Race driver grid обзор

Обновлено: 07.07.2024

Детальный обзор GRID для ПК и PS4. Название ничего не дает этой игре. Когда была выпущена первая Grid, у нее в названии значилось «Race Driver», что отмечало ее как своего рода преемника многолетней и любимой многими серии от Codemasters, которая сама по себе была заложена в еще более любимой серии игр ToCA для оригинальной PlayStation. Это, однако, было более фантастическим взглядом на автоспорт, с дополнительными наворотами под капотом и американским привкусом, который стал еще более заметным после разочаровывающего сиквела 2013 года – этакий мотоспорт в духе Майкла Бэя, который сам не уверен в том, чем именно хочет быть. Скорострельное продолжение Grid Autosport предприняло достойную, хотя и скромную, попытку вернуть серию к истокам. И теперь, пять лет спустя, у нас есть эта игра под простым названием Grid. Что она такое? Римейк? Перезагрузка? Или что-то совершенно другое? На самом деле, это нечто гораздо более простое и гораздо более приятное, чем весь тот мрак, который можно было бы предположить, глядя на название. Это попросту возвращение к аркадным гонкам, которые почти полностью отсутствовали в этом поколении, и они преподнесены с уровнем утонченности и таланта студии, которая заново открыла для себя первоклассную игру и еще кое-что в придачу. Grid 2019 года – это очень хорошая игра.


Третий сезон в Grid будет включать в себя шесть новых автомобилей, новые достижения и трассу Suzuka

Третий сезон в Grid будет включать в себя шесть новых автомобилей, новые достижения и трассу Suzuka

Codemasters, слывшие некогда признанными гениями и одними из ведущих производителей автосимуляторов, в последние годы как-то отошли на второй план. Colin McRae Rally еще периодически напоминает о себе, но уровень новых игр уже не идет ни в какое сравнение с нынешними лидерами. Британское издательство, естественно, жаждет реванша, но шаги для этого предпринимаются какие-то хаотичные. То сделает из новой части Colin McRae Rally ненавязчивые аркадные покатушки, всерьез озадачив этим поклонников серии, то вдруг объявляет, что новая часть гоночной серии Race Driver (в прошлом известной как ToCA) будет посвящена. стрит-рейсингу.

С миру по гонке

Один из немногих, явно не постановочных скриншотов, по которому можно судить об игровой картинке. Не самой передовой для 2008 года, надо сказать.

К великому огорчению поклонников автоспорта, придется сообщить, что ни одного сколько-нибудь лицензированного реального чемпионата в игре не предвидится. То есть популярнейшие кузовные серии DTM и V8 Supercars, бывшие ранее главным козырем и лицом серии (в Германии и Австралии предыдущие игры даже продавались как DTM Race Driver и V8 Supercars Race Driver соответственно), теперь оставлены за бортом. Как, впрочем, British GT и «Формула-3» из третьей части. Но совсем избавляться от реальных гоночных трасс и машин, к счастью, не планируется. В этом смысле игра будет больше всего напоминать серию Colin McRae, которая со времен второй части обходится без официальной лицензии раллийного чемпионата, но при этом имеет в активе реальные автомобили с выдуманными раскрасками и более-менее похожие трассы.

Для начала давайте определимся, как устроен игровой мир GRID. Все гоночные этапы четко разделены по трем мировым регионам — Северная Америка, Европа и Япония. Обещается, что каждый из них будет отличаться не только различным набором трасс и чемпионатов, но и гоночной культурой в целом. В США главной ареной проведения соревнований будут городские улицы. Заявлены Детройт, Вашингтон и Сан-Франциско (значит, будут трамплины!). Ездить по огороженным улицам этих городов придется в основном на американской же технике: громких неповоротливых muscle-карах. Городская тема получит логичное развитие и на территории Европы, где точно удастся порычать моторами на улицах и площадях итальянского Милана. О возможности промчаться на «феррари» мимо здания театра «Ла Скала» пока не упоминается, но мы очень надеемся. Как, впрочем, и на появление другой местной достопримечательности — знаменитого автодрома «Монца», более полувека являющегося автоспортивной столицей Италии.

За то, что дальше случится с Pagani Zonda, отвечает новая модель повреждений. Которую пока не показывают.

Мы неслучайно говорим тут про автоспорт: несмотря на смещение акцентов в сторону городских гонок, классические кольцевые автодромы в GRID тоже есть. Более того, их общее количество будет не сильно уступать показателям третьей части, где с разнообразием был полный порядок. Главный сюрприз здесь — новость о включении в игру легендарного французского трека «Ле-Сарте» длиною без малого 14 км (!). Даже если это название вам ни о чем не говорит, то уж о гоночном марафоне «24 часа Ле-Мана», каждый год проводящемся на этой трассе, слышали, наверное, все. Полностью лицензированный «Ле-Ман» со всеми машинами и атрибутикой нам никто не обещает, но испытать на себе ощущения от круглосуточного заезда вполне возможно. Сидеть для этого 24 часа за монитором никто не заставляет — вся гонка займет около получаса, но достоверная смена времени суток будет обязательно. Нечто подобное, к слову, было реализовано в играх только однажды, в полузабытой уже Le Mans 24 Hours.

Одного только «Ле-Мана» вполне хватит, чтобы обратить на игру внимание фанатов автоспорта, но мы на всякий случай назовем и остальные европейские треки. Будут британский Донингтон, испанская Харама, турецкий Стамбул, немецкий Нюрбургринг и бельгийский Спа-Франкошамп — практически весь календарь мировой серии Le Mans Endurance. Такое совпадение не выглядит случайным, если изучить предварительный список автомобилей, в котором доминируют мощные суперкары класса «Гран-Туризмо», выступающие в этом чемпионате. А уж названия вроде Aston Martin DBR9, Porsche 911 GT3-RSR, Ferrari F430 GT или роторный прототип Mazda 787B, выигравший «24 часа Ле-Мана» в 1991 году, должны вызывать у любого поклонника автоспорта как минимум мурашки. Если же вы себя к таким не относите, то спешим вас заверить — состав более чем звездный и в рамках одной игры встречается крайне редко.

Для тех, кто остался равнодушен к автомобильному цвету Европы, существует третий игровой регион — Япония. Здесь она, как и в реальности, является столицей дрифт-рейсинга. Антураж достаточно затертый, но по-прежнему популярный и узнаваемый: неоновые огни, ночные трассы и расточенные до тысячи «лошадей» азиатские легковушки. Ожидается, что в GRID все это будет выглядеть несколько серьезнее, чем у конкурентов, — с официальными лицензиями и некоторым реализмом. Нам «японская» часть игры пока что кажется притянутой за уши и противоречащей духу серии. Об этом косвенно говорит и то, что из всех составляющих ей явно уделено меньше всего внимания.

Проще и быстрее

Вообще, в глобальном несоответствии амбиций и возможностей видится главная проблема свежих автогонок Codemasters. Реализовать кучу различающихся между собой классов автомобилей с детально проработанными интерьерами (это тоже обещают сделать), сотню трасс и избежать при этом самокопирования под силу только гигантам уровня Polyphony Digital, которые недавно отодвинули релиз Gran Turismo 5 на 2009 год.

Codemasters явно пытаются повторить успех Project Gotham Racing 4…

. а заодно и Need for Speed.

Что бы ни получилось в итоге, следить за Race Driver: GRID нужно в любом случае. Несмотря на достаточно спорную идею совмещения в рамках одного проекта несовместимых, казалось бы, дисциплин, игра выглядит куда логичнее предшественниц. В конце концов, гонки Codemasters всегда страдали избыточностью — и один раз это сыграло им на руку (речь об эталонной Colin McRae Rally 2). Поэтому вполне возможно, что, лишившись весьма среднего симулятора, мы получим взамен отличную аркаду, отказываться от которой было бы непростительным расточительством.

Будем ждать? Codemasters со своим GRID явно целит в тех, кто любит машины и интересуется автоспортом, но принципиально не играет в серьезные симуляторы. Тоже, в общем, вариант.

Свирепый мотор истерично ревет, и пестро разукрашенная «Хонда» со свистом улетает в траву. Мгновением позже она ошалело выскакивает обратно на трассу лишь затем, чтобы протаранить забор с другой стороны. Еще несколько тщетных попыток, и агония заканчивается вдребезги разбитым радиатором — добраться до финиша так и не удалось.

Race Driver не заставляет вручную переключать передачи, не требует водительских навыков и даже готов помочь начинающим гонщикам — покопавшись в настройках, можно значительно облегчить себе жизнь, хотя от головной боли это не спасет. Каждый класс автомобилей заставляет привыкать к новым капризам. Одни болиды реагируют на поворот руля мгновенно, стремительно срываясь в лихой вираж, другие же, наоборот, неповоротливы, словно чугунные ведра, зато если начинают менять траекторию, то вернуть их на трассу непросто. Но это — пожалуй, самый большой недостаток, с которым придется смириться.

Добраться до финиша целым практически невозможно.

Кольцевые гонки в США, соревнования по дрифтингу в Японии, двадцатичетырехчасовой заезд в Европе — по здешней турнирной таблице можно изучать географию. При этом кругосветное путешествие воспринимается как настоящее турне, ведь здесь вы — не безымянный игрок, а профессиональный водитель. Одержав несколько громких побед и разжившись стартовым капиталом, можно даже сформировать собственную команду с уникальной символикой и нанять напарников, которые будут путаться у соперников под колесами.

Список дисциплин охватывает все возможные соревнования на асфальте, включая феерическое дерби-шоу, где столкновения только приветствуются, и беспрецедентное испытание на выносливость длиною в сутки. Разумеется, ночевать за игрой никто не заставляет — один виртуальный час приравнивается к минуте реального времени. Зато по ту сторону экрана солнце клонится к горизонту, зажигаются и гаснут фонари, занимается заря и наступает новый день. Правда, в полной мере насладиться этой романтикой смогут лишь те, кто доберется до финиша.

Дерби нередко превращаются в свалку.

Риск сойти с трассы преследует на протяжении всего заезда: одно неловкое движение — и машина с грохотом разбивается о груду камней, превращаясь в мешанину из проводов и покореженного железа. Мелкие же повреждения не только отображаются внешне, но и сказываются на управлении. Стоит как следует приложиться бортом о забор — и геометрия кузова отправится коту под хвост. Неестественно изогнутая, как нос боксера, колымага уже не сможет ехать по прямой и будет постоянно «забирать» в ту или иную сторону.

Вид из кабины добавляет острых ощущений, но управлять так сложнее.

Невидимый оператор, следующий за машиной, творит чудеса и во время гонки, используя трюки, подсмотренные в кинематографе. Например, при столкновениях картинка эффектно подрагивает, а серьезные катастрофы демонстрируются с разных ракурсов. Управлять же машиной можно не только глядя на нее со стороны, но и непосредственно из кабины. Сориентироваться в обстановке, сидя за рулем, гораздо сложнее, зато наблюдать за тем, как стойки прогибаются буквально на глазах, интереснее.

Перевернувшись несколько раз, ехать быстро и прямо уже не получится.

Несмотря на столь серьезный акцент на повреждениях, аварии здесь — не фетиш. Они лишь гармонично дополняют насыщенную культурную программу, выгодно выделяя проект из толпы конкурентов. Основная доля острых ощущений приходится на сами заезды, и первое место приходится зарабатывать потом и кровью. В такой напряженной борьбе случайный занос на финишной прямой способен довести до истерики, однако и вкус тяжело доставшейся победы останется надолго.

  • множество автомобильных соревнований в разных частях света;
  • зрелищные аварии, достойные аплодисментов;
  • командный дух большого спорта.

Из-под колес идет белый дым, при столкновениях высекаются снопы искр, а из выхлопной трубы периодически вырывается пламя. На обочинах вместо наспех покрашенных картонок стоят вполне правдоподобные человечки, восторженно машущие руками, когда автомобиль лихо проносится в метре от них.

Во время заездов товарищи по команде стараются держать водителя в курсе событий, сообщая о разбившихся на трассе соперниках и предупреждая о серьезных поломках. Порой эта болтовня изрядно раздражает, особенно когда советчик говорит под руку, но в целом благодаря ей чувствуешь себя частью сплоченного коллектива.

Любой автовладелец знает — у каждой машины свой характер, однако здешние болиды чрезмерно капризны. Некоторые беспрекословно слушаются руля и выполняют маневр, стоит только подумать о нем, другие же откровенно «тупят», безжалостно расшатывая нервы.

В одной игре собраны все мыслимые виды гонок, которые проходят в США, Европе и Японии. Ты то нарезаешь круги, то срываешься в затяжной занос, чтобы набрать как можно больше баллов, то участвуешь в зрелищных дерби, вслед за которым следует суточный заезд. Зрелищные аварии, скрупулезно разложенные на отдельные кадры, окончательно прогоняют сон.

Общее впечатление

Впервые оказавшись на трассе, хочется грязно выругаться и забыть GRID, как ночной кошмар. Однако, приноровившись к строптивости автомобилей, открываешь для себя яркий и невероятно богатый гоночный мир, в котором бушуют ураганы страстей. Стискивая пальцы на руле, порой теряешь счет времени.

Более подробную рецензию на эту игру вы можете прочитать в июльском номере журнала «Игромания».

Разделение труда на рынке компьютерных автосимуляторов окончательно завершилось. Среди тех компаний, которые еще выпускают автогонки на PC (EA и Need for Speed для чистоты эксперимента учитывать не будем), сейчас можно выделить три основных категории. Первая — независимые партизаны, работающие на крайне узкую и специфическую аудиторию любителей хардкорных симуляторов (ISI со своим rFactor, iRacing, Sim Factory, Live for Speed и т.д.). Продаются такие игры, как правило, через интернет, требуют от игрока нешуточной теоретической подготовки и обязательного наличия руля. На наших страницах они появляются редко, в моменты выдающихся достижений. Под вторую категорию подпадают небольшие, но прочно стоящие на ногах SimBin и Blimey! Games, чья потенциальная аудитория гораздо шире и в массе своей знает, что такое геймпад. А поскольку SimBin и Blimey! связывают свое будущее скорее с консольным рынком, учиться рулить с помощью геймпада лучше прямо сейчас. Ну и, наконец, Codemasters, которые изначально выпускают свои игры на всех возможных платформах. Окончательно расставшись с претензиями на реализм, англичане выделили себя в отдельную, третью по счету, категорию. Игры британских разработчиков предназначены не столько для простых любителей «погонять», сколько для людей, которые знают, что Спа — не только процедура в салоне красоты, но и старейшая гоночная трасса в Бельгии, где проходил недавний этап F1. Need for Speed справедливо кажется им слишком скучным, но и наматывать десятки кругов тренировок в симуляторе с позавчерашней графикой они не готовы.

Race Driver: DiRT

Бороться на трассе с такими снарядами машинам других классов почти нереально…

Есть спрос — будет и предложение. Свежий Race Driver: GRID красив, дружелюбен и с легкостью позволит почувствовать себя чемпионом «24 часов Ле-Мана» даже не слишком искушенному пилоту. Как и прошлогодний Colin McRae: DiRT, GRID представляет собой скорее не симулятор автогонок, а занимательную экскурсию в мир автоспорта. А точнее — его глянцевой, видной каждому обывателю стороны: красивые машины, зрелищные аварии, знаменитые трассы и большие деньги. С красивыми девушками, постоянно мелькавшими в предыдущих частях серии, дело в этот раз почему-то не заладилось, как и с сюжетом вообще. Мы уже привыкли, что каждая новая часть серии Race Driver содержит, помимо гонок, нехитрую историю, наглядно иллюстрирующую путь молодого дарования от первенства района в классе газонокосилок до гонок «Формулы-1».

…но некоторые, тем не менее, пытаются.

Но только не сейчас: режим карьеры (названный здесь GRID World), лишен всех сюжетных элементов, предлагая взамен свободу выбора. Игровой мир теперь поделен на три региона: американский, европейский и японский. Участвовать в соревнованиях по дрифтингу в ночном Токио никто насильно заставлять вас не будет, хотя по уровню проработки и исполнения разные регионы почти не отличаются. Благодаря отсутствию негласного разделения на основные и побочные чемпионаты GRID избавлен от главного недостатка предшественников — избыточности. При старте карьеры можно спокойно выбирать тот тип гонок, который вам больше нравится, и концентрироваться только на нем. Вы, впрочем, вольны проходить все три кампании одновременно, чередуя их от гонки к гонке, но это самый долгий путь к успеху.

Несмотря на присутствие за кадром голоса девушки-менеджера, делать все приходится самостоятельно: создавать свою команду, покупать машины и участвовать в гонках. Менеджмент команды, который на первый взгляд кажется совершенно лишним элементом, несложен: от нас требуется выбирать только раскраску и спонсоров. Каждый из них предъявляет какой-либо набор требований — от простого «финишировать в гонке» до «победы без единой царапины». Размер логотипа, размещенного на машине, тоже имеет большое значение на сумму контракта — за рекламу вдоль борта заплатят, естественно, больше, чем за наклейку на кромке багажника.

Делать нормальный трехмерный кокпит в гонках стало уже хорошим тоном.

Со временем откроется и возможность нанять второго гонщика в команде, который будет ездить под контролем искусственного интеллекта. Покупать для него вторую машину, что интересно, не придется, так что приобретение в любом случае полезное. Особой помощи на трассе напарник не оказывает, но очки стабильно привозит, а команды ему, к счастью, отдавать не надо — отвлекаться здесь просто некогда.

Гонки довольно скоротечны, но предельно насыщены. Соперники обгоняют, вылетают с трассы (пожалуй, даже слишком часто) и всячески дают повод протестировать новую модель повреждений. Про нее можно сказать коротко: лучше сейчас — только в Burnout Paradise (см. превью в этом номере журнала). Любую машину можно разбить буквально в хлам, и для этого, как и в жизни, хватает одного серьезного контакта. Неясно, как Codemasters уговорили известных автопроизводителей на такое грубое обращение с их машинами, но выглядят аварии почти не хуже, чем в том же Burnout. Самое интересное, что полным уничтожением машины об отбойник гонка здесь не заканчивается. Использовать совсем уж аркадный респаун авторы тоже не стали. Разбились? Не беда: нажимаем кнопку Enter и наблюдаем, как груда хлама по кусочкам собирается в машину, а время неспешно отматывается назад. Трюк с перемоткой времени здорово облегчал прохождение Prince of Persia: The Sands of Time, а теперь вот нашел применение и в автогонках. Титул первооткрывателей Codemasters уже не светит (итальянцы из Milestone в своей S.C.A.R. — Squadra Corse Alfa Romeo додумались до этого первыми), но если вам уже приходилось вылетать с трассы за метр до финиша, то объяснять ее полезность в аркадных гонках не придется.

Поп-идол

Пройти О’Руж, не отпуская педаль газа, на этом «Корвете» вряд ли удастся — здесь все-таки не «Формула-1».

Вопрос выбора — с чего же начинать прохождение — не слишком сложен. Если хочется уличных покатушек под горячим солнцем Майами, стоит обратиться к американскому континенту. Все без исключения гонки там проходят по огороженным бортиками городским улицам, и выбор машин соответствующий: доминируют мощные американские Muscle-кары и дорогие спорткары со всего мира. Чувствуется, что при создании этого региона авторы игры вдохновлялись в первую очередь консольным Project Gotham Racing 4. Похож дизайн трасс, которые здесь получились даже лучше, чем у конкурента, похожа и физическая модель, подталкивающая к постоянному скольжению в заносе. В отличие от PGR за скольжение здесь не дают каких-либо бонусов, но реализовано все ничуть не хуже. А уж какой-нибудь Ford Mustang с пятью сотнями лошадей под капотом и задним приводом поначалу и вовсе кажется совсем неуправляемым, но привыкание наступает очень быстро.

Скольжение поставлено во главу угла и в Японии. Здесь, как нетрудно догадаться, все гонки посвящены дрифтингу. Все соревнования легальные — со специальными трассами, чемпионатами и кучей зрителей. С Need for Speed Underground, Juiced 2 и подобными им играми этот режим роднит разве что блестящий асфальт ночных городов. Хотя по количеству трасс и машин японский регион заметно уступает двум остальным, играть тут тоже интересно. Удерживать мощные машины в постоянном скольжении здесь гораздо сложнее, чем в вышеупомянутых играх, да и официальная лицензия японского чемпионата D1 (Japanese Drift Racing Championship) тоже должна о чем-то говорить. Лицензия предполагает не только «правильные» автомобили (широченные 1000-сильные Subaru и Toyota, в выхлопную трубу которых можно засунуть голову), но и настоящие дрифтерские трассы. Самая лучшая, на наш взгляд, — многокилометровая Mount Haruna, проходящая по горным дорогам вокруг одноименного вулкана. Гонки с большим числом участников у дрифтеров редки: соревноваться часто приходится один на один, постоянно рискуя улететь с обрыва. Нечто подобное было, если помните, в Need for Speed: Carbon, но здесь подход и уровень исполнения другой — фанатам дрифта должно прийтись по душе.

Евровидение

Трамвайные пути посреди дороги? Если не Сан-Франциско, то уж наверняка Милан.

Если вас смутило такое количество упоминаний о Need for Speed, поспешим уточнить: Codemasters с помощью GRID решали довольно сложную задачу — стремились отбить часть аудитории у того же NFS и одновременно сохранить привлекательность для поклонников настоящего автоспорта. Прошлые части, как и все европейские автогонки, не очень хорошо продавались в Америке, поэтому решение добавить в игру чуждые дрифт и стритрейсинг за счет сокращения других дисциплин было в большей степени коммерческим шагом. Так вот, европейская составляющая GRID — самая интересная.

Разработчики явно прибеднялись, когда с сожалением сообщали на официальном форуме, что реально существующих чемпионатов в европейской части игры ждать не стоит. Популярных кольцевых серий DTM и V8 Supercars теперь, конечно, нет, но кольцевая тема на этом отнюдь не закрыта. Роль самого представительного турнира в европейском регионе теперь принадлежит серии Ле-Ман (Le Mans Series). Легендарные «24 часа Ле-Мана», считающиеся самым престижным гоночным трофеем Европы, являются, между прочим, одним из этапов этой серии. Выступает там, как и положено, весь автомобильный цвет мира: от Porsche, Chevrolet Corvette и Aston Martin до распластанных по земле спортпрототипов класса LMP 1. Прелесть этих гонок в том, что на старт здесь выходят одновременно машины трех классов, которые существенно различаются по скорости. Быстрые LMP 1, разумеется, тут же уезжают от более медленных GT1 и GT2 и соревнуются только между собой. Обогнать прототип на каком-нибудь «Корвете» здесь почитается за трюк на грани невозможного, хотя победа все равно разыгрывается в каждом классе по отдельности. Трасс в европейском регионе всего семь штук (не считая вариаций), пять из которых взяты из календаря LMS, одна (вымышленная) проходит по улицам Милана, а легендарный 13-километровый Ле-Ман стоит особняком ото всех. 24-часовую гонку, проходящую там, в игре можно проехать и за двенадцать минут, увидев при этом честную смену дня и ночи. Положенные пит-стопы для смены водителя и дозаправки почему-то не предусмотрены, и это лишь одна из уступок общей аркадности.

Погнутый капот на скорость не влияет, но второго удара машина может и не пережить.

Звание «интерактивного краш-теста» все еще находится у Burnout, но GRID есть что предъявить в этом плане.

Остальные уступки аркадности тоже дают о себе знать: самые быстрые прототипы легко набирают на прямой 420 км/час (что почти на сотню выше их паспортной «максималки»), входят в поворот на предельной скорости и почти мгновенно замедляются. Все это, как и многие другие упрощения, почти не мешает получать удовольствие от вождения (особенно если отключить электронных помощников), но сильно подпортит праздник тем, кто ждет от игры честной симуляции. Несмотря на официальные лицензии и сопутствующую атрибутику, GRID — очень хорошая аркадная автогонка, конкурентов у нее сейчас практически нет. Но если через год, во время премьеры новой игры про «Формулу-1», права на которую теперь принадлежат Codemasters, история повторится, у нас тут будет совсем другой разговор.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Серия Race Driver окончательно избавилась от всех претензий на симуляцию, став от этого только лучше. Вместо возможности сменить шины и проехать квалификацию — лучшая аркадная гонка этого сезона.

Читайте также: