчики остались верны своим обещаниям. Но, несмотря на значительное число новобранцев, все они органично вплелись в сеттинг игры. Управлять огромными армиями стало отнюдь не труднее – дружно скажем спасибо доработанному интерфейсу, подружившемуся с прозрачными окнами. Легкой оптимизации подвергся и системный код. Тормоза стали докучать куда меньше. Хотя для отсутствия слайдшоу на максимальных настройках графики по-прежнему требуется мощнейший компьютер.

Масштабней, красивей, быстрей. Forged Alliance в полной мере продемонстрировала нам какой могла бы стать оригинальная Supreme Commander, удели игроделы чуточку больше времени финальной полировке. Stopgame рекомендует.

Плюсы: поражающий воображение масштаб событий; современный видеоряд; огромное количество тактических возможностей.
Минусы: наличие серьезных сложностей при освоении; несколько медленное развитие геймплея.

Слава Total Annihilation долго не давала покоя разработчикам. В Gas Powered Games очень хотели сотворить нечто грандиозное и столь же похожее на TA. Немного подумав, поработать в студию пригласили небезызвестного Криса Тэйлора - создателя «Уничтожения». Именно он придумал необычную боевую систему и сотворил настолько неординарную игру, что она просто была обречена на успех. К сожалению, сиквелу и парочке аддонов не удалось повторить успеха родоначальника серии. Ибо талантливый игродел и не подумал приложить руку к немногочисленным продолжениям. Когда же игровая пресса упорно и наперебой затараторила о Supreme Commander, былая слава вновь настигла девелопера. Надо сказать - не зря.

С первого взгляда, Supreme Commander - обычная RTS. Не отнять, не прибавить. Привычный для стратегии громоздкий интерфейс, три играбельные расы, горстка уникальных юнитов и просторное поле для ведения боевых действий. Озарение приходит не сразу - первые миссии впечатляют разве что масштабами происходящего. Неразвитая ветвь технологий и маленькие карты до поры до времени скрадывают то ощущение грандиозности, к которому игрок поневоле приготовился, услышав имя Криса Тэйлора. Все равно усидчивые останутся на месте, возле своего монитора, даже если вместо SC им преподнесут какую-нибудь недоделанную RPG. Остальные пусть уходят - настало время истинных командиров.

Supreme Commander вовсе не зря сравнивают с Total Annihilation. По сути, RTS 2007-го года - это переосмысление и переработка «Полного Уничтожения». Вновь 3 фракции, которые заменили аналогичный sci-fi сеттинг у предшественника, борются за мировое господство. В 3844-ом году многолетняя война приближается к своей кульминации. После формирования трех коалиций: UEF, Aeon и Cybran, Землю не раз сотрясали ядерные взрывы. И United Earth Federation пострадала больше всех. Если и у Aeon, и у Cybran были могущественные покровители (у первых - пришельцы, у других - киборги), то UEF погрязла в распрях еще до Всемирного Конфликта. После разделения на противоборствующие стороны, главенствующую позицию заняли Cybran. Благодаря вживлению микрочипов, людей превратили не только в универсальных солдат, но и расширили их возможности до немыслимых пределов. Хладнокровие, потрясающие математические способности - это все относится к Cybran. У Aeon дела не так хороши, но истинных землян (по крайней мере, по технологиям) они опередили на несколько тысячелетий. Федерация Землян, как это отрадно, берет не количеством, а качеством. В UEF не жалеют бравых вояк - проще послать дюжину-другую и выиграть, благодаря природной хитрости. Кто же победит в порой неравных схватках - придется решать уже руководителю всего этого действа.
В зависимости от его выбора, предлагаются к прохождению совсем разные сюжетные линии. Правда, если вы думаете, что, играя за армию киборгов, в считанные минуты дойдете до концовки, то дело - труба. Баланс товарищ Тэйлор учел и даже в середине кампании нельзя быть на 100% уверенным в победе.
Вначале у игрока на руках лишь один юнит - так называемый «mechwarrior». Он - ядро базы и главнокомандующий. Именно с помощью меха-гиганта, мы возводим укрепления, добываем ресурсы и даже можем настрелять свежей «дичи». Об обустройстве территории придется позаботиться с самого начала. Ибо постройка штаба - дело кропотливое, но расслабляться нельзя. Стоит позаботиться как о защите, так и о постоянной экспансии. Все время нужно пребывать в движении - создавать огромные армии, совершенствовать собственные постройки, порабощать вражескую орду и, выбрав момент, наконец-то прихлопнуть противника, словно назойливую муху. Правда, на сбор войска вы истратите добрые полчаса, если не больше, потому-то с местью лютому врагу придется подождать.
Для создания простого солдата нужно выложить некоторое количество ресурсов. В Supreme Commander их всего два вида - энергия и материя. Для получения первого достаточно построить n-ое количество электростанций, в то время как второй субстанции с каждым разом станет требоваться все больше и больше. Уже будет недостаточно пары-тройки шахт для добычи необходимых веществ, придется нанимать инженеров, дабы они совершенствовали процессы бурения земной коры.

Движок SC без проблем справляется с масштабностью происходящего. Весь упор сделан на количество противников и техники, а не на ярко выраженные графические красоты. Да, DirectX 9.0 и динамические тени тут присутствуют, но графики уровня Medieval 2 ожидать не стоит. И не в ней-то дело! Суть игрушки в уникальном духе и в богатом выборе тактических возможностей. Supreme Commander сильно напоминает мне шахматы - пожертвовав одной дивизией, можно без проблем умертвить несколько вражеских. Верное расположение базы и грамотное использование особенностей территории перевесят чашу весов в сторону игрока. AI, в нашем случае, не является достойным оппонентом. Дабы полностью ощутить стратегические возможности, нужно хотя бы раз запустить сетевой режим. Там, на другом конце планеты, могут собраться воедино самые сильные игроки Земли и, поверьте, заранее за исход ситуации поручиться нельзя.

Итоговые комментарии

Многие надеются, что SC - основной претендент на звание «Лучшая игра года». Конечно, у игроков будет широкий выбор, в зависимости от жанровых предпочтений, - Crysis, Spore, C&C3, Infernal, да и украинский S.T.A.L.K.E.R. рано списывать со счетов. Но Supreme Commander - это нечто особенное. Кроме возрождения канувших в лету традиций, разработчики из Gas Powered Games вложили в свое детище уйму труда. А это, поверьте, уже немалое достижение. Остается только надеяться, что Крис Тэйлор не будет клепать сиквелы и приквелы, а возьмется за новый, еще более грандиозный проект.

Геймплей: RTS, включившая в себя истинную классику. Да, комбинация «камень-ножницы-бумага» больше не работает. Даешь свободу тактическому гению!
Графика: Не предел мечтаний, но для такой стратегии - очень даже неплохо. Понравился движок, который с легкостью переваривает взрывы, бомбардировки и повседневное строительство с одинаковой «бодростью».
Звук: Саундтрек, как таковой, напрочь отсутствует. Правда, что может быть лучше, чем звуки пикирующих бомбардировщиков?
Надолго ли?: Игра, которой под силу занять достойное место на полке коллекционера.

Как говорил известный американский философ Уильям Джемс, «гениальность — это всего-навсего непривычный взгляд на вещи». Человек и паровоз, а также большой друг «Игромании» Крис Тейлор — вне всякого сомнения гений. Он как никто другой умеет смотреть на знакомые вещи совсем под другим углом. Видимо, благодаря этому таланту он и создал первую трехмерную стратегию Total Annihilation и изобрел значительную часть основополагающих теорем, по которым делаются современные RTS.

В ноябре прошлого года, когда Александр Кузьменко ездил в Париж и самолично играл в почти готовую версию Supreme Commander, Крис Тейлор заявил буквально следующее: «Supreme Commander — главная игра в карьере геймдизайнера Криса Тейлора. Так у себя журнале и напиши». Мы об этом честно написали, а уже в нынешнем месяце все разумное человечество своими глазами увидело главную (иначе не скажешь) игру легендарного геймдизайнера, на создание которой понадобилось — страшно представить! — без малого десять лет.

Конец мира

Адская космическая тарелка эйонов в считанные секунды может сжечь вражескую базу дотла.

Начинается история, как и полагается, тотальным апокалипсисом. В черт знает каком далеком будущем, когда человечество уже освоило галактику и активно бороздило космические просторы, вдруг случилась глобальная война. Началось все с восстания так называемых симбионтов — людей-рабов, в чью голову установили электронные микрочипы и заставили пахать на земную империю. Счастье, однако, длилось недолго. Под руководством доктора Густафа Брэкхама (который и придумал вживлять чипы в мозги) человекороботы подняли восстание, оттяпали несколько планет, основали нацию сибранов и продолжили завоевание галактики.

А между тем на сцене появились эйоны. Мало того, что странная раса, неожиданно появившись в галактике, сразу же захватила десяток планет, так еще эйоны провозгласили себя борцами за мир во всем мире, окрестили земную федерацию вселенским злом и развязали полномасштабные боевые действия.

Не выдержав такого двойного удара, земная империя стремительно развалилась, а люди, чтобы окончательно не погибнуть, объединились в хитрую военную структуру под названием United Earth Federation. Они поклялись уничтожить эйонов, сибранов и вернуть себе былое господство. Таким образом, началась изнурительная тысячелетняя война. Непосредственно нам предстоит принять участие в финальных месяцах войны и, встав во главе одной из трех фракций, поставить точку в затянувшемся конфликте.

Но в Supreme Commander сценарий играет роль своего рода обязательного довеска к геймплею. Здесь нет неожиданных поворотов сюжета, захватывающих дух роликов и прочей киношной мишуры. Весь сюжет излагается с помощью недолгих предмиссионных брифингов и никоим образом не затронет тонкие струны вашей души.

Человекоподобные роботы

Когда события приобретают совсем нечеловеческий размах, подопечной армией следует управлять на такой вот стратегической карте.

Честно говоря, друзья, когда в первый раз оказываешься на поле боя, испытываешь в некотором роде шок, ибо открывающаяся взгляду картинка нагоняет тоску. Перед нами расстилается маленькая, до безобразия пустая карта, да одинокий робот (тот самый Supreme Commander), стоящий посреди экрана. Не стоит паниковать, ибо игра раскрывает потенциал постепенно. В начале миссии от вас требуется только построить пару энергоблоков и завод по производству танков. С честью выполнив эту задачу, вы вдруг обнаружите, что мизерная карта неожиданно расширилась, а командование нагружает уже десятком совсем непростых заданий. В этот момент мы вдруг обнаруживаем, что на карте, оказывается, стоят грозные вражеские базы, кругом ездит враждебная бронетехника, а где-то на юге раскинулось море.

И вот тут в Supreme Commander начинает оживать буквально на глазах, а события развиваются со сверхзвуковой скоростью. Вот на базу вламывается первый десяток вражеской бронетехники, и мы, бросив все, начинаем в спешке возводить защитные турели, надеясь успеть до очередной атаки. После установки десятка пушек, кажется, можно вздохнуть с облегчением, но тут неожиданно налетают бомбардировщики, мгновенно сносят нашу «непреступную» оборону, после чего вновь приезжают злодейские танки, довершающие погром. В следующий раз надо не забыть построить ПВО.

Гигантский робот UEF, словно циклоп, жарит всех неугодных с помощью жуткого глаза.

Вместе с расширением доступной территории боевые действия обретают какой-то нечеловеческий масштаб, а к финалу любой миссии в сражении принимают участие сотни самой разной техники: в небе кружат десятки самолетов, по земле катятся сотни единиц бронетехники, море забито подводными лодками и фрегатами.

Несмотря на, прямо скажем, недетский размах происходящего, Крису Тейлору удалось зарядить игру лошадиной долей адреналина. При том, что на прохождение одной миссии легко уходит 3-4 (!) часа реального времени, скучать не приходится. Мы либо собираем войска и проводим наступления на двух-трех фронтах, либо в ужасе обороняемся от наступающих вражеских орд, спешно ремонтируя поврежденные здания и возводя новые защитные сооружения.

В особо жаркие моменты поле боя больше всего напоминает какое-нибудь лазерное шоу Герта Хофа.

Supreme Commander повергает в благоговейный шок отточенным балансом. Впервые за долгое время появилась стратегия, где не существует лишних зданий, а каждый тип войск реально необходим в сражении. Победить кавалерийским наскоком не получается при всем желании, а бездумное производство одних только самых мощных танков ожидаемо приведет к поражению. Крису Тейлору блестяще удалось реализовать знаменитую систему «камень-ножницы-бумага», благодаря чему необходимо постоянно держать руку на пульсе, собирая армию не абы как, а учитывая положение на фронтах. Чтобы достичь победы, приходится на полную катушку использовать и наземные, и воздушные, и морские силы в зависимости от ситуации. Как ни крути, но волна самых мощных танков в считанные минуты гибнет, нарвавшись на крепкую вражескую оборону, грозные бомбардировщики бесславно гибнут, встретившись с зенитными установками и истребителями, а многотонным фрегатам нечего противопоставить подводным лодкам.

Чтобы потом и кровью собранное воинство бесславно не превратилось в кучу дымящегося хлама, жизненно важно создавать именно комбинации юнитов. Как отче наш стоит запомнить, что танки и артиллерия двигаются только при поддержке мобильных комплексов ПВО. Бомбардировщики отправляются на задания только вместе с истребителями, ну а могучие фрегаты передвигаются исключительно в окружении подводных лодок. Однако порядок в том, что даже правильные комбинации войск не гарантируют стопроцентной победы. Успех во многом зависит от выбранной тактики. Можно настроить десяток заводов по производству наземных юнитов и попытаться задавить вражеские позиции массой. Правда, не факт, что на этот героический поступок хватит ресурсов, к тому же, скорее всего, вражеская оборона организована настолько толково, что пробиться с земли нереально. С другой стороны, никто не запрещает уйти в глухую оборону и, изучив самые мощные технологии, разбить противника, используя только высокотехнологичных юнитов. Ну а особо талантливые полководцы, вероятно, рискнут уничтожить врага комбинированным ударом из авиации, кораблей и бронетехники.

После того как случилась война с сибранами, остатки человечества сбились в кучку и, чтобы не быть уничтоженными окончательно, создали так называемую United Earth Federation. Теперь горстка людей ведет кровопролитную войну за выживание и будущее человечества.

Главная сила UEF — авиация. Их бомбардировщики отличаются некислой мощью и лучше других справляются с уничтожением наземных объектов, а истребители моментально выносят вражеские самолеты. Из супер-юнитов UEF доступны передвижная фабрика, производящая наземных юнитов, а также гигантская подводная лодка «Атлантис».

Cybran

Модифицированные люди с микрочипами в мозгах однажды взяли да и подняли восстание, погрузив галактику в хаос тысячелетней войны и основав в итоге новую целую расу — сибранов.

Эти свирепые создания обладают крайне мощными наземными юнитами. Их легкие танки, например, в несколько раз превосходят аналогичные модели землян и эйонов, а артиллерия обладает разрушительной силой.

Из супер-юнитов, доступных сибранам, особого внимания заслуживает огромный механический паук, оснащенный лазерной установкой. Этот железный друг мало того, что стоит сравнительно дешево и строится быстро, так еще и отличается завидной мобильностью и нереальной разрушительной силой.

Раса под названием Aeon неожиданно явилась из дальних уголков галактики, объявила людей и сибранов осью зла, после чего решила их всех уничтожать. У эйонов относительно слабые юниты первых уровней, но зато они лучше других знают толк в обороне. Уже на ранних этапах развития, помимо стандартных турелей и систем ПВО, они могут строить установки, генерирующие защитные поля, которые не пробивает ни один снаряд. Каждый такой щит, правда, требует огромного количества энергии.

На вооружении эйонов есть главный убер-юнит всей игры — страшная космическая тарелка, напоминающая НЛО. Летающая крепость умеет жарить окружающих плазменным лучом, а также постоянно рождает десятки истребителей, которые буквально рвут вражескую авиацию на части.

Экономика должна быть экономной

Чтобы обзавестись мощной армией, следует не забывать и о таких, казалось бы, банальных вещах, как обустройство базы. Ресурсов в Supreme Commander два вида — материя (добывается в строго отведенных местах) и энергия (ее генерируют специальные установки). Ресурсы необходимы для постройки войск, изучения апгрейдов и возведения строений. Энергия, кроме того, тратится на работу радаров, функционирование защитных полей и т. д. Если вдруг закрома родины опустеют, то можно начинать бить тревогу, ибо войска будут строиться медленно и печально, а оставшаяся без защиты база станет легкой добычей для противника.

Чтобы пробить крепкую оборону противника, надо либо тупо посылать в бой сотни и тысячи солдат, либо изобрести хитрый план.

Что удивительно, ненужных зданий в Supreme Commander нет. Радары необходимы, чтобы вовремя засекать приближающегося противника, сонар оповестит о подкрадывающихся злодейских кораблях, шахта с ядерными боеголовками позволит устроить локальный армагеддон. Каждое здание можно улучшать три раза, получая тем самым разные бонусы. Ну а в финальной стадии развития можно строить убер-юнитов — натуральные кошмары, ставшие явью, способные в одиночку разгромить почти любого противника. На их производство, правда, уходит нереальное количество ресурсов, а строятся они аж полчаса реального времени, но результат говорит сам за себя — гигантские летающие тарелки, исполинские роботы, снабженные разрушительными лазерными лучами, и жутковатые механические пауки практически неуязвимы для обычного оружия, и один такой монстр легко заменяет целую армию.

Несмотря на размах происходящего, управлять подопечными армиями крайне просто — задайте инженеру, в какой очередности возводить постройки, и смело отправляйтесь руководить сражением. Умница AI толково исполнит приказ и доложит о выполнении. Возможность создавать подобные «очереди» ощутимо облегчает игру.

Летательные аппараты отлично уничтожают наземную бронетехнику, однако стремительно гибнут, повстречавшись с истребителями.

Солдаты, вообще, обладают недурственным интеллектом. Выбирают, как половчее добраться до места назначения, в случае необходимости самостоятельно грузятся в транспорт, который быстро доставляет войска на передовую. Управлять оравой из двух сотен юнитов не то чтобы легко, так что отдельное спасибо создателям за то, что в любой момент можно поднять камеру, в тот же час оказавшись на глобальной стратегической карте: здесь юниты обозначаются треугольниками, здания — квадратиками, а руководить войной становится как никогда просто.

Чисто внешне и по сумме используемых технологий Supreme Commander вчистую проигрывает почти любой современной RTS. Например, практически отсутствует детализация. Танки, например, выглядят как ладно скроенные коробочки на гусеницах и с пушкой. С таким пугающим минимализмом исполнены и все другие юниты, а также здания и вообще весь ландшафт. Создается впечатление, что Крис Тейлор намеренно убрал все лишнее. Тут нет красочно взрывающейся бронетехники, любовно анимированных зданий и детально проработанных пейзажей. Местные строения тоже нарисованы по-спартански просто. Защитные турели отчаянно напоминают консервные банки с двумя торчащими спичками. И даже супер-юниты своим внешним видом вряд ли удивят взыскательного игрока, ибо выглядят так, словно вышли из дешевого аниме-мультика.

Но несмотря на вопиющую техническую простоту, Supreme Commander захватывает так, как не снилось ни какой глянцевой Company of Heroes или Age of Empires 3. И, опять же, секрет кроется в масштабе. Когда в сражении сходятся огромные армии, когда гигантское поле боя озаряется сотнями взрывов, когда, в конце концов, после изматывающей трехчасовой бойни наши солдаты прорывают вражескую оборону — сердце переполняет какой-то детский, давно забытый восторг. В такие моменты, поверьте, уже не замечаешь убогости дизайна, немощности движка и прочей ереси, порожденной современными технологиями. Крис Тейлор убедительно доказывает, что главное — это захватывающий с головой геймплей, а недостающие детали картинки воображение дорисует самостоятельно.

У старины Тейлора все-таки получилась уникальная стратегия. Он создал очень простую внешне игру, попросту наплевав на модные ныне тенденции. Юниты рождаются не сквадами, а выкатываются из ангаров, по старинке, строго поштучно. Пехота не умеет прижиматься к стенам и залегать в окопах. Физика почти отсутствует, а на местных картах царит пугающая пустота. И за столь скромной оберткой, между тем, скрывается стратегия ядерной мощи, где во главу угла поставлен геймплей, баланс и бездна разнообразных тактик. И пусть здесь нет сногсшибательной графики и реалистичной физики, но можно вечно любоваться, как в бой ползут реально огромные армии, как в небе со свистом проносятся десятки самолетов, как огромные роботы медленно топают в сторону вражеской базы. За бесконечной войной, комбинированием войск, изобретением хитрых тактик, чередой великих побед и горьких поражений время пролетает с космической скоростью. И даже после прохождения внушительной сюжетной кампании хочется снова и снова возвращаться к Supreme Commander — своего рода шахматам имени Криса Тейлора.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Крис Тейлор, словно добрый волшебник, на наших глазах сотворил чудо. Его Supreme Commander — это удивительно глубокая, умная и, положа руку на сердце, лучшая в плане геймплея и разнообразия RTS последнего времени.

Читайте также: