Serious sam 4 обзор

Обновлено: 06.07.2024

За последние несколько лет индустрия видеоигр преподнесла нам большие сюрпризы, и многие франшизы, которые мы считали мертвыми, резко вернулись в стан живых и здравствующих. Нет никаких сомнений в том, что ностальгия продается, потому что многие из римейков и ремастеров, которые мы имеем сегодня, пользовались огромным успехом во время своих релизов. Похоже, что 2020 год — идеальный год для возрождения франшиз, но является ли Serious Sam одним из них? Последняя крупная игра этой франшизы увидел свет аж в 2011 году, девять лет назад! И вот спустя такой долги промежуток времени, Сэм Стоун вернулся, чтобы испортить жизнь прихвостням Ментала, который хочет захватить мир. Насколько хорошая или может ужасная оказалась Serious Sam 4 - сейчас будем выяснять.

Никто не играет в игры вроде Serious Sam, Doom или Wolfenstein ради сюжета. Это известно каждому, кто хотя бы немного разбирается в том, как работает игровая индустрия. И очевидно Serious Sam 4 это понимает очень хорошо. Потому что сюжет простой как палка. Нас бросают в действие посреди разворачивающихся событий и буквально тут же наша задача изничтожать толпы монстров параллельно выполняя простенькие необязательные задания, за которые дают новые "игрушки" и иногда смосцены рассказывающие основной сюжет. Который скажем прямо — не обременен хорошим и развернутым сценарием. Хотя как мы и сказали, игра прекрасно понимает, что сюжет тут никому особо не нужен - тем не менее разработчики постарались даже как-то раскрыть персонажей и показать что даже Сэму Стоуну не чужды эмоции. Правда данный элемент в подобной игре вызывает довольно смешанные чувства. Да и потом сделан он так себе.

С самых первых трейлеров было понятно, что Serious Sam 4 не будет обладать хорошей графикой. Но то, что мы получили в итоге не рализе — находится далеко за гранью Добра и Зла. Графика игры даже на максимальных настройках просто ужасно. Как сказал один наш друг: "Листьями в этой игре можно порезаться" и он несомненно был прав. Ужаснее всего правда графика смотрится именно в катсценах. В них то и раскрывается вся красота графики с практически PS2. С плохо сделанными модельками, и полным отсутствием какой-либо вменяемой лицевой анимации. Прибавляем к этому прогружающиеся прямо на ходу текстуры в тех же катсценах и получаем картинку которая действительно способна ранить совсем уж впечатлительных и избирательных до графической составляющей игроков.

К дизайну вражин кстати претензий никаких! Выглядят они — монструозно!

Локации тоже не блещут особой проработкой, качественной графикой или хоть сколь-нибудь хорошей разрушаемостью. Все что вы тут можете сломать — это деревья. Просто идеальный симулятор лесоруба! В остальном все уровни похожи друг на друга, и наполнены одними и теми же модельками предметов.

Единственное за что можно чуть-чуть похвалить игру в плане графики — это за кровавые ошметки от монстров. Но даже тут по сравнению со своим главным конкурентом в этом году - Doom Eternal - игра выглядит ниочем.

Давайте на чистоту. Геймплей как вы уже наверняка понимаете, тут не блещет разнообразием. Все что вы будете делать всю игру — это изничтожать толпы монстров с помощью 15 видов оружия параллельно продвигаясь от точки А до точки Б. Оружие это вам дается не сразу, а постепенно на протяжении почти всей игры. Какое-то вы найдете просто идя по сюжету, чтобы получить другое же — надо пройти определенный сайд квест, которые есть на уровнях. Правда даже сайд квесты сведены к тупому выпиливанию монстров. Так что чего-то уникального не ожидайте. Но к чести игры хочется сказать, что тут есть несколько уникальных и довольно фановых эпизодов вроде поездки на комбайне, или несколько заруб на огромных мехах.

Быки явно не в восторге от того, что Сэм теперь может их оседлать

Оружие тоже можно отнести к единственному в данной игре, что не вызывается дикого отторжения. Баллистика конечно простовата, но, во-первых, от нее никто особых достижений и не ждал, а во-вторых оружия тут достаточно для получения фана от истребления чудищ. А когда вы открываете все дерево прокачки (которое тут хоть и небольшое, но все же есть), и можете не только брать в каждую руку по стволу, но и комбинировать их это выглядит довольно круто. Тем более что на стволах остаются кровавые ошметки. Помимо оружия есть тут кстати и всякое второстепенное оружия, вроде ядерной бомбы, или маленькой черной дыры. Кроме того нашлось место и убер аптечкам с энергетическими напитками имеющими разный эффект. Кстати пройти всю игру с дробовиком вряд ли получится. Т.к расстояние напрямую влияет на эффективность того или иного оружия.

Врагов много, очень много. просто дофига. И это хорошо. Большая часть из них уже знакома фанатам серии. Но разумеется будут и новые виды недругов. Правда есть один нюанс который немного сглаживает все разнообразие вражин. С ними со всеми работает одна тактика — двигаться, двигаться как можно больше и стрелять. Поэтому ни о каком тактическом разнообразии не может быть и речи. Разве что на некоторых видах врагов, вроде быков — можно кататься при условии разблокировки соответствующего навыка в древе прокачки.

Кстати о древе прокачки, которое здесь носит название S.A.M. Очки для разблокировки навыков не начисляются вам автоматически, вместо это вы должны находить на уровнях специальные ящики с фиолетовыми сферами, которые и дают поинты для прокачки. Большая часть скиллов тут пассивные, вроде получения боеприпасов после убийства врага или лечения во время ближнего убийства.

И раз уж мы упомянули про ближние убийства. Да они тут есть причем вы можете убить таким образом почти всех врагов. Но для ближнего убийства крупных врагов — нужно для начала открыть данное умение. Но проблема даже не в этом, а в том что почти все из них выглядит пресно, скучно и даже иногда глупо. Это вам даже не близко добивания из Doom Eternal.

Ну и в заключении блока про геймплей, нужно сказать что проходить игру при желании вы сможете вместе с тремя своими друзьями. Просто как дополнительный факт. Кстати музыка тоже неплоха. Но тут сказать особо нечего.

Багами игра действительно полна. Об одном из них мы вам уже говорили сверху, а именно о медленно прогружающихся текстурах. Так же некоторые люди пишут про баги освещения, и проваливание через текстуры. Но из того, что встречалось лично нам — это застревания врагов в стенах — из-за чего пройти некоторые этапы просто невозможно и приходится перезагружаться, и лагающая озвучка в кат сценах. Субтитры кстати говоря не спасают, потому что треть их просто не переведена на русский.

Лаги это вообще отдельная история. История о хреновой оптимизации игры. Даже учитывая очень устаревшую графику — игра иногда умудряется лагать. Причем как ни странно в основном это происходит не в моменты, когда на экране толпы врагов, а непосредственно в кат-сценах. Что довольно необычно. Но имеем, что имеем.

Несметные полчища врагов как и ожидалось — только в начале и в конце игры

Подвести итог для этой игры достаточно просто — если максимально коротко и лаконично то это плохо сделанная игра. Остается даже такое впечатление, что ее сделали какие-нибудь фанаты-студенты в качестве задания. Куча багов, устаревшая графика, отвратная оптимизация, косяки в переводе да и в целом невнятный сюжет с провальными попытками зачем-то немного "очеловечить" Сэма. В общем более чем посредственная игра, которую может спасти только одно — если проходить ее в компании друзей. Тогда это возможно будет и весело. Да и то, мы бы рекомендовали покупать ее только в случае большой скидки. Даже своей региональной цены она не стоит. Разработчики конечно обещали пропатчить игру, но в то, что можно починить ТАКОЕ количество косяков — верится слабо.

Ну а на этом всё. Обязательно пишите в комментариях, как вам игра! Если вы конечно в нее играли.

Никто не играет в игры вроде Serious Sam, Doom или Wolfenstein ради сюжета

что за пиздёж. последние Вульфы я проходил не в последнюю очередь ради сюжета, а в Этернале мне важен был лор и сюжетное развитие (сам гемплей меня не особо заинтересовал)

что за пиздец

Отчаянно плюсую. Тоже надоела эта прискаска.

Я лично во ВСЕ игры играю в т.ч. ради сюжета, пускай он там даже занимает полторы строчки в прилагаемом .txt файле.

Ответил выше на подобный комментарий. Действительно в новых Вульфах хороший сюжет. С Этерналом не соглашусь по поводу сюжета но лор да. Но стоит понимать что кор аудитория у таких игр как раз играет в них из-за геймплея, а не сюжета.

не соглашусь по поводу сюжета

подача там действительно хромает, и в истории много комиксовости, но придумали авторы довольно занятный сюжет для тупого аренного мочилова. уж явно лучше Пэйнкиллеров и Сэмов
кор аудитория у таких игр как раз играет в них из-за геймплея, а не сюжета

пора уже кор-аудитории выйти на поверхность в современный мир и узреть, что хорошо сделанный сюжет только обогощает геймплей, даже если он прямолинеен и неглубок

уж явно лучше Пэйнкиллеров и Сэмов

А никто и не спорит. Более того я уверен, что Дум в конце года получит кучу GOTY как минимум в номинации "Шутер Года"

я говорил о сюжете) но вообще, пожалуйста, не делай такие провокационные утверждения - обязательно найдутся те, кто с такой однобокой мыслью будет не согласен

Ну промахнулся с правильным выражением мысли. Сам уже понял, что стоило написать чуть иначе.)

Игра шикарная. В тыщу раз лучше чем мариодум.

Ну если сравнивать с играми уровня фпс креатор то она действительно не плохая )) ред.

что за потешное желание у Anonecky обосрать зумерков-говноедов, социально одобряемое поведение похоже, а статья для своего бюджета просто великолепная.

Статья вообще без бюджета. Если не считать покупку игры конечно xD

Это вы очень остроумно ответили

А ты не смог парировать, по тебе прошёл дамаг ред.

Какой нахер дамаг, а ну в палату пшёл

Дамаг — это от слова damage. Странно играть в игры и не знать этого

Тебе сколько лет, сынок?

У меня к тебе такой же вопрос. Тебе сколько лет, сынок? ред.

Ты сынок!
Нет ты!

начал хорошо, а закончил так себе
все же игра не очень, время подобных игр ушло, даже дум умеет в сюжет с 3-й части

время подобных игр ушло

И именно поэтому мы сейчас видим бум инди-шутеров с закосом под старую школу: Dusk, Ion Fury, Amid Evil, Wrath Aeon of Ruin, Brutal Fate, Prodeus, Graven и еще куча подобных. Почему-то там народу все нравится, а вот когда сэм играется олдскульно (что делал еще с первой части), это почему-то плохо. ред.

Нет там никакого бума, пик игроков 1500 человек и меньше в момент релиза.

Я и не про пик говорю. Таких игр выходит много, а значит на них есть спрос.

Есть, крайне ограниченный спрос очень узкого круга людей. С тем же успехом можно говорить что сейчас бум на ИЛ-2 Штурмовик, в него тоже 300 человек дрочится, а много выходит потому что такой трэш может делать кто угодно за три копейки.

Окей, давай поменяем "бум" на "тренд", чтобы тебе спокойнее было. Суть прежняя - спрос есть, предложение есть, даже отдельный фестиваль с анонсами олдовых шутеров появился, как и занимающиеся подобными играми издатели. Это никак не назвать "время подобных игр ушло", оно вернулось. ред.

Потому что Serious Sam 4 вымученное на коленке сделанное говно. Как давний фанат серии говорю

Большая часть тех игр хорошая и в них есть левелдизайн.

Левелдизайн в них абсолютно простой, и задуманный так, чтобы геймплей нормально работал, равно как и в SS4. И то не везде получилось, в той же Ion Fury левелдизайн часто мешает боевке, и враги не ориентируются на карте. И все равно хавают, олдскул же. ред.

в той же Ion Fury левелдизайн часто мешает боевке

неправда, левелдизайн там отличный

Я как есть говорю - там на каждом втором уровне враги упираются в стены или предметы интерьера, и бои превращаются в расстрел инвалидов, то есть левелдизайн не подогнали под возможности ИИ (или наоборот). Не говоря уже о том, что половина игры - безвкусные туннели метро, канализации, катакомбы, лаборатории и т.д. ред.

ну это уже проблема ии ботов. сами-то уровни добротно запутаны, их интересно исследовать ред.

Я говорил лишь о том, что в SS4 левелдизайн такой, какой есть, потому что на нем боевка игры отлично работает. И чего не сделали в Ion Fury, где действительно встречаются визуально прикольные уровни (хоть и мало) и много интерактивных объектов, но это не делает сами бои веселее. Оно как бы.. просто есть. ред.

я не любитель этого нестандартного геймдева, не люблю постоянные повторения механик с эстетикой пиксель арта

На мне какое-то проклятье, походу, потому что вторая часть моя самая любимая. А четвертая сдвинула со второй позиции второе пришествие и чуть не столкнула двойку с первого.
Великолепная игра, как по мне. Очень удивил первый обзор, где было сказано, что разработчики не учатся на ошибках. Как раз таки все ошибки третьей части они учли, поэтому четверка намного ближе к классике. Она веселая, быстрая, в ней отличный саундтрек. Главное, что в нее было круто играть. Ну и последняя битва была реально крутой, пусть там и куча болванчиков-статистов. Что не совсем так, кстати, но не суть.
У игры есть странные проблемы, от которых воняет бедностью. Какие-то огромные и пустые локации, кривые анимации. Патч, который вышел во второй день, наоборот сломал у меня всю оптимизацию. Но игру я все равно прошел с удовольствием. И если вы сомневаетесь, то подождите патчей, потому что 700 рублей она стоит на все 100%. Это намного более Серьезный Сэм, чем третья часть.

Беда в том, что по современным стандартам качества игра слабая, а то, что она заходит комьюнити сэма, играется по всем канонам серии и не является ААА, мало интересует людей со стороны, для которых не норма, если в шутере надо просто стрелять без второго дна и вариативности, и еще и графона при этом нет. ред.

Забавно, что это первая часть, где мне показалось мало именно шутера.
Раньше уже успевало надоесть: убиваешь волну, вроде тишина. Радуешься, что можно идти дальше, а тут начинают спавниться припасы, и ты понимаешь, что сейчас ещё минут пять тут бегать
А тут все как-то слишком быстро заканчивалось

Ну по сути да, они накрутили транспорта, прокачки и гаджетов, чтобы игра была разнообразнее. Но видно недостаточно. ред.

Какие вы душные все, кто обзоры пишет.
СС4 отличная игра в духе серии. Да, не получилось стать круче ТФЕ и ТСЕ, но круче того же сс3 вполне.
Графика, хуяфика это же не важно все. Важно то, что игра в общем и целом возвращает нас геймплеем в то ламповое начало 00х, а не как Дум, которому вообще поебать, что там было раньше - просто высрали слабо связанную игру с прошлым, да налепили узнаваемый логотип для продаж.
П.С. Не, серьёзно, я ебал Дум

Как раз таки СС3 выглядела, ощущалась, и игралась как более полноценная игра, чем СС4.

Нет, СС3 неплохая игра, но у нее куча проблем, которые были так или иначе исправлены в СС4.

Но оптимизация и баги печалят, да, лучше бы еще на месяц-два отложили.

Остается даже такое впечатление, что ее сделали какие-нибудь фанаты-студенты в качестве задания.

От этой "рецензии" у меня такое же ощущение.

мы бы рекомендовали покупать ее только в случае большой скидки

Вас там сколько?

Я играл в Вульф 1(ремейк имею ввиду) и 2(ремейка) ради сюжета 🧐 ред.

Ну в Вульфах из всех названных игр действительно хороший сюжет. Тут не поспоришь. ред.

Пытался играть. Если бы не вечные тормоза на любых настройках, может даже и прошел бы. Все-таки стрельба хорошо реализована.
Так ведь рядом с Сэмом на рабочем столе иконка последней Tomb Raider, которая работает превосходно, выдавая отличную картинку.

Четвёртую часть Serious Sam мы ждали целых девять лет. Нередко проекты, которые настолько долго томятся в разработке, сбиваются с пути, но «Крутой Сэм», напротив, вернулся на верную тропу. Лучшая часть со времён The Second Encounter? О да!

Идеальный баланс

Крутой Сэм явился публике в 2001-м, когда классические шутеры вроде Doom и Quake уже успели выйти из моды, оставив множество поклонников бессюжетных и динамичных шутеров обездоленными. Дюк Нюкем добавил к забойному геймплею остроумного протагониста, но тут же ушёл в 15-летний запой, из которого вернулся уже «не тем». На его место и пришёл Сэм, очевидно списанный с Дюка: сюжет в The First Encounter был очень условным (крутой спаситель Земли крошит инопланетных чертей в Древнем Египте), а значительную часть сценария составляли шутейки героя. Была у игры и собственная фишка – гигантомания. Километры открытых пространств, сотни врагов – Serious Sam всегда была куда более простецкой, чем модные ААА-шутеры, но она всё равно впечатляла.

Однако после первой части у «Сэма» случился кризис идентичности. Serious Sam 2 понесло в юмор настолько, что она вышла игрой максимально несерьёзной, по факту мультяшной. Затем разработчики развернулись на 180 градусов, и Serious Sam 3 стала очень серым и мрачным приквелом, рассказывающим о последних днях Земли.

Serious Sam 4 же наконец-то нашла золотую середину. Хронологически это первая игра в серии, её события предшествуют апокалипсису из третьей части. Земляне еле-еле отражают атаки инопланетных орд, захватчики уже превратили значительную часть населения планеты в кровожадных зомби, а от гибели не застрахован никто – ни члены местных ячеек сопротивления, ни коллеги Сэма Стоуна из элитного отряда по борьбе с агрессорами. По улицам летают дроны, сулящие каждому землянину по личному полипу, а глава местной оккупационной власти регулярно выступает с пространными монологами о бренности человеческой природы.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Пожалуй, никто – включая самих разработчиков – не думал, что «Крутому Сэму» нужен нарратив, но после четвёртой части сомнения в этом отпадают сами собой. Её сценарий (написанный соавтором The Talos Principle Йонасом Киратцесом и его женой Вереной) по объёму превосходит все остальные выпуски вместе взятые, но остаётся максимально ненавязчивым. В нём драматичные и комичные моменты представлены в максимально правильных пропорциях: игра и не даёт забыть, за что мы сражаемся, и при этом трещит по швам от всевозможных шуток, каламбуров и колкостей.

Если в предыдущих выпусках серии Сэм был единственной звездой, то тут компанию ему составляют множество ярких персонажей: от православного батюшки Михаила, осуждающего католическую ересь, до французского хипстера, перепутавшего захватчиков с мирной делегацией из дальнего космоса. Особенно удались коллеги Сэма; некоторых мы уже видели в третьей части, где они себя вообще никак не раскрывали, но в этот раз у коллектива есть настоящая химия. Вспоминать о существовании SS3 после концовки SS4 особенно больно.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Стреляй @ Не думай

В плане геймплея это всё тот же старый добрый «Сэм». Бегаем по огромным, просторным локациям, активируем невидимые триггеры – и из ниоткуда начинают появляться десятки монстров, которых мы распыляем в труху при помощи обширного арсенала. Берём ключ, открываем дверь, крошим очередную толпу. Никаких премудростей: геймдизайн, ИИ противников и даже структура самих уровней в «Сэмах» традиционно была крайне простой.


Бестиарий четвёртой части вобрал в себя лучших (не клоунских) врагов из предыдущих выпусков, но радует и новенькими – например, телепортирующимися вампирами

Арсенал Сэма не особо изменился, но пополнился апгрейдами – например, самонаводкой для ракет и преобразованием лазерных выстрелов в один мощный луч. Помимо пушек, Сэм теперь может использовать и гаджеты: карманную аптечку, атакующий врагов с воздуха дрон, берсерк-снадобье и даже портативную чёрную дыру, которая полностью зачищает арену. Всегда приятно иметь в кармане дополнительные тактические опции.

Плюс по всей игре раскиданы сирианские артефакты, дающие Сэму очки прокачки. С их помощью можно, например, усилить добивания в упор (впрочем, это не сделает из игры новую Doom, так что не рекомендую), научиться стрелять с двух рук из любого оружия или кататься на гнаарах и быках-оборотнях. Принципиальный момент: всё это абсолютно не обязательно.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Хотя локации в «Сэмах» всегда были обширными, их прохождение оставалось линейным. Тут никогда не надо думать, куда идти, а редкие развилки чётко помечены как побочные задания: за помощь разным ячейкам земного сопротивления Сэм получает улучшения для пушек и топовые гаджеты.

Линейность сохраняется даже на просторах Франции – на уровнях, площадь которых достигает десятков квадратных километров. Всегда можно добежать до «той горы вдалеке» (и с неё передать привет Тодду Говарду), но толку от этого будет мало. Чтобы бешеный темп игры не сильно проседал на таких огромных локациях, разработчики ввели разные средства передвижения – от простого квадроцикла до комбайна, способного перемолоть всех врагов на пути в фарш. Подобная техника в Serious Sam 4 используется крайне эпизодически и служит для того, чтобы просто немного разнообразить игровой процесс, – но не более того.

Единственное исключение – боевой мех; с ним беда. Главное качество самого Сэма – подвижность, а у робота её совсем нет. Когда в него одновременно палят десятки противников, здоровье меха падает очень быстро, и лечиться он не умеет. Причём взять и выйти из него (в отличие от других транспортных средств) Сэм не может – если игра велела сражаться в нём, то иного пути нет. К счастью, «залезать в грёбаного робота» надо всего пару раз за всё прохождение – и это, пожалуй, худшие сегменты Serious Sam 4.


Вместо триумфального завершения римской главы получилась одна фрустрация

Но в остальном это ровно тот же самый «Сэм», что покорил наши сердца в 2001-м, – нововведения, в основном, лишь косметические. Формула игры за прошедшие годы ничуть не состарилась – это чистый дистиллят FPS: быстрое передвижение, крутые пушки, разнообразные и многочисленные враги, забойная музыка и неослабевающий темп. Serious Sam – про то, как разум уступает инстинктам, про адреналин и драйв. Это коррида с десятками противников, где победа на каждой арене даётся потом и кровью, но приносит искреннее удовольствие.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Кривой Сэм

В техническом плане всё чуть хуже. Свойственный серии гигантизм в четвёртой части никуда не делся, и в вопросах графики она радует количеством, а не качеством. Иными словами, она выглядит довольно незамысловато, но при этом гораздо более живо, чем её предшественница. Городские пейзажи тут представлены не серым пыльным Каиром, а колоритным Римом с типичными для серии руинами. Добавьте сюда широкие поля, каменоломни и замки Франции, да ещё и заснеженную Сибирь с обязательной «Калинкой» – и Египет забудется сам собой.

Правда, прогулки по местным пейзажам могут испортить баги – мне их встретилось неприлично много. На DirectX 12 вообще было фактически невозможно играть: на одном из уровней ночное небо было залито ослепительно белым светом. В паре мест камикадзе пробрались за пределы карты и обречённо орали из-за стены. В другом я, думая, что нашёл секрет, вышел за пределы уровня и потом долго окольными путями возвращался назад по низкополигональным декорациям. В общем, ничего критического (если играть на DX11), но проблем много, и они видны невооружённым взглядом. Будем надеяться, что их в скором времени исправят.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

В конце концов, ваше отношение к Serious Sam 4 напрямую зависит от любви к её первым выпускам. Если вы приняли их, со всем их примитивизмом, тролльскими ловушками, плоскими шутками и примитивным экшеном, то, скорее всего, полюбите и четвёртую часть. Эстетически и тематически она ближе к Serious Sam 3, но при этом выглядит как основательная работа над ошибками чрезмерно серой и постной «трёшки».

«Крутой Сэм» всё-таки про глупое веселье – а его в SS4 хоть отбавляй.

О Serious Sam 4: Planet Badass до сих пор известно очень мало, кроме того, что она находится в разработке.

Однако делегации издателя шутера Devolver Digital с трудом удалось заполучить пару драгоценных секунд геймплея. На них Сэм в неких руинах в очередной раз отбивается от волн врагов, в числе которых и безголовый камикадзе.

Маркетолог умер в попытке добыть эту «утечку» ® из Croteam. Пожалуйста, уважайте нашу самоотверженность в отношении Serious Sam 4.

Проект был анонсирован в 2018 году, однако до сих пор не обзавёлся датой релиза и другими подробностями. Известно лишь, что игра будет верна традициям и стандартам первых частей франшизы.


Спустя девять лет и несколько игр для шлемов виртуальной реальности Сэм Стоун с охапкой пушек возвращается на экраны в Serious Sam 4. Рассказываем, удалось ли Croteam сделать претендента на звание лучшего мясного шутера этого года или все настолько плохо, что фанатам лучше перепройти прошлые части.

По заветам Кармака

Тема сисек почти раскрыта

Тема сисек почти раскрыта Тема сисек почти раскрыта

Ещё до выхода Serious Sam 4 сценарист Croteam Йонас Кирацес (Jonas Kyratzes) сообщил журналистам, что история в новой части не отличается по структуре от прошлых, а все происходящее в игре — это попытка сделать трэш-боевик с прицелом на взаимоотношения между Сэмом Стоуном и другими членами отряда по спасению человечества.

Структурно сюжет новой части и правда похож на предыдущие. Сэм, руководящий Армией Обороны Земли, в очередной раз должен спасти планету от вторжения инопланетян, попутно истребив всё, что шевелится.

А чего ещё ждать от арены-шутера? Приквел, сиквел, перезапуск — какая разница. Тебе задают вектор, куда лететь, и ты несешься с кучей пушек наперевес под тяжелые рифы гитар и ударные до самых титров, попутно слушая колкие комментарии Сэма о происходящем. Классика.

И тут бы перейти к описанию ган-плея, расхваливая ракеты-бензопилы и пушки с комично большими ядрами, но кое-что радикально изменилось в Serious Sam 4 — а именно подача истории и роль второстепенного каста в ней.

Кто все эти люди?

Верит в рептилоидов, а сам жук-оборотень

Верит в рептилоидов, а сам жук-оборотень Верит в рептилоидов, а сам жук-оборотень

Фактически Serious Sam 4 — это такой бади-боевик про целый отряд разношерстных солдат. Нашлось в нем место и хлюпику-новичку, роняющему сапог, и безумному любителю теорий заговаров, и священнослужителю с автоматом, подозрительно похожему на отца Григория из Half-Life 2. И еще куче солдат, которым стоило раздать смешные шляпы, чтобы они хоть как-то запомнились.

Croteam и правда не лукавила: в новой части большое внимание уделяется команде и их личным переживаниям, а не одному только Сэму. Даже есть две «ужасно» драматичные кат-сцены, вызывающие приступ истерики даже у самых стойких мужчин. Но зачем это игре про вопящих безголовых камикадзе, с припаянными к рукам мультяшными бомбами? А затем, что это позволяет растягивать прохождение кампании. В Croteam посчитали хорошей идеей наполнить Serious Sam 4 разговорными сценами, вместо того, чтобы работать над количеством и качеством арен.

Если в третьей части переходы между аренами были неплохо поставлены, сопровождались сменой ракурсов и экшеном, Сэм постоянно находился в движении, то теперь дуболомы упражняются в умении произносить речи, стоя друг напротив друга. О качестве моделей можете судить по скриншотам.

И ладно, если бы проблемы игры были только в этом. Но нет, сюжет откровенно дрянной, персонажи скучные и тратят экранное время на глупые шуточки. Пропусти кат-сцены, все сразу расцветет. Но нет.

По сусекам поскребли

В очередь! Дроби на всех хватит

В очередь! Дроби на всех хватит В очередь! Дроби на всех хватит

Всё, что видишь в Serious Sam 4 вне кат-сцен, вызывает приступ дежавю.

Бестиарий вырос, к сожалению, за счет количества, а не качества. Помимо знакомых противников из третьей части, в Serious Sam 4 появились экземпляры из Serious Sam VR: The Last Hope. Например, космические мумии и огромный босс-лицехват. Да и металлическая змея похожа по поведению на дракона из той же игры для виртуального шлема.

Толпа безголовых солдат, гнарлы, камикадзе, быки и «цыплята» без особых изменений также перекочевали в четверку. Им подтянули текстуры, поправили геометрию — на этом всё.

Положенный перекус перед боем

Положенный перекус перед боем Положенный перекус перед боем

С новыми противниками тоже схалтурили. Вот вам безликие солдаты с разноцветными очками-визорами, дроны и пара монстров, из которых неплохими получились только вампиры, бросающиеся скримерами в игрока. А из уникальных боссов выделяется разве что финальный. Да и то лишь своими габаритами и новым гаджетом в арсенале Сэма, которым его награждают для главной битвы.

С уровнями тоже странные дела. Большая их часть визуально и структурно напоминает локации The Talos Principle. Замки, греко-римские колонны, одноэтажные развалины, двери-решетки. Не хватает только головоломок и табличек с фигурами из Tetris.

Что-то красивое в Serious Sam 4 можно найти

Что-то красивое в Serious Sam 4 можно найти Что-то красивое в Serious Sam 4 можно найти

Закрадывается подозрение, что место действия четвертой части, Франция и Италия, были выбраны именно из расчета использования уже готовых ассетов другой игры Croteam. Но, справедливости ради, парочка красивых видов все же есть.

Например, городские пейзажи выглядят неплохо. А выйди Serious Sam 4 в 2012-м году в качестве аддона к третьей части, все бы диву давались, какую работу проделали в студии за такой короткий срок. Но в 2020-м, спустя 9 лет с появления последней номерной части, всё это не вызывает восторга. Особенно, когда за оболочкой скрывается ужасный дизайн уровней, от которого буквально начинает болеть голова.

Опять застряли вместе с врагами в узком коридоре? Привыкайте

Опять застряли вместе с врагами в узком коридоре? Привыкайте Опять застряли вместе с врагами в узком коридоре? Привыкайте

Вместо креативно сбитых арен с изощренным спауном врагов, в Serious Sam 4 стало ещё больше коридорных уровней с узкими проходами, лестницами и клонированными этажами. Отдельно стоит упомянуть уровни во Франции, сделанные по принципу пустого поля, по которому нужно долго и нудно ехать без особого сопротивления на тракторе, мотоцикле или комбайне.

Так уровень стал выглядеть после патча почти на 40 Гб

Так уровень стал выглядеть после патча почти на 40 Гб Так уровень стал выглядеть после патча почти на 40 Гб

Техническое исполнение Serious Sam 4 тоже похвалить не получится. Никакого тебе динамического неба — хватит плохо склеенной текстуры. До появления патча у моделей были проблемы с тенями. После его выхода, появились новые: красное свечение от зданий, неестественный блеск на лицах героев, засвет внутри коридоров и так далее. Хорошо, что игра хотя бы работает относительно стабильно, пусть и с просадками. За 18 часов прохождения вылет случился только однажды при попытке поиграть в кооперативе.

Да-да, он в игре предусмотрен: на бумаге поддерживает до четырех человек в группе, но опробовать так и не удалось.

Грохотали пушки под Ватиканом

Что может быть лучше залпа ракеты? Залп ракеты-бензопилы!

Что может быть лучше залпа ракеты? Залп ракеты-бензопилы! Что может быть лучше залпа ракеты? Залп ракеты-бензопилы!

Неужели все так плохо? Не совсем. При всех проблемах в Serious Sam 4 весело стрелять по толпам врагов! Да и тяжелый саундтрек всё ещё «тащит». Особенно прекрасен кавер на «Калинку-Малинку», которую так любят слушать русские под вой зимней вьюги на нефтедобывающих вышках.

Но даже для получения такого спинномозгового удовольствия нужно раздобыть в арсенал почти все пушки и пробежаться по дополнительным заданиям, чтобы собрать улучшения и артефакты.

Уникальных битв с боссами мало. Интересных — ещё меньше

Уникальных битв с боссами мало. Интересных — ещё меньше Уникальных битв с боссами мало. Интересных — ещё меньше

Всё верно: дополнительные задания. Они трэшёвее и веселее всего сюжета Serious Sam 4, плюс награда за выполнение гарантирована. Например, можно получить ракету-бензопилу или открыть ядерный удар. Да и текстовая ролёвка про поиск пива в Германии вызвала улыбку.

Сэм, хватит в текстовые ролёвки играть, кто Землю спасать будет?

Сэм, хватит в текстовые ролёвки играть, кто Землю спасать будет? Сэм, хватит в текстовые ролёвки играть, кто Землю спасать будет?

Что до улучшений, они все реально крутые. Пушка либо становится ещё мощнее, либо получает альтернативный вариант стрельбы. Еще можно использовать артефакты: замедление времени, возрождение после смерти на поле боя, пылесос с голограммой для отвлечения врагов — мелочь, но хоть что-то новое.

Самая ужасная шутка в игре — это дерево прокачки

Самая ужасная шутка в игре — это дерево прокачки Самая ужасная шутка в игре — это дерево прокачки

А вот дерево прокачки — нововведение абсолютно лишнее. Хочешь стрелять с двух рук? Качай навык. Хочешь исполнять добивания, как в прошлой части? Качай навык или сможешь применять одно добивание ножом всю игру. Конкуренцию этим веткам составляет возможность быстрее ходить и перезаряжаться — что важнее. Зачем нужно было так резать базовые функции? Одной Croteam известно.


Решительно непонятно, кому стоит рекомендовать Serious Sam 4. Нововведения в геймплее довольно спорные, разнообразия арен никакого, а враги странные.

Плюс куча технических глюков, которые не исправляет даже патч размером с саму игру.

Если же хочется сатиры над боевиками, посмотрите лучше «Последний киногерой», а не местные кат-сцены, близкие по духу к «Детям против волшебников».

Сглаживает общее негативное впечатление разве что арсенал пушек с модификациями и все ещё задорная стрельба по толпам пестрых космических захватчиков. Это у разработчиков снова получилось.


24 сентября состоялся релиз PC-версии Serious Sam 4. Прочитать наш обзор вы можете в отдельном материале, а здесь мы собрали первые отзывы прессы.

«Не чини того, что не сломано»: первые оценки Serious Sam 4 появились в сети

Первые оценки:

  • GameSpew — 90/100;
  • COGconnected — 82/100;
  • PCGamesN — 80/100;
  • Screen Rant — 80/100;
  • Destructoid — 75/100;
  • PC Gamer — 71/100;
  • Eurogamer Italy — 70/100;
  • Windows Central — 50/100.


Что пишут в обзорах:

Глазами обычного игрока Serious Sam 4 — это абсолютно проходной шутер, который по некоторым аспектам проигрывает прошлым частям.

Если вы ищете увлекательный шутер от первого лица, я всем сердцем рекомендую Serious Sam 4. Тут есть свои недостатки, и, возможно, это не шутер года. Тем не менее, игра на сто процентов стоит прохождения.

Восхитительно хаотичный, невероятно привлекательный и явно старомодный шутер, который работает по принципу «не чини того, что не сломано».

Serious Sam 4 не в состоянии передать дух старых игр и каким-то образом ощущается как шаг назад для серии. Хотя это всё ещё Serious Sam, игру портят визуальные и звуковые баги, уродливая графика и порядком устаревший геймдизайн.

Читайте также: