Реликвиум настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024


В конце прошлого года вышла новая игра компании «Интаглиф», и вот только сейчас руки дошли выложить её обзор, ведь наиграно уже под два десятка партий. Не являясь большим любителем настолок подобной направленности — а именно, с точно выверенными «схематическими» ходами, — я незаметно для себя собрал всю коллекцию этих коробок-«книжек» от «Интаглифа», невероятно похожих по сути друг на друга (почерк автора, однако). Книжки они потому, что выглядят, как древние тома в переплёте — такая вот задумка издателя, чтоб все их настолки образовывали этакую библиотеку.

Действия всех игр фирмы происходят в одном магическом мире, так что тема таинственных рукописей, прослеживаемая в оформлении не только коробок, но и всяких игровых планшетов, стилизованных под вырванные листы, очень в кассу. В общем, за стиль по-прежнему «Интаглифу» зачёт, хоть далеко не всем понравится столько мрачный суровый дизайн.


О чём это?

Новый «Реликвиум» — это стратегия со строительством, войсками, полем и перемещением по нему, плюс, немного дипломатии. Воины и маги бегают по холмам и лесам, стараясь контролировать пограничные с соседями территории и отстроить побольше своих крепостей.

То есть игрокам предстоит сражаться за территории… собственно и всё, хотел дописать «собирать ресурсы, зарабатывать влияние, прокачивать войска», но нет, это другой тип игр. Здесь мы просто боремся за территорию, бодаясь с армиями соперников на границах лесов, полей и рек.

Что в коробке?

Итак, перед нами новый уровень маленького российского издательства — теперь в коробке лежат миньки вместо привычных для любителей игр компании «пенопластовых» жетонов. Миньки, надо сказать, прикольные. На конфеты ассорти похожи =) Представляют собой три класса бойцов — маги, воины, защитники.


Горка жетонов приказов и замков.


Жетоны легендарных существ, по три на фракцию. Вот где эпичные миниатюры пришлись бы в пору для избалованных наполнением современных коробок игроков, какой-нибудь здоровенный архангел на поле стал бы поводом обсуждать игру так же активно, как всякие Blood Rage-и.


Поле, где происходит действо, со всеми атаками, маршами войск и строительством. Ареа-контроль, в общем.


Планшеты фракции, где указаны способности трёх легендарных существ расы и отмечаются фазы раунда на нижнем треке.



Как в это играть?

В начале партии у каждой фракции есть предписанное на поле место, куда выставляется три стартовых замка и несколько воинов. Из этих родных земель и начнёт распространяться ваше влияние посредством военного кулака из создаваемых в стенах тех замков бойцов. Запасы их, кстати, не безграничны, построить всего можно по три юнита каждого типа. Цель же войны — отстроить 9 своих замков быстрее остальных.

Итак, в свой ход игрок должен сделать одно из двух действий, дающихся на выбор в зависимости от текущей фазы, указанной на вашем планшете.


Здесь мы видим 9 слотов действий, некоторые из которых заняты замками, возводя которые мы получаем больше действий в раунд, так как слотов становится больше. Действия выполняются слева направо. Притом, строя замок в поле (с символом пшена на нём), в лесу (с ёлкой) или в горах (с горой), игрок получает доступ к разным действиям. Например, замки в полях позволяют выбирать из двух действий: движение или ближний бой.

Очевидно, что как бы вы ни старались, сначала построиться, а потом, например, атаковать, не получится, последовательность строгая. В этом и плюс, и минус. Теряется гибкость привычных стратегий, но привносится та самая «шахматность», присущая всем разработкам Петра Вибе — вы всегда знаете, чего и когда ждать от противника, и можете выстраивать стратегию на несколько ходов вперёд.

Собственно, действия такие: перемещение по полю из одного региона в другой, атака соседней области, строительство замка в контролируемой области, найм отряда в замке, вызов легендарного существа и дальний бой. Рассматривать подробно не буду, остановимся только на самом оригинальном — боях.


Начало партии

Их исход зависит от суммы показателей силы отрядов, участвующих с двух сторон: если вы нападающий, то все ваши фишки-«воины» считаются за двойки, в то время, как все другие считаются единицами, если вы защищающийся, то наоборот, фишки-«защитники» считаются двойками, а остальные единицами. А есть ещё «маги», которые становятся двойками, только если являются силами так называемой «поддержки», которая создаётся приказом «дальний бой» и в которую входят только юниты из соседних с оспариваемой областей. В общем, тактических манёвров и кружения фишек по областям карты хватает.

Вообще-то вся игра — это беспрерывные манёвры на игровом поле, выстраивание обороны, кулака для нападения, резервной области с поддерживающими магами, обходных манёвров по фланговым областям. Нестандартные ситуации создаются благодаря тем самым легендарным существам, которые, помимо обычного бонуса +1 к силе войскам своей формы (треугольник-атакёр, гекс-защитник или квадрат-маг), у каждой фракции действуют по-своему — могут, например, резко усилить поддержку одной области, а могут отменить атаку по вашему ключевому региону, или вообще разрушить замок врага.


Впечатления

Они, что совсем не странно, точно такие же, как и от прочих игр Вибе (ну, пожалуй, кроме «Длани Мануса», совершенно не зашедшей — можете почитать обзор). Гордость не столько за российский игропром, сколько за наших авторов с по-настоящему своим стилем. По-моему, в обзоре каждой игры издательства «Интаглиф» я писал, что они «шахматоподобные» — и это действительно так. Разработчик как будто ненавидит рандом всей душой и его миссия принести в мир как можно больше настолок без него =)

Мне сложно писать восторженно-позитивно об этих играх, так как сам — большой нелюбитель подобного типа настолок. Однако постоянно встречаю людей, которые очень ценят подобные развлечения, и им, мягко говоря, очень заходят игры Вибе. Возможность продумать наперёд чуть ли не каждый ход — радость для маньяков-аналитиков, именно они сидят за клетчатыми досками, напряжённо вглядываясь в деревянные фигуры. Для таких, как я, придуманы более простые и красочные игры, типа «Реликвиума», где шахматы хорошо замаскированы под обычную настольную игру.


Говоря конкретно о данной коробке, ожидания «стратегии с полем» оправдались не до конца. Хотелось чего-то новенького (от автора): войн за территории, обороны ключевых замков, яростных сражений и неожиданных ударов, в общем, побольше эпичности и захватывания духа, так сказать, новых граней и ухода от классического «Бестиария» «Интаглифа». Однако получили продолжение. Игра получилась довольно схематичной, и процесс больше напоминает перемещение фишек по полю генералами, планирующими наступление на позиции врага.

Каждый раунд необходимо сидеть и продумывать, что будешь делать, на ходы вперёд, учитывая возможности оппонентов и текущую ситуацию на доске. Естественно, всё не заскриптовано, ведь, помимо очерёдности в совершении определённых действий, у игроков всегда есть выбор между двумя из них, однако, общие паттерны просматриваются как — да что ж такое! — в шахматах. Поэтому сидишь и размышляешь: «Я вот так, а он вот так, а я эдак, после чего он…»


Эта игра в очередной раз заставила задуматься о том, какие же игры предпочитаю лично я. Ведь здесь есть всё, чтобы заинтересовать любителя подумать над ходом, посчитать наперёд, а также эпичности как в «Героях меча и магии». Однако вышло так, что без рандома мне жизнь не мила, и в очередной партии в TTA, где необходимо всё подряд просчитывать и рассчитывать, незнание «повезёт ли с выходом нужной карты» даёт куда больше положительных эмоций и возможность передохнуть от размышлений, чем право решить наперёд всё. То есть классические евро-игры кажутся куда более привлекательными, чем чистые абстракты, к коим причисляю теперь «Реликвиум».

Тот же великолепный Tash-Kalar кажется куда менее абстрактным, благодаря механике рандомного прихода карт на руку, хотя от заявленной темы там нет ничего, а игровой процесс просто про выставление однотипных фишечек на клетчатое поле. В отличие от нашей коробки, где себя действительно можно почувствовать генералом, манипулирующим массивами войск на карте страны. Но здесь это ровно схема и точнейший расчёт без права на ошибку — безграмотные движения влево-вправо погубят всех ваших воинов и заодно фракцию. Настольный симулятор генерала за столом со стратегической картой, в общем.


Благо есть легендарные существа, разбавляющие стандартные манёвры. Да, они по большей части дают те же самые действия своим войскам, что и стандартные приказы, но некая вариативность и уникальность у каждой фракции присутствует и радует. Кто-то лучше поддерживает свои отряды дальним боем, кто-то может усилить ближнюю атаку. Общей картины абстрактности это не отменяет, но всё же.


Что интересно, автор игры, походу, понимает, что и для кого создаёт, осознавая как плюсы, так и минусы своих творений, и пытается охватить больше аудитории, вводя дополнительные правила для вариативности игры. Например, в дополнении к его «Бестиарию Сигиллума» появлялся рандом (который, тем не менее, можно было отключать). В «Реликвиуме» есть вариант с союзниками, когда каждая фракция может поддерживать в бою другую отрядами из соседних областей, и даже способностями своих легендарных существ. Понятное дело, в нашей компании такое зашло куда лучше, чем точные рассчёты по количеству войск =D Да и вообще дипломатия в стратегии кажется вполне естественной.

В общем, не знаю как прочувствованно похвалить игру совершенно не моего типа, но она действительно хорошая. Правда, есть ещё один аспект, который на самом деле не понравился — это условия окончания партии. Цель игры, как уже сказано выше, построить все свои девять замков на поле. И вот этот самый момент постройки последнего замка очень неочевидный и незаметный — так как они строятся в завершающие ходы раунда. Зачастую происходит так, что последний раунд партии пустой — так как очевидно, что кто-то построит свой последний замок, и с этим никак ничего не поделать, ведь сражения происходят в самом конце раунда.


Этот недочёт (или фичу?) вижу не только я, многие также высказывали к нему претензию — автор оперативно выложил на своём сайте дополнительное правило, по которому победа засчитывается лишь в самом-самом конце раунда, после боёв, так что есть шанс отжать последний замок у потенциального победителя. На сайте, кстати, есть всякие плюшки в виде дополнительных стартовых расстановок замков/войск, случайных событий — видимо, для тех, кому чересчур сухо.

Как бы то ни было, в «Реликвиум» свои 17 партий отыграл, большую часть на двоих, но любым составом время партии показалось небольшим, что способствовало появлению на столе коробки. В общем, претендуя на объективность и запихнув своё мнение насчёт «абстрактов по сути» подальше, скажу, что игра вышла хорошая, понравилась больше первенцов компании. Тут и оформление «полноценной» настолки сыграло роль — раскладывающееся плотное поле, фишки приятные.

И как всегда — любителям шахмат и полностью открытой информации рекомендую опробовать в первую очередь, очень годно. Остальные, наверное, могут проходить мимо. Хотя коробка явно рассчитана на более широкую аудиторию, чем «Бестиарий».

Инта Глиф

Игорь, а в каком моменте сложности? Он разбит на сектора: каждая половина на 6, пронумерованы от 1 до 6. Когда применяете поддерживающие способности, то фишки этих способностей помещаются в сектор с номером, равным подготовке умения. Каждый период диск вращает на 1 деление первый игрок. В фазу подготовки игрок забирает фишки из сектора 6 (указатель текущего раунда), чтобы снова их применять.


Внутри нас ожидают четыре планшета фракций.

Они различаются цветом и способностями, призываемых существ. Некоторые способности сначала кажутся имбалансными, но по итогам нашей партии скажу, что это впечатление обманчиво.


Правила написаны читабельным шрифтом, довольно понятно, никаких вопросов по правилам после прочтения не возникало. Еще радует, что приведено много примеров, облегчающих восприятие правил.


Поле игры напечатано на толстом картоне, и по качеству аналогично полям их таких игр как Runebound 3-я редакция, Ужас Аркхэма. В углах поля расположены по три стартовые территории фракций. Сами территории бывают четырёх видов - поля, леса, горы и озёра. В полях, лесах и горах можно (и нужно) строить замки соответствующего типа, по озёрам можно передвигаться, но строить там ничего нельзя.

Каждый игрок получает компоненты своего цвета.

По три "миниатюрки" воинов (треугольники), защитников (кружки), и магов (квадраты) и фишку действия.

Три жетона легендарных существ, по три жетона каждого типа замков, три жетона ближнего боя и три жетона поддержки. Все жетоны выдавливались отлично, без заусенцев и "нежеванные".


По одному замку каждого типа располагается в соответствующие им стартовые локации, туда же помещается по одному стартовому отряду. Хаос начинает с тремя воинами, Горы с тремя стражами, Порядок с тремя магами и у Природы каждого типа по воину. Оставшиеся замки помещаются на соответствующие деления планшета. Сначала луговые замки, потом горные и наконец лесные. Фишка действия устанавливается на крайнею левую свободную ячейку.

Каждый раунд делится на фазу мира и фазу войны. В фазу мира игроки по очереди разыгрывают доступные действия в зависимости от положения фишки действий. После чего двигают фишку на следующее доступное действие.
Разберем все возможные действия.
Действия "полей" (фишка действий находится в зоне полевых замков):
1)Движение - передвинуть от 1 до 3 отрядов из одной области в соседнюю. При этом нельзя чтобы в области находилось больше трех отрядов, заходить в области с вражескими фишками отрядов или жетонами замков нельзя.
2) Ближний бой - положите жетон с наименьшим значением мечей между вашей и вражеской областью, так чтобы острие меча смотрело на врага. В фазу войны тут будет битва.

Действия "гор":
1) Найм - можно нанять любой отряд в область с Вашим замком. Конечно нельзя превышать лимит отрядов в одной области.
2) Дальний бой - положить наименьший жетон дальнего боя между областями с Вашими отрядами, стрелами в сторону той области, которая в этом раунде будет воевать. Не важно атаковать или защищаться.

Действия "лесов":
1) Строительство - постройте замок в области с Вашими отрядами, но в которой еще не построен Ваш замок. Для этого снимите свободный жетон замка со своего планшета и положите в соответствующую область. Построите все 9 и победите в игре. Также снятый с планшета замок освобождает ячейку для действия, и поэтому в следующий раунд у Вас будет на одно действие больше.
2) Призыв - призовите на поле свое легендарное существо. Оно призывается на пересечение трех областей, при условии, что в хотя бы одной из них есть Ваши отряды или замки. Сразу же Вы можете воспользоваться свойством этого существа, которое подействует на отряды в этих трех областях. Также в фазу войны существа придают силы соответствующим их форме (геометрической форме жетона) отрядам.

После того как Вы разыграли последнее действие на треке действий Вы перемещаете фишку действия в начало трека и последующие ходы (если они будут) пропускаете. Когда все переместили фишку в начало трека, фаза мира заканчивается и разыгрываются все войны.
Войны происходят начиная с войн с бОльшим значением мечей и в порядке инициативы (Хаос>Природа>Порядок>Горы). При войне складываются силы участвующих в ней отрядов. Итак воины-треугольники сильны в нападении и их сила равна двум, в защите и в поддержке (дальний бой) их сила равна единице. Стражи-кружки имеют силу равную двум в обороне, Маги-квадраты - в поддержке. Итак, у нападающего складывается сила атакующих отрядов, прибавляется сила поддержки (смотрится сколько стрел изображено на жетоне, столько же отрядов этой области может участвовать в поддержке), если разыграны существа то они увеличивают силу соответствующих отрядов на единицу и прибавляется количество мечей с жетона. У защищающегося также складывается сила обороняющихся отрядов, поддержки и существ. У кого больше тот и выиграл. Проигравший теряет один отряд на выбор, остальными должен отступить в соседние земли. Также каждая сторона теряет по одному отряду за каждые 10 единиц силы противника. Победитель еще может зайти атакующими отрядами на покинутую врагом территорию, если там был замок противника, то он уничтожается и возвращается на планшет. Если уничтожить все лесные замки, то противник больше не сможет строить замки вообще, или например уничтожив все полевые - противник не сможет двигаться и атаковать.


Рассмотрим битву.

Хаос атакует одним воином(сила 2) и одним магом (сила 1), поддержку оказывают воин и страж, но так как лук один, то можно выбрать только один отряд, игрок Хаоса выбирает воина (Сила 1). Так как область поддержки и область нападения попадают в поле действия Церберуса, то он усиливает обоих воинов, и теперь мы имеем положение сил в атаке - воин (сила 3), маг (сила 1), в поддержке воин (сила 2) + атака в 2 меча итого сила нападения равна 8. В защите у Горного игрока два стража (сила 2 у каждого), в поддержка в две стрелы, значит оказать ее могут как маг(сила 2), так и воин (сила 1). Армус действует на обе зоны, но усиливает только стражей, сила которых становится равна трём у каждого. Итого сила защищающихся равно 9. Победил защищающий игрок, а игрок Хаоса должен будет убрать один из нападающих отрядов в запас.

Ну вот и всё в принципе по правилам. Есть еще дополнительные, но мы из них играли только с дипломатией. Какая стратегия без нее родимой? Тем более что всегда можно предать. Как итог мы получили хорошую стратегию без какого-либо рандома, в которую можно сыграть небольшим составом. Очень понравилась механика развития своей "империи" и планшета - при которой чем больше замков строишь тем больше действий появляется.


А вот так мы сражались на днях.

Я играл за Порядок (желтые), сначала никого не трогал, строил замки, но на мои территории пришел синий горный народ и у нас развязалась кровопролитная война, я смог загнать зарвавшихся гномов обратно под землю, но в пылу войны забыл совершенно про другую часть поля, где войска Природы послали десант строителей (отряд, который прокрался ко мне в тыл, лишенный войск) и начал строить на пустых территориях замки. В итоге я понял что к чему только в тот ход, когда зеленые строители стояли на территории с горами, а зелёному игроку не хватало только горного замка. И сбить их с гор я никак уже не мог.

Желаю автору игры Петру Вибе и всей компании Интаглиф успехов в новых разработках! Вы супер!

АРЕНА • Клуб настольных игр

АРЕНА • Клуб настольных игр

АРЕНА • Клуб настольных игр запись закреплена
Интаглиф

РЕЛИКВИУМ – новая настольная игра в мистическом мире Сигиллума

«С реликвий той войны - мечей, щитов и магических книг - ветер безмятежно сдувал пыль сражений, не давая забвению поглотить хранившуюся в их боевых повреждениях отвагу павших воинов. И только тот, кто стал победителем, осознал все силу этого оружия, уже непригодного для битв, но способного воодушевлять не меньше, чем сказания о великих героях, записанные в Бестиарии Сигиллума. Тогда он построил огромную залу и разместил там постаменты с артефактами, собранными на полях сражений Четырехпутья. Так появился Реликвиум – музей доблести, самоотверженности и бесстрашия».

В «Реликвиуме» каждому игроку предстоит возглавить одну из четырех сторон конфликта: легион хаоса, орден порядка, альянс природы или братство гор. Путь к победе будет пролегать через расширение границ и захват новых земель, ресурсы которых дают дополнительные возможности; умелое управление армией, в состав которой входят воины, защитники и маги – три класса со своими сильными и слабыми сторонами; а также правильное применение уникальных для каждой расы легендарных существ Бестиария, умения которых воодушевляют войска.

В отличие от игры «Бестиарий Сигиллума», где главная роль отводилась мистическим существам с невероятными способностями, в «Реликвиуме» раскрывается история обычных воинов, чей вклад в великие победы был не меньшим, а возможно, даже большим. Как раз о классах войск пойдет речь в следующей записи.

Читайте также: