Порт рояль 4 обзор

Обновлено: 06.07.2024

Близится дата релиза торгового симулятора Port Royale 4: игра появится на PC, PlayStation 4 и Xbox One 25 сентября. И в новом видеоролике создатели игры рассказали множество подробностей о том, чем новая часть отличается от уже знакомых и как будет устроен мир Port Royale 4.

Новая карта будет намного больше, чем в любой предыдущей игре. Создатели хотели сделать мир цельным и обойтись без загрузок при приближении к городам и портам. Вдобавок он полон деталей: к примеру, по улицам ходят горожане, а в море плещется рыба.

Игроки увидят стратегию, в которой им предстоит развивать торговлю и прокладывать морские пути на Карибских островах. Для этого в фоне постоянно работает процесс симуляции: в городах создаются товары, они отправляются в те порты, где на них есть спрос. Игра симулирует маршруты торговых караванов, охранных конвоев и пиратов.

В Port Royale 4 — четыре нации: Испания, Англия, Франция и Нидерланды. Все они наделены двумя особыми перками. К примеру, английские судостроительные заводы работают быстрее, и корабли в них дешевле. У Франции на постройку домов надо меньше денег и стройматериалов. А население испанских колоний растёт намного быстрее.

Приём предварительных заказов Port Royale 4 уже идёт, и покупка открывает доступ к бета-версии игры.


«То, что мертво, умереть не может — оно лишь восстаёт вновь, сильнее и крепче, чем прежде» — этот девиз дома Грейджоев из «Песни Льда и Пламени» как никакой другой подходит для серии Port Royale. Прекрасно показав себя в начале 2000-х, эта серия тогда же и издохла, возродившись в новом виде от другой команды разработчиков в триквеле 2012 года. Однако и тогда у серии не вышло. Port Royale 3: Pirates & Merchants очень много на себя брала, пытаясь усидеть на всех стульях разом. Там были акцент на торговле в Карибском море, а не на строительстве городов, случайно генерировавшиеся побочные квесты и поиск сокровищ, морские сражения в реальном времени, большое количество точек интереса на глобальной карте. Для битв и экранов городов авторам даже пришлось включать дополнительную подгрузку внутри игры, так как глобальная карта с торговлей были в 2D, а вот битвы и города уже в 3D. Тем не менее, несмотря на обилие недоработок и погрешностей, за восемь лет у игры появилось куда больше поклонников, чем во времена релиза. Она стала новым опытом, не погрязшим во вторичности и сильно отличавшимся от ANNO тем, что в ней было куда больше динамики, куда меньше сюжета и не было акцента именно на строительстве. Отличалась Port Royale 3 даже от близкой по духу серии The Patrician, тоже посвящённой торговле и политике, — хотя бы потому что в ней практически не было войны.

Триквел был во всех смыслах нестандартным и для самой серии. Торгуй, приключенствуй, получай титулы и следи за количеством монет в кошельке — ну не сказка ли? Минимум неважного, максимум экономики, но нет, не сказка. Игралось в это не так весело, а местами всё ещё и работало криво. С этим надо было что-то делать, и свежая Port Royale 4 — не возвращение к стародавним корням, а именно что правильная версия третьей части. Всё ещё несовершенная, но уже твёрдо чувствующая ветер в парусах, что гонит судно проекта к суше. Напорется ли он на скалы, или благополучно пришвартуется в гавани — это нам пока не известно. Но вне зависимости от результата, направление у местных рулевых выбрано верное.

Основы прошлой игры остались прежними. Под руководство игрока попадает торговая компания Испании (обязательная для первого прохождения), а позже позволяют возглавить компании Франции, Англии и Нидерландов. Карта действия у всех одна, даже более того — все миссии внутри кампаний за названные страны проходят в рамках одной карты без подзагрузок. Разница между странами, помимо стартовой точки, в мелочах: например, у кого-то население множится лучше, а у кого-то здания или корабли стоят дешевле. Тем не менее, отсутствие этих достоинств у стран можно компенсировать достоинствами вашего протагониста. Четыре класса персонажа дают по два преимущества и по одному недостатку. Тут вам и уменьшение штрафов за пиратство, и бонусы за каперство, и возможность не покупать торговые лицензии в городах. Комбинация из бонуса страны и бонуса вашего героя может сильно сместить баланс экономики в вашу сторону, если правильно ими пользоваться. Зачем, например, выбирать в самом начале персонажа-пиратку, если не собираетесь грабить-убивать? Таланты героя не должны простаивать, иначе будет скучно.

И прокладка торговых путей никак не мешает параллельному занятию сомнительным бизнесом: просто каперство увеличивает уважение вашего правителя, а пиратство, наоборот, снижает — при том что процесс-то в целом один и тот же. Уважение короны, оно же «Слава» — очень важный ресурс. Без него ни новые виды факторий открыть, ни корабли высокого класса заказать, ни капитанов нанять. Зарабатывать репутацию приходится, выполняя генерирующиеся случайным образом просьбы городов, преимущественно сводящиеся к чему-то вроде: «Доставь товар M в количестве K до даты N». Данные задания можно игнорировать, но делать этого не рекомендуется, так как без очков короны невозможно будет пройти сюжет: квесты там зачастую завязаны на строительство редких объектов, покупаемых за эти самые очки. Ещё среди побочек попадаются знакомый игрокам по прошлой части сбор фрагментов карты сокровищ, спасение потерянного груза и утопающих, а также поиск потерянных кораблей, тут же вступающих в ваши флотилии. Но основные задания, конечно, тут исключительно «подай-принеси». Жители городов всё время хотят есть, пить и хорошо одеваться, а значит, без ваших товаров города зачахнут.

Само благоустройство городов изменилось и стало напоминать некую смесь свободного строительства классических игр серии и Civilization VI с её районами вокруг основного города. В отличие от Port Royale 3, здесь новые здания не просто пункты в меню города, а полноценные постройки, чьё месторасположение вы можете задать сами, выбрав любой подходящий гекс-слот вокруг ратуши или рядом с уже построенными зданиями. Конечно, бесконечно увеличивать город нельзя, но даже доступная застройка может сильно изменить баланс внутренней экономики. Потратьте всё пространство на удобство для людей, бары и хлопковые поля, которые соедините друг с другом для лучшей работы, и результатом станут обвалившиеся цены на этот самый хлопок, так как его окажется слишком много. Правильным подходом будет строительство семи разных производств внутри города, чтобы у торговцев был выбор, позволяющий процветать за счёт балансирования спроса и предложения. Ну а смотреть, как работает мегаполис, одно удовольствие, ведь теперь можно любоваться городами прямо с глобальной карты безо всяких подгрузок.

А вот при входе в морское сражение подгрузки, увы, остались — без них не обойтись из-за смены жанра у этих сражений. Из унылых догонялок в реальном времени авторы сделали пошаговую тактику с гексовой разбивкой игрового поля. Как ни странно, сражения стали куда интересней и динамичней. Корабль имеет орудия с двух бортов, а значит, может сначала выстрелить, например, с правого борта, а потом подплыть к следующей цели и бахнуть с левого. Кроме того, в благодарность за выполнение поручений городов ваш флот могут прокачать различными боевыми и околобоевыми умениями вроде разлива масла или ремонта прямо в бою. Единственное, что попало под нож, — боевые снаряды-книппеля. Вы можете стрелять обычными ядрами, чтобы пробить борт, можете стрелять картечью, чтобы убить команду, можете пойти на абордаж, но можете не уничтожить мачты, чтобы остановить корабль. Даже подбитый и полностью лишившийся матросов парусник продолжит плавать и атаковать. Увы, баланс в тактических играх — вещь, несовместимая с логикой реальности.

Ну да не ради боёв мы играем в Port Royale. Самое интересное здесь — экономика. Она, как и раньше, зиждется на торговых маршрутах. Они перестали отображаться на карте в виде линий, и вместо этого теперь у каждого маршрута появился свой интерфейс с установками. Там вы выбираете не только где и что покупать да продавать, но и как торговый караван будет плавать между этими точками. Самый быстрый путь — не всегда прямой. И дело тут даже не в пиратах. Во-первых, тяжёлые корабли, доверху забитые товаром, прекрасно чувствуют себя в глубоких водах, но если маршрут проходит у берегов, то это заставит корабли тормозить и идти очень осторожно. Во-вторых, ветер. В Карибском бассейне циклоны — это реальность, которую предстоит учитывать. Они, к счастью, пребывают в статичном состоянии, так что не будет проблемой построить торговый маршрут по кругу циклона таким образом, чтобы корабли двигались исключительно по ветру и развивали повышенную скорость.

В остальном торговый геймплей остался без изменений. Строите фермы и фабрики в изначальном городе, собираете товар за бесценок, везёте в другой город, покупаете там торговую лицензию и продаёте втридорога. За хорошие отношения с этими городами в них сначала можно получить лицензию на строительство производственных предприятий, а потом — возможность строить и общественные: дома, церкви, питейные заведения и гостиницы. Не бесплатно, а за бешеные деньги. Не моментально, а когда привезёте строительные ресурсы. Не навсегда, ведь всё, что вы построите, может оказаться бесполезным из-за вспышки чумы или банального отсутствия необходимых товаров. И всё это — не отвлекаясь от выполнения квестов и пожеланий правителя региона. Не так легко, как видится со стороны, но и не так сложно, как могло бы быть.

Port Royale 4 — тот самый баланс всех элементов, которого не мог добиться триквел. Да, игре далеко до идеала. Да, графика могла бы быть лучше, багов могло бы быть меньше (привет, виснущая на месте камера и непослушные корабли, отказывающиеся покупать товар по скрипту), бои могли бы быть менее требовательными к игроку. Но всё же вышло крайне достойно и увлекательно… для любителей жанра, и только для них. Тем, кто больше предпочитает заниматься градостроением, всё-таки лучше посмотреть в сторону ANNO 1404 или ANNO 1800. Port Royale 4 же, несмотря на схожесть, — игра другой направленности. Зато в ней серия всё ещё уникальна и впервые настолько хороша. Восемь лет ожидания того стоили.

Сегодня Kalypso Media выпустила экономический симулятор с элементами стратегии Port Royale 4 студии Gaming Minds. И игра получила не самые высокие отзывы критиков: максимальный средний балл на Metacritic на данный момент — 73.

Рецензенты отмечают, что игра отлично выглядит и даёт массу свободы игроку при построении экономический империи на Карибах по собственному вкусу. Мир игры огромен, и в нём доступен широчайший выбор инструментов влияния на жизнь колоний.

В то же время игра хромает в большинстве аспектов, не относящихся к торговой симуляции. Привычные морские бои в реальном времени заменили на пошаговые схватки, и это дольше и скучнее. Да и для любителей городского строительства здесь особо нечем заняться.

Под палубой Port Royale 4 много чего постоянно происходит, и в основном всё работает очень хорошо. Прокладывать идеальные торговые маршруты и наблюдать, как все шестерёнки приходят в движение — услада для нашего рептильного мозга. Так же приятно оптимизировать систему, как только нам достаётся какой-нибудь новый гаечный ключ.

В то же время игра плещется на мелководье. Если бы боевая система или что-либо ещё вышли поинтереснее, она попала бы в яблочко практически для всех фанатов жанра. А так получился нишевый проект: крепко, но не особо восхищает.

Port Royale 4 доступна на PC, PlayStation 4 и Xbox One. В Steam она стоит 1799 рублей.


Давайте смотреть правде в глаза. С каждым годом количество по-настоящему «писишных» проектов трагически сокращается. Грань между платформами практически стерлась, а былые звезды индустрии уходят искать свое счастье на Kickstarter. В этом смысле анонс Port Royale 4 от небольшой немецкой студии Gaming Minds Studios — приятное воспоминание о былых деньках, когда игры на консолях и PC отличались не только наличием оптимизации.

Цикл Port Royale никогда не был широко известен среди геймеров. В наших Палестинах о нем слышали, в первую очередь, поклонники пиратской тематики. Приятель автора этих строк, например, обратился к нему после того, как знаменитые «Корсары» оказались пройдены до дыр. «Ты слышал, есть такая немецкая стратегия — там пираты, экономика, колонии… Вот сейчас пробую. Ничего так», — делился он впечатлениями. Между тем Port Royale и ее сиквел не были пиратскими играми в прямом смысле этого слова.

Превью Port Royale 4 — игра для настоящих PC-геймеров

Разработчики, разумеется, позволяли открыть сезон охоты на зазевавшиеся шхуны, но главным развлечением оставалась все же экономика. Игроку приходилось прокладывать торговые маршруты и куда чаще включать стратега и тактика, нежели думать о каперских операциях. В противном случае — здравствуй, главное меню, давай по-новой попробуем всю эту историю освоить.

В этом смысле Port Royale не была чем-то уникальным — в те годы каждая вторая «писишная» игра испытывала нервы геймеров на прочность. При этом все честно: хочешь добиться успеха — изучи механику, пропусти сквозь себя атмосферу происходящего и смело начинай день с подвига. В третьей части, вышедшей уже в 2012 году, разработчики чуть упростили экономическую составляющую, введя в геймплей иконки, показывающие, какие товары наиболее востребованы в конкретном поселении. Мелочь, но приятно. В Port Royale 4 игроков ждет как минимум еще одно глобальное изменение. И вот о нем рассказать хочется в первую очередь.

Гексы, кексы, капитаны

Прежде сражения в Port Royale происходили в режиме реального времени. В четвертой части разработчики отказались от этой механики, предпочтя ей пошаговую тактику. В одной схватке смогут участвовать до 20 кораблей — по 10 за каждую из сторон. Всего заявлено 18 кораблей — от легких парусников до тяжеловесных галеонов.

Во время сражения игровое поле делится на гексы-клетки. Участники боя поочередно совершают ходы. Чтобы провести грамотную пушечную атаку, необходимо, чтобы атакующий корабль находился напротив жертвы — никакой «магии» в Port Royale 4 не завезли. Впрочем, одно послабление все же есть — это капитаны.

У каждого из них есть имеются уникальные способности, которые можно использовать, чтобы переломить ход сражения. Однако полагаться исключительно на них не выйдет при всем желании. Во-первых, завербовать получится даст бог десяток таких героев. А во-вторых, их все равно придется прокачивать, да и количество спецприемов на один раунд-бой ограничено.

Чай, кофе, потанцуем?

Однако, как и прежде, главным в новой части Port Royale будут все же не сражения. В основе игры лежит глубокая экономическая система. Прежде всего игроку предстоит выбрать одного из четырех персонажей: авантюриста, торговца, капера или пирата. Далее — страну: Англию, Испанию, Францию или Нидерланды. Выбор этот, как обычно и бывает в жанре, не так-то прост. У каждого из государств есть свои сильные и слабые стороны. Кому-то дешевле обходится строительство — у других мощнее военные корабли.

Превью Port Royale 4 — игра для настоящих PC-геймеров

По словам разработчиков, в общей сложности в Port Royale 4 будут представлены 60 населенных пунктов. При этом каждый из них может производить максимум четыре товара. Задача игрока состоит не только в правильном распределении ресурсов, но и в грамотном развитии подконтрольных ему колоний. На этом этапе все довольно просто и привычно для тех, кто хоть раз в жизни запускал один из градостроительных симуляторов — подойдет даже цикл Tropico. Возводим постройки, параллельно следя, чтобы моральный дух жителей колонии не сильно ушел в минус. По словам западных журналистов, познакомившихся с альфа-версией проекта, тут важно соблюсти баланс интересов — экономики и социума.

Превью Port Royale 4 — игра для настоящих PC-геймеров

Например, плантация невдалеке от жилых домов не доставит радости жителям, зато снимет проблему рабочей силы. С другой стороны, церковь или лечебница, напротив, поднимет дух горожан. Отследить «правильность» расположения того или иного элемента инфраструктуры можно при помощи умной системы гексов — она подскажет, где стоит возводить маленький свечной заводик, а где нет.

Следующий уровень экономики — торговые связи между подконтрольными поселениями. На этом этапе, по словам авторов, будет крайне важно наладить доставку ресурсов от места добычи до места обработки — например, пшеницы, которая на пивоваренном заводе превращается в хмельной напиток, который можно продавать с наценкой. Впрочем, не стоит забывать, что наиболее продвинутые цепочки производства-сбыта еще необходимо разблокировать. Сделать это можно у вице-короля региона.

Превью Port Royale 4 — игра для настоящих PC-геймеров

Взаимодействию с руководством региона будет посвящена немалая часть экономической модели Port Royale 4. В числе прочего привилегированное лицо отвечает за выдачу торговых лицензий и тем самым фактически замедляет экономическое развитие. При этом не стоит забывать, что спрос и предложение в мире игры изменяется в режиме реального времени — за это отвечает специальная система. Максимально честная, если верить авторам.


Замыкает экономику Port Royale 4 внешняя торговля. Безусловно, игрок может переложить доставку грузов на плечи компьютера. Однако гораздо интереснее и продуктивнее заниматься этим лично. При построении торгового маршрута в ручном режиме придется учитывать такие факторы, как направление метра, отмели, океанические течения. Плюс не стоит забывать о пиратах, которых в те времена по Карибскому бассейну шаталось немало.

Читайте также: