Shadows of the damned обзор

Обновлено: 30.06.2024

Напомню, что в Shadows of the Damned игрокам предстоит выступить в роли Garcia - затянутого в кожу мотоциклиста, профессионального охотника на демонов, которые из мести похитили его возлюбленную. На пути по дальним пределам загробного мира опасность будет поджидать Garcia на каждом шагу. В Shadows of the Damned игрокам предстоит решать безумные головоломки и сражаться беспощадными, жуткими существами, рожденными в самых мрачных уголках ада. Героя ждет необычно стилизованный, гротескный и пугающий мир. Действие в игре разворачивается под музыку знаменитого композитора Акиры Ямаока, которая выводит на новый уровень невероятные сюжетные заставки и напряженные сражения с «боссами», которыми славятся Suda51 и Миками.

Игра выйдет этим летом для PS3 и Xbox 360.

Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:

Для правильного понимания Shadows of the Damned никак не обойтись без нескольких аналогий. Представьте, что Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Василий Кандинский решили бы вместе расписать рекламный щит IKEA в центре какого-нибудь мегаполиса. Или если бы Стивен Спилберг, Федерико Феллини и Дэвид Линч согласились бы снять рекламный ролик маленькой придорожной забегаловки для местного телевидения. Как вариант — Моцарт, Вагнер и Бетховен взялись бы написать главную тему для детского мультфильма, выходящего в эфир утром в субботу. Причем все это — не славы или денег ради, а только чтобы лишний раз собраться вместе, поболтать о женщинах, выпить пива и хорошенько развлечься на выходных.

Shadows of the Damned

Гоити Суда (причастный к созданию Killer7 и No More Heroes), Синдзи Миками (Resident Evil, Vanquish) и Акира Ямаока (серия Silent Hill) в рамках одной команды выглядят столь же нелепо, как и недавно анонсированный творческий союз Ларса фон Триера и Мартина Скорцезе. Каждый из этих людей в свое время создал как минимум одну великую игру, и не совсем понятно, как столь разные творцы со своими взглядами и убеждениями в принципе смогут ужиться в тесных рамках одного проекта (да еще и под крылом западного издателя). Впрочем, в нынешней Японии иначе, кажется, уже нельзя — в условиях кризиса местной индустрии, прежде всего идейного, действительно успешную игру можно создать, только объединив все лучшее, что придумали японские геймдизайнеры за последние несколько лет.

Они связались не с тем мексиканцем

Гарсия Хотспур зарабатывал на жизнь охотой на демонов, чем и привлек внимание сатаны (известного здесь под именем Флеминг). Однажды Флеминг с компанией подручных упырей наведался на квартиру к главному герою и, не обнаружив там хозяина, решил для порядка забрать в ад подругу Гарсии Паулу. О том, что было дальше, можно рассказывать без особых подробностей: Гарсия дает клятву открутить рога самому князю проклятых (а заодно — вернуть потерянную любовь) и прыгает в портал на другую сторону реальности.

Shadows of the Damned

Собственно, даже на этой незамысловатой основе Grasshopper Manufacture могли соорудить нечто великое. Например, тяжелую психологическую драму о жизни, смерти, ужасах загробного мира и невозможности вернуть тех, кто нас покинул. Или, на худой конец, суровый эпичный сказ о сильной личности, идущей в одиночку через преисподнюю, устилая свой путь трупами демонов. Все-таки воспоминания о тонком раскольниковском триллере Silent Hill 2 или взрывном slo-mo-экшене Vanquish дают о себе знать — от Shadows of the Damned невольно ждешь чего-то подобного. К счастью, звездная троица удержалась от самокопирования. Shadows of the Damned — это самый настоящий игровой грайндхаус.

Shadows of the Damned

Главный герой, наделенный внешностью Бенисио Дель Торо, с явным садистским удовольствием отправляет к праотцам толпы нечисти, пьет текилу литрами, через слово сыплет «факами» и фольклорными испанскими ругательствами. Девушек с модельной внешностью здесь обезглавливают, рассекают напополам, топят и рвут на части. Не проходит и минуты без подробной анатомической демонстрации изувеченных тел, экран щедро заливается реками бутафорской крови. Психологизм? Душевные метания героев? Запутанный сюжет? Бросьте — Shadows of the Damned живет по придуманным Родригесом и Тарантино законам, и даже пролог здесь выполнен в стиле вступительных титров дешевого боевика.

И смех, и грех

Сама эстетика грайндхауса предполагает большую долю безумия и неприкрытого издевательства над правдоподобием происходящего на экране. Однако Shadows of the Damned — это не просто грайндхаус, а японский грайндхаус со всеми вытекающими последствиями (как, например, вытекающие через уши мозги неподготовленного игрока). Всю чернуху, кровь и расчлененку разработчики смешали с тоннами юмора — местами изысканного, где-то черного, абсурдного или пошло-сортирного. Отзываясь о строгости Флеминга к своим подчиненным, Гарсия называет того dick-tator’ом (перевод уж поищите сами). Жители загробного мира на дух не переносят свет, поэтому хранят его в деревянных бочках («надо же его где-то держать, верно?»). Пистолет главного героя зовется не иначе как Boner, что можно перевести не только как деликатное «костестрел», но и как более правильное «стояк». Демоны, стерегущие двери, требуют принести им один из трех предметов (вариация на тему ключей трех цветов из Doom): человеческий глаз, человеческий мозг или… клубнику.

Shadows of the Damned

И так во всем — от мелких деталей (брутальный Гарсия читает с явным трудом и скоростью первоклассника) до совершенно феерических диалогов и комментариев двух главных героев, Хотспура и его демона-напарника Джонсона. Несмотря на мрачный антураж, юмор здесь скользит везде — и это здорово. Shadows of the Damned очень удачно поймала волну просыпающегося интереса к комедийным экшенам во главе с Bulletstorm и Duke Nukem Forever.

Shadows of the Damned

В результате это сочетание тысячи мелких несочетаемых элементов придает игре совершенно уникальный, аляповато-диковинный стиль. Здесь соседствует мрачная готика уровней из Devil May Cry с карикатурными агитационными плакатами, оторванные конечности и реки крови с придурковато-искрометными сценами, в которых Гарсия, страстно обхватив отрубленную голову возлюбленной, шепчет той всяческие нежности. Эта игра может в один миг шокировать по-настоящему жестокой сценой убийства, а спустя несколько секунд рассмешить милой шуткой про мужские гениталии. Она сбивает с толку, играет на контрасте ощущений и оттого чертовски интригует — становится жуть как интересно, на какую еще сумасшедшую выходку хватит духа разработчиков.

Театр теней

Shadows of the Damned

Но SotD не зацикливается на этой механике слишком долго (в отличие от той же Dead Space). Только вам хоть чуть-чуть наскучат пляски со светом и Тьмой, игра тут же совершает кувырок и ставит привычную механику с ног на голову. В какой-то момент на арене появляются монстры, которые гасят фонари, — приходится постоянно оглядываться, не ползет ли какой гад к последнему светильнику на улице. Однако эти же враги вдруг становятся союзниками, когда вы начнете иметь дело с гигантами, быстро дохнущими в объятиях Тьмы. Здесь вы вольны будете решать — попробовать ли убить парочку великанов своими силами либо выпустить из клетки вредителя и заполнить окрестности толпой усиленных зомби.

Shadows of the Damned

И если вышеперечисленные вещи были явно придуманы Синдзи Миками, то некоторые моменты игры все-таки выдают присутствие навсегда измененного сознания Гоити Суды. Например, эпизод, где Гарсии нужно улепетывать от одержимой демонами подружки, готовой зацеловать того до смерти. В другой миссии Джонсон, слегка перевозбудившись от сладкого голоса демонессы из «Секса по телефону», превращает пистолет главного героя в огромную длинную пушку (которая теперь очень удачно зовется Big Boner) — с ней игра на некоторое время становится незамысловатым тиром. А под конец Shadows of the Damned вообще ненадолго теряет третье измерение и обращается… двухмерным скролл-шутером.

Не последнюю роль в формировании абсолютно сумасшедшей атмосферы SotD играет талант Акиры Ямаоки — именно он ответственен за то, как все это великолепие звучит. Неизвестно, откуда ему удавалось доставать все те совершенно потусторонние щелчки, шорохи, всхлипывания и урчания, которыми полнился городок Сайлент-Хилл, но и карикатурный ад у него получился не хуже: запертые двери навзрыд плачут детскими голосами, козьи головы оглашают окрестности звонким капустным хрустом, а темный эмбиент в особо жутких локациях так и норовит забраться под кожу. Для записи саундтрека Ямаока прихватил свою знаменитую гитару и — что еще ценнее — знакомую всем фанатам Silent Hill вокалистку Мэри Элизабет Макглинн.

Главная проблема Shadows of the Damned в ее собственной расхлябанности — для игры производства Синдзи Миками она недостаточно монументальна, для проекта Акиры Ямаоки — слишком похабно относится к самой себе, и только Гоити Суда, кажется, оказался в плюсе: благодаря влиянию двух своих друзей в его игру наконец-то можно играть (Killer 7 и No More Heroes выезжали только на дизайне). Shadows of the Damned — как пахнущий потом и текилой грязный панк-рокер из подворотни, карьерой которого занимаются нужные люди. Стадионы, может, и не соберет, но «Грэмми» за лучший альбом и фото на майках ему будут обеспечены.

Насколько качественно отработана основная идея любой игры, легко узнать по бытовым мелочам. Например, Кратос до того крут, что считает ниже своего достоинства таскать ящики, — он их пинает. Или вот Portal 2 — тот же ящик там может выпустить пару лапок и убежать — прямо в пропасть. В Shadows of the Damned переосмыслили другой обязательный предмет игрового интерьера — двери. Вместо замков у них — чугунные младенческие лики. Пупсы все время хнычут, требуют клубнику (обычную) и яблоки (глазные). Предмет желаний капризного «ребенка» герой вколачивает ему прямо в пасть, а пока тот, выпучив глаза, пытается прожевать лакомство, открывает створку и заходит внутрь. В крайнем случае в глотку бейби можно вогнать меч — и вырвать его вместе с дверью.

Если вам кажется, что это ад какой-то, то спешим успокоить — так и есть, действие игры происходит как раз в преисподней.

Один в аду

Герой поправляет себе здоровье исключительно при помощи алкоголя.

Главного героя зовут Гарсия Хотспюр, и он знаменитый охотник на демонов. Как заявляют разработчики, у него есть все, что нужно для такой работы: модная кожаная куртка, клевый мотик и красавица-подружка. Только вот последнюю, как обычно, похитили — демон по имени Флеминг утащил ее в ад. Гарсия рванул следом.

Банальнее этого на свете, кажется, ничего уже быть не может — но Electronic Arts, имевшая сатанинский опыт с Dante’s Inferno, прекрасно отдает себе в этом отчет и подходит к делу со свойственным только ей размахом. Она максимально японизирует новую игру, собирая под свои знамена только самых именитых восточных безумцев. Глава разработки — Гоити Суда (автор психоделических Killer 7 и No More Heroes. Помогает ему Синдзи Миками (человек, который когда-то придумал Devil May Cry, а музыку пишет Акира Ямаока, покинувший Konami композитор Silent Hill. Официальное разделение обязанностей следующее: Миками отвечает за ужасы, Суда — за безумства. Судя по увиденному в Лондоне, вместе у них получается просто отлично — прямо новый Devil May Cry.

Нет, это не сатана, даже не архидемон. Так здесь выглядит продавец аптечек и боеприпасов.

То есть вот у нас условный Данте, похищенная Беатриче тоже есть — остался Вергилий. В роли проводника по преисподней выступает болтливый летающий череп с рогами по имени Джонсон. Говорит он с британским акцентом и все время невпопад — прямо как Уитли из Portal 2 (а игроки постарше, конечно, должны вспомнить Морте из Planescape: Torment. Например, из-под земли вырывается огромная зубастая голова — черепок тут же советует: «Целься в голову». И все в таком духе. Но есть у нашего помощника и действительно полезная особенность — он охвачен адским пламенем и потому постоянно светится. Если усадить его на стальной прут, получается факел. На этом факеле завязана и боевая система, и головоломки, и вообще все.

Ад в Shadows of the Damned очень своеобразный: тут нет ни залитых магмой кратеров, ни истязаемых мучеников. Вместо этого — тихий европейский город с парками и бронзовыми памятниками, погруженный в непроглядный мрак. Кроме обычных теней, в игре есть тьма куда более вязкая, густая — вот именно с ней мы и будем бороться.

В Shadows of the Damned просматриваются внешние черты христианской адской мифологии. Но это далеко не единственный вариант преисподней, придуманный человечеством.

Шибальба

Индейцы майя верили, что под землей существует царство зловещих повелителей смерти, которые насылают на людей болезни. Любой, попавший в Шибальбу (так называлось это место), подвергался жестоким испытаниям — его травили ягуарами и летучими мышами, резали острыми лезвиями, пытали адским пламенем и жутким холодом.

Впрочем, неприятности у посетителей индейского ада начинались еще на пути туда. По дороге в Шибальбу, по поверью, нужно было переплыть три реки, наполненные, соответственно, кровью, гноем и скорпионами. И если первые два потока теоретически еще можно было переплыть, сжав зубы и сосредоточившись на чем-то приятном, то с третьим наверняка возникали серьезные проблемы.

Нарака

Именем Нарака называются сразу несколько вариантов ада: в частности, индуистский и буддистский. В первом случае это царство бога смерти Ямы, который судит души умерших и прописывает каждой наказание, соответствующее ее земным прегрешениям. Во втором — особые миры, в которых грешники перерождаются, чтобы опять-таки искупить сделанное при жизни. Хотя в этом Нарака схожа с христианским адом, у обоих ее вариантов есть важные отличия. Главное же из них заключается в том, что ни в индуизме, ни в буддизме нет понятия вечного наказания. В обоих местах грешники «отбывают срок», обнуляют негативную карму и отправляются на новое перерождение.

Геенна

Таким же неожиданным либерализмом отличается иудейская Геенна. Некоторые источники вообще заявляют, что максимальный срок пребывания в Геенне даже для самой злодейской души — жалкие не только по христианским, но даже по буддистским меркам двенадцать месяцев. А основная пытка, принятая в Геенне, — ощущение глубокого, пронзительного стыда за собственные поступки. Мы, конечно, не хотим недооценивать потенциальную воспитательную силу мук совести, но на фоне привычных чертей с вилами все это смотрится верхом гуманизма.

Крах мазутный

Самый простой вид монстров, с которыми мы столкнулись, — облепленные чернотой зомби. В таком состоянии они неуязвимы, мрак поглощает урон от пуль без остатка. Чтобы победить, нужно сначала сбить с них тень при помощи факела или светового пистолета, а уж потом прикончить.

Прямо скажем, все это неприлично похоже на Alan Wake, но у Shadows of the Damned есть одна важнейшая особенность. Тьма тут совершенно иного толка. Она более плотная, более липкая, более концентрированная. Если у Remedy одержимые словно подернуты дымкой, которую запросто рассеивает свет фонарика, то здесь враги будто искупались в чане с гудроном. Они не то что укрыты тенью — тьма свисает с них клочьями, каплями падает на землю. Именно поэтому процесс осветления выглядит очень болезненно, почти непристойно. Вы буквально наматываете тьму на факел, срывая с врагов здоровенные струпья «мазута». По ощущениям это очень похоже на обработку засорившегося унитаза вантузом — много усилий, много хлюпов, много яростных и резких движений, но, когда облупленный враг вываливается из «кожуры», его добиваешь с чувством выполненного долга. Поработал на славу, можно отдыхать.

Горящий факел меняет цвет в зависимости от выбранного вида оружия.

Естественно, создав столь необычную грязную субстанцию, разработчики не могли целиком израсходовать ее на одних только зомби. Сгонять тьму нужно не только с врагов, но и с предметов и целых улиц. Мрак обладает вполне земными физическими свойствами: как облако густого отравляющего газа, он заполняет собой все вокруг.

Бороться с этой гадостью можно разными способами. Есть миссии, где Гарсия позорно убегает от нее, оставляя улицы на съедение мраку, или же дает тьме бой, рассеивая всевозможными способами. Можно действовать, как Алан Вейк, зажигая фонари, но куда более интересный прием — взаимодействовать не с источником света, а, напротив, с источником тьмы. Чернота прорывается в игровой мир из различных напорных станций (гигантских голов или ладоней). Заткните такой фонтан — и уровень спасен.

Но когда поблизости нет ни одного подходящего светильника, а с напором мрака не совладать, остается только одно — окунуться в черноту в прямом смысле слова. Тут начинается самое интересное. Попав в эту гадость, Гарсия не умирает. Его движения становятся скованными, индикатор здоровья медленно опустошается, но герой все равно может идти и сражаться. Разработчики готовят массу «подводных» квестов: например, некоторые двери можно открыть, только когда они «подмыты» тьмой, поэтому хочешь не хочешь, а нырять в эту мерзость придется.

Все на выборы

Сейчас из этого демона вылезет другой демон, а из него, возможно, тоже кто-нибудь вылезет — в игре такое сплошь и рядом.

Как и во всякой игре про борьбу света и тьмы, в Shadows of the Damned отличные эффекты освещения, но речь здесь отнюдь не про HDR или реалистичные тени. В игре абсолютно дикая палитра: город выполнен в бурых тонах, тьма окрашивает его в темно-синий, а наш верный факел сияет ярко-красным. Комбинация цветов меняется каждый раз, когда вы меняете оружие. На данный момент известны четыре ствола: помимо упомянутого светового пистолета, отдельного упоминания заслуживает карабин под названием Boner (похабная игра слов: bone значит «кость», и он как раз стреляет костями, но вот конкретно слово boner переводится как «стояк»). Под каждый вид оружия модная куртка Гарсии меняет цвет, вместе с ней меняется цвет факела, а мир окрашивается в новые тона. Во время жарких перестрелок, когда каждую секунду надо использовать разное оружие, и без того неистово мигающий экран начинает переливаться, как хамелеон на ЛСД.

Ну и вообще, игра насквозь психоделична и ничуть не уступает по накалу первосортной японской дичи эталонам вроде Bayonetta или Vanquish. Подруга героя то и дело является ему голой, сама отрывает себе голову, не переставая при этом болтать; по всему городу расклеены объявления о готовящихся выборах (кандидат один — натуральный черт с рогами, прямо как в жизни), а один из врагов — адский всадник, а именно двуногий козел, сидящий на лошади с лицом человека. Наконец, враги очень любят вылезать на поле боя из тел других врагов — выходить из дверей им как-то скучно.

Все это, точь-в-точь как в Vanquish, подано легко и ненавязчиво. Главный герой весело матерится, над ухом все время трещит о чем-то болтливый черепок, и ты вдруг замечаешь, что мрачная и в общем-то недружелюбная игра про ад совсем не напрягает. Клевый мотик, модная куртка, красотка-подружка — а действительно, что еще нужно? Разве что чувство юмора, но и с ним в Shadows of the Damned, как видите, все в порядке.

Лоскутное одеяло от двух мастеров жанра получилось слишком коротким для взрослого человека и слишком тяжелым для подростка.

Shadows of the Damned рассказывает трагическую историю о мексиканском охотнике на демонов Гарсиа Хотспур, который в сопровождении эксцентричного демона Джонсона направляются в самые глубины ада, чтобы спасти любовь всей жизни – Полу. WTF-момент истории заключается в том, что героиня повесилась на вентиляторе и попала в объятия шестиглазого повелителя ада. Естественно, на пути компаньонов ждут демоны разного калибра и класса, минибоссы, боссы и сам повелитель подземного мира.

Ход повествования, демоническая иерархия и основная механика берут начало у своих создателей Suda 51 и Синзи Миками. Впрочем, присутствие творца Resident Evil 4 сказывается на игре самым печальным образом. Все недостатки игры, а именно: управление, система прокачки, сражения с боссами и дизайн, уж слишком напоминают неиспользованную заначку Синзи из 2006 года. Камера и система наведения выполнены настолько неудачно, что на высоком уровне сложности они чаще всего вызывают гибель (за массивным плечом не видно, что делает босс, и куда стрелять) персонажа. При этом хваленая система перекатов напоминает однокнопочный онанизм. Выстрел, перекат, перекат, выстрел и так 30 минут по кругу. Все недостатки системы прицеливания видны на тех же боссах, которые используют фазовые (последовательно повторяющиеся) атаки, а главный герой должен попасть в маленькую красную заначку крови (именно она дает им право называться VIP демонами) на их находящемся в движении теле. Ограниченное количество патронов и высокий уровень сложности иногда растягивают подобные сражения до часа, вызывая приступы бешенства (все заново) в случае глупой смерти с фатальными для контроллера, а иногда и телевизора последствиями.

Несмотря на то, что путешествие Гарсии происходит в разных локациях (катакомбы, замки, города и картонные леса) однообразие и зеленоватая гамма вызывает только раздражение. Появляющиеся иногда 2D уровни можно считать глотком свежего воздуха, но даже они не спасают однообразность геймплея. Впрочем, даже в это серо-зеленой гамме есть радостные пятна, вроде трибьюта фильмам Evil Dead и “От рассвета до Заката” или секса по телефону со стрельбой из большого Джонсона и головоломок с перемещающимися платформами. К сожалению, в игре невозможно вернуться к понравившейся главе и переиграть ее снова. А любители ачивок и трофеев будут разочарованы решением создателей выдавать награды только по одной сложности за прохождение.

Истории боссов до того, как они стали демоническими лордами одно из самых интересных мест игры. Комментарии Джонсона отлично вписываются в мини-истории, записанные в специальные книги. Кроме того, становится понятно, почему босс принял ту или иную форму, будь то мечтавший о полетах мальчик, ставший птицей или сестры Грим, упавшие в колодец.

Арсенал главного героя – это его единственный друг демонический череп Джонсон, который удачно превращается в дробовик, пистолет и пулемет. Все виды оружия могут стрелять сгустком света, который парализует врагов и зажигает светильники или козлиные головы, которые в этом мире служат источником света. К сожалению, в темноте столь обожаемой демонами, главного героя ждет потеря здоровья и смерть. Поэтому часть головоломок построены на прыжках из света во тьму и быстром восстановлении освещения козлов. То, что звучит на словах просто, упирается в чудовищное прицеливание, особенно заметное при стрельбе по угасающему козлу в противостоянии с повелителем тьмы. Прибавьте к этому однообразный сбор глаз, мозгов и клубники для демонических дверей и совершенно ТУПЕЙШИЕ моменты с удиранием от обезумевшей подружки.

По мере уничтожения боссов Джонсон вставляет в голову оставшиеся от них драгоценные камни, повышающие его способности и тогда дробовик можно эрегировать при помощи секса по телефону, пулемет обретает самонаводящиеся патроны, а пистолет получает способность выстреливать огненные мины. Патронами для всех видов вооружений, как нетрудно догадаться, являются части мира мертвых: кости, черепа и зубы. Из демонов, в зависимости от их класса вываливаются белые или синие драгоценные камни. Кроме того, для прокачки каждого вида оружия нужно использовать специальные красные драгоценности. Что касается белых кристаллов, то их можно обменять на красные кристаллы, алкоголь (восстанавливающий здоровье) или все те же патроны.

Shadows of the Damned отличная игра с интересным сюжетом, стильным дизайном боссов и трибьютом к фильмам нашего детства, застрявшая глубоко в 2006 году. Чудовищное управление, однообразность, мини-игры, заунывная гамма и пальба по мешкам с кровью – вызывают только одно чувство – бессильную злобу. И тогда просто хочется встать и молча выключить телевизор. Как можно было испоганить такую крутую концепцию?

Читайте также: