Stygian reign of the old ones обзор

Обновлено: 04.07.2024

Действие игры разворачивается в вымышленном городе Аркхем, который после Чёрного дня оказался зажат между разными измерениями. Всё очень плохо — близится неизбежный конец света. Люди влачат жалкое существование, поэтому настроение у всех, мягко говоря, не очень.

В городе всем заправляют гангстеры и культисты, которые с одинаковой жестокостью могут убивать людей у всех на глазах прямо на улице — или в воспитательных целях выставить на всеобщее обозрение обезглавленный труп с поучительной табличкой. В некогда фешенебельном отеле все пьют и развратничают, в бывшем банке обитают психи, на складе — здоровенные гули. Также на улицах орудует Аркхемский потрошитель, жестоко изрубающий людей на куски.

Всё это сопровождается болезненно-жёлтой картинкой и тревожными звуками, шорохами и криками. И в то же время здесь часто играет джаз, люди преимущественно говорят на отличном литературном языке, в магазинах продаются книги Ницше и Шопенгауэра. А описание любой активной точки выглядят примерно так: «Стоявшее в разгромленном фойе в качестве скромного декоративного элемента интерьера, это сгнившее комнатное растение удачно подчёркивало окружающий его хаос».

То есть едва ли не главное, что удалось авторам Stygian, — это очень точно передать беспросветную и в то же время интеллектуальную атмосферу произведений Лавкрафта. Который, кстати, и сам иногда является нам во снах — пусть и под другим именем.

Stygian: Reign of the Old Ones обзор игры

Ваш персонаж тоже может неожиданно выкрикивать такие безумные реплики, если находится в нестабильном психическом состоянии.

Чёрный человек

Атмосфера эта, впрочем, соткана не только из безумия, декаданса и депрессии, но также из надежды, пусть и совсем слабенькой. Именно она заставляет главного героя (или героиню) пуститься по следу загадочного Чёрного Гостя, который являлся накануне катастрофы и вроде бы что-то знал о грядущем. Кто он, что он, знает ли какие-то ответы, — долгое время мы находимся в неведении, отыскивая лишь странные стихи и статуэтки, а также встречая людей, утверждающих, что они тоже видели Чёрного Гостя.

Также в процессе прохождения сюжета мы можем встретить полицейского, жаждущего отомстить за убитую прямо на улице лошадь (явная отсылка к Ницше); пообщаться с безутешной вдовой алкоголика, которая хочет уничтожить подконтрольную гангстерам винокурню; попытаться помочь фокуснику, чью ассистентку прямо на сцене зарезали бандиты; ответить на приглашение импозантного дворецкого и перенестись в Страну снов, чтобы попытаться пробудить его госпожу, Спящую Баронессу. В общем, работа явно не для посетителей курсов «Как выйти из депрессии»…

Безумие отчаяния

Эти и другие ситуации, основные и побочные квесты практически всегда можно разрешать разными способами — силой, хитростью, умом и так далее. Наиболее невыгодным является агрессия. Вы можете, например, отравить всех гангстеров на вышеупомянутой винокурне или перебить деревню индейцев в окрестностях Аркхема, чтобы получить нужную информацию. Но эти и подобные действия увеличивают так называемый уровень отчаяния. А с каждым таким уровнем приходится выбирать какой-нибудь недостаток, который отныне будет постоянно действовать на персонажа.

Поэтому лучше не отравить гангстеров на той же винокурне, а разобраться с ситуацией, используя другие навыки и знания. Да и индейцев можно вообще не трогать, а нужную информацию получить, выполнив совершенно другой и совсем не связанный со сражениями квест. Правда, в этом случае будет жестоко убит невиновный человек, но это вроде как уже не наша вина — хотя неприятный осадок останется.

Stygian: Reign of the Old Ones обзор игры

Только в сновидениях появляются яркие краски и необычные загадки.

Негативное воздействие навыков отчаяния в основном сводится к тому, что персонаж быстрее теряет очки рассудка. А они в Stygian: Reign of the Old Ones очень важны — местами даже важнее очков здоровья. Потому что если сражений можно и нужно избегать (хотя есть и те, которых не миновать), то терять рассудок в игре по Лавкрафту, где ваш собеседник внезапно сбрасывает кожу и оказывается инопланетным монстром, вы будете постоянно. Увидели что-то ужасное, пережили страшный сон, попали в слишком тёмное помещение, стали свидетелем того, как в бою тяжело ранили или убили компаньона (а они тут все смертны) — и рассудок падает. А когда опустится до нуля, ваш персонаж окончательно окунётся в туман безумия, и игра закончится.

В любом случае психических проблем в Stygian не избежать. И все они дают разные эффекты — как положительные, так и отрицательные. Например, психопатия увеличивает шанс критического урона, но с каждым убийством в таком состоянии мы ещё больше теряем рассудок. То есть механика безумия прямо вплетена в геймплей, и иногда действительно сумасшедшим играть даже проще.

Восемь классов

И на варианты при решении квестов, и на запасы рассудка, и в целом на отыгрыш влияют класс персонажа, его возраст и мировоззрение. Понятно, что любой может кинуться в драку или попытаться, например, дать взятку. Но вот если вы захотите проскочить мимо в режиме скрытности, переубедить собеседника или, например, использовать своё искусство выживания, чтобы перепить несговорчивого оппонента, то тут уже в дело вступают классовые черты.

У каждого из восьми классов — а это артист, аристократ, гангстер, солдат, профессор, следователь, путешественник и оккультист — есть три ключевых навыка, которые лучше всего и прокачивать. В диалогах и разных квестовых ситуациях будут проводиться проверки на уровень того или иного умения и открываться соответствующие реплики и возможности. Так, у моего артиста основными были красноречие, скрытность и ловкость — их я и прокачивал в основном. Но в то же время встречались ситуации, где требовались развитые навыки дедукции, психологии, плутовства (для вскрытия замков, например), выживания, оккультизма, науки или медицины. И в целом никто не запрещает вкладываться и в них — классовых ограничений нет.

Даже в редких обязательных сражениях не всегда нужно непременно убить врага.

Молодой гуманист или старый нигилист?

На характеристики и умения класса также влияет прошлое героя. Артист мог быть киноактёром, жонглёром или бродячим актёром. И, конечно, именно первый больше всего нравится женщинам, но при этом он любит наркотики и быстрее привыкает к ним. А детектив из секретного отдела получит бонус к оккультизму, но и его отчаяние уже на старте вырастет аж на 50 очков. Впрочем, у каждого класса есть базовое прошлое, которое выбрано по умолчанию и не даёт никаких штрафов и бонусов.

Возраст персонажа определяет, насколько сильным и опытным он будет. Молодые получают плюсы к силе, ловкости или вниманию, но им выдаётся на два очка навыков меньше. У старых всё наоборот. И лишь те, кто находится в кризисе среднего возраста, начинают это болезненное приключение с базовыми показателями черт и навыков.

Наконец, про мировоззрение. Каждый персонаж может быть нигилистом, материалистом, гуманистом, эзотериком, рационалистом или верующим. И если вы выбираете в диалогах реплики, соответствующие именно этому мировоззрению, то это и очки опыта дополнительные даёт, и на рассудок положительно влияет. Никто, конечно, ничего опять же не запрещает, но если вы выбрали богобоязненного верующего, а потом начали рассуждать как махровый нигилист или материалист, то это негативно скажется на психике. То есть всё делается для того, чтобы вы выбрали определённую роль и отыгрывали именно её.

Драться надо, так не дерись!

В любом случае, повторю, это одна из тех редчайших игр, где драк лучше избегать — даже использование заклинаний негативно влияет на рассудок. Чаще всего уйти от столкновения получается при помощи красноречия, подкупа, психологии, дедукции, выживания или стелса.

Stygian: Reign of the Old Ones обзор игры

Если же проскользнуть не получилось, то не стоит жаловаться, будто бои слишком хардкорные и «заточены» под определённый билд. На самом деле варианты всегда есть. Я сам одно время думал, что мне не избежать очень тяжёлого сражения, а потом оказалось, что ситуация вполне разрешается стелсом. Также ннужно запасаться бомбами и коктейлями Молотова и брать в партию более крепких персонажей.

Да и в сражении необязательно всех убивать, увеличивая своё отчаяние. Через какое-то время за спинами врагов появятся синие клетки, и если добраться до них, то мы совершим тактическое бегство, которое даёт те же трофеи и очки опыта и позволяет пройти дальше. Поэтому в некоторой мере у физически слабых персонажей в Reign of the Old Ones даже больше шансов выжить и не сойти с ума, чем у прирождённых солдат.

Это при том, что сами пошаговые битвы реализованы неплохо. Они в какой-то мере напоминают механику из Heroes of Might and Magic — с поправками, конечно, на совершенно иной масштаб происходящего и другие факторы. Можно использовать холодное или огнестрельное оружие (к каждому стволу нужно подбирать патроны своего калибра). По умолчанию действует огонь по своим — вы можете случайно выстрелить в спину товарищу. А атаки со спины наносят больше урона. Оставшиеся очки хода лучше вложить в защиту или в концентрацию, чтобы повысить точность следующей атаки. Вот разве что все очень медленно ходят и атакуют — с этим надо что-то сделать.

Выживай с книгой в руке

Выживать в Stygian приходится не только в философском и метафизическом смысле, но и в самом прямом. Вы и ваши компаньоны (а это в целом партийная RPG) могут испытывать чувство голода и усталости и с определённой периодичностью потребляют пайки, которыми надо всячески запасаться — обыскивать все тайники в пределах видимости или покупать еду в магазинах за сигареты (это местная универсальная валюта).

Stygian: Reign of the Old Ones обзор игры

Если вы решили заночевать не в гостинице, а в чистом поле или на улице, то для костра нужно использовать припасы, которые также имеют свойство заканчиваться. Как и во многих играх на выживание, нужно распределить, кто и чем будет заниматься во время ночлега — охраной лагеря, физическими упражнениями (даёт соответствующие бонусы), изучением артефактов, чтением или болтовнёй с напарниками, что, как и чтение, благостно влияет на рассудок.

Хотя среди компаньонов у нас, мягко говоря, странные товарищи — оживший труп солдата Первой мировой или, к примеру, полубезумный бомж-оккультист, пытающийся снять родовое проклятие. В любой другой игре общение с ними скорее ещё больше затуманило бы рассудок, но в Stygian: Reign of the Old Ones, естественно, всё иначе. Более того, мы можем участвовать в решении их личных проблем и узнавать что-то об их прошлом, так или иначе влияя на уровень взаимной симпатии.

Симулятор выживания неврастеника

Возвращаясь к механикам выживания, нужно сказать, что нам также приходится постоянно закупаться алкоголем, который часто восстанавливает рассудок, и медпрепаратами, и даже наркотиками, дающими временные бонусы. А потом мы сталкиваемся с тем, что персонаж приобретает зависимость от всего этого. Также надо покупать керосин для фонаря, чтобы наш герой не пугался и не терял рассудок в темноте. Впрочем, расходники можно изготавливать и самому — если развиты навыки медицины, науки или оккультизма, под которые выделены свои ветки крафта, рецепты, формулы и чертежи.

С другой стороны, тут дело вкуса. Сам survival-геймплей работает и не сломан. А в случае с менеджментом очков рассудка это вообще классика всех «настолок» по Лавкрафту. Так что выживание логично вплетено в игровой процесс, тут вопросов нет. Просто мне кажется, что можно было бы в этом аспекте снизить градус хардкора, — считайте это моим старческим брюзжанием.

У заклинаний и артефактов есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Ещё до релиза к Stygian было приковано повышенное внимание — слишком уж много вкусных вещей обещали авторы. Но при этом были и опасения — для независимой и никому не известной турецкой студии Cultic это дебютный проект. А в итоге мы получили игру, которая более всего — и даже больше, чем Torment: Tides of Numenera, — может считаться наследницей традиций Planescape: Torment. Во всяком случае, в том, что касается атмосферы упадка, литературности диалогов и квестов, необходимости избегать большинства сражений и богатства вариантов отыгрыша роли. Если в The Outer Worlds с этим будет хуже, то именно Stygian: Reign of the Old Ones лично для меня станет RPG года.

Плюсы: увлекательная, полная тайн и колоритных персонажей история; множество возможностей для нелинейного решения квестов и отыгрыша роли; лавкрафтовская атмосфера безумия и упадка; богатая ролевая система; интересные механики отчаяния и безумия, логично вплетённые в геймплей; шикарный джаз и в целом великолепная работа со звуком; отлично нарисованная картинка.

Минусы: местами кажется, что микроменеджмент ресурсов для выживания навязчив; бои идут очень медленно; не всё идеально с технической реализацией.

Создатели очередной фантазии на тему Лавкрафта были на волосок от провала, но всё же выдали достойный проект, которому есть чем порадовать поклонников писателя.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Co Stygian я познакомилась ещё на Игромире-2018. Демоверсия с ходу покорила меня, комментарии разработчика лишь подогрели интерес, и релиза я ждала с нетерпением, надеясь на атмосферное приключение в мире, где в кои-то веки можно встретить не только рыболюдей и Ктулху, но и других, куда менее известных героев Лавкрафта.

В результате я получила меньше, чем ожидала, но разочарованной не осталась. Хотя были все шансы!

Зов тухлых

Обычно в проектах по Лавкрафту, будь то видеоигры или настолки, люди пытаются предотвратить пробуждение Древних. Разработчики Stygian решили не идти по проторенной дорожке — они отправляют игроков в небезызвестный город Аркхем уже после того, как Древние вспряли ото сна. Дремлющий Ктулху дождался своего часа, и большая часть человечества этого не вынесла: люди сошли с ума, дали волю своим животным инстинктам и поубивали друг друга. Немногие выжившие влачат жалкое существование в городе, отрезанном от остального мира искажениями во времени и пространстве, забросившими его в пустоту между измерениями.

Главная героиня (в моём случае) ничем не отличалась от товарищей по несчастью — за исключением того, что во снах она видит загадочного незнакомца, которого прозвала Чёрным Гостем. В очередном кошмаре незнакомец приводит её к воротам Мискатоникского университета, где поутру девушка находит таинственный ключ. С этого начинается череда её приключений и злоключений, финалом которых станет долгожданная очная ставка с Чёрным Гостем. Главное только — не спятить по дороге…

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Создатель игры Кен Орел называет Stygian «хоррор-RPG». Не скажу, что игре удалось меня напугать (разве что кошмарными багами, о чём я расскажу позднее), однако ролевой составляющей можно только поаплодировать. У Cultic Games вышла хардкорная RPG в лучших традициях первых частей Fallout — и, что приятно, она побуждает по-настоящему отыгрывать созданного персонажа.

Герою можно выбрать не только привычные характеристики вроде силы и интеллекта, но также пол, типаж, возраст, прошлое и даже мировоззрение. Молодые персонажи получат бонус к силе или ловкости, но меньше очков для прокачки прочих навыков. Пол тоже имеет значение: если местным проституткам не слишком принципиально, что у клиента между ног, то в случае с другими персонажами это повлияет на отношение к персонажу и реплики в диалогах. Ну а выбор предыстории даст те или иные преимущества, уравновесив их незначительными минусами.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Самый занятный пункт — мировоззрение. Ваш аватар может стать эзотериком, нигилистом, гуманистом, материалистом, рационалистом или верующим. И если грамотно отыгрывать выбранную роль в диалогах, реплики будут восстанавливать герою очки рассудка — а это, поверьте, очень важно. По мере прохождения Stygian персонаж так и норовит сойти с ума: Аркхемом правят жестокие гангстеры, по улицам свободно расхаживают культисты, убивающие всех неугодных, в заброшенных домах ждут гули и прочие твари. Неудивительно, что шкала рассудка регулярно пустеет!


Ещё один способ обрести душевное равновесие — читать книжки во время отдыха. Нигилиста, разумеется, успокоит томик Ницще, эзотерику подойдут сочинения Алистера Кроули, а гуманист оценит «Маленьких женщин»

Типаж определяет не только бонус к тому или иному параметру, но и сильные стороны героя. Учёному можно до предела прокачать одни навыки, оккультисту — другие. Аристократ на старте получит в компаньоны личного дворецкого, путешественник — верного пса. Одни персонажи хотят дружить с теми, кто разбирается в оккультизме; другие питают уважение к тем, кто хорошо владеет оружием. Всё и сразу прокачать невозможно — придётся выбирать.

В итоге прохождение за разных героев подчас кардинально отличается. Моя оккультистка благодаря знанию Каббалы получила весомые бонусы у местного торговца артефактами и избежала стычки с толпой озлобленных горожан. Зато позже ей пришлось сражаться с целым лагерем индейцев, с которыми мой охотник в другое прохождение мирно договорился, блеснув навыками ближнего боя перед их вождём.


Если драться не хочется, почти всегда можно найти иной способ решения проблемы: подкупить, уговорить или просто прокрасться мимо. Впрочем, иногда вступать в бой всё же придётся — и тут нас ждут пошаговые сражения, в которых угадывается наследие не только Fallout, но и Heroes of Might and Magic. Причём в Stygian тактически отступить зачастую благоразумнее и выгоднее, чем доводить сражение до конца

К сожалению, даже если исправно побеждать врагов и не терять спутников в кровопролитных драках, у персонажа будут потихоньку копиться очки отчаяния: постапокалиптический Аркхем, где спятившие жители рыдают прямо на улицах, слишком мрачен и жесток, чтобы в нём можно было радоваться жизни. А за полную шкалу заставят выбрать отрицательный перк (например, штраф на получение опыта), и это усложнит герою и без того нелёгкую жизнь.

Экран загрузки честно предупреждает, что игрокам не будут преподносить всё на блюдечке, и ни капли не преувеличивает. В журнале редко увидишь услужливые подсказки относительно того, что делать дальше — над этим приходится думать самому, — а персонажи временами задают каверзные вопросы, ответы на которые не прочтёшь в путевых заметках. В некоторых ситуациях помогает перезагрузка с последнего сохранения, но всё «методом тыка» не пройдёшь, изволь запоминать и сопоставлять информацию самостоятельно. Словом, Stygian не считает своих игроков дураками, и это приятно. Во всяком случае, тем, кто не хочет, чтобы их вели за ручку.


Вот в этом домике ждёт настоящая проверка на детективные способности — причём именно для игроков, а не для героя

На волосок от смерти и провала

Скажу честно: изначально эта рецензия была куда более негативной, потому что прохождение ревью-копии для меня превратилось в настоящую войну с багами. Герои отказывались подниматься по лестницам, при загрузке некоторых локаций игра переставала на что-либо реагировать, аптечки в виде шприцов с лауданумом таинственным образом исчезали из инвентаря… Дважды я и вовсе упиралась в критические ошибки, которые не позволяли мне продвинуться по сюжету. Однако, честь и хвала разработчикам, ровно накануне релиза вышел патч, устранивший все баги, что я успела заметить.

Возможно, где-то и остались ошибки. Но в последние часы игры мне (наконец-то!) ничего не мешало — и я смогла оценить мир и сюжет, не костеря каждые пять минут на чем свет стоит геймплейные недоработки. Потому что, в конце концов, от игры по Лавкрафту хочется в первую очередь Лавкрафта, а все ролевые примочки и свобода отыгрыша — уже бонус. И если поначалу Stygian может показаться атмосферной, но скучноватой бродилкой, где от мифоса не так уж много, то по мере приближения к финалу происходящее становится всё сюрреалистичнее, а отсылок к творчеству писателя встречается всё больше.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Из трёх лавкрафтианских игр, вышедших за последний год (если брать за точку отсчёта релиз новой Call of Cthulhu), в Stygian с «матчастью» поработали лучше всего. Здесь в центре Аркхэма не встретишь избитых рыболюдей из «Теней над Иннсмутом» — зато во время привала героя ждут путешествия в Страну Снов, где бродит Рэндольф Картер, а проход к Мискатоникскому университету загораживает метеорит прямиком из «Цвета иных миров». Персонажи будут воевать с ми-го, телепатически пообщаются со Старцами, а с Изгоем из одноимённого рассказа можно даже… закрутить роман. Ну а что, постапокалипсис — не повод забывать про личную жизнь, в самом деле.



А любовная линия вышла интереснее, чем во многих мелодрамах!

По мере изучения Аркхэма не только с восторгом встречаешь всё больше знакомых героев, мест и образов, но и проникаешься сумасшедшим шармом происходящего. Где ещё можно собрать «команду по спасению мира» из мёртвого солдата, байронического урода с прекрасной, но чёрствой душой, а также культистки-гуманистки, которая обхаживает монстров лопатой? И это далеко не единственный вариант. Компаньонов тут много, они разные, харизматичные, за время путешествия ко всем искренне привязываешься… а потом тебе вдруг предлагают нелёгкий моральный выбор, с кем из них расстаться, и хочется воскликнуть: «Cultic Games, беспощадные вы мерзавцы!»

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Крутых сюжетных поворотов приготовили не один и не два, а концовка оборвёт повествование задолго до того, как ты узнаешь, кто такой этот загадочный Чёрный Человек и зачем он, чёрт возьми, вообще манил тебя во снах — об этом расскажут в следующей части. При этом ты не остаёшься разочарован, ведь идея отлично вписывается в общий концепт. Лавкрафтовский дух — он такой: хочешь ясности, однозначности и побед — тебе в другие игры и к другим писателям. Тут изволь проникаться красотой безысходности, беспомощностью перед наступающим безумием и непостижимыми силами, что куда могущественнее любого смертного… даже если он культист с лопатой наперевес.


Что до недостатков, то, не считая багов, их оказалось немного: затянутое начало, олдскульный и не слишком удобный интерфейс… и отсутствие ячеек для самостоятельного сохранения. Да, в Stygian работает исключительно автосохранение — и это безумно неудобно хотя бы по той причине, что каждый новый персонаж затирает сохранения предыдущего. Если хочешь сберечь прогресс сразу нескольких созданных героев, придётся лезть в системные папки и копировать файлы вручную. Непонятное решение, особенно для игры 2019 года, где всё рассчитано на несколько прохождений.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Создатели Stygian очень бережно отнеслись к первоисточнику. В итоге получилось по-настоящему ролевое приключение в сеттинге, где «ревущие двадцатые» смешались с мифами Ктулху. Но лично на мой вкус самой жуткой и атмосферной игрой по Лавкрафту всё же остаётся Call of Cthulhu 2018 года. Там погружению в кошмар способствовали вид от первого лица и атмосферное окружение. А здесь стилизация под журналы начала прошлого века и двухмерность сыграли свою злую шутку: глядя на яркую мультяшную картинку, всерьёз проникаться величием Древних, как и трепетать перед ними, просто невозможно.

Впрочем, поклонникам Лавкрафта заглянуть в Аркхем от Cultic Games определённо стоит. Ни в одной другой видеоигре творчество писателя ещё не охватывали так широко. и не копали так глубоко. Конечно, это всё равно фантазия на тему, фанфик, если можно так сказать, но написанный с огромной любовью к оригиналу и очень близкий к нему по уровню исполнения. Во всяком случае, уж точно ближе всех предыдущих игровых воплощений творчества мэтра.

Создатели очередной фантазии на тему Лавкрафта были на волосок от провала, но всё же выдали достойный проект, которому есть чем порадовать поклонников писателя.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Co Stygian я познакомилась ещё на Игромире-2018. Демоверсия с ходу покорила меня, комментарии разработчика лишь подогрели интерес, и релиза я ждала с нетерпением, надеясь на атмосферное приключение в мире, где в кои-то веки можно встретить не только рыболюдей и Ктулху, но и других, куда менее известных героев Лавкрафта.

В результате я получила меньше, чем ожидала, но разочарованной не осталась. Хотя были все шансы!

Зов тухлых

Обычно в проектах по Лавкрафту, будь то видеоигры или настолки, люди пытаются предотвратить пробуждение Древних. Разработчики Stygian решили не идти по проторенной дорожке — они отправляют игроков в небезызвестный город Аркхем уже после того, как Древние вспряли ото сна. Дремлющий Ктулху дождался своего часа, и большая часть человечества этого не вынесла: люди сошли с ума, дали волю своим животным инстинктам и поубивали друг друга. Немногие выжившие влачат жалкое существование в городе, отрезанном от остального мира искажениями во времени и пространстве, забросившими его в пустоту между измерениями.

Главная героиня (в моём случае) ничем не отличалась от товарищей по несчастью — за исключением того, что во снах она видит загадочного незнакомца, которого прозвала Чёрным Гостем. В очередном кошмаре незнакомец приводит её к воротам Мискатоникского университета, где поутру девушка находит таинственный ключ. С этого начинается череда её приключений и злоключений, финалом которых станет долгожданная очная ставка с Чёрным Гостем. Главное только — не спятить по дороге…

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Создатель игры Кен Орел называет Stygian «хоррор-RPG». Не скажу, что игре удалось меня напугать (разве что кошмарными багами, о чём я расскажу позднее), однако ролевой составляющей можно только поаплодировать. У Cultic Games вышла хардкорная RPG в лучших традициях первых частей Fallout — и, что приятно, она побуждает по-настоящему отыгрывать созданного персонажа.

Герою можно выбрать не только привычные характеристики вроде силы и интеллекта, но также пол, типаж, возраст, прошлое и даже мировоззрение. Молодые персонажи получат бонус к силе или ловкости, но меньше очков для прокачки прочих навыков. Пол тоже имеет значение: если местным проституткам не слишком принципиально, что у клиента между ног, то в случае с другими персонажами это повлияет на отношение к персонажу и реплики в диалогах. Ну а выбор предыстории даст те или иные преимущества, уравновесив их незначительными минусами.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Самый занятный пункт — мировоззрение. Ваш аватар может стать эзотериком, нигилистом, гуманистом, материалистом, рационалистом или верующим. И если грамотно отыгрывать выбранную роль в диалогах, реплики будут восстанавливать герою очки рассудка — а это, поверьте, очень важно. По мере прохождения Stygian персонаж так и норовит сойти с ума: Аркхемом правят жестокие гангстеры, по улицам свободно расхаживают культисты, убивающие всех неугодных, в заброшенных домах ждут гули и прочие твари. Неудивительно, что шкала рассудка регулярно пустеет!


Ещё один способ обрести душевное равновесие — читать книжки во время отдыха. Нигилиста, разумеется, успокоит томик Ницще, эзотерику подойдут сочинения Алистера Кроули, а гуманист оценит «Маленьких женщин»

Типаж определяет не только бонус к тому или иному параметру, но и сильные стороны героя. Учёному можно до предела прокачать одни навыки, оккультисту — другие. Аристократ на старте получит в компаньоны личного дворецкого, путешественник — верного пса. Одни персонажи хотят дружить с теми, кто разбирается в оккультизме; другие питают уважение к тем, кто хорошо владеет оружием. Всё и сразу прокачать невозможно — придётся выбирать.

В итоге прохождение за разных героев подчас кардинально отличается. Моя оккультистка благодаря знанию Каббалы получила весомые бонусы у местного торговца артефактами и избежала стычки с толпой озлобленных горожан. Зато позже ей пришлось сражаться с целым лагерем индейцев, с которыми мой охотник в другое прохождение мирно договорился, блеснув навыками ближнего боя перед их вождём.


Если драться не хочется, почти всегда можно найти иной способ решения проблемы: подкупить, уговорить или просто прокрасться мимо. Впрочем, иногда вступать в бой всё же придётся — и тут нас ждут пошаговые сражения, в которых угадывается наследие не только Fallout, но и Heroes of Might and Magic. Причём в Stygian тактически отступить зачастую благоразумнее и выгоднее, чем доводить сражение до конца

К сожалению, даже если исправно побеждать врагов и не терять спутников в кровопролитных драках, у персонажа будут потихоньку копиться очки отчаяния: постапокалиптический Аркхем, где спятившие жители рыдают прямо на улицах, слишком мрачен и жесток, чтобы в нём можно было радоваться жизни. А за полную шкалу заставят выбрать отрицательный перк (например, штраф на получение опыта), и это усложнит герою и без того нелёгкую жизнь.

Экран загрузки честно предупреждает, что игрокам не будут преподносить всё на блюдечке, и ни капли не преувеличивает. В журнале редко увидишь услужливые подсказки относительно того, что делать дальше — над этим приходится думать самому, — а персонажи временами задают каверзные вопросы, ответы на которые не прочтёшь в путевых заметках. В некоторых ситуациях помогает перезагрузка с последнего сохранения, но всё «методом тыка» не пройдёшь, изволь запоминать и сопоставлять информацию самостоятельно. Словом, Stygian не считает своих игроков дураками, и это приятно. Во всяком случае, тем, кто не хочет, чтобы их вели за ручку.


Вот в этом домике ждёт настоящая проверка на детективные способности — причём именно для игроков, а не для героя

На волосок от смерти и провала

Скажу честно: изначально эта рецензия была куда более негативной, потому что прохождение ревью-копии для меня превратилось в настоящую войну с багами. Герои отказывались подниматься по лестницам, при загрузке некоторых локаций игра переставала на что-либо реагировать, аптечки в виде шприцов с лауданумом таинственным образом исчезали из инвентаря… Дважды я и вовсе упиралась в критические ошибки, которые не позволяли мне продвинуться по сюжету. Однако, честь и хвала разработчикам, ровно накануне релиза вышел патч, устранивший все баги, что я успела заметить.

Возможно, где-то и остались ошибки. Но в последние часы игры мне (наконец-то!) ничего не мешало — и я смогла оценить мир и сюжет, не костеря каждые пять минут на чем свет стоит геймплейные недоработки. Потому что, в конце концов, от игры по Лавкрафту хочется в первую очередь Лавкрафта, а все ролевые примочки и свобода отыгрыша — уже бонус. И если поначалу Stygian может показаться атмосферной, но скучноватой бродилкой, где от мифоса не так уж много, то по мере приближения к финалу происходящее становится всё сюрреалистичнее, а отсылок к творчеству писателя встречается всё больше.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Из трёх лавкрафтианских игр, вышедших за последний год (если брать за точку отсчёта релиз новой Call of Cthulhu), в Stygian с «матчастью» поработали лучше всего. Здесь в центре Аркхэма не встретишь избитых рыболюдей из «Теней над Иннсмутом» — зато во время привала героя ждут путешествия в Страну Снов, где бродит Рэндольф Картер, а проход к Мискатоникскому университету загораживает метеорит прямиком из «Цвета иных миров». Персонажи будут воевать с ми-го, телепатически пообщаются со Старцами, а с Изгоем из одноимённого рассказа можно даже… закрутить роман. Ну а что, постапокалипсис — не повод забывать про личную жизнь, в самом деле.



А любовная линия вышла интереснее, чем во многих мелодрамах!

По мере изучения Аркхэма не только с восторгом встречаешь всё больше знакомых героев, мест и образов, но и проникаешься сумасшедшим шармом происходящего. Где ещё можно собрать «команду по спасению мира» из мёртвого солдата, байронического урода с прекрасной, но чёрствой душой, а также культистки-гуманистки, которая обхаживает монстров лопатой? И это далеко не единственный вариант. Компаньонов тут много, они разные, харизматичные, за время путешествия ко всем искренне привязываешься… а потом тебе вдруг предлагают нелёгкий моральный выбор, с кем из них расстаться, и хочется воскликнуть: «Cultic Games, беспощадные вы мерзавцы!»

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Крутых сюжетных поворотов приготовили не один и не два, а концовка оборвёт повествование задолго до того, как ты узнаешь, кто такой этот загадочный Чёрный Человек и зачем он, чёрт возьми, вообще манил тебя во снах — об этом расскажут в следующей части. При этом ты не остаёшься разочарован, ведь идея отлично вписывается в общий концепт. Лавкрафтовский дух — он такой: хочешь ясности, однозначности и побед — тебе в другие игры и к другим писателям. Тут изволь проникаться красотой безысходности, беспомощностью перед наступающим безумием и непостижимыми силами, что куда могущественнее любого смертного… даже если он культист с лопатой наперевес.


Что до недостатков, то, не считая багов, их оказалось немного: затянутое начало, олдскульный и не слишком удобный интерфейс… и отсутствие ячеек для самостоятельного сохранения. Да, в Stygian работает исключительно автосохранение — и это безумно неудобно хотя бы по той причине, что каждый новый персонаж затирает сохранения предыдущего. Если хочешь сберечь прогресс сразу нескольких созданных героев, придётся лезть в системные папки и копировать файлы вручную. Непонятное решение, особенно для игры 2019 года, где всё рассчитано на несколько прохождений.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Создатели Stygian очень бережно отнеслись к первоисточнику. В итоге получилось по-настоящему ролевое приключение в сеттинге, где «ревущие двадцатые» смешались с мифами Ктулху. Но лично на мой вкус самой жуткой и атмосферной игрой по Лавкрафту всё же остаётся Call of Cthulhu 2018 года. Там погружению в кошмар способствовали вид от первого лица и атмосферное окружение. А здесь стилизация под журналы начала прошлого века и двухмерность сыграли свою злую шутку: глядя на яркую мультяшную картинку, всерьёз проникаться величием Древних, как и трепетать перед ними, просто невозможно.

Впрочем, поклонникам Лавкрафта заглянуть в Аркхем от Cultic Games определённо стоит. Ни в одной другой видеоигре творчество писателя ещё не охватывали так широко. и не копали так глубоко. Конечно, это всё равно фантазия на тему, фанфик, если можно так сказать, но написанный с огромной любовью к оригиналу и очень близкий к нему по уровню исполнения. Во всяком случае, уж точно ближе всех предыдущих игровых воплощений творчества мэтра.

Создатели очередной фантазии на тему Лавкрафта были на волосок от провала, но всё же выдали достойный проект, которому есть чем порадовать поклонников писателя.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху
Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Co Stygian я познакомилась ещё на Игромире-2018. Демоверсия с ходу покорила меня, комментарии разработчика лишь подогрели интерес, и релиза я ждала с нетерпением, надеясь на атмосферное приключение в мире, где в кои-то веки можно встретить не только рыболюдей и Ктулху, но и других, куда менее известных героев Лавкрафта.

В результате я получила меньше, чем ожидала, но разочарованной не осталась. Хотя были все шансы!

Зов тухлых

Обычно в проектах по Лавкрафту, будь то видеоигры или настолки, люди пытаются предотвратить пробуждение Древних. Разработчики Stygian решили не идти по проторенной дорожке — они отправляют игроков в небезызвестный город Аркхем уже после того, как Древние вспряли ото сна. Дремлющий Ктулху дождался своего часа, и большая часть человечества этого не вынесла: люди сошли с ума, дали волю своим животным инстинктам и поубивали друг друга. Немногие выжившие влачат жалкое существование в городе, отрезанном от остального мира искажениями во времени и пространстве, забросившими его в пустоту между измерениями.

Главная героиня (в моём случае) ничем не отличалась от товарищей по несчастью — за исключением того, что во снах она видит загадочного незнакомца, которого прозвала Чёрным Гостем. В очередном кошмаре незнакомец приводит её к воротам Мискатоникского университета, где поутру девушка находит таинственный ключ. С этого начинается череда её приключений и злоключений, финалом которых станет долгожданная очная ставка с Чёрным Гостем. Главное только — не спятить по дороге…

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Создатель игры Кен Орел называет Stygian «хоррор-RPG». Не скажу, что игре удалось меня напугать (разве что кошмарными багами, о чём я расскажу позднее), однако ролевой составляющей можно только поаплодировать. У Cultic Games вышла хардкорная RPG в лучших традициях первых частей Fallout — и, что приятно, она побуждает по-настоящему отыгрывать созданного персонажа.

Герою можно выбрать не только привычные характеристики вроде силы и интеллекта, но также пол, типаж, возраст, прошлое и даже мировоззрение. Молодые персонажи получат бонус к силе или ловкости, но меньше очков для прокачки прочих навыков. Пол тоже имеет значение: если местным проституткам не слишком принципиально, что у клиента между ног, то в случае с другими персонажами это повлияет на отношение к персонажу и реплики в диалогах. Ну а выбор предыстории даст те или иные преимущества, уравновесив их незначительными минусами.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Самый занятный пункт — мировоззрение. Ваш аватар может стать эзотериком, нигилистом, гуманистом, материалистом, рационалистом или верующим. И если грамотно отыгрывать выбранную роль в диалогах, реплики будут восстанавливать герою очки рассудка — а это, поверьте, очень важно. По мере прохождения Stygian персонаж так и норовит сойти с ума: Аркхемом правят жестокие гангстеры, по улицам свободно расхаживают культисты, убивающие всех неугодных, в заброшенных домах ждут гули и прочие твари. Неудивительно, что шкала рассудка регулярно пустеет!


Ещё один способ обрести душевное равновесие — читать книжки во время отдыха. Нигилиста, разумеется, успокоит томик Ницще, эзотерику подойдут сочинения Алистера Кроули, а гуманист оценит «Маленьких женщин»

Типаж определяет не только бонус к тому или иному параметру, но и сильные стороны героя. Учёному можно до предела прокачать одни навыки, оккультисту — другие. Аристократ на старте получит в компаньоны личного дворецкого, путешественник — верного пса. Одни персонажи хотят дружить с теми, кто разбирается в оккультизме; другие питают уважение к тем, кто хорошо владеет оружием. Всё и сразу прокачать невозможно — придётся выбирать.

В итоге прохождение за разных героев подчас кардинально отличается. Моя оккультистка благодаря знанию Каббалы получила весомые бонусы у местного торговца артефактами и избежала стычки с толпой озлобленных горожан. Зато позже ей пришлось сражаться с целым лагерем индейцев, с которыми мой охотник в другое прохождение мирно договорился, блеснув навыками ближнего боя перед их вождём.


Если драться не хочется, почти всегда можно найти иной способ решения проблемы: подкупить, уговорить или просто прокрасться мимо. Впрочем, иногда вступать в бой всё же придётся — и тут нас ждут пошаговые сражения, в которых угадывается наследие не только Fallout, но и Heroes of Might and Magic. Причём в Stygian тактически отступить зачастую благоразумнее и выгоднее, чем доводить сражение до конца

К сожалению, даже если исправно побеждать врагов и не терять спутников в кровопролитных драках, у персонажа будут потихоньку копиться очки отчаяния: постапокалиптический Аркхем, где спятившие жители рыдают прямо на улицах, слишком мрачен и жесток, чтобы в нём можно было радоваться жизни. А за полную шкалу заставят выбрать отрицательный перк (например, штраф на получение опыта), и это усложнит герою и без того нелёгкую жизнь.

Экран загрузки честно предупреждает, что игрокам не будут преподносить всё на блюдечке, и ни капли не преувеличивает. В журнале редко увидишь услужливые подсказки относительно того, что делать дальше — над этим приходится думать самому, — а персонажи временами задают каверзные вопросы, ответы на которые не прочтёшь в путевых заметках. В некоторых ситуациях помогает перезагрузка с последнего сохранения, но всё «методом тыка» не пройдёшь, изволь запоминать и сопоставлять информацию самостоятельно. Словом, Stygian не считает своих игроков дураками, и это приятно. Во всяком случае, тем, кто не хочет, чтобы их вели за ручку.


Вот в этом домике ждёт настоящая проверка на детективные способности — причём именно для игроков, а не для героя

На волосок от смерти и провала

Скажу честно: изначально эта рецензия была куда более негативной, потому что прохождение ревью-копии для меня превратилось в настоящую войну с багами. Герои отказывались подниматься по лестницам, при загрузке некоторых локаций игра переставала на что-либо реагировать, аптечки в виде шприцов с лауданумом таинственным образом исчезали из инвентаря… Дважды я и вовсе упиралась в критические ошибки, которые не позволяли мне продвинуться по сюжету. Однако, честь и хвала разработчикам, ровно накануне релиза вышел патч, устранивший все баги, что я успела заметить.

Возможно, где-то и остались ошибки. Но в последние часы игры мне (наконец-то!) ничего не мешало — и я смогла оценить мир и сюжет, не костеря каждые пять минут на чем свет стоит геймплейные недоработки. Потому что, в конце концов, от игры по Лавкрафту хочется в первую очередь Лавкрафта, а все ролевые примочки и свобода отыгрыша — уже бонус. И если поначалу Stygian может показаться атмосферной, но скучноватой бродилкой, где от мифоса не так уж много, то по мере приближения к финалу происходящее становится всё сюрреалистичнее, а отсылок к творчеству писателя встречается всё больше.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Из трёх лавкрафтианских игр, вышедших за последний год (если брать за точку отсчёта релиз новой Call of Cthulhu), в Stygian с «матчастью» поработали лучше всего. Здесь в центре Аркхэма не встретишь избитых рыболюдей из «Теней над Иннсмутом» — зато во время привала героя ждут путешествия в Страну Снов, где бродит Рэндольф Картер, а проход к Мискатоникскому университету загораживает метеорит прямиком из «Цвета иных миров». Персонажи будут воевать с ми-го, телепатически пообщаются со Старцами, а с Изгоем из одноимённого рассказа можно даже… закрутить роман. Ну а что, постапокалипсис — не повод забывать про личную жизнь, в самом деле.



А любовная линия вышла интереснее, чем во многих мелодрамах!

По мере изучения Аркхэма не только с восторгом встречаешь всё больше знакомых героев, мест и образов, но и проникаешься сумасшедшим шармом происходящего. Где ещё можно собрать «команду по спасению мира» из мёртвого солдата, байронического урода с прекрасной, но чёрствой душой, а также культистки-гуманистки, которая обхаживает монстров лопатой? И это далеко не единственный вариант. Компаньонов тут много, они разные, харизматичные, за время путешествия ко всем искренне привязываешься… а потом тебе вдруг предлагают нелёгкий моральный выбор, с кем из них расстаться, и хочется воскликнуть: «Cultic Games, беспощадные вы мерзавцы!»

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Крутых сюжетных поворотов приготовили не один и не два, а концовка оборвёт повествование задолго до того, как ты узнаешь, кто такой этот загадочный Чёрный Человек и зачем он, чёрт возьми, вообще манил тебя во снах — об этом расскажут в следующей части. При этом ты не остаёшься разочарован, ведь идея отлично вписывается в общий концепт. Лавкрафтовский дух — он такой: хочешь ясности, однозначности и побед — тебе в другие игры и к другим писателям. Тут изволь проникаться красотой безысходности, беспомощностью перед наступающим безумием и непостижимыми силами, что куда могущественнее любого смертного… даже если он культист с лопатой наперевес.


Что до недостатков, то, не считая багов, их оказалось немного: затянутое начало, олдскульный и не слишком удобный интерфейс… и отсутствие ячеек для самостоятельного сохранения. Да, в Stygian работает исключительно автосохранение — и это безумно неудобно хотя бы по той причине, что каждый новый персонаж затирает сохранения предыдущего. Если хочешь сберечь прогресс сразу нескольких созданных героев, придётся лезть в системные папки и копировать файлы вручную. Непонятное решение, особенно для игры 2019 года, где всё рассчитано на несколько прохождений.

Обзор Stygian: Reign of the Old Ones. С лопатой против Ктулху

Создатели Stygian очень бережно отнеслись к первоисточнику. В итоге получилось по-настоящему ролевое приключение в сеттинге, где «ревущие двадцатые» смешались с мифами Ктулху. Но лично на мой вкус самой жуткой и атмосферной игрой по Лавкрафту всё же остаётся Call of Cthulhu 2018 года. Там погружению в кошмар способствовали вид от первого лица и атмосферное окружение. А здесь стилизация под журналы начала прошлого века и двухмерность сыграли свою злую шутку: глядя на яркую мультяшную картинку, всерьёз проникаться величием Древних, как и трепетать перед ними, просто невозможно.

Впрочем, поклонникам Лавкрафта заглянуть в Аркхем от Cultic Games определённо стоит. Ни в одной другой видеоигре творчество писателя ещё не охватывали так широко. и не копали так глубоко. Конечно, это всё равно фантазия на тему, фанфик, если можно так сказать, но написанный с огромной любовью к оригиналу и очень близкий к нему по уровню исполнения. Во всяком случае, уж точно ближе всех предыдущих игровых воплощений творчества мэтра.

Читайте также: