Супер марио брос u обзор

Обновлено: 06.07.2024

Девиз Super Mario 3D World Сигэру Миямото озвучил во время одного из показов Nintendo Direct: «Это первый трехмерный Марио, который играется как двумерный». Уровни тут объемные, но выглядят так, словно их проектировали для двумерного «Марио», а потом вытянули в глубину. Обычно мы путешествуем в трех измерениях, но иногда игра возвращает нас в плоскость: камера плавно берет вид сбоку — и вот оно, добро пожаловать в старые добрые времена.

В итоге Super Mario 3D World напоминает одновременно прошлогоднюю Super Mario 3D Land с 3DS и Super Mario Galaxy 2. От первой остались управление и структура уровней, а от второго — то, что каждый уровень вводит новую механику. В одном месте мы гоняем по воде на спине надувного дракончика, в другом выписываем фигуры на льду, сидя в огромном коньке, в третьем управляем разом и собой, и пачкой клонов, а в четвертом распугиваем привидений огромным фонарем.

Команда Миямото не стесняется подбросить нечто новенькое, чтобы спустя несколько минут об этом забыть и выкатить еще что-нибудь. Разнообразие затуманивает сознание. Пробежать сюжетную линию (именно пробежать, без учета поиска секретов и дополнительных уровней) можно меньше, чем за семь часов, но время с 3D World пролетает стремительно, и его совершенно не ощущаешь. Хочется больше? Зовите друзей.

Super Mario 3D World

Кооператив на четверых — давно уже норма для двумерных игр из серии New Super Mario Bros., но в трехмерных выпусках нормального кооператива отродясь не бывало — приходилось перебиваться упрощенными заменителями. Скажем, в Super Mario Galaxy 2 второй игрок отыгрывал роль звездочки Лумы, которая помогала Марио со всякой ерундой: таскала звездочки, оглушала врагов и т.д. Но хватало этого разве что на побаловаться.

Теперь же все игроки — полноценные участники действа, полностью подчиненные воле игроков. В составе команды — Марио, Луиджи, антропоморфный грибочек Тоад и хрупкая Принцесса Пич. Каждый из героев отличается друг от друга не только внешне: Марио — «золотая середина», Луиджи прыгает выше своего братца, но жутко плохо тормозит, Тоад бегает быстрее прочих, а Принцесса Пич ступает неторопливо, зато умеет высоко прыгать и парить в воздухе. Если просто хотите пробежать игру — выбирайте любого, но некоторые секреты могут раскопать только определенные персонажи. Запоминайте эти места, чтобы потом к ним вернуться.

Super Mario 3D World

Многие уровни будто бы не предназначены для нескольких игроков — так и должно быть. Зондеркоманда из Грибного королевства шумит, мусорит, топчет врагов и дружно мрет, споткнувшись об очередное каверзное препятствие, порожденное умами из Nintendo. О командной работе речи, как обычно, нет: почти любая компания в итоге принимается таскать бонусы друг у друга из-под носа и выяснять, кто кого первым столкнет в пропасть.

Кооператив любого «Марио» — это феерический и неописуемо веселый бардак. Если вы твердо нацелились пройти игру на сто процентов, отыскать все секреты и потайные места — делать это лучше вдвоем, максимум втроем. Если вас много, на вдумчивое исследование уровней даже не рассчитывайте: почти всегда находится тот, кто отобьется от группы, затеряется, свалится или просто решит затеять спор на тему «а туда ли нам идти?».

Super Mario 3D World

Super Mario 3D World

Традиционно для Nintendo все силы разработчиков бросаются на проработку геймплея, механики и вселенной — и к ним редко можно всерьез придраться. Но вот о геймпаде Wii U почему-то забыли. От него легко отказаться в пользу любого другого контроллера, и, по большому счету, лучше так и сделать.

Когда надо открыть некоторые двери, тачскрин в этом деле попросту мешает — к экрану тянуться явно дольше, чем к одной из кнопок. Дуть в микрофон ради скрытых бонусов тоже не слишком осмысленно, и об этой возможности попросту забываешь. А еще можно крутить камеру с помощью акселерометра. Нет, вы издеваетесь! Даже Rayman Legends и прошлогодняя New Super Mario Bros. U используют контроллер-планшет куда интереснее, чем флагманский трехмерный «Марио».

3D World завлекает не сюжетом, не глубинным смыслом и даже не некоей абстрактной культовостью (хотя она, вне всяких сомнений, где-то да проявляется). Он завлекает игрой, самодостаточной и совершенно чистой. Его нужно не смотреть, не читать, не осознавать — в него нужно играть. А играть в «Марио» по-прежнему страшно весело и в одиночку, и в компании друзей.


Первую часть разработали в давние времена. Марио перешла в 3D. Со временем, и разработка двухмерных игр прекратилась. Первые трехмерные изображения были убогими, но наступил прогресс. Однажды, Нинтендо выпустила портативную консоль. Это был отличный повод для перезапуска двухмерных частей, и так появилась новая линейка Марио. Они обладали приставкой «New». Стали не полноценными частями — ответвлениями.

Различных ответвлений было много. Спортивных, кроссоверных, мобильных. Внимания заслуживал этот перезапуск.

New Super Mario Bros U была не первой частью перезапуска, и она возглавила стартовую линейку Wii U. Пускай игра являлась ответвлением, Нинтендо побеспокоилась о качестве. Присутствовали оговорки, но неизменной оставалась общая картина.


Здесь была невидимая стена. Уровни быстро пробегались, но я не ограничивался одним прохождением. Осматривал всё и старался. Что-то всегда оставалось незамеченным.


Да, игра выглядела детской. Таковой была и вся остальная продукция Нинтендо. Их детский внешний вид никогда не менялся, что вызывало презрительную ухмылку в нашей стране. Однако игроки, которые были знакомы с новыми выпусками, а не ограничились старыми воспоминаниями — эти игроки знали, что представляла собой серия.

New Super Mario Bros U обладала обычной завязкой, вместившейся в небольшой абзац. Боузер вышвырнул Марио и его друзей в другой конец королевства. Им предстоял обратный путь.

Бросилась в глаза угловатая графика. Wii U устарела, но я не замечал. Дизайн сделали ярким. Марио никогда не была игрой о полигонах, а нинтендовские игры ценились процессом.

Неизменным осталась общая схема прохождения. Путь прокладывался слева направо, присутствовал 300-секундный таймер и флаг в конце.


Так выглядели большие монетки. Ради них уровни проходили всё внимательнее и внимательнее. Каждый раз, а тайные закоулки раскрывались или кончалось терпение.


Флаг был обязательной целью, но не единственной: разработчики расположили большие монетки. В каждом уровне их было по три штуки. На видных местах или спрятанные, монетки были как головоломками, так и проверкой на реакцию. Испытаниями для игровых навыков. Нинтендо умела в годное собирательство, а я находил монетки и радовался. Простое удовольствие порождалось хорошим коллекционированием. Менялись ситуации, исследование поощрялось, и главное — всё это было не рутинным.

Присутствовала инерция. Марио не сразу тормозил, и это казалось непривычным. Я освоился. Быстро и со временем, но поначалу умирал в смешных случаях. Сталкивался с препятствиями и падал вниз.

Разнообразие являлось сильнейшей стороной серии, и тут оно осталось таковым. Головокружительным, и не надоедало. Дикое разнообразие в игре создавалось структурами уровней. Их внешние образы были общими в рамках своих восьми миров. Механики с идеями развивались и менялись от уровня к уровню. Становились сложнее или привносились новые элементы.


Боссы в серии всегда были простыми. Ничего не изменилось. Досадной помехе хватало трех ударов.


Подводные уровни с догоняющей змеей, карта с плохой видимостью, прыжки по звездочкам, вращающимися как шестеренки — это лишь малый перечень. Калейдоскоп ситуаций был нескончаемым. Марио оставалась одним из самых разнообразных платформеров.

В серии игр были костюмы. Они остались и тут. Персонаж обзаводился новыми способностями, но первый урон по Марио снимал бонус. Уровни обладали структурой, подходящих под определённые костюмы. Это облегчало прохождение.

Обилие секретов. Их количество было потрясающим. Присутствовали секреты в виде невидимых стен, ведущих в новые места труб, ходов в левую сторону. Следуя лишь сюжетному прохождению, игрок пропускал много контента. Но люди редко ограничивались подобным. Марио либо цепляла, либо вызывала стойкое непонимание.


Была простая навигация по большим монеткам. Где собрал, а где нет — я видел это в банальной, но удобной вкладке.


Здесь тайники вели не только к большим монеткам, но и отдельным комнатам со множеством маленьких монет. К каким-нибудь шорткатам. Полноценные секретные уровни присутствовали в каждом мире, и там встречались новые ситуации. Они отсутствовали в обычных местах. Зимняя и звездная локация являлась этому примером.

В игре запоминался необязательный контент. Часто, и для серии это было обычным делом.

Присутствовали секретные вторые флаги. Они встречались в некоторых уровнях и вели в новые полноценные зоны на карте мира. Такие флаги были вершиной секретов. Проводили шорткатами через миры, а не уровни.


Один из секретных флагов находился в доме призраков с неочевидной дорогой. Я прошел уровень, не зная, что добрался до иного конца. Понял после прохождения финала. На карте мира осталась целая пропущенная область.


У сбора больших монеток был смысл. Не столь обязательный, сколь мотивирующий. Зоны девятого мира разблокировались в определенном случае. Взял все монетки в первом мире — открыл первый уровень бонусного мира, во втором — второго и т.д. Банальное решение, но подходило как небольшой и дополнительный стимул.

Карта мира делилась на восемь обязательных миров, а игроков они не удивляли. Подобное касалось тех, кто уже был знаком с прошлыми играми. Большинство миров обладало привычными внешними образами, и эксперименты ушли в основную 3D линейку. Это не дилогия Galaxy, не Odyssey, не даже 3D World. Мы это все уже видели. В других частях, и в New Super Mario Bros U многое повторялось.

Оригинальность была слабой. Качество — нет.


Секретная дорога на карте мира. Я лишь начал, а половина игры осталась позади.


Карту мира оформили яркими красками. Она была анимированной во множестве деталей и словно живой. Я с удовольствием любовался такой картой с высоты. Там открывался красивый вид. Может, в 2D линейке Нинтендо привнесла мало новшеств, но она сделала старое приятным.

New Super Mario Bros U являлась сложной игрой, и порой присутствовали уровни без чекпойнтов. Лёгкими были лишь первые пару миров. Я осваивался в них. Старые 2D части тоже были сложными вопреки детской стилистике, а сохранения отсутствовали. Все проходили заново после смерти.

Были нормой переигровки. Мне запомнился уровень с затонувшим кораблем и призраками. Там отсутствовали чекпоинты, да и неприятной была сама механика.


Костюмы набирались и в домах Тоада. Небольшие мини-игры привносили в прохождение дополнительное разнообразие.


Но разработчики облегчили прохождение New Super Mario Bros U возможностью «суперпомощи». Она появлялась после нескольких смертей подряд. Игрок соглашался — ИИ забирал персонажа. Компьютер сам проходил уровень. Не показывал секреты, да и контроль перехватывался в любой момент. Доступ к следующему уровню так же открывался. Таким образом не проходился только сюжетный финал.

Была ещё одна тонкость. Перед каждым боссом присутствовали невидимые кубики. Из них выпадали костюмы, подходящие для грядущей битвы, но сами боссы не доставляли проблем. Их прохождение было стандартным: три удара по голове. Нинтендо не уделяла должное внимание боссам. Она специализировалась на самих уровнях и локациях.


Небольшие бонусы ждали рядом с дверями к боссам. Всегда, стоило лишь найти нужное место. Кубик был невидимым до удара.


New Super Mario Bros U всем подходила. От детей-новичков, которые потихоньку осиливали первые уровни, до прожженных харкорщиков, собиравших все монетки и осваивающих девятый мир. Любого контента хватало. Казуального и зубодробительного. Игра быстро проходилась по сюжету. Хватало одного-двух дней, но полное прохождение отнимали долгие часы, а я не упомянул про дополнительные режимы.

Высоким было качество, но присутствовали странные минусы. Несколько, и они вызывали недоумение. Нинтендо следила за качеством, и её ключевые игры были вылизанными, но как ряд недочетов ушла в релиз? Компания проявляла гениальность в уровнях. Разнообразными были ситуации, но кое-в-чем разработчики промахнулись.

Бросалось в глаза следующее. Персонаж умирал, и его выкидывало на карту мира. Проходил чекпоинт, но все равно выбрасывало. После каждой смерти я щелкал значку уровня. Нажимал лишнюю кнопку подтверждения, а потом какое-то время терпел. Секунда уходила на анимацию с загрузкой.


Некоторые уровни выделялись внешним видом. Оставались в памяти и запоминались.


Всё это повторялось снова и снова, а я не придумал адекватной причины такому. Это не оправдывалось. Бессмысленные щелчки встречались и в других местах. Раздражал вопрос в стартовой загрузке: «Начать в режиме истории?».

Чекпоинты перед боссом отсутствовали. Эти противники были легкими, и перед ними находились костюмы, но почему не было сохранений в таких очевидных местах? Путь до боссов был сложен, а сражения — легки. Ценой ошибки являлось повторение. Я опять пробегал сложный участок.


Таймер подгонял. Я все равно отвлекся на мини-игру по сбору красных монет, и наградой стал небольшой бонус. Костюм за успех, а порой и жизнь — всё пригодилось.


Перемудренной или неоптимизированной вышли сохранения. Игра предлагала их в двух случаях: если выходили из игры или побеждали босса. Терял все жизни и получал «game over»? Игра отбрасывала назад к последнему боссу, которого прошел. Они располагались в середине и конце каждого мира. Иногда я терял прогресс, исчисляемый несколькими уровнями.

Выходя из игры, забывал про быстрое сохранение — и меня так же отбрасывало назад. Им пользовались вручную. Обычные сохранения отсутствовали до сюжетного финала.

Это сумбурно прозвучало, но сохранения были сумбурными.


У Йоши присутствовало неочевидное достоинство. Он спасал от одного попадания. Являлся дополнительной ячейкой жизни.


New Super Mario Bros U не вылизали, как основную линейку Марио. Запоминалась слабее, была менее оригинальной, присутствовали странные недочеты.

Но игра была годной. Геймплеем она на высоте. Многие платформеры не выдерживали сравнения по ряду причин. Одна обладала меньшим разнообразием, другая была непродолжительной, у третьей отсутствовала тяга к исследованиям. Уступали в различных аспектах.

New Super Mario Bros U стала идеальной для новичков, решившими познакомиться с 2D выпусками.

Анонс этого сборника мы ждали уже несколько месяцев – о его существовании стало известно ещё в марте. Хотя долгожданному подтверждению многие были рады, без плохих новостей презентация ремастеров не обошлась. Во-первых, в сборник не вошла Super Mario Galaxy 2, по праву считавшаяся лучшей трёхмерной игрой о Марио до выхода Super Mario Odyssey. Не исключено, что Nintendo планирует выпустить её переиздание отдельно (и запросить за него ещё $60, никто не удивится) либо игра навсегда останется на Wii, что будет совсем странно.

Во-вторых, коллекция перестанет продаваться даже в «цифре» после 31 марта 2021 года. Очевидно, физическое издание сборника станет раритетом, так что самые расторопные пользователи уже успели оформить предзаказ и продают его за баснословные суммы, с которыми коллекционерам волей-неволей придётся расстаться. Когда-то подобной деятельностью занималась Disney с её «Хранилищем» мультфильмов и процветающим из-за этого рынком бывших в употреблении видеокассет и дисков, но в прошлом году это всё прекратилось. Теперь же настала очередь Nintendo.

Super Mario 3D All-Stars обзор игры

Музыку из всех трёх игр можно слушать прямо в главном меню.
Понятно, для чего это сделано, – все картриджи будут моментально распроданы, цифровые версии окажутся бестселлерами, можно даже скидку на «чёрную пятницу» не ставить. Не хочешь покупать за полную стоимость – не получишь сборник никогда. Осадочек, как в старом анекдоте, остаётся – такие выкрутасы на консоли, которая не поддерживает обратную совместимость, кажутся лишними. Этот сборник в любом случае активно бы покупали – среди владельцев Switch полно тех, кто не играл в Super Mario 64, Super Mario Sunshine и Super Mario Galaxy, да и давно прошедшие их пользователи наверняка приобрели бы ремастеры в ожидании следующей части.

Как хорошее вино

Очень жаль, что через несколько месяцев новая аудитория не сможет ознакомиться с этими играми, ведь сохранились все они прекрасно. Даже во время прохождения Super Mario 64, вышедшей в 1997 году, очень быстро забываешь о её не самой удобной камере и других недостатках – платформер в те времена был настолько амбициозным, что и сегодня он способен удивлять разнообразием ситуаций, массой секретов и тонной контента. Многие геймплейные особенности, появившиеся в первой игре, перекочевали в остальные части серии (в том числе структура уровней и управление).

Каждая звезда в Super Mario 64 кажется честно заработанной, особенно с такой камерой и не всегда простыми задачами.

В Super Mario 64 водопроводчик попадает в замок и исследует уникальные миры, запрыгивая в картины на стенах. То он оказывается в пустыне с зыбучими песками, то плавает внутри затонувшего корабля, то помогает пингвинихе найти её детёныша и катается по ледяным горкам – столько прекрасно реализованных идей даже в современных платформерах редко удаётся найти. Когда находишь в одном из миров звезду, при следующем посещении появляются новые возможности, и призы также дают за собранные монеты – исследовать локации очень увлекательно.

Признаюсь, когда появились первые слухи о переиздании этой части, я ожидал увидеть полноценный ремейк с обновлённой графикой. Оказалось, у Nintendo не было таких планов – это обычное переиздание, в котором даже не обновили разрешение, из-за чего игра воспроизводится с чёрными полосками по бокам. Дальность прорисовки осталась прежней, модели такие же угловатые, а перед замком стоят абсолютно одинаковые деревья. Но выглядит игра чище, чем оригинал, – некоторые текстуры, в том числе на Марио и монетках, были то ли перерисованы, то ли другим образом улучшены.

Super Mario 3D All-Stars обзор игры

Боузер выглядит не так сурово, как в поздних трёхмерных Super Mario, – даже подсказывает, как его победить.

Нуждалась ли Super Mario 64 в полноценном ремейке на манер Crash Bandicoot? Наверное, всё-таки нет. В своём изначальном виде она вдохновила огромное количество разработчиков и сильно повлияла на всю индустрию – даже малейшее изменение механик (как физика прыжков в том же «Крэше») сделало бы её уже совсем не той игрой, что раньше. Так что в данном случае лично мне было бы интересно проходить оригинал, а не ремейк с современной графикой. По большому счёту претензия у меня лишь к кадровой частоте (тут, к сожалению, лишь 30 fps) и разрешению – портировавшие игру на PC умельцы смогли их повысить, а Nintendo не стала.

Вероятно, на то были свои причины, ведь в Super Mario Sunshine разрешение увеличили. Это всё такая же яркая и позитивная игра, какой она была на GameCube. Она прекрасно выглядит, но сохранила недочёты оригинала. Sunshine была создана всего за полтора года, и это иногда бросается в глаза – не все уровни одинаково хороши, Марио разучился совершать длинный прыжок, а коллекционные предметы иногда выдают за абсурдные и нелогичные действия.

В Sunshine одной кнопкой можно стрелять на бегу, а при нажатии другой персонаж стоит как вкопанный и может точнее целиться.

Однако игра всё равно хорошая, пусть она и считается худшей 3D-частью о Марио – это связано не столько с её плохим качеством, сколько с планкой, задранной другими платформерами Nintendo. Иногда она кажется нелепой (озвучены персонажи ужасно, а говорить они могут долго), камера порой неадекватно себя ведёт (особенно в узких пространствах) – в ремастере механики никак не изменились. Зато управлять Марио очень приятно, особенно когда пользуешься его своеобразным джетпаком, работающим на воде.

Самая яркая звезда в галактике

Но гвоздь этой коллекции – Super Mario Galaxy. Для меня её прохождение на Switch стало первым знакомством с игрой, которую в 2007 году нахваливала вся зарубежная пресса. И спустя 13 лет я готов разделить эти восторги со всеми, кто ставил ей высочайшие баллы. Потрясающий платформер – даже если бы он впервые вышел в 2020 году, он бы собрал те же оценки и завоевал народную любовь, а в конце года боролся бы за звание лучшей игры на The Game Awards.

Super Mario 3D All-Stars обзор игры

Время никак не состарило Galaxy – в 1080р и при 60 кадрах в секунду она выглядит восхитительно. Разнообразные головоломки, заковыристый местами платформинг, идеально продуманная система прогресса – хоть ты тресни, найти в ней недостатки очень трудно. Время за ней пролетает незаметно, хочется всё собрать, посетить все локации, найти все секреты – и никаких «ачивок» не нужно.

В стационарном режиме необходимо использовать левый Joy-Con для управления персонажем, а правый – для управления курсором (размахивайте им в воздухе). Курсором в Galaxy собираешь разбросанные по локациям «блестяшки», служащие здесь валютой, а также решаешь некоторые загадки. Кнопкой R курсор возвращается в центр экрана, для вылета бомбочкой из звёзд нужно встряхивать Joy-Con.

Монетки курсором по-прежнему не схватить – проверено. Иначе было бы слишком легко восполнять здоровье.

Обладатели Pro-контроллеров могут выдохнуть – с его помощью двигать курсор тоже позволяют. А вот если у вас, как у меня, для стационарного режима был куплен дешёвый проводной геймпад от Hori, то с ним из-за отсутствия поддержки гироскопа даже запустить игру не получится.

В «портативе» же всё немного сложнее. Если отцепить от консоли контроллеры и поставить или положить куда-то Switch, то управление будет таким же, как на телевизоре. А вот если «джойконы» прицепить, размахивать будет нечем и перемещать курсор придётся нажатиями на экран. Трудно представить, какой ещё вариант разработчики могли предложить, но играть таким образом не очень удобно – всё-таки Galaxy создавалась для Nintendo Wii и использовала особенности консоли и контроллера.

Super Mario 3D All-Stars обзор игры

Очень часто отвлекаешься от полётов в космосе и участвуешь в классных мини-играх.

В результате тот, кто выносит вердикт Super Mario 3D All-Stars, оказывается в неприятном положении. С одной стороны, это сборник легендарных игр (Sunshine так можно охарактеризовать с натяжкой, но всё же), и наверняка среди читателей полно тех, кто в силу разных обстоятельств никогда их не проходил. В этих платформерах можно суммарно провести под сотню часов, зачищая каждую локацию и находя каждый секрет. Особенно прекрасна Super Mario Galaxy, но и остальные две игры хороши.

С другой же стороны, оценку нужно выставлять не просто сборнику, а сборнику ремастеров. И в этом плане работа проделана минимальная. В Super Mario 64 чуть улучшили текстуры, но разрешение 4:3 не трогали. В Super Mario Sunshine разрешение увеличили, но сама игра нуждается хотя бы в парочке нововведений – к примеру, счётчик синих монет не помешал бы. Плюс обе игры работают при 30 кадрах/с. Плюс стоит коллекция $60, что немного дороговато с учётом минимальных нововведений. Плюс из-за ограниченного тиража создаётся искусственный дефицит. В общем, если игры легко можно назвать изумительными, то сам сборник столь же высоко не оценить.

Плюсы: три отличных платформера – один навсегда изменил индустрию, второй просто очень хорош, а третий восхищает даже в 2020 году; улучшенные текстуры в Super Mario 64 делают древнюю игру симпатичнее; увеличенное разрешение экрана в Super Mario Sunshine; удобное управление «джойконами» в Super Mario Galaxy.

Минусы: Super Mario 64 воспроизводится в разрешении 4:3 при 30 кадрах/с; полное отсутствие хотя бы минимальных геймплейных улучшений или изменений, которые пригодились бы в Sunshine; высокая цена и необходимость спешить с покупкой.

Сложный в одиночку и весёлый в компании двумерный платформер с любимым Марио и его друзьями в главных ролях. Настоящая классика в современном оформлении!

New Super Mario Bros. U Deluxe. Вечная классика на актуальной консоли

New Super Mario Bros. U Deluxe. Вечная классика на актуальной консоли
New Super Mario Bros. U Deluxe. Вечная классика на актуальной консоли
New Super Mario Bros. U Deluxe. Вечная классика на актуальной консоли

Имя Марио встречается в названиях игр для Nintendo Switch так часто, что при выходе очередной невольно хочется закатить глаза и возмутиться: ну сколько можно эксплуатировать несчастного героя?! Однако усатый водопроводчик за долгие годы освоил столько новых профессий, что в его компании скучно никогда не бывает. Он и на машинах гонять мастак, и в теннис с гольфом отлично играет, и вечеринки устраивает первоклассные.

Даже платформеры с Марио разительно отличаются друг от друга. Если Super Mario Odyssey была великолепным трёхмерным приключением с уймой разных механик, то новенькая New Super Mario Bros. U Deluxe — двумерная классика, вызывающая ностальгию по играм восьмидесятых годов.

По хардкору!

Впрочем, называть её новинкой будет не совсем корректно. Это дополненный порт New Super Mario Bros. U, вышедшей в конце 2012 года на Wii U. Правда, в Deluxe-издании есть пара сюрпризов даже для тех, кто прошёл оригинал вдоль и поперёк. А уж те, кто играл в «Марио» с детства, но пропустил именно эту часть, точно будут в восторге. Ведь что может быть лучше сочетания проверенного годами геймплея, новых сложных уровней и современной картинки?


Звезда так красиво светит! А ещё она быстро крутится, если на неё прыгнуть, так что можно запросто свалиться

Разобраться в New Super Mario Bros. U Deluxe смогут не только поклонники серии, но и те, кто в видеоигры-то никогда не играл. Ведь это самый что ни на есть классический двухмерный платформер: прыгай через пропасти, побеждай монстров и собирай разные полезные предметы. Красный гриб сделает героя выше и даст защиту от одного удара, цветы позволят стрелять огнём или льдом, костюм тануки (или белки-летяги, как его называют в западных версиях проекта) — парить по воздуху, пингвина — плавать в воде, а ещё есть звёздочки, луны, монетки… Кто играл хоть в какой-нибудь платформер, уже знает, как это работает. А кто не играл — всё поймёт за считанные минуты.


Все знакомые предметы и помощники на месте. И на динозаврике Йоши можно покататься


В игре полно скрытых путей, так что стоит иногда возвращаться к уже пройденным уровням

Звучит просто. Да и выглядит игра нарочито мило, ярко, как нечто детское и несерьёзное, — но это ошибочное впечатление. New Super Mario Bros. U Deluxe с первого же уровня ясно даёт понять, что легко не будет. Она требует внимательности и точности в лучших традициях жанра. Стены и пол под ногами героя движутся, меняют форму и размеры, а порой и исчезают. Некоторые враги убивают одним касанием, другие летают, третьи кидаются камнями, кто-то плюётся огнём, прикрывается шипами, воскресает… Чтобы добраться до конца уровня, нужно рассчитать все траектории и быстро пробежать по правильному маршруту: на прохождение отведено определённое время. Умереть, а точнее — от позорного пинка вылететь с уровня, здесь проще простого. Хотите хардкора? Тут его чуть ли не больше, чем в Cuphead. У Nintendo за плечами тридцать с гаком лет опыта в доведении игроков до белого каления, и компания не стесняется его применять.

Магия дружбы

Но всё не так страшно, особенно если подойти к процессу со знанием дела. Уровни идут не один за другим: они расположены на глобальной карте, где спрятаны предметы и жизни. Здесь же есть мини-игры, где тоже можно заработать бонусы. А перед входом на уровень стоит выбрать что-нибудь из обширного арсенала усилений — так вы упростите себе жизнь, а заодно сможете добраться до недоступных иначе мест. Ведь мало просто пройти уровень: нужно собрать все, даже ловко запрятанные, монетки…


Мини-игры нехитрые, но вносят в геймплей толику разнообразия


Карта — не только способ красиво перейти с одного уровня на другой. На ней можно найти предметы или поиграть в догонялки с монстрами

Предметы не помогают, или просто хочется разнообразия? Поменяйте персонажа! Помимо Марио и Луиджи, сыграть можно за ходячего гриба Тода, его подружку Тодетту и кролика-воришку Кралика. Тодетта — новый для игры (но не для серии) персонаж, и играть ею легче, чем основной троицей. У неё больше времени на прохождение уровней, лучше манёвренность, да и жизней она получает больше. К тому же только она может использовать корону и превратиться в Пичетту — копию принцессы Пич, способную выполнять двойной прыжок и парить в воздухе. У Кралика те же преимущества, но он не может использовать предметы. Зато его игнорируют враги, так что играть за него совсем легко — настолько, что вам не засчитают уровень как пройденный, хоть и откроют путь к следующим. А после нескольких неудачных попыток игра сжалится и предложит посмотреть видео с оптимальным прохождением уровня. Победой это тоже не посчитают, но зато вы сможете двигаться дальше.



Да, это та самая корона, которая делает Тодетту похожей на принцессу Пич. Нет, надеть её на Боузера нельзя, не верьте интернету

Ну и конечно, проще и веселее всего проходить игру с друзьями — до четырёх человек, по джойкону на каждого. В мультиплеере герои могут толкаться и прыгать друг у друга на плечах, но главное, что, пока в строю остаётся хоть один из участников, игра продолжается. Остальные персонажи теряют жизни от падений и стычек с монстрами, но не вылетают с уровня, а возвращаются к товарищу. Так суровый олдскул превращается во вполне адекватное по сложности компанейское развлечение.

Что мы тут не видели?

Новое «Марево» отлично работает, но временами и удивляет, хотя этого от него не ждёшь. Каждая зона этого огромного мира играется и выглядит по-своему. В пустыне Марио и его команда прыгают по песчаным гейзерам под зорким приглядом каменных истуканов, в подземельях приводят в действие механизмы и взбираются по крутящимся шестерёнкам. Они скользят по ледяным уровням, плавают под водой среди драконов и бродят в кромешной темноте подземелий. Игра постоянно подкидывает что-то новенькое, так что прыжки между платформами и по головам монстров не надоедают, даже когда один и тот же уровень приходится проходить несколько раз.


Подводные уровни для серии не новость, но на большом экране и в HD они выглядят просто волшебно


Монстры не атакуют Кралика, но и он может проиграть, если, к примеру, упадёт в лаву

Радует и картинка. Да, это старый добрый «Супер-Марио», так что графика здесь нарочито мультяшная. Но благодаря таланту художников и герои, и монстры выглядят не только забавными, но и по-настоящему живыми. А уж на задники и вовсе можно залюбоваться. Тут и нарисованное небо в духе полотен Ван Гога, и пёстрые кораллы, и загадочные леса… Всё это, конечно, было в оригинале игры для Wii U и в её соседях по серии. Но благодаря высокому разрешению Nintendo Switch эти пёстрые миры наконец-то можно хорошенько рассмотреть.


В год Луиджи парень в зелёной кепке получил свою, отдельную, версию игры. Теперь их обе можно получить одним комплектом

Ещё здесь хватает дополнительных режимов, помимо сюжетного. New Super Luigi U на Wii U была дополнением, потом стала отдельной игрой, а теперь оказалась под одной обложкой с игрой про Марио — уровни здесь те же, но за водопроводчика в красной кепке играть нельзя. К тому же немного отличается физика: Луиджи выше, но медленнее прыгает и сильнее скользит. А ещё на прохождение уровня ему и его товарищам даётся всего сто секунд. Основного сюжета было мало, или он показался лёгким? Мир Луиджи ждёт вас.


Выполнение заданий — хороший способ восполнить потерянные жизни. Вот только сделать это тоже непросто.

Наконец, можно попробовать свои силы в разных испытаниях. Проходить уровни с условиями — например, ни разу не коснувшись врагов, или, наоборот, прыгая по их головам, не касаясь земли. Или устроить забег по локации, которая сама по себе движется вперёд, и чем больше у героя монеток, тем быстрее. Можно собирать монетки наперегонки с другими игроками. Ну и конечно, есть тут и скрытые уровни, и задания после титров. Выбор не очень широкий, но достаточный, чтобы провести за игрой десятки часов.

New Super Mario Bros. U Deluxe добавляет немного нового в оригинальную игру, которая и сама по себе была эталонной классикой. Но в ней есть всё, за что мы с детства любим серию игр о Марио: захватывающие сложные уровни, удобный весёлый мультиплеер, забавные и разные по стилю прохождения герои. Игра похорошела визуально и стала удобнее в управлении — компактные джойконы ей подходят лучше громоздких геймпадов-планшетов Wii U. Простое управление даже усиливает ощущение, что играешь в настоящий, скроенный по канонам тридцатилетней давности, олдскул. Ну а за инновациями можно сходить в Super Mario Odyssey.

Читайте также: