Обзор настольной игры подводные города

Обновлено: 05.07.2024

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

Но потом случился удар под дых: хоббики пошли ещё дальше и поменяли красивую обложку оригинальной игры на что-то страшное в плавках поверх скафандра! Фууу, из-за этой коробки я на полном серьёзе рассматривала покупку английской версии и дважды приходила в магазин заграницей, но только чтобы узнать, что игру уже купили. Эх, не судьба. Пришлось покупать версию от МХ :(

Сыграно: 1 партия на троих, 4 партии на двоих

pic4259360-1

10856023_0

Впечатления

Пластиковые компоненты норм, ну да они и не от МХ. К жетонам, справедливости ради, тоже претензий нет. Но всё равно ещё раз пожалела, что не взяла оригинальную версию :(

DSC04187 copy.jpg

• Необычная тема игры освоения подводных глубин и создания там пригодных городов для жизни мне очень нравится, к тому же всегда интересно что-нибудь строить, хотя атмосферной игру скорее не назовёшь.

DSC04186 copy.jpg

DSC04189 copy.jpg

• Как водится в подобных играх, карты есть с разными свойствами: одноразовые; те, которые дают постоянные бонусы (из них в основном строится движок); те, которые надо активировать специальным действием или те, которые только дают победные очки в конце.

Карт много, все они более-менее уникальны, из многих из них можно строить интересные мини-комбинации. Ещё большой плюс: они разделены на 3 колоды по эпохам, так что можно быть уверенным, что карты, которые нужны в конце игры, придут именно тогда, а не в начале.

DSC04204 copy.jpg

• Что ещё мне очень понравилось, так это то, как налажен баланс между картами и действиями на поле: если зелёные действия на поле слабенькие, то карты этого цвета наоборот очень сильные и так далее. Клёвый элемент.

Конечно, может такое случиться, что вам никак не идут карты определённого цвета, но во-первых, на поле есть несколько возможностей добора карт, а во-вторых, каждый ход вы обязательно добираете карту, так что они постоянно прокручиваются и рано или поздно придут.

DSC04205 copy.jpg

• Кроме того, тут ещё есть специальные карты, которые дают очки или особые более сильные действия, но их сначала надо взять с поля специальным действием, а потом сыграть за деньги. Есть гонка за общими целями (если играете с правительственными грантами): кто первый выполнил условия, тот получает хорошие бонусы. И есть метрополии — особые места на вашем планшете, которые дают одноразовый или постоянный бонус, если к ним присоединить свой город тоннелями. Все эти элементы мне нравятся.

DSC04190 copy

Пример выгибающихся карт :(

Только с метрополиями по базовым правилам довольно силён рандом, поскольку соперникам могут случайно прийти неравнозначные метрополии. Похоже, это не только у нас вызвало вопросы, потому что в дополнении добавили новые правила для метрополий: здесь они не раздаются, а выкладываются в общий доступ, и первый, кто присоединяется к метрополии, сам решает, какую выбрать. С таким вариантом нам нравится играть больше даже в базу.

Как и маловато метрополий, уже после 5 партий хочется каких-то новых.

DSC04209 copy.jpg

DSC04192 copy.jpg

• Кроме обычных раундов в игре есть ещё и фазы производства, которые случаются не каждый раунд, а всего 3 раза за игру. И мне это тоже нравится.

Во-первых, это добавляет кризиса. То ты то сидишь без ресурсов в ожидании, ну когда же будет производство и как бы выкрутиться с тем, что осталось, то наконец получаешь все те ресурсы, производство которых кропотливо налаживал несколько раундов, и начинаешь тратить и осуществлять задуманное!

DSC04485 copy.jpg

Портят его и не очень удобные жетоны ресурсов. Жетонов-единичек положили маловато, а оперировать тройками мне неудобно. То же касается и денег: хочется больше мелких монет.

DSC04191 copy.jpg

• Поскольку в игре ограничено количество раундов и действий, сыграть в неё вдвоём можно за 1,5-2 часа (теоретически можно и быстрее, но мы укладываемся в это время), что для меня является комфортным временем для игры с таким процессом. Будь она дольше, уже надоела бы, а тут она кончается тогда, когда ты ещё не устал застраивать свой городок, только прокачался и мог бы ещё продолжить, ведь столько не сделано!

DSC04210 copy.jpg

• Что касается количества игроков, то в игре предусмотрены две стороны поля: одна для 1-2 игроков и вторая для 3-4. Отличное решение на мой взгляд, люблю такое. На стороне 1-2 даже не просто меньше локаций, а некоторые по своим действиям отличаются от тех, что есть на 3-4! Т.е. о нас подумали, позаботились, протестировали и сделали специальный вариант. Аплодисменты!

DSC04479 copy.jpg

DSC04483 copy.jpg

Многие говорят, что взаимодействие в игре слабенькое, ведь каждый строит свой собственный город, но мне в целом хватает возможности занять ячейку, чтобы подрезать оппонента. Ведь у вас всего 30 действий за игру и невозможность выполнить полноценно даже 1-2 из них в самый нужный момент может оказаться критичным (например, невозможность улучшить свои здания в момент перед фазой производства). В прошлую партию мы несколько раз вот так серьёзно подрезали друг друга с мужем %)

DSC04203 copy.jpg

Вывод

DSC04482 copy.jpg

Также выго дно эту игру отличает строгое ограничение количества раундов, что не даёт игре тянуться бесконечно, производство всего три раза за игру, что создаёт дополнительный кризис, который нужно преодолевать, и другие элементы. Особые аплодисменты автору за наличие отдельных полей для 1-2 и 3-4 игроков и продвинутых сторон планшетов для тех, кто уже немного освоился в игре.

Из минусов назову в основном огрехи издания: кривое поле и карты, неудобное количество жетонов, а кроме того сложность подсчётов и фидлинг во время фаз производства, несколько ограниченное взаимодействие. Ну и хочется больше разных метрополий, продвинутых планшетов, особых свойств помощников, но это всё ждёт в нас в дополнении.

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото


Впечатления



Дальше карты. Сами по себе они как раз неплохие. Если не считать того, что не сочетаются с картами базы по цвету, картону и даже степени выгнутости! Карты из базы у меня всё время закручиваются лодочкой, эти же карты из дополнения более ровные. Во только это не радует в этом случае :))) В общем, полное бинго.

Все остальные компоненты более-менее.

Одно радует: после того, как обложку базы сделали ужасно уродской, в дополнении почему-то решили использовать оригинальную иллюстрацию на коробке. В итоге я с лёгким сердцем переложила всё в новую коробку и хотя бы аквалангист в бикини меня больше не бесит. Правда, все компоненты в одну коробку не помещаются, приходится планшеты хранить отдельно.


•‎ Модули. Теперь о хорошем, собственно о содержании дополнения. Пройдёмся по новшествам модулей.

‣ Новые карты. Самый простой и лёгкий способ сделать чуть лучше базовую игру, в которую уже наиграл много раз. Что особенно понравилось, так это то, что новые карты, к тому же, это не просто те же карты базы, но больше. Эффекты на некоторых из них не встречались в базе, например, бонусы за использование ячейки неограниченного доступа или других ячеек, возможность внеочередного обновления уже активированных карт А и тому подобное. Но особенно, конечно, разноображивают процесс новые специальные карты: 3 обычны и целых 5 за три монеты!


‣ Быстрый старт. В этот модуль входят, во-первых, жетоны начальных ресурсов, которые сразу дают некоторые стартовые здания и ресурсы, т.е. все игроки теперь начинают в разных условиях. Плюс теперь игра стартует сразу со 2 раунда. Возможно, кто-то жаловался на продолжительность партии? Начало со 2 раунда не особенно влияет на игру или в принципе ощущается, но разные стартовые условия — это всегда интересно.


А во-вторых, личные помощники теперь стали разными! Каждый со своим уникальным свойством, которое действует всегда во время партии + особым свойством активации. Это очень сильно напрашивалось ещё в базе. В общем, круть.


‣ Выбор метрополий и Охота за метрополиями. Также в наборе идут новые метрополии и новые режимы игры с ними. Новых метрополий хотелось даже больше, чем новых карт. Старые все уже учены-переучены. Появляется новый тип метрополий — зелёные, свойства которых отличаются от голубых: в основном они помогают что-то дополнительное построить и т.п. Жаль, конечно, что новых коричневых метрополий не добавили, но и на том спасибо.

Но даже более интересны новые режимы игры с метрополиями. Охоту за метрополиями мы даже применяли когда играли только в базу. Суть там в том, что игрокам раздаются только коричневые метрополии. Остальные просто выкладываются в общий доступ и в тот момент, когда участник должен построить метрополию, он может сам выбрать её из доступных. Отличное нововведение для тех, кто, как мой муж, жаловался на рандом в метрополиях.


Модуль Выбор метрополий даже играется на отдельных планшетах. Там игроки тоже выбирают, какие метрополии строить, но не из общего пула, а из некоторого количества метрополий, которые каждый получает. Эти отдельные планшеты используются только с этим вариантом игры, что даже жаль, потому что они очень интересные и ещё более асимметричные.


Находки же добываются простым образом: в процессе игры при строительстве в отмеченных на планшетах местах. Это вполне тематично: вы расчищаете место под постройку тоннеля или опреснительного завода и внезапно находите на дне затонувшие сокровища!



Выводы

Новые карты, метрополии и уникальные личные помощники так и просились изначально, но дело не ограничилось только ими, и это круто. Мне нравятся все модули, выделить лучший даже не смогу (что на самом деле нечасто случается с модульными дополнениями, всегда бывает какой-то модуль, который не хочется или лень добавлять). Новые 3D планшеты тоже удобные (хотя второй уровень зданий всё равно, конечно, падает), но вот качество их подкачало.


Джек с трудом волочил за собой тяжеленный портфель, едва закрывающийся из-за обилия бумаг. Народ толпился у дверей переговорной, где прямо сейчас решалась судьба миллионов людей и миллиардных инвестиций: два крупнейших строительных конгломерата под взорами судей-инвесторов пытались доказать преимущества своего плана развития инфраструктуры. Джек безуспешно пытался прорваться к дверям, но тщетно. Вдруг чья-то уверенная рука схватила его за локоть и потянула в сторону. Хозяином руки оказался Фредерик, старший коллега. Едва они оказались в уединённом месте, как Джек открыл портфель, стал доставать бумаги и тараторить:

— Фредерик, я закончил расчёты, послушай, обе программы содержат критические ошибки, затраты на прокладывание туннелей и возведение купола можно будет серьёзно сократить…

— Стой, Джек, все расчёты верны, наверняка ты что-то упустил, — Фредерик перебил коллегу и успокаивающе положил руку на плечо. Вот только огонь в глазах товарища всё же смущал.

— Ты уверен? — переспросил он.

— Конечно же! Ты только взгляни, если проложить маршрут немного севернее, — Джек достал ещё порцию бумаг: — Мы сумеем сэкономить до тридцати процентов, а если использовать иностранный сталепласт…

— Ни слова больше, похоже, мы выиграли этот заказ, и если ты окажешься прав, то провалиться мне на этом самом месте, если шеф не назовёт одну из центральных улиц в твою честь! — Фредерик обернулся и бросил взгляд на растущую толпу. — Осталось только придумать, как прорваться в переговорную…


Земля перенаселена, современные мегаполисы задыхаются от смрада мусороперерабатывающих заводов, а за вершинами небоскрёбов давно не видно солнца. Критически важен каждый клочок земли, и единственным выходом для человечества оказалось погружение в пучину океана… Такова завязка настольной градостроительной стратегии «Подводные города», в которой игрокам предстоит посоревноваться в постройке целой сети подводных мегаполисов. Предлагаю вместе разобраться, получился ли у Владимира Сухи по-настоящему интересный продукт, способный удержаться на плаву в море настольных новинок.


Скромное стартовое имущество игроков

По жанру «Подводные города» — чистокровное евро, однако, согласно современным тенденциям, стилистика и атмосфера в игре выдержаны на достойном уровне. В ходе партий не отпускает ощущение, что вы не просто налаживаете механизм по получению победных очков, но выстраиваете собственную систему подводных мегаполисов, за ростом которой невыносимо приятно наблюдать: вот в начале у вас всего один город, через несколько ходов он обрастёт заводами, прокладываются туннели к новым поселениям, а под конец партии перед вами будет и вовсе целая экосистема. Подобное ощущение, из последних евро, я испытывал только во время партии в «Парке юрского периода». Также погружению способствует растущий темп игры: если на старте постройка пары заводов или туннелей может вызвать проблему, то под конец всего за ход можно «подключить» пару городов. Несмотря на то, что конечная цель игры — получение победных очков, в определённые моменты про это можно забыть.


Игровое поле, а оранжевые, красные и зелёные квадраты по краям — доступные игрокам действия

Партия в «Подводные города» длится ровно десять раундов, которые разделены на три эпохи: четыре раунда в первой, и по три — на оставшиеся. За раунд каждый игрок совершает ровно три действия, занимая соответствующую ячейку, делая её недоступной для остальных участников до конца раунда. Имеется в игре и оригинальная механика выполнения действий. Последние разделены на три цвета: жёлтый, красный и зелёный. При их использовании игрок обязан разыграть с руки одну из имеющихся у него карт эпох, которые также разделены на три указанных цвета. Магия в том, что если цвет карты и ячейки действия совпадает, то разыгрывается не только эффект ячейки действия, но и карты в любой последовательности. Кроме того, имеется в игре и своеобразная «градация полезности цветов». Так, жёлтые действия максимально эффективны, однако соответствующие карты, напротив, принесут игроку меньшую выгоду; в то время как с зелёными действиями и картами ситуация складывается прямо противоположная. Таким образом, при выборе ты не только балансируешь между свободными ячейками действий, но и анализируешь карты на руке. На собственном опыте могу сказать, что в первой половине игры находить эффективные ходы с доходом от карт достаточно легко, однако позже, когда тактика и «хотелки» всё больше конкретизируются, делать это становится значительно труднее. И да, в этой игре присутствует «паралич анализа», ведущий к серьёзному даунтайму, с этим придётся просто смириться.


За красоту отвечают купола и фишки

Эффекты действий достаточно стандартны: получи ресурсы, построй один из трёх видов заводов (приносят ресурсы в фазе производства), город (даёт ПО и слоты для постройки заводов) или туннель («подключает» города в единую сеть, неподключённые города не производят ресурсы и не приносят ПО), улучши завод или тоннель, продвинься на треке Федерации (порядка хода), и т. д. Разыгрываемые карты также разделены на несколько типов: одни дают мгновенный эффект, другие встраиваются в цепочку производства, срабатывая в одноимённой фазе и принося доход наравне с заводами, тоннелями и городами, третьи нужно активировать посредством соответствующих действий, четвёртые обладают постоянным свойством (к примеру, снижают стоимость постройки / улучшения зданий), а пятые применяются только при финальном подсчёте очков. Такое многообразие позволяет выстраивать эффективные цепочки, которые, словно снежный ком, осыпают игрока разнообразными ресурсами, бонусами, скидками и прочими полезностями.


Игровой планшет ближе к середине партии; как видно, от количества элементов начинают разбегаться глаза

В конце каждой эпохи наступает фаза производства, в которой любовно выстроенный механизм приносит свои плоды. Тут, естественно, имеется свой ворох особенностей, способных повлиять на избранную тактику. Вот вам интересный пример: каждый город имеет всего три доступные ячейки для постройки производственных зданий, при этом, если две из них заняты двумя одинаковыми улучшенными заводами, то они произведут бонусные ресурсы, однако при финальном подсчёте победных очков наиболее ценным считается город, имеющий в окрестностях все три вида построек. В очередной раз игроки сталкиваются с выбором и возможностью детально выстроить свои подводные мегаполисы; естественно, с учётом конкурентной борьбы.


Оформление у игры стильное

Завершается партия традиционным подсчётом очков: ПО приносят подключённые к вашей городской сети жетоны метрополий (выходы на сушу), карты бонусов на ПО в конце игры, подключённые города, а также оставшиеся ресурсы. За реиграбельность в «Подводных городах» отвечают увесистые стопки карт эпох, двусторонние планшеты игроков с асимметричными полями на обратной стороне, а также режим с игры с «государственными контрактами», при использовании которого в игру добавляются промежуточные цели.


«Государственный контракт» — ещё одна возможность разнообразить тактику

К сожалению, и поругать «Подводные города» есть за что. Первая проблема — далеко не самая удобная иконографика, присутствующая практически на каждом элементе игры: от ячеек действий до карт. При этом текстом с расшифровкой значков снабжена только часть карт. Ресурсы, получаемые в фазе производства, высчитываются по специальной табличке, снабжённой исключительно иконографикой, расшифровка которой отсутствует даже в правилах. В итоге, чтобы разобраться в местных символах, потребуется немало времени. Вторая проблема — далеко не самые удобные планшеты (листы тонкого картона), на которые выставляется достаточно много игровых элементов, из-за чего конструкция постоянно норовит съехать и сводит с ума перфекционистов. К счастью, данная проблема полностью решена в дополнении New Discoveries, предлагающем перепечатанные толстые планшеты игроков с выемками под постройки. Ну и наконец, отмечу мелкие недочёты в виде повторяющихся рисунков на картах действий, а также возможность даунтайма, на который никак нельзя повлиять. С этим, как я уже писал ранее, придётся попросту смириться. В конце концов, перед нами «хардкорное» евро, к которому вряд ли подступятся совсем уж новички в мире настольных игр; перед нами продукт для гиков, а к «параличу анализа» и прочим настольным заболеваниям мы привычны и толерантны.


«Подводные города» в конце партии

В итоге «Подводные города» ярко выделяются среди собратьев по цеху, способны предложить интересный, глубокий, а главное, нестандартный геймплей, смачно приправленный атмосферой постройки подводных мегаполисов. Безусловно, игра способна отпугнуть новичков мудрёными правилами и сложной иконографикой, однако за этим скрывается глубокая и комплексная стратегия, способная подарить увлекательную партию длиной в несколько часов смельчакам, которые рискнут в ней разобраться.

Конечно, все это сильно подогревало мой интерес к ПГ, да и сам я очень люблю игры в механикой tableau-builder. Из всей пачки новых игр от HW я оставлял ПГ на самый финал, чтобы с радостью насладиться гениальным геймплеем.

img_5181

По старой доброй традиции сначала заглянем в коробку, чтобы узнать, за что мы заплатили наши кровные деньги.

img_5183

Добра, хочу я вам сказать, в ПГ навалом. Там есть игровое поле средних размеров, тоненькие планшеты игроков, памятки, целая кипа карточек (их очень-очень много), множество мелких жетонов ресурсов, целый пакет трехцветных пластмассовых фишек зданий и пакетик с необычными пластмассовыми куполами городов, которых я никогда не видел в других играх. Те деньги, что просят за игру (120 б.р./3500 р.р.), вполне обоснованы.

А вот не подкачало ли качество? Сразу же в глаза бросаются хлипкие планшеты игроков, но стоит упомянуть, что в первом издании оригинальной игры планшеты были точно такого же качества (а вот в следующих издании они вроде бы стали толще).

img_5185

img_5187

Все остальные компоненты классные, приятные, особенно мне было интересно потрогать купола (они клевые!). Так что поставлю качеству 8/10.

img_5188

Сразу признаюсь в том, что мне очень понравились правила игры. Они совершенно не сложные, хоть и обладают массой нюансов, которые нужно соблюдать во время игры. Когда я готовился ко второй партии, то практически не подглядывал в правила. А после второй партии заглядывал в рулбук только в крайних случаях, т.к. практически все помнил наизусть.

img_5201

Игра разбита на 10 раундов и 3 производственных этапа. После каждого этапа производства меняется эпоха, которых в игре всего 3. Каждой эпохе принадлежит своя колода карт (это все мне напоминает 7 Wonders). Таким образом, перед началом игры игроки получают личный планшет со схемой строительства городов, карту личного помощника, горсточку стартовых ресурсов и 6 карт эпохи, из которых нужно оставить себе только 3.

img_5198

На игровом поле есть место для карт эпохи и сброса, трек очков, места под карты специального типа (они обозначены буквой С), трек порядка хода и куча ячеек действий, доступных для выбора игрокам.

img_5196

На каждый раунд игроки имеют по 3 жетона действий, которых игроки разыгрывают по очереди. В свой ход нужно выложить жетон на одну из ячеек действий на игровом поле и сыграть карту с руки. Вы выполняете действие с ячейки и, если цвет сыгранной карты совпадает с цветом ячейки, то играете еще и действие карты. Все очень просто!

img_5226

Карты бывают пяти типов:

img_5211

img_5212

Действия в ячейках могут приносить ресурсы, позволять строить города, тоннели и здания, улучшать построенные сооружения, продвигаться по треку федерации (что влияет на очередность хода в следующих раундах), позволить взять специальную более мощную карту с поля, позволить использовать карту активации, лежащую перед игроком.

img_5215

img_5221

В самом конце игры наступает финальный подсчет очков. Дополнительные очки приносят карты и жетоны с символом часиков, города (чем больше разных зданий построено возле городов, тем больше очков приносят города), а также оставшиеся ресурсы в соотношении 4:1. Кто наберет больше очков, тот и победит в игре.

img_5237

Вот так кратенько я постарался передать саму суть игры. Правил в рулбуке, конечно же, больше, но они подробно разжевывают каждое действие и поясняют всякие интересные нюансы.

Перейдем же к впечатлениям!

img_5216

img_5190

img_5192

img_5197

img_5206

В ПГ прекрасная оригинальная идея розыгрыша карт и действий. Чтобы сыграть карту, нам не нужно платить ресурсы (только специальные карты требуют сброса кредитов, но этих карт очень мало). Поэтому карта разыгрывается очень легко и без оплат. Чтобы как-то усложнить данный процесс, автор игры связал действия на поле и карты в руке цветом. Вы легко можете сыграть действие с поля, которое выбрали, но для этого вы сбрасываете карту. И только если цвет действия и карты совпадает, вы можете еще и сыграть действие карты. Хочу сказать, что в 95% случаев вам будет очень хотеться сыграть карту того же цвета, что и выбранное действие (или наоборот), потому что это действительно выгодно. Сыграть разнобой с цветами имеет смысл только тогда, когда действие с поля очень-очень нужно, а карты с таким цветом нету.

img_5203

Конечно, поиски оптимальных ходов тут тоже есть, несмотря на то, что в руке всего лишь 3 карты. Поэтому даунтайм в ПГ тоже имеет место. Вроде бы с одной стороны карт всего 3, на занятые клетки стать нельзя, а все равно если кто-то займет место, которое тебе нужно было, приходится в голове прокручивать новые пути развития. Особенно даунтайм проявляется на первых этапах знакомства с игрой. Через несколько партий игроки быстрее начинают принимать решения, так как карты становятся более понятными, а действия на поле выучиваются практически наизусть.

img_5200

img_5213

Игроки всегда идут более-менее вровень. До самого конца игры трудно понять, кто победит, а кто станет лузером. И только во время финального подсчета очков ситуация станет прояснятся, т.к. игроки начнут играть крутые бонусные карты, дающие много ПО. Это мой самый любимый момент в подобных играх. Мне нравятся настолки, в которых есть карты целей, которые в конце игры дают очки.

img_5219

Для меня очень важна реиграбельность, поэтому я всегда обращаю внимание на этот параметр в каждой настольной игре. Как и в любой карточной игре, в ПГ на реиграбельность напрямую влияют приходящие карты в руку. Например, вы хотите сделать что-то одно, но под это не пришли карты, поэтому надо переключиться на что-то другое. Может быть вы активно начнете строить здания, может быть резко попрет со стройкой городов. Т.е. в каждой партии у вас будет складываться ситуация по-разному. За одну игру вы никогда не переберете все карты из трех стопок эпох. Но стоит и признать то, что сильно карты не отличаются по своим действиям. То есть когда меняется эпоха, нельзя сказать, что в оставшихся картах колоды остался нераскрытым большой потенциал. Скорее всего там все то же, что вы и делали раньше, только в разных пропорциях. Сами же карты эпох отличаются более простыми действиями в первой эпохе и более интересными в третьей.

img_5208

В альтернативных правилах можно играть с госконтрактами. По сути это карты целей, которые может выполнить только один игрок, который первым выполнит условие, после чего он получает бонус. Еще можно играть на обратных сторонах планшетов, на которых изображена чуть более сложная и чуть более интересная карта застройки. Но я все же сказал бы. что реиграбельность у ПГ умеренная. Не маленькая, но и не фантастическая.

img_5210

img_5225

Ну а теперь погнали по всяким специфическим игровым моментам.

img_5229

img_5231

img_5230

Ближе к концу игры вам начнут попадаться карты, которые приносят очки в конце игры. Такие карты требуют сбора определенного вида предметов (ресурсов, построек). Вот тогда-то можно будет на чем-то сконцентрироваться, чтобы получить очков побольше. Но все это начинается только в третьей эпохе.

img_5228

img_5250

img_5239

img_5249

На мой взгляд это все-таки разные игры. Схожесть у них только в том, что игроки в процессе игры строят карточный движок и выкладывают какие-то жетоны на игровое поле. И в одной, и в другой игре действия зависят от сыгранных вами карт. Но в ПГ вы можете при невезении перестраховаться действиями, выбираемые на игровом поле. Т.е. если в руке прям все совсем плохо, то вы все равно можете сделать что-то толковое с помощью основного действия с поля. В ПМ если у вас все плохо на руке, то значит остается только обнять и плакать.

img_5243

На мой взгляд одна игра не заменяет другую. У меня есть и ПГ, и ПМ, и я не собираюсь избавляться от какой-либо из них. В плане геймплея это разные игры. Но если вы хотите чего-то более простого и контролируемого, то мой вам совет брать ПГ.

img_5244

На данный момент существует одно дополнение (New Discoveries), которое пока еще не вышло на русском. Но вроде бы я слышал, что Hobby World будет издавать и его тоже. В допе будут новые карты для всех эпох, новые помощники, быстрый старт (пропускаются первые раунды раскачки), новые планшеты игроков, какой-то супер новый подводный музей.

Underwater Cities, New Discoveries, Rio Grande Games version

img_5246

img_5251

Игру могу порекомендовать тем, кто любит карточные игры, собирать комбинации, заниматься выполнением условий, за которые в конце игры дают очки, собирать ресурсы и тратить их на строительство чего-либо. Жду дополнения!

Читайте также: