Splinter cell 2003 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Наверно, вы все помните детскую игру "прятки"? Да, я тоже её обожал и умудрялся очень удачно прятаться, даже в маленьких квартирах. Жаль, что я не живу в Америке, тогда на меня точно обратило бы внимание Агентство Национальной Безопасности. И был бы моим куратором какой-нибудь Ирвинг Ламберт, связным – Вернон Уилкс-младший, а за мои связи с компьютерами отвечала бы Анна Гримсдоттир.

Имя мне – Сэм Фишер
… Но моё место занял некий Сэм Фишер. Герой невидимого фронта и нескольких вооружённых конфликтов родился в 1957 году, говорит голосами Майкла Айронсайда и Валерия Сторожика, отпускает редкие и едкие комментарии, одевается с иголочки, носит стильные часы и при этом очень не любит светить своё суровое лицо перед камерами наблюдения. Такая потеря для мира! Но не будем о грустном, так как Splinter Cell’у есть чем удивить игрока.
Первое, на что обращаешь внимание в мире Splinter Cell’а, - это анимация: Фишер манерно вытаскивает пистолет с глушителем, не менее манерно крадётся и прижимается к стенкам. А как он целится из-за углов - не передать словами и долю его грации. Или как он грациозно передвигается. Благо вид от третьего лица, свободная камера, удобное управление и колесо мыши, плавно регулирующее скорость передвижения персонажа, позволяют насладиться зрелищем сполна. И сложно поверить, что такая красота была сделана вручную, а не с помощью дорогого motion capture. Помимо всего прочего, Фишер прекрасно владеет своим телом, поэтому ему не тяжело зависнуть между стенками. Может быть, это не так экстравагантно, но Фишеру вполне по силам и такие вещи, как карабканье по уступам, перекладинам и сеткам. Впрочем, приличный возраст не позволяет Фишеру повторить все трюки из арсенала Лары Крофт или Принца из Персии, да и двигается он менее резво, чем Гарретт.

Зато последний, видимо, из жалости, поделился с Фишером своими сокровенными тайнами игры в прятки: индикатор освещённости персонажа с соответствующей реакцией врагов, разная громкость шагов при различных режимах ходьбы/бега, предпочтительность использования ударов со спины и некоторые другие аспекты. В общем, из мира Thief’а Splinter Cell взял самое лучшее. Почти: дубинке Black Jack’у Фишер предпочитает свой верный кулак. Ну и пистолет с глушителем ему нравится больше. И он не любит ходить в темноте без прибора ночного виденья. Как-никак, на дворе 2003 год. Новое время – новые проблемы. Везде камеры наблюдения, мины с датчиками движения, кодовые замки, сканеры сетчатки глаз, лазерные сетки. Даже враги - и те предпочитают мечам автоматы, что куда надёжнее и удобнее в деле борьбы со шпионами.
Но и Фишер в долгу не остаётся. Кодовый замок? Не проблема – персональный хакер у нас есть. Если и это не поможет, то Фишер может попытать счастья со своим прибором теплового виденья. Сканер сетчатки? Фишер, в отличие от старшего товарища Гарретта, может и схватить нужного врага и силой попросить его открыть нужную дверь. Да даже с врагами Фишер может проявить вежливость. Зачем избивать каждого встречного или пичкать его свинцом, когда можно запустить электрошокер или резиновое кольцо из подствольного гранатомёта своей штурмовой винтовки? Хотя ничто не сравнится с шуткой, достойной Джокера, когда камера на липучке привлекает внимание противника и усыпляет его. Всё-таки приятно, когда на тебя работает целый отдел лучших инженеров страны.

На службе демократии.
В отличие от Кейт Арчер, Фишеру приходится иметь дело не с мегаломаньяками, которые ставят себя против всего мира, а всего лишь с недоброжелателями США. Скажем, с террористами, которым не терпится украсть пару ядерных боеголовок и спрятать их на территории родной для Фишера страны. Или со злобными хакерами, которые вдруг объявили информационную войну Лэнгли. А пока единственная сверхдержава будет занята собой, тихонько захватить пару-тройку соседних стран. Умно, но таинственный третий Эшелон вместе с Фишером не спит и отправляет последнего в Грузию, граждане которой голосуют за Комбаяна Николадзе и говорят на английском языке с сильным акцентом.
Сценарий Splinter Cell’а не нагружен тоннами диалогов, полностью лишён сатиры. Том Клэнси и его литературные негры подают историю о противостоянии Фишера и Николадзе с абсолютно серьёзным лицом, лишь изредка вспоминая о необходимости вставлять сухие армейские шуточки. Они не рассказывают о семье Сэма, не терзают душевными муками и не ставят Фишера в противоречивые ситуации. Splinter Cell полностью лишён философии и второго дна. Даже о смерти одного из хороших знакомых Сэма игрок не будет долго сожалеть. Статист - он и в Африке статист.

Не сказать, что это так уж плохо, так как Splinter Cell’а посвящён шпионским будням Фишера. Всего лишь одно из его заданий. Сэм путешествует по миру, посещает различные секретные объекты, общается с высокими чинами, спасает заложников и заодно подрабатывает сапёром за полставки. Сценаристы ставят Фишера в различные ситуации, меняют не только декорации, но и темп с правилами игры. Пожары, скрытные проникновения, табу на убийства и даже перестрелки с врагами. Последнее, кстати, кажется дикостью для тех, кто прошёл Thief. Ещё бы, вроде как “Stealth Action Redefined” и - бац! Насильно заставляют открыто воевать с врагами. Впрочем, перестрелки срежиссированы достаточно хорошо – расставленные по укрытиям враги хорошо понимают правила позиционной войны и усиленно делают вид, что у нас качественный боевик класса Б, в которых рядовой противник редко меняет позицию, зато стреляет много. В отличие от заскриптованных перестрелок, бои, возникшие в результате оплошности Фишера, куда опаснее для игрока. Лишившиеся поводка скриптов противники стреляют куда злее и занимают более активную жизненную позицию при отлове горе-диверсантов. В свободное от перестрелок время противники также ведут себя разумно – имеют вполне реальные органы чувств, проявляют разумную долю паранойи при проверке тёмных закоулков, и, увидев тело соратника на полу, вначале доложат начальству и только потом проверят – жив ли он или нет. Достойный противник для профессионального шпиона. Жаль, что создатели уровней иногда поступают "грязно", придумав правило трёх тревог и расставив триггеры на забытые на полу трупы. Кто их вообще может найти?

Вокруг света и тени.
Большая часть обаяния Splinter Cell’а заключена в проработке мелочей. И дело даже не в том, что китайское посольство в Бирме внешне не похоже на нефтяную вышку в Азербайджане, а штаб-квартира ЦРУ – на министерство обороны Грузии. Каждый уровень в Splinter Cell’е сделан с особой тщательностью. Лишив игру масштабности и многовариантности лучших уровней Thief’а и NOLF’а, дизайнеры сделали ставку на скрупулезность. Один офис не похож на другой, картины и плакаты на стенах охота рассматривать и рассматривать – они разные, и сами они интересны своим содержанием. Особенно если вы окажетесь в президентском дворце Комбаяна Николадзе. Сразу видно, что человек был увлечён искусством. Стрелки настенных часов двигаются по всем правилам и издают характерные звуки тиканья. Довольно симпатичные ткани, реагирующие на ветер и проходящих шпионов. Компьютеры и мониторы не являются одним целым, и, прострелив системный блок, не ожидайте увидеть симпатичный скринсейвер на экране…
Подобные вещи, которые уместнее смотрелись бы в полноценных боевиках, придают Splinter Cell’у огромную долю шарма. Более поздний Half-Life 2, к примеру, не может похвастаться тем, что там можно сломать мониторы, – там даже дырок от пуль не останется. Feel the difference, как говорится.

Графически же Splinter Cell выглядит достойно и сегодня. Благо что уровень графики был очень высок на момент выхода игры в 2003 году. Конечно, сейчас разрешение текстур покажется не самым высоким, а количество полигонов – большим. Но если посмотреть на пейзажи в целом, то они не будут раздражать своим кубизмом, а потрясающая игра света и теней довершит впечатление. О последнем можно много рассказывать, но оно и понятно – для игры, действие которой происходит в ночное время суток, тени и силуэты играют роль не меньшую, чем операторская работа в фильмах.
И напоследок - охота сказать пару тёплых слов о музыке и качестве звука. Помимо того, что она чутко реагирует на происходящее в игре, музыкальное сопровождение также является и очень качественным. И через несколько лет я мог вспомнить большую часть мелодии из игры. А еле слышный женский вокал из последних уровней игры. По праву - один из лучших игровых саундтреков.

Splinter Cell.
Немного урезанный для владельцев персональных компьютеров*, немного неоригинальный для поклонников жанра, но безумно интересный для большей части игроков. Качественный блокбастер мира компьютерных развлечений. Умный, современный, стильный и яркий.


*Речь идёт о дополнительных миссиях, которые были доступны для владельцев XBox.

Работа Blizzard с поддержкой Diablo II: Resurrected продолжает вызывать критику

Обзор и тест ноутбука MSI GE76 Raider Dragon Edition Tiamat

Работа Blizzard с поддержкой Diablo II: Resurrected продолжает вызывать критику

Обзор и тест ноутбука MSI GE76 Raider Dragon Edition Tiamat

В док-станции Nintendo Switch с OLED-дисплеем обнаружен чип с поддержкой 4K UHD

Утечка: Стало известно, какие персонажи появятся в будущих обновлениях Genshin Impact

В конце года Disney Studios покинет творческий руководитель Алан Хорн

Продюсеры «Соника в кино» экранизируют Sable, Night Call и Mosaic

Мобильное подразделение Sony возглавил бывший руководитель Apple Arcade

В файлах Fall Guys нашли упоминание персонажей Halo

Frima Studios рассказала об особенностях интерфейса в Disciples: Liberation для PS5

Nintendo рассказала об особенностях игр с N64 для Switch

Свежий трейлер Total War: Warhammer III посвятили системе осады

Видеокарты RTX 30 предложили по официальной цене — люди ночевали в очереди

PC-версия Monster Hunter Rise не получит кроссплея со Switch

Уилл Поултер сыграет Адама Уорлока в «Стражах Галактики 3»

Riders Republic доступна бесплатно на PC в течение суток

В сети засветилась стоимость трилогии ремастеров Grand Theft Auto

Rockstar анонсировала ремастеры классической трилогии Grand Theft Auto

Художник показал, как бы выглядел Геральт на современных консолях

Поиграли в бету Battlefield 2042. Лучше пятёрки, хуже четвёрки

Косплей недели: Silent Hill, Dragon Age, Devil May Cry 4, Warcraft, Overwatch

В сети засветилась стоимость трилогии ремастеров Grand Theft Auto

Rockstar анонсировала ремастеры классической трилогии Grand Theft Auto

Художник показал, как бы выглядел Геральт на современных консолях

Поиграли в бету Battlefield 2042. Лучше пятёрки, хуже четвёрки

Косплей недели: Silent Hill, Dragon Age, Devil May Cry 4, Warcraft, Overwatch

Фанаты просят Rockstar выпустить больше ремастеров GTA с помощью мемов

Ubisoft планировала сделать главного героя Far Cry злодеем в Far Cry 2

Far Cry 6 протестировали на более чем 20 видеокартах

Call of Duty: Warzone действительно останется без Верданска

«Стражи Галактики» получили анимационный клип на песню Zero to Hero

Вышло свежее обновление PS5 — оно повышает производительность

18+ 2003-2021 «ТМ-Медиа». Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции.
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции.

У вас есть право обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Агент «Третьего эшелона» Сэм Фишер обязан защищать эти права любыми доступными ему средствами. Включая шпионаж и убийство.

One Man Аrmy

От сравнений с популярным консольным сериалом Metal Gear Solid не скрыться, поэтому давайте сразу расставим точки над «i». MGS — добротный японский НФ-боевик со всеми полагающимися атрибутами в лице антропоморфных роботов, неуместных в серьезном жанре комедийных эпизодов и сценаристов, выдавливающих слезы мозолистыми руками. В Splinter Cell этого нет. Сэм Фишер словно сошел со страниц очередного технотриллера Клэнси. Суровый, решительный, опытный боец, предпочитающий действие пространной болтовне и драматическим мизансценам. Его друзья — не маленькие комочки свинца, но тени, и пользуется он ими не хуже, чем кулаком, винтовкой и пистолетом. Они помогают ему независимо от специфики задания, будь то взлом главного сервера ЦРУ, спасение программистов концерна «Калинатек» от лап русских мафиози или подслушивание важных бесед во дворе китайского консульства.

К реализации stealth-механизма авторы подошли с максимальной дотошностью, превратив скрытность из раздражающей обузы в развлечение, достойное встать в один ряд с избранными уровнями NOLF и Thief 2. Впрочем, столь широкого арсенала ужимок не было ни у Гарретта, ни у мисс Арчер. Фишер идет вдоль стен, картинно доставая табельный «ствол» в ответственные моменты, осторожно подсматривает в приоткрытые двери, ловко залезает на высокие препятствия двойным прыжком и исполняет фирменный «split jump» — «шпагат» меж двух стен в нескольких метрах над землей. Он еле слышно крадется на корточках, прижимая ладонью болтающийся карман на правой штанине, скользит по натянутым веревкам с ловкостью Индианы Джонса и ползает по всем видам труб, то и дело повисая на одной руке, чтобы продырявить черепную коробку зазевавшегося охранника. Глядя на плавные, выверенные движения Сэма, карабкающегося по решетчатой изгороди, невозможно поверить, что анимация Splinter Cell — стопроцентно ручная выделка. Вялое трепыхание жертвы, попавшей под локоть суперагента, эффектное падение на противника сверху, прыжки меж лазерных лучей в резиденции президента Грузии изготовлены безо всякого motion capture. А чего стоит перетаскивание тел! Покряхтывая, наш герой взваливает на спину бесчувственную ношу и неторопливо несет ее в укромный уголок. Кумир российской молодежи за номером 47, бегающий с трупами под ручку, словно пятилетняя девочка — с плюшевым мишкой, видится после такого зрелища полным идиотом.

Splinter Cell — это Thief с иным антуражем, действующими лицами и камерой от третьего лица вместо вида «из глаз». Изумительные титры-и-спецэффекты — оптически правильные тени, облагораживающее картинку «мягкое» освещение, роскошная физическая модель тонких объектов (специальный приз — за всамделишнее колыхание занавесок во время взрыва гранаты), причудливые движения лучей солнца, прорывающихся в пыльный коридор через болтающиеся на ветру жалюзи, — всего лишь красочная обертка для умной, динамичной игры. Каждый уровень — головоломка, зачастую имеющая два, три, а то и пять решений. Проскочить мимо стражника, прикончить из винтовки, вырубить его ударом пятерни по башке или воспользоваться электрошоком? Первый вариант труден, но интересен. Второй может вызвать подозрения у охранника, стоящего этажом ниже, а два последних требуют определенного везения и сноровки. Трупы и «отключенные» тушки необходимо прятать, дабы избежать лишних неприятностей, — задремавшие супостаты имеют дурную привычку просыпаться после нескольких дружеских пинков от товарища. «Скрытное» прохождение таит в себе приятные сюрпризы — сценаристы не поленились утрамбовать в Splinter Cell массу забавных NOLF-образных диалогов.

Ни редкие скриптовые эпизоды с «неожиданным» появлением противников из уже «зачищенных» мест, ни периодически налагаемые ограничения (табу на причинение вреда мирным жителям, в здании ЦРУ по понятным причинам запрещено убивать персонал и т. п.) не мешают получать удовольствие от шпионских эскапад Сэма Фишера. Наши оппоненты наделены вполне человеческими органами зрения и слуха и подчас удивляют своими правильными решениями. Подстрелив проходящего мимо солдата из темного угла, не удивляйтесь, если идущий за ним следом напарник тут же полоснет наугад очередью по тому месту, откуда, по его мнению, вылетела пуля. AI-персонажи обучены нервно оглядываться по сторонам, запоминать все подозрительные места и выбирать наиболее удачную точку для ведения огня. Особо бдительные даже могут почувствовать приближение протагониста и обернуться как раз вовремя, чтобы увидеть хмурого дядьку с дикого вида маской на голове.

Главный инструмент оперативника NSA притаился в правом нижнем углу экрана. Этот универсальный индикатор показывает вероятность обнаружения — чем темнее комната, чем меньше шума производит Фишер, тем выше шанс, что на него не наткнется патрульный. Однако не следует думать, что, подняв тревогу и схоронившись в ближайшей норке, вы гарантированно избежите расстрела — обеспокоенные гарды проверяют локации с утроенной дотошностью, уделяя особое внимание потенциальным районам зимовки шпионов.

Правила боя

Внимание к мелочам чувствуется и в дизайне гэджетов. Очки с максимально приближенными к реальности режимами инфракрасного и теплового видения, позволяющие обнаруживать врагов в кромешной тьме и считывать коды замков по степени нагрева клавиш, — лишь малая часть стандартного набора сотрудников «Третьего эшелона». Микрокамеры со встроенными звуковым манком и капсулой усыпляющего газа, сенсорные мины, дымовые и осколочные гранаты, оптоволоконный кабель для подглядывания через дверную скважину, постановщики помех для систем слежения, лазерные микрофоны, считывающие звук по колебаниям поверхностей, осветительные патроны для борьбы со стационарными турелями… Возня с использованием отмычки превратилась из обыденного копания в замке в своеобразную мини-игру с «прощупыванием» клавиш. При стрельбе из винтовки разрешено задерживать дыхание — в этот момент нервно пляшущий прицел замирает, а из колонок доносится учащенное биение сердца. Для пущего притока адреналина советуем проходить SC без использования функции «quicksave».

Увы, за девять миссий вы вряд ли сможете употребить по назначению все доступные устройства и приемы. Красивый «split jump» исполнять негде и некогда. Использование заложника в качестве «живого щита» на практике оказалось чересчур опасным: во-первых, мигом нарушается скрытность операции, во-вторых, охранники предпочитают целиться не в грудь, а голову, в-третьих, опять же, негде и некогда. Использование дымовой гранаты по неэффективности сродни стрельбе по лампочкам в районах с патрульными, щеголяющими пижонскими фонариками. Объектив-«прилипала» не нужен — хороший дизайн уровней, чутко реагирующая на ситуацию музыка и точное позиционирование звуковых эффектов не позволяют заблудиться на местности. Постановщик помех отдыхает, ибо на состояние камер слежения здесь никто не смотрит.

Возможно, наличие столь большого числа явно «ненужных» предметов объясняется не бездарностью дизайнеров, а… отсутствием в Splinter Cell нескольких уровней. Внимательно изучив вступительный ролик, брифинги после миссий, скриншоты и трейлеры с Е3, легко понять, что первоначальный вариант игры был гораздо длиннее. Подписчики службы Xbox Live! увидят пять вырезанных миссий на черно-зеленых приставках уже этой весной. Пользователям РС едва ли выпадет такое счастье, а жаль. Нам тоже хочется побродить по Кольскому полуострову, прячась от солдат в знакомой форме одежды.

Encore!

Управление, бич современных консольных портов, работает здесь как часы. Принятая по умолчанию раскладка не вызывает отторжения и желания что-либо поменять, а идея регулировать скорость ходьбы/бега с помощью колеса мыши заслуживает аплодисментов. В режиме стрельбы игра автоматически перемещает камеру на плечо Сэма, устраняя тем самым классическую проблему прицеливания им. Ларисы Крофтман.

Создатели роликов — вот кто действительно заслуживает щедрого, молодецкого пинка по филейной части. Простим художникам сознательный отказ от использования качественных моделей в межмиссионных вставках, тем более что сама идея подачи сторилайна с помощью выпусков новостей весьма украшает SC. Но качество… «замыленные» мультики, полученные путем растяжки 320х200 в 640х480, всем своим видом умоляют нажать «Escape». Остается лишь недоумевать, почему Ubi Soft, потратившая немало денег на доработку Unreal Engine, приглашение на озвучку Майкла Айронсайда, лицензирование песни группы Crystal Method в качестве заглавной темы и усиленное бета-тестирование, не пожелала облагородить 670 Мб видеоматериала. Видимо, дорогие французы забыли, что монитор — не телевизор, и любые дефекты изображения он обнажает с безжалостной скрупулезностью.

К счастью, SC достаточно хороша, чтобы стоять на земле без посторонней помощи. Шпионские страсти захватывают внимание с первых секунд игры вплоть до последних титров, заставляя скандировать «анкор! анкор!» по окончании зубодробительной перестрелки в финале и немедля садиться за повторное прохождение. Господа разработчики! Дайте нам, пожалуйста, добавки, и как можно скорее!

Жизнь секретного суперагента — нелегкая штука. Раз за разом, из года в год все одно и то же: собираешь свои манатки, поправляешь три зеленых глаза на лбу, вздыхаешь, и вперед — спасать мир от злодеев, обезвреживать бомбы и подправлять финансовую отчетность Ubisoft. Жизнь постоянного рецензента серии Splinter Cell, если честно, немногим лучше. Раз за разом, из года в год. ну, дальше понятно, да? Прошлой зимой, подводя итоги 2005 года, редакция «Игромании» даже выдумала специальную номинацию «Сплинтерцелл года» — чтобы страдалось поменьше.

Так вот, Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent — это типичный «Сплинтерцелл года». Родной и милый, с привычным геймплеем, выверенной дозой нововведений и на удивление прорывным сюжетом. Более того, из него запросто могла бы получиться лучшая игра серии. Однако компания Ubisoft пала в краснознаменные китайские объятья и все пропало…

Зэк специального назначения

Про китайскую любовь мы еще поговорим, только не надо думать, что Double Agent не получилась — совсем нет! Это отличная игра, и в ней есть набор совершенно замечательных вещей.

Картина «Он хочет украсть пончик».

Первая — это сюжет. Помните интернет-возню годовалой давности? Тогда разработчики подсунули фанатам серии плакат с коротко остриженным Сэмом Фишером, а игровые журналисты «нашли» несколько документов, рассказывающих о былых подвигах супергероя: грабил банки, брал мирных жителей в заложники, устроился в одну из самых крутых тюрем Америки, стал там авторитетом. Накалив страсти до нужной температуры, Ubisoft тут же внесла ясность: нет, Сэм Фишер не рехнулся. Вся эта чехарда — часть специальной операции по внедрению двойного агента в ряды «Армии Джона Брауна». Тут же раздались обиженные возгласы: зачем, мол, вы убили всю интригу, заранее раскрыв главный секрет сюжета.

Сейчас уже можно сказать точно — интриги никакой и не задумывалось. Splinter Cell: Double Agent рассказывает вовсе не о трудной судьбе Сэма Фишера, его душевных муках, переживаниях и тяжелой жизни в тюрьме. Все это, конечно, есть в сюжете, вместе с полагающимися роликами и миссиями, но играет отнюдь не самую важную роль. Во главу угла поставлена именно история двойного агента с его двойными проблемами. Сэм оказывается как раз в той точке, где лбами сталкиваются интересы могущественной «Армии Джона Брауна» и американского правительства. Пресловутая нелинейность тут же выползает наружу и скалит злобную морду: в некоторых миссиях задания от разных работодателей сыплются одно за другим — мы только начали втираться в доверие к негодяям, а бывшее начальство уже требует заразить их сервер вирусом. Наготове и две шкалы, символизирующие отношение сторон к вам. Радуете террористов? Смотрите, в АНБ могут забеспокоиться — не переметнулись ли вы на чужую сторону? В итоге свободный геймплей, конечно, сводится к банальному балансированию между сторонами. Но делать это можно настолько по-разному, что от принятых вами решений будет меняться даже развитие некоторых миссий. Да и концовок в игре несколько — отличаются они уровнем «хорошести».

Месье Фишер очень быстро приспособился к тюремным порядкам.

Удержаться и не свалиться в пропасть не так уж и просто — Double Agent по праву может гордиться качественной атмосферой и вниманием к деталям. В итоге «Армия Джона Брауна» вышла не просто набором необходимых по сюжету статистов, а интересной и самобытной организацией. Это, конечно, фанатики, преследующие совершенно сумасбродные цели, но к ним, по правде сказать, привязываешься. Привязываешься к героям и к заданиям, которые вы выполняли вместе. Навсегда запоминается, например, первая встреча с Моссом, сразу же после побега из тюрьмы.

И так повсюду. Самое первое «разминочное» задание Сэм выполняет вместе с молодым, но очень амбициозным напарником. Ни о каком свободном геймплее в духе тактических экшенов речи не идет — все действия коллеги заранее прописаны скриптами, и повлиять на них никак нельзя. И тем не менее сразу осознаешь, что действуешь ты не один — появляется некое чувство локтя. Атмосфера на любом задании здесь полностью соответствует его названию. Массовый бунт в тюрьме — это самый натуральный массовый бунт в тюрьме, с хаосом, обещанием запечь директора в духовке столовой, тщетно сопротивляющимися охранниками и запоздало прибывающим на помощь спецназом.

На совершенно другой уровень вышла и подача сюжета. Традиционно роскошную озвучку с метко подобранными актерами и формирующим атмосферу саундтреком (последний, наверное, можно назвать почти идеальным — ничего подобного за всю историю Splinter Cell вы еще не слышали), здесь дополняют отменные заставки — аккуратно срежиссированные и очень качественно нарисованные.

Единственное, что чуточку разочаровывает, — неожиданно пропавший юмор. В предыдущей части, Chaos Theory, шутили метко, удачно и без переборов. Double Agent, увы, не продолжила эту традицию. Неужели из Ubisoft уволился главный весельчак?

Подледная охота

Суперагент, годы подготовки, стальные нервы, экипировка на миллион долларов, а парашют раскрываться не хочет. И такое бывает.

Строго соблюдая основные правила геймплея, разработчики тем не менее в каждой части стараются чуточку разнообразить жизнь игрока. В Double Agent количество нововведений осталось «средним по палате» — чуточку здесь, немножко там.

Хит сезона — это подводная охота в экстремальных условиях Крайнего Севера. Очень приятно, знаете, выбраться так с утреца в «рыбный» район, проломить лед под ногами скучающего охранника и зарезать беднягу, предварительно искупав его в прохладной водичке.

В тот год конкуренция между рыбаками была особенно жесткой…

Другая отличная идея — научить Сэма прятаться, например, под столами. Очень помогает, особенно если учитывать увеличившееся количество дневного света. Впрочем, выпрыгнуть из-под стола и тут же огреть по затылку невнимательного оппонента — сложная задача. Искусственный интеллект в Double Agent всеми силами старается избегать опасных мест и не ходить, например, под карнизами, с которых, как известно, на голову то и дело сваливаются стокилограммовые шпионские тушки. Враги стали более зоркими (ничего удивительного — миссии ведь теперь разворачиваются днем) и внимательными. Приходится даже закрывать за собой двери — иначе могут заметить и поднять шухер.

Набор оружия и гэджетов изменился мало. Зато, по консольной традиции, часть устройств теперь заблокирована, и чтобы получить к ним доступ, приходится выполнять дополнительные задания. Идея, если честно, сомнительная, да и реализована явно по остаточному принципу: большинство «покупных» гэджетов практически не упрощает прохождение игры.

Второе консольно-сомнительное нововведение — это обилие мини-игр. Большинство из них просты до смеха (как, например, взлом разнообразной электроники), но вот головоломке с расшифровкой писем самое место в каком-нибудь квесте. Кроме того, создается впечатление, что Сэма на этот раз сглазили, — то при десантировании стропы парашюта запутаются, то пилот, перевозящий героев на вертолете, вырубится. Решается проблема и в том, и в другом случае быстрым перебором нескольких клавиш.

Ну и последний «приставочный» вестник — это переработанный интерфейс. Отставить панику — в отличие от большинства портов, с управлением в Double Agent нет никаких проблем. Надо лишь немного привыкнуть к новому меню выбора экипировки — и вы поймете, что оно очень даже удобно.

Узнаю вас в гриме

Многие из нас вот уже как пятый год замирают сердцем, наблюдая за очередными похождениями заслуженного зеленоглазого такси, но так и не знают имени того, кто заставляет их отказываться от питания и личной жизни. Речь не о Сэме Фишере, а о человеке, ответственном за его голос. Без фирменных интонаций Майкла Айронсайда такого выпуклого персонажа, конечно, не случилось бы. Ну и совсем уж мало кто знает, что до счастливого романа c Ubisoft Айронсайд небезуспешно обслуживал все голливудские сектора. Во-первых, это патентованный злодей, которого вы просто обязаны помнить в «Сканерах» Кроненберга (1981), втором «Горце» (1991) или вот даже во «Вспомнить все» (1990) Верховена.

Кроме того, Айронсайдова лысина приглянулась всем сериальным продюсерам — от «Скорой помощи» до, извините, «Крутой Уокер: техасский рейнджер». Ну и, наконец, самая выдающаяся роль — лейтенант из «Звездного спецназа». То есть если верховеновский опус отложился у вас в памяти исключительно криком «вперед, обезьяны, или вы хотите жить вечно?!», то знайте — это как раз Айронсайд и кричал.

Начиная со второй половины девяностых у него, правда, отчего-то не заладились отношения с большим кино. Он взялся обслуживать сериалы и игру Splinter Cell. Кроме собственно Айронсайда, в микрофон вместе с ним говорят различные телевизионные актеры, один из которых примечателен тем, что сыграл роль в нашем любимом мультсериале Family Guy. Но это, конечно, не так интересно, как тот факт, что Майкл уже подписан в качестве одного из актеров, занятых на Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Он исполнит роль генерала GDI Джека Грэнджера.

В общем, по описанию получается просто отличная игра — прямо-таки претендент на твердую девятку с «выбором редакции» в комплекте. Ну а теперь — пояснение, почему Double Agent не получает эту самую девятку, а Ubisoft в самом начале статьи была обвинена в сомнительном увлечении Китаем.

Все дело в несколько странном распределении обязанностей между внутренними студиями компании. Так, Double Agent для консолей предыдущего поколения делала Ubisoft Montreal — и в их игре можно встретить оригинальную систему выбора экипировки для главного героя, а также несколько уникальных локаций и огромный набор дополнительных заставок. А вот для владельцев PC и Xbox 360 старалась Ubisoft Shanghai. Так что нам остается лишь радоваться «графике нового поколения», то есть повысившейся детализации да паре новых спецэффектов. Ну и совсем эксклюзивно PC достался крайне неоптимизированный движок, поддерживающий исключительно шейдеры третьей версии. Здесь также нельзя включать сглаживание вместе с HDR, что, наверное, к лучшему — картинка тормозит даже на очень мощных конфигурациях. Ну и отдельное спасибо за радикально упрощенный мультиплеер. Его-то зачем ломать надо было — вроде бы совсем неплохо работал?

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей : 9.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 10.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Качественный сюжет, отличная атмосфера, интересные нововведения — у Double Agent были все шансы стать не просто очередной игрой в серии. Увы, небрежность Ubisoft Shanghai мешает нам расписаться в беззаветной любви.

Читайте также: