Resident evil 5 gold edition обзор

Обновлено: 03.07.2024

Плюс запоздалой рецензии: сейчас, десять лет спустя, представлять Resident Evil 5 практически никому не надо. Впрочем, формулу игры было легко объяснить и в 2009-м благодаря феноменальному успеху ее предшественницы: «это как RE4, только в Африке и с кооперативом».

«Как в Resident Evil 4» означало, что речь идет об экшене, где камера привязана к спине героя, который не может одновременно бегать и стрелять. Поэтому ключевой элемент тактики — поиск места, откуда можно, оставаясь в безопасности, расстреливать противников. Настолько же важно правильно оценить риски — как долго там можно стоять до того, как сзади подкрадутся враги? И, конечно, предугадать награду — скольких противников можно будет нейтрализовать за это время? Попадания в особые точки противников (голова, колени) вводило их на пару секунд в анимацию оглушения, открывающую возможность провести по ним мощный удар. И во время его анимации герой оставался неуязвим, что было крайне важно для сложных боевых сегментов.

Гениальная экшен-механика четвертой части в полной мере перекочевала и в пятую, получив важнейшее дополнение в виде кооперативного прохождения.

И это не просто довесок, галочка в списке особенностей игры, как это часто бывает. Здесь напарник — не просто лишний урон по врагам или шанс возродиться в случае смерти. Вся Resident Evil 5 с начала и до конца рассчитана на прохождение вдвоем. Враги часто обездвиживают героев — напарник поможет освободиться. Удары по оглушенным противникам вдвоем можно превратить в комбо. Во многих случаях один из игроков должен выполнять какое-то действие (тащить фонарик, крутить рычаг), в то время как другой его прикрывает. Целебные предметы лечат обоих стоящих в упор персонажей. Смертельный удар по герою вводит его в беспомощное состояние, давая его партнеру несколько секунд на то, чтобы добежать и выручить его. Это настолько меняет привычное поведение, что, когда для прохождения надо разделяться, начинаешь чувствовать себя особенно уязвимым — ведь без помощи товарища смерть будет необратимой.

Resident Evil 4 была посвящена герою-одиночке, и заботиться там приходилось лишь о себе; в Resident Evil 5 же постоянно приходится думать и о товарище — где он находится, все ли у него в порядке, сможет ли он прикрыть, если у тебя самого возникнут трудности. Оба героя в большинстве ситуаций равноценны, но товарищ необходим постоянно — это та игра, в которую нужно играть исключительно вдвоем и с голосовым чатом.

В Resident Evil 5 нет филлера. В каждой локации найдется что-то новое, что-то, чего раньше не встречалось.

Игра очень динамична: в RE4 головоломки были сильно упрощены, но в пятой их практически не осталось. Это уже не привычный хоррор, и тут самый минимум адвенчурных элементов — это экшен, который интересно перепроходить снова и снова, покоряя новые уровни сложности. Для кого-то это может оказаться предательством серии, которая традиционно старалась быть ужастиком и не уводила основные части в сторону кооператива. На мой взгляд, оно того стоило: это было наиболее логичным путем развития идей четвертой части. И в итоге мы получили великолепный экшен, в который очень увлекательно играть и через десять лет. А еще она выглядит просто замечательно — безо всякой скидки на возраст.

Из крупных недостатков Resident Evil 5 я могу назвать разве что пару штук. Первый — это сценарий, который никогда не был сильной частью Resident Evil, но тут обернулся страшным позором. Процеженный сквозь зубы эджовый пафос Криса Редфилда катастрофически неироничен, равно как и до боли банальные устремления Альберта Вескера. Предыдущая их встреча в Code Veronica была многообещающей, и в Umbrella Chronicles Вескер представал интригующим и многообещающим злодеем. В RE5 же он сливается глупым и позорным образом.

Второй же недостаток касается геймплея — это боссы. Игра великолепно себя показывает, натравливая на героев десятки противников во главе с мини-боссами вроде бензопильщиков и палачей с гигантскими топорами, однако, когда дело доходит до полноценных боссов, она сильно провисает. Они все очень живучие, но при этом лишенные индикатора здоровья — так что часто бывает непонятно, правильно ли поступаешь, туда ли стреляешь, верно ли понимаешь особенности этого конкретного боя. Финальный Вескер в этом плане особенно плох, даром что способен мгновенно убить одним прикосновением.

Однако то, что у игры получается лучше всего, тут вынесено в большой полноценный режим «Наемники», за которым можно с огромным удовольствием провести не меньше времени, чем за кампанией.

Крупная закрытая карта, тикающий таймер, бонусы на время — и 150 врагов, которых можно успеть убить (но, скорее всего, не успеете), причем делать это стоит, по возможности не прерывая комбо, то есть необходимо убивать по врагу каждые несколько секунд. Параллельно двигаясь, собирая бонусы и лут, перезаряжаясь и выживая. Это было и в RE4, но в RE5 добавился второй игрок, способный поддержать комбо в то время, как его товарищ чем-то занят. «Наемники» — ультимативная «песочница», дистиллят блистательной игровой механики RE5.

Resident Evil 5 — игра выдающаяся и безумно увлекательная. Я провел за ней безумное количество часов, выбил «платину» и все трофеи из DLC. Пару месяцев после релиза я держался в топ-10 по миру на любимой карте Ship Deck в PvP-режиме Team Survivors, и, возвращаясь к ней сейчас, понимаю, что играть в нее все так же весело, как и раньше.

Пятую часть никто и не превзошел: RE6 погребла хорошую механику под ужасным геймдизайном и навязчивыми скриптами, RE7 переизобрела серию вновь, оставив экшен позади, да и RE2 Remake пошла иным путем, сделав акцент на живучести противников. Поэтому в рамках своего выбранного направления Resident Evil 5 и по сей день остается одной из лучших, если не лучшей. И за это она заслуживает всех возможных комплиментов.

Радость узнавания — главная эмоция, которая возникает при запуске Resident Evil 5. Никто не скрывал, что Capcom делают «Resident Evil 4 про Африку и в высоком разрешении», — большего и не просили.

Четвертая часть сериала — жанрообразующий столп, шедевр, игра, на которую взяли равнение все представители survival horror. Многие прошли ее по несколько раз на разных платформах. Даже от изуродованной PC-версии (полностью убитое освещение, невыносимое управление, отсутствие поддержки мыши) шел такой фантасмагорический драйв, что люди садились и играли: без геймпада, на одной клавиатуре, закрыв глаза на чудовищную картинку и пережатые ролики. Потому что такой постановки и такого саспенса не было больше ни у кого.

Тогда, в 2005 году, Capcom c мясом оторвали серию от корней и пересадили ее на экшен-почву. Первые три Resident Evil были классическими играми в жанре survival horror: чудовищная камера, ватное управление, черепаший темп. Неудобно было драться, стрелять, решать головоломки — вообще жить. В 9 из 10 случаев вы погибали не потому, что врагов больше, а потому, что боевая система кривая. Интереснее было считать патроны, чем, собственно, убивать зомби. В четвертой части все радикальным образом изменилось: камера повисла за плечом у главного героя, целиться стало гораздо проще, рукопашные удары наконец-то работали.

Как будто опасаясь, что многомиллионная армия поклонников не оценит экспериментов с геймплеем, Capcom сделали Resident Evil 4 практически самостоятельной игрой: действие переехало в Испанию, вместо привычных зомби — зараженные паразитом селяне с факелами, вместо техногенного триллера — без пяти минут готический хоррор. Один из боссов — демонический карлик в камзоле и треуголке. Убедившись, что новая механика прижилась, японцы взялись делать на ее основе настоящий, канонический сиквел.

В Африке зомби вот такой вышины…

А вот ростовские ребята этого дядю за такой неосторожный взгляд давно бы уже отправили лежать в канаве.

Resident Evil 5 стартует через 10 лет после событий самой первой части сериала (то есть на дворе 2008 год) в местечке Киджуджу в Африке. Сюда на задание прибывает Крис Редфилд (тот самый, из Resident Evil за номером один!) и тут же, на месте, знакомится с напарницей Шевой Аломар (обладательницей модельных пропорций). Десять лет назад Крис был членом знаменитого отряда S.T.A.R.S., до этого немного послужил в ВВС, теперь же он — агент BSAA (Bioterrorism Security Assessment Service — Службы по борьбе с биотерроризмом).

Корпорация Umbrella, ответственная за все беды в первых трех играх, давно не у дел, но Альберт Вескер все никак не уймется. Основав компанию TriCell, он готовит новый опасный вирус, передающийся по воздуху. Мало того — Вескер решил заразить всю планету.

Однако сценаристы Resident Evil 5 очень бережно относятся к тем, кто впервые слышит про Т-вирус, Раккун-Сити и корпорацию Umbrella. Скорее с сожалением мы вынуждены признать, что для того, чтобы сыграть в пятую часть, вам совсем необязательно держать в голове хронологию Resident Evil. Имея на руках громадную вселенную со множеством персонажей и богатейшей мифологией, Capcom будто боятся, что их кто-нибудь не поймет, и обращаются к предыдущим частям игры слишком осторожно. Это особенно странно, учитывая, что запутанность никогда не мешала продажам Resident Evil: третья часть разошлась тиражом 3,5 млн копий, а там без специальной подготовки сам черт ногу сломит.

На Запад

Десять секунд назад у дамы в черном вроде была другая стрижка.

С геймплейной точки Resident Evil 5 — почти точная копия своей предшественницы. Крисом мы управляем от третьего лица, стреляем точно так же, из-за плеча. Даже красный лазерный прицел остался. Но изменения на самом деле есть.

Во-первых, напарница Шева. Без подружки теперь не обходится ни один уважающий себя герой (см. Prince of Persia), но Крису, безусловно, досталась самая симпатичная. Ведет себя госпожа Аломар более-менее разумно: сама ломает ящики, снабжает вас патронами и бодро отстреливается от враждебно настроенных африканских колхозников. Бывают, конечно, и моменты внезапного отупения (когда у Шевы заканчиваются патроны, она может внезапно остановиться как вкопанная), но в целом подруга не раздражает — уж точно смышленее Эшли из Resident Evil 4. Недостатки AI понятны — Resident Evil 5 целиком заточена под кооператив. Игру можно и нужно проходить вдвоем, причем делать это разрешается не только по Сети, но и на одном экране.

Благодаря кооперативу знакомый по Resident Evil 4 экшен играется совсем по-другому, особенно на высоких уровнях сложности: герои синхронно баррикадируются в зданиях, попеременно работают полевой медсестрой, прикрывают друг друга. Многие игровые ситуации построены с расчетом на осмысленное взаимодействие героев, за счет этого Resident Evil 5 не воспринимается как HD-версия четвертой части.

Момента нажатия кнопки PrintScreen хватило крокодилу для внезапной атаки.

Второе важное изменение Capcom явно подсмотрели у своих западных подражателей: при обращении к инвентарю действие больше не останавливается. Совсем как в Alone in the Dark или Dead Space (авторы которых открыто признавались в том, что их игры во многом вдохновлены Resident Evil 4), пока вы тянетесь за лечебным спреем, вам внезапно могут откусить голову. Преобразования, связанные с инвентарем, несколько ослабили тактическую составляющую игры. Если раньше вы вдумчиво, чуть ли не с пометками в блокноте, решали, как станете выкручиваться («Ага, вот того парня с топором я застрелю из автомата, потом переключусь на Broken Butterfly, прострелю крайнему слева щит, подбегу, добью его ножом, по необходимости приму спрей и расстреляю остальных из пистолета»), то Resident Evil образца 2009 года — это чистый экшен, без примесей. Страшно сказать, в некоторых моментах Capcom цитируют Gears of War: в строго отведенных местах Крис вдруг обретает возможность прятаться в укрытиях (на позиционных перестрелках выстроен целый эпизод). Возможно это только в тех местах, где враги вооружены огнестрельным оружием, поэтому, попав в очередную заварушку, заранее не угадаешь, удастся на этот раз отсидеться за ящиком или нет.

Зомбиперерабатывающий завод

Чернокожие зомби-мотоциклисты — новый символ безумия серии.

Resident Evil 5 — это экшен, от которого отсекли все лишнее. Головоломок как таковых здесь нет, поиск сокровищ фактически упразднен (они практически валяются под ногами), знаменитые печатные машинки тоже отправились на свалку — им на смену пришли обычные чекпойнты.

В жертву динамике Capcom приносят все: мистику, знаменитую неторопливость первых трех игр, отчасти даже сюжет. Но поверьте — оно того стоило. Потому что такой режиссуры и такого напряжения по-прежнему нет ни в одной западной игре (Dead Space с ее полутемными коридорами и рядом не стояла). За несколько часов у вас на сетчатке выжигаются десятки ситуаций: побег на «Хаммере» от зомби-мотоциклистов (лучший «стационарный» экшен-эпизод в истории жанра), пулеметный расстрел гигантского тролля, у которого из головы периодически вылезает какой-то сгусток биомассы, сожжение черного комка щупалец в специальной камере, исполинская летучая мышь, скребущая лапами по огромному грузовику, который летит вместе с ней в пропасть… Capcom, как ни одна другая студия в мире, умеет городить на экране высокохудожественную ересь: комки плоти, рапид, какие-то племена с копьями, крокодилы, наконец!

Когда вы поймаете темп, оторваться будет уже невозможно. Resident Evil 5 — это специфическое, мало с чем сравнимое удовольствие. Мини-боссы пробивают стены, рушат целые дома. Вы пытаетесь отбиваться, судорожно дергаете стики, сбрасываете с плеч наседающих зомби. На экране поднимается настоящий ураган из брызг крови, мозгов, кишок и инопланетного вида щупалец.

Если немного притормозить и включить аналитику, то быстро выяснится, что Capcom почти покадрово цитируют четвертую часть: стартовая бойня практически один в один повторяет знаменитое барикадирование в испанской деревне, есть аналогичный эпизод на болотах, даже знаменитый бензопильщик с мешком на голове — и тот вернулся. Но тут срабатывает графика. Resident Evil 5 — это еще и один из самых красивых экшенов современности. Африка тут такая, что никакой Far Cry 2 даже рядом не стоял. Детализация моделей — феноменальная. А в PC-версии — еще лучше. Разница не то чтобы сразу бросается в глаза, но ощущается в мелочах: тут текстура четче, там освещение приятнее, здесь пятна крови сочнее.

К счастью, цитирование Resident Evil 4 не коснулось управления в версии для персоналок. Спустя 46 лет со дня изобретения компьютерной мыши Capcom наконец дают нам ей пользоваться; бросаем в воздух чепчики и лифчики. Конечно, никто не запрещает подсоединить геймпад от Xbox 360, но управление с клавиатуры и мыши обеспечивает вседозволенность, свойственную исключительно шутерам. Оружие можно менять по цифрам, перезарядка происходит по нажатию одной кнопки (как и удар ножом), а вместо красного лазера в центре экрана маячит здоровенное перекрестье. В целом играть стало намного легче. Только вот на хоррорную составляющую Resident Evil 5 такое упрощение действует не слишком хорошо. Так что выбор управления послужит эдакой гирькой на весах жанра. Хотите аккуратнее стрелять — используете мышь и клавиатуру. Желаете пощекотать себе нервы управлением (это тоже часть хоррорного мазохизма) — геймпад отлично подойдет.

На болотах мы фактически вольны выбирать пути сами. Но все ведут в итоге друг к другу, а потом к одной закрытой двери.

Если вовремя не послушать игру и не начать долбить по клавишам A и D, этот красавчик подарит Крису французский поцелуй.

Resident Evil 5 — не такой прорыв, каким была четвертая часть. Это честная, заслуженная эксплуатация собственных успехов и достижений Capcom. К ней можно придираться за нахальное самоцитирование, ее можно пожурить за никчемное подражание Gears of War, но, когда у очередного жителя Киджуджу вдруг слетает голова, а оттуда вылезает гигантское шипастое щупальце, когда зомби-мотоциклист слетает с колес, об него спотыкается еще пять таких же и все они веселой гурьбой взлетают на воздух, — как-то, знаете ли, не до аналитики.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Если в четвертой части экшен был дерзким экспериментом, то здесь смешение механик перешло на новый уровень. Хотя некоторые моменты похожи на вялое подражание последним боевикам, у Resident Evil 5 найдется с десяток-другой вау-моментов, которые заставят вас просидеть за игрой до рассвета.

Рейтинг «Мании»: 8.0

Помимо улучшенной графики, PC-версия щеголяет другим визуальным новшеством — стереорежимом. Чтобы бицепсы Криса Редфилда стали еще более выпуклыми, а клетки вируса в меню отчаянно пытались вылететь из монитора в комнату, придется потратиться на специальные очки от NVIDIA. Но ими дело не ограничивается. Тут получается, что в списке системных требований игры есть еще один неожиданный опциональный пункт — монитор. Его частота развертки должна быть не меньше 120 Гц, по 60 Гц на каждую линзу очков. И когда и без того отличная графика приобретает стереоэффект, игра выглядит просто до неприличия впечатляюще. Сбивают с толку лишь субтитры, которые появляются на переднем плане (приходится перефокусировать взгляд туда-сюда), и кат-сцены — в них картинка может слегка двоиться.

Список игр, с которыми технология работает, уже впечатляет. Специальный драйвер позволит «раздвоить» картинку и нарисует более удобный для стереоэффекта лазерный прицел вместо перекрестья. Иронично то, что в Resident Evil 5, игре, разработанной с учетом технологии NVIDIA 3D Vision, изначально был лазерный прицел, но в PC-версии он соседствует со стандартным перекрестьем.

Кооперативные хорроры — это стильно, модно, молодежно. Вот и Capcom поддались веяниям моды, подарив нам веселые минутки умиления глупостью компьютерной Шевы Аломар и отчаянные недели тренировок соседа Васи на тему «Как правильно держать геймпад». Найдете кого-то живого на роль Шевы — ваши игровые ощущения, можно сказать, спасены, а раздражение будет посещать вас куда реже. Если у напарника есть какое-то подобие головного мозга, он догадается хотя бы целиться мозгоедам в головы, а не в левый бок, и не проходить через растяжки. Не говоря уже о прикрывающем огне, своевременных пшиках лечебным дихлофосом в нос и вообще сообразительности. Для бота же все это — иностранные слова.

Без здравомыслящего напарника некоторые этапы игры могут обратиться в сущий ад. Есть этап, в котором одному из игроков приходится освещать дорогу в пещерах фонарем. Есть болото, по которому надо ездить на ховеркрафте (один рулит, другой стреляет). Взаимодействие игроков здесь не так критично, как, скажем, в сетевой игре в Left 4 Dead, но к концу игры у компьютера уже просто, что называется, «силы слабые».

Вселенная Resident Evil без преувеличения огромна. Чтобы досконально разобраться в ней, нужно не только пройти все игры, но и изучить множество дополнительных материалов. На случай если вы столкнулись с ней впервые, приводим краткую хронологию первого заражения.

31 июля 1978 года

Альберт Вескер и Уильям Биркин устраиваются на работу в исследовательский центр Арклея, где начинают изучать вирус Эбола. В подвалах лабораторий ученые обнаруживают загадочное существо, над которым центр проводил эксперименты 11 лет назад.

Зима 1998 года

Альберт Вескер и его друг Барри Бертон создают в Раккун-Сити отряд S.T.A.R.S., — правда, вообще без состава, и Бертон начинает активный набор кандидатов.

25 апреля 1998 года

Арклейская лаборатория получает статус завода корпорации Umbrella, для присмотра за ней назначается специальный человек.

11 мая 1998 года

Первая утечка T-вируса, созданного Биркиным и Вескером. Эксперименты проводились на акулах, и один из ученых, затопив несколько помещений центра, выпускает их на волю.

13 мая 1998 года

Под парком Раккун-Сити заканчивается строительство научного центра Umbrella; в Арклее один из ученых чувствует недомогание, у него начинает чесаться и покрываться нарывами кожа.

Июнь 1998 года

Все больше и больше ученых начинают заболевать: у них замечаются странности в поведении, повышается агрессивность, кожу они раздирают до крови. Umbrella выдает им таблетки, которые, впрочем, не помогают.

9 июля 1998 года

The Raccoon City Times публикует статью о странных исчезновениях людей, к расследованию подключается уже полностью сформированный на тот момент отряд S.T.A.R.S.

22 июля 1998 года

В этот день Umbrella решила заманить в особняк Спенсера (что в Арклейских лесах) команду S.T.A.R.S., чтобы протестировать на них свежеполученных при помощи T-вируса зомби.

23 июля 1998 года

BRAVO-ячейка отряда S.T.A.R.S. отправляется осмотреть найденный в лесах Арклея дымящийся военный грузовик и пропадает без вести.

28 сентября 1998 года

Головорезы Umbrella пытаются устранить Уильяма Биркина, но тот вкалывает себе G-вирус (особую модификацию вируса, дающую помимо прочего невиданные физические способности), мутирует и убивает почти весь отряд охотников. Через зараженных крыс в канализации вирус попадает в сам Раккун-Сити.

1 октября 1998 года

Раккун-Сити полностью оказывается во власти T-вируса, и правительство США принимает единственно верное решение: стерилизовать город. Утром на Раккун-Сити сбрасывают ядерную бомбу.

Как всегда нужно что-то написать во вступлении. Встаёт резонный вопрос: «А что именно?» Да ничего, игра Resident Evil 5 настолько крутая, что любые слова покажутся неискренними. Нас ждёт целых шестнадцать глав напряжённого экшена: Африка, уничтожение зомби и мутантов, и всё это на ураганных скоростях. Единственный минус, да и то надуманный, отсутствие корпорации «Амбрелла». Увы, как и в предыдущей части, великих экспериментаторов с «Т-вирусом» игроки не увидят. Итак, давайте начнём.

Мы оказываемся в некой африканской деревушке. Пока что вокруг всё тихо: зомби нет, других врагов нет, да и жителей что-то не видно. Не волнуйтесь, сейчас вам не дадут ни оружия, ни доступа в инвентарь. Просто побродите по деревне, чтобы освоиться с управлением, понять как двигаться и немного изучить окрестности. Как только вы освоились и готовы к началу основного действа, отправляйтесь в мясную лавку, что расположена на противоположном конце деревни. Сбоку будет дверь, заходите внутрь.

Там вы встретитесь с человеком. Поговорите с ним и после ролика вы увидите светящийся (все важные предметы в игре подсвечиваются) серебряный чемоданчик. Обыщите его, и в итоге у вас в руках окажется первое оружие: пистолет M92F. Кстати, оружие появится не только у вас, но и у напарницы.

Заберите из лавки золото, прочитайте пару валяющихся неподалёку документов и выходите на улицу.

Спускайтесь вниз по металлическому спуску. Так вы сможете попасть на соседнюю ферму, где обнаружите тело. Оно ещё тёплое. Затем идите в здание справа от убитого животного, там вы обнаружите новые предметы, чтобы пополнить инвентарь. Затем идите через красную дверь к следующему зданию, вы услышите крики, исходящие из него. Забегайте внутрь, сейчас начнётся ваше первое сражение. Вы увидите какого-то мужика, которого держит зомби. Что ж, будем сражаться. Если он запрыгнет на вас, оттолкните его, прежде чем получите какой-нибудь урон и забегайте в соседнюю комнату, там можно найти боеприпасы. Затем выпрыгивайте через окно на улицу, где вас встретит группа зомби. Не сражайтесь с ними — убегайте к зданию, где заперлись два человека. Учтите, что потом вы сможете сюда вернуться и убить зомби. Один из них оставит после себя ценный топаз.

Убежав, вы окажетесь в комнате, где можно пополнить инвентарь и разжиться гранатой. Выломайте металлическую дверь, чтобы попасть в соседнюю комнату. Там есть много чего ценного. Не тратьте патроны, ломайте контейнеры ножом. Единственный выход отсюда лежит через открытый люк, а дальше по подземному туннелю. Не бойтесь, врагов там не будет. Не забудьте подобрать патроны. В общем, продолжаем идти вперёд, пока не дойдём до места, где нужно спуститься вниз, чтобы добраться до здания. Вокруг дома будет куча полезных вещей. Соберите их все и только потом заходите внутрь.

Как только вы зайдёте внутрь, вас тут же атакуют кучи Маджини. Если вы решите защищать свои позиции, советую придвинуть два шкафа к окнам, чтобы зомби не лезли через них, а затем уничтожать всех подступающих врагов через оставшиеся окна и открытую дверь. Учтите, что рано или поздно, шкафы будут сломаны и враги смогут проникнуть внутрь. В конце концов, враги всё-таки проникнут внутрь и вам придётся отстреливаться. Чуть позже на сцену выйдет большой мужик с топором. Он проломится через забор, по которому недавно карабкались зомби. На самом деле это очень хорошо, ведь у вас появился путь для отступления.

По сути, этот участок сводится к тому, чтобы продержаться определённое время. Пока ваши друзья пытаются открыть большие ворота, вам надо бегать вокруг и оставаться в живых. Совет простой — двигайтесь как можно больше, стреляйте как можно меньше. Истратите все патроны, значит погибните. К счастью, враги двигаются медленно, а вокруг имеются ёмкости с горючим. Их можно взрывать, чтобы избавляться от целых пачек врагов.

Справа от запертых ворот будет автомат VZ61, не забудьте подобрать его. Постарайтесь завалить мужика с топором, так как с его трупа можно снять золотое кольцо. Это очень ценный предмет. Если не получится, не забудьте вернуться сюда чуть позже. Будьте внимательны и не подпускайте врагов слишком близко, а также не давайте обойти себя с флангов. Когда пройдёт достаточно времени, миссия автоматически завершится, и вы сможете приступить ко второй главе.

Глава вторая

Эта глава начинается почти как и первая: вы находитесь в деревне, врагов вокруг пока что не видно. Можно, кончено, вернуться назад, в локацию, где вы побывали в первой главе, но большого смысла в этом нет. Если вы не успели подобрать какие-то предметы, они, скорее всего, уже исчезли.

Приготовьте оружие: сейчас будет жарко. Обязательно обследуйте всё вокруг и убейте всех зомби. Если не сделать этого сейчас, потом придётся очень трудно. Затем помогите напарнице забраться по очередной сломанной лестнице. В результате вы найдёте ключ от старого здания, заберите его. Идите в дом, что находится напротив сломанной лестницы, и выходите на следующий линейный маршрут. Идите до тех пор, пока из-за ящиков с фруктами не выскочит зомби. Так вы поймёте, что идёте в нужном направлении.

Обследуйте местность вокруг, чтобы собрать всё что только можно. Особый интерес представляет здание справа от убитого зомби. Там будет три двери: две закрытых и одна, через которую вы сможете попасть внутрь. На первом этаже будет море полезных вещей — соберите всё что сможете. Также тут вы найдёте первые патроны для дробовика, это одно из лучших орудий уничтожения зомби. Поднимитесь на второй этаж, где с балкона вас атакуют пара врагов. Убейте их и выходите на балкон, там будут антикварные часы — ещё одно сокровище, которое неплохо бы получить.

Оставайтесь на втором этаже, так как отсюда можно уничтожить первую из эмблем BSAA — это что-то вроде собираемых бонусов, всего в игре их будет 30 штук. Здесь есть два балкона: на одном вы нашли часы и второй, который вам и нужен. Выйдите на новый балкон и повернитесь направо. Напротив вас будет здание, там под крышей висит эмблема, в которую нужно попасть и уничтожить её.

Вернитесь на улицу. Рядом с домом вы увидите ворота. Вам надо выбить их, для этого действуем слажено с напарницей. Слева будет небольшое здание и дверь, которую можно отпереть найдённым ранее ключом. Заберите шотган и прочий хлам и выходите на улицу. Поднимитесь по лестнице, ведущий на второй ярус — активируется сценка.

Сразу же убивайте тётку. Она «Цефал», то есть зомби с осьминожьей хреновиной вместо головы. Убивать её надо из шотгана, пистолет не слишком эффективен. Её дружок обычный зомби, так что ему хватит и пистолета. Увы, на сцене покажутся новые зомби, они будут атаковать с крыш и полезут отовсюду. Лучше всего оставаться на месте и просто отстреливать всех приближающихся врагов. Когда атака прекратится, соберите всё, что выпало из врагов, не забудьте про сокровище, выпавшее из трупа женщины. Идите к двери, которая до этого момента оставалась закрытой, и спускайтесь вниз по лестнице.

Оказавшись на улице вы будете снова атакованы зомби. Здесь советов никаких нет, просто отстреливайте всех нападающих и следите, чтобы вас не обошли с флангов. Идите к большим красным воротам. Они будут закрыты, но слева в стене будет дыра, и вы сможете пробраться в новую зону. Отстреливая замки с дверей, вы сможете зайти в ранее недоступные помещения и пополнить запасы. Обратите внимание на бочки, там можно немного пополнить свои припасы. Теперь идите налево к красной двери и заходите в это таинственное здание. На первом этаже опасностей нет. Вам надо просто добраться до противоположного угла здания, где обнаружится лестница, ведущая наверх.

В какой-то момент вы наткнётесь на одного из своих сослуживцев. Рядом с ним, на столе, будут разные полезные предметы. Заберите их. Затем по лестнице продвиньтесь дальше по разрушенному зданию. Не забудьте осмотреть сундук у завала, там можно найти много денег. В общем, врагов вы нигде не встретите, всё что от вас требуется — дойти до лифта.

Подождите. Там где вы нашли убитого товарища, есть лестница ведущая наверх. Поднимитесь и посмотрите наверх на резервуар с водой. На одной из подпорок вы увидите эмблему BSAA — уничтожьте её.

Спускайтесь вниз на лифте. Идите к закрытой двери и обыскивайте бочки. Затем поверните налево и идите в котельную здесь также можно пополнить запасы. Не забудьте взять ключ с трупа у контрольной панели. Отправляйтесь назад к запертой двери. Сейчас вы столкнётесь с первым боссом.

Не тратьте патроны. Победить его очень просто. Отступайте в котельную. Когда в неё войдёт монстр, вы окажетесь запертыми в помещении. Всё что от вас требуется, заманить босса в топку, а затем подбежать к панели управления и активировать топку.

Теперь возвращайтесь к запертой двери и открывайте её с помощью найденного ключа. Отправляйтесь вперёд по линейному пути, не забыв остановиться у открытого чемодана с патронами. Отсюда идите очень внимательно. Правая стена будет сделана из металлической сетки. За ней, на стене вы увидите третью эмблему для уничтожения. Расстреляйте её и только потом отправляйтесь к лифту, чтобы закончить эту главу.

В этой главе будет целых пять эмблем. Первая может быть найдена прямо тут, на складе. Идите к стене с дверью, ведущей наружу. Там, справа на стене вы увидите эмблему. Обыщите весь склад, здесь полно полезных вещей, в том числе и автомат.

Затем выходите наружу. Отправляйтесь к лабиринту из грузовых контейнеров. Внимательно следите за картой, чтобы не заблудиться. Идите очень внимательно. Здесь будут враги и много мин. Их лучше взрывать прямым попаданием из пистолета. У одного из открытых контейнеров, вы увидите лестницу. Поднимитесь наверх, отсюда вы сможете взорвать одну из спрятанных мин. Откроется альков в котором можно найти много полезных вещей. В какой-то момент вы наткнётесь на трёх зомби-собак. Убейте их из дробовика, это быстро и просто. Затем слева в бочке можно пополнить запасы. После этого поверните направо и идите по линейному пути до лестницы. Поднявшись наверх, вам придётся прокладывать путь до места, где вы сможете спрыгнуть вниз. Сделав это, вы окажетесь в новой зоне.

Здесь будет куча врагов. Самый опасный — орущий зомби. Если он ударит вас кулаками, то ущерб будет действительно огромен. В-первую очередь избавьтесь от него. Будьте внимательны, здесь будут бегать зомби-собаки, с ними надо быть поосторожней. Плюс, вокруг будут шастать толпы обычных зомби. Уничтожить их можно очень быстро, если заманить на центр площадки, где располагаются бочки. Взорвав их, вы уничтожите большинство врагов, а огонь добьёт тех, кто не умер от взрыва.

Обыщите всю местность и соберите всё что сможете. Также один из зомби оставит после себя сокровище — драгоценный браслет.

Открывайте ворота и выходите на мост. Идите вперёд. Вы увидите грузовик, который мчится на вас: стреляйте по водителю, пока он не столкнулся с вами. Убивайте всех зомби, в этом вам помогут взрывающиеся бочки. Не забывайте по пути собирать всё добро, что встретиться вам на пути.

В конце моста будет небольшая лестница, ведущая вниз в новую локацию. Остановитесь посередине лестницы и обратите внимание на среднюю опору моста, там, в воде, вы увидите следующую эмблему.

Спустившись по лестнице, вы увидите справа туннель. Идём внутрь. Он не имеет ни каких ответвлений и просто идёт вперёд. В нём вас атакуют две группы зимби-собак по три штуке в каждой. Если есть, возьмите шотган, он подходит лучше всего. Вы окажетесь в комнате с двумя контейнерами, разрушив их, соберите предметы. Как ни смешно это звучит, но из собак также выпадают предметы — их также собираем.

Разобравшись с летучими монстрами, отстрелите замок с двери, ведущей в следующую часть туннеля.

Врагов здесь нет, просто дойдите до конца линейного пути и поднимитесь вверх по лестнице. Оказавшись наверху, осмотритесь, вы снова в рыбацкой деревушке. В этой деревушке, до поры до времени, не будет врагов — лишь одинокий зомби и всё. Главное не заходить в здание, запускающее следующую сценку. Таким образом вы совершенно свободно можете облазить всю деревню: собрать все предметы и изучить местность. Как только окажетесь в этой зоне, поверните направо и спуститесь к берегу. Там вы найдёте топаз и немного золота. Если у вас есть граната, подойдите к фруктовым палаткам, стоящим в центре локации и забросьте её в центр между ними. Взрыв разрушит одну из палаток, так что вы сможете пройти в пространство между ними и подобрать рубин. Также здесь можно найти эмблему. Для этого повернитесь лицом к закрытым докам. Слева вы должны найти зелёный стенд. Это касса. Подойдите к окошку и загляните внутрь. В маленьком помещении на потолке вы и найдёте эмблему.

Неподалёку от закрытых ворот в доки, вы увидите одиноко стоящий дом. Идите к нему, только не вздумайте отстреливать замок. Идите к противоположному концу здания и забирайтесь в окно. С потолка свисает труп. Отстрелите цепь, удерживающую его и обыщите тело. Это запустит поток врагов, но так как мы благоразумно не тронули замок на дверях, единственный путь внутрь лежит через окно. Сейчас вам придётся просто стрелять по медленным одиночным целям. Встаньте напротив окна и убивайте всякого, кто сунется внутрь. Это элементарно до одури. Лучше дождаться, когда они заберутся внутрь, так как один из них будет нести драгоценность, которую вы сможете подобрать.

9 июля 1998 года газета The Racoon City Times опубликовала статью, в которой говорилось об участившихся случаях пропажи людей. Обычное, вроде бы, дело для огромного мегаполиса, только вот некоторые трупы впоследствии находили обезображенными. Было у всех этих преступлений что-то общее, но убийц или даже каких-нибудь улик найти не удавалось. К делу привлекли специальное подразделение – S.T.A.R.S. Первыми неподалеку от города, в низинах Аркелийских гор, высадился отряд «Браво», который вскоре исчез. К ним на подмогу выдвинулся отряд «Альфа». Первым, что нашли оперативники, была человеческая рука, сжимающая пистолет. Тут же на них нападают одичавшие собаки и убивают Джозефа Фроста. Остальные члены отряда бегут к ближайшему укрытию – особняку, который, оказывается, набит сложными загадками, плотоядными зомби и мутантами…

Во второй части идеи развили: загадки стали, правда, полегче, зато добавились новые варианты прохождения. Смысл остался прежним – много думаем, много ищем, иногда стреляем. По сути, убив всех зомби, игрок попадает в довольно стандартный квест. Что-то типа King’s Quest, только сеттинг совсем не добрый. Resident Evil 2 до сих пор любим – недаром его даже выпустили на новом движке (для GameCube и Wii).

Resident Evil 5

Типичная игровая ситуация. Напарник побежал вперед, а сзади к нему подкрадывается негр с дубьем.

Третья часть пошла по проторенной дорожке. Секреты, загадки, разве что стрельбы побольше (нас выпускают в полный зомби город). Общий уровень сложности снизился – игра очень аккуратно, будто боясь обжечься, переняла некоторые качества у боевиков. А потом был Resident Evil 4, в котором зловещая корпорация Umbrella уничтожена, Ракун-Сити превратился в радиоактивную пыль, вместо зомби какие-то немытые селяне с тараканами в голове, загадок мало – одна пальба. Для меня, честно говоря, это было разочарованием. Silent Hill уже поднадоел, захотелось чего-то родного и знакомого с налетом одной лишь таинственности, а не безумия, а тут нате – Леон Кеннеди, аки Рембо, рассекает по туманной деревне, паля во все стороны, а на полученные от убийств деньги улучшает оружие у дружелюбных торговцев. И все живые. Тогда мне это, ей богу, не понравилось. Слишком резкий переход, обман ожиданий… всего лишь еще одна стрелялка (да и с кривым управлением, к тому же). Грустные думы о судьбе серии одолели меня (а еще унылый фильм по мотивам расстроил, конечно)…

И вот выходит Resident Evil 5. Старый знакомый Крис Редфилд едет по Африке, рассказывая, что Umbrella тю-тю, но все ее наработки уже в лапах террористов (что-то у нас там было про них недавно – Raven Squad и еще Code of Honor, помните?). В первые минуты игры мы попадаем в город, где все живые… Как-то сбивает с толку, не правда ли?

Resident Evil 5

Быстрее в укрытие!

Resident Evil 4-5

Приключения с зомби закончилась. По крайней мере, тех обаятельных мертвых людоедов мы уже не увидим. Т-вирус вышел из моды – теперь все относительно живы, черны и носят жуков в голове. Resident Evil 5 – продолжение истории про паразита Лас Плагас, поэтому если вы крестили пальцы и загадывали, чтобы новая часть была «олдскульной» и «хардкорной» – можете выдохнуть, здесь развивают совсем не те идеи. Много настроений мрачных было (особенно после четвертой части), что, мол, «Survivor (убогий шутер от первого лица) нам никогда не нравился, он всего-то поделка по мотивам, зачем вы его нам пихаете в качестве полноценного проекта?». Что поделать, Resident Evil – изменился. Сюжет пошел дальше. Туда ли он пошел – иное дело, а наш главный вопрос: так ли плохо, что «Резидент» уже не тот?

Пока друг бегает где-то внизу, я отстреливаю ретивых зомби с бомбами.

Не ходите дети…

Пятая часть ужастика про вирусы в целом очень похожа на четвертую. Здесь тоже есть относительная свобода – можно пролезать в окна, спрыгивать с крыш, вламываться в двери и обходить все это десятой дорогой. Игрока не окружают нарисованные задники, где выделяется только один единственный путь. Камера так же висит за плечом, а оружия всякого стало еще больше. Мы спокойно и уверенно двигаемся по локации, патроны не в дефиците – они выпадают прямо из убитых врагов. Никаких рук, неожиданно выскакивающих из забитых досками окон нет. Пугать нас никто не собирается – зомби выходят толпами, толпами и умирают. К тому же, в этом всем еще и влияние знакомого сеттинга – минимальное. Характерные звуки в меню остались, некоторые предметы привычно мигают, выделяясь на общем фоне, коробки с патронами выглядят так же, но и все на этом. Загадок и головоломок теперь не существует. Resident Evil 5 – это боевик, причем, совсем уже не страшный. Как-то все не очень радужно. Все эти тяжкие мысли ворочались в моей голове, пока я бродил один, а напарником был мой старый дружище Intel. Стреляет он, конечно, хорошо, а уж приказам подчиняется – вообще без пререканий, но молчалив, похуже рыбы, а уж эмоций в нем – ни капли нет.

Для кого-то Resident Evil 5 может показаться скучным, ведь шутеров (хоть от третьего лица, хоть от первого) на рынке полно. А здесь никакой изюминки нет, не удивляют нас геймплеем, не вводят каких-то новшеств. Напоминает чем-то Left 4 Dead, когда не работает Интернет. Скучно, грустно и хочется поскорее выключить это безобразие.

Кстати говоря, успехом Left 4 Dead большей частью обязан именно действиям в команде. В Resident Evil 5 такая возможность тоже есть – подключаемся к сети Live, а там уже выбираем: можем с друзьями поиграть, а можем оставить ячейку свободной – в надежде, что найдется еще одиночка, который разделит с нами путешествие по Африке.

Resident Evil 5

Этот зомби-абориген жить будет еще секунду, не больше. Сильный Крис идет вперед и защищает хрупкую, но меткую девушку!

В Capcom серьезно поработали над совместным прохождением. Помните, раньше доступных персонажей у нас тоже было по два (в первой и второй части, например). Только бегали они друг от друга отдельно. Получалось два сценария – сначала проходит один, потом другой идет через те же места, но находит иные предметы и видит уровень другими глазами. Такой подход был очень интересен для квестов, которые можно было решать с помощью длинной цепочки ходов. Для боевика же такое не годится – зачем тогда играть вместе?

В Resident Evil 5 герои путешествую нераздельно – плечом к плечу. Вот и я с товарищем решил сыграть по сети. Мы двигаемся по зараженному городу. Оба наготове, постоянно сверяемся по голосовой связи, но никого нет. Ни души. Мы обшариваем какой-то рынок, находим немного патронов, видим разделочный стол с огромным угрожающего вида топором и явно человеческие останки. Вдруг у окна замечаем движение… мимо явно кто-то пробежал. Напряжение нарастает, появляется тревожная музыка, с криками и плотоядным рыком в маленький домик врывается десяток врагов. Они вооружены дубинами, лопатами, какими-то палками, некоторые прут с голыми руками. Паника, крики в микрофон, беспорядочная стрельба. Одного покусал зомби, неожиданно прыгнувший в окно, другой получил лопатой по морде… Боезапас почти на нуле, у последнего зомби лопается голова – можно перевести дух и… поделиться впечатлениями. Вот чего нет в одиночной игре. Пока Крис стреляет в зомби, которые прут через дверь, его напарница Шева удерживает окна и прикрывает. «Я убил одного!», «Сзади!», «Прикрой – перезаряжаюсь!», «Аааа, меня едят, помоги!» – примерно такой диалог можно услышать в каждом бою. А когда сражение заканчивается, начинается другой разговор: «Видел, как я его?», «Блин, круто, да?», «Я уж думал, не выкарабкаемся!». И так тоже каждый раз. Причем в Resident Evil 5 эти эмоции сильнее, чем в Left 4 Dead. Там ощущения быстро притупляются из-за коротких уровней, которые повторяются десятки раз, кроме того, игроков в два раза больше – взаимодействие не такое тесное. А тут словно ощущаешь напарника за спиной (или перед спиной, в зависимости от ролей).

Одной стрельбой дело не ограничивается. Конечно, не осталось настоящих загадок, зато появились специально предназначенные для совместного прохождения участки. Больше всего мне понравилась миссия, где надо было пробраться через шахту. Темно там было – хоть глаз коли. Единственный источник света – фонарь с тяжелым аккумулятором. Персонаж может нести его только в двух руках. Поэтому одному приходится светить, а второй дерется. Легко? Как бы не так. Безоружный не пойдет первым, а прямо за спиной держаться тоже нет смысла – напарник загораживает источник (до чего, кстати, тут классные тени!).

Resident Evil 5

Прикрывающий всегда держится чуть сзади, чтобы успеть среагировать, если враги пойдут сразу с нескольких сторон.

А еще есть мини-взаимодействия. Например, в одной из миссий надо пробежать через ловушки. Огненный луч бьет через каждые несколько секунд, двигаться надо вместе, перебегая от одного укрытия к другому. Мелочь, казалось бы, а эти эмоции, когда говоришь в микрофон: «Готов? Три, два, пошел!» – и оба друг за дружкой бегут след в след, трудно передать.

Есть в игре и такие места, где один должен помочь другому. Например, чтобы перебраться через разрушенный мост, Крис подсаживает Шеву, она прыгает на другую сторону, а после этого на нее нападают десятки зомби. Оставшийся на другой стороне напарник должен по мере сил помочь (особенно классно, если у него есть снайперская винтовка).

Мы с товарищем вообще поделили роли – он сражался в ближнем бою с элекрошокером, а я стрелял из-за спины в головы особо ретивым. Даже боссов мы убивали по схожей схеме – я повреждаю, вывожу из строя, а он подходит и добивает.

В каждом уровне мы сталкивались с каким-то новым, неожиданным, не похожим на предыдущие действием. То лодку водили, то катались на джипе, то на корабле из пулеметов стреляли, то уворачивались от огромных валунов. И все это вместе. Игра в каждом удобном случае пытается максимально использовать сразу обоих персонажей. Даже неудобный прицельный режим, при котором нельзя двигаться – на руку командной атмосфере – мы не можем, как заядлый квакер, стрейфиться вокруг противника, постоянно обстреливая его. Если один бежит, то помочь ему может только напарник.

Resident Evil 5

Из ворон порой выпадают ценные предметы и патроны.

Resident Evil – качественный боевик с очень яркими и кинематографичными эффектами . Вот мы прошли часть миссии, смотрим интерактивную заставку. Например, едем в джипе, а чтобы не выпасть на крутом повороте, нажимаем кнопку F. Или встречаем босса, который с места пытается атаковать нас, уворачиваемся с помощью A и D. И каждый раз это интересно – ролики не повторяются, никогда не знаешь, чего ожидать в следующий раз. Особенно забавным был момент, когда Крис и Шева бегут от валуна. Пол проваливается – нужно вовремя прыгать. Я, честно говоря, такого не ожидал, спокойно смотрел заставку, подперев подбородок кулаком, а когда пол превратился в темную бездну, в нее провалился мой герой. Я просто не успел среагировать – даже не представлял, что что-то подобное может произойти.

Кроме игровых дизайнеров нужно похвалить художников, программистов и аниматоров. Resident Evil 5 – очень красив. Его роликам на движке позавидуют полноценные заставки многих конкурентов (мне даже кажется, что вступление самого RE5 завидует). А посмотрите на людей – однозначно, здесь лучшая лицевая анимация и синхронизация губ из всех, что я видел.

Звук подобран хорошо – динамичная музыка появляется ровно в те мгновения, когда главным героям что-то угрожает. Правда, в остальное время она не особенно запоминается.

Resident Evil 5

Resident Evil окончательно свернул на новую дорогу. Будь он квестом, не было бы такого успеха. Упрощение – ключ к интересу массового пользователя. Но я, честно говоря, уже не сильно горюю о загадках – у игры появилась динамичность и увлекательность (в основном благодаря совместным действиям), которой не было ни у одного другого проекта уже давно.

Плюсы: динамика; отлично продуманная кооперативная игра; технологичная графика; захватывающие ролики.
Минусы: загадок не осталось, совсем.

Читайте также: