Обзор nikon af dc nikkor 105mm 1 2 d defocus image control

Обновлено: 07.07.2024

За предоставленный объектив Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control огромная благодарность Фетисову Александру.

Обзор Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Обзор Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Вид Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control со стороны байонета

Вид Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control со стороны байонета (задняя линза практически не видна)

DC-Nikkor 105/2D собран на века, практически весь из металла, в том числе с металлической блендой и металлической резьбой под светофильтры. Только кольцо диафрагмы и кольцо установки режимом фокусировки выполнены из пластика, и это немного огорчает. DC-Nikkor 105/2D имеет металлический байонет с одним черным винтом, который служит своеобразной меткой для быстрой установки объектива на камеру. Весит объектив 640 грамм и отлично смотрится на любой камере.

Лепестки диафрагмы и просветление объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Лепестки диафрагмы и просветление объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

На объективе есть окошко со шкалой дистанции фокусировки. Шкала ГРИП указана только для F/16. Так же есть метка для работы в инфракрасном спектре.

Просветление передней линзы Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Просветление передней линзы Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Числа на кольце Defocus Image Control соответствуют диафрагменному числу F, на котором происходит съемка. Рекомендуется устанавливать сдвиг кольца на число, не превышающее установленное диафрагменное число F. Так, например, если съемка происходит на значении диафрагмы F/4, то с помощью кольца Defocus Image Control рекомендуется устанавливать значения R2, R2.8, R4, F2, F2.8, F4. Если установить большее значение, то изображение в фокусе может стать нерезким. Для наилучшего эффекта рекомендуется использовать число Defocus Image Control, равное числу диафрагмы, на которой происходит съемка.

Важно: кольцом Defocus Image Control можно не пользоваться, в таком случае объектив превращается в обычный светосильный фикс. Просто оставьте кольцо Defocus Image Control на нулевой (нейтральной) отметке.

Оптические схемы объективов DC-Nikkor

Оптические схемы объективов DC-Nikkor

По сути, Defocus Image Control просто позволяет контролировать уровень сферических аберраций. Если внимательно посмотреть что происходит при вращении кольца Defocus Image Control, то можно увидеть, что в середине объектива просто перемещается группа линз, расположенная сразу за передней линзой (группу видно на оптической схеме объектива на изображении выше). Заметно, что оптические схемы DC-Nikkor 105/2D и DC-Nikkor 135/2D очень похожи.

Кольцо Defocus Image Control вращается еще немножко дальше значений R/F 5.6.

Кольцо Defocus Image Control объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Кольцо Defocus Image Control объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Очень важно: при вращении кольца Defocus Image Control происходит сбой наводки на резкость. Фокусироваться нужно после того, как было задано какое-то значение с помощью кольца Defocus Image Control.

Очень важно: функция Defocus Image Control не делает объект в фокусе менее резким, эта функция контролирует только степень и характер размытия дальнего или ближнего плана (если не задавать число R/F больше, чем число диафрагмы, на которой происходит съемка).

Шкала дистанции фоккусировки Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Шкала дистанции фоккусировки Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Важно: автоматическая фокусировка с данным объективом доступна только при использовании его на камерах со встроенным мотором фокусировки.

Точный список цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon со встроенным мотором фокусировки, на которых данный объектив будет фокусироваться автоматически:

Точный список цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon без встроенного мотора фокусировки, на которых данный объектив не будет фокусироваться автоматически:

С данными фотоаппаратами не будет работать только автоматическая фокусировка и звуковое подтверждение фокусировки, все остальные важные функции, такие как автоматический замер экспозиции и автоматическое управления диафрагмой будут работать хорошо.

Много полезной информации по типам камер и объективов Nikon найдете здесь.

Объектив имеет кольцо ручного управления диафрагмой. Для возможности управлять значением диафрагмы из камеры или для автоматической установки диафрагмы на современных ЦЗК, нужно повернуть кольцо управления до значения F/16 и зафиксировать его специальным рычажком, который находится справа от меток диафрагмы. Если этого не сделать, то на ряде камер, на дисплее, будет отображаться ошибка — ‘fEE’ (не установлено кольцо диафрагмы). Некоторые камеры, имеющие реостат диафрагмы, позволяют управлять диафрагмой с помощью кольца диафрагмы, но только в режимах замера экспозиции ‘M’ и ‘A’. Более детально о данном вопросе можно прочитать в разделе про Non-G объективы. Кольцо диафрагмы вращается с щелчками, на нем нанесены значения F/2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, установить промежуточное значение между парами чисел невозможно. Присутствие кольца управления диафрагмой позволило мне использовать объектив с камерой Canon EOS M.

Диафрагма состоит из девяти лепестков. На прикрытых диафрагмах кружочки в зоне нерезкости смотрятся очень симпатично, без эффекта гаек или зазубрин (пример на прикрытой диафрагме).

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Встроенная бленда легко устанавливается в активное положение. В поднятом состоянии бленда легко фиксируется и самопроизвольно не опускается обратно. Внутренняя сторона бленды покрыта черным велюром (как же приятно!). Снимать можно практически всегда без бленды, так как линзы объектива довольно глубоко посажены в корпус объектива. Установка светофильтра не мешает поднятию бленды.

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control с поднятой блендой

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control с поднятой блендой

Задняя линза объектива практически полностью прозрачная и ее можно даже не заметить. Возможно, это даже не специальная линза, а обычное мультипросветленное стекло, которое просто служит защитой для внутренностей объектива. Во время фокусировки эта линза остается неподвижной.

Задняя линза объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Задняя линза объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control на камере Fujifilm FinePix S5 Pro

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control на камере Fujifilm FinePix S5 Pro

Само собой, с помощью фокусного расстояния на 105 мм и огромной (для такого фокусного расстояния) максимальной светосилы F/2.0 легко добиться узкой ГРИП и снимать с размытым задним фоном.

Вот ссылка на архив с оригиналами — 728 МБ, 44 фото в формате .NEF (RAW) с камеры Nikon D700. При съемке использовался защитный фильтр L37c 72mm Nikon Japan и разные настройки Defocus Image Control. На камерах Nikon DX ЭФР объектива будет составлять 157,5мм, из-за чего придется отходить от объекта съемки немного дальше.

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control на камере Fujifilm FinePix S5 Pro

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control на камере Fujifilm FinePix S5 Pro

Личный опыт

Цена

Текущие цены на объектив Nikon 105mm f/2.0D AF DC-Nikkor в популярных интернет-магазинах можно посмотреть здесь, либо в блоке цен:

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Для подбора разнообразной фототехники я рекомендую E-Katalog, Rozetka и Aliexpress.

Итоги

Как ни крути, а Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control остается уникальным объективом. Его творческий потенциал очень велик. Качество изображения и сборки на высшем уровне. Пройти мимо возле такого объектива очень сложно.

Update: В августе 2016 стало известно, что объектив снят с производства и является архивной моделью среди объективов Nikon Nikkor. Это не означает, что объектив нельзя будет купить новым, а лишь означает, что он больше не будет выпускаться. На его замену летом 2016 года пришел более светосильный и современный Nikon AF-S Nikkor 105mm 1:1.4E ED N.

Update 2: появился обзор очень дешевой альтернативы данному объективу в лице YONGNUO 100/2.

Данный материал, специально для Радоживы, подготовил Сергей Ковешников.

Схема хода лучей света через сферическую линзу. Вверху – желательное, внизу – реальное расположение лучей.

Схема хода лучей света через сферическую линзу. Вверху – желательное, внизу – реальное расположение лучей.

В прошлом своём обзоре на Nikon 135/2 я пообещал поделиться своими соображениями в области использования функции Defocus Image Control. Напомню, такая функция присутствует на двух объективах Nikon, это Nikon 105mm 1:2D AF DC-Nikkor Defocus Image Control и 135mm 1:2D AF DC-Nikkor Defocus Image Control.

Если вкратце – вся суть DC состоит просто в управлении сферическими аберрациями объектива.

В начале, стоит кому-то – растолковать, кому-то – повторить матчасть про сферические аберрации. Кому не интересно – могут сразу перейти к разделу «практическое применение», но всё же, я считаю, что невозможно полностью понять и разобраться в функции DC, не вникнув в такое явление как сферические аберрации. Я постараюсь объяснить это здесь кратко и простыми словами. Итак, сферическая аберрация у объектива – это оптическое явление, когда пучки света, проходящие через край обычной сферической линзы, отклоняются сильнее, чем такие же пучки, но проходящие через линзу ближе к центральной её части.

В конечном итоге, пучки света, проходящие через разные части линзы, сфокусируются в разных местах в пространстве, перед основной плоскостью фокусировки, в итоге нет какой-то единой плоскости, где бы все пучки сходились вместе. Есть точка, в которой фокусируются лучи из центральной области линзы и где, по-хорошему, должны бы быть все остальные – будем называть её «истинной фокусировкой». Также на схеме легко заметна область с наибольшей плотностью пучков, она находится чуть ближе к линзе – если расположить плоскость фокусировки (по сути -матрицу фотоаппарата) в этом месте , то итоговая картинка в таком положении будет иметь наивысший контраст, по сравнению с любыми другими возможными положениями (что характерно, даже больше чем в точке «истинной фокусировки»).

Так явно, как на приведённой в начале статьи схеме, в реальной жизни себя ведут только монокли – объективы, состоящие из только одной выпуклой сферической линзы. В любых нормальных объективах для устранения этой аберрации вводятся дополнительные корректирующие элементы, в простейшем случае – вогнутая линза. В таком случае говорят, что у данного объектива сферические аберрации исправлены. Иногда, правда, вследствие особой конструкции эти аберрации могут стать переисправленными, т.е. пучки света, проходящие через край, будут отклоняться меньше требуемого и, соответственно, фокусироваться за основной плоскостью фокусировки.

В объективах DC-Nikkor при вращении кольца в управления DC в сторону F – сферические аберрации становятся переисправленными (иначе их ещё называют отрицательными), при вращении в сторону R – аберрации недоисправлены (положительные). В данных объективах это происходит благодаря подвижной группе из двух линз, находящейся сразу за фронтальной.

Оптические схемы объективов DC-Nikkor

Оптические схемы объективов DC-Nikkor

Теперь, чтобы было понятно, что происходит с картинкой, разберемся с тем, что происходит с кружком нерезкости:

В нейтральном положении DC кружки нерезкости и за- и перед- плоскостью фокуса выглядят как и у любого приличного объектива с полностью исправленными сферическими аберрациями: точечный источник света превращается в равномерно светящийся круг, боке – «голливудское».

first-ab

При положении кольца в R – кружок нерезкость за плоскостью фокусировки (задний план) увеличивается, его края размываются:

ab-2

Кружки нерезкости переднего же плана напротив – сжимаются и их грани становятся более чётко очерченными и яркими, в то время как центр кружка наоборот притемняется.

F8

F5.6

F4

F2.8

F2

DC отключена

R2

R2.8

R4

R5.6

R8

После каждой смены значений проводилась ручная перефокусировка

GIF-анимация для большей наглядности эффекта, оказываемого на боке.Обратите внимание на увеличение влияния геометрического виньетирования в положениях R (кружки всё больше превращаются в «лимончики»)

На этом этапе мы разобрались со сферическими аберрациями для лучей одного цвета, но всё становится сложнее, когда мы начинаем рассматривать ту же ситуацию для разных цветов:

Схема хода лучей света с разной длиной волны в простейшем однолинзовом объективе

Схема хода лучей света с разной длиной волны в простейшем однолинзовом объективе

Схема хода лучей света в простейшем объективе с отчасти исправленными хроматическими и сферическими аберрациями

Схема хода лучей света в простейшем объективе с отчасти исправленными хроматическими и сферическими аберрациями

Пример сферохроматизма

И это очень плохо, потому что если «эффект монокля» может быть очень даже желательным и часто использоваться в художественных целях, то любое искажение цветопередачи практически всегда является нежелательным элементом изображения, это портит «картинку».

Практическое применение DC

Кадры, снятые один за другим подряд, при одинаковых настройках (f/2, 1/250, автофокусировка по LiveView). Отличалась только установка кольца DC.

F4

F2.8

F2

DC отсутствует

R2

R2.8

R4

Разумеется, наибольшее влияние от положения кольца DC наступает при полностью открытой диафрагме (вспоминаем из теоретической части, что количество аберраций зависит от диафрагмы) и, с её закрытием, и без того не сильный эффект и вовсе сводится на нет.

Как уже было сказано Аркадием в обзоре Nikon 105mm 1:2D AF DC-Nikkor Defocus Image Control – после изменения установки кольца DC фокусировка неизбежно сбивается и необходимо перефокусироваться заново. Но это лишь половина истории. В любом положении кольца DC, отличном от нулевого, фокусировка с помощью LiveView и по фазовым датчикам будет различаться. Это происходит, опять же, потому, что наличие сферических аберраций искажает изображение и оно кажется неправильно сфокусированным. При фокусировке по фазовому принципу в фокусе будет всегда только основной (центральный) пучок лучей, в то время как периферийные лучи будут фокусироваться либо перед-, либо за плоскостью матрицы. В режиме LiveView работает контрастный метод, т.е. камера старается придать наивысший контраст в зоне фокусировки, а в данном случае это где-то между точкой истинной фокусировки (центрального пучка лучей) и областью фокусировки периферийных. В общем и целом – при использовании DC, фокусировка по LiveView (автоматически или в ручную) обычно даёт более предсказуемые и приятные на взгляд результаты.

Кроме того, при использовании DC, что при контрастном, что при фазовом методе – фокусировка становится заметно менее уверенной, чем больше установленное значение DC – тем сильнее неуверенность. Взглянув на первую схему, можно легко догадаться, почему так происходит – как можно точно сфокусировать то, что не имеет однозначной точки фокуса по определению?

Ещё одной проблемой практического использования DC является то, что информация об установленном значении никак не передаётся в камеру и, соответственно, начисто отсутствует в EXIF. Поэтому при разборе отснятого материала бывает тяжело понять, использовался ли здесь DC и на каком значении; приходится напрягать память или пытаться (зачастую тщетно) определить это визуально.

В каких сюжетах применение DC наиболее оправдано? Разумеется, никто не запрещает, снимать всё время только на R2, R2.8 и т.д. но всё же, я убеждён в том, что каждой ситуации должны соответствовать свои настройки оборудования. Да и качество снижается, как-никак. Так вот, применение DC в области R выглядит оправданным и, даже необходимым в тех случаях, когда задний план имеет достаточно резкие контрастные элементы или просто фон сам по себе слишком пёстрый. Ещё это помогает немного ослабить довольно высокую резкость данных объективов, которая не всегда бывает уместна.

Пример снимка, в котором очень не помешало бы посильнее размыть задний план (DC было выключено)

Пример снимка, в котором очень не помешало бы посильнее размыть задний план (DC было выключено)

Зачастую, вполне востребованным может стать эффект монокля, который достигается неумеренным (больше рекомендованного для данной диафрагмы) вращением кольца в сторону R. При этом достигается эффект «сновидения», который довольно часто используется в фильмах и сериалах, чтобы передать ощущение нереальности происходящего. Кроме того, ход этого самого кольца не ограничивается значениями диафрагм, нанесёнными на нём, и без усилий идёт дальше, останавливаясь примерно там, где могло бы быть значение R(F)8. Однако, в нерекомендованных положениях количество разного рода аберраций (не только сферических) резко возрастает, и картинка теряет в привлекательности. Один из вариантов решения этой проблемы – перевод изображения в монохромный режим:

Кадр, сделанный при большом значении DC (Установка R5,6 при диафрагме f/2). Большое количество всевозможных аберраций может сделать картинку неприятной, но переход на ч/б устраняет часть проблем, но изображение сохраняет особую воздушность. На первый взгляд, изображение кажется несфокусированным, однако, при увеличении видны малейшие детали, просто со сниженным контрастом – в этом и заключается эффект монокля.

Кадр, сделанный при большом значении DC (Установка R5,6 при диафрагме f/2). Большое количество всевозможных аберраций может сделать картинку неприятной, но переход на ч/б устраняет часть проблем, но изображение сохраняет особую воздушность. На первый взгляд, изображение кажется несфокусированным, однако, при увеличении видны малейшие детали, просто со сниженным контрастом – в этом и заключается эффект монокля.

ЧБ

Весьма желательно, при этом, избегать фона и объекта с резкими и контрастными перепадами яркости, другими словами, освещение для создания кадра должно выбираться как можно мягче. Впрочем, эта рекомендация связана не только с оптическими недостатками особенностями рассматриваемых объективов, но и вообще – придерживаться этого правила является хорошим тоном при создании классических портретов.

Пожалуй, самая спорная вещь в DC – возможность устанавливать кольцо в сторону F. В самом деле, подавляющий процент сюжетов при съёмке (тем более – портретной) заключается в том, что объект помещён перед задним планом, а сам задний план (который первый и пострадает от пёстрого размытия в режиме F) – занимает существенную часть изображения; в то же время, передний план довольно редок, а снимки с сильно размытым передним планом, как правило, бывают, в отличие от заднего, неприятны для глаза. Я, за пару лет использования такого объектива, так и не нашёл ситуации, когда возникла бы реальная необходимость в переводе DC в F.

В общем, функция DC позволяет вам без лишних заморочек «поиграть» со сферическими аберрациями, попробовать использовать их в творческом ключе. Особой практической пользы ждать от неё не следует, и многим она может показаться просто лишней, но, как мне кажется, – это может быть неплохим инструментом для фотохудожников. В конце концов, дополнительная возможность как-то воздействовать на рисунок – это только плюс.

Ну и в качестве заключения – не могу придумать ничего лучше, чем процитировать Аркадия из его обзора на 105mm 1:2D AF DC-Nikkor Defocus Image Control, присоединяясь к его словам:

К системе Defocus Image Control я так и не привык, это довольно тонкий инструмент, которым нужно уметь пользоваться.

Спасибо за внимание.

Больше материалов от читателей Радоживы найдете здесь.

За предоставленный объектив Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control огромная благодарность Фетисову Александру.

Обзор Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Обзор Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Вид Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control со стороны байонета

Вид Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control со стороны байонета (задняя линза практически не видна)

DC-Nikkor 105/2D собран на века, практически весь из металла, в том числе с металлической блендой и металлической резьбой под светофильтры. Только кольцо диафрагмы и кольцо установки режимом фокусировки выполнены из пластика, и это немного огорчает. DC-Nikkor 105/2D имеет металлический байонет с одним черным винтом, который служит своеобразной меткой для быстрой установки объектива на камеру. Весит объектив 640 грамм и отлично смотрится на любой камере.

Лепестки диафрагмы и просветление объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Лепестки диафрагмы и просветление объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

На объективе есть окошко со шкалой дистанции фокусировки. Шкала ГРИП указана только для F/16. Так же есть метка для работы в инфракрасном спектре.

Просветление передней линзы Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Просветление передней линзы Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Числа на кольце Defocus Image Control соответствуют диафрагменному числу F, на котором происходит съемка. Рекомендуется устанавливать сдвиг кольца на число, не превышающее установленное диафрагменное число F. Так, например, если съемка происходит на значении диафрагмы F/4, то с помощью кольца Defocus Image Control рекомендуется устанавливать значения R2, R2.8, R4, F2, F2.8, F4. Если установить большее значение, то изображение в фокусе может стать нерезким. Для наилучшего эффекта рекомендуется использовать число Defocus Image Control, равное числу диафрагмы, на которой происходит съемка.

Важно: кольцом Defocus Image Control можно не пользоваться, в таком случае объектив превращается в обычный светосильный фикс. Просто оставьте кольцо Defocus Image Control на нулевой (нейтральной) отметке.

Оптические схемы объективов DC-Nikkor

Оптические схемы объективов DC-Nikkor

По сути, Defocus Image Control просто позволяет контролировать уровень сферических аберраций. Если внимательно посмотреть что происходит при вращении кольца Defocus Image Control, то можно увидеть, что в середине объектива просто перемещается группа линз, расположенная сразу за передней линзой (группу видно на оптической схеме объектива на изображении выше). Заметно, что оптические схемы DC-Nikkor 105/2D и DC-Nikkor 135/2D очень похожи.

Кольцо Defocus Image Control вращается еще немножко дальше значений R/F 5.6.

Кольцо Defocus Image Control объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Кольцо Defocus Image Control объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Очень важно: при вращении кольца Defocus Image Control происходит сбой наводки на резкость. Фокусироваться нужно после того, как было задано какое-то значение с помощью кольца Defocus Image Control.

Очень важно: функция Defocus Image Control не делает объект в фокусе менее резким, эта функция контролирует только степень и характер размытия дальнего или ближнего плана (если не задавать число R/F больше, чем число диафрагмы, на которой происходит съемка).

Шкала дистанции фоккусировки Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Шкала дистанции фоккусировки Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Важно: автоматическая фокусировка с данным объективом доступна только при использовании его на камерах со встроенным мотором фокусировки.

Точный список цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon со встроенным мотором фокусировки, на которых данный объектив будет фокусироваться автоматически:

Точный список цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon без встроенного мотора фокусировки, на которых данный объектив не будет фокусироваться автоматически:

С данными фотоаппаратами не будет работать только автоматическая фокусировка и звуковое подтверждение фокусировки, все остальные важные функции, такие как автоматический замер экспозиции и автоматическое управления диафрагмой будут работать хорошо.

Много полезной информации по типам камер и объективов Nikon найдете здесь.

Объектив имеет кольцо ручного управления диафрагмой. Для возможности управлять значением диафрагмы из камеры или для автоматической установки диафрагмы на современных ЦЗК, нужно повернуть кольцо управления до значения F/16 и зафиксировать его специальным рычажком, который находится справа от меток диафрагмы. Если этого не сделать, то на ряде камер, на дисплее, будет отображаться ошибка — ‘fEE’ (не установлено кольцо диафрагмы). Некоторые камеры, имеющие реостат диафрагмы, позволяют управлять диафрагмой с помощью кольца диафрагмы, но только в режимах замера экспозиции ‘M’ и ‘A’. Более детально о данном вопросе можно прочитать в разделе про Non-G объективы. Кольцо диафрагмы вращается с щелчками, на нем нанесены значения F/2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, установить промежуточное значение между парами чисел невозможно. Присутствие кольца управления диафрагмой позволило мне использовать объектив с камерой Canon EOS M.

Диафрагма состоит из девяти лепестков. На прикрытых диафрагмах кружочки в зоне нерезкости смотрятся очень симпатично, без эффекта гаек или зазубрин (пример на прикрытой диафрагме).

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Встроенная бленда легко устанавливается в активное положение. В поднятом состоянии бленда легко фиксируется и самопроизвольно не опускается обратно. Внутренняя сторона бленды покрыта черным велюром (как же приятно!). Снимать можно практически всегда без бленды, так как линзы объектива довольно глубоко посажены в корпус объектива. Установка светофильтра не мешает поднятию бленды.

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control с поднятой блендой

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control с поднятой блендой

Задняя линза объектива практически полностью прозрачная и ее можно даже не заметить. Возможно, это даже не специальная линза, а обычное мультипросветленное стекло, которое просто служит защитой для внутренностей объектива. Во время фокусировки эта линза остается неподвижной.

Задняя линза объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Задняя линза объектива Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control на камере Fujifilm FinePix S5 Pro

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control на камере Fujifilm FinePix S5 Pro

Само собой, с помощью фокусного расстояния на 105 мм и огромной (для такого фокусного расстояния) максимальной светосилы F/2.0 легко добиться узкой ГРИП и снимать с размытым задним фоном.

Вот ссылка на архив с оригиналами — 728 МБ, 44 фото в формате .NEF (RAW) с камеры Nikon D700. При съемке использовался защитный фильтр L37c 72mm Nikon Japan и разные настройки Defocus Image Control. На камерах Nikon DX ЭФР объектива будет составлять 157,5мм, из-за чего придется отходить от объекта съемки немного дальше.

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control на камере Fujifilm FinePix S5 Pro

Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control на камере Fujifilm FinePix S5 Pro

Личный опыт

Цена

Текущие цены на объектив Nikon 105mm f/2.0D AF DC-Nikkor в популярных интернет-магазинах можно посмотреть здесь, либо в блоке цен:

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Для подбора разнообразной фототехники я рекомендую E-Katalog, Rozetka и Aliexpress.

Итоги

Как ни крути, а Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control остается уникальным объективом. Его творческий потенциал очень велик. Качество изображения и сборки на высшем уровне. Пройти мимо возле такого объектива очень сложно.

Update: В августе 2016 стало известно, что объектив снят с производства и является архивной моделью среди объективов Nikon Nikkor. Это не означает, что объектив нельзя будет купить новым, а лишь означает, что он больше не будет выпускаться. На его замену летом 2016 года пришел более светосильный и современный Nikon AF-S Nikkor 105mm 1:1.4E ED N.

Update 2: появился обзор очень дешевой альтернативы данному объективу в лице YONGNUO 100/2.

Портретные объективы Nikkor c технологией Defocus Control


Автофокусные объективы Nikkor AF-DC 105mm f2-16 D и AF-Nikkor AF-DC 135mm f2-16 D позиционируются фирмой Nikon в качестве специализированных портретных объективов, обладающих уникальной технологией Defocus Control (DC). Согласно пресс-релизам Nikon, DC позволяет фотографу изменять передачу изображения в зоне нерезкости, то есть изменять степень размытия зон, находящихся вне фокуса. В 1992 году компанией Nikon был выпущен 135мм объектив, причем в первые два года он выпускался без индекса D, то есть в объективе отсутствовал чип, передающий в камеру дистанцию до объекта, на котором сфокусировался фотоаппарат. 105мм объектив появился в 1993 и сразу стал выпускаться с чипом D. Конструктив объективов – профессиональный, корпус - металлический, диафрагма – девятилепестковая, бленда встроена и выдвигается телескопическим способом.


Технически, управление рисунком в зонах нерезкости осуществляется с помощью дополнительного кольца на объективе, которое вращается в обе стороны относительно установленной по умолчанию нулевой отметки. Вращая кольцо влево от нулевой отметки мы изменяем рисунок в зоне нерезкости переднего плана (front). Соотвественно, вращая вправо, изменяется рисунок заднего плана. Кольцо поворачивается дискретно, подобно кольцу диафрагмы, и имеет аналогичную диафрагменному кольцу разметку (2, 2.8, 4, 5.6), отдельную для зоны переднего и зоны заднего плана. Соответственно эти числа отражают степень воздействия DC, чем больше цифра, тем сильнее воздействие. Если повернуть кольцо управления до упора в одну из сторон, то оно может быть заблокировано в положении максимального размытия соответствующей зоны нерезкости. Разблокировать его можно специальной кнопкой, которая находится на этом же кольце. Тут же следует отметить, что на объективе есть переключатель ручной и автоматической фокусировки, который можно переключить в любой момент.

При автофокусировке точка фокусировки меняется с изменением положения кольца управления DC. Т.е. нельзя сначала «автосфокусироваться», а потом настроить DC. Последовательность всегда обратная – сначала настройка DC, потом фокусировка. Причем с изменением настроек DC изменяется положение «зоны резко изображаемого пространства» (ЗРИП) относительно объекта, на который наводится фокус. При размытии заднего плана ЗРИП смещается слегка вперед, так что объект, с увеличением значения DC, оказывается ближе к дальнему краю ЗРИП, и это при том, что автофокусировка все равно осуществляется на тот же объект. Обратное явление происходит при размытии переднего плана, ЗРИП слегка смещается назад.

Следует также отметить, что осознанно увидеть эффект DC в видосикателе довольно сложно. Т.е., субъективно, картинка все же слегка отличается от той, которая видна в видоискателе при установке кольца DC на 0. Но не более того. Также мой личный опыт дает мне достаточно оснований сказать, что фокусировка вручную при значении DC, отличном от 0, затруднительна. Выражается это в том, что при видимой резкости в видоискателе, на полученной фотографии фокус оставляет желать лучшего. И это при том, что лично у меня, ручная фокусировка при DC, установленным на 0, затруднений не вызывает, и результат получается удовлитворительный.


В крайних положениях кольца DC и на более-менее открытой диафрагме (до 4.8 примерно) изоражение объекта в фокусе смягчается. В этом и только в этом качестве объектив становится обычным «софтовым». Несмотря на смягчение, объект в фокусе все равно остается самым резким на изображении. Это смягчение можно увидеть на приведенных фрагментах. Для сравнения приведен также фрагмент, обработанный в программе Photoshop фильтром Gaussian Blur. Как мы видим, оптическое смягчение совсем другое по рисунку, нежели простое смягчение «в лоб» с помощью фильтра в Photoshop.



Теперь посмотрим, как же собственно меняется изображение в зонах нерезкости, в зависимости от положения кольца DC. Из примеров ниже видно, что меняется не просто степень размытия, кардинальным образом меняется боке (bokeh). Принято считать, что красивое боке означает размытый в нерезкости блик, имеющий форму круга с равномерной яркостью в центральной части и плавным уменьшением яркости к краям. Соответственно, «фотографическим общественным мнением» некрасивым объявляется боке, когда такой блик имеет четко очерченые края с яркостью выше, чем в центральной части круга (так называемые «бублики»).


На примерах видно, как меняется боке на переднем и заднем планах в зависимости от положения кольца DC. Увы, чудес не бывает, и DC – компромисс, который позволяет «улучшить боке» на заднем плане, «ухудшив боке» на переднем. И наоборот. Тем не менее, этот инструмент при понимании фотографом, как им пользоваться, позволяет получать интересные фотографии с «просто красивым» или «треубемым под конкретную задачу» боке.

Читайте также: