Sniper elite 1 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Задача. Дано: один снайпер. Одна снайперская винтовка. Много умных врагов. Требуется: ликвидировать дозорного. Остаться незамеченным. Не спугнуть основные силы противника. Решение: терпение. Именно в нем кроется успех. На рожон лезть не стоит ни в коем случае — завалят. Терпеливо выбрали позицию. Терпеливо определили цель, сделали поправки на ветер и расстояние. Терпеливо дождались залпа артиллерии. Задержали дыхание. Взрыв. Приглушенный хлопок. Цель поражена. Все. Задача выполнена. Можно спокойно уходить — взрыв заглушил выстрел, и противник вряд ли быстро определит нашу позицию.

Понравилась задачка? Что ж, тогда обратите внимание на Sniper Elite — самый настоящий “снайперский” экшен от английской компании Rebellition Software .

На дворе 1945 год. Союзники уже почти заняли Берлин — фашисты удерживают только центр города. В это время выясняется, что немецкое командование ведет разработки ядерного оружия, надеясь тем самым переломить исход войны в свою пользу (факт вовсе не вымышленный — читаем неподалеку нашу историко-познавательную заметку). Чтобы раздобыть секретные документы, американцы посылают на передовую главного героя игры — опытного снайпера.

Итак, мы в полуразрушенном Берлине. Кто наш основной враг? Фашисты? Неправильный ответ. Красная армия! Советское командование, оказывается, тоже занято поиском данных о немецкой атомной бомбе. Мы, со своей стороны, не должны позволить этого сделать. Вот и вся наука: вместо того чтобы совместно истреблять фашистскую заразу во имя победы, союзники рьяно стремятся истребить друг друга.

Впрочем, давайте оставим бредовый сюжет на совести разработчиков и обратим внимание на геймплей. Поле нашей деятельности — Берлин в самый разгар его штурма. То есть целые здания здесь отсутствуют как вид: вокруг одни лишь руины да остовы подбитой техники. При этом почти все время что-то рушится и взрывается, а с неба то и дело падают самолеты — видно, что разработчики постарались и создали неплохую атмосферу. Да, массовых побоищ а-ля Call of Duty здесь нет, но окружающая атмосфера поддерживается совсем иными способами. Вот из-за домов немецкая зенитка долбит по самолетам союзников. Вот над городом проносится сбитый советский бомбардировщик и врезается в землю всего в десятке метров от нашей позиции. А вот раздается резкий свист снаряда, и здание перед нами разлетается на осколки, засыпая камнями обгоревшие останки трамваев.

Трупы особенно красивы, если на них смотреть через перекрестие оптического прицела.

Созерцать все эти военные красоты игроку предстоит из-за спины своего альтер эго — экшен у нас с видом от третьего лица. Кроме того, можно, как в Splinter Cell , с помощью колесика мыши регулировать скорость перемещения своего бойца — очень удобно, учитывая stealth-направленность Sniper Elite.

Вооружен наш подопечный снайперской винтовкой и пистолетом с глушителем. Плюс никто не запрещает подбирать оружие с убитых противников или находить его в специальных ящиках. Спустя некоторое время в вещмешке у главного героя обнаруживаются трофейный ППШ, базука, ручные гранаты, мины с часовым механизмом, растяжки и динамитные шашки. Не снайпер, а прямо ходячий арсенал. Все оружие, кстати, отображается на модели персонажа — видно, например, как боец на бегу убирает в кобуру пистолет, снимает с плеча винтовку и перезаряжает ее, предварительно достав новый магазин.

По мере продвижения по сюжету нам придется решать самые разные задачи: встретиться со связным, ликвидировать особо важную вражью “шишку”, прикрыть однополчан при наступлении и даже вынести из-под обстрела раненого товарища. Действовать в большинстве миссий следует очень аккуратно, ведь на стороне противника огромное численное преимущество. На беду патронов в пистолете не много, в подобранном трофейном оружии — тоже, а стрельба из винтовки “от бедра” малоэффективна. Вот и приходится, оглядываясь по сторонам, перебегать от укрытия к укрытию, при этом часто обтирая своим брюхом ближайшие тротуары. Плюс не стоит забывать, что у противника тоже есть снайперы, а заметить их на фоне мрачных руин крайне непросто. Спасает лишь то, что карты очень сложны и нелинейны — к каждому важному объекту можно пробраться сразу несколькими путями, так что подозрительные места чаще всего получается обойти.

Портрет на память: я и мой арсенал на фоне Бранденбургских ворот.

Но давайте перейдем к главному аспекту игры — собственно к стрельбе из снайперской винтовки. Это нелегкое дело разработчики смоделировали максимально тщательно и подробно: мы выбираем цель, делаем поправку на ветер и расстояние плюс, если противник перемещается, то еще и берем упреждение. Затем задерживаем дыхание, чтобы прицел не ходил ходуном, и нажимаем курок между ударами сердца. Все “вживую”. Дыхание, кстати, задерживается лишь на определенный промежуток времени, после которого снайпер начинает задыхаться, пульс учащается, а прицел скачет как шальной. То же самое относится и к передвижению по уровням. Ползем или двигаемся с небольшой скоростью — пульс ровный, спокойный. А вот стоит перейти на бег — и сердце начинает биться куда чаще. И здесь уже не поможет никакая задержка дыхания: пока пульс не успокоится, прицел будет дергаться. Впрочем, если подобные сложности вам не по душе, то в настройках всегда можно прижучить реализм, сделав игру заметно проще.

Союзники направляются бомбить Берлин.

Отдельно стоит упомянуть такую вещь, как “удачный выстрел”, — он происходит, когда мы поражаем противника с большого расстояния. При этом нам в красивейшем slo-mo демонстрируется полет пули вплоть до того момента, пока она не выбьет из врага все его внутренности.

В некоторых миссиях приходится согласовывать свои выстрелы с огнем артиллерии, чтобы вражеские войска не обнаружили нашу позицию на звук. Ошиблись в расчетах — красноармейцы организуют самое настоящее наступление, сдержать которое будет совсем непросто. Почему? Ну, в первую очередь потому, что в игре крайне неглупый AI. Гады никогда не прут лоб в лоб, стреляют во время перебежек, умело находят укрытия и даже умеют координировать свои действия. Пока пара бойцов поливает нас автоматным огнем, их однополчане могут обойти здание и атаковать с тыла. И это — простые солдаты. Со снайперами противника проблем вообще не оберешься: они отлично маскируются и стараются после каждого выстрела сменить позицию. Не удалось ликвидировать с первого раза — готовьтесь к затяжной и нервной перестрелке.

Единственное, чего недостает игре, так это внешнего лоска. Графический движок, если честно, выглядит значительно ниже среднего, и единственное, что сделано на более-менее достойном уровне, так это погодные эффекты. Зато, как ни странно, очень хорош звук — именно благодаря ему в Sniper Elite есть то, что мы иногда называем словом “атмосфера”.

Сюжет игры, как ни смешно это звучит, действительно основан на реальных событиях. Дело в том, что немецкие ученые на самом деле разрабатывали во время Второй мировой атомную бомбу, но создать сколько-нибудь рабочий прототип так и не успели. Более того, многие их достижения потом были использованы в гонке вооружений США и СССР во время холодной войны.

Осенью 1939 года физики Вернер Гейзенберг, Карл-Фридрих фон Вайцзекер, Отто Ган и Вильгельм Грот объединились в так называемое “Урановое общество” при Управлении армейских вооружений. В то время у Германии практически не было ресурсов, необходимых для производства атомной бомбы, — впрочем, проблема эта решилась после оккупации Бельгии, Чехословакии и Норвегии.

Вообще, Sniper Elite оказалась для нас маленьким открытием. Признаемся честно, никто не ожидал от этого малозаметного экшена такой прыти. Тут вам и оригинальный сюжет, и продуманные миссии, и динамичный геймплей, и, что самое главное, отлично проработанные снайперские операции. Да, конечно же, Sniper Elite недостает того лоска, которым красуются экшены-блокбастеры (см. для примера рецензию на Call of Duty 2 где-то на соседних страницах). Однако обратить свое внимание на эту игру стоит хотя бы по той причине, что в следующий раз нечто похожее выйдет очень и очень нескоро.

Классный сюжет — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Хотите взглянуть на Бранденбургские ворота через оптический прицел? А потом, плавно нажав на спусковой крючок, красиво уничтожить у их подножия очередного врага? Тогда Sniper Elite — это игра для вас.

. Оторвавшись наконец на пятой миссии от Sniper Elite, я рассеянным взглядом окинул сначала экран со скрином, запечатлевшим медленно, в режиме "slo-mo" опадающих на очередной асфальт очередных мозгов очередной жертвы моего "хэдшота", затем также медленно перевел взгляд на запотевшую мышку и испуганную кошку (нет, она не грызуна испугалась, а моей бурной активности у того самого "голубого экрана") и в удовлетворенном замешательстве выдавил из себя, подобно заправскому Карабасу Барабасу из весьма известного в СССР детского фильма: "Это. это. просто. праздник какой-то. ".

И действительно: на улице кемперов (в простонародье тех, кто предпочитает в сетевых и сингл-баталиях верный запотевший прицел родной снайперки тяжелому и постоянно дергающемуся из стороны в сторону прикладу трофейного ППШ или Plasma Gun) случился настоящий праздник. До сих пор они, скажем прямо, были в несколько стесненном положении: парочка миссий на все последние "великоотечественные" игры вместе взятые да "любовь" разработчиков, выражающаяся в стремлении максимально эффектно и громогласно, чуть ли не с фанфарами обставить каждое успешное действие кемпера - снайпера в сетевой игре (коллеги по несчастью понимают, о чем это я тут распинаюсь) - разве этого заслуживают "ворошиловские стрелки" современности? Теперь же стараниями британской команды Rebellion у них появилась возможность максимально "оттянуться", отомстив всем за долгие игры унижения и преследований.

Впрочем, первое знакомство со Sniper Elite проходит в нервозной и несколько предвзятой обстановке: кто знает, чего ждать от студии, давно уже отличающейся откровенной нестабильностью (напомню, что эти игроделы с Туманного Альбиона успели выпустить самые разные игры, от вполне удачной Alien vs. Predator до откровенного трэша, вроде Dredd vs. Death)?

Однако в течение первых же миссий с удивлением убеждаешься: разработчики выложились по полной. Видимо, справедливо решив, что Sniper Elite - единственный оставшийся билет для Rebellion в то обетованное место, где располагаются девелоперы с большой буквы Х (в смысле альтернативные плохим, а не то, о чем вы могли легкомысленно подумать). А раз так, то все средства хороши - решили британцы и поступили старым проверенным способом: нахватать всего у всех, в особенности у тех самых более успешных девелоперов. И первым делом взяли у авторов пока еще двух частей Brothers in Arms так называемый эффект "размывания" или "blur". Функции его здесь столь же очевидны: это "совмещение приятного с полезным", когда картинка становится не просто стильной и слегка "голливудской", но при этом удачно маскирует не всегда и не везде многочисленную полигональность, часто - откровенную угловатость и примитивность местных текстур и моделей. На фоне того, что у Rebellion движок изначально менее технологически "продвинут", чем у Gearbox (и это все равно, конечно, заметно), значение вышеозначенного эффекта для Sniper Elite трудно переоценить.

От HL2 девелоперы взяли временами удачное заигрывание с физическими и баллистическими законами окружающего пространства (например, иногда точный выстрел в бензобак позволяет существенно сэкономить патроны, ибо всем пятерым "горе-противникам", еще секунду назад наивно уверенным в своей безопасности под прикрытием собственно грузовика и ближайших стен, теперь нужны не пули, а услуги пожарников и душеприказчиков).

От Hidden and Dangerous и иже с ними отгрызли сюжет. Вернее даже, сам сеттинг, ибо сюжета как такового нет (есть лишь общим контекстом связанные между собой миссии и конкретные задания). С одной стороны, сеттинг этот до зевоты традиционен своим чрезмерным вниманием к жизни и здоровью русских солдат на фронтах Второй Мировой. С другой же, ребята из Rebellion не просто любезно предлагают западной публике, а заодно и нам, потренироваться в традиционной забаве "убей как можно больше плохих русов", но и проявляют чудеса научно-фантастического, где-то даже а ля Том Кленси - подхода. Как вам, например, задание убить некоего гестаповца Бормана в центре осажденного Берлина во время его встречи с одним из высокопоставленных офицеров НКВД, а еще лучше - и того, и другого: западным союзникам СССР не нравится активное "снюхивание" Советов с остатками разваливающегося фашистского режима (за члена одной из разведбригад этих самых "союзников" мы и играем). Бред? Но представители "целевой" аудитории, уверен, пребывают в щенячьем восторге. Мы же должны быть довольны тем, что Штирлица с профессором Плейшнером в Sniper Elite нет. Может, разве что, в сиквеле нарисовываются? Кроме того, в наличии: не совсем нормальные ученые, ядерные секреты, попавшие "впросак" агенты "под прикрытием", которых надо срочно вызволять etc. Рутина, одним словом.

У Call of Duty и прочих MOH конфискованы некоторые особенности построения и развития миссий с обязательным удивленным вскидыванием бровей на середине одной из них: как, неужели этот совершенно неожиданно появившийся из-за угла танк могу уничтожить только я, снайпер-профессионал, и именно с помощью РПГ?! А вы ничего не перепутали. Нет. Понял, извините, уже бегу, сейчас, секундочку. Бои на улицах осажденного Берлина прилагаются.

Наконец, у Сэма Фишера приватизировали элементы стелса. При всем при этом британцы нахватали у остальных достаточно грамотно, с чувством меры и собственного достоинства. В результате, все в целом смотрится неплохо и вполне играбельно. Но главное, что несколько приподнимает Sniper Elite над толпой старательных клонов и в чем эта игра более-менее оригинальна - это та самая изюминка, впечатлениями от реализации которой я уже поделился с вами в самом начале. Да, правильно: мы играем не просто за агента союзнических спецслужб, а за снайпера-агента. В лучших Halo-традициях носить с собой можно не более трех стволов, но только верная "снайперка" всегда и безоговорочно будет с нами до конца. Скажем сразу: до достоверного и реалистичного симулятора жизни снайпера на фронтах Второй Мировой Sniper Elite не дотягивает. Достаточно сказать, что заглянуть в милый сердцу прицел снайперской винтовки мы можем в любой момент времени буквально за считанные доли секунды – по щелчку правой мышекнопки. Проблема лишь в том, что зачастую в этот момент у нас в руках красуется трофейный ППШ.

С другой стороны, разработчики, похоже, и не ставили цель сделать реалистичный симулятор снайпера. Rebellion пошла другим путем, сыграв на не совсем, прямо скажем, человечных инстинктах игрока. А именно: на получении максимального удовольствия и, возможно, даже удовлетворения от осознания того факта, что "как я его сейчас здорово с одного выстрела на бегу, со ста метров то, прямо в глаз". Скажу больше: девелоперы просто заставляют нас смаковать это чувство и любоваться трудами дел своих, по полной и очень сочно используя тот самый эффект "slo-mo", замедления времени. Медленный, триумфальный, исполненный гордости от осознания собственной неотвратимости и солидности полет снайперской пули от ствола до головы несчастной жертвы, впервые эпизодически продемонстрированный нам в Max Pain в Sniper Elite приобрел по истине культовое значение и роль. Как только мы совершаем очередной "хэдшот", камера сразу переключается в режим демонстрации "замедленного полета пули" с тем, чтобы через несколько секунд в том же режиме продемонстрировать, как и куда улетел мозжечок очередной жертвы. Rebellion действует по принципу "все для вас, извращенцы": супостаты, словно подопытные животинки доктора Моро, обречено разгуливают по уровню именно на таком расстоянии и именно с такой скоростью, чтобы наше альтер-эго успело спокойно прицелиться и не спеша, смакуя каждый выстрел, сделало свое черное "снайперэлитное" дело. Иногда они по долгу грустно смотрят в самое перекрестие прицела, силясь, видимо, понять - а я сразу усну или помучаюсь сначала? И тогда, признаюсь, рука дергается, а к горлу предательски подступает ком.

Сочно и очень натуралистично обставлен и процесс собственно "вышибания мозгов". На моей памяти, это первая игра, где на квадратный метр игропространства было вылито столько ценного серого вещества. И с таким смаком. Уж лучше бы здесь, как в иных играх, людей заменили на безликих инопланетян с зеленой жидкостью вместо крови. Только представьте - убить коммуниста-инопланетянина в центре осажденного Берлина.
Смакование и бесчеловечные инстинкты, заметим, поставлены на математическую основу и оной же во многом и мотивируются (надеюсь, никаких других мотиваций у вас не возникает, в противном случае пора обращаться к психотерапевту): все наши удачные, показанные в slo-mo-режиме выстрелы (а это отнюдь не только точные "хэдшоты" в голову, но и, например, критическое попадание в любую часть тела во время перемещения жертвы по уровню, особенно "на бегу", и убийство с одного выстрела двух противников) аккуратно подсчитываются с тем, чтобы после прохождения миссии выдать нам некий рейтинг и общее количество набранных баллов.

Под стать slo-mo и звуковое оформление игры, заточенное под все ту же главную цель: смакование, смакование и еще раз смакование. Снайперки, равно как и "девятиграммовые" результаты их деятельности (имеется ввиду процесс вхождения пули в человеческое тело - о Боже, может я сам маньяк?!), озвучены именно "сочно". При этом звук выстрела разнится в зависимости от модели оружия. Что радует. А вот крики раненых и агонизирующих, еще долго сотрясающие уровень, радовать не могут. Жалко как-то.

Тут стоит поговорить о системе попаданий, реализованной в игре. Она несколько странновата. Вроде бы все правильно: точное попадание в голову - гарантированный труп. С другой стороны, почему несколько выстрелов подряд в спину или грудь в одном случае сразу же без промедления приводят к такому же фатальному результату, а в другом - лишь ранят противника, который еще потом половину уровня будет носиться за игроком по пятам - решительно не понятно. Бронежилеты или пулеустойчивые партбилеты, хранящиеся у самого сердца? И это на фоне того, что несколько точных выстрелов в ногу частенько приводят к появлению еще одного трупа. Я то думал, что он только бегать нормально не сможет.

В заключение, скажем: Sniper Elite, являющийся как игра в целом крепким "середнячком" с рейтингом максимум 6.5-7.0. из 10 баллов, выезжающий лишь за счет умелого использования единственной "фичи" - можно и нужно использовать в качестве медицинского и где-то даже психотерапевтического средства. С тем, чтобы все любители точных попаданий в голову, сублимировали и компенсировали свои желания и неосуществленные мечты посредством компьютерной игры, а не реальной жизни. Лично мне помогает.

В начале любой миссии обязательно включайте бинокль (клавиша «В») и осматривайте крыши предполагаемого района "работы". Вы не единственный обладатель оптической винтовки! Когда вражеский снайпер замечает героя - он делает выстрел и прячется, в этом случае обнаружить его будет намного труднее. В одной из миссий со стартовой позиции будут видны сразу три снайпера! Выдвигаясь на открытое пространство, опять-таки стоит оглядеться. Снайперы могут располагаться: на крышах домов, арок и прочих высоких мест; в полуразрушенные зданиях; в окнах домов; за наземными укрытиями.
Как правило, если вас еще не заметили, то засечь вражеского снайпера несложно.

Иногда полезнее не убивать врагов, а ранить - это реальная тактика снайперов в жизни. Раненый солдат, оглашая окрестности истошными криками, разбудит чувство жалости в своих соратниках, кои даже под пулями бросятся спасать товарища. В простонародье этот способ называется «ловлей на живца».

Миссия с мотоциклистами (три курьера). Я лично пытался пройти эту миссию раз тридцать, и успехом увенчалась только одна попытка. Действовать нужно так: быстро бежим до взорванной машины у разрушенного дома и залегаем, отстреливаем всех выходящих солдат (патруль), подходим к арке с ППШ и разбираемся с новой порцией супостатов, а затем, пройдя вторую арку, уничтожаем третьего мотоциклиста, после возвращаемся назад и убираем офицера – все, задание выполнено.

Пятнадцать минут я просто сидел в кустарнике. Слушал, смотрел, запоминал. Вычерчивал в голове маршруты офицеров, искал источники звука, продумывал путь до следующей точки. А потом меня застрелил проходивший мимо патруль фашистов.

Прямо в лицо! Первые впечатления от Sniper Elite 4

На демонстрации для журналистов у тебя на изучение игры всего пара часов. В таких условиях обычно носишься по уровням как угорелый, стараешься испробовать как можно больше механик и побывать во всех возможных локациях.

Однако новая часть франшизы про меткого стрелка даже в условиях жесткого дефицита времени мгновенно настроила на аккуратный, вдумчивый стиль игры. Это дорогого стоит — особенно на фоне Sniper Elite 3, которая взяла осторожное планирование. и выбросила его к чертям. Ну и правильно, зачем, если врагов можно просто перестрелять в упор или забросать гранатами?

Четвертая часть подает себя иначе. С первых минут она посылает четкий сигнал: думай, выжидай и только потом действуй. После пары часов на одном уровне, конечно, невозможно судить о том, удастся ли Sniper Elite 4 держать себя таким образом все время, но начало очень многообещающее.

Прямо в лицо! Первые впечатления от Sniper Elite 4

По сути, перед нами продуманный симулятор игры в кошки-мышки, где вы, конечно, кошка. Вот ваши владения, в них завелись серые мыши с автоматами. и с каждой из них можно поиграть по-своему.

Огромная роль отведена окружению: чем оно интереснее и разнообразнее, тем больше у Фэйрберна способов подобраться к очередному солдату вермахта. И с этим все славно. Третья часть была довольно просторной, но в Sniper Elite 4 разработчики пошли еще дальше. Карта стала заметно больше, в ней ярче выражены перепады высот. Не совсем понятно, в какой ситуации игроку может быть выгодно ползать в низине, но такие маршруты тоже есть, и это хорошо. А главное, что теперь налицо уйма возможностей стрелять с действительно большого расстояния. Добавляем сюда разнообразные задания, докидываем немного необязательной «побочки» и получаем очень и очень неплохую песочницу.

Отдельный приятный штрих — «магическое» умение Фэйрберна видеть в бинокль, что у каждого фашиста в карманах. Так, тут ходячие патроны. А у этого аптечка. Вот и прокладываешь себе маршрут потихоньку.

Прямо в лицо! Первые впечатления от Sniper Elite 4

Боевая формула концептуально не поменялась. Все та же задержка дыхания, та же маскировка выстрелов, тот же ветер (для ценителей). Ну и правильно, зачем менять то, что работает?

С другой стороны, в новую часть переползли и традиционные проблемы. Даже на уровне сложности «элита» вам по-прежнему помогает маркер упреждения, превращающий работу снайпера в рутину. Но это по умолчанию. Слава богу, аркадный маркер можно отключить в настройках.

Враги довольно глазастые и явно не прогуливали занятия по стрельбе, но на звук выстрела реагируют не очень активно. И если в первый час я стрелял предельно аккуратно и маскировал выстрелы ревом пролетающих самолетов или грохотом работающего генератора, то на второй час расслабился и стал выпроваживать вражеских офицеров на тот свет совсем внаглую. а те никак не могли сообразить, где же засел хитрый стрелок. Разработчики заверили, что в новой части враги стали куда умнее, но в ранней версии болванчиков можно было обвести вокруг пальца без особого труда. Посмотрим, что будет в релизной версии!

Прямо в лицо! Первые впечатления от Sniper Elite 4
Прямо в лицо! Первые впечатления от Sniper Elite 4

Даже в текущем состоянии Sniper Elite 4 — отличная песочница для снайпера, которая к тому же поощряет спокойный, вдумчивый подход. Игр про веселую стрельбу с двух рук целое море, а вот про терпеливого охотника с винтовкой — раз-два и обчелся. И, кажется, разработчики это тоже учли и вернули «Снайперов» к корням.

Читайте также: