Raid shadow legends обзор

Обновлено: 05.07.2024


На релизе этот проект стал своеобразным интернет-мемом: навязчивая реклама Raid: Shadow Legends была везде, даже в местах, которые не связаны с игровой индустрией. Пришла пора взглянуть на игру трезвым взглядом и понять, стоит ли она внимания.


Где я уже это видел?

В то время как на ПК и консолях сюжетный контент все еще важен и ценится игроками, на мобильных платформах он уже давно стал фоном для геймплея. Raid: Shadow Legends — это как раз такой случай. Несмотря на то, что разработчики из Plarium добавили в игру что-то вроде одиночной кампании, даже за три часа вы не встретите ни персонажей, ни внятных заставок, ни даже сколько-нибудь продуманных диалогов.

Обзор Raid: Shadow Legends — деньги или жизнь!

При этом, как часто бывает в мобильных батлерах, тут всегда есть некие цели — долгосрочные и краткосрочные. Конечная точка кампании — схватка со злодеем, повелевающим силами тьмы.

А каждый этап кампании представляет собой мини-историю о решении проблем в очередной локации, которые сводятся к зачистке оной от «мобов» и, конечно, разборке с промежуточным боссом. Где же я это видел? Ах да, везде!

Обзор Raid: Shadow Legends — деньги или жизнь!

Мир и сюжет тут предельно вторичны. Основной упор авторы сделали на разнообразие фракций и героев, но и для тех и для других даже нет внятного описания.

Единственное, что разработчики сделали хорошо — это статичные заставки с короткими описаниями происходящих событий. Жаль, что их так мало. Впрочем, ругать бесплатную мобильную игру за скупой сюжет — это все равно, что заявиться в «Макдональдс» и сокрушаться из-за отсутствия в меню экзотических блюд тайской кухни.

Благородный жанр (нет)

Raid: Shadow Legends — это классический «батлер», и на этом, в общем-то, обзор можно было бы и закончить. Благородным этот жанр не назовешь, просто потому, что он состоит из десятков, нет, сотен однотипных игр. Практически все батлеры стоят на двух китах: простые бои с элементами ККИ и глобальное развитие игрока и его пассивных активов. Отличаются же батлеры разве что редкими вкраплениями побочных механик и, конечно, качеством технического исполнения.

Обзор Raid: Shadow Legends — деньги или жизнь!

Так вот, хорошая новость в том, что девелоперы Plarium не зря едят свой хлеб: на фоне коллег по цеху их проект сделан по высшему разряду. Игра плавно вводит пользователя качественным и понятным обучением, затем выдает небольшой стартовый капитал в виде нескольких бойцов, а затем выпускает в первое приключение, которое не на шутку затягивает благодаря великолепному балансу сражений.

Все бои проходят в пошаговом режиме, под командованием игрока обычно находится от двух до четырех персонажей. Каждый из них, в зависимости от своей редкости, имеет свой собственный набор навыков, которые действительно могут повлиять на ход боя. Иногда сражения даже начинают напоминать классику в духе Disciples 2, и вот как раз этим игра может затянуть даже бывалого геймера, которые «все эти ваши мобилки» на дух не переносит.

Обзор Raid: Shadow Legends — деньги или жизнь!

А что самое интересное, так это то, что Raid: Shadow Legends можно легко запустить на ПК, как и любую другую игру от Plarium.

Компания выпустила собственный лаунчер для компьютеров, так что если телефон не тянет крутую графику, то это не проблема. А визуал тут действительно шикарный. Особенно круто получились персонажи, экран города и декорации во время выполнения заданий. Без всяких сомнений, это одна из самых красивых мобильных игр.

Просто задонать

Первые несколько дней все идет весьма и весьма хорошо: игра щедро одаривает ресурсами, заваливает энергией для прохождения все новых и новых миссий, подкидывает новеньких персонажей и вообще всеми силами делает приятно. И да, многое в Raid: Shadow Legends реализовано действительно круто: больше сотни уникальных бойцов, проработанная система развития, экипировки, изучение новых навыков и так далее. Контента просто навалом, и постоянно выходит новый.

Конечно, самоиронии у разработчиков не занимать

Конечно, самоиронии у разработчиков не занимать Конечно, самоиронии у разработчиков не занимать

Однако длится все это изобилие не так уж и долго: уже через неделю нужно усиленно «фармить», чтобы продвигаться дальше. Самых редких героев мало, а получить их крайне сложно. В PvP и высокоуровневых подземельях без «топовой» группы делать нечего, а одиночная кампания заканчивается. При этом игра начинает агрессивно подталкивать к финансовым вливаниям, после каждого боя демонстрируя рекламу очередного покупного набора. А ведь все так хорошо начиналось!

Дальше есть два пути: вы либо начинаете покупать что-то за реальные деньги, либо перестаете играть, потому что фармить по шесть часов в день без выходных, чтобы не отставать от «донатеров» — это сомнительное удовольствие.

Деньги или жизнь!

Как уже было отмечено выше, Raid: Shadow Legends — это мобильный батлер со всеми его преимуществами и недостатками. В него легко начать играть, он очень затягивает и предлагает большое количество контента.

Да, я люблю Рейд. Это — прекрасная игра, для тех кто умеет думать и любит тактику, а какую коллекцию вайф можно собрать — моё почтение. Но монетизация просто ужасна. Проиграв с десяток лет в корейские гриндилки, у меня выработался иммунитет к внутриигровым магазинам. Рейд -жанровый винегрет: это и тактика, и автобаттлер с элементами прокачки и добычи лута из РПГ.


Игра без геймплея

Многие видели как две лучницы уныло бегут по коридору, бьют однотипных мобов. Это весь игровой процесс? И да, и нет. На первых парах всё действительно очень просто, но чем больше уровень подземелья, тем сложнее составление команды.

Начальные уровни подземелий проходятся любым составом и без тактики. А 20й (максимальный) уровень без подготовки не пройти, состав без дебафера или умрет или будет проходить 1 заход минут 10.



С такими персонажами я всегда готов к дуэли на «мечах».

Герои и прокачка

Героев в игре очень много, разной ценности: легендарные, эпические, редкие, необычные и обычные. Из редких героев играбельных меньше половины, из необычных — единицы, остальные — корм, для повышения ранга нужных героев (прокачка корма самая долгая и бесячая часть игры). Сами герои уникальны, за счёт своих навыков. Максимальный уровень героя 60й и его прокачка универсальна для всех, ничего интересного. А вот система талантов — совсем другое дело, с ней без гайдов непросто разобраться.

Сборка в одни подземелья Сборка в другие подземелья

Запороть таланты очень легко, но их можно сбросить и пересобрать. Урон по КБ (Клановый Босс) и проходимость подземелий сильно зависят от распределения талантов, а некоторые тактики ломаются при неправильных сборках.

Голому герою не место на поле боя, одеваем на героя артефакты и атрибуты. Артефакты являются частью сетов для разных героев и подземелий сеты подбираются индивидуально. Если героя одеть неправильно, то пользы от него будет мало.


Меню смены артефактов

Тактики

Команда прокаченных и одетых героев, собранная на угад, скорее всего потерпит поражение. Нужна подходящая аура, герои с нужными навыками и подходящие по стихии. На КБ используют скоростную команду или команду с массовой контратакой или с неуязвимостью. Для прохождения Паучихи (подземелье) используют героя с массовым выжиганием, уроном от максимального здоровья или через танка.


Почему я втянулся в Raid

Первый месяц игры довольно унылый, героев нет, шмота нет, вообще ничего нет. Кроме массы ресурсов, которых щедро сыпят по настоянию ушлых манагеров из Плариума. Обмазавшись по уши «энергией», я отправился покорять подземелья. И всё что ни делаю, за всё награда, то ресурсы а то и кристальчик (получил, открыл, соснул и по новой), вовлекалочка по полной.

День на третий мне улыбнулась удача, первый эпик, да еще и топ танк для новичка, прогресс рванул вперед, а это по началу ещё гора ресурсов, привыкаешь, что их всегда много, а это просто пробная «доза», за новой придешь уже с деньгами. В скоре началось «слияние», ряд ивентов на получение Леги совершенно бесплатно, но ограничено по времени, да и ресурсов много уйдёт, но их всегда можно купить. Я не покупал и Легу не получил, на следующий слияниях я уже и так справлялся, не донатя. Не занося больше одной или двух тысяч рублей, но разве это деньги для бесплатной игры?

Общей сложностью играл я около года, собрал отличную коллекцию героев, познакомился с кучей людей. Сообщество в игре прекрасное и дружное, после одного из многих факапов разрабов, все дружно пошли в стор и влепили по «1 звезде», общая оценка тогда упала с «4,5» до «3,2». Но такие веселые события не так часто случаются, больше времени тратится в шкафу. Переодевание героев это пол игры, подбирать нужный сет с правильными статами, точить, пробовать, выбивать шмот лучше и покругу, типичная гриндилка.

Не так страшна гача, как её малюют. Если нравится копаться с героями, шмотом, искать свой путь и НЕТ жуткого желания заложить семейное золото в ломбард для покупки лутбоксов, то я бы даже посоветовал Рейд. В игре «есть что-то для каждого», сойдет как убивалка времени, да и для отчаянных задротов подойдёт.

Сейчас там понадобавляли нового, но свой акк продал, половину вложенных денег вернул, а эмоции от игры и побед я оставил себе.


Онбординг

Игра начинает «работать» с игроком уже с первого запуска. В самом начале тебя знакомят с игровым интерфейсом и показывают, что нужно делать, чтобы успешно двигаться вперед. Для этого в игре есть виртуальный наставник, который дает тебе советы первые несколько уровней, пока ты не освоишься окончательно.

При проектировании игры важно понимать, что ощущение прогресса намного лучше, чем ощущение замешательства, которое игроки могут испытать не разобравшись с игрой. Застрявший пользователь скорее всего выйдет из игры и начнет заниматься другими делами.

Коллекции героев

Игра построена вокруг коллекции героев, которые принадлежат разным фракциям имеют свои уникальные особенности и могут быть обычными, необычными, редкими, уникальными, легендарными. Чем выше редкость героя, тем он более ценен.

Героев нельзя просто так получить, даже за реальные деньги. Для получения героев необходимо использовать специальные осколки (реализация лутбоксов). Чтобы получить желаемого героя, нужно открыть не одну сотню осколков, на добычу которых придется потратить не один месяц игрового времени. Но, в отличие от героев, осколки можно купить. И это один из основных способов монетизации игры.

Теперь давайте разберемся, почему это работает.

Люди издавна склонны коллекционировать. Кто-то коллекционирует дорогие вина, кто-то редкие марки, а кто-то ничего не стоящие фантики от конфет. Существует гипотеза, что привлекательность коллекционирования связана с охотой и собирательством, которые когда-то были необходимы для выживания человека. Коллекционирование также связано с потребностью человеческого мозга каталогизировать и систематизировать информацию.

И в рейде такая возможность есть. Список героев и различных фракций предоставлен в виде коллекции. Как только удается заполучить нового героя, его иконка становится активной, как бы намекая на то, что ты еще на один шаг ближе к заветной цели — заполучить их всех. Однажды, в ходе обсуждения игры в дискорде один из моих соклановцев выдал что-то вроде: “У меня есть мечта — заполучить всех легендарных героев в игре”. И он не одинок в этом, такие высказывания не редкость в игровом чате.

Однако, если дать возможность обычной покупки героев, то у разработчиков есть шанс, что игрок потеряет интерес к игре после того, как приобретет желаемых героев. Задача геймдизайнеров сделать процесс получения героев увлекательным и трудоемким, чтобы игрок получал удовольствие от каждого полученного нового персонажа в свою коллекцию. Чем-то напоминает коллекции в киндер сюрпризе или сбор вкладышей от жвачек, только уже в цифровом измерении. Используя такой подход, можно получить значительно больше денег с игрока чем от продажи конкретных героев.

Прокачка героев

Полученных из осколков героев можно не только коллекционировать, они нужны для того, чтобы проходить кампанию, подземелья и сражаться на арене. Для того чтобы продвигаться вперёд, героем нужно повышать уровни. Здесь все в духе классической RPG: чем выше уровень героя, тем он сильнее. Чем выше уровень, тем сложнее его достигнуть, но есть одна особенность: каждый герой имеет ранг от 1 до 6, когда герой достигает максимального уровня, ранг можно повысить, открыв новые возможности для героя, но весь его прогресс сбрасывается до первого уровня, что приводит к тому, что героя снова приходится “качать”. Скорее всего, это было сделано, чтобы увеличить время гринда в игре. Данная техника очень хорошо работает для игроков-карьеристов, чей игровой путь нацелен на бесконечную «прокачку» персонала и получение богатства. Деньги на прокачку такие игроки вкладывают неохотно и больше стараются добиваться цели самостоятельно. Склонны сравнивать себя с остальными, в особенности при демонстрации достижений.

Ежедневные задания

Еще одна реализация гринда в игре — ежедневные задания, за выполнение которых даются награды в виде кристаллов, энергии, жетонов, бустов опыта. В общем всего того, чего так сильно не хватает игрокам. Ежедневные задания позволяют не заскучать, когда пройдена кампания и становятся максимально полезны на более высоких уровнях, когда игроки уже лояльны и появляется дефицит ресурсов. Ежедневные задания — хороший способ выработать привычку у пользователей каждый день возвращаться в игру. Для их выполнения не требуется много времени, в то же время, не выполнить их — потерять день прогресса.

Миссии прогресса

Миссии прогресса — это те же самые задания из разряда “пройти подземелья 20 раз”, смешать 10 зелий, сразиться на арене 100 раз, но они являются разовыми и награды за них значительно лучше чем за ежедневные задания. Их нужно проходить последовательно, и они рассчитаны на долгую игру. Чтобы пройти все миссии, среднестатистическому игроку нужно проиграть в игру где-то 5-6 месяцев. Миссии являются отличной альтернативой довольно короткой сюжетной кампании и придают смысл игре после ее прохождения, что, в свою очередь, не даёт игрокам ощущения, что игра пройдена и пора переключаться на что-то другое.

Клановый босс

Другой альтернативой и мотивацией продолжать играть в рейде является «клановый босс». Убить босса на высоких уровнях в одиночку невозможно, цель игрока — нанести боссу как можно больше урона. И здесь на первую очередь выходят очки урона! Чем больше удалось нанести, тем больше пользы ты принес клану и потешил свое эго, поднявшись на верхние строчки кланового лидерборда. Заходит хорошо для игроков карьеристов, так как здесь ярко выражен соревновательный дух. Однако, есть еще кое-что, что заставляет игроков каждый день тренировать своих героев наносить больший урок клановому боссу. Премиальность. Не зря босс клановый: многие крутые кланы берут к себе только тех игроков, которые соответствуют их требованиям по урону КБ. Состоять в клане с высоким рейтингом — это премиально уже само по себе, но это также дает более крутые ежедневные награды.

Ежедневные награды

Каждый день в игре доступен подарок для игрока просто за то, что он зашёл в игру. И каждые 30 дней новый герой, которого не заполучить через кристаллы. Ежедневные награды нужны, чтобы выработать привычку заходить в игру каждый день. Раздача новых героев каждые 30 дней играет на чувстве страха потери. «Если я не зайду в игру, то потеряю один день на пути к получению уникального героя в мою коллекцию».

События и соревнования

В игре практически непрерывно проводятся события и турниры. Первые от вторых отличаются лишь тем, что в событиях нужно набрать определенное количество очков за активность и получить награду, а в турнирах нужно набрать больше всех очков (привет, лидербордам), тут кому что больше нравится. Хорошим решением в турнирах было сделать так, что все игроки делятся на группы по 100 человек и соревнуются внутри этих групп. Это позволяет распределить силы и не дать более слабым игрокам почувствовать себя аутсайдерами, так как занять призовое место среди сотни игроков гораздо легче, чем сделать тоже самое среди тысяч игроков.

Эти эвенты тоже являются частью схемы монетизации, так как награды здесь обычно хорошие и игроки тратят деньги на покупку дополнительной энергии, чтобы ускорить свой прогресс и успеть собрать все награды до того, как эвент закончится. Стоит отметить, что в некоторых событиях, особенно хорошо, геймдизайнеры манипулируют чувством страха «не успеть и потерять», добавляя в награды уникальные призы, которые невозможно получить выполняя повседневные миссии.

Арена

PvP, который, скорее всего, является основным источником доходов для компании. Арена рассчитана на игроков — киллеров, которых отличает наибольшая агрессия. Такие игроки руководствуются гордыней и стремлением к победе. Их основная цель — доминировать и показывать превосходство над другими. Киллеры обычно охотно донатят из-за стремления быть на вершине лидербордов. Чтобы добиться высот на арене, нужно заполучить в свою коллекцию топовых героев и одеть их в топовое снаряжение. Без доната это займёт очень много времени.

Возможность выбора

Знаете чем RAID похож на Лего? И там и там, комбинируя фигуры, можно создавать что-то новое. Только в рейде вместо кубиков герои с их способностями и артефакты. Одна из причин, почему люди играют в RPG игры, это возможность выбора. Возможность выбора позволяет игрокам творить, делать что-то своё, а не идти по заданному алгоритму. В рейде игрок может выбирать, каких героев ему развивать, какими дополнительными способностями их наделять, одевая на них особые сеты артефактов, и создавать пачки из героев для прохождения подземелий или сражений на арене. Каждый выбор игрока влияет на эффективность его игры. Игроки могут придумывать нестандартные способы прохождения уровней.

Возможность креатива может быть мощным драйвером вовлеченности игроков, особенно в играх данного типа.

Так сложилось, что второе десятилетие XXI века принесло настоящую эпидемию в жанре бесплатных игр на СНГ рынок, ибо как грибы после дождя, стали появляться нетребовательные — сессионные проекты, которые успешно эксплуатировали любовь старшего поколения ко всему военному и халявному. Сегодня пойдёт речь об одной из таких игр, а именно о Enlisted.


Что за зверь

Enlisted — это многопользовательский онлайн-шутер от компании Gaijin Entertainment, что до плагиата WorldOfTanks была известна такой «нетленной классикой», как Жмурки, Параграф 78, а также Братва и кольцо. Концепция игры строится на противостоянии сторон в реалиях Второй мировой войны и затрагивает несколько временны́х периодов.
Восточная компания 1941–1942 гг. где в антураже родных берёзок красная армия с боями отступает к Москве и Западная компания 1944 г. за союзников штурмующих укрепления вермахта у берегов Нормандии. В зависимости от выбранного фронта меняется не только предоставляемый набор карт, но и всё задействованное на поле брани. Соединяет же два театра военных действия компания «Битва за Берлин» и пока недоступная «Битва за Тунис».

Временно́е жонглирование с фронтами (по заверению разработчиков) призвано подчеркнуть историческую достоверность игрового процесса, так что вы навряд ли встретите тяжёлый танк Тигр в начале советской компании или боевую деву с киберпротезами.


Окно выбора компании

Игровым сердцем выступает собственный игровой движок Dagor Engine, что обеспечивает не самую лучшую детализацию, но способный передать всю творящуюся вакханалию на поле боя и не требуя при этом многих ресурсов компьютера. Звуковое сопровождение и графика не вызывает никаких вопросов, но с физикой всего, что не касается стрельбы и техники, движок справляется туго. Если кривые анимации солдат ещё можно объяснить дешевизной проекта, то как объяснить траву, которая служит в роли клея или взаимодействие с окнами и стенами будто обмазанными чем-то скользящим. В общем, уши торчащие из War Thunder так и кричат — бросай пехоту и взлетай, ибо только техника хоть как-то ощущается настоящей.

Классы и прокачка

При старте доступно 3 класса — это боец, штурмовик и танкист, которые являются обычным мясом, но с повышением уровня компании становятся доступны новые типы бойцов и орудий. Прокачка осуществляется зарабатыванием опыта в боях, как для одиночного солдата-подразделения, так и для компании. Каждый отдельный солдат и оружие может быть повышено в ранге (звездах), что открывает дополнительные способности, от которых и выстраивается желаемый геймплей, будь то упор на уменьшение разброса для пулемётчика или повышение скорости передвижения для штурмовых отрядов. Повышение доступности звёзд происходит через академию или через разбор снаряжения для прокачки орудий. Помимо повышения звёзд, существует древо скиллпоинтов (как в классических MMORPG), где от выбранной развилки будет зависеть эффективность вашего отряда и умения работать с орудиями.

Система личных скилов бойца Умения всего подразделения

Необходимо отметить, что вся прокачка выполнена в лучших традициях RAID: Shadow Legends, которая умышленного перегружена микроменеджментом и призвана манипулировать желаниями игрока. Не хочешь долго прокачивать 5 звёзд — донать, не понравились скилы бойца — донать, хочешь выбранную пушку — донать и так со всеми элементами, что встроены в игру.

Режимы и геймплей

Всего в игре 2 актуальных режима — это отряды и бойцы одиночки. Если с бойцами одиночками всё предельно ясно и это классический Battlefield c отключённым интерфейсом, то режим отрядов это иная пляска. В режиме отрядов вы выступаете в роли командира целого подразделения под управлением ИИ, но вольны и сами брать под контроль любого бойца. Такой режим призван показать массовость происходящего и позволить ощутить масштаб войны, но на деле. На деле мы получаем орды глупых болванчиков, которые способны убивать только подобных себе и являющимися передвижными точками возрождения, что губят всю соревновательную часть. Предположим вы закрепились на контрольной точке и снимаете врага из винтовки, но через мгновение он снимает вас и в итоге всё сводится к тому, у кого больше солдат и лучше вкачен отряд. Иногда всё доходит до абсурда, и вы соревнуетесь кто быстрее переключится на следующего солдата.


Выбор режима игры

Боевые же задачи, которы встречаются в режимах, не вызывают никакого восторга и просто слизаны с Battlefield, так что если вы не устали от захвата флага и режима контроля территорий, то поиграть можно, но не ждите ничего оригинального.

Баланс и карты

Каждая компания содержит набор из 3–4 карт, что воссоздают ключевые битвы Второй мировой войны. Нормандская операция, Московская битва и т. п. Проработаны карты весьма достоверно, но из-за невозможности сбалансировать все классы — получается настоящий ад, оказывается, что новички с винтовками попадают против прокаченных пулемётчиков и донатных отрядов, а вместо грядущего штурма, всё превращается в окопную перестрелку или хаос, где новички выкашиваются пачками через полкарты.

Играть же на технике это сущий ад, ибо таких медленных и картонных танков вы не встретите нигде, а с авиацией, наоборот, вы становитесь почти неуязвимы, благо у пехоты нет адекватных способов вас сбить и вы можете беспрепятственно кружить над полем брани и выкашивать вражеских бойцов.

Баланса попросту нет, а из-за отсутствия голосового чата и разделения серверов по языкам, становится невозможно скоординировать действия и каждый играет за себя. Приготовьтесь услышать много лестного, если попытаетесь скоординировать команду на Русском.

Система монетизации

Как уже было сказано мной выше, вся система строится на манипуляции игроками и их временем, так что если не хочешь ждать и рассчитывать на рандом, то всегда можешь заплатить или купить элитные отряды как в каком-то WorldOfTanks, а наш боевой пропуск позволит тебе работать на нас за собственные деньги. Вливайся, донать, ибо ̶т̶ё̶м̶н̶о̶е̶ ̶ф̶э̶н̶т̶а̶з̶и̶ ждёт тебя!

Заключение

Отличная игра с интересными идеями и упором в историческую достоверность, оказалась погребена не под либеральными веяниями, а под кривой реализацией и ужасающей системой монетизации, что умышленно превращает новичков в развлечение для дяденек, которые не могут уже в реакцию, но могут позволить себе вкинуть бабла. Обходите стороной этот проект, ибо это не Battlefield и даже не шутер.

Читайте также: