Stronghold 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Пережитый позор произвел на британскую студию Firefly эффект мощной затрещины: вместо еще более ужасного, чем Stronghold 3, порождения тьмы мы видим Stronghold Crusader 2. Firefly отреставрировали знаменитый замковый симулятор — и почти все, что было варварски разграблено в Stronghold 3, в этот раз бережно отстроили заново. С оговорками, но тем не менее.

Ключевым аргументом в споре в Stronghold всегда были толстые и неприступные стены. Но почему-то именно от крепостей в Stronghold 3 остались рожки да ножки: единственная разновидность стен строилась как в обыкновенных RTS: ткнул в одной точке, ткнул в другой — получил забор. Даже удвоить толщину нельзя, не говоря уже обо всем прочем. Но теперь все заработало: и удвоить, и утроить, и в шесть рядов, и лесенку прилепить, и конфигурация какая угодно — в Crusader 2 вернули сетку строительства, поэтому стена ставится фрагментами.

Конечно, в первозданном виде этот бесподобный, хотя и слишком занудный инструмент создания цитаделей не вернулся. Так, нет низких стен, парапеты встроены по умолчанию, всего один вид сторожки и маловато башен. Но и с таким нехитрым набором можно соорудить что-нибудь непрошибаемое и приятное глазу.

Stronghold Crusader 2

Однако защита бастионов стала куда более сложной задачей. Например, стрелки ни за что не разместятся на башне так, как вы прикажете. Пятеро из десяти обязательно останутся на соседней стене, и вам придется рассаживать их по одному. Это рождает забавный парадокс: на маленькой башенке умещается полтора десятка лучников. Если запихивать их туда по одному.

ЭТО МАЙКЛ БЭЙ: зато движок Havok достойно рисует повреждения каменных строений. Стены крошатся — во! Башни рушатся — во! Трупы катаются по земле и бьются в припадке бессильной злобы на мироздание — . Ну, хотя бы исчезают быстро.

Но преимущество высоты и каменных парапетов отчего-то не так велико, чтобы застрельщики на стенах и башнях могли легко отбиваться от значительно превосходящих сил. Crusader 2 словно вытряхивает нас из родной цитадели и тащит за руку: давай воевать! по коням! где копейщики? Изначально серия была немного про другое: первые сорок минут соперники соревновались в возведении уродливых или не очень замков, ощетинивались баллистами, еще полчаса собирали армию и одним ударом решали, чей лорд толще. Новый геймплей предполагает менее ленивого и более инициативного игрока.

Зато Firefly смогли почти полностью искоренить дурные мысли в головах ваших бойцов. Лучники не катятся с башен, роняя тапки, только чтобы схватиться с мечниками в рукопашной и сдохнуть. Копейщики и пехота нестройными, но послушными ватагами скачут ровно туда, куда вы им прикажете, а не в дубовую рощу по ягоды. Правда, боевой строй солдаты держат неохотно и сбиваются в несолидные кучки. А солидных куч и нет — Crusader 2 не дает накопить толпу войск.

Тем не менее сам процесс священной войны радует примерно так же, как и в оригинале, с поправкой на уменьшенный масштаб, реалии нового движка и, разумеется, скудный умишко компьютерных противников.

Бытие крепостного под нашим началом беспросветно и печально. Для него — не для нас. Винтики экономических цепочек вновь крутятся в верных направлениях. Крестьяне несут зерно на склад. Мельник забирает его, перемалывает, возвращает. Пекарь уносит мешок муки и в конце концов достает из печи ворох горячих буханок свежего хлеба. Но все это необходимо защищать и оберегать: представьте, какая безобразная дыра в графике образуется, если убить носильщика с пшеницей в самом начале.

Stronghold Crusader 2

Такой жестокий распорядок для Stronghold привычен. Как ни забавно, именно экономическую составляющую в третьей части испортить не смогли, да и тут тоже все в порядке. Что пятнадцать лет назад, что сегодня слаженность механизма зависит только от ваших усилий. Удачно ли поместили амбар? Не забыли вырыть колодец рядом с фермами? Далеко ли кузнецу ковылять до арсенала? Далеко? Значит, кто-то сегодня останется без кирасы.

ЭТО ВАЖНО: Crusader в названии помимо темы крестовых походов указывает еще кое на что: большие проблемы по части пищевой логистики. Здания для производства еды строятся только на зеленых пастбищах оазисов, а их предательски мало. В самых запущенных случаях придется тесниться на одной делянке с вашим противником.

Stronghold Crusader 2

Некоторые детали не выдержали проверку. временем? Черта с два временем! Просто у кого-то не дошли руки. Так, в Crusader 2 под корень вырезали строения репутации — всякие увеселения, клумбы, танцующих цирковых медведей, а также виселицы, выгребные ямы и клетки. Первые понижали работоспособность, повышали счастье. Вторые — наоборот. Но в Crusader 2 понятия безделья нет в принципе, и потому ничего из этого не нужно. Очень обидная потеря — как для механики, так и для антуража.

Однако по-настоящему роковой недостаток у Stronghold Crusader 2 один — отвратительно дешевая реализация. Графики это почти не касается: немного устаревшая, она все равно рисует лавочки и домишки с кучей подробностей. А вот заставки, арты, вступительный ролик сделаны на уровне начинающего любителя, уверенного в своем профессионализме. То же касается и озвучки.

Но если стерпеть уродливость оформления, сама игра вас приятно удивит. После того как мы все пережили Stronghold 3, это — настоящий праздник.

Stronghold Crusader II

Несмотря на столь печальный исход всех экспериментов с серией, Firefly Studios своих попыток войти дважды в одну реку не оставила и выдала Stronghold Crusader 2 — как понятно из названия, это идейный наследник того самого «Крестоносца», что принес серии всемирную известность. Обещали, как всегда, кучу приятных плюшек, стараясь угодить в первую очередь тем, кто возвел и разрушил не одну сотню замков в поисках Гроба Господня (или, наоборот, защищая Святую землю от иноземных захватчиков), и одновременно с этим привнести что-то новое в давно застоявшийся жанр градостроительных симуляторов.

Обещания обещаниями — все мы знаем, что подобные увещевания в надежде заманить как можно больше игроков зачастую оказываются лишь словами, которые имеют мало общего с истинным положением дел. Сомнений добавлял и тот факт, что Firefly Studios, по сути, компания одного проекта — после Crusader достойных творений за ней не числилось. С другой стороны, на фоне отсутствия хоть какой-то альтернативы обычный ремейк с симпатичной графикой и отсутствием багов уже можно было бы назвать неплохим результатом — все равно подобных проектов сейчас не найти.

Ах, как хочется вернуться…

Ожидалось, что авторы всячески будут эксплуатировать чувства ностальгирующих поклонников оригинала. Так и вышло — несмотря на переход от спрайтовой графики к полноценной трехмерной картинке, дизайн построек и общие принципы игрового процесса остались теми же. Лорд на главной башне, крестьяне, греющиеся у костра в ожидании направления на работу, те же самые амбар и склад с кучей припасов, шут, бегающий среди домов… Такой вот нехитрый способ выжать скупую слезу за воспоминанием всех тех часов, проведенных за постройкой сотен крепостей среди негостеприимных арабских пустынь.

Stronghold Crusader II

Графика, как видим, на уровне. На средневековом уровне.

Как и в любом уважающем себя градостроительном симуляторе, игра держится на двух столпах — привлекательности города для его жителей и производстве ресурсов. Чтобы привести свое поселение к процветанию, необходимо найти баланс между этими факторами. Какой толк от того, что амбары ломятся от провизии, если крестьяне бегут из города из-за высоких налогов и отсутствия развлечений? И наоборот — млеющее от превосходных условий население, забывшее о том, когда последний раз брало в руки мотыгу или топор, быстро падет жертвой диких животных, стихийных бедствий или своих сородичей из соседнего города, не забывающих о том, что человек человеку волк.

По-прежнему актуальна проблема крепостных стен — слишком большой периметр худо-бедно защитит всех, но не спасет от сконцентрированного прорыва на узком участке, а мощные стены лишь вокруг центра города грозят потерями от постоянных набегов на остальную часть поселения.

Огнем и мечом

Конечно же, вся эта возня с добычей ресурсов, производством и выполнением прихотей населения нужна только для того, чтобы вооружить вчерашних крестьян различным острым железом и разнести по кирпичику крепость соседа.

Здесь тоже не обходится без производственных цепочек: наши бойцы — бывшие крестьяне, латы и оружие не берутся в казармах ниоткуда, их тоже следует заранее выковать из железа, добытого на рудниках. Не будет прироста населения — не будет и солдат, а что произойдет в случае отсутствия армии, объяснять, наверное, не стоит.

Stronghold Crusader II

Противники-боты, каждый со своим характером и стилем игры, вновь с нами. Вот этот упитанный дяденька восточной наружности всегда действует очень осторожно.

Хотим мира — готовимся к войне: возводим башни для лучников, ставим на стены чаны с кипящей смолой и жаровни с углями. Осады замков мало чем отличаются от оригинальной Crusader, разве что стены теперь разваливаются по всем законам физики. Стрелки выкашивают защитников со стен и башен, тяжелая пехота ломает ворота с помощью тарана, а обороняющаяся сторона тоже не дремлет: внезапная вылазка может свести на нет тщательно спланированную операцию.

Для заядлых пацифистов имеется режим «песочницы», где на карте нет врагов, а из опасностей только дикие звери да стихийные бедствия, но выглядит он откровенно скучно — больно уж скудно представлена мирная жизнь поселения.

Милорд, нашу игру пожрал долгоносик!

Не зря описание второй части так сильно напоминает первого «Крестоносца» — с новыми идеями у разработчиков большие проблемы. Почти все изменения заключаются в урезании контента оригинала и переводе того, что осталось, на новый движок. Потребности населения выглядят не совсем логично — к примеру, церковь лишь одного вида, да и та нужна только для удовлетворения потребности в молитве, на которую тратятся… свечи. Почему убрали столь милую сердцу любого феодала систему «кнута и пряника»? Напомню, в первой части был целый подкласс строений, влияющих на счастье населения, — сады, статуи и прочие бесполезные украшательства. Как противовес им имелись виселицы, дыбы, позорные столбы — все эти непременные атрибуты мрачного Средневековья, благодаря которым крестьяне и думать забывали об отдыхе (суть идеи «пятилетку за три года» придумали вовсе не коммунисты). Почему все это вдруг стало лишним для градостроительного симулятора?

Экономическая система получилась несколько непродуманной — почти все ресурсы, в том числе и военного назначения, можно мгновенно купить, что приводит к «рашу» наемниками и дешевыми солдатами.

Геймплей это никак не обогатило, а возможности для отыгрыша властителя средневекового городка практически исчезли. Едва ли не вся прелесть подобных стратегий заключается в возможности в подробностях рассмотреть повседневную жизнь своих подданных: вот молочник ухаживает за стадом, там мельник, спешащий на склад, задержался в саду, чтобы полюбоваться красивой статуей, а здесь дети играют во дворе дома… В Crusader 2 от всего этого почти ничего не осталось — жители теперь совсем не похожи на настоящих людей, а представляют собой лишь инструмент очистки всей карты от врагов.

Зачем-то создатели избавились от полноценной статистики, позволяющей планировать развитие города: вся информация теперь умещается в паре строчек на экране цитадели да кусочке интерфейса с указанием количества жителей и их потребностей.

Добавьте ко всему этому общую недоделанность игры (будто перед нами не полноценный релиз, а альфа-версия в раннем доступе), ужасную по современным меркам графику, убогую озвучку (по крайней мере в русской локализации), примитивный ИИ… В целом все выглядит скорее как поделка уровня любительской сборки на Unity, нежели работа авторов того самого «Крестоносца».

Stronghold Crusader II

Стены по-прежнему легко снести обычной пехотой. По-другому штурмовать укрепления нельзя — лестниц и осадных башен в игру не завезли.

Единственное вменяемое оправдание всех этих непотребств, что сотворили с игрой разработчики, — классическое «они хотели как лучше». Видимо, ориентация была в первую очередь на мультиплеер, поэтому и убраны «лишние» с точки зрения соревновательного геймплея элементы, а менеджмент поселения сведен к минимуму. С другой стороны, а где же в таком случае развитие военной составляющей? Новых «юнитов» мало, отсутствует микроменеджмент армии, уникальные умения у отдельных бойцов присутствуют, но обнаружить их можно только методом «тыка». Где приятная глазу графика и удобный интерфейс, в конце концов? Кучу мельтешащих тел, слившихся в одно пятно, никак нельзя назвать красочным сражением, а ведь именно так здесь выглядит любой бой. Радует лишь то, что битвы столь же динамичны, как и прежде, особенно на картах с большим количеством противников.

И это, пожалуй, единственное достоинство Crusader 2. В остальном вторая часть не выдерживает никакого сравнения с оригиналом (к слову, тоже не лишенным недостатков). Тем, кто снова хочет окунуться в атмосферу Средневековья, лучше обзавестись HD-переизданием, нежели платить за откровенную халтуру.

Плюсы: динамичные сражения по Сети.
Минусы: скудность контента; интерфейс и графика устарели на десяток лет; баги.

По всем правилам средневековой обороны войска разрешается размещать не только на башнях, но и на крышах домов.

Интересно, о чем думали разработчики из FireFly Studios , закладывая первый камень в фундамент своего Stronghold ? Волновались? Прикидывали, как бы довести до ума этот чертов баланс? Думали о том, что игра, скорее всего, пройдет незамеченной? Или верили в то, что проект получит хорошие отзывы в прессе, где отдельно будет подмечена оригинальность отстроенного проекта? Тайна эта, наверное, навсегда останется достоянием самих разработчиков. А вот дальнейшие их мысли угадать уже заметно проще. Один раз освоенную грядку надобно эксплуатировать как можно дольше и с как можно большей отдачей. И вот за считанные месяцы к небу воздались стены и башни Stronghold Crusader — аддона, развившего заложенные в оригинале идеи. А вот дальше уже потребовалось куда более значительное вмешательство архитекторов. Три года они в тайне корпели над чертежами игры и вот, наконец, сообщили поклонникам RTS долгожданную весть: Stronghold 2 — быть!

Трудности бытия

В Stronghold 2 найдется работа и для личностей духовных — юные эстеты смогут украсить крепостные стены флагами и вымпелами.

Что можно сказать о будущей игре, скользнув глазами по анонсам? А то, что викинги — злодеи и гады. Распоясались совсем и вынашивают планы захвата мирных земель старушки Британии. Наказывать бородачей кнутом без пряника предстоит игроку, который в Stronghold 2 встанет во главе целого королевства.

Разрушать фортификации можно будет только при помощи катапульт и требучетов (даже не спрашивайте нас, что это значит, — спросите французов).

Впрочем, чума и отходы — далеко не самые главные проблемы в Stronghold 2. Куда опаснее групповое безделье и воровство. Эти высококультурные явления напрямую связаны с показателем популярности управленца в народе. Отказались от постройки таверны — будьте готовы к тому, что уставший крестьянин, вместо того чтобы пропустить пару кружек, начнет искать других развлечений. Закрома родины разграбит, например. И если превентивные меры, вроде той же постройки таверны, не приняты, то преступников придется отлавливать и распределять по тюрьмам. А средневековые казематы, надо заметить, высокой нравственностью и человеколюбием не отличались. Сотрудники FireFly Studios, некогда записавшие самый правдоподобный звук раскалывающегося от удара палицы черепа, постарались на славу, смоделировав аж целый десяток пыточных приспособлений. Мало того — посягнувшего на бесплатные яблоки можно будет и просто прилюдно казнить. Для этого необходимо воспитать пару палачей, что потребует немалых затрат. Но цель оправдывает средства, ведь на место обезглавленного вора автоматически придет живой и, что самое главное, законопослушный гражданин — сотрудники отечественного Минюста уже исходят слюной, узнав о столь совершенной пыточной технологии.

Битва в чистом поле — явление в игре столь же редкое, сколь и красивое.

Я, снова я и церковь

Помимо постройки вышеупомянутой таверны, повысить свою популярность среди народных масс можно будет при помощи храма божьего. Впрочем, один только факт наличия церкви чести игроку еще не сделает. Религия — процесс сложный и трудоемкий. Для проведения ежедневных служб необходимо наладить снабжение пастора свечами, которые, в свою очередь, отливаются из пчелиного воска, специально подготовленного человеком. Еще одно предприятие корпорации “Бог и партнеры” — монастырь, который при грамотной эксплуатации способен сыграть немаловажную роль в развитии королевства. Просвещенные монахи будут заниматься переписыванием книг, что обеспечит лорда тройным приростом популярности. Кроме того, в данном строении обучаются высококлассные воины — паладины и боевые монахи.

Еще одна интересная находка FireFly Studios — это возможность проводить полноценные дипломатические встречи, на которые разрешается пригласить любого дружественного вам правителя. При желании вместо беседы тет-а-тет можно закатить грандиозный пир на двенадцать персон, организованный, разумеется, за счет народа. Надоело вкушать деликатесы с заморскими дармоедами? Так женитесь, батенька. Жена не только принесет с собой море ласки и забот, но еще и поможет игроку значительно упрочнить свои позиции на политической арене. Кроме того, разработчики клятвенно обещают, что в релизе будут наблюдаться и рыцарские турниры, более конкретная информация о которых станет доступна ближе к релизу.

Средневековое трехмерье

Вездесущий ветер перемен, добравшись до визуального аспекта игры, усилился и превратился в сущий смерч. Замок, крепостные стены, булочные, фермы и десятки домов навеки покинули хиреющие просторы двухмерной графики и перенеслись в уютное, ласкающее взор трехмерье. При этом вышеупомянутые объекты не только обзавелись первоклассными текстурами, но и обрели невиданную доселе функциональность. Так, в отличие от первой части, в Stronghold 2 войска позволяется размещать не только на укреплениях, но и внутри строений. Поэтому для взятия башни необходимо уничтожить юнитов, обороняющих винтовую лестницу. И, располагая всего лишь несколькими копейщиками да сворой арбалетчиков, можно хладнокровно отражать атаки заметно превосходящей армии противника.

Рассказ об изменениях в боевой системе можно вести еще долго. В первой части Stronghold разрушенные стены являлись настоящей экономической катастрофой, поскольку каменоломня зачастую располагалась за пределами поселения, и при продолжительной осаде доставка необходимого материала практически прекращалась. Более дружелюбное продолжение решение данной проблемы трактует иначе. Достаточно обзавестись десятком ловких инженеров, которые заделают неприятные пробоины, затратив при этом значительно меньшее количество ресурсов.

Многие, наверное, помнят неприступный замок Свиньи, осадить который кавалерийским наскоком было практически невозможно. Нефтяные поля, ров, многоуровневая система обороны и грамотная расстановка арбалетчиков заставляла бросать на верную смерть не одну сотню подчиненных. В Stronghold 2 организовать подобную оборону будет значительно проще. FireFly добавила в игру вид сверху и возможность осматривать владения глазами лорда, тем самым сделав стратегическое планирование более удобным и наглядным. Кстати, фанаты серии наверняка быстро разберутся с новым управлением — дизайнеры божатся, что все основные элементы интерфейса оставлены на своих местах.

При всех неоспоримых достоинствах были у первой части Stronghold и черты, не совсем достойные полноценной RTS. Так, например, для взятия крепости требовалось неимоверное количество сил, сноровки и, что самое главное, времени. Разумеется, это сказывалось на многопользовательском режиме далеко не самым лучшим образом. Быстро надоедали и предложенные разработчиками одиночные сценарии. Результатом такого невнимания стало то, что игра полагалась исключительно на однопользовательскую кампанию. Впрочем, большинству фанатов этого было достаточно. Про вторую часть судить пока рано, но большинство описанных нововведений дают право подозревать, что подход изменился не очень сильно.

Другие предложенные разработчиками наработки далеко не однозначны. При грамотной их реализации и просчитанном до тысячных долей балансе игра сможет претендовать на высокие оценки, в том числе и на наш неподкупный редакционный выбор. Но, с другой стороны, творцы из FireFly концентрируют внимание на мелких мещанских радостях, более свойственных сопливой The Sims , нежели серьезной, мужской стратегии. Насколько адекватным окажется конечный результат, мы сможем судить уже в апреле следующего года.

Когда Firefly Studios объявила о разработке Stronghold 2 , в рядах поклонников первой части началось настоящее ликование. Зрелищные ролики, величественные замки на скриншотах и красочные обещания вселяли оптимистичные надежды. Остальные фанаты стратегий недоверчиво поглядывали в сторону не особо знаменитой RTS, справедливо полагая, что полное 3D в качестве основной новации впечатлит разве что самых маленьких феодалов.

И правильно, надо сказать, делали.

Берегитесь, друзья! В препарируемой нами игре полным-полно их ! Кого, спрашиваете? Тс-с-с. призраков старушек-стратегий. Caesar III , Age of Mythology , Rome Total War — Stronghold 2 являет собой очень причудливый коктейль. При этом разработчики умудрились даже из шедевров взять совсем не то, что следовало: одна половина компонентов этого коктейля уже протухла, тогда как вторая еще не созрела.

Кампаний в игре две: мирная и военная. Разделение, конечно, условное: даже лорд-пацифист не избежит нападений на свои хлева и скотофермы, правда, воевать предстоит в основном с бандитами и медведями. Агрессивному вояке тоже приходится возводить хозяйственные постройки и даже приторговывать мирной продукцией в трудную минуту. Каждая кампания насчитывает по дюжине миссий и неспешно проходится примерно за полтора десятка часов. Впрочем, многие наверняка прекратят общаться с игрой минут через сорок.

Осада замка. Не обращайте внимания на полчища нападающих — гарнизон замка запросто отобьет атаку втрое большей армии.

Судите сами: первая миссия в экономической кампании заключается в том, чтобы отремонтировать маяк. Все, что требуется, — возвести пару строений, чтобы обеспечить добычу дерева и еды. Сам маяк починят без вашего участия, так что ближайшие десять минут можно, зевая, любоваться средневековой жизнью (к ней мы еще вернемся). Дорога к военной славе начинается еще проще: два рыцаря беспрепятственно добираются до местечка, где нужно просто ткнуть мышкой в кучку оборванцев и. снова наблюдать за благополучным исходом поединка. Такой старт немного сбивает с толку, ведь у конкурентов, случается, даже обучающие миссии сложнее.

Впрочем, тех, кто выдержит первые минуты игры, ждут, наконец, и более приятные сюрпризы. Мирная кампания покажет игроку занятный средневековый быт. Праздники с народными гуляниями, застолья, рыцарские турниры, виселицы, пыточные камеры — представлена вся, так сказать, суровая красота тех времен. Увы, все это великолепие безнадежно тормозит да вдобавок еще и глючит. Солдаты, крестьяне, повозки, катапульты и даже наш лорд спокойно проходят друг сквозь друга.

Очень избирательным оказалось действие окружающей среды. Например, если в бою вывалить груду горящих бревен на бойцов противника, то им станет очень и очень плохо. Зато в мирный костер на главной городской площади можно поставить хоть лорда — он будет торчать в языках пламени безо всяких последствий для здоровья.

Однако вернемся к хозяйству. Поначалу доступны только базовые постройки, с помощью которых можно наладить добычу полезных ископаемых и производство еды. Впоследствии поместье разрастается. Город наводняют крысы, и приходится строить выгребные ямы. От перманентных пожаров спасают понатыканные всюду колодцы, а от преступников — здание суда и почти десяток (!) устройств, призванных нагнать страху на непокорных. Дыба, пыточная камера, виселица в двух вариациях и многое другое навевают некоторые подозрения — а не заканчивается ли каждый рабочий день в Firefly Studios обязательной BDSM-вечеринкой?

В Африке (а где это?), понимаешь, негры (а кто это?) голодают, а наше высочество себе пузо набивать изволило!

Кстати, о вечеринках. Если подданных не развлекать представлениями и не набивать их желудки разнообразной пищей, то они тут же норовят уйти из города куда подальше — хоть в офис той же самой Firefly. Поэтому уважающему себя наместнику придется регулярно тратиться на турниры и празднества. Не помешает построить и госпиталь.

Экономическая модель проста настолько, что иногда начинает мешать нам играть. Например, нельзя отключить одно из производств. Допустим, имеется пять яблоневых ферм. Вам хочется остановить две-три из них, чтобы высвободить часть рабочих. Казалось бы, простейшее действие, — но нет, запрещено. Или останавливаем все пять ферм, или. просто продаем лишние. И никак иначе.

Однако это не столь важно, потому что в игре нельзя “перекинуть” рабочих с одного производства на другое. Есть, например, несколько охотничьих хижин, которые поставляют продовольствие городу. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, все охотники превращаются в преступников. Что делать? Самое простое решение — загнать в хижины других жителей города — здесь не пройдет. Сносите и стройте заново. Правда, к этому времени город скорее всего покинут труженики выгребных ям, менестрели, повара. Еще одна беда — в игре не предусмотрено системы предупреждения о массовом исходе граждан, так что всегда имеется риск увидеть свой замок почти опустевшим, так и не поняв, с чего все началось. Вспомним тот же Caesar III , в котором о причинах своего недовольства нас информировал любой горожанин, покидающий свой дом. В Stronghold 2 жители тоже реагируют на наши к ним воззвания, но чаще всего их ответ сводится к банальному приветствию. А еще в игре есть абсолютно бесполезный советник.

В общем, общение с экономической частью игры очень быстро вызывает желание взять и кого-нибудь больно стукнуть. Так давайте же стукнем — ведь здесь можно еще и воевать!

На поле брани, однако, свои проблемы. Сюжет скучноват — исключение, как ни странно, составляют повторные миссии, в которых приходится возвращаться на уже освоенную территорию. Кроме того, все тактические хитрости мигом тонут в бездонных глубинах пустой головы местного AI.

Неторопливо готовимся к обороне. Жертвы уже столпились внизу.

Попробуйте, например, следующий трюк: обнесите замок сплошной стеной без ворот. Смешная сценка гарантирована: враги подбегут почти вплотную, оценят по достоинству шедевр архитектуры и. вернутся на исходные позиции. Забавно, но свежий проем в стене заставляет их делать новый набег. Строим стены заново, враг опять останавливается, а Stronghold 2 получает титул “Тупой и еще тупее”.

И не думайте, что в следующих миссиях AI исправится. Искусственный дуралей просто обожает вытворять всякие нелогичные трюки. Зачем лезть на стены, если их можно ломать, а? Причем делать это долго и упорно, вплоть до того момента, когда вражеские лучники пристрелят последнего ломателя.

То же самое относится и к нашим подчиненным. Отряд, оставленный без присмотра под ураганным огнем защитников крепости, спокойно ждет, когда его перестреляют лучники. Солдаты, влезшие на вражескую стену, довольствуются истреблением ближайших супостатов и снова терпеливо ждут, когда их расстреляют с окрестных башен. Подчиненным можно, конечно, задавать базовые типы поведения — вот только они их почти никогда не придерживаются. Баланс также оставляет желать лучшего, чего только стоят хотя бы катапульты, сносящие на своем пути все живое.

Спасти Stronghold 2 могут только патчи. Лечить следует все: от искусственного интеллекта и до многопользовательского режима, который сейчас обладает дурной особенностью “выкидывать” игроков без объяснения причин. Пока все это не будет исправлено, рекомендовать Stronghold 2 можно только очень преданным фанатам серии, имеющим компьютеры из разряда тех, что в нашем “железном” разделе зовутся “Тебя я видел во сне”. Что же касается любителей эпохи мечей и катапульт, то для них у нас есть всего один, но очень красноречивый факт: военная кампания целиком проходит в Британии, зато экономическая раскинулась на разных территориях, включая. Австралию и США. Как говорится, без комментариев.

Бегство — пожалуй, единственное, что хорошо получается у местного AI.

Достаточно полчаса поиграть в экономическую часть Stronghold 2, чтобы вскрикнуть — ба, да это же старина Caesar III, выпущенный Impressions Games в далеком 1998 году. Менеджмент ресурсов, заигрывание с горожанами, налоги, управление складами. совпадает почти все, нет только влияния зданий на настроение проживающих рядом горожан, императора, периодически требующего себе партии товаров, и той сбалансированности и продуманности, которая была в “Цезаре”. Так что, друзья, если идея Stronghold 2 вам интересна, то, может быть, стоит попробовать старичка на вкус?

Caesar III: несмотря на «плоскую» графику и престарелый возраст, смотрится игра просто замечательно.

Нам очень хотелось бы дать подзаголовкам этой рецензии названия “Война” и “Мир” — чтобы подчеркнуть эпохальные битвы и интересный средневековый быт. Мы пускали слюни на великолепные скриншоты, снятые в замках и на полях сражений. Самая настоящая игра по средневековью, с честными сражениями и пестрым бытом — разве это не здорово? Здорово, очень здорово! Вот только одна маленькая проблема: Stronghold 2 — не такая игра.

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 40%

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 5.0

Дождались? Главный герой военной кампании, пройдя все миссии, превратится из простого оруженосца в короля. Сам же Stronghold 2 так и останется юным оруженосцем на фоне королей жанра.

Читайте также: