Resident evil 5 обзор

Обновлено: 05.07.2024

Перед тем как начать обзор скажу пару слов вступления. Мое знакомство с серией началось со второй части на первой PlayStaton в начале нулевых. Не сказать, что я был сильно восхищен ею, но в те времена она действительно пугала и я имел удовольствие пройти ее несколько раз. После этого я не пропускал номерных частей серии, и каждый раз новая игра часть радовала интересными и увлекательными атмосферой и геймплеем. Но по настоящему моей любимой частью стала Resident Evil 4. Это было логичная и правильная эволюция идей предыдущих частей, которая при смене перспективы сохранила всю глубину. Но при этом позволила оказаться «ближе» к творящемуся ужасу. Теперь враг мог незаметно подкрасться сзади, пока ты целишься, и, окруженный зомби, испытать настоящую панику.

Ожидая Resident Evil 5, я рассчитывал получить абсолютно правильную часть. Механика четвертой на тот момент была довольно нова и не требовала смену, а улучшенная графика и игра со светом и тенью казалась необходимым и достаточным нововведением. Но когда она вышла в свет, я долго не мог понять, что в ней не так. Вроде бы все на месте, но что-то не то. И в следствии я ее забросил, рассчитывая пройти позже. Затем возвращался к ней несколько раз, но опять же без успешно.

И только сейчас, узнав о готовящейся к выходу шестой части, боясь остаться не в теме, я собрал волю в кулак и прошел ее. И теперь, смотря на титры, я понял, что же с ней было не так. Но сперва расскажу о ней в общих чертах.

Начинается действие в африканской деревушке, а под наше управление попадает известный нам по прошлым частям Крис Редфилд. И сразу видно нововведение напарник Шева. Побывать придется в деревушке, пещерах, болотах, на нефтяной вышке и на корабле. С напарником вы нигде не будете расставаться. Таким образом разработчики навязывают нам кооператив. И не то что бы играть одному было бы как то очень не комфортно. Но на некоторых боссах все таки жалеешь, что твоего напарника не заменяет живой человек.

Гемплей практически не претерпел ни каких изменений, по сравнению с Resident Evil 4. Тот же самый вид из под плеча, стрельба и удар ножом только при нажатии отдельной кнопки, вечная нехватка патронов. Разве что механика была немного доработана. Некоторая часть врагов переехала из предыдущих частей, таких как мужик с бензопилой и мешком на голове и противники со щитами, а некоторая часть, представленное в основном уродливыми тварями, появилась в первые. Но это не то чтоб сильно повлияло на геймплей. Мы все так же нервно бегаем и пытаемся попасть по скачущим врагам. А у некоторых, особо бронированных и у боссов, стреляем по оранжевым или белым наростам, что бы пробить защиту.

Фантазия авторов явно не отказала, на протяжении игры нас развлекают как могут. И в тире на грузовике дают пострелять, и на лодке покататься, и в QTE в роликах поиграть. Как и в предыдущих частях, мы постепенно через красочные ролики и разбросанные по локациям дневники узнаем детали сюжета. И не то что бы он был особо увлекательным и в некоторые моменты отдает второсортными голливудскими фильмами, но это можно предъявить к любой части серии.

Все это в совокупности с быстрым напряженным гемплеем, отличной режиссурой и выверенным балансом дает нам великолепный экшен.

Но тут и встает вопрос. Экшен. Он был и в Resident Evil 4, но там разработчики не забыли о доминировании хоррора. И не то что бы в пятой части его не было, но после первой трети игры, о нем как будто забыли. Планомерно впихивая в игру особенности и выделительные черты предыдущих игр (как вам концовка, заканчивающая улетающим в закат вертолетом), но как будто позабыли об по-настоящему главном столбе, на котором держится серия. Это уникальная атмосфера. И какими бы не были великолепными другие составляющие, при игре в Resident Evil 5 у меня так и не возникло ощущения, что я играю в Resident Evil. Она стала слишком шумной, легкой на восприятие и с кооперативом.

И мучаясь над финальной оценкой, разрываясь между великолепной игрой и чувствами фаната, ставлю 8.0 балов. Некий компромисс.

И в заключение хочется добавить, что надеюсь Resident Evil 6 сможет преодолеть эту проблему. Разработчики говорят, что возвращаются к корням в гемплее за Леона. А не давно вышедшая Resident Evil: Revolution, которая, как отмечают прошедшие ее люди, отлично совмещала хоррор и экшен часть, дает надежду на достойное продолжение.

Resident Evil 5, конечно, не повезло. Не обладая какими-нибудь особенными талантами, превзойти успех революционной четвертой части было почти невозможно. В успех каких бы то ни было преобразований не верили, кажется, даже сами разработчики, которые просто скопировали лучшие моменты из Resident Evil 4, дав при этом возможность рассмотреть капли пота на лицах персонажей. И хотя графика (а особенно дорогущие ролики на движке) даже сейчас выглядит превосходно, многие уже наверняка успели забросить диск с пятой частью на антресоли. Как выяснилось, зря — через год после выхода игры Capcom неожиданно выпускает сразу два масштабных DLC, достойных не только того, чтобы сдуть пыль с оригинала, но и включить их в переиздание Gold Edition — вместе с традиционными новыми костюмами и персонажами.

Призрак дома на холме

Изначально Lost in Nightmares должен был стать одним из уровней Resident Evil 5, но, даже выпущенный отдельно, он стоит своих денег.

Единственное, что объединяет оба дополнения, кроме цены (400 MS Points, т.е. примерно $5 за каждое), — их небольшая продолжительность. На прохождение Lost in Nightmares и Desperate Escape по отдельности едва ли уйдет больше полутора часов, но ощущения от них будут разниться между собой примерно так же, как между посещением классического балета «Ромео и Джульетта» и концерта группы Rammstein. Каждая из кампаний представляет собой коротенький конспект двух разных эпох в хронологии сериала. В начале Lost in Nightmares Джил Валентайн и Крис Редфилд возвращаются в готический особняк Спенсера (действие происходит в Европе в 2006 году), который — вот удивительно! — почти не отличается от того, в котором происходило действие самой первой части Resident Evil. Лужи крови на полу, скрип половиц и вечная гроза за окном теперь выглядят словно декорации в «кабинете ужасов» музея восковых фигур мадам Тюссо — вроде бы все очень дорого и реалистично, но умом понимаешь, что это всего лишь декорации. «Что это за запах?» — спрашивает Джил, спустившись в подвал, доверху заполненный расчлененными телами. Кажется, еще секунда, и девушка (прошедшая к тому времени ад Ракун-Сити) фыркнет и рассмеется.

Традиционная стоеросовая серьезность Resident Evil на этот раз оборачивается ловкой самопародией — первые полчаса мы с напарником (возможность проходить игру в кооперативе никуда не делась) бегаем по полутемным комнатам и коридорам, собираем какие-то бумажки с паролями, медальоны, рукоятки от домкрата и вообще чувствуем себя словно на встрече выпускников начальной школы. Вроде бы все до боли знакомо (вот за этой дверью должна быть комната с опускающимся потолком, и действительно — через секунду Джил снова оказывается заперта наедине с приближающимися шипами), но… как же все изменились!

Одну характерную черту классических Resident Evil удалось передать в нетронутом виде — от зомби всегда проще убежать, чем застрелить.

То, для чего в 1996 году требовалась недюжинная сила воображения, сейчас работает на движке Resident Evil 5, поэтому для ветеранов серии большая часть дополнения пролетит за восхищенным любованием похорошевшими формами Джил Валентайн. Только за возможность снова наблюдать, как она играет «Лунную сонату» на пианино (за соседним книжным шкафом по привычке пытаешься отыскать серебряный медальон), хочется выписать Lost in Nightmares как минимум девять баллов. И это притом что ни одного, даже самого завалящего, зомби к этому моменту еще не появляется. Враги удостаивают вас вниманием лишь под конец — с ними нужно расправляться, заманивая в шипастые ловушки (из оружия в это время у нас только ослепляющие гранаты). Ну а финальная битва с Вескером (на этот раз он косплеит Нео из «Матрицы») разрешается несколькими ловкими нажатиями кнопок.

Камера и управление, которые в былые времена нагоняли больше страху, чем все монстры, вместе взятые, здесь ничем не отличаются от оригинального Resident Evil 5, поэтому для тех, кто хочет от начала до конца повторить ощущения от первой части, существует ремейк для Wii и GameCube. Ценность Lost in Nightmares совсем в другом — это ностальгическая костюмированная постановка, авторы которой в открытую иронизируют на тему первых частей Resident Evil. А это не каждому дано.

Когда заговорят пушки

Иногда Джил специально просишь сделать вот так, вместо того чтобы добивать врагов выстрелом. Очень уж эффектно у нее получается.

Второй DLC под названием Desperate Escape таким остроумием похвастаться не может. Его цель — всего лишь заткнуть незначительную дыру в сюжете Resident Evil 5, дать возможность взглянуть на его события глазами все той же Джил.

Тут, конечно, напрашивается прямая аналогия с бонусной кампанией Separate Ways в PS2- и PC-версиях Resident Evil 4, но на деле сравнить их не получается. И не только потому, что черный обтягивающий костюм идет Джил Валентайн куда меньше, чем красное вечернее платье — Аде Вонг. Separate Ways меняла привычный темп, арсенал и уровни четвертой части: Ада могла скакать по недоступным Леону крышам, куда взбиралась с помощью гарпуна, а один из уровней проходил на военном корабле.

Проходить Resident Evil только ради безумных бонусных костюмов больше не нужно — они теперь продаются вместе с DLC.

Ну а самое исчерпывающее описание Desperate Escape — «еще немного Resident Evil 5». Единственное отличие — в накале страстей. Такого свирепого экшена не было даже в самом конце оригинальной игры, а здесь в каждый метр уровня приходится чуть ли не вгрызаться зубами. В самые лучшие моменты на вас вываливают палачей, африканских колхозников с бензопилами, толстяков с многоствольными пулеметами (и это не считая десятков обычных зомби) и предлагают продержаться несколько минут до прибытия спасательного вертолета. Баланса, конечно, никакого (напарника убивают сразу же, стоит только отойти в сторону на поиски аптечек), но зато и патроны ко всем видам оружия отгружают целыми вагонами.

Ресурс базовой механики Resident Evil 4 таков, что на его основе можно не только сконструировать полноценную пятую часть, но и вообще все что угодно. Медленный коридорный хоррор из нее получается ничуть не хуже, чем быстрый позиционный экшен с пулеметами и базуками. Но больше всего на этот раз повезло всем фанатам переодевания — в новом старом режиме Mercenaries Reunion, который поставляется в комплекте с Lost in Nightmares, можно расстреливать африканских зомби в роли Ребекки Чамберс, Барри Бёртона (персонажи первой и нулевой части серии) или, например, злодейки Эксцеллы Джионе. Правила не менялись уже много лет — за каждую снесенную голову выдается дополнительное время, а выигрывает тот, кто продержится дольше всех.

Три часа геймплея, две микрокампании, а также немного ностальгии и кровавой резни — все это Capcom готовы предоставить любому желающему прямо сейчас по щадящей цене в $10. На наш взгляд — более чем достойное предложение. Ну а Gold Edition, в свою очередь, станет отличным подарком для всех, кто любит Resident Evil, но провел последний год на Суматре, изучая образ жизни чепрачных тапиров.

9 июля 1998 года газета The Racoon City Times опубликовала статью, в которой говорилось об участившихся случаях пропажи людей. Обычное, вроде бы, дело для огромного мегаполиса, только вот некоторые трупы впоследствии находили обезображенными. Было у всех этих преступлений что-то общее, но убийц или даже каких-нибудь улик найти не удавалось. К делу привлекли специальное подразделение – S.T.A.R.S. Первыми неподалеку от города, в низинах Аркелийских гор, высадился отряд «Браво», который вскоре исчез. К ним на подмогу выдвинулся отряд «Альфа». Первым, что нашли оперативники, была человеческая рука, сжимающая пистолет. Тут же на них нападают одичавшие собаки и убивают Джозефа Фроста. Остальные члены отряда бегут к ближайшему укрытию – особняку, который, оказывается, набит сложными загадками, плотоядными зомби и мутантами…

Во второй части идеи развили: загадки стали, правда, полегче, зато добавились новые варианты прохождения. Смысл остался прежним – много думаем, много ищем, иногда стреляем. По сути, убив всех зомби, игрок попадает в довольно стандартный квест. Что-то типа King’s Quest, только сеттинг совсем не добрый. Resident Evil 2 до сих пор любим – недаром его даже выпустили на новом движке (для GameCube и Wii).

Resident Evil 5

Типичная игровая ситуация. Напарник побежал вперед, а сзади к нему подкрадывается негр с дубьем.

Третья часть пошла по проторенной дорожке. Секреты, загадки, разве что стрельбы побольше (нас выпускают в полный зомби город). Общий уровень сложности снизился – игра очень аккуратно, будто боясь обжечься, переняла некоторые качества у боевиков. А потом был Resident Evil 4, в котором зловещая корпорация Umbrella уничтожена, Ракун-Сити превратился в радиоактивную пыль, вместо зомби какие-то немытые селяне с тараканами в голове, загадок мало – одна пальба. Для меня, честно говоря, это было разочарованием. Silent Hill уже поднадоел, захотелось чего-то родного и знакомого с налетом одной лишь таинственности, а не безумия, а тут нате – Леон Кеннеди, аки Рембо, рассекает по туманной деревне, паля во все стороны, а на полученные от убийств деньги улучшает оружие у дружелюбных торговцев. И все живые. Тогда мне это, ей богу, не понравилось. Слишком резкий переход, обман ожиданий… всего лишь еще одна стрелялка (да и с кривым управлением, к тому же). Грустные думы о судьбе серии одолели меня (а еще унылый фильм по мотивам расстроил, конечно)…

И вот выходит Resident Evil 5. Старый знакомый Крис Редфилд едет по Африке, рассказывая, что Umbrella тю-тю, но все ее наработки уже в лапах террористов (что-то у нас там было про них недавно – Raven Squad и еще Code of Honor, помните?). В первые минуты игры мы попадаем в город, где все живые… Как-то сбивает с толку, не правда ли?

Resident Evil 5

Быстрее в укрытие!

Resident Evil 4-5

Приключения с зомби закончилась. По крайней мере, тех обаятельных мертвых людоедов мы уже не увидим. Т-вирус вышел из моды – теперь все относительно живы, черны и носят жуков в голове. Resident Evil 5 – продолжение истории про паразита Лас Плагас, поэтому если вы крестили пальцы и загадывали, чтобы новая часть была «олдскульной» и «хардкорной» – можете выдохнуть, здесь развивают совсем не те идеи. Много настроений мрачных было (особенно после четвертой части), что, мол, «Survivor (убогий шутер от первого лица) нам никогда не нравился, он всего-то поделка по мотивам, зачем вы его нам пихаете в качестве полноценного проекта?». Что поделать, Resident Evil – изменился. Сюжет пошел дальше. Туда ли он пошел – иное дело, а наш главный вопрос: так ли плохо, что «Резидент» уже не тот?

Пока друг бегает где-то внизу, я отстреливаю ретивых зомби с бомбами.

Не ходите дети…

Пятая часть ужастика про вирусы в целом очень похожа на четвертую. Здесь тоже есть относительная свобода – можно пролезать в окна, спрыгивать с крыш, вламываться в двери и обходить все это десятой дорогой. Игрока не окружают нарисованные задники, где выделяется только один единственный путь. Камера так же висит за плечом, а оружия всякого стало еще больше. Мы спокойно и уверенно двигаемся по локации, патроны не в дефиците – они выпадают прямо из убитых врагов. Никаких рук, неожиданно выскакивающих из забитых досками окон нет. Пугать нас никто не собирается – зомби выходят толпами, толпами и умирают. К тому же, в этом всем еще и влияние знакомого сеттинга – минимальное. Характерные звуки в меню остались, некоторые предметы привычно мигают, выделяясь на общем фоне, коробки с патронами выглядят так же, но и все на этом. Загадок и головоломок теперь не существует. Resident Evil 5 – это боевик, причем, совсем уже не страшный. Как-то все не очень радужно. Все эти тяжкие мысли ворочались в моей голове, пока я бродил один, а напарником был мой старый дружище Intel. Стреляет он, конечно, хорошо, а уж приказам подчиняется – вообще без пререканий, но молчалив, похуже рыбы, а уж эмоций в нем – ни капли нет.

Для кого-то Resident Evil 5 может показаться скучным, ведь шутеров (хоть от третьего лица, хоть от первого) на рынке полно. А здесь никакой изюминки нет, не удивляют нас геймплеем, не вводят каких-то новшеств. Напоминает чем-то Left 4 Dead, когда не работает Интернет. Скучно, грустно и хочется поскорее выключить это безобразие.

Кстати говоря, успехом Left 4 Dead большей частью обязан именно действиям в команде. В Resident Evil 5 такая возможность тоже есть – подключаемся к сети Live, а там уже выбираем: можем с друзьями поиграть, а можем оставить ячейку свободной – в надежде, что найдется еще одиночка, который разделит с нами путешествие по Африке.

Resident Evil 5

Этот зомби-абориген жить будет еще секунду, не больше. Сильный Крис идет вперед и защищает хрупкую, но меткую девушку!

В Capcom серьезно поработали над совместным прохождением. Помните, раньше доступных персонажей у нас тоже было по два (в первой и второй части, например). Только бегали они друг от друга отдельно. Получалось два сценария – сначала проходит один, потом другой идет через те же места, но находит иные предметы и видит уровень другими глазами. Такой подход был очень интересен для квестов, которые можно было решать с помощью длинной цепочки ходов. Для боевика же такое не годится – зачем тогда играть вместе?

В Resident Evil 5 герои путешествую нераздельно – плечом к плечу. Вот и я с товарищем решил сыграть по сети. Мы двигаемся по зараженному городу. Оба наготове, постоянно сверяемся по голосовой связи, но никого нет. Ни души. Мы обшариваем какой-то рынок, находим немного патронов, видим разделочный стол с огромным угрожающего вида топором и явно человеческие останки. Вдруг у окна замечаем движение… мимо явно кто-то пробежал. Напряжение нарастает, появляется тревожная музыка, с криками и плотоядным рыком в маленький домик врывается десяток врагов. Они вооружены дубинами, лопатами, какими-то палками, некоторые прут с голыми руками. Паника, крики в микрофон, беспорядочная стрельба. Одного покусал зомби, неожиданно прыгнувший в окно, другой получил лопатой по морде… Боезапас почти на нуле, у последнего зомби лопается голова – можно перевести дух и… поделиться впечатлениями. Вот чего нет в одиночной игре. Пока Крис стреляет в зомби, которые прут через дверь, его напарница Шева удерживает окна и прикрывает. «Я убил одного!», «Сзади!», «Прикрой – перезаряжаюсь!», «Аааа, меня едят, помоги!» – примерно такой диалог можно услышать в каждом бою. А когда сражение заканчивается, начинается другой разговор: «Видел, как я его?», «Блин, круто, да?», «Я уж думал, не выкарабкаемся!». И так тоже каждый раз. Причем в Resident Evil 5 эти эмоции сильнее, чем в Left 4 Dead. Там ощущения быстро притупляются из-за коротких уровней, которые повторяются десятки раз, кроме того, игроков в два раза больше – взаимодействие не такое тесное. А тут словно ощущаешь напарника за спиной (или перед спиной, в зависимости от ролей).

Одной стрельбой дело не ограничивается. Конечно, не осталось настоящих загадок, зато появились специально предназначенные для совместного прохождения участки. Больше всего мне понравилась миссия, где надо было пробраться через шахту. Темно там было – хоть глаз коли. Единственный источник света – фонарь с тяжелым аккумулятором. Персонаж может нести его только в двух руках. Поэтому одному приходится светить, а второй дерется. Легко? Как бы не так. Безоружный не пойдет первым, а прямо за спиной держаться тоже нет смысла – напарник загораживает источник (до чего, кстати, тут классные тени!).

Resident Evil 5

Прикрывающий всегда держится чуть сзади, чтобы успеть среагировать, если враги пойдут сразу с нескольких сторон.

А еще есть мини-взаимодействия. Например, в одной из миссий надо пробежать через ловушки. Огненный луч бьет через каждые несколько секунд, двигаться надо вместе, перебегая от одного укрытия к другому. Мелочь, казалось бы, а эти эмоции, когда говоришь в микрофон: «Готов? Три, два, пошел!» – и оба друг за дружкой бегут след в след, трудно передать.

Есть в игре и такие места, где один должен помочь другому. Например, чтобы перебраться через разрушенный мост, Крис подсаживает Шеву, она прыгает на другую сторону, а после этого на нее нападают десятки зомби. Оставшийся на другой стороне напарник должен по мере сил помочь (особенно классно, если у него есть снайперская винтовка).

Мы с товарищем вообще поделили роли – он сражался в ближнем бою с элекрошокером, а я стрелял из-за спины в головы особо ретивым. Даже боссов мы убивали по схожей схеме – я повреждаю, вывожу из строя, а он подходит и добивает.

В каждом уровне мы сталкивались с каким-то новым, неожиданным, не похожим на предыдущие действием. То лодку водили, то катались на джипе, то на корабле из пулеметов стреляли, то уворачивались от огромных валунов. И все это вместе. Игра в каждом удобном случае пытается максимально использовать сразу обоих персонажей. Даже неудобный прицельный режим, при котором нельзя двигаться – на руку командной атмосфере – мы не можем, как заядлый квакер, стрейфиться вокруг противника, постоянно обстреливая его. Если один бежит, то помочь ему может только напарник.

Resident Evil 5

Из ворон порой выпадают ценные предметы и патроны.

Resident Evil – качественный боевик с очень яркими и кинематографичными эффектами . Вот мы прошли часть миссии, смотрим интерактивную заставку. Например, едем в джипе, а чтобы не выпасть на крутом повороте, нажимаем кнопку F. Или встречаем босса, который с места пытается атаковать нас, уворачиваемся с помощью A и D. И каждый раз это интересно – ролики не повторяются, никогда не знаешь, чего ожидать в следующий раз. Особенно забавным был момент, когда Крис и Шева бегут от валуна. Пол проваливается – нужно вовремя прыгать. Я, честно говоря, такого не ожидал, спокойно смотрел заставку, подперев подбородок кулаком, а когда пол превратился в темную бездну, в нее провалился мой герой. Я просто не успел среагировать – даже не представлял, что что-то подобное может произойти.

Кроме игровых дизайнеров нужно похвалить художников, программистов и аниматоров. Resident Evil 5 – очень красив. Его роликам на движке позавидуют полноценные заставки многих конкурентов (мне даже кажется, что вступление самого RE5 завидует). А посмотрите на людей – однозначно, здесь лучшая лицевая анимация и синхронизация губ из всех, что я видел.

Звук подобран хорошо – динамичная музыка появляется ровно в те мгновения, когда главным героям что-то угрожает. Правда, в остальное время она не особенно запоминается.

Resident Evil 5

Resident Evil окончательно свернул на новую дорогу. Будь он квестом, не было бы такого успеха. Упрощение – ключ к интересу массового пользователя. Но я, честно говоря, уже не сильно горюю о загадках – у игры появилась динамичность и увлекательность (в основном благодаря совместным действиям), которой не было ни у одного другого проекта уже давно.

Плюсы: динамика; отлично продуманная кооперативная игра; технологичная графика; захватывающие ролики.
Минусы: загадок не осталось, совсем.

Плюс запоздалой рецензии: сейчас, десять лет спустя, представлять Resident Evil 5 практически никому не надо. Впрочем, формулу игры было легко объяснить и в 2009-м благодаря феноменальному успеху ее предшественницы: «это как RE4, только в Африке и с кооперативом».

«Как в Resident Evil 4» означало, что речь идет об экшене, где камера привязана к спине героя, который не может одновременно бегать и стрелять. Поэтому ключевой элемент тактики — поиск места, откуда можно, оставаясь в безопасности, расстреливать противников. Настолько же важно правильно оценить риски — как долго там можно стоять до того, как сзади подкрадутся враги? И, конечно, предугадать награду — скольких противников можно будет нейтрализовать за это время? Попадания в особые точки противников (голова, колени) вводило их на пару секунд в анимацию оглушения, открывающую возможность провести по ним мощный удар. И во время его анимации герой оставался неуязвим, что было крайне важно для сложных боевых сегментов.

Гениальная экшен-механика четвертой части в полной мере перекочевала и в пятую, получив важнейшее дополнение в виде кооперативного прохождения.

И это не просто довесок, галочка в списке особенностей игры, как это часто бывает. Здесь напарник — не просто лишний урон по врагам или шанс возродиться в случае смерти. Вся Resident Evil 5 с начала и до конца рассчитана на прохождение вдвоем. Враги часто обездвиживают героев — напарник поможет освободиться. Удары по оглушенным противникам вдвоем можно превратить в комбо. Во многих случаях один из игроков должен выполнять какое-то действие (тащить фонарик, крутить рычаг), в то время как другой его прикрывает. Целебные предметы лечат обоих стоящих в упор персонажей. Смертельный удар по герою вводит его в беспомощное состояние, давая его партнеру несколько секунд на то, чтобы добежать и выручить его. Это настолько меняет привычное поведение, что, когда для прохождения надо разделяться, начинаешь чувствовать себя особенно уязвимым — ведь без помощи товарища смерть будет необратимой.

Resident Evil 4 была посвящена герою-одиночке, и заботиться там приходилось лишь о себе; в Resident Evil 5 же постоянно приходится думать и о товарище — где он находится, все ли у него в порядке, сможет ли он прикрыть, если у тебя самого возникнут трудности. Оба героя в большинстве ситуаций равноценны, но товарищ необходим постоянно — это та игра, в которую нужно играть исключительно вдвоем и с голосовым чатом.

В Resident Evil 5 нет филлера. В каждой локации найдется что-то новое, что-то, чего раньше не встречалось.

Игра очень динамична: в RE4 головоломки были сильно упрощены, но в пятой их практически не осталось. Это уже не привычный хоррор, и тут самый минимум адвенчурных элементов — это экшен, который интересно перепроходить снова и снова, покоряя новые уровни сложности. Для кого-то это может оказаться предательством серии, которая традиционно старалась быть ужастиком и не уводила основные части в сторону кооператива. На мой взгляд, оно того стоило: это было наиболее логичным путем развития идей четвертой части. И в итоге мы получили великолепный экшен, в который очень увлекательно играть и через десять лет. А еще она выглядит просто замечательно — безо всякой скидки на возраст.

Из крупных недостатков Resident Evil 5 я могу назвать разве что пару штук. Первый — это сценарий, который никогда не был сильной частью Resident Evil, но тут обернулся страшным позором. Процеженный сквозь зубы эджовый пафос Криса Редфилда катастрофически неироничен, равно как и до боли банальные устремления Альберта Вескера. Предыдущая их встреча в Code Veronica была многообещающей, и в Umbrella Chronicles Вескер представал интригующим и многообещающим злодеем. В RE5 же он сливается глупым и позорным образом.

Второй же недостаток касается геймплея — это боссы. Игра великолепно себя показывает, натравливая на героев десятки противников во главе с мини-боссами вроде бензопильщиков и палачей с гигантскими топорами, однако, когда дело доходит до полноценных боссов, она сильно провисает. Они все очень живучие, но при этом лишенные индикатора здоровья — так что часто бывает непонятно, правильно ли поступаешь, туда ли стреляешь, верно ли понимаешь особенности этого конкретного боя. Финальный Вескер в этом плане особенно плох, даром что способен мгновенно убить одним прикосновением.

Однако то, что у игры получается лучше всего, тут вынесено в большой полноценный режим «Наемники», за которым можно с огромным удовольствием провести не меньше времени, чем за кампанией.

Крупная закрытая карта, тикающий таймер, бонусы на время — и 150 врагов, которых можно успеть убить (но, скорее всего, не успеете), причем делать это стоит, по возможности не прерывая комбо, то есть необходимо убивать по врагу каждые несколько секунд. Параллельно двигаясь, собирая бонусы и лут, перезаряжаясь и выживая. Это было и в RE4, но в RE5 добавился второй игрок, способный поддержать комбо в то время, как его товарищ чем-то занят. «Наемники» — ультимативная «песочница», дистиллят блистательной игровой механики RE5.

Resident Evil 5 — игра выдающаяся и безумно увлекательная. Я провел за ней безумное количество часов, выбил «платину» и все трофеи из DLC. Пару месяцев после релиза я держался в топ-10 по миру на любимой карте Ship Deck в PvP-режиме Team Survivors, и, возвращаясь к ней сейчас, понимаю, что играть в нее все так же весело, как и раньше.

Пятую часть никто и не превзошел: RE6 погребла хорошую механику под ужасным геймдизайном и навязчивыми скриптами, RE7 переизобрела серию вновь, оставив экшен позади, да и RE2 Remake пошла иным путем, сделав акцент на живучести противников. Поэтому в рамках своего выбранного направления Resident Evil 5 и по сей день остается одной из лучших, если не лучшей. И за это она заслуживает всех возможных комплиментов.

Читайте также: