Обзор onimusha dawn of dreams

Обновлено: 03.07.2024

Редкий консольный экшн от третьего лица избежит сравнения с Resident Evil или Devil May Cry. Знаменитые сериалы от Capcom ярко проиллюстрировали, чем покоряют геймеров похождения воина-одиночки, которому нипочем полчища врагов: либо масштабностью сражений и обилием зарубок на прикладе, либо арсеналом приемов для сложных и стильных схваток на манер файтингов.

Трилогия Onimusha придерживалась первого варианта. Разве что ареной для грандиозных побоищ была выбрана средневековая Япония, главный герой не стеснялся использовать энергию убиенных демонов для совершенствования собственного оружия, а среди действующих персонажей нашлось место колоритным историческим личностям, вроде военачальника Оды Нобунаги. Легендарный полководец оказался настоящим исчадием ада и по живучести обставил многих злодеев. Когда его мятежный дух наконец отправили на покой в Onimusha 3: Demon Siege, казалось, что и продолжения сериала ждать не стоит. История о воинах-они, готовых в одиночку – а в крайнем случае, вдвоем, – защитить людей от происков коварных монстров, подошла к логическому финалу. Но разлука была недолгой.
Соки в облике Они неуязвим для обычных атак. Время трансформации ограничено, но рядовым врагам все равно не спастись.Искусство блокировать удары сродни колдовству, но превращение контратаки в комбо даже не расходует магическую энергию.
Разработчики из Capcom обошлись без чудесных воскрешений и отправили на заслуженную пенсию храбрецов, начав новую сагу вместо очередного продолжения. А заодно попытались и отойти от стереотипов – не все ж Onimusha считаться разновидностью Resident Evil с патриотическим уклоном!

Впрочем, на первый взгляд Onimusha: Dawn of Dreams кажется куда более традиционной для сериала, чем Onimusha 3: Demon Siege. Путешествия во времени из средневековой Японии в современный Париж канули в прошлое, герои не покидают привычных краев: горные храмы с успехом заменяют собор Нотр-Дам, а лаборатории испанских миссионеров разнообразят череду замков и заброшенных селений. Жадного до власти Нобунагу сменил не менее прыткий Тоетоми Хидэеси, для дальнейших победоносных войн которому потребовались новые солдаты. Тут-то и пришлись ко двору демонические насекомые-паразиты, дающие невиданную мощь в обмен на душу. А значит, вскоре в Японии останутся лишь безвольные марионетки, которым ничего не стоит погрузить весь остальной мир в кровавый хаос.
Красный меч Соки предназначен не для рубки, а для очищения демонических душ. Правда, они в процессе не выживают.Энергия погибших врагов пригодится и для восстановления сил, и для улучшения экипировки.
Зато новый боец против демонического самоуправства и наследник силы духов они – молодой самурай Соки – легко переплюнет своего предшественника Саманоске обилием доступных боевых приемов. Одной клавиши для изничтожения настырных чудовищ уже мало: в ход пошли и подкидывания в воздух, и мощные колющие удары, и особые боевые приемы. Успех Devil May Cry 3: Dante's Awakening явно не остался незамеченным, хотя, в отличие от Данте, Соки поощрения за показательное фехтование не дождется. Хочешь – применяй весь арсенал знаний, не хочешь – кроши недругов парой-тройкой любимых ударов. Да и обмундирование располагает к узкой специализации: то очередной меч усиливает рубящие атаки, то магическая бижутерия, вроде колец с ожерельями, награждает владельца бонусами за исполнение тех или иных приемов. Вариантов экипировки так много, что остается лишь определиться с собственным стилем боя и снарядить героя по вкусу.

Врагам (традиционно для игр серии Onimusha) явно не хватает хитрости. Вроде бы, разновидностей демонов не так уж мало: некоторые норовят зарыться в землю, а потом выскочить неожиданно из-под ног, другие рады зашибить надоедливого самурая мощными ударами, от которых невозможно заблокироваться, третьи самоуничтожаются после смерти, заодно раня и героя. Но иной тактики, чем лобовая атака, большинство из них просто не знают. А вот в боссовых сражениях всегда нужен особый подход. Хотя зачастую для победы требуется не только ловкость или сообразительность, но и недюжинное терпение, особенно если противник встречается уже не в первый раз. Например, одно из ключевых сражений происходит в узком коридоре. Монстр-босс регулярно выжигает все пространство дотла и лишь изредка делает передышку, чтобы спрятавшийся в дверном проеме герой успел выскочить и огреть гнусную тварь мечом. В поздних миссиях, когда заплечный мешок уже буквально распирает от лекарств, а сам Соки окреп и возмужал, осторожность не так важна. И все же любовь боссов к повторным выходам на сцену раздражает: чувствуется, что разработчики специально затягивают игру.
Надоело размахивать гигантским мечом? Сменить героя проще пареной репы!Беспрерывное избиение врагов и без всяких особых приемов засчитывается за комбо.
В неравных боях выручает не только быстрая реакция и умеренная агрессивность большинства рядовых монстров, которые не рвутся всей оравой прирезать Соки, едва завидев его. Бравый самурай умеет контратаковать – вовремя применив блок и рубанув заодно еще тройку-другую противников, растягивая контратаку в комбо. Главное – верно выбирать направление очередного удара, нажимая заветную клавишу. Точно так же работает и магия: демоны будто застывают, пока Соки носится молнией по их дружным рядам. Красиво, эффектно и не слишком тяжело для игроков, чья реакция не совсем безупречна. А все потому, что в Onimusha: Dawn of Dreams особые удары не зависят от оружия так, как, например, в Devil May Cry. Различные боевые приемы заменяют параметры персонажа и прокачиваются за счет очков опыта. Так увеличивается время реакции, так же открываются и новые навыки. А уж когда Соки обучится контролировать свои перевоплощения в они, демона-защитника, врагов спасет только выдающаяся живучесть.
«Отведай-ка, ворог, силушки самурайской!»
Отсутствие поощрений за эффектность сражений не дает покоя? Многочисленные «тесты на отвагу» (Tests of Valor) ставят перед игроком задачи: истребить кучку демонов в отведенный промежуток времени, причем пользуясь заранее оговоренными приемами. Проворство окупается призами: от безделушек до ценного оружия.
Союзники с радостью наварят в штаб-квартире лекарств и слепят новые аксессуары – не хуже магазинных!Снайперская поддержка как нельзя кстати в сражениях с летучими врагами.
Команда поддержки совершенствует боевые навыки в точности, как и главный герой. Даже кнопки для ударов те же – лишь сами приемы другие. Среди помощников Соки и проворная девочка-ниндзя Дзюбей, и буддийский монах Тенкай, и воспитанник испанских миссионеров Роберто (при взгляде на его кулаки сразу понимаешь, какие доводы для паствы доходчивее всего), и красотка-снайперица Охацу. Сражаться одновременно идут лишь два персонажа: одним управляет сам игрок, вторым – кремниевый интеллект. Одного щелчка кнопки достаточно для смены ролей: бывший помощник становится лидером. Правда, слишком уж полагаться на чужой стиль опасно – только Соки пройдет с вами всю игру от начала до конца, а подручные меняются раз от разу. Напарника в бою удобнее всего использовать как приманку для монстров – приказать ему стоять неподвижно в ожидании удара или же заставить отвлечь огонь на себя. А вот на его способности к истреблению врагов – тем более ключевых – рассчитывать не стоит. Ваша хорошенькая снайперша, получив команду «атаковать всех», тут же ринется истреблять демонов на другой конец поля и даже не посмотрит на лучников в полуметре от себя.

Графика не подкачала: живописных пейзажей и эффектных «кинематографичных» сцен более чем достаточно. Разработчики сэкономили лишь на движковых роликах: персонажи не шевелят губами во время разговоров. Зато в видеороликах видны мельчайшие подробности мимики: вот герой вопросительно изогнул бровь, а вот скривился в ухмылке.

Увы, талантливая режиссура и усилия мастеров компьютерной графики не поддерживаются сценарием, который пестрит штампами и преувеличенным драматизмом. Чего стоят злодеи, реагирующие на любые события картинным гоготом, и попытки спутников убедить Соки в том, что он и есть Последняя Надежда Человечества. Все описывается крайне подробно: Соки то и дело натыкается на дневники очевидцев, выуживает информацию у спутников во время передышек в штаб-квартире. Но возвышенные и как будто вымученные диалоги буквально топят редкие искренние эмоции героев, а поток сведений столь однообразен, что борьба кучки храбрецов против коварного Хидэеси и его приспешников порой напоминает первостатейный фарс.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords

Ace Attorney. Devil May Cry. Mega Man. Monster Hunter. Street Fighter — что ни говори, а у Capcom найдутся релизы на любой вкус и цвет. Но какими бы жанрами ни баловалась именитая корпорация, у абсолютного большинства сине-жёлтый логотип ассоциируется с сериалом Resident Evil.

Легендарный хоррор едва ли кто-то отважится назвать абсолютно инновационным: оригинальностью байки о таинственных особняках и обитающих в них монстрах не отличаются, да и с переносом знакомой темы в 3D японцы опоздали на пару-тройку лет. Зато детищу Синдзи Миками (Shinji Mikami) удалось сделать для индустрии больше, чем иным куда более оригинальным проектам: его невероятный успех вдохновил других творцов.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords

История Onimusha: Warlords началась в 1997-м, когда продюсеру Ёсики Окамото (Yoshiki Okamoto) пришла в голову идея так называемого Sengoku Biohazard — необычного спин-оффа, повествующего о схватке благородных ниндзя и жутких демонов в самый разгар периода Сэнгоку. Задумка попахивала бредом, однако в глазах её автора, заядлого поклонника лент Акиры Куросавы (Akira Kurosawa), Эпоха воюющих провинций с её сложными конфликтами и неоднозначными действующими лицами была идеальным фоном для кинематографичного приключения в багряных тонах. Лишь геймплей первоисточника слегка переработать, заменив огнестрельное оружие катанами с сюрикенами, и бестселлер готов! Долго убеждать руководство Capcom не пришлось.

Хотя предыдущий хоррор компании дебютировал на PlayStation, новый проект собирались делать эксклюзивно для N64 и её аксессуара 64DD. Увы, плохие продажи последнего поставили на планах жирный крест — так экшен сменил прописку с консоли Nintendo на первую PlayStation. Но на этом катавасия с платформами не кончилась: где-то на полпути программистов настолько впечатлили мощь и возможности маячившей на горизонте PS2, что они решили начать разработку с чистого листа. На память остались лишь ранние трейлеры — и надежда, что в старом офисе где-то в Осаке сохранился играбельный билд исходной версии самурайского хита.

Страшно представить, как подобная чехарда с платформами отразилась на бюджете, однако компания всё равно вливала деньги в тёмную лошадку. Так, по просьбе тогда ещё легендарного композитора Мамору Самураготи (Mamoru Samuragochi) она наняла целый оркестр для записи саундтрека — сравнительно редкое и отнюдь не дешёвое явление по тем временам. А если учесть, что авторы задумали целую трилогию и запустили производство сиквела ещё до релиза первой части, Capcom явно рассчитывала на успех.

Уверенность в успехе легко объяснить. Аж со времён разработки на PS1 у команды был туз в рукаве — Такеси Канесиро (Takeshi Kaneshiro), актёр, певец, а также геймер в завязке, любезно предоставивший внешность и голос главному герою мистического эпоса. Благодаря музыкальной карьере и фильмам Вонга Кар-Вая (Wong Kar-wai) у Канесиро к тому моменту уже сформировалась армия поклонников, поэтому его участие гарантировало хотя бы какой-то интерес общественности к новинке, если та внезапно не найдёт своего покупателя.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords


Вышедшая в январе 2001 года Onimusha: Warlords быстро пошла в народ. Несмотря на очевидные и не всегда лестные сравнения с Resident Evil (ругали главным образом «танковое» управление да камеру), критики высоко оценили исторический слэшер, а геймеры обеспечили ему почётное место в Книге рекордов Гиннесса. Удивительно? Отнюдь: что тогда, что сейчас игре есть чем зацепить.

Самурайская баллада

Япония, лето 1560-го. В битве при Окэхадзаме сходятся войска Имагавы Ёсимото и Оды Нобунаги — легендарного полководца и будущего политического лидера, который посвятит жизнь объединению Страны восходящего солнца. После неравной схватки и хитрого тактического манёвра армия клана Ода одерживает верх над превосходящими силами Ёсимото. Увы, триумф был недолог: в горло победителя вонзается стрела. Едва вкусив победу, безжалостный Нобунага захлёбывается в собственной крови.

События первой части Onimusha начинаются год спустя. Саманоске Акети получает письмо от принцессы Юки — вокруг бесследно пропадают люди, и бедняжка чувствует, что вот-вот попадёт в беду. Не зря. Прибыв на место, Саманоске и его боевая подруга Каэде обнаруживают, что опоздали: Юки уже схватили внезапно наводнившие окрестности монстры.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords

Бравый меченосец бросается на выручку и даже находит похищенную, однако ему, простому смертному, не под силу сразить сверхъестественных чудищ — после непродолжительной схватки те уносят девушку в замок Инабаяма, а «спасителя» оставляют умирать. В ситуацию вмешивается третья сторона — демоны расы Они, заклятые враги устроивших разруху порождений тьмы. Выбрав самурая в качестве своего воина, причудливые создания даруют ему магическую перчатку, способную по воле хозяина поглощать души противников. Теперь хоть король подземного царства, хоть возрождённый Ода Нобунага — никто и ничто не остановит Саманоске на пути к принцессе.

Как можно понять по краткому пересказу завязки, сюжет до смешного прост. Есть герои — смелые, неглупые, статные, за друзей и близких готовые неприступную гору покорить. Есть злодеи — коварные, изворотливые, ради хитрых планов готовые пожертвовать кем угодно, даже невинным ребёнком. Есть конфликт, который по сути недалеко ушёл от игр с NES или даже Atari 2600. Предсказуемо — а ругать не тянет. Сложно критиковать сценарий, в котором нет ничего лишнего.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords

Комичный английский дубляж только добавляет происходящему старомодного шарма.

Но это не единственная причина, по которой простую фабулу язык не поворачивается упрекать в излишней примитивности. Дело в том, что Onimusha, при всей её кажущейся банальности, — толково написанная интерактивная былина. Студия Flagship умело почерпнула вдохновение из литературных эпосов и тематических лент, после чего вплела в слэшер знакомые ещё со школы элементы — от расхожих архетипов до темы борьбы народного воина с иноземными захватчиками. Недаром Саманоске помогают японские духи, а противостоят технически подкованные демоны с именами из «Гамлета» — так Capcom изобразила противостояние Востока и Запада на необычный манер.

Контекст периода Сэнгоку тут тоже отнюдь не для красоты. Как подобает древним сказаниям, в Onimusha откровенный вымысел переплетается с фактами: реально существовавшие личности общаются с выдуманными персонажами, а задокументированные события вроде взлёта Нобунаги переписываются и обретают совершенно фантастические объяснения. Каким образом самый известный Ода из провинции Овари обрёл свою мощь? Продал душу демонам, разумеется, подобно Чингисхану за несколько столетий до него! Бред, но бред в меру изобретательный и яркий, а в приключенческом экшене это главное.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords


Историческая подоплёка благотворно влияет не только на восприятие сюжета — она украшает игру в целом, придаёт ей неповторимый экзотический окрас. Демоны в касах, бамбуковые сады, крепости с высоченными лестницами и узкими коридорами — декорации Японии XVI века превращают, казалось бы, заурядное приключение в неповторимое зрелище, эдакий парк аттракционов на тему Страны восходящего солнца. Так что, даже будь экшен скучным и кособоким, опасное путешествие по замку Инабаяма нашло бы, чем поразить неподготовленного зрителя. К счастью, геймплей Onimusha: Warlords таит в себе немало приятных сюрпризов.

Восточная сталь

Как отмечалось выше, Onimusha затевалась как ответвление Resident Evil — первая её версия даже разрабатывалась на движке того самого хоррора. Уже один этот факт создаёт слегка искажённое впечатление о самурайском боевике: воображение тут же начинает рисовать нудные загадки, беготню туда-сюда-обратно в поисках ключей, ограниченный инвентарь, «танковое» управление в худших его формах. Дела обстоят куда лучше: разработчики толково обновили знакомые с 1996 года механики, убрав почти все намёки на хоррор и акцентировав внимание на экшене.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords

Что, признаться, поначалу тоже звучит пугающе — достаточно вспомнить, насколько неудобно воевать с зомби и прочими монстрами в особняке Спенсера и на улицах Раккун-Сити. И это с подспорьем в виде огнестрела! Но бояться нечего: Саманоске Акети — опытный воин с рядом уникальных трюков.

Во-первых, герой всяко подвижнее любого спецназовца S.T.A.R.S. У него есть уникальная стойка, которая работает как наведение на цель (и при этом позволяет двигаться); его блок отражает атаки с любого направления; а ещё Саманоске умеет парировать выпады и наносить критический урон (это два отдельных навыка!). Даже без прелестей ремастера (о которых ниже) такой арсенал приёмов отлично компенсирует «танковое» управление и позволяет играючи управляться с демонами без насилия над пальцами. Да, боевая система проста, зато работает как часы.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords

В узких коридорах замка куда сподручнее размахивать мечом, чем долго целиться из ружья

Во-вторых, у самурая есть перчатка Они. Если в Resident Evil стычки с противниками призваны истощать запасы и чудищ желательно избегать, то в Onimusha всё наоборот: враги — это ресурсы! Убийство монстров приносит души, которые можно тратить на улучшение оружия, прокачку магии и усиление ключей для открытия сюжетных (и не очень) дверей. И пусть гадов очень много (и они то и дело возрождаются в некоторых зонах), авторы не перегибают палку со сложностью: пройти кампанию не составит труда даже с одной лишь катаной первого уровня. Главное — не лезть на рожон.

Слэшер в целом сделан по уму. Утомляющий бэктрекинг по пустым локациям в поисках ключей? Его свели к минимуму: возвращаться куда-то далеко приходится, как правило, ради побочных предметов. Ограниченный инвентарь? Забудьте — у самурая широкие штаны, подбирайте всё, что плохо лежит. Бестолковые головоломки? Их толком-то и нет — и абсолютное большинство совершенно опциональны.

Разве что обязательная задачка с водой может поставить в тупик. Главное — не растеряться.

От игрока даже не требуется применять аптечки, ведь из демонов то и дело вылетает целебная магия — это мотивирует биться до конца и избавляет от безвыходных ситуаций. Даже битвы с боссами, худшие в геймплейном отношении моменты многих боевиков с фиксированной камерой, и те вызывают азарт благодаря внятной боевой системе и толковой кинематографии. Если не считать битвы с Осриком: там виртуальный оператор выбрал отнюдь не лучшие ракурсы съёмки.

К сожалению, при всех её достоинствах, шедевром первую часть Onimusha не назвать. И проблема, как ни странно, не в управлении и не в камере. Подкашивает экшен количество контента: его до обидного мало, возможно из-за скачков с платформы на платформу в самый разгар разработки. Безусловно, сюжетная линия только выигрывает от подобной лаконичности, только после прохождения заняться особо нечем: бонусный режим Oni Souls с разбиванием горшков убог и до смешного краток, а дополнительных костюмов мало — как и поводов возвращаться в замок Инабаяма. Здесь бы пригодились переиздания в духе любопытного порта на Xbox с новыми механиками и локациями, но не судьба.


После премьеры Onimusha: Dawn of Dreams и её слабых финансовых показателей Capcom фактически бросила цикл на произвол судьбы. Многих удивило подобное отношение компании к некогда успешному сериалу: где релизы на новых платформах, авторы Street Fighter II и Resident Evil 4? Однако теперь всё позади: после 13 лет забвения Onimusha вернулась в магазины в 2019-м. И о «новинке» стоит сказать отдельно — уж больно любопытным вышло переиздание первой части.

Как вино

На первый взгляд оно не слишком впечатляет — просто ещё один ленивый ремастер от NeoBards Entertainment, создателей Devil May Cry HD Collection (второй версии, для PC, PlayStation 4 и Xbox One). Как положено, команда обновила интерфейс, почистила текстуры и фоны, а также добавила возможность пройти игру в широкоформатном разрешении путём обрезки кадра. Словом, ничего особенного, если не считать переработанного управления и уникального музыкального сопровождения.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords

Здраво рассудив, что движение при помощи крестовины уже давно не в моде, разработчики ввели поддержку левого аналогового стика — Саманоске способен двигаться в любую сторону как угодно, без необходимости разворачиваться, словно танк. Кроме того, теперь для смены оружия не требуется заходить в меню — достаточно нажать R2. Новшества заметно преображают динамику экшена, и смотрятся очень к месту: можно подумать, будто в Onimusha дела так обстояли изначально.

С музыкой немного сложнее. Как выяснилось в 2014-м, Мамору Самураготи был тем ещё аферистом — все шедевры «японского Бетховена» на самом деле писал другой человек, так что использовать их заново не комильфо. Проблема? Ещё какая, но у неё нашлось решение: во внезапном порыве щедрости Capcom заказала абсолютно новый саундтрек. Его сочинил композитор Okami и Fire Emblem: Three Houses Рей Кондо (Rei Kondoh). Стоит отдать должное маэстро: он и его ассистенты постарались на славу. Тем не менее превзойти исходные мелодии не удалось, и фанаты моментально почувствуют разницу в настроении отдельных сцен. Например, финальное противостояние прибавило в пафосности, однако утратило искру эпохи PS2. Зато для арены в Тёмном измерении подобрали достойное сопровождение.

Мы зря пропустили Onimusha: Warlords

Весьма толковый набор призов мотивирует близко ознакомиться с практически каждой механикой.

К сожалению, на этом все новинки издания закончились — контент Genma-релиза для оригинальной Xbox умельцы из NeoBards оставили за кадром. Остаётся только гадать почему: неужели у Microsoft эксклюзивные права на новые доспехи и демона-куклу?

Есть ли смысл ознакомиться с незаслуженно забытым бестселлером сегодня? Ещё бы. Даже если история Японии не вызывает трепет, а «закосы» под Resident Evil кажутся порождением сатаны, Onimusha: Warlords вполне способна подарить приятные 4-5 часов вечером выходного дня. Как оказалось, Саманоске Акети ещё хоть куда — вот бы увидеть его в абсолютно новой игре!

Плюсы: увлекательная кампания; толковая боевая система с неочевидными нюансами; обилие инновационных по меркам 2001 года идей; незатасканный сеттинг; удобное управление (даже без учёта новшеств ремастера) и запоминающийся саундтрек.

Минусы: откровенный недостаток контента; временами неудачные ракурсы статичной камеры; неудобная и в целом бесполезная стрельба; простой сюжет способен огорчить своей прямолинейностью.

Постер Onimusha: Dawn of Dreams

Четвертая Onimusha наконец сделала хоть какой-то шаг вперед по сравнению с законсервированными однотипными предшественниками. Ватага ярких персонажей увлеченно машет холодным оружием, выясняет отношения и развиваются в рамках новой ролевой системы.

Статьи

Терпящий поражение Нобунага Ода призвал под свои знамена genma-демонов, но на его хитрую голову свалились самураи Джубей и Саманосуке (герои трех первых частей сериала). Злыдень мертв в прошлом, настоящем и будущем. Прошло 16 лет, заместитель и преемник Нобунаги - Хидейоши Тойотоми - противостоит набирающему силу и могущество Токугаве. Интриги, заговоры, неожиданные поражения в военных походах - историческая личность от вагончика проблем сходит с ума, и в сентябре 1598 жизнь человека и самурая Хидейоши завершилась. Но продолжил жить верный вассал Нобунаги-genma - Хидейоши-genma, в армии которого демонов не так уж и много (всех почти положили Саманосуке сотоварищи). Поэтому для ускоренного пополнения легионов необходимо вырастить чудо-дерево, используя саженцы сакуры, магию и доступные технологии.

Войти через vk.com
Войти через facebook.com
Войти через twitter.com

Несомненно, Dawn of Dreams - не только достойный продолжатель, но и перерождение серии. Множество интересных находок, увлекательный игровой процесс, более пятнадцати часов чистого геймплея и популярная вселенная игры не оставят равнодушным как фанатов, так и тех, кто познакомится с серией в первый раз. Если вы не можете определиться с покупкой, возьмите Onimusha: Dawn of Dreams. Не пожалеете.


Ни одной «мудрости» в этой рецензии пока не обнаружено.

Если вы нашли в тексте рецензии неточность или нелепость, добавьте её на сайт.

Читайте также: