Путь лепестка настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024

Обзор настольной игры Путь Лепестка/Hanamikoji.

Что из себя представляет Путь лепестка? Это карточная абстрактная дуэль. Теоретически, мы ней боремся за внимание гейш, одаривая подарками, но на деле всё это напускное. Как минимум, способ одаривания в тему я вписать не смог. Хотя, именно в нём вся фишка игры.

Каждый игрок получает по четыре жетона действия и по шесть карт. Это старт, на котором игрок должен распланировать чуть ли ни всю свою будущую игру. По крайней мере, за раунд. Потому что одна карта из колоды выбрасывается, и игрок в этом раунде получит ещё всего четыре карты в начале каждого своего хода. Более того, совсем не обязательно, что он оставит их себе.

Напомню, что эти два жетона разыграет и противник, и уже с его руки карты придут на сторону игрока. То есть на каждой стороне будет по семь карт.

Хотя, в таком случае, игра может затянуться. На коробке написано, что полноценная партия займёт 20-30 минут, и эта длительность достаточно честная. Главное, не растянуть до такой длительности раунд. Казалось бы, всего то разыграть пару-тройку карт, но не вовремя разыгранный номинал может стоить игроку всей партии. Поэтому над каждым ходом надо чуть-чуть покорпеть.


Любой филлер — это прежде всего геймплей, так как, несмотря ни на какое великолепное оформление, игра с партиями по 10–15 минут не проживёт на столе дольше нескольких раскладок, если в игровом процессе нет хоть чего-то притягательного. Hanamikodji — коробка, от которой любителям Японии и всяких гейш точно захочется играбельной механики. По крайней мере, мне захотелось, после того как увидел картиночки. Это не Arboretum, конечно, но тоже на удивление приятно оформленная коробка.

Впервые узнал о ней в этом году от vladimirs-а в его блоге, хотя игрушка уже немолода. Тогда обратил внимание главным образом на картинки, ну, и на то, что это филлер, поэтому сильно не заинтересовался. Но потом на стол попал какой-то «Путь лепестка» — глядь, а это, оказывается, та самая Hanamikoji, только локализованная. Вот так нежданно-негаданно в неё и удалось сыграть.


О чём это?

Этот пункт захотелось описать чисто потому, что сюжет, как обычно у японцев, оригинален (игра японская, кстати). Мы владельцы каких-то заведений — вроде ресторанов — и хотим заманить к себе семерых гейш. Для этого нужно задарить их подарками, учитывая, что каждая любит что-то определённое: одна — цветы, другая — музыку, третья — веера, и т. д. Кто надарит больше и сможет склонить на свою сторону либо любых четверых, либо хотя бы троих самых, кхм, элитных гейш, тот молодец.

Делать мы это будем дуэльно, так как соперничать за девчонок могут только двое. Наверное, потому, что японцы не приемлют любовных декагонов — девятиугольник для них максимум. Тема, вроде бы, такая же привязанная белыми нитками к механике, как обыденные в мире настольщиков купцы и торговля, но воспринимается ярче.

Что в коробке?

21 игровая карточка, делятся на семь цветов-мастей, с разным количеством в каждом:


7 картонных планшетиков гейш (и 7 карточек, их дублирующих):


Фишка в том, что дублирующие карты предлагается использовать в походах, так сказать, типа, когда места на столе мало, в поезде там или ещё где. Но, честно говоря, предложение странное, так как картонные планшеты не то чтобы много пространства занимают.

7 деревянных маркеров:


8 картонных жетончиков-действий:


Как в это играть?

В центре стола лежат семь гейш, у вас на руке 7 карт. Цель — разыгрывая карты с руки, в конце раунда либо заиметь четверых любых, либо N-е количество с суммой цифр 11+.

В каждом раунде вы делаете ровно 4 действия, чередуясь с оппонентом. Притом каждое последующее должно отличаться от уже совершённых вами в этом раунде. Их набор таков:

  • Выложить с руки три карты — оппонент берёт одну, вы берёте оставшиеся две и выкладываете со своей стороны гейши, совпадающей по цвету с картами.
  • Выложить с руки четыре карты, по две в сете — оппонент берёт один сет, вы берёте второй и выкладываете так же, как в случае выше.
  • Сбросить в закрытую две карты — они не участвуют в этом раунде.
  • Отложить одну карту в закрытую — она вскроется в конце раунда и подарится соответствующей гейше. Эдакий сюрприз, вносящий неожиданность в финальный результат.


Как только каждый из игроков разыграл четыре действия, сравниваем количество подарков, преподнесённых каждой гейше, и соответственно перемещаем деревянные маркеры благосклонности ближе к одному или другому игроку (или оставляем на месте, если подарков равное количество). Смогли выполнить условия победы? Молодец, конец партии. Нет? Начинаете следующий раунд, но при этом деревянные маркеры остаются там, куда они были смещены в конце раунда, влияя на принимаемые впоследствии решения.


Впечатления

Игра абстрактна, но красивая, чем очаровывает тех, кому нравится тема. Здесь нет чего-то восхитительного, но подача воспринимается выше среднего и привлекает внимание; в общем, почему-то многие оценивают оформление как хорошее, я не исключение. А что касательно геймплея — он оказался на более высоком уровне, чем японские настолки в среднем. По крайне мере, моё отношение к японской школе настолкостроения после опробования не одной коробки пока что замерло на уровне «нууу, хорошая попытка, но и у нас в России таких авторов на «Тесере» навалом».

Всё у них в каком-то… зачаточном, что ли, состоянии. Наверное, это я так их воспринимаю, и эстеты скажут, что это особе видение и всё такое, но… В хороших, казалось бы, проектах всегда не достаёт какой-то детальки. Единственное, что пока им удаётся (опять-таки, по моему мнению) — это филлеры, к которым требования у игроков совсем иные, чем к «нормальным» настолкам.


Так вот «Путь лепестка» как филлер удался. Не зря его так в своё время превозносили западные блогеры. Хотя порой кажется, что они всё что угодно будут бьютифулить и брильянтить, так как у них, в большей степени, чем у нас, не принято отзываться нелестно о человеке/продукте. Но в данном случае 7+ баллов BGG сто я́ т не зря.

В партии протяжённостью 10 минут вы столько размышляете и высчитываете, что потом поражаетесь, как мало времени прошло от начала до конца игры. Кстати, одним из определяющих показателей, что филлер хорош, является его способность удивлять вас с каждой партией. Точнее будет сказать, не удивлять, а раскрывать свои новые грани, поначалу невидимые из-за неопытности игрока.


В двадцати одной карте и наборе из четырёх действий, скомпанованных с простейшими правилами контроля, заложен потенциал комбинировать и оперировать своими возможностями разными способами: один игрок идёт одним путём, второй — иным. Кто-то прячет нужную картишку заранее в «сюрприз-слот», кто-то изначально действием «2/2» предлагает оппоненту выбрать путь течения партии — всё зависит от ситуации на столе и руке, а также личной манеры игрока. Здесь нет совсем уж стандартных действий для филлеров «кладу эту карту потому, что это оптимальный ход», всегда есть выбор как развить партию, пусть она и закончится через 2 минуты. Азиатский стиль, что тут скажешь.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что это игра игр или нечто подобное, однако, красотой механики хорошей настолки быстро проникаешься и часто не можешь выразить словами, в чём же она выражается. В частности особенно сложно раскрыть филлеры, ведь в столь мелких коробках порой кроется глубина более больших собратьев. В общем, «Путь лепестка» хорош, и этого достаточно, лучше давайте перейдём к чему-то более конкретному.


Очень сложно оценивать филлеры, когда опробовано так много хороших, достойно заслуживающих быть посоветованными, а ведь зачастую для людей именно вопрос «что выбрать среди» стои́т наиболее остро. Сейчас начинаю понимать, что за последние годы столько коробочек попробовал, да ещё и в старые хиты играю, что уже не совсем понятно, а что нравится больше? Например, древний Jaipur гениальнейшая же игра. Лучше ли неё «Путь лепестка»? А Battle Line, а Blood of an Englishman, а Fox in the Forest? Каждой из этих игр можно дать какое-то определение и даже составить график, где будет наглядно показано, чем та или иная игра лучше.

Но чем цепляет Hanamikoji? Собственным стилем. Не только в оформлении (можно посмотреть на старые редакции, там вообще всё не так радужно, как сегодня), но и прикольной механикой, когда игрок, ограниченный жёсткими рамками четырёх действий, имеет возможность манипулировать картами на руке, подкладывать свиней оппоненту и ждать немножечко удачи от богов колоды, когда тянет новую карточку. В минимализме коробки лежит всего понемногу, чего, как я уже говорил выше, часто не хватает японским коробкам. При этом упор сделан именно на решения игроков, управляющих течением партии.


С каждой игрой ваша стратегия становится глубже, вы начинаете понимать, что ст о́ ит разыгрывать карты так, чтобы не давать противнику много информации для его собственных ходов. А потом вы понимаете, что «Путь лепестка» вообще про то, как своими действиями вынудить оппонента делать то, что хочется вам. Это стратегия, состоящая из четырёх жетонов, хотя поначалу вы смотрите на коробку как на просто ещё один филлер. Так что если вы любите оптимизировать ходы на малой дистанции, выискивать и выстраивать последовательности, при которых загоните противника в тупик и станете манипулировать его действиями, да к тому же у вас всего 15 минут времени на партию — Hanamikoji стоит попробовать.

Последние полгода меня как-то сильно тянет к маленьким играм-филерам, желательно карточного формата. Может потому что сейчас у меня не хватает сил на большие игры, может просто настроение такое. Парочку занятных игр я заказал из-за бугра, а к некоторым настолкам присматриваюсь исходя из предложения русскоязычных локализаторов.

В частности, в прошлом году издательство Звезда начало выпускать линейку дуэльных игр небольшого формата. Из этой линейки меня больше всего интересовала игра Путь лепестка (в оригинале Hanamikoji). На БГГ выход игры датируется 2013 годом, но на русском языке она вышла только в прошлом году. Я смутно припоминаю, что вроде бы слышал когда-то об этой игре. Но самым приятным моментов этой игре была моя любимая японская тема, мимо которой я просто ну никак не мог пройти.


Наполнение коробки Пути лепестка довольно интересное. Внутри коробки вы найдете 7 больших картонных планшетов гейш, 7 обычных карт точно таких же гейш (для дорожной версии), 21 карточка подарков, 8 жетонов действий (по 4 на игрока) и прикольные круглые деревянные жетоны благосклонности.


Наполнение коробки, конечно, небольшое, но меня очень порадовало качество компонентов и их художественное оформление. Очень милая игра на японскую тему. 5/5.


Заходи в наш ресторан


Все большие планшеты гейш выкладываются в центр стола. По умолчанию они ничейные, поэтому круглые жетоны благосклонности выкладываются посередине планшетов.


Все карточки подарков перемешиваются и каждый игрок получает по 6 карт, а также по 4 жетона действий. Одна карта с колоды отправляется в коробку как секретная (пускай игроки весь раунд ломают голову, что за карта была сброшена).






Карт в колоде хватает ровно на 4 действия всех игроков. В конце раунда игроки вскрывают свои секретные карты, выкладывают их к гейшам и сравнивают количество подарков у гейш. Если с вашей стороны подарков больше, то жетон благосклонности сдвигается в вашу сторону.


В конце раунда игроки определяют, закончилась ли игра. Если к одному из игроков благосклонны 4 гейши или суммарно кто-то набрал 11 очков (очки размещены в углу гейши), то игра заканчивается. Побеждает тот, кто выполнил одно из условий. Если оба игрока выполнили условие, то побеждает тот, что с очками.


В противном случае начинается новый раунд с новой раздачей карт. При этом жетоны благосклонности остаются на месте!

Это практически все правила игры. Я дико извиняюсь, что подробно их расписал, но этим я лишь подчеркнул то, что правила очень легкие, в них вы легко разберетесь с первого раза.



Наверное, у меня было впервые такое в жизни, когда при простейших правилах я так растерялся в первый ход.

В голову сразу же полезли аналитические размышления. Очень хорошо, что игроки знают, сколько каких карт есть в колоде. Например, если гейше нужно отдать максимум 2 веера, и они у вас есть, то это значит, что соперник никак не сможет перебить вашу ставку. Но теперь нужно как-то придумать, как эти вееры подсунуть гейше. Думаете это так просто? Вообще ни разу нет! Половина доступных действий подразумевает дележку карт с соперником. И это здорово нагружает мозг!


Своими действиями вы будете стараться запутать соперника, не выдав ему информацию о том, что находится у вас в руках. Пускай он будет мучиться в догадках, почему вы ему предлагаете 2 карты с цифрой 5, когда ему это очень выгодно. И даже когда сейчас идет ход соперника, вы даже над его ходом тоже думаете!


Но куда более интересно проходил второй раунд, когда жетоны уже были сдвинуты. Т.е. вы начинаете не с нуля, а с какой-то продвинутой ситуации. Это немного меняет логику оценки ситуацию. Например, если жетон благосклонности был на вашей стороне, то вам достаточно у этой гейши добиться всего лишь ничьи, чтобы удержать жетон.

И вы знаете, удивительно, что в такой маленькой игре поместилось столько много логических размышлений. Хотя, в принципе, абстрактная игра и должна быть такой, правда? Это как раз тот самый пример японской игры, которая является очень умной, но при этом очень маленькой.


Партии в Пути лепестка пробегают очень быстро. Игра может завершиться в первом же раунде за 5 минут. Да, на раунд примерно столько времени и тратится. Поэтому эту игру сложно порекомендовать как что-то солидное для целого игрового вечера. Это скорее приятные семечки для двоих.


Кстати, я люблю показывать настолку тем, кто случайно заходит в гости, и наблюдаю за их реакцией. Все с удовольствием рассматривают компоненты Пути лепестка и спрашивают, как в это играть. В общем, визуально это просто бомба!

Понравилась ли мне игра? Да, конечно! Это очень годный абстрактный филлер, но он не зашкаливающе глубокий по реиграбельности, поэтому в Путь лепестка можно банально переиграть. Безусловно, кому-то не понравится простой игровой процесс, ведь из партии в партию у всех игроков будут те же самые условия. Но если вдруг вы решите со своим партнером устроить дуэльный марафон, разложив за вечер несколько дуэлек, то в этом плане Путь лепестка подходит идеально. И Звезде вам есть что предложить в плане дополнительного набора дуэлек;)


На мой взгляд, у игры один недостаток. Сыграв в большую настолку, вы будете долго помнить эпические броски кубика, идеально выверенную комбинацию карт или с трудом завоеванную карту для полного сета. Вот этого всего в Пути лепестка нету. И после сыгранной партии на завтра вы уже ничего не будете помнить.

Но зато прекрасные гейши, изображенные на картах, еще долго будут приходить к вам в приятных воспоминаниях=)

Итак, что у нас сегодня в обзоре? Это третья игра дуэльной серии издательства Звезда. До этого, напомню, были Путь лепестка и Сумерки Венеции. Заочно мне казалось, что Нептун и Веста будет самой слабой игрой серии. Но так ли это. Ответ узнаете чуть ниже!



Что я хочу особенно отметить, так это фишку маяка. Друзья, маяк прекрасен! Это просто a piece of art! Я его долго вертел в руках, рассматривая, из каких кусочков дерева он собран, как покрашен, как изящно было сделано окошко маяка. Такую фигурку не стыдно даже просто поставить за стекло и любоваться.


Красная или синяя таблетка?



Каждый игрок получает 30 жетонов красного (Веста) или синего (Нептун) цвета. Жетоны раскладываются в несколько стопок, из которых игроки будут брать жетоны каждый ход.

Игровое поле поделено на 2 части. Обе части общие, то есть не принадлежат ни одному игроку. Каждая часть разбита на клетки размером 5х5, на которые игроки будут выкладывать свои жетоны.



Перед началом игры каждый игрок берет из любых своих стопок 3 жетона, раскрывает их и держит в секрете от соперника.


Игровой процесс крайне простой (прямо как я люблю!). Вы должны выложить из руки один жетон на поле. Если при этом закрывается целиком вертикальная или горизонтальная линия, то происходит начисление очков. В конце хода игрок добирает жетон в руку.



Получив очки, игрок передвигает маяк в свою сторону на одно или несколько делений.


Побеждает в раунде либо тот, кто передвинет маяк на свою клетку 10, либо кто имеет маяк на своей половине трека, когда все клетки для жетонов на поле будут заняты.


Весьма неожиданные ощущения



С каждым новым ходом (да и новой партией в том числе) я открывал в этой игре новые стороны. Например, что можно не только стараться собрать комбинацию, выкладывая свои жетоны в правильные клетки, но и разрушать ее, выкладывая всякую ерунду, которая 100% достанется сопернику. Например, если в линии есть 3 жетона чужого цвета, то вы никак не сможете его себе забрать. И вроде можно на него вообще махнуть рукой, но! Если линия будет содержать один цвет, то она принесет целых 3 очка! Поэтому если вы точно знаете, что линия не ваша, то не стоит про нее забывать вообще. Вы запросто можете проморгать какие-то моменты и дать сопернику вырваться вперед.


Нептун и Веста отдаленно может напоминать Сумерки Венеции, так как своими действиями здесь вы тоже двигаете маркер победы в свою сторону. Но если в Сумерках все зависит от случайного прихода карт в руку, то в Нептуне случайный приход жетонов не так страшен, ведь у вас есть просто море разных решений, куда выложить жетон. По моему мнению Нептун и Веста больше нагружает мозг и сами игровые ситуации вызывают больше эйфории, нежели в Сумерках Венеции.


Раз уж затронул тему рандома, то продолжу. Да, тут этот фактор также присутствует. Но если бы мы сами выбирали жетоны, то игра была бы скучной. Книция заставляет нас поразмыслить над тем, что нам попалось. На таких размышлениях построены практически все карточные игры. Только в Нептуне и Весте не карточки, а жетоны. В случайном взятии жетонов в этой игре подбешивает лично меня только то, что я плохо их перемешал. Например, когда раз за разом вытягивается одна и та же цифра. Иногда выгоднее, чтобы цифры выходили равномерно, а не целой пачкой. Ведь если вы сыграете 3 одинаковые цифры подряд, то новых их потом не будет, т.к. всех цифр ровно 3 штуки. Иногда бывает, что позарез нужна конкретная цифра, чтобы добить комбу, но она не появляется. В таком случае нужно либо ждать ее выхода, либо закрывать ряд тем, что есть, пока соперник не подложил свинью.


Игра протекает довольно быстро. Партия длится буквально 5-10 минут, поэтому вполне легко можно сыграть 2-3 раунда и не устать от игры. В этом плане данная игра отлично гармонирует на фоне других игр серии.



Из двух альтернативных вариантов мне нравится больше с суммой чисел, но сразу предупреждаю, что это еще больше загружает мозги. Если играть с преимуществом по цвету, то визуально проще определить, кто победитель. С суммой цифр нужно считать все линии, что делает игру длиннее и более математической. Знаю, что не всем альтернативные варианты нравятся, поэтому некоторые игроки все равно возвращаются к классике.



Может быть так совпало, что я люблю такие математические просчеты, поэтому игра мне зашла идеально. Поэтому возьму на себя смелость и все-таки скажу, что рекомендую игру к покупке. Игра стоит не очень дорого, она красивая (маяк шикарен!), быстрая, несложная по правилам.

Читайте также: