Suffering 3 обзор

Обновлено: 07.07.2024

С момента выхода игры прошло без малого 14 лет. Именно в далёком 2004 году свет увидел новый продукт от создателей Дракан и Братства кольца – Surreal Software. На этот раз это был уже не action-adventure в фэнтезийном мире, а вполне серьёзный мистический экшн-хоррор, действие которого разворачивалось не в фантастическом мире с магией, драконами, эльфами и орками, а в тюремных застенках.

Знакомьтесь, наш протеже Торк. В прошлом он испытал столь сильный шок, что лишился дара речи, зато голоса его мёртвых жены и сыновей будут преследовать героя до конца игры

Главный герой по имени Торк прибывает в тюрьму Эббот на остров Карнэйт, что в штате Мэриленд. Его осудили за убийство жены и сыновей, однако сам он ни черта не помнит, и даже не в состоянии говорить. За весь свой задротский геймерский стаж я побывал в шкуре десятков немых протагонистов, и каждый очередной, лишённый дара речи персонаж начинает раздражать меня всё больше и больше, однако в данном случае это оправдано шоком Торка от пережитых событий. Едва главгерой попадает в свою камеру, как вдруг тюрьму охватывает землетрясение, свет гаснет, и в камеры соседей Торка проникают какие-то страшные изуродованные создания. Помещение наполняется криками, стонами и мольбами о помощи, которые затем наконец смолкают. Камера Торка открывается и нам в руки передаётся управление… Задача перед нами стоит одна: выбраться из этого злополучного, с позволения сказать, места и попутно выяснить, что же здесь случилась за чертовщина. Такая вот недолгая и не шибко замысловатая завязка. Тем не менее сценарий в игре очень добротный, и лично мне понравился.

Оказавшись в теле Торка нам предстоит бродить не только по мрачным тюремным коридорам, но и по окрестностям тюрьмы: лесам, шахтам, заброшенному особняку и многим другим локациям, где мы будем знакомиться с прошлым острова Карнэйт через видения героя и документальные записи, а также непрестанно уничтожать адских тварей. Именно этот элемент и составляет основу игрового процесса The Suffering.

Хотя экшн часть почти никак не разбавляется, постоянные перестрелки и мясорубки нисколько не надоедают

Буквально в самом начале Торк вооружается заточкой и лишь с нею наперевес мужественно бросается в бой с монстрами. Но вскоре нам в руки попадётся уже револьвер, а за ним и второй, да здесь как в Максе Пэйне можно стрелять с двух рук, не хватает только замедления времени… Казалось бы, это должно несколько ослаблять напряжённость, ведь с пушкой уже не так страшно, но с появлением нового оружия, появляются и новые твари, а старых становится всё больше и больше, а потому расслабиться нам не дают ни на секунду.

Каждая схватка заставляет постоянно двигаться: уворачиваться от атак слэеров, прятаться в укрытия при встречах с похожими на немезиду из Обители зла снайперами. Особенно достают торчки, кидающиеся ядовитыми шприцами и напрыгивающими на Торка, чтобы воткнуть заразную иглу герою в шею. В обилии крови и мяса в The Suffering недостатка нет. Более того, истребляя врагов сам Торк покрывается кровавыми ошмётками, что в те года, когда вышла игра выглядело очень внушительно.

Из сурового, заросшего щетиной, хмурого мужика герой может превращаться вот в такого симпотягу

Постепенно продвигаясь по уровням, Торк будет находить новое оружие: шотган, автомат Томпсона, пожарный топор и огнемёт. Как видите, оружия в игре не так много, но герой так же может использовать иногда встречающиеся в некоторых локациях стационарные пулемёты, а также разного рода гранаты. Помимо этого, протагонист обладает способностью превращаться в огромное мясное чудовище, способное разрывать на куски супостатов за пару взмахов мощных лап. За превращение отвечает специальная шкала бешенства, пополняемая в ходе схваток.

Интересной деталью является то, что играть можно как с камерой от третьего лица, так и от первого для более удобного прицеливания. При желании так можно пройти хоть всю игру, хотя борьба с некоторыми противниками требует большего проворства и ловкости, и, играя от первого лица, уворачиваться очень неудобно, а о кувырках можно и вовсе забыть.

В виду того, что сражаться с монстрами и тюремной охраной приходится постоянно, а врагов выбрасывают на нас каждый раз десятками, патроны заканчиваются очень быстро, и в зависимости от уровня сложности, меняется и количество боеприпасов, которое вы можете обнаружить на уровнях. Лекарствами здесь служат банки с таблетками под названием зомбиум. Хитов они восстанавливают мало, так что будьте экономнее, как и с батарейками для фонарика. Хотя на сложности бандит что лекарств, что патронов, что батареек у меня всегда было в избытке и дефицита я не ощущал.

Играть можно как от третьего, так и от первого лица, сделано это для более удобного прицеливания, хотя, при желании, можно устроить себе небольшой челлендж и пройти так игру до конца

The Suffering является контаминацией культуры ужасов, выраженной в фильмах и играх предшествующих 20 лет. Я не буду перечислять все отсылки, которые существуют в игре, а назову лишь те, которые отметил лично сам. Первое, что бросается в глаза, это явная любовь авторов к фильму Электрошок 1989 года, об этом говорит уже сама обложка The Suffering, а один из персонажей игры назван Хорасом в честь главного злодея фильма, и он наделён теми же «электро-способностями», что были и у Хораса в «Электрошоке». Совпадение? Не думаю. Ну и конечно же без Клайва Баркера здесь не обошлось. Игра так и пропитана духом сплаттер-панка, а дизайн некоторых тварей очень сильно напоминает «Восставшего из Ада». И за эти приятные, вызывающие тёплую ностальгию, воспоминания хотелось бы высказать авторам отдельную благодарность.

Кроме того, любой из игроков может заметить, что игра целиком склеена из заимствований из других игр, таких как Silent Hill, Resident Evil и даже Fatal Frame (она же Project Zero). Но я не зря сказал, что The Suffering это именно контаминация, а не компиляция, потому как, сочетая в себе основные черты лучших представителей жанра survival-horror того времени, она превратилась в уникальный проект. Серьёзно, я не могу вспомнить ни одной игры подобной The Suffering. Но стоит принять во внимание, что The Suffering это всё-таки не survival, а скорее экшн-хоррор. Для первого игре не хватает каких-нибудь задачек и головоломок, которые бы потребовали раздумий над их решением. В The Suffering конечно же пазлы имеются, но их оочень мало, буквально штук 5 на всю игру и ни один из них не предполагает хоть какого-нибудь мозгового штурма: подвиньте статую, чтобы не закрылась дверь, или сдвиньте шкаф на водосток, чтобы по полу растеклась вода и потушила огонь. Но повторюсь, это всё-таки экшн-хоррор, а не сёрвайвл, а потому в минусы я этого записывать не стану.

В The Suffering очень много интересных, запоминающихся героев. Даже сокамерники Торка, которые появляются на сцене всего на несколько минут, успевают блеснуть характерами и запасть в память, и мне было искренне жаль, когда одного за другим их растерзали чудовища. Из прочих мне запомнились любитель постебаться над главным героем доктор Киллджой, появляющийся в свете проекторов, ещё бы такой парень кому-то не запомнился… уже упомянутый мной Хорас Гейдж, обезумевший начальник охраны Харгрейв, газообразный Хермес Хайт. Многим случайным попутчикам Торка можно будет оказать помощь, но это не обязательно. Можно также и просто пройти мимо или вовсе убить. Но каждое из этих действий имеет и свои последствия. Помогая другим, Торк зарабатывает карму, которая откроет положительную концовку. Проходя мимо, соответственно концовка будет нейтральная, а убивая – отрицательная. На карме будет сказываться и то, как часто герой будет обращаться в чудовище, так что будьте с этим поосторожнее. Таким образом судьба главгероя зависит целиком и полностью от ваших внутренних демонов, или ангелов. Сама концовка раскроет, что же на самом деле случилось с семьёй Торка и какова будет его дальнейшая судьба.

Атмосфера в игре передана превосходно. Когда пробираешься по тёмному коридору с одной только заточкой и слышишь, как где-то впереди, во тьме изуродованная тварь царапает своей рукой-клинком стену, по спине пробегают мурашки и хочется развернуть Торка и просто бежать куда глаза глядят. Весь эмбиент, фоновая музыка вкупе с великолепным дизайном создают чувство постоянного напряжения и страха, когда не знаешь какая тварь выглянет из-за очередного угла или выскочит прямо из под ваших ног. Думаю, не стоит лишний раз напоминать о том, что для полного погружения в атмосферу нужно играть в темноте, наушниках и полном одиночестве, иначе вы не прочувствуете всю прелесть этой игры, вернее весь ужас, которым она способна вас наполнить.

Завершая нескончаемый поток хвалебных дифирамбов, стоит сказать пару слов и о минусах. В The Suffering их мало, но насколько они серьёзны судить вам.

Первый, реально способный несколько подпортить общее впечатление недостаток — это технические ошибки. Пропадание текстур, непонятные баги с монстрами, которые после смерти не опадают трупами на землю, а остаются висеть в воздухе статичными фигурами. Куда более страшными глюками являются нарушения скриптов, не дающие продвинуться дальше по уровню. А порой бывает пропадают и звуки. Каждый из этих багов может встретиться вам всего пару раз за игру, но все вместе они уже начинают напрягать.

Вот так вместо того, чтобы свалиться на землю и корчиться в предсмертной агонии, этот приятель решил «зависнуть»

Второй недостаток касается графического оформления. Конечно, сейчас визуально The Suffering многих может от себя оттолкнуть, хотя мне в неё играть было так же приятно, как и каких-нибудь 9 лет назад и впечатление от игры графикой ничуть не портилось. Но, справедливости ради, стоит сказать, что и на момент выхода, а напоминаю, что это был 2004 год, графика была главным недостатком игры. Здесь создатели явно решили сэкономить, но по мне так лучше отсталый графон, чем дырявый сюжет или унылый геймплей, так что я смело могу сказать, что Surreal Software очень грамотно распределили бюджет и явили миру этот отличный хоррор-боевик.

Такие игры можно перепроходить и через 14 лет и даже больше, они всё также будут вам доставлять. Если вы в своё время пропустили The Suffering, то самое время бежать на торренты, хотя такую игру я бы купил. В Steamе её нет, а вот в GOG приобрести можно, единственно вас заклинаю, ни в коем случае не ставьте русскую озвучку. Голос Леонида Володарского, хоть и навевает воспоминания о старых пиратских изданиях фильмов, но он напрочь рушит всю атмосферу игры. Просто поверьте мне. Поставьте русские субтитры и наслаждайтесь игрой.

C The Suffering у Midway вышла совершенно дивная история. Аккурат в тот момент, когда Surreal Software положила им на стол первый прототип своего тюремного хоррора, генеральное руководство партии приняло судьбоносное решение: половину анонсированных проектов закрыть, а другую довести до AAA-уровня. The Suffering посчастливилось оказаться во втором списке. В итоге для дизайна монстров спешно выписали специалистов из Голливуда, а бюджет приятно увеличился. Бывшие авторы Drakan выдали вдохновенное хоррор-попурри, аккуратно процитировав в своей игре всю классику ужасов последних двадцати лет. В итоге The Suffering собрала пристойную прессу и обернулась крепким коммерческим брендом. Midway удовлетворенно покачала головой и дала денег на продолжение.

Пострендерные эффекты творят чудеса: Ties That Bind смотрится вполне актуально.

Ties That Bind — образцово-показательный сиквел для нашей с вами индустрии. Как любят писывать некоторые СМИ, “ если вам понравилась первая часть — берите не раздумывая! ”. Так оно, в общем-то, и есть. В новом проекте Surreal есть абсолютно все ингредиенты, из которых был вылеплен оригинал.

Взять, скажем, сюжет. Первая часть обстоятельно рисовала картину живописного побега главгероя из населенной всяческой мерзостью тюрьмы. Торк — широкоплечий мужлан в майке-алкоголичке — прибывал в Abbot Prison, будучи приговорен к смертной казни за убийство собственной жены и детей. По счастливому стечению обстоятельств, вместе с Торком в колонию приехал выводок невообразимых тварей, которые в рекордные сроки сжевали всю охрану, открыли камеры и устроили в здании натуральный апокалипсис. Игра заканчивалась многообещающей сценой: Торк, разобравшись с главгадом, уплывал на моторной лодке, романтично подставляя залепленную кровью физиономию морскому ветру.

Вторая часть стартует аккурат с вышеописанного момента. Прибыв в родной Балтимор, Торк с удивлением обнаруживает, что милые сердцу твари перебрались в город вместе с ним.

Переход Торка на темную сторону силы сопровождается таким вот светофильтром. Очевидно, во избежание обвинений в пропаганде мотивированного насилия.

У Surreal вот уже второй раз очень убедительно выходит разыгрывать на экране нешуточный апокалипсис. В игре смоделирован весьма неуютный и вполне себе убедительный конец света в отдельно взятом городе. В английском языке для подобных случаев предусмотрена очень меткая идиома — hell breaks loose. Перед старым кинотеатром наблюдается натуральный раскол почвы — из гигантской дыры в асфальте вырываются столбы дыма и бьет, почему-то, электричество. На ваших глазах с рельс сходит поезд, врезаются машины, исполинских размеров паукообразное нечто расстреливает беспомощных полицейских. Героиновых наркоманов заживо едят на глазах у друзей. Разорванные пополам люди визжат, елозя ногами в луже собственной крови. Из простреленной головы выползает истыканная шприцами мерзость. Все, в общем, хорошо.

Чтобы как-то оправдать творящееся на экране непотребство, Surreal спешно придумала историю о человеке, который на самом деле виноват в гибели жены и сыновей Торка. За ним вы, собственно, и будете гоняться по стремительно сходящему с ума Балтимору. Сюда же, для пущей атмосферы, добавились хрестоматийные солдаты в характерных масках — они, с одной лишь им известной целью, отчаянно пытаются посадить главгероя в большую металлическую клетку.

Есть еще, кстати, бонусы. По мере продвижения по сюжету вам будет открываться содержимое трех записных книжек. Первая живописует местных монстров — с фотокарточками, характеристиками и историей появления. Вторая скрупулезно описывает достопримечательности Балтимора: “ В этом самом месте пятьдесят лет назад стая ротвейлеров загрызла пятерых афроамериканских детей. И ничего им за это не было. В этой подворотне местный маньяк распотрошил трех проституток. Его до сих пор не поймали ”. Наконец, третий блокнот — это дневник благоверной главгероя. В нем аккуратным женским почерков выведены ее заметки на полях. Вроде: “ Нет, с этим одноклеточным австралопитеком однозначно нужно разводиться! Доведет и меня, и детей ”.

За эти кадры мы, признаться, и любим The Suffering.

Геймплей подвергся до того минимальным изменениями, что о них и говорить неудобно. Оригинальный The Suffering — это был такой свирепый экшен грубого помола. С легкими вкраплениями детсадовских паззлов — для передышки. Торк умел делать три вещи: бежать, стрелять и превращаться в двухметровую образину с аршинными клешнями. Аналогичные вещи творятся и в Ties That Bind. Surreal по-прежнему демонстрирует завидное чувство ритма — действие на экране ни на минуту не сбавляет оборотов.

Арсенал, как и раньше, состоит из пистолетов, пулеметов, шотганов и прочей банальщины. Отныне вы, правда, вольны носить с собой только два орудия смертоубийства, так что периодически придется выбирать между каким-нибудь пулеметом и слонобойным револьвером. Болеутоляющее теперь тоже употребляется на месте — таскать в кармане запасную аптечку не получится.

Ну и, конечно, заветная возможность оборачиваться ходячим филиалом центрального мясокомбината никуда не делась. Накопив должное количество специального rage-ресурса, Торк получает шанс продемонстрировать всем желающим его темную сторону. В подобном режиме он заметно меньше страдает от вражеских пуль и рвет всех, кто попадает под горячую руку, одним-двумя ударами. Surreal решила простимулировать использование данного режима, введя в игру специальных монстров, убить которых можно только в измененном состоянии. Более того, отныне атаки сурового альтер-эго Торка подвержены апгрейдам. За хорошее поведение (спасение гражданских и помощь обездоленным) выдаются одни комбо, а за антисоциальные поступки — другие.

Не имея в запасе ни одной свежей идеи, разработчики заняты честным отрабатыванием старых приемов. Сложно сказать, почему предельно простая экшен-формула работает без изменений вот уже второй раз. Но в Ties That Bind интересно играть. А это, наверное, лучшая характеристика.

Косметическая подтяжка движка позволила наконец безболезненно пользоваться видом от первого лица.

Есть, впрочем, и несколько неприятных моментов. Все они — это очевидно — связаны со стахановским сроком разработки сиквела. Во-первых, отсутствие промежуточных боссов — это, конечно, малодушие и пораженчество. Оригинал обладал впечатляющим набором роскошных схваток. Чего стоил только газообразный дух, которого надлежало загнать по трубам в горящую печь, резко крутя вентили и затыкая вентиляционные отверстия. Ties That Bind ничего такого не предлагает. Грустно.

Во-вторых, дизайн уровней периодически начинает прихрамывать. Любимый прием штатных геймдизайнеров состоит в следующем. Вас запирают в замкнутом помещении и методично вываливают на голову представителей местного террариума в различных комбинациях. Сие происходит ровно до того момента, пока очередная скриптовая тварь не проломит, совершенно случайно, проход в следующую локацию. Стыдно.

В-третьих, новых врагов критически мало. Удивительные, нет слов, монстры процентов на восемьдесят позаимствованы из первой части. Хамство, конечно.

Зато Surreal проделала серьезную работу со своим, казалось бы, безнадежно поеденным молью движком. Инъекция дополнительных полигонов и пострендерные эффекты творят, как выяснилось, чудеса: игра смотрится совершенно по-новому. Огонь и прочие пиротехнические радости так и вовсе не стыдно показать даже на PC (игра также вышла на Xbox и PS2). В итоге технологическая подтяжка привела к неожиданному геймплейному плюсу. Некогда бесполезный, вид “от первого лица” теперь можно и даже нужно использовать. Конечно, на фоне F.E.A.R. новый The Suffering смотрится довольно жалко, но играть можно. Притом без слез.

Звук традиционно роскошный. Всяческие визги, чавканья и хруст настойчиво дают понять, что с бюджетом у Ties That Bind все хорошо. Плюс нестыдный голливудский артист Майкл Кларк Данкан (Michael Clarke Duncan), который подарил свой голос главгаду.

В общем, у Surreal второй раз все получилось. Ties That Bind не демонстрирует ни одной свежей идеи, но успешно повторяет все находки оригинала. Самое главное, что сиквелу удалось воспроизвести, — это уникальную (тут не поспоришь) атмосферу первой части. The Suffering без лишних сантиментов и аллюзий обрушивает на вас добрых десять часов крупноплановой расчлененки и хриплого кровавого драйва. Те, кто в детстве тайком от родителей смотрел по кабельному “Техасскую резню бензопилой”, безусловно, останутся довольны.

И еще. Обе игры, несмотря на свою очевидную вторичность и бесконечные киноцитаты, оставляют удивительно цельное ощущение. Surreal от начала и до конца знали, что и для кого они делают. Редкое для нашей индустрии свойство. Некоторым так и вовсе стоит поучиться.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Все тот же хриплый экшен грубого помола, приправленный свирепой расчлененкой. Атмосфера отдельно взятого апокалипсиса прилагается.

3. “Реаниматор” (Re-animator, 1985)
Культовый фильм Стюарта Гордона по одноименному рассказу Г.Ф. Лавкрафта. Ученый синтезирует сыворотку, которая позволяет возвращать мертвых (а также их отдельные части тела) к жизни. Восхитительный трэш, третья часть которого (Beyond Reanimator, 2003) происходит в. тюрьме. Некоторые сцены The Suffering откровенно цитируют этот культ.

4. “Восставший из ада” (Hellraiser, 1987)
Лучший фильм Клайва Баркера (под его надсмотром в свое время была создана игра Undying). Маленькое квадратное устройство, напоминающее кубик Рубика, открывает ворота в ад, откуда выходят демоны во главе с Пинхедом — абсолютно лысым созданием, в чью голову симметрично вбиты гвозди. Атмосфера и дизайн некоторых монстров недвусмысленно говорят о том, что разработчики The Suffering знакомы с “Восставшим из ада” не понаслышке.


Реиграбельность: да
Классный сюжет: да
Оригинальность: нет
Легко освоить: да

Геймплей: 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 8.0
Рейтинг “Мании”: 8.0

Дождались? The Suffering вобрала все лучшее, что было в фильмах и играх ужасов за последнее время. В результате получилась удивительно цельная и страшная игра.
Оправданность ожиданий: 80%

Приветствую! Сегодня, я предлагаю вам вернуться в мир одной из самых пугающих игр моего детства, в тот кошмар, который разразился на острове Карнейт в 2004 году, а спустя год перекинулся и на континент, в город Балтимор, на улицах которого наступил настоящий Апокалипсис…

Сюжет The Suffering: Ties that bind продолжает историю первой части и начинается ровно с того же самого места, на котором закончилась оригинальная The Suffering. После того как Торк вырубил копа и захватил его катер, он какое-то время продолжал плыть вперёд, пока в какой-то момент его не окружили и не захватили. Это была не полиция, отправленная в погоню за сбежавшим заключенным, а специальный отряд, подчиняющийся секретной организации, целью которой было изучение появившихся из ниоткуда зловещих тварей. И вот нас в лице Торка, прикованного к тележке катят по каким-то докам. Как оказалось позднее, это был порт родного города главного героя – Балтимор, в котором и будет происходить действие второй части The Suffering.

Балтимор практически обезлюдел. Кругом царит разрушение, а по залитым кровью и заваленным обглоданными трупами улицам бродят кровожадные твари.

Несмотря на то, что в конце первой части мы выяснили по чьей вине погибла семья главгероя, разработчики решили развить эту тему и ввели нового персонажа по имени Блэкмор – главного злодея, из-за которого Торк собственно и попал в тюрьму. Однако, какие бы противоречия поначалу это ни вызвало, новый злодей и новые подробности из прошлого Торка нисколько не подрывают сюжетную канву первой части, а совсем наоборот дополняют её новыми деталями и превращают в полноценную криминальную драму. Здесь мы узнаём о том, как главгерой попал в тюрьму, причём не ту, что на Карнейте, а в первую тюрьму, в которой и началась вся та жуткая чертовщина, что переползла в тюрьму Эббот вслед за Торком в 2004-м. Но это всё подаётся через небольшие флэшбеки, большая же часть игры посвящена уже преследованию главного злодея и выживанию в кромешном аду, в который превратился дорогой сердцу героя Балтимор.

По моим первым впечатлениям, я бы мог описать сюжет The Suffering: Ties that Bind как посредственный – ничего не понятно, Блэкмор, Балтимор, Балтика… какая-то суперсекретная организация, которую возглавляет злая тётка в белом… Но уже потом, ты начинаешь втягиваться, и чем ближе герой подбирается к развязке, тем осмысленнее становится история. Под конец я вообще даже офигел, настолько внезапной была для меня концовка, явно отсылающая к одному культовому фильму, название которого я вам даже называть не стану, ибо вы сразу обо всём догадаетесь… И да, в целом, сюжет отличный, хотя и оставляет некоторые вопросы: я так и не понял, откуда взялись чудовища, и что это была за спецслужба по изучению монстров? Возможно я что-то упустил, пишите в комментариях свои версии…

Я никогда не понимал для чего вообще в игру была добавлена эта местная «Umbrella»

Первое на что обращаешь внимание, это то, что в Ties That Bind прямо-таки изо всех щелей прёт «голливуд». И это не плохо. Все эти внезапные взрывы, гигантские монструозные черви и прочие прелести местного апокалипсиса смотрится очень здорово и придают игре большую масштабность. Конечно в тюремных застенках Эббота и её окрестностях, включая и леса, и шахты, и заброшенный особняк, был свой колорит, но горящие улицы Балтимора не уступают им в атмосферности, пусть и уже в своей особой, специфической манере. Однако в целом я бы уже не сказал, что декорации Ties That Bind всё также вызывали у меня интерес, приступы паранойи и жутковатости. Временами здесь откровенно просто не за что зацепиться глазу.

В целом в продолжение The Suffering не было внесено никаких глобальных перемен. По сути это был всё тот же динамичный, кровавый экшн с небольшими точечными изменениями, из которых наиболее ощутимым стало ограничение инвентаря героя. Если раньше Торк мог складывать в бездонные карманы с десяток пушек и столько же банок зомбиума, то в Ties that Bind нам позволяли носить одновременно лишь два ствола, а коллекционировать аптечки и вовсе больше было нельзя. Теперь герой тут же откупоривал банку и на месте сжирал её содержимое. Но при этом количество монстров на уровнях не уменьшилось. Мне лично такой поворот пришёлся по душе: дефицит боеприпасов и чудесных таблеток добавляет в игру больше напряжения, заставляет игрока экономить и вообще несколько сдвигает игру в сторону выживания.

В Ties that Bind приходилось больше двигаться, прятаться, постоянно менять разбросанное по локациям оружие и искать банки с зомбиумом, которые больше не складировались за пазухой Торка.

Как и первая часть, Ties that Bind — игра довольно камерная. Все помещения, улицы настолько узкие, что большую часть игры проходишь в режиме от первого лица. В оригинальной The Suffering я это делал лишь иногда, потому что с этого ракурса игра смотрелась… очень так себе, будем честны. Здесь же наоборот, лишь на редких просторных площадках я переключал камеру в режим от третьего лица, а всё остальное время бегал от первого. Просто это гораздо удобнее, да и этот элемент разрабы хорошенько подкрутили, так что играть в этом режиме стало достаточно комфортно.

Список противников стал заметно шире, однако почти половину его составляют всё те же твари, которых мы видели раньше. С новыми, по моим личным ощущением, стало сражаться ещё труднее, ввиду того, что они могли отличаться не только наносимым герою уроном, но и более жирным брюхом, прострелить которое Торку удавалось далеко не сразу. Да и самому игроку, теперь приходится бегать по локации, лихорадочно осматривая каждый уголок в поисках лечебных банок. А ведь раньше, можно было просто забиться в укромный уголок, поглотить 2-3 банки и снова ринуться в бой. Во второй части такое уже не прокатывало… Раньше постоянную беготню и отстрел рядовых противников разбавляли столкновениями с боссами, а вот в Ties that bind боссов практически не видать. За всю игру встречались только лишь двое и те в самом конце.

А вот вид от первого лица стал выглядеть гораздо лучше. Смотря на мир глазами главгероя подобное месиво заливало экраны игроков регулярно.

Расширился и арсенал, причём значительно. Стало больше оружия ближнего боя, появилось больше парных пушек, РПГ, гранатомёт, но зато убрали огнемёт и динамит. Был и один уровень, который начинался с погони, когда мы, стоя за пулемётом, на управляемой союзником машине, ехали по городу и отстреливались от преследователей, хотя он и был реализован так себе…

В Ties that bind меня раздражили эпизоды, когда ты не мог покинуть определённое место, пока не отстреляешь всех монстров. И ладно бы они ещё вылезали все и сразу. Так нет. Бывает перестреляешь одну толпу, пробегаешь улицу вдоль и поперёк ожидая, что где-то откроется проход, но обнаруживается, что изменений никаких не произошло. Ты пробегаешь ещё раз в раздумьях о том, что же ты упустил, и через минуту появляется запоздалая тварь. У меня так было на улице, перед входом в кинотеатр. Я не спорю, подобные моменты были и в первой части, но не сказать, что они меня особо радовали и там. Можно было бы уже от них и избавиться, или обыграть как-то по-другому. Но такое искусственное растягивание игры на пользу ей определённо не шло.

Ещё в Ties that Bind чаще давали посидеть за стационарным пулемётом, однако подобные эпизоды под чистую копировали с оригинальной игры.

Карма стала удобно отображаться в меню в виде полосы, а рядом с ней располагалась и фотография семьи Торка, также сохранившая функцию индикатора кармы, как было и в первой части. Правда теперь, если протагонист становился злодеем, она не просто забрызгивалась кровью, а вообще превращалась во что-то криповое. Кроме этого в меню архива, помимо бестиария и записок об интересных местах, теперь появился и дневник жены главного героя, в который он записывала свои мысли о непутёвом муженьке.

И что ещё немаловажно: в игру ввели быстрые сохранения.

В зависимости от кармы менялись и облик героя (как в человеческом, так и в монструозном обличьях) и способности его «чудовищной» половины: например здесь он отращивает 3 пулемёта из спины.

Графически игра заметно похорошела, и на момент выхода она смотрелась вполне даже современно, чем отнюдь не могла похвастаться оригинальная the Suffering. Модели персонажей стали буквально более выпуклыми. Их лица теперь могли шевелить не только ртами, но и глазами и даже бровями! И всё также разработчики порадовали обилием интересных анимаций, пусть и местами повторяющихся.

Ну а звуки в игре всё так же на высоте. Этот скрежет от рук-клинков похожих на восставшего из ада монстров, крики, чавканье и бульканье… меня до сих пор от них сводит судорогой… в хорошем смысле.

В отличие от оригинальной игры продолжение the Suffering сменила одноголосую озвучку на полный дубляж, однако я бы не сказал, что особо качественный, так что и в Ties that Bind по-прежнему стоило играть с озвучкой английской.

И тут я понял, что почему-то не рассказал вам о самом главном: Торк… умеет… говорить! Правда ограничился он всего парой фраз на всю игру, но всё же! Этого очень не хватало в первой части. Оттуда кстати перекочевал наш знакомый доктор Киллджой, который является нам на экранах проекторов уже не столь часто, но всё равно это было очень приятно. Вообще, также как и в оригинале, персонажи Ties that bind получились очень интересными личностями. Ну может кроме злой тётки из спецназа. Особенно понравились два альтернативных босса: охотник на беглых рабов Копперфилд, которого постоянно сопровождает стая адских псин, и Потрошитель, у него из брюха торчат и извиваются щупальца в виде мёртвых шлюх…

Читайте также: