Рик и морти обзор

Обновлено: 02.07.2024

Сезоны «Рика и Морти» традиционно стартуют очень слабо. Пилот — вообще самая беззубая и поверхностная серия во всем сериале, после которой многие зрители не собираются продолжать просмотр и знакомство с этим шоу (и я их нисколько не виню). Предыдущий сезон начинался с ужасного The Rickshank Rickdemption. Изменилась ли ситуация в 4 сезоне?

Это не случай «Коня Боджека», где сценарная группа работает над сквозной непрерывной аркой, заранее выделяя ее ударные точки и с большой любовью и мастерством их выписывая.

«Рик и Морти» — сложный промежуточный вариант от крайне противоречивых авторов, которые то импровизируют в духе South Park, то очень тупо сшивают вместе самые очевидные культурные штампы в стиле «Футурамы».

И в том, и в другом случае получаются местами смешные, но незапоминающиеся и трудно отличимые одна от другой серии. В третьем случае в авторов напрямую бьет фиолетовый инопланетный луч гения, и у них получаются эпизоды, гениальные по глубине поднятых мыслей, с тектоническими сдвигами в развитии персонажей, которые проходят через такие физические и эмоциональные испытания, что им посочувствовали бы даже герои самых хардкорных драм HBO и AMC.

Первый эпизод первой половины 4 сезона «Рика и Морти» — напомню, в ней в этом году нам покажет всего 5 серий, — к сожалению, не из третьей категории. Это типичная ни на что не претендующая «футурамка», которая пришлась по душе критикам и наверняка будет с восторгом принята всеядными фанатами сериала. Но ни одна из трех основных линий серии не выдерживает серьезной проверки на прочность.

Больше о «Рике и Морти»:

Эпизод называется Edge of Tomorty: Rick Die Rickpeat. Как не трудно догадаться, тут обыгрываются штампы из «Грани будущего» и множества других художественных произведений, где герою предоставляется шанс снова и снова попытаться избежать неминуемой гибели.

Основная арка посвящена Морти, который при помощи ворованного кристалла смерти избегает миллиона возможных смертей, чтобы достичь той, единственной, которая его устраивает (в преклонном возрасте, на руках у любимой женщины, снова и снова повторяющей его имя). Но избранный Морти вектор действий очень быстро ведет к смерти Рика…

Вторая арка — про «бэкапы» Рика, которые после смерти каждого его нового клона воскрешаются в одном из измерений (не том, в котором нужно) и пытаются вернуться в мир Морти. Рику очень везет на миры с фашистской диктатурой — нам даже показали яркий образ нациста-Морти, стремящегося к лучшей жизни, — и не везет на нормальные человеческие тела.

Третья, самая куцая линия — издевательство над аугментированной реальностью и разумными голограммами в духе проекций Тони Старка. После смерти Рика объявляется целая их компания, начинает выступать за права голограмм и пытаться убедить Морти клонировать Рика. Но Морти слишком увлечен своими делами, чтобы обращать на них какое-то внимание.

Посколько Морти за серию ни разу не умирает, вместо «Грани будущего» тут скорее пародируется фильм Next по мотивам рассказа Филипа Дика The Golden Man — и множество других художественных произведений про героя с ограниченным даром предвидения событий. В этой арке происходит традиционная для сериала абсурдная эскалация, в которой действия Морти имеют сначала школьный, потом городской, потом национальный, а затем и планетарный масштабы.

Но ни одной действительно интересной ситуации — и нестандартного выхода из нее — сценаристы не придумали. Морти выступает в роли своего рода «Рика-лайт», используя его оборудование для преодоления препятствий и расправы с обидчиками, говоря нужные реплики в нужных ситуациях… в какой-то момент все идет не по плану, но это тоже очень предсказуемое отклонение.

Мысль в сюжете затронута неплохая — любой человек, концентрирующийся только на цели, не видит возможностей, которые открываются перед ним по пути, — но с ней можно и нужно было сделать куда больше, чем ремейк «Хроники» (то есть «Акиры»).

Морти тут сам по себе, ни с кем, включая голограмму Рика, особо не взаимодействует, и остаются лишь абстрактная Джессика (которая, честно говоря, надоела как объект воздыханий героя еще в серии про мир Кроненбергов), к которой напролом идет не менее усредненный подросток. Замечателен лишь труд мультипликаторов в боевых сценах и смешная ройлендовская озвучка в моментах, когда Морти старается разглядеть нужные реплики на пересечении пляшущих перед ним альтернативных реальностей.

Больше о «Рике и Морти»:

В линии постоянно воскрешаемого Рика нашлось место отличным гэгам — и невероятному даже для этого сериала количеству культурных отсылок на заднем плане. Но авторы так увлеклись этими шутками и референсами, что упустили возможность и здесь рассказать интересную историю и показать рост Рика как личности через его беспрерывные смерти (как в «Дне сурка» или той же «Грани будущего»). Это просто один и тот же Рик, в одном и том же стиле взаимодействующий с другими Риками — за исключением уже упоминавшейся довольно забавной, но быстро оборванной линии с наци-Морти.

Линия с голографическим Риком — это пара визуальных гэгов в конце и начале серии. Из-за 20-минутного хронометража на нее не хватило времени. Вообще нехватка времени в этом эпизоде ощущается, как никогда в «Рике и Морти» — и из первой, и из второй, и даже из третьей арки можно было бы сделать что-то действительно сложное и интересное, если бы персонажам дали вырасти и повзаимодействовать.

Поскольку эти же люди подарили нам серию Tales From the Citadel, где с развитием героем в 7-8 сюжетных линиях за те же 20 минут было все в полном порядке, я могу объяснить такую сценарную неуклюжесть лишь ржавчиной после долгого простоя между сезонами.

Как я уже говорил, 1 и 3 сезоны «Рика и Морти» начинались очень слабо, и Edge of Tomorty ничего не говорит о качестве сезона как такового — или хотя бы его первой половины. Единственным исключением был очень сильный A Rickle in Time — 1 эпизод 2 сезона, безумно и творчески подхвативший и развивший клиффхэнгер из финала 1 сезона. На этом фоне новая серия выглядит еще более невзрачно — мягкий ребут всего сериала, вернувший Джерри в семью Морти, упоминается в паре небольших сценок в начале и в конце серии.

Остается надеяться, что последующие эпизоды покажут, что с ребутом тут все не так просто, и что новый «Рик и Морти» нет будет настолько унылой мешаниной из мета-отсылок и «старой-доброй классики».

Больше о «Рике и Морти»:

Самый лучший гэг (из-за нехватки времени?) втиснут в заключительные титры — это действительно смешная сцена, которую трудно считать полноценной частью серии, потому что показывают ее в момент, когда зритель уже расслабился и эмоционально отключился от происходящего.

Гайд для тех, кто не успел запрыгнуть. Wubba lubba dub dub.

Честно говоря, с Риком и Морти у меня странные отношения. Дело в том, что, когда первый сезон был в самом разгаре, я смог уклониться и не запрыгнул на этот HypeTrain. Общественность билась в экстазе, авторы сериала смогли ублажить всех: гики остались довольны, фанаты жести и трэша тоже и даже любителей глубоких эмоциональных историй не обделили.

Охватив и оставив довольными такую большую аудиторию, сложно избежать успеха и популярности. Так и вышло, вокруг сериала появился настоящий культ: его называли чуть ли не «надеждой поколения», что-то по масштабу сравнимое с «Игрой Престолов».

Так уж вышло, что сам я познакомился с сериалом совсем недавно, буквально перед выходом 3 сезона(ну, конечно, не считая первоапрельскую серию). Ну вы знаете, как это бывает: ты долго и упорно пытаешься уклоняться от встречи с продуктом, о котором назойливо твердят все вокруг, чтоб не ощущать себя таким попсовым или жертвой маркетинга, плюс у каждого из нас всегда есть свои тайтлы, которыми он уже занят.

Тем не менее, всё же познакомившись сериалом, я понял, насколько жалкими были мои аргументы и точка зрения на тот момент. Это был совершенно неоправданный риск - упустить один из самых продуманных, качественных и интересных проектов последнего времени. Мне почти стыдно. Но с другой стороны, возможно, именно это сделало меня одним из самых счастливых фанатов сериала(теперь уже), ведь я смотрю фактически 3 сезона подряд, а не жду этого почти 4 года, хотя для меня, похоже, всё только начинается.

Рик и Морти довольно неоднозначное произведение. Впервые включив сериал, вы заметите мультяшную рисовку не очень высокого качества. Для некоторых это может стать причиной отказаться от просмотра. Но я всё же рекомендую дать шанс этому произведению, потому что первое впечатление обманчиво, ведь Рик и Морти лишь в самую последнюю очередь мультсериал. И он далеко не такой легкомысленный, каким может показаться.

Он совсем не детский: черный юмор, мат, ультранасилие, цинизм, серьёзные темы, которые даже «взрослого» могут оставить сидеть с открытым ртом после 20-минутной серии(да-да, думаю, знатоки уже поняли, о каких сериях я говорю). Всё это не просто дефекты(кроме серьезных тем), которые принято осуждать в современном искусстве и обществе, это инструменты, которыми написан сериал. Именно они создают те запоминающиеся атмосферу и стиль, характерные лишь для Рика и Морти, а также помогают лучше раскрыть персонажей и ситуации, доводя градус повествования до предела. Ведь лишь в такие моменты мы можем видеть истинную суть вещей.

Будьте готовы, что никто не будет разжёвывать для вас смысл. Сериал не тычет тебе в лицо мораль, как это делают другие произведения, например, «Американский Папаша» или бессмертные и вездесущие «Симпсоны». Да, именно за это мы и любим Рика Морти, ведь за этой пеленой безумия и вакханалии каждый зритель способен отыскать свой собственный смысл.

Но если вы всё же беспокоитесь о низком качестве визуального оформления, то, начав просмотр, будьте уверены, вы быстро об этом забудете, ведь Рик и Морти совсем не об этом. Плотность повествования здесь настолько высока, что недавно пересмотрев серию(5 серия 1 сезона, не считая пилота, опять таки для знатоков), я понял, что это было очень изматывающее для моего сознания, так как эмоций от просмотра одной 20-минутной серии было, как после просмотра полноценного 2+ часового фильма.

К тому же не очень высокое качество рисовки с лихвой окупается сюжетом и проработкой историй, на которые, по признаниям самих авторов и уходит львиная доля времени производства. Но разве качественный продукт не стоит того, чтобы его ждать?

И все же если кто-то почувствует легкое возбуждение от моего рассказа, рекомендую вам в начале просмотра пропустить пилот, потому что это довольно размеренная серия, которая своим неторопливым темпом выбивается от остальных, которые несутся, как поезд, Всадники Апокалипсиса или деградация. Но потом обязательно посмотрите.

Сериал стал настоящим глотком свежего воздуха на ТВ. Эксперимент, определенно, удался: Рик и Морти – это феномен, с которым сложно спорить. Оказывается, то, чего так долго пытались избегать в популярной культуре, на деле отлично работает, и думаю, что множество довольных зрителей и фанатов по всему миру заставят шоураннеров пересмотреть стандарты шоу на ТВ.


О том, как и кем был создан мультсериал «Рик и Морти»:

В Лос-Анджелесе ежемесячно проходит фестиваль короткометражек Channel 101. Согласно концепции фестиваля, зрители смотрят 10 пилотов новых сериалов, и голосуют за те, которые бы хотели смотреть. Пятерка лучших отправляется на сайт Channel 101 в слот «прайм-тайм», что позволяет снимать следующие эпизоды. Подробнее о фестивале можете погуглить, а теперь перейдем к создателям сериала.


Джастин Ройланд (справа) — автор различных короткометражек, а так же комик. Дэн Хармон — создатель фестиваля, известен сериалом «Сообщество», кстати клёвый сериал, а еще он пишет книги.


Сериал вызвал неоднозначные эмоции у зрителей, но оба создателя были заняты на других проектах. Прошло время, проекты закончились, и ребята вновь решили объединиться. Вспомнив о пародийном мультфильме, они решили его возродить, но уже немного изменив героев.

О сериале и почему он такой популярный:

В двух словах о чем сериал, вы прочли вначале или в этой подборке :) Поэтому пройдёмся немного глубже, ведь сериал неоднозначный.

  • Рик и Морти — не просто мультфильм, это ситком. Ситкомы, как известно, одни из самых популярных жанров. Легкие комедии, но ты привыкаешь к каждому герою. «Рик и Морти» представляют собой не связанные между собой серии, за некоторым исключением.
  • Это для кидалтов. Кидалт — взрослый ребенок. Это не просто мультик, типо «Маши и Медведя», а довольно жесткий в плане юмора, с хорошим словцом, цинизмом и довольно тяжелыми темами мультсериал.
  • Сериал о семье. Здесь представлена довольно грустная драма — Рик бросил свою жену с детьми много лет назад. И, вот, весь такой циничный нигилист, погруженный в науку и алкоголь, возвращается к дочери, у которой уже есть свои дети. Дочь Рика, Бет, все еще переживает, что снова потеряет отца, пытаясь совместить роль матери со своими мечтами. Недалекий зять соревнуется харизмой с тестем, а старшая внучка Рика, Саммер, переживает кризис подросткового возраста.
  • Толерантность и ЛГБТ. Друзья и собутыльники Рика существуют практически во всех галактиках и вселенных. В сериале есть даже гендерно-нейтральные персонажи.
  • Неидеальные персонажи. Каждый из героев переживает свои эмоции. Мы наблюдаем и депрессии и нервные срывы, гнев и кризис. И всё это в сай-фай жанре, не забывайте.

На мой взгляд, успех сериала в сложности персонажей, в драматургии, которую не нужно объяснять, а ты сам после просмотра 20-минутной серии несколько часов «перевариваешь» всё увиденное и услышанное. Поп-культура, которую затрагивают Дэн и Джастин, а так же коллабы с известными «Симпсонами» и «Гравити Фолз» на первых этапах сериала.

В начале девятой серии Морти случайно проливает себе на руку жидкость из портальной пушки Рика. В результате в ладони Морти открывается портал, связанный с порталом в бедре странного типа по имени Ник. Ник рассказал Морти, что тоже пролил на себя портальную жидкость, из-за чего угодил в психиатрическую лечебницу. Морти, у которого как раз испортились отношения с Риком, помогает новому другу сбежать и договаривается с ним украсть из гаража Рика портальную пушку, чтобы путешествовать по вселенной и исправлять его ошибки.

Ник оказывается настоящим психопатом, убивающим безоружных инопланетян. До того, как попасть в лечебницу, он случайно познакомился с Риком в баре и прокрался в его гараж с целью украсть портальную пушку. Теперь Ника преследует навязчивая мысль о Морти как о напарнике. Морти приходится прибегать к самым радикальным мерам, чтобы избавиться от портала в ладони, намертво связавшим подростка с очень неприятным и опасным типом.

Пока Морти разбирался с Ником, Рик выдрессировал себе пару новых напарников — прирученных ворон. Вороны оказались очень эмпатичными существами, которые открыли Рику глаза на то, до чего токсичными были их с Морти отношения. В итоге Рик улетает с воронами на другую планету, покоренную цивилизацией разумных птиц. Там он путешествует из города в города, расправляясь со злом в духе персонажа бесконечного аниме-сериала.

Но однажды к Рику приходит сорокалетний Морти и рассказывает, что произошло с семейством Смитов после того, как Рик покинул Землю: Джерри умер от рака, а Саммер «стала медсестрой», то есть, как поясняет Морти, вышла замуж за наркомана. Рик никак не реагирует: его устраивает положение вещей и бесконечный квест с ручными воронами. Но после того, как вороны находят себе хозяина получше из числа местных сверхзлодеев, Рик решает вернуться в свой мир.

Там он выясняет, что Смиты живы-здоровы, а Морти просто ввёл себе сыворотку для превращения в сорокалетнего мужчину, чтобы шантажировать Рика. Вернуть Морти нормальный облик можно только отправившись на Цитадель. Там главных героев ждёт президент Морти — Злой Морти, который наконец-то делает финальный шаг в своем тянущемся еще с первого сезона плане.

Плюсы

Развитие отношений Рика и Морти

В последних двух сериях пятого сезона динамика отношений между дедом и внуком оказывается сильнее, чем во всех предыдущих сериях. Рик наконец-то решает остановить бесконечный цикл абьюзивных для Морти «приключений недели». Морти идет на всё, чтобы вернуть Рика в семью. Он знакомится со Злым Морти — олицетворением всего негатива по отношению к Рику — и должен выбрать, присоединиться к злобному альтер-эго или постараться в последний раз достучаться до дедушки.

В девятой серии всё это происходит в максимально разряженной обстановке. Не считая пары драк с психопатом Ником, у Морти нет особых проблем. Рик тоже легко расправляется со всеми преградами, которые птичья цивилизация ставит на его пути. Зато в десятой серии оба персонажа попадают в грандиозный цейтнот: действия Злого Морти поставили под угрозу существование Цитадели, альтернативные Морти гибнут десятками, Рики — сотнями. И в самых недрах этой крутящейся на полной скорости мясорубки дед со внуком пытаются выжить и починить непоправимо разрушенные встречей со Злым Морти отношения.

Используя устройство для сканирования мозга Рика, Злой Морти показывает Морти всю историю происхождения Цитадели и налаженную Риками индустрию по организации встреч Джерри с Бет и последующему «производству» Морти. Более того, с помощью этого же устройства Морти узнает предысторию Рика.

Как и предполагали фанаты в своих теориях, настоящая семья Рика из вселенной C-137 — его жена и маленькая Бет — погибли. Произошло это по вине Рика из другого измерения, которого безутешный Рик C-137 очень долго искал, истребив по пути множество плохих Риков. Но настоящего виновника гибели жены и Бет он так и не нашел. В итоге Рик C-137 занял место одного из убитых Риков — и у него начали выстраиваться отношения с живой в этом измерении Бет и её сыном Морти.

Под грузом всех откровений каждое действие Рика и Морти в гибнущей Цитадели получает вес, которого зрители не чувствовали в предыдущих сериях. Даже когда эти действия не особо изобретательны и прямо пародируют моменты известных фильмов-блокбастеров, мы переживаем за эмоциональную арку отношений персонажей и искренне болеем за то, чтобы у них все закончилось хорошо.

Потрясающий размах экшена в финале

Все самые умные действия в финале совершает Злой Морти: он взламывает защиту на портальных пушках Риков, в результате чего все Рики на Цитадели погибают при попытках войти в портал. Выживает только Рик C-137, который еще до начала эпизода догадался об истинной сущности президента Морти.

Но взлом портальных пушек был только первой стадией плана Злого Морти: на второй он хочет сломать созданную Риком Кривую в основе Цитадели. Она удерживает в себе миллионы измерений, доступных при помощи портальных пушек. Кривая нужна для того, чтобы во всех этих измерениях Рик C-137 всегда оставался самым умным персонажем. Другими словами, Злой Морти хочет вырваться из той реальности, которую нам всегда показывали в мультфильме, чтобы попасть… куда-то ещё.

На протяжении всего десятого эпизода на экране творится феерия: персонажи взрывают и ломают канон мультсериала, проникая в принципиально иные измерения. Это настоящий триумф анимации и воображения сценаристов. Создатели поставили себе практически невыполнимую задачу: показать зрителю что-то, чего не было ни в одной серии «Рика и Морти» со всем их безграничным разнообразием миров и рас пришельцев… и блестяще справились с ней, умело добавив в происходящее лирику и меланхоличность, превращающие конфликт Рика C-137 и Злого Морти из личного в нравственный, а из нравственного — в философский. И в середине всего этого — наш, обычный Морти, что-то отчаянно пытающийся решить для себя, пока вокруг него в буквальном смысле гибнет вселенная.

Минусы

Пустота предфинальной серии

На фоне десятого эпизода девятый выглядит совсем пустым и ненужным: вы ничего не потеряете, если пропустите его и сразу начнёте смотреть последнюю серию. Причина, по которой Морти и Рик разошлись, очень надуманная, она не имеет значения для сюжета финала и никак не влияет на решения, принимаемые Риком и Морти в десятом эпизоде.

Это чистой воды филлер с введением дополнительных персонажей (психопата Ника и воронов), которые исчезнут бесследно. Создателям сериала и руководству Adult Swim ни в коем случае не следовало выпускать настолько слабый эпизод вместе с грандиозным финалом.

Анимационная, сюжетная и характерная бедность девятой серии только подчеркивает, какой у «Рика и Морти» низкий средний уровень эпизодов. И вызывает вопрос: стоило ли в 2021 году тратить время на девять проходных эпизодов, чтобы в итоге получить двадцать минут первоклассного «Рика и Морти»? Наверное, все-таки стоило — но с оговорками, которых становится больше с каждой серией.

Скомканность сюжета финала

Финал пятого сезона мог бы стать настоящим шедевром, если бы действительно был разбитым на две части часовым эпизодом — практически полнометражкой, в которой линии Рика C-137, Злого Морти и обычного Морти получили бы возможность как следует развиться и «подышать».

Лучшая сцена всего эпизода — это мирный разговор всех трёх персонажей за столом в офисе президента Морти, где нет никакого экшена, но при этом напряжение нарастает с каждым словом. В полнометражке мы бы получили не только узловые сюжетные точки и феноменальные по размаху боевые сцены, но и больше тихих моментов, дающих возможность вместе с персонажами вдуматься в происходящее, поискать варианты решения прежде, чем срываться в головокружительное путешествие по флэшбэкам и иным мирам.

В 20-минутном формате финал получился таким же скомканным, как финал «Игры престолов»: предыстория Рика, которую мы так ждали с первой серии, оказалась банальной и предсказуемой, показанной просто «для галочки». Её можно долго разбирать по кадрам, но при просмотре серии в нормальном режиме пара кадров с женой Рика и маленькой Бет теряются в обвале информации о прошлом Цитадели и самых неприглядных моментах эксплуатации Морти Риками.

Учитывая, насколько пуста девятая серия, сколько там свободного места для флэшбэков и экспозиции, решение создателей поместить все важные моменты сезона в десятый эпизод нельзя оправдать ничем. Решение показывать обе серии подряд явно было принято в последний момент — как и решение Adult Swim выдать их за единый финал сезона.

На производственном уровне создателей «Рика и Морти» по-прежнему меньше всего интересуют сквозной сюжет и канон — они предпочитают пародировать фильмы и аниме, большую часть сезона рассказывая невзаимосвязанные истории и оставляя персонажей столь же статичными, схематичными и карикатурными, как это делала «Футурама» и до сих пор делают «Симпсоны».

Что ждать от шестого сезона?

Если бы финал пятого сезона «Рика и Морти» показали сам по себе, ответ бы звучал как «однозначно смотреть шестой» — даже не из-за клиффхэнгера в концовке, а просто из-за того, какие новые возможности авторы открыли перед героями, и насколько серьёзным изменениям подверглась каноническая реальность сериала.

Но в обойме с предфинальным, девятым эпизодом остаётся только посоветовать дождаться первой серии шестого сезона. Если создатели опять всё обнулят и вернут на круги своя, с сериалом можно будет спокойно расставаться, лишь изредка заглядывая на знаковые эпизоды-события, в которых с героями раз в год или реже что-то будет действительно происходить.

В конце концов, существует множество сериалов и мультсериалов, издевающихся над массовой культурой и рассказывающих ни к чему не обязывающие истории о никогда не меняющихся персонажах. «Рик и Морти» у нас только один — и очень жаль, что о его существовании нам напомнили один раз за целый сезон.

Читайте также: