Remember me обзор

Обновлено: 07.07.2024

Забавная штука — память. Еще вчера у тебя случилась размолвка с девушкой из-за какой-то ерунды, а уже через неделю она говорит тебе, что вы разругались в хлам, да еще и с рукоприкладством. Или вот: всю жизнь боишься собак, потому что в детстве одна тебя покусала, — а потом внезапно понимаешь, что это тебе всего лишь приснилось. А что, если память можно переписывать, как файлы на винчестере? Что, если вчера ты на самом деле был кем-то другим, но просто не помнишь.

В нашу информационную эпоху мысли и воспоминания уже стали товаром. Автор, используя свой опыт, пишет рецензию, вы ее читаете и тем самым покупаете его воспоминания. Просто пока что мы не научились передавать информацию прямо в мозг — но до этого недолго осталось. Обмен памятью, новый виток эволюции общения между людьми — каково это? Французская студия Dontnod Entertainment в своем дебютном проекте Remember Me вполне четко обозначила свою позицию: обмен памятью — это зло.

Ты — то, что ты помнишь. Если все стереть, кем ты будешь? Можно ли назвать человека, которому напрочь стерли память, живым? С радикалистами, которые подрывают деятельность компании Memorize, только так и поступают. Девушке с палиндромным именем Нилин повезло, ее обработали не до конца, своего «я» она не лишилась, хоть и забыла прошлое. Политические взгляды в Новопариже (New-Paris в оригинале) 2084 года перестали быть модными — их стирают, как и все печальные и плохие воспоминания. Утопия, в которой нет места несчастью и своеволию.

На помощь девушке пришел некто Край, который сообщил, что Нилин — не кто-нибудь, а самая талантливая эррористка (от английского error — «ошибка») из всех взламывателей памяти. Она может не только красть из чужих голов данные, но и вмешиваться в них, изменяя саму историю человека. И только Нилин может спасти Новопариж от полного затмения. Для этого ей придется посетить множество голов и даже переписать несколько жизней.

Remember Me

Как во всякой антиутопии, идеальная жизнь мнима. Фешенебельные районы соседствуют с трущобами и отстойниками, которые населяют мутанты со «сломанной» памятью, а городом правят безумцы.

В частности, в городе есть тюрьма Бастилия — просто таки идеальное место заключения. При попадании в нее у заключенного полностью отбирают память — и с тех самых пор он даже не догадывается, что за пределами тюрьмы есть какой-то мир. Память хранится на охраняемых серверах, и по истечении срока заключения ее возвращают законному владельцу, а тюремные воспоминания стирают. Идеально придумано, правда? Но на деле же над заключенными издеваются, насилуют их и творят прочие бесчинства — а чего церемониться, они все равно потом ничего не вспомнят.

Антиутопия Remember Me продумана до мелочей, каждая деталь в ней логична и на своем месте. Дивный новый мир снаружи, гниль и мракобесие внутри — все в лучших традициях жанра.

Remember Me

На фоне всего этого очень уместно развивается личная история Нилин — простая, но чертовски трагичная. В ходе подрывной деятельности к девушке постепенно возвращаются воспоминания, которым вряд ли кто-то обрадуется. Блуждая по собственному разуму, она пытается разобраться в себе, но не всегда получается. Постепенно из винтика в сломанной системе Нилин превращается в связующее звено между следствиями и причинами — и тут-то всплывают вопросы.

Никто вам на эти вопросы однозначно не ответит. Картину Dontnod Entertainment нарисовали, но что вы на ней видите — решите для себя, пожалуйста, самостоятельно.

Всю неблагодарную работу за людей теперь выполняют роботы-валеты, дополненная реальность правит бал, а память стала настоящей валютой — вы вполне можете встретить табличку «Купите сейчас — заплатите потом (память в залог)» в каком-нибудь обувном магазине. У каждого человека на шее есть особый интерфейс — Sensen, — через который можно обмениваться мыслями и разными приятными воспоминаниями (они продаются прямо на улице, в особых автоматах).

Remember Me

Dontnod Entertainment очень четко построили свой маленький мирок — они не стали заигрывать ни с классической, ни со старомодной фантастикой (хотя, конечно, в числе источников вдохновения есть «Вспомнить все» и «Бегущий по лезвию»). Вместо этого они разработали концепцию, отражающую нашу современную информационную эпоху. Так что никаких вам аугментов и восстаний машин — только нескончаемые потоки информации и дополненная реальность.

Все имена — не имена вовсе, а дурацкие ники, вроде Kid Xmas (в русской версии почему-то — Ребзя Новыйгод), или Edge (Край), а в арсенале — пушка под названием «Спам» и, например, суперприем «Флуд».

Remember Me

ЭТО ИНТЕРЕСНО: по словам самих разработчиков, вдохновением для Remember Me служили современные социальные сети, и это очень заметно. По сути, мы видим то, к чему может привести мода на «твиттер», «вконтакте» и прочие эксгибиционистские социалки. Даже журналистика в 2084 году будто твиттерная — короткий жареный факт и звучный слоган.

Эта концепция гораздо ближе к реальности, чем будущее, нарисованное Deus Ex: Human Revolution или любой другой киберпанк-игрой. Конечно, не в техническом плане (попробуй залезь в голову к другому человеку, сам себе мозг сломаешь), но в идеологическом. Сложно сказать, чем обернется весь этот душевный эксгибиционизм (вы же тоже много пишете про свою личную жизнь в социальных сетях, да?) и новые формы общения, которые благодаря интернету вообще и социальным сетям в частности появляются едва ли не каждый месяц. Вдруг вот в это?

Задача эррористов — показать, что копание в чужой памяти и тем более торговля воспоминаниями — это большая ошибка. И доказывать свою точку зрения придется кулаками — огнестрельного оружия в будущем нет, все заменила передача мыслей на расстоянии.

Remember Me

Боевая система напоминает о Batman: Arkham Asylum и о Sleeping Dogs и поначалу производит впечатление сложной. Интуитивности нет и в помине, удары сами собой в комбинации не связываются. Вместо этого нам нужно самостоятельно составлять в особом меню связки из приемов, которые Нилин постепенно вспоминает, а в драке — нажимать кнопки в нужной последовательности и вовремя уклоняться. При этом следующий удар нужно делать только в тот миг, когда уже прошел предыдущий, а прервать одну комбинацию и оперативно перейти на другую нельзя. Из-за этого динамика боя ощутимо снижается.

ЭТО ВАЖНО: многие винят игру за линейность, мол, хочется свободно пошататься по Новопарижу, а не бегать по замкнутым локациям. Возможно, в другой реальности так оно и было бы, но не здесь. Remember Me — исключительно линейный приключенческий beat'em'up с акробатикой, и как-то неправильно его в этом упрекать.

Удары бывают силовые (пробивают блоки, наносят больше урона), регенерирующие (восстанавливают здоровье), восстановительные (ускоряет перезарядку спецприемов) и удары-связки (усиливают предыдущий прием в связке). В какой последовательности ставить удары в комбинации — решать вам, но время от времени под отдельные бои связки наверняка придется перестраивать. Получается такой тактический, почти даже пошаговый битэмап. Система оригинальная, но понравится не всем.

Remember Me

Враги часто наваливаются скопом, да еще и в разных комбинациях, так что спецприемы приходится использовать очень часто. Активировав «ярость», например, можно на время забыть о комбинациях и уложить на землю любого за пару-тройку секунд, нацепив на особо сильного врага логическую бомбу — раскидать толпу по углам, флудом — оглушить, коротким замыканием — обратить врагов-роботов против своих хозяев, ну а замаскировавшись — обойти противника со спины и устроить ему перегрузку памяти, устранив раз и навсегда.

Remember Me

Впрочем, боевая система вряд ли надолго вас увлечет — слишком мало возможностей, слишком часто приходится повторять одно и то же, да и камера постоянно утыкается в стены. То же касается и редких логических задачек а-ля открой одну дверь, закрой вторую, открой третью. Куда интереснее эпизоды с «перемонтажом» чужой памяти, которые так рекламировали разработчики.

Этот процесс напоминает об интерактивной демосцене Linger in Shadows для PlayStation 3. Нам показывают небольшую сюжетную сцену, которую можно перематывать вперед-назад и изменять. Находим ключевую точку, изменяем — смотрим последствия.

Эррористика — дело бессовестное, и нам это демонстрируют с первой же такой сценки. Нилин залазит в голову наемной убийце Ольге Седовой, находит несколько ключевых точек воспоминания, бесцеремонно вмешивается, и вуаля — Ольга отныне думает, что ее муж погиб, а эррористы хорошие ребята, которым нужно помогать.

Зрелищно, интересно, пусть и очень линейно. Проблема в другом — таких эпизодов. всего четыре, и два из них мы уже видели. Как никогда надеемся на DLC. Нельзя так с игроками поступать.

Remember Me

Зато стиль Remember Me безупречен. Даже исключительно качественный электронный саундтрек динамично изменяется в зависимости от ваших действий: успешно связали комбинацию — подключился новый музыкальный паттерн, как где-нибудь в Child of Eden. Все настолько необычно, непривычно и не как у других, что кажется фарсом и вообще нереальным. Будто все это — лишь безумные воспоминания о том, чего никогда не было. Потрясающее чувство, которое невозможно описать словами, разве только мыслью.

Массовая культура — это не только гарант общественного спокойствия, но и отражение массового сознания, а массовое сознание — это и есть мы. Зачастую, даже об этом не догадываясь, мы предпочитаем играть именно в те видеоигры, которые так или иначе отражают мир вокруг нас, нашу среду обитания. Игры, которые не просто развлекают, но подкрепляют идеи, сокрытые глубоко внутри. Именно их мы запоминаем лучше всего.

Кто-то наверняка забудет о Remember Me в потоке осенних новинок, но мы будем ее помнить. Не так уж часто появляются видеоигры, моделирующие будущее, основанное на нашей реальности.

Новые миры рождаются и умирают у нас на глазах, и только мы можем их сохранить. В нашей памяти.


Прежде чем попасть на полки магазинов игра прошла непростой путь. Началось все с того, что в 2008 году была образована компания Dontnod Entertainment, в тот же момент стартовал процесс разработки. Изначально игра называлась Adrift и задумывалась как эксклюзив для Sony и ее PlayStation 3. Игру показали публике один единственный раз — на Gamescom 2011 года был продемонстрирован тизер-трейлер игры. Но в том же 2011 году, что-то пошло не так и Сони решили закрыть проект, заодно разорвав контракт со студией-разработчиком. Ходили слухи, мол, Сони не в восторге от того, что главным персонажем является женщина, да и вообще были не довольны качеством игры. Но правды мы никогда не узнаем, да и это не важно. Потому что не прошло и года, как явилась Capcom на белом коне и выкупила Adrift у Сони, позволив Dontnod дальше делать свое дело. И после всего этого, на конференции Gamescom 2012 игра была показана снова, но основная концепция и название сменились, теперь это Remember Me.
Неизменным осталось место действия – Париж 2084 года и основной протагонист – Нилин. Проведем небольшой экскурс в мир будущего. Воспоминания перестали быть чем-то личным, теперь их можно оцифровывать, покупать и продавать, все это стало возможно благодаря Сенсину, разработки компании Memorize. Со временем, воспоминания превратились в наркотики. И пока некоторые купаются в деньгах и самых ярких воспоминаниях, большинство же прозябают в трущобах, страдая мемозависимостью. Типичный киберпанк. Нилин, наша подопечная, не только лучшая охотница за воспоминаниями, но единственная, кто может изменять их прямо в голове носителя. Естественно, существует сила, сопротивляющаяся могучей корпорации Memorize, их называют эррористами, наша героиня числится среди них. Как не трудно догадаться, эррорист — это сложносокращенное слово, составленное из двух слов «еррор», т.е. ошибка и «террорист». И уж поверьте, террористами их называют не просто так. Иной раз из-за действий Нилин и ее руководства страдают сотни и тысячи ни в чем неповинных людей. Но революции без жертв не бывает, так ведь?
Перед нами очередная игра на неумирающем движке Unreal Engine 3. Но разработчики смогли его укротить и выкатили очень достойную картинку. Модели персонажей похожи на настоящих людей, а не на перекаченных анаболиками монстров, как обычно бывает. Да и текстуры вполне немаленького разрешения. Но это все технические детали. А вот что действительно важно, так это то, что дизайнеры на славу постарались и создали действительно красивый и красочный мир. С огромной визуальной разницей между самыми бедными и элитными районами сильных мира будущего. Неоновые трущобы с завалами, подтоплениями и просто кучами мусора соседствуют с технологичными, стерильными и утонченными кварталами. Наверняка именно так бы и выглядел настоящий Париж будущего.

После того как новую версию игру впервые показали на Gamescom 2012 многие игроки заворотили носы. Тогда демонстрировался ролик, в котором Нилин убегала от вражеского вертолета, используя элементы паркура и все-такое, проблема была в том, что анимация главной героини была, мягко говоря, не очень гладкой, а если откровенно – плохой. Да и эпизод был выбран не очень удачно, создавалось впечатление очень дешевой копии какого-нибудь Анчартед. Но к релизу это все-таки поправили. Нилин, конечно, не стала такой же грациозной как шикарная Женщина-кошка из Batman Arkham City, но анимацию очень не слабо подтянули, хотя, не покидает ощущение «механичности» движений, но может быть у нашей воровки воспоминаний просто идеальная техничность. В любом случае, на ее пируэты приятно посмотреть. К слову о паркуре, он здесь довольно незамысловатый, все как и в других играх, правда здесь вам всегда показывают специальным символом куда нужно двигаться.
Перейдем к самому сладкому, помимо оригинальной боевой системы разработчики придумали еще одну геймплейную фишку, которая является, чуть ли не главным элементом и мотивом игры. Речь идет об уникальном навыке Нилин – она способна не только скачивать воспоминания, но и редактировать их прямо в разуме жертвы для достижения определенного результата. Происходит это примерно так: вы подкрадываетесь к жертве, взламываете его сенсин и проникаете в память жертвы. Далее демонстрируется определенный отрезок, который нужно изменить. От Нилин и вас требуется найти, перематывая этот фрагмент памяти как видео, определенные точки входа, где вы можете изменить реальность, которая существует в памяти у жертвы, передвинув например тумбочку или включив какое-нибудь устройство и подбирать параметры до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат. Но помимо желаемого и исходного может быть еще ряд нежелательных результатов, которых следует не допустить, правильно подбирая точки входа. Без преувеличения можно сказать, что такие эпизоды – лучшая часть игры, но Dontnod не стали их пихать каждые пять минут, а разместили в повествовании с умом и довольно большими промежутками. Даже немного жаль, что их так мало. Видимо разработчики не хотели, чтобы казалось, будто Нилин легкомысленно относится к такой огромной силе, да и она сама об этом задумывается.
Сценаристы неплохо проработали и обеспечили весомую мотивацию главной героине для настолько радикальных действий. Повествование можно условно поделить на две части. В первой Нилин ищет и собирает себя и свою память по кусочкам, сомневаясь чуть ли не в каждом своем поступке и слепа веря своему напарнику. А во второй она яростно пытается спасти гниющий изнутри мир, из-за чрезмерного заигрывания с человеческой натурой с использованием современных технологий. В нечастых перерывах между миссиями Нилин размышляет, оценивает свои действия и пытается решить, стоит ли результат всех этих жертв, ведь даже если у нее все и выйдет, в процессе огромное количество людей костьми лягут в фундамент этого успеха. По ходу развития сюжета заново развивается и личность охотницы. Ведь по сути, нас такими, какие мы есть, делает память. Если человек ее лишится, останется ли он прежним и захочет ли возвращать потерянные кусочки себя? Возможно, именно об этом нас хотели заставить задумать разработчики, расписывая исходный код Remember Me.
Ну, вот вроде бы и все. Игра получилась отличная. Есть, конечно, недостатки вроде неудобной временами камеры и ограниченного доступного для хождения пространства. Но отличное визуальное и атмосферное сопровождение с парочкой свежих идей, которыми не злоупотребляют как обычно, делают Remember Me хорошим выбором для времяпрепровождения перед монитором. Хорошая и свежая боевая система, реалистичный мир будущего и глубокая атмосфера, живая главная героиня с незаурядной для игровой индустрии внешностью. Эта игра, которую действительно стоит купить. Но, к сожалению, продается она не очень хорошо, остается только надеяться, что Капком не так сильно деньгозависима как остальные издатели, чтобы продолжать выпускать оригинальные и смелые игры.

Remember Me

Перед нами очередной вариант антиутопического прогноза. Нео-Париж, будущее. Благодаря разработкам компании Memorize человеческие воспоминания больше не являются приватной областью личности: все они записаны на специальном микрочипе, прикрепленном к затылку, — «сенсине». Отныне ни одна деталь собственного опыта случайно не может быть забыта. Люди переживают давние ощущения: радость первой любви, вкус давно выпитых напитков, запахи и мелодии — столь же ярко, как в первый раз. Проблема плохих и неприятных воспоминаний решается очень просто — они с легкостью удаляются, как компьютерные файлы.

Функции несовершенного мозга переложены на не знающие сбоев сенсины. Однако смена носителя воспоминаний чревата отрицательными последствиями. Дело в том, что человеческая память становится общественным достоянием — доступ к ней может получить не только непосредственный обладатель чипа, но и любой другой человек. Именно этот момент проблематизируется авторами. Попытка перешагнуть запреты природы ведет к тотальному общественному контролю — память каждого можно «подсмотреть», удалив ненужную информацию или даже изменив ее.

Именно этим и занимается главная героиня Нилин — участница движения «эррористов», пытающихся любыми способами нарушить существующий антигуманный порядок. Но Memorize расправляется с врагами бескомпромиссно — стирает их память, уничтожая фундамент личности. Прошедшие подобную процедуру становятся «лепырями» — отбросами общества, гнездящимися где-то на задворках Нео-Парижа.

Такой «чистке» и была подвергнута Нилин. К счастью, у девушки обнаружилась сопротивляемость к процедуре, благодаря чему сохранились некоторые из ее воспоминаний. Неизвестно откуда взявшийся парень Край, глава повстанцев, указывает Нилин, что делать и как излечиться от «амнезии».

Remember Me

Беспамятная жизнь

На возвращении героиней собственного прошлого и строится сюжет Remember Me. Параллельно с этим Нилин будет заниматься революционно-подрывной деятельностью, уничтожая важные стратегические центры корпорации Memorize. Постепенно повествование будет превращаться в серьезную психологическую драму. Нилин теряет уверенность в правоте собственной позиции, а сюжет открывает очень неожиданные грани. Пусть концовка вызывает не так много вопросов, как в недавней BioShock Infinite, зато она красива, драматична и благородно венчает рассказанную историю.

Разработчики создали действительно продуманный и многогранный мир, информация о котором раскрывается во множестве заметок, разбросанных по уровням. Так, мы можем узнать историю Нео-Парижа, получить сведения о знаменитостях и достопримечательностях города. С точки зрения дизайна нареканий тоже нет — все уровни выполнены в уникальном стиле и не похожи друг на друга. Надписи, зависающие в воздухе, летающие и бродящие по улицам роботы, футуристическая архитектура — все это образует атмосферу киберпанковской роскоши. Дополняет картину мелодичная музыка, «рвущаяся» на части во время боя.

Единственное, что несколько ущемляет восприятие и на что мы сетовали ранее, играя в превью-версию, — это непробиваемая линейность уровней. Очень часто хочется в свободном режиме погулять по улицам города. Однако после прохождения понимаешь, что буквально на одном дыхании пережил великолепно срежиссированное приключение.

В целом Remember Me вовремя разбавляет продвижение по сюжету отлично поставленными кат-сценами. При этом камера всегда выбирает идеальные ракурсы, демонстрируя виды Парижа, и в таком урагане динамики и красоты вовсе забываешь о тесноте местных улиц и подсветке выступов, пригодных для лазанья.

Если отвлечься от необычной стилистики, то выяснится, что геймплей не предлагает нам ничего нового. Зрелищные прыгалки, заканчивающиеся травмой главной героини, мы уже наблюдали в Tomb Raider и других подобных играх. Оригинальная составляющая Remember Me обнаруживается, когда дело доходит до драки.

В последнее время в видеоиграх женщины, избивающие мужчин, — нередкая картина.

Каждому свое

Именно благодаря сражениям Remember Me не превращается в очередную игру со скудным геймплеем и бездной спецэффектов. И если поначалу различные типы ударов (наносящие урон, лечащие героиню или восстанавливающие ее энергию), которые необходимо комбинировать в связки, слегка обескураживают, то впоследствии, когда привыкаешь к хитрой системе, осознаешь весь потенциал, скрытый в ней.

Количество активных ударов, которые можно включать в комбинации, ограничено и увеличивается по мере прохождения. Так, вначале мы ковыряем неприятелей чуть ли не одиночными тычками, но потом нам станут доступны пяти- и восьмиударные серии, реализовать которые получается далеко не всегда. Если во время выполнения комбо Нилин будет задета вражеской атакой, серия прервется. А это может сказаться на результате схватки, ибо только последние удары в связке обладают большим эффектом. Поэтому приходится вовремя уворачиваться, внимательно следя за красными индикаторами над головами противников.

Но главное преимущество подобной боевой системы — возможность ее ситуативного применения. Каждый вид недругов требует особого метода его уничтожения. Например, атака элитных силовиков наносит обратный урон Нилин, поэтому, чтобы избежать суицида, нужно использовать лечащие героиню удары. Некоторые «боссы» неуязвимы для обычных атак и требуют применения способностей. Последние же имеют немалый «кулдаун», для ускорения которого также предусмотрен специальный тип приемов. В общем, комбинаторная боевая система оказалась не просто пиар-финтом разработчиков и очень интересно вписалась в игровую концепцию.

То же касается и других возможностей Нилин: пяти способностей и «спамера» — наручного устройства для дальнего боя. Роботы, невидимые лепыри, бойцы со щитами — каждый из соперников требует особого подхода и использования тех или иных умений. Хотя местами кажется, что сражениям не хватает динамики, в целом боевая система Remember Me выглядит довольно свежо. Правда, с визуальной стороны она далеко не идеальна — анимация очень бедна, а после потрясающей Batman: Arkham City быстро приедающийся набор однотипных движений режет глаз.

Remember Me

Пожалуй, возможность создания собственных комбинаций ударов — единственное, чем может похвастаться Remember Me в плане геймплея. Пару раз за игру нас попросят решить загадки вроде «cколько у паука лапок?» и «какова температура замерзания воды?». Не сказать чтобы сложно, однако обставлены эти задачки так, словно мы разгадываем важнейшие тайны человечества.

Четырежды за прохождение нам предоставят возможность лично поучаствовать в профессиональном деле Нилин — изменении воспоминаний. На практике это выглядит как двухминутное видео, демонстрирующее какой-то момент жизни нашей жертвы с «точками преломления» — отдельные фрагменты нам разрешается редактировать, тем самым влияя на дальнейшее развитие сюжета ролика.

Например, в оригинальном воспоминании пьяный мужчина в ярости направляет на жену пистолет, и лишь предохранитель спасает его от ужасной ошибки. Мы можем разблокировать оружие и заставить парня уверовать в то, что он убил свою супругу. Выглядят эти эпизоды достаточно забавно, бывает любопытно наблюдать так называемый эффект бабочки — изменение самых мелких деталей в памяти одного человека радикально ломает его судьбу и даже ход всего сюжета. Но с точки зрения геймплея эпизоды не представляют собой никакой ценности — количество подлежащих редактированию фрагментов памяти невелико, а подобрать нужную цепочку легко. Возникает ощущение, что ты монтажер, составляющий заказанную последовательность кадров, а не бог, переписывающий историю человечества.

Remember Me

Так выглядят моменты взаимодействия с чужими воспоминаниями.

Творение Dontnod Entertainment имеет говорящее название — Remember Me громко кричит игровому сообществу: «Запомните меня!», пытаясь врезаться в сердца геймеров великолепным стилем, любопытной боевой системой и «редактируемыми» роликами. В целом игра представляет собой дорогой мейнстрим-продукт, который плохим быть не может. Однако разработчики пошли проторенными дорожками игропрома, не решившись на риск, и тем самым определили судьбу своего проекта — Remember Me увлекает, но не запоминается.

Плюсы: яичница на затылке; антиутопическая романтика; власть над чужой памятью; интригующий сюжет; достаточно интересная боевая механика.
Минусы: коридорные уровни; не слишком зрелищные сражения; вторичность геймплейной концепции.

Воспоминания — ценная штука, это много раз обыгрывалось фантастами, да и сейчас тема актуальна — как в медиа, так и в реальной жизни. Редактор журнала Esquire Эй Джей Джейкобс поставил на себе эксперимент: приладил камеру к голове и фиксировал все происходящее с ним днями напролет.

Тебя легко поймать на лжи, все документируется, а собеседник ощущает дискомфорт, постоянно чувствуя на себе прицел объектива. Пользователей очков Google Glass и вовсе уже не пускают в некоторые заведения, большинство экспертов из профильной технической прессы задались вопросом этичности подобного устройства.

Логическое продолжение ситуации можно найти в одной из серий шоу Black Mirror, где в людей были вживлены специальные чипы, позволяющие записывать и потом воспроизводить все, что происходило с человеком.

А теперь давайте идею разовьем. Представьте, что можно не просто пережить любую ситуацию из прошлого, а выборочно изменить свою память, стереть особо неприятные эпизоды — с такими возможностями есть шанс повлиять не только на жизнь отдельно взятого человека, но и на весь мир, сделать его лучше, избавить от зла. Идея благородная, побуждения самые лучшие, но за удивительной технологией всегда будет стоять контроль и обязательная систематизация.

Город забытой романтики

2084 год встречает нас ярким Нео-Парижем, ставшим ключевым европейским городом. Он чем-то неуловимо напоминает City 17, но в то же время отличается от того Парижа, что мы знаем сегодня, несколькими, но критическими деталями. В первую очередь, один из его жителей придумал чудо-технологию управления памятью. Достаточно внедрить человеку имплант под названием Sensen (Sensation Engine), и воспоминания можно будет удалять, изменять и даже покупать новые. Во-вторых, роботы, наконец, появились не только у армии и японцев, но и повсеместно трудятся в борделях и торговых лавках на рынке.

Remember Me

Главная героиня Нилин работает на гигантскую корпорацию Memoreyes, которая производит импланты, продает воспоминания и в целом контролирует ситуацию на рынке. Конечно, чтобы оставаться первыми, приходится прибегать к не совсем законным средствам. Нилин и есть это средство. Она занимается промышленным шпионажем, ворует у разных людей идеи для развития тоталитарной компании. Нилин уникальна потому, что может не только красть чужие воспоминания, но и частично менять их фрагменты на лету, тем самым создавая для человека новую реальность.

Так бы девушка и работала втихомолку, если бы не случилось нечто, после чего героиня обнаруживает себя в Новой Бастилии. Как она тут оказалась, почему — неизвестно. У Нилин частично потеряна память, но это только начало: девушку вежливо просят пройти в кресло для окончательного удаления всех воспоминаний (точнее, перенесения в цифровом виде на специальный сервер). Делается это для того, чтобы узники не сбегали из тюрьмы. Без осознания того, кто ты и чем занимаешься, особого смысла совершать побег нет, поэтому все пленники постепенно превращаются в безэмоциональные овощи. Процедура весьма болезненная, и не каждый в состоянии ее перенести. Если все пройдет плохо, девушку положат в капсулу и выбросят в парижские трущобы.

Ситуация безвыходная, конец, кажется, неизбежен… как тут на помощь приходит внезапно вспыхнувший в голове голос, настоятельно рекомендующий бежать. Через канализацию, тайком забравшись в одну из таких капсул-гробов.

Remember Me

Так Нилин погружается в дивный новый мир трущоб и криминала, скрывающийся за лоском безупречной архитектуры богатых районов Парижа, где рядом с террином из криля можно из-под полы заказать воспоминания в автоматизированном терминале.

Голос в голове представляется главой сопротивления и наказывает к нему примкнуть, так как благополучие метрополии поставлено под угрозу. У удивительной технологии от компании Memoreyes есть серьезный недостаток: мало того, что, по сути, поведение человека можно контролировать, так еще и чип Sensen от переизбытка эмоций и посторонних воспоминаний начинает сбоить. Наступает поражение головного мозга, и пользователь может легко сойти с ума.

Бунтарка

Получив такое большое количество пугающей информации за такой короткий промежуток времени, Нилин не теряется, а символично «восстает из мертвых». Начинаются ее приключения в поисках утраченной памяти на мрачных и неприветливых задворках Нео-Парижа, где побираются агрессивные безумцы, утратившие человеческий облик от злоупотребления чужими воспоминаниями.

Remember Me

Remember Me не зря использует самый пошлый прием для подачи истории. Понятно, что амнезия в любой ее форме предполагает минимальную экспозицию — сюжет, таким образом, открывается как для героини, так и для игрока. Правда, из-за этого игра начинается крайне холодно и отстраненно. Нео-Париж, несмотря на всю его солнечность и яркую цветовую гамму, населяют роботы, психи и симпатизирующие Нилин члены сопротивления с ненастоящими именами. Главного фаната героини зовут Bad Request (что забавно, он хакер), а Нилин однажды придется исследовать трущобы 404, куда ее отправляет глава сопротивления Edge.

В Remember Me все кажется символичным и абстрактным, будто разработчики хотели донести свою идею вне зависимости от сеттинга и действующих лиц, а не рассказать историю про живой и самостоятельный мир. К счастью, постепенно игра разгоняется, рассказ девушки-шпионки становится более камерным и личным, а вместе с этим меняется и непосредственно отношение игрока. К Нилин прикипаешь, город кажется более живым, за его судьбу начинаешь переживать. Небоскребы, кафе-брассери, люди в необычной одежде, красивые граффити и неоновые вывески — хочется осмотреть каждый уголок Нео-Парижа, узнать все страшные тайны, скрывающиеся за светлым фасадом.

Руки помнят

К сожалению, с исследованием окружения вышел небольшой конфуз. Remember Me выполнена в приключенческом жанре, но даже ограниченного открытого мира (как, например, в Beyond Good & Evil) здесь нет. Никаких дополнительных квестов и побочных заданий — мы движемся только вперед по извилистому, но прямолинейному пути, иногда отвлекаясь на поиски тайников, как в Uncharted.

Проявлять особые акробатические таланты от Нилин не требуется, а те сцены, где героиня вынуждена куда-то карабкаться, судя по всему, сделаны только для того, чтобы с удачного ракурса продемонстрировать завораживающие пейзажи. Скажем, ползет Нилин по трубе, а игроку открывается вид на Эйфелеву башню.

Remember Me

Боевой системой Remember Me занимался Ёсинори Оно, известный по работе над Street Fighter 4. Драться предлагают просто и изящно: удар ногой, удар кулаком, кувырок. Из двух типов атак собираются нехитрые цепочки. Овладеть здешними комбо очень просто, заучивать последовательность из десяти-пятнадцати нажатий не придется.

Что любопытно, сама по себе цепочка ударов не наносит противнику урон, и для того, чтобы приемы сработали, комбинацию нужно предварительно настроить. Выглядит это примерно так же, как заряд оружия в action-RPG, только если там это какие-нибудь камни с характеристиками, то здесь в качестве усилителей выступают pressen-приемы.

Remember Me

У прессенов есть уникальные свойства: одни позволяют пробивать блоки, другие помогают восстанавливать здоровье прямо в бою и так далее. Таким образом, у комбинации ударов появляются эффекты: двумя мощными хуками разбиваем защиту соперника, а потом финальным апперкотом отправляем его в воздух, одновременно восполняя себе жизненные силы. Чем дальше прессен находится в последовательности, тем сильнее его действие и тем сложнее добраться до его выполнения — враги-то не дремлют.

По идее, нужно варьировать различные типы ударов в зависимости от того, с какими противниками вы деретесь, и отвлекаться на настройку прессенов в отдельном меню. Но к концу игры все комбо в вашем арсенале неизбежно сведутся к узкоспециализированным — так и эффект гораздо ощутимее, и не нужно переживать, если цепочка ударов прервется на середине и не дойдет до конца.

Remember Me

Кроме того, у героини есть особо мощные спецприемы, на выполнение которых тратятся очки, зарабатываемые за счет успешных убийств врагов. У каждого суперудара своя область применения: один дает возможность взять под контроль робота и натравить на своих же союзников; второй позволяет Нилин стать невидимой и автоматически вырубить кого угодно; третий помещает на выбранного врага «логическую бомбу», которая при взрыве задевает окружающих; четвертый оглушает всех вокруг и раскрывает противников-невидимок, ну а пятый активирует режим «ярости» — какое-то время героиня дерется с утроенной силой.

Уже к середине игры каждый поединок начинает напоминать головоломку: противники нападают разношерстными комбинациями, с которыми практически невозможно разобраться без использования спецприемов. В схватке нужно постоянно расставлять приоритеты, чтобы не остаться сразу без здоровья и энергии под спецы.

Враги не забудут

Рукопашный бой ритмичен, как в Batman: Arkham Asylum, да и идейно его очень напоминает, — там тоже требовалось выбивать безупречную комбинацию для того, чтобы потом одним мощным ударом уложить крепкого противника.

Сражаться интересно, но, в конечном счете, поединки приносятся в жертву сюжету. Они даже расставлены по игре весьма неравномерно. Ожидать сбалансированного, выверенного деления на сегменты акробатика/драка/кат-сцена не стоит. Возможно, оно и к лучшему: когда играешь в Remember Me, хочется делать скриншоты с интересными вывесками и архитектурой, а не снимать то, как Нилин грациозно ломает пяткой очередную челюсть.

Remember Me

Впрочем, порой возникают и проблемы с проработкой окружения. Где-то в середине игры вас надолго запирают в скучной комнате с движущимися платформами, а потом некоторое время заставляют бегать по безликим коридорам вслед за автоматизированным медицинским креслом. По сравнению с отвратительными, но фактурными трущобами, в которых обитают прокаженные, и богатыми районами, где продают одежду марки «Диктат», разница огромная.

Бинарные воспоминания

Как мы того и боялись, использование необычного навыка Нилин строго ограничено сюжетом. Напомним, девушка умеет проникать в определенные фрагменты человеческой памяти и изменять их по своему усмотрению. Предупреждаем сразу: если вы думаете, что Нилин будет бегать по Нео-Парижу и нагло подтасовывать факты всем неугодным, то ошибаетесь.

Каждое воздействие оставляет в сознании героини эмоциональный отпечаток. В перерывах между уровнями мы слушаем рассуждения Нилин, из которых выясняется, что ее пугает та власть, которой она обладает; девушке не по себе от одной мысли, что она хоть и временно, но становится едва ли не богом, повелевающим чьей-то жизнью.

Remember Me

В превью-материале мы уже рассказывали про женщину-наемницу Ольгу, которая охотится за Нилин. У Ольги тяжело болен муж, необходимо собрать определенную сумму денег на его лечение, поэтому она решительно хватает Нилин и приставляет ей нож к горлу, чтобы исполнить заказ. Наша героиня, естественно, паникует и непроизвольно получает доступ к сознанию Ольги.

Мы узнаем, что супруг киллера страдает от неисправного модуля воспоминаний, по большому счету, находится в невыносимой агонии. Его вроде как можно спасти, но в данном случае Нилин решает убить больного — пускай наемница увидит все ужасы чудо-технологии и перестанет работать на злую корпорацию.

В воспоминаниях можно разыграть сразу несколько вариантов развития событий, но верным всегда будет только один. Пример: Нилин необходимо подстроить суицид одного важного чиновника, злоупотребляющего алкоголем. Он поругался с женой, так как она не захотела присутствовать на какой-то торжественной церемонии, а это может плохо сказаться на его имидже.

Remember Me

Мы видим, как чиновник сидит в кресле, глотает виски и держит в руках пистолет. Внезапно появляется его жена, начинается ссора, мужчина бросает в женщину бутылку. Супруга проклинает мужа и убегает из дома.

Повлиять на ситуацию можно по-разному. Скажем, если снять с пистолета предохранитель, то, когда чиновник бросит пушку на стол, она сработает и убьет его. Хм, не подходит. Бросим-ка бутылку на пол, пускай вместо нее чиновник во время ссоры возьмет со стола пистолет и застрелит жену. Снова неправильно: мужчина поднимается с кресла, спотыкается на бутылке и ударяется головой о журнальный столик. Ага, значит, стоит чуть отодвинуть журнальный столик и, возможно, перед этим сделать еще что-нибудь…

Структурно эти воспоминания представляют собой хитро срежиссированный ролик с активными объектами (те самые бутылка, столик, пистолет и т.д.), которые сначала нужно найти. В первый раз мы смотрим сцену полностью, а потом аккуратно проматываем в несколько заходов вперед и назад, пытаясь определить ключевые точки. Перематывать можно сколько угодно, манипулировать объектами — тоже. По большому счету — продвинутый пиксельхантинг, но здесь вся соль не в геймплее, а в том, чтобы не просто показать игроку потенциально тяжелые и трогательные события, но заставить его пересматривать их раз за разом. Благодаря этому эмоциональный отклик от сцены усиливается многократно.

Remember Me

Из прогулок в чужом сознании не стали делать квест наподобие Ghost Trick: Phantom Detective, здесь механика используется скорее как мощное художественное средство (на котором, к слову, полностью выстроен популярный фильм «Эффект бабочки»). Обойдемся без спойлеров, но ближе к концу прием с перемоткой воспоминаний предстает перед нами совершенно с другой стороны.

Забавно, но в игре про девушку, манипулирующую воспоминаниями, у самой героини нет никакой возможности вести себя так, как ей (то есть вам) того хочется. Это играет на руку Remember Me и делает повествование цельным и законченным. Игра сама по себе является эстетически красивым проектом со своим внутренним стилем, строгой цветовой палитрой и творческим видением, где неравномерное использование механик обусловлено повествованием. Париж 2084 года кажется настоящим, в такое будущее поверить проще, чем, например, в вариант развития событий из Deus Ex: Human Revolution.

Читайте также: