Risen 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Комендант крепости Калдера и наш одноглазый мессия созерцают ночное море

Пиратка Пэтти в привычно затруднительном положении

Risen 2 стала главным сюрпризом весны — мы ждали хорошую RPG от проверенных немецких мастеров, а получили ни много ни мало аналог Mass Effect в мире корсаров и услужливой Инквизиции. Проще говоря, игрушка вышла отменная, с должным размахом и режиссурой, а потому заслуживает места в одной команде с такими блокбастерами, как TES V: Skyrim и Mass Effect.

Когда-то авторы культовой серии «Готика» утратили права на эту торговую марку и вынуждены были начать всё с нуля. После выхода Gothic 3, вершины развития серии, они перенесли свои знания и навыки в ролевую игру Risen. Если честно, она мало чем отличалась от «Готики», но предложила неплохую байку о том, как безымянный герой попал на остров Фаранга и, прокачав навыки меча и магии на местной фауне, одной левой уложил инквизитора Мендозу и разбуженного им огненного великана.

Себастьяно — плут и прохвост, а значит, нам не стыдно стащить у него элитный револьвер

Финальный удар в драке часто сопровождается эффектным ракурсом в замедленной съемке

Исследовать один-единственный остров с вулканом и гробницами было не так уж интересно. Только ко второй части у разработчиков сложилась правдоподобная вселенная с пробудившимися Титанами и их хозяйкой Марой. От первой части осталось не так уж много, и это явно пошло игре на пользу.

В мире Risen 2 соседствуют оружие и магия, средневековые дуэли на шпагах и прогрессивные технологии типа мортир и мушкетов. Безымянный герой вновь вернулся на экраны мониторов — он по-прежнему любит грубовато пошутить в неподходящий момент, из-за чего и лишился глаза, став похожим на своего покойного врага Мендозу. Играть доведется не только за одноглазого — во второй части впервые в ролевых играх дебютировал вудуизм, древняя языческая магия, позволяющая подчинить тело и разум любого человека.

Сложно поверить, но этот бородатый юнец готов обучить нас азам боя. Естественно, за золото

Драка с парочкой агрессивных кальмаров. Патриция нападает с фланга

Перенести персонажа из первой части во вторую нельзя, равно как нельзя настроить внешность или параметры нашего протеже. Стартовый герой для всех един. Дело в том, что к финалу Risen-1 Безымянный превратился в полубога и стал нечеловечески силен, поэтому авторы избавили его ото всех привычек из прошлой жизни. Но не с помощью банальной амнезии: герой позабыл о подвигах благодаря алкоголизму! Кстати, имя ему тоже не дали специально — это ведь дань традициям серии Gothic.

Первые же кадры сиквела показывают нам очередной запой героя, комната которого наполнена бутылками из-под горячительных напитков. С тех пор, как Безымянный победил огненного Титана, утекло много рома: наш пьянчуга примкнул к Инквизиции, центральной организации мира Risen 2, и дослужился до звания лейтенанта. В таком амплуа он и начинает свою миссию по избавлению мира от Титанов и их хозяйки.

В лагерь к туземцам так просто не пустят. Придется напрячь или мускулы, или извилины

Иногда драться придется буквально стенка на стенку

Будет справедливо заявить, что игра оказалась лучше оригинальной трилогии Gothic и первой части Risen. Во многом этому способствуют качественная проработка мира, возможность перемещаться между несколькими островами и небанальная линия сюжета. Авторы наконец-то поняли, чего хочется игрокам и как их развлечь, не ограничиваясь прежними забавами (в частности, столь популярной охотой на кабанчиков). Потому-то нам и дана свобода исследовать острова, побережья и пещеры, отвлекаясь на изучение мира и истребление его обитателей.

Игра компактнее, чем безразмерные Oblivion и Skyrim, поэтому слишком надолго убежать от главного сюжета все-таки не удастся. Проработан он, меж тем, на славу — Безымянный в качестве шпиона отправляется к пиратам, заводит приятные и не очень знакомства, а впоследствии осваивает мастерство вуду и становится многопрофильным специалистом. По сравнению с единственным островом Фаранга и единственным злодеем Мендозой из Risen сюжетный прогресс очевиден.

Кочевники не дадут нашему клинку заржаветь. Дерутся они хитро, с фантазией

Ночное рандеву двух нечистых на руку аристократов

Как во многих популярных RPG, побочные задания и квесты получились немногим хуже генеральной линии, а их выполнение способно увеличить длительность игры минимум втрое. Долго пренебрегать сайд-квестами не удастся в любом случае — сюжетные задачи зачастую связаны с денежными тратами, а пиастров в Risen 2 никогда не бывает много: товары в магазинах продаются с наценкой, а навыки и умения покупаются у учителей, которые берут от 500 до 1500 монет! И деньги, и репетиторы в изобилии разбросаны по миру игры, но поиски потребуют усердия. Элитные навыки на тарелочке никто не поднесет.

Сумбурное начало игры служит обучением для только-только освоившихся игроков, однако сюжет быстро развивается, стоит игроку выбраться из стартовой локации Калдера. Наступает долгожданная свобода и сколачивание пиратского капитала! Возможно, некоторые люди пропустили предыдущую часть, вышедшую в 2009 году. Успокоим их: сюжет сиквела слабо связан с первой частью — на игрока не обрушивается десятков имен, событий и легенд, как это было, например, в продолжении The Witcher и сиквелах других RPG.

Показатели героя, его статус и умения — все умещается на одном экране

Злодейка Мара. Конкретно эта встреча закончится трагедией

Фактически для второй части мир перерисовали с чистого листа, сместив акценты с фэнтези на выигрышную пиратскую тематику. И правильно, ведь фэнтези утомляло многих игроков оригинальной Risen. В новом мире нас ждет грог и настоящее море, звуки которого как будто записывались с настоящего шума волн. Поэтому новые игроки не испытают дискомфорта, а для знакомых с первой частью найдется несколько упоминаний о прошлых подвигах Безымянного. Не всё его прошлое было пропито вместе с памятью.

Risen 2 не является чистокровной RPG-игрой. Скорее, это Action-RPG, то есть ролевая игра с регулярными боями и прицелом на глубокую боевую систему. Нельзя просто так «закликать» врагов до смерти — необходимо обучаться у мастеров дополнительным трюкам типа парирования, контратаки и пинка ногой, а затем привыкать сражаться с несколькими врагами сразу. Иногда они нападают не по очереди, словно джентельмены, а всей толпой, и без заранее купленных навыков выжить в таком бою проблематично.

Для успешного завершения ритуала вуду (на картинке) требуются волосы или кожа жертвы

Отплытие из стартовой локации навстречу приключениям

Особым достоинством новинки является интуитивная понятность, т.е. в R2 всегда очевидно, чего игра от нас ждет и что требуется сделать для продвижения по сюжету. Зачастую персонажи открытым текстом уточняют, как именно решать квесты и где необходимо искать людей или ингредиенты для удачного завершения заданий. Одним из сюрпризов сюжета является практика вудуизма — вселившись в тело квестового героя, игра запрещает использовать сохранения и требует решить все проблемы за один присест. Но в остальном Risen 2 вполне подходит для начинающих игроков, которые не потеряются в большом мире и на сложности «легко» переживут все невзгоды.

Для решения задач предусмотрено пять групп навыков: «Холодное оружие», «Огнестрельное оружие», «Выносливость», «Ловкость» и «Вуду». Первые две группы соответствуют успехам героя в бою: умению применять сабли и шпаги, совершать каверзные атаки, ремонтировать оружие. Огнестрел даже разрешено собирать самостоятельно из подручного хлама при наличии нужного навыка, совсем как в Arcanum. Арсенал стрелкового оружия в Risen 2 широк и подразделяется на вспомогательное оружие (пистолеты) и основное (мушкеты, дробовики).

Пистолеты используются скорее как подспорье в бою и записаны на правах «грязного трюка», то есть приема, которым можно разнообразить базовые атаки холодным оружием. На перезарядку пистолету требуется время, а патроны в дефиците, поэтому расстреливать всех по примеру Макса Пейна не удастся. Тяжелое оружие экипируется вместо сабель и позволяет целиться во врага, как если бы мы играли в шутер от третьего лица. Обидно, что амуницию нельзя изготавливать самостоятельно, на коленке.

Некоторые из навыков героя. Список огромен!

Стража присматривается, жив ли герой после нокдауна в бою

Оставшиеся группы навыков еще изобретательнее. «Выносливость» позволяет варить алкоголь, служащий пирату лечебным снадобьем, а также развивает сопротивление разным типам урона и позволяет научиться регенерации здоровья. К слову, оно оригинально названо «Кровью», в то время как опыт переименован в «Славу». Навыки «Ловкости» — самые интересные. По сути, они выполняют функцию убеждения и воровства. С этими навыками герой способен приобрести себе ручную обезьянку, которая будет воровать для него предметы, залезая в форточки домов и утаскивая все неаккуратно оставленные вещи. Прочие «ловкачества» научат героя обчищать карманы собеседников самостоятельно, не говоря уже о росте эффективности грязных трюков, типа швыряния песка в глаза дуэлянту, натравливании на врага злобного попугая и способности убеждать других в своей правоте с помощью «серебряного языка».

Именно по этой причине первым же наставником Безымянного станет вор Ларго, который подкинет нам пару квестов и плавно введет в профессию клептомана. Для воришек в Risen 2 предусмотрены все условия — ну просто раздолье какое-то: в домах богачей всегда найдутся запертые сундуки и двери чуланов, а также дорогие предметы утвари, которые просто-таки умоляют, чтобы их стащили. Но, в отличие от Arcania: Gothic 4, местные жители хватаются за оружие, если на их глазах стащить хотя бы грошовую бутылку вина. Посему необходимо дожидаться темноты: обычно смена времени суток происходит естественным путем, на наших глазах, но расставленные повсюду кровати позволяют проспать до рассвета, обеда, ужина или ночной вылазки по чужим квартирам.

Сюжетного персонажа невозможно убить даже выстрелом в упор. Только покалечить

Капитан Стальная Борода обязан поверить в Безымянного!

Финальная группа навыков под общим названием «Вуду» в обязательном порядке презентуется на третьем в игре острове, Побережье Меча. К этому времени герой на наших глазах превратится в головореза, примет пиратскую присягу и познакомится с туземцами. Здесь вообще немало дикарей и кто-то из них сотрудничает с пиратами, другие посвятили себя служению на острове Мертвых, а одно из цивилизованных племен любезно согласится на сотрудничество. Дочка шамана второпях научит героя вудуизму: изготовлению кукол, амулетов и посохов, наделенных черной магией. Некоторые из них вполне применимы в бою, однако предметы культа вуду придется собирать на алтарях из дорогостоящих ингредиентов: глазниц, зубов и прочей неприятной снеди.

В отличие от других RPG, где навыки героя распределяются после получения нового уровня опытности, в Risen 2 обучение героя происходит более естественно — зарабатываемая «слава» позволяет в любой момент улучшить любую из пяти категорий навыков. Уровней как таковых нету, а навыки покупаются за золото у соответствующих специалистов. Скажем, убеждению и запугиванию может научить трактирная проститутка, а по вопросам стрельбы из мушкетов нас внезапно захочет просветить один из высокопоставленных членов Верховного Консульства, своего рода «сената» Инквизиции.

К сожалению, колдовство Чайни эффективно только в кат-сценах, роликах на «движке» игры

Маленький помощник Джаффар заменяет нам и пикачу, и тамагочи

Тем самым любопытному, способному найти себе занятие игроку будет не до скуки. В отличие от линейных RPG «новой» школы типа Dragon Age и Fable, европейские ролевые игры традиционно дают больше свободы — вот тебе, дорогой игрок, целый мир, развлекайся, пожалуйста. И действительно, куда бы мы ни приплыли со своим пиратским экипажем, везде для Безымянного найдутся приятные хлопоты. Брать с собой на берег разрешается лишь одного члена команды, поэтому придется решать, кто пригодится нам больше: знахарка Чани или юркий воришка Джаффар, единственный гном в команде. У разных компаньонов свои преимущества: Хоукинс увеличивает силу атак, а Чани способна лечить заклинаниями во время боя. Пиратку Пэтти кто-то вспомнит по первой части. Благодаря ей Безымянный сведет знакомство с лидерами пиратского братства.

Первоначальная миссия героя заключается в поиске гарпуна для убийства Титанов: задание Инквизиции придется выполнять под прикрытием, втираясь в доверие к самым отпетым уголовникам. Но постепенно наш воин знакомится с капитаном Стальной Бородой и узнает о том, что артефактов для победы над женщиной-кикиморой Марой несколько, и каждый из них запрятан каким-либо хитроумным способом. Ради одного из амулетов герою даже придется на время умереть и побывать в загробном мире, поболтав там с духом усопшего хозяина клада.

Первое впечатление обычно бывает самым правильным

Вторая огнептаха не убегает, а просто переключилась на нашего напарника

По сути, в Risen 2 остались традиционные развлечения Gothic, насчитывающие уже десяток лет: исследование пещер, поиск тайников, охота на крупную дичь, обтесывание ценных минералов. К зверюшкам и паукам-исполинам прибавились злобные туземцы, которые в бою обожают кувыркаться и кидаться копьями. Добавились новые формы досуга, среди которых мини-игра, связанная со взломом замков на сундуках, и игра в математические загадки с библиотекарем. В диалогах, которые в первой части Risen были скупым перебиранием доступных тем, наконец-то появились интерактивные действия, примерно как в Mass Effect: при наличии навыков можно пошарить в карманах собеседника, запугать его грозной отповедью или выстрелить из пистолета в лицо. Последняя опция доступна только при наличии навыка «Довольно слов!», позволяющего завершить диалог с неугодным оппонентом пороховой атакой.

Напарники тоже не прочь принять участие в ветвистых диалогах. При хорошем отношении к Безымянному они готовы выбалтывать собственные секреты и подробности личной жизни. В диалогах с посторонними требуется аккуратность: чего доброго скажешь трактирщику грубость, и тогда на квест уже не приходится рассчитывать. От количества полезных умений разбегаются глаза: решительно непонятно, как всё это прокачать за одно прохождение. Дадим один дельный совет: в первой половине игры сосредоточьтесь на воровских навыках и тогда у вас всегда будут деньги на важные покупки. А в боях хорошим помощником станет Пэтти, хотя на остров Мертвецов она откажется сойти.

Risen 2 смело садится на трон «самой солнечной игры 2012-го»

Карта мира, как она есть. Сорваться в новые странствия можно в любой момент, но украдите-ка сначала корабль!

Отныне большую роль играет одеяние героя. В зависимости от штанов, шляпы и рубашки нам даются дополнительные бонусы к характеристикам или защита от разного типа атак. Более того, если с разговорными навыками грустно, то надо идти к стильному портному или привыкать решать проблемы силой — игра часто дает право выбора между шпагой и силой слова. И уж если дошло до боя, незачем пренебрегать панелью быстрого доступа к предметам: в один из слотов, например, можно поместить живительный ром, который герой согласен хлебать даже в горячке боя.

Есть у Risen 2 и недостатки, которых не так много. Главный заключается в заметном количестве программных «глюков», от которых то курсор не исчезает с экрана, раздражая глаз, то герои по воздуху ходят, то игра вылетает в Windows или по каким-то причинам барахлит функция сохранения. Некоторые ошибки нельзя игнорировать, но, похоже, они стали визитной карточкой творчества Piranha Bytes. Другая неприятная черта заключается в устаревшей анимации героев. Она выделяется на фоне великолепных джунглей, удивительных погодных эффектов и шикарных по красоте рассветов. Анимацию и баги для полного совершенства не мешало бы вылечить.

Прошлый год был феерически богат на большие ролевые игры. Но ни Skyrim, ни The Witcher 2, ни Dragon Age 2, ни даже Deux Ex: Human Revolution (продвинувшийся заметно дальше остальных) не внесли ничего принципиально нового в жанр или хотя бы в рамки своих серий. Это были типичные продолжения: новый сюжет, новые локации и герои, плюс локальные изменения и дополнения в механике. Первой за долгое время RPG, способной действительно удивить, стала Risen 2: Dark Waters .

Жить своей жизнью

Столь резкий крен в тематике объясняется и оправдывается сюжетом Risen 2. Всю игру нам по заданию инквизиции предстоит гоняться за пиратскими капитанами и их сокровищами, чтобы в итоге собрать оружие, способное остановить разбуженных в первой части титанов и их симпатичную предводительницу. Работать нужно под прикрытием, поэтому Безымянному герою придется много общаться с морскими разбойниками, знакомиться с их бытом, их дрязгами и проблемами. С кем поведешься — от того и наберешься. И вот мы уже сами становимся пиратским капитаном, добываем и снаряжаем себе корабль, собираем команду, плаваем между островами. При этом здоровье поправляем грогом и ромом, вместо арбалетов используем мушкеты и пистолеты, а вместо мечей и топоров — шпаги и сабли.

Risen 2: Dark Waters

Конечно, «Корсарами» Risen 2 не стала. Ее основное действие разворачивается на суше, а корабли и лодки используются для быстрого перемещения между островами и бухтами. Члены экипажа опять же помогают вам в бою на земле, но никак не влияют на характеристики судна (которых, собственно, и нет). Кто-то усиливает ваши атаки, кто-то может лечить героя — и вы на борту корабля сами решаете, кого брать с собой.

Risen 2: Dark Waters

Фирменной «пираньевской» свободы в Dark Waters еще больше, чем в первой части. И дело не только в том, что увеличились размеры мира. Практически всю игру (а не только в первой ее половине) мы можем свободно перемещаться между разными локациями, исследовать их, искать сокровища (или легендарные предметы, дающие бонусы к характеристикам), да и вообще заниматься своими делами. Поэтому, даже когда где-то в середине игры сценарий снова сводится к поискам очередного артефакта и сражениям с титанами, это не убивает весь дальнейший интерес.

Во-первых, нас не запирают в коридорных локациях; во-вторых, сами поиски обставлены крайне интересно. Хотите — плывите на остров мертвых, чтобы пройти испытание, умереть (не навсегда, конечно) самому и побеседовать с призраком нужного вам пирата. Хотите — отправляйтесь в штаб-квартиру инквизиции, участвуйте в играх с переодеванием и поиском компромата, чтобы выйти на след злодея. Хотите — отправляйтесь на главный пиратский остров и помогайте другому капитану преодолеть введенное тут эмбарго.

Risen 2: Dark Waters

Нелинейность и возможность решать, с кем ты, никуда не делась, но в Risen 2 и этот момент обставлен интереснее. Можно остаться верным солдатам с мушкетами или переметнуться на сторону аборигенов, чтобы изучать магию вуду и брать под контроль командира гарнизона, его устами выбивая себе премии, — выбор есть почти в любой ситуации.

Цветущая сложность

Самое важное, что есть в игре, — это ощущение настоящего увлекательного приключения. Сложного приключения. Наперекор моде немцы принципиально не стали ничего упрощать. Здесь окружающие по-прежнему живут своей жизнью и нервно реагируют на попытку зайти к ним в дом и что-нибудь стянуть. Чтобы выучить какое-нибудь умение, научиться воровать или вскрывать замки, нужно искать соответствующих учителей и щедро оплачивать их услуги. Все так же можно (а иногда и просто нужно) спать, жарить мясо, читать книги и ждать наступления ночи.

Risen 2: Dark Waters

Более того, во многом игра стала еще сложнее. В ролевой системе появилась масса новых умений. Изготавливать и чинить мушкеты, запускать ручную мартышку в окна домов, чтобы обчистить их, делать на алтарях магические талисманы, куклы вуду и скипетры, варить зелья, дающие временные бонусы к характеристикам, — всему этому вы не научитесь без учителей. Особенно радует появление разговорных навыков: возможность угрожать собеседнику или убеждать его в своей правоте здорово оживляет многие вроде бы простые задания.

То же самое с боевой системой. Теперь схватки — это не закликивание манекена, а напряженные сложные дуэли, где нужно вовремя проводить контратаки, ставить блоки, уворачиваться, наносить мощные удары и выжидать момент для точного выстрела прямо в лицо. Причем все вышеназванные действия доступны только при условии, что вы прошли обучение у соответствующих учителей. Возможность прямо во время драки кинуть во врага кокосом, горстью соли, кинжалом, напустить на него ручного попугая поначалу кажется ненужным баловством, но когда вы хорошенько прокачаете умения, то именно эти грязные трюки будут помогать вам выиграть даже самый тяжкий бой в самый последний момент.

Risen 2: Dark Waters

Все это можно чередовать с магией вуду, которая здесь работает совсем не как привычные заклинания в прочих RPG. В сюжетных квестах она позволяет брать под контроль некоторых персонажей и какое-то время жить их жизнью — при условии, что вы освоили азы, нашли алтарь и все необходимые ингредиенты для изготовления куклы вуду. В бою такие куклы снижают характеристики врагов, а скипетры обладают свойствами, позволяющими наносить прямой урон, отпугивать противников и делать еще немало каверз. Но магия вуду — очень непростое искусство. Куклы и скипетры нужно предварительного собирать на алтаре, а чтобы эффективно их использовать, придется прокачивать пассивные умения. В сражениях же и те и другие не работают мгновенно, как какой-нибудь файербол из руки или из посоха, — нужно наводиться на врагов и совершать пассы руками.

В этом вся Risen 2. Местами очень сложная и столь же интересная. От количества полезных умений разбегаются глаза, а опыта и денег на все не хватает не только в начале игры, но и практически на всем ее протяжении. Бои даже на нормальном уровне сложности заставляют попотеть, патроны, все эти кокосы, кинжалы и песок для грязных трюков быстро заканчиваются, ингредиенты для вуду-практик, как и живительные алкогольные напитки, стоят недешево. Постоянно приходится вертеться, чтобы выжить: исследовать, лезть на рожон, забираться в пещеры, вскрывать киркой золотоносные жилы, разорять саркофаги, тащить золотую посуду из домов, пускать слюни на закрытые сундуки, которые вам пока не взломать, и убегать со всех ног от врагов, которых вам пока не одолеть. Но это именно жизнь — интересная и насыщенная.

Минусов (а скорее недоработок) у Risen 2 совсем немного, и на их изложение хватит буквально нескольких предложений. Здесь не самое в мире удобное управление в бою — приходится постоянно лезть в инвентарь, чтобы переключаться между разными видами оружия, а герой слишком медленно реагирует на попытки заставить его отпрыгнуть от врага.

И, конечно, режиссура, как и проработка напарников, и глубина моральных дилемм, не дотягивают до работ той же BioWare — бюджеты у игр все-таки несопоставимы. Но эти недостатки немцы умело компенсируют полноценной свободой и огромным миром, в котором действительно приятно жить и искать новые приключения на свою пятую точку. Так что в Америке, где пафос и постановка обычно стоит на первом месте, запросто могут не заметить всей глубины Risen 2 и назвать ее проходным проектом, а вот всем ценителям европейских RPG точно будет чем занять себя в ближайший месяц.

На «ИгроМире» стенд Risen 2: Dark Waters можно было легко спутать с площадкой какой-нибудь другой игры — скажем, внеочередных «Корсаров», ширпотреба по мотивам «Пиратов Карибского моря» или, простите, «Капитана Блада». Посмотреть на новую игру от отцов Gothic зазывал настоящий Джек Воробей, а по окрестностям ходили барышни в треуголках и с саблями наперевес — словом, ничем «готичным» в воздухе и не пахло.

И это обстоятельство лично меня бесконечно обрадовало. Не поймите меня неправильно, я просто обожаю серию Gothic и уважаю Piranha Bytes за создание одной из лучших ролевых игр в истории индустрии. Но если бы Risen 2 повторила судьбу предшественницы и вдруг оказалась той же самой «Готикой» под новым названием, то это означало бы только одно — «пираньи» действительно умеют делать только одну игру.

Risen 2: Dark Waters

К счастью, Dark Waters не вызывает дежавю. Перед нами новая игра с точки зрения как стиля, так и концепции. И хотя пиратский сеттинг нельзя назвать оригинальным, все равно приятно, что вместо фэнтезийного средневековья нас запускают в мир рома и вольных флибустьеров. Risen 2 продолжает историю первой части, но делает это уже со свежего пиратского ракурса. И эта новая перспектива дает игре первый и неоспоримо приятный плюс — собственное лицо.

Дикая гавань

Несмотря на то, что между первой и второй частью Risen прошло всего несколько лет, создается ощущение, что минула целая эпоха. Стилистическая разница между оригиналом и сиквелом примерно такая же, как между первой и второй Fable. Луки и арбалеты ушли в прошлое и уступили место примитивным пистолетам и мушкетам. Это уже не хмурое средневековье, а скорее «пиратский ренессанс». Здесь лучшее лекарство для раненого героя — бутылка крепкого рома, а на каждом втором капитанском плече взгромоздился пестрый попугай. Они, кстати, нужны не только для красоты, но и как весомый аргумент в бою: специально тренированная птица будет пытаться ослепить противника, пока вы колете того шпагой. Вместо морально устаревшей магии стихий — гораздо более уместное вуду, при помощи которой можно призывать на помощь духов и проклинать противников.

Risen 2: Dark Waters

При желании можно даже обзавестись собственной дрессированной мартышкой — тоже очень полезной в пиратской жизни. Скажем, она может пробраться в места, куда вы пролезть не способны (управление обезьяной в такие моменты переходит к вам), и, найдя нужный рычаг, открыть дверь хозяину. Ей же можно доверить мелкое воровство, если вы не хотите «светиться» перед местными представителями закона. Наконец, большую часть стелс-операций лучше всего доверить своему хвостатому другу — в случае чего стража погонится за мартышкой, а не за вами. Да и потерять ее не жалко: по доброй «готической» традиции главный герой может таскать с собой в рюкзаке хоть целый обезьянник.

Друг моего врага

Еще одна интересная деталь: в Risen 2 ваши отношения с фракциями и с отдельными их представителями — это две разные вещи. Вы можете вдрызг рассориться с Инквизицией — да так, что вас на пушечный выстрел не будут подпускать к ее поселку, но это не помешает вам оставаться на хорошем счету у многих ключевых представителей фракции и даже получать от них квесты и уникальные бонусы. Сделано это было для того, чтобы игрок, сильно потратившийся на навык красноречия, смог пользоваться услугами лучших мастеров и тренеров с обеих сторон баррикад. Иными словами, в Risen 2, если очень постараться, можно нравиться практически всем сразу.

Risen 2: Dark Waters

А нравиться людям в Dark Waters очень важно. Потому что из NPC, населяющих мир Risen 2, вы будете набирать команду. Какая же пиратская игра обходится без верной банды головорезов и крепкого боевого корабля?

Так, если вы долго добивались расположения какого-либо персонажа и выполняли его квесты, то сможете предложить ему стать членом команды и покорять неспокойные моря под одним парусом. В первую очередь, разумеется, стоит обратить внимание на самые яркие таланты: специалиста по фехтованию, искусную колдунью, первоклассного стрелка и так далее. В некоторых случаях вы даже сможете чему-то научиться у своих компаньонов и обзавестись уникальными перками.

Ближний круг

Все это ни в коем случае не превращает Risen 2 в полновесную партийную RPG. Тем не менее появление постоянных напарников здорово меняет механику. Как мы уже сказали, каждый напарник обладает уникальными талантами и слабостями. Так как на сушу с собой можно взять только одного помощника, встает вопрос выбора — кого? Например, во время демонстрации Risen 2 на «ИгроМире» с главным героем рука об руку ходила очаровательная и острая на язык пиратка Пэтти, весьма неплохо орудовавшая саблей. Но на ее месте мог бы оказаться мастер мушкета, способный пробить череп любому инквизитору с сотни метров. Или шаман. Или воришка. И в зависимости от того, с кем вы водите дружбу, изменится геймплей.

Risen 2: Dark Waters

Благодаря помощникам в кои-то веки имеет смысл прокачивать навыки владения оружием дальнего боя или магией. Ведь в прошлых играх Piranha Bytes в первую очередь нужно было учиться раздавать оплеухи в ближнем бою, а магия и стрельба отходили на второй план: если после серии выстрелов противник до вас все-таки добирался живым, ему мало что можно было противопоставить, не владей ваш герой мечом. В Risen 2 вы вольны развиваться именно так, как вам того хочется, — просто берите с собой на миссию упитанного «танка» с саблей и стреляйте, сколько влезет.

Но все же Risen 2 пока видится лучшей игрой, выходившей из цехов Piranha Bytes. Даже без издателя в лице JoWooD немцы вот-вот выпустят проект, который представляет собой интригующий синтез хорошо знакомой нам «Готики» и некоторых жизненно необходимых нововведений. Это, кажется, еще не революция, но уже и не постыдное самокопирование.

Привет, сухопутные крысы. Меня зовут… Ладно, никак меня не зовут, и нечего над этим иронизировать. Боги игровой индустрии, создавшие меня, думают, что отсутствие имени позволит вам лучше вжиться в мою роль. Почувствовать себя мной, знаете ли. Я одноглазый хамоватый пират с вполне устоявшейся внешностью и характером, но все это не должно, по замыслу богов из Piranha Bytes, помешать вам ощутить родство со мной, так что шуточки насчет черных повязок тоже держите при себе.

Вообще-то, мы с вами уже знакомы. Тогда я был, конечно, не таким брутальным, да и мир вокруг больше годился для добропорядочных бюргеров или для нервных адептов магии, чем для отважных рыцарей черепа и костей. С нашей первой встречи в определенных кругах меня зовут героем Фаранги и лейтенантом. Точнее, звали до того, как я принужден был в целях конспирации начать скрывать свою связь с Инквизицией. Вас, кстати, не удивляет, что такое название носит организация, очень мало похожая на все эти религиозные ордены с обязательными воскресными службами, умерщвлением плоти и регулярным сжиганием еретиков по пятницам? Меня — нет. Привык. Я твердо знаю, что Инквизиция — это воинская дисциплина, цивилизация, голубые мундиры и превосходство белой расы над черными туземцами. Может, в других местах инквизиторы действуют и одеваются иначе, но здесь, на островах, есть две главные религии: ром и вуду. Обе к Инквизиции отношения не имеют.

Risen 2: Dark Waters

Встретились два одиночества. И одно одиночество прикарманило второе.

Этические трудности

Только инквизиторские умы просчиталась. Стальная Борода оказался душкой и своим в доску парнем, а к Пэтти я был неравнодушен еще с прошлой встречи. Так что, добравшись до пиратского логова на острове Такаригуа, что, между прочим, оказалось совсем непросто, я понял: мне — по пиратскому пути. Тем более что повязка на глазу у меня и так уже есть, бандану найти — не проблема, а с ромом и прочими спиртными напитками я вообще всегда дружил.

Вот дальше уже начались сложности. Острова — суровое место, где сидеть на двух стульях искателю приключений никто не позволит. Молукки, или Шаганумби, как они сами себя называют, — чернокожие туземцы, которых представители Инквизиции используют в качестве рабов, — лютой ненавистью ненавидят своих угнетателей. Угнетатели, в свою очередь, не склонны воспринимать местных чернокожих в ином качестве. Либо рабы, либо мятежники, которых необходимо истребить. Так что в погоне за чудесным гарпуном мне пришлось выбирать между необразованными и поначалу даже не слишком дружелюбными, но милыми аборигенами и хорошо знакомыми, но аморальными рабовладельцами. Выбор был бы очевиден — в пользу рабовладельцев, конечно, — если бы не магия вуду, овладеть которой может только большой друг Шаганумби, причем в качестве особого исключения.

Оно ведь как тут, на островах: приезжаешь поначалу слепым котенком, даже если считаешь себя великим воином. На местные замки смотришь, как баран на новые ворота. Я уже не говорю о том, чтобы уговорить хорошенькую цыпочку оказать тебе внимание или угрозами добиться от упорствующего торговца, чтобы он продал тебе припасы в обход эмбарго.

Поймал я как-то ворюгу и пропойцу по имени Джим в лагере чернокожих. Попросил научить азам воровского ремесла. Так этот пройдоха запросил пятьсот полновесных золотых только за то, чтобы сказать мне: «Прежде всего следи за тем, чтобы тебя не поймали». Ну да, сам бы я никак до такого не додумался! И ведь что я вам скажу: пятьсот — это самое малое, что могут запросить все эти доморощенные наставники. За все надо платить. Хочешь научиться лучше держать саблю — плати. Хочешь уметь управляться с копьями туземцев — раскошеливайся. То же с убеждением, угрозами, воровством. С экипировкой полегче — в крайнем случае ее можно содрать с убитых. Или сделать самостоятельно, что, вообще-то, совсем даже не плохая идея, особенно если в пути попадется пара деталей для легендарного оружия.

Risen 2: Dark Waters

Солнечный день, сахарные плантации, жара — прекрасная обстановка для глупой, нелепой смерти, как вы считаете?

Финансовые трудности

Денег все время не хватает, хотя поначалу и кажется, что они буквально под ногами лежат. Хочешь — грабь древние могилы на свой страх и риск. Риск — потому что незадачливого охотника за сокровищами в старинных руинах часто подстерегают ловушки, кровожадные гули, гигантские пауки и здоровенные стражники. Если тебе больше по душе промыслы, ты можешь охотиться на животных, сдирая с них не только шкуры, но и когти, перья, кости. Правда, для того чтобы обчищать тушки как следует, придется постоянно таскать с собой нож для снятия шкур, пилу для костей и другие приспособления, но не такая уж это и проблема, учитывая, что заплечный мешок способен уместить в себя целый мир и не лопнуть. Кстати, поместив в рюкзак еще и кирку, можно добывать золото в пещерах, где иногда попадаются жилы.

Еще один способ заработать на пропитание и обучение — кладоискательство. Острова нафаршированы кладами как утка — яблоками. Без карт в этом деле — никуда. Хорошо, что их можно найти не только на трупах убитых пиратов, но и в продаже у некоторых торговцев. Кстати, покупка карты сокровищ решает сразу две проблемы: денежную и топографическую. При первом попадании на каждый из островов мне приходилось ориентироваться по неровностям рельефа, по убитым животным, по солнцу и мху на деревьях. Сам я картографическими навыками не владею, поэтому я мог оббегать весь несчастный клочок суши пять раз подряд — и все равно не иметь под рукой никакой схемы местности. Обычную карту, как правило, тоже можно купить непосредственно на острове, но поверьте: брать сразу карту сокровищ — гораздо выгоднее.

Я так заболтался с этими картами, что почти забыл написать о самом главном методе заработка — о заданиях. Почти каждому человеку, которого я знал по имени, было что-нибудь от меня нужно. Часто разные люди просили меня собрать остатки груза с разбитых кораблей. Хорошенькая дочка коменданта раз предложила мне приносить ей охотничьи трофеи, чтобы… создавать из них наряды для великосветских дам. Всем, кто связан с производством и сбытом рома, нужны были курьерские услуги. Собрать мешки с сахаром, доставить мешки с сахаром, забрать ром, доставить ром. И ведь за каждое поручение мне платили золотом. Спиртное здесь вообще больной вопрос. Его катастрофически мало даже у тех торговцев, которые промышляют продажей провианта. На одном из островов я вообще не смог найти человека, готового продать мне хотя бы бутылочку грога, не говоря уже о роме. А ведь без алкоголя — смерть. Натурально смерть, потому что «горючее» бодрит кровь, восстанавливает жизненные силы и помогает забыть о ранах в бою. Примерно такой же эффект оказывают зелья, восстанавливающие здоровье, на материках.

Я слышал, что искателям приключений из параллельных вселенных повезло с золотом гораздо больше. Будто бы его даже не на что тратить толком. Здесь — не так. Каждая серебряная тарелка, каждый золотой идол — на счету, потому что количество ресурсов не бесконечно, а научиться нужно многому, не забыв при этом о снаряжении и «зеленом змие».

Risen 2: Dark Waters

Иногда спиритический сеанс заканчивается плачевно: призванный дух начинает подрабатывать Капитаном Очевидностью.

Лексические трудности

Речь на островах — причудливая и необычная. Шаганумби, с которыми я довольно много общался, говорят на своем языке — странном, но довольно благозвучном. Вместо «да» они говорят «чи», женщин, владеющих вуду, называют «кики» и очень много внимания уделяют обрядам, ритуалам и всякой мутной ерунде, связанной с мудрыми предками. Но их вуду — действительно мощная штука, у которой нет аналогов. Вся эта материковая магия, о которой здесь пришлось забыть, — детский лепет по сравнению с вуду. Я мог, например, при помощи куклы переселить свое сознание в чужое тело и заставить другого человека действовать так, как мне нужно. Что самое удивительное, бедняга, подвергшийся злобному «колдунству», даже не замечал, насколько нехорошо с ним только что обошлись.

Конечно, магия аборигенов отнюдь не ограничивается куклами. Можно создавать кольца, амулеты и скипетры. Можно использовать проклятия прямо в бою. У них даже существует своя собственная разновидность алхимии, и, хотя ингредиенты для зелий добыть подчас весьма непросто, результат использования котлов серьезно облегчает жизнь. Какой-нибудь настой, благодаря которому я начинал вдруг изъясняться в пять раз более убедительно, не раз приносил мне новые задания, которые в противном случае недоверчивые жители даже не попытались бы мне поручить. Чтобы достичь такого же уровня убедительности без использования зелий, мне пришлось бы долго и упорно тренироваться, забросив боевые навыки, поскольку на них попросту не хватило бы денег.

Локализация от «Акеллы», на которую нам довелось взглянуть одним глазком, выполнена довольно добротно. Однако стоит учитывать, что в русском переводе в значительной мере теряется впечатление от разнузданности пиратского языка: диалоги причесаны, уложены и покрыты лаком. Даже характеристика «cunning», которая могла бы в русской версии звучать как «хитрость» или «коварство», была переведена нейтрально — «ловкость». Такой подход, безусловно, делает игру пригодной для более широкой аудитории, но неизбежно стирает некоторые оттенки смысла, составляющие особую прелесть Risen 2.
Несмотря на торжественную и наивную серьезность людей, которых называют «молукками», юмор порой не чужд им так же, как и пиратам. Как-то я советовался с моей спутницей Шани, вызывающей, по всей видимости, нешуточную ревность у Пэтти. Я пожаловался на невозможно трудную, как мне тогда казалось, задачу — заставить обитателей Пуэрто Изабелла загрузить корабль водой. Знаете, что ответила Шани? «Ерунда, даже дурак справится с этим». А когда я почувствовал себя задетым и переспросил, она уточнила: «Если дурак — местный комендант». И ведь действительно оказалась права — комендант неплохо послужил нам, когда мы обстряпывали это дельце.

Risen 2: Dark Waters

Какая мелочь может погубить личную жизнь женщины: стоит ей оказаться ниже пояса осьминогом — и вот уже никто не хочет на ней жениться!

У пиратов тоже есть свое наречие. Они безбожно ругаются и постоянно угрожают друг другу различными болезненными операциями насильственного характера. Если какие-то другие боги рассказывали вам про романтичных ребят в треуголках, которые грабят богатых и отдают бедным, галантно обращаются с женщинами или сражаются против тиранического режима, — забудьте все эти бредни. Пираты — разношерстная компания, которая состоит из воров, жуликов и негодяев различной степени отъявленности. Светлые исключения из общего правила встречаются, конечно. Пэтти и ее отец, например. Но общая масса флибустьерского народца — далеко не те ребята, с которыми вы хотели бы скоротать вечерок. Честное слово.

Боевые трудности

Острова — это место, где нужно каждую секунду быть готовым к неожиданностям. Идешь, бывало, себе по широкой дороге, никого не трогаешь, и вдруг — бац! — тебя пронзают острые колья — капкан, расставленный то ли на человека, то ли на вепря. Доля секунды отделяет тебя от смерти: успеешь вовремя откатиться — молодец. Не успел — прости, приятель, твой гроб отправят твоей матери. Хотя нет. Не отправят, потому что даже не найдут тела. В джунглях всякого зверья валом — сожрут.

То же бывает и в бою. Леопарды любят прижать жертву к земле, гули запрыгивают на плечи, аллигаторы сосредоточенно пережевывают врага, а результат один — смерть, если не получилось вовремя освободиться и нанести ответный удар: рубануть саблей, выстрелить, бросить в голову кокос или натравить на противника ручную обезьянку. Не легче и с «человеческими» соперниками — они нападают толпами. Один раз мне пришлось сражаться сразу с восемью умелыми воинами одновременно. Хорошо, что со мной была Шани.

Спутники, а в особенности спутницы, немного скрашивают непритязательный быт искателя приключений. Обычно я мог взять с собой только одного компаньона, даже если на корабле в моем распоряжении и была целая команда. Однако глупо было бы считать, будто в нашей связке я выглядел безоговорочным командиром. В пылу битвы каждый мой помощник самостоятельно решал, что ему делать и когда.

Раз уж мы заговорили о команде, стоит сказать пару слов и о корабле. Понятно, что поначалу — и довольно долго, между прочим, — корабля у меня не было. Поэтому, прибыв на какой-нибудь остров, я застревал там до тех пор, пока какая-нибудь сердобольная душа не подбирала меня на борт. В конце концов мне это надоело. Водный транспорт, которым я обзавелся в результате небольшой махинации, позволил мне путешествовать между островами в любой момент в любой последовательности. Только тогда я смог ощутить себя по-настоящему свободным…

Risen 2: Dark Waters

Пиратские притоны похожи друг на друга. Только расположение красных фонарей помогает отличать притон в Антигуа от притона на Такаригуа.

На этом текст обрывается. Найденное в бутылке письмо, написанное безымянным путешественником, адресовано безымянным адресатам и, по всей видимости, служит своеобразным путеводителем по островам. Мы же можем добавить ко всему сказанному вот что. Пожалуй, самой высокой оценкой от рецензента может быть вот такая форма обзора — когда вживание в образ и атмосферу становится настолько сильным, что даже в рецензии не хочется с ними расставаться. Когда хочется закрыть глаза на откровенное несоответствие графики современному уровню технических возможностей, простить разработчикам странную анимацию, перестать рассуждать о ролевых системах и геймплее. Risen 2: Dark Waters подобна настоящему пиратскому рому. Она будоражит воображение и опьяняет терпкой, насыщенной, горячей атмосферой островной романтики. Этот мир, пожалуй, глубже, чем мир «Пиратов Карибского моря», многограннее, чем повесть о Гайбраше Трипвуде. И даже исключительно «сухопутная» динамика игрового процесса не портит общего впечатления.

Итак, перед нами одна из самых успешных «пиратских» RPG. Не удивляйтесь, если в процессе игры у вас отрастут сабля и треуголка.

Плюсы: динамичный и логически выверенный сюжет; атмосфера островной романтики; стройная и оригинальная ролевая система; необычное решение «магического» вопроса; высокая квестовая насыщенность локаций; нелинейность и свобода выбора.
Минусы: не самая современная графика.

Читайте также: