Обзор на метро 2035

Обновлено: 05.07.2024

Последнее время изрядная часть книг в жанре постапокалипсиса может показаться упрощенными, осветленными, умытыми и, если позволите, втиснутыми в рейтинг PG-13. И Вселенная Метро не избежала подобной участи – иногда казалось, что основы сюжета словно взяты из сказки, когда положительные персонажи, преодолев многочисленные препятствия, побеждали злодеев, и все заканчивалось хорошо, и все жили счастливо.

И также часто в книгах серии героев окружают все более комфортные (или приемлемые) условия обитания – чтобы они начали думать о высоком, о светлом, о добром, не отвлекаясь на житейские проблемы, вроде поисков пропитания.

Метро 2035, долгожданная, как говорят некоторые, разительно отличается от вышеназванных книг, и не только рейтингом. В этом ее плюс, но и одновременно минус.

Плюс – перед нами Постапокалипсис с большой буквы. Настоящий, оглядывающийся на известнейшую «Дорогу». Метро после глобальной ядерной и биологической катастрофы, как оно было бы на самом деле – сырые, темные, опасные перегоны и загаженные, перенаселенные, вонючие станции, полные людей без надежды на лучшую жизнь, но с полным букетом психологических и физических отклонений.

Пугающее и мрачное окружение «Метро 2033» обратилось в злобное, пожирающее без остатка любые благие намерения место. Здесь буквально все покрыто слоем грязи и чернухи – а уж люди и вовсе, кажется, купаются в этом.

И с каждым эпизодом градус окончательного безумия повышается, походя, скажем, на мир «Шестиструнного самурая». Так, поедание куриного яйца на некой станции может превратиться в подобие праздника, понаблюдать за которым собирается куча народу.

Этому миру соответствуют и главные персонажи – спаситель Метро и оставшегося человечества от Черных, теперь - помешанный на идее поймать радиосигналы из других городов, почти шизофреник, которого сторонятся.

Проститутка – потому что это не хуже других занятий, которые может предложить Метро. Бывший боец-одиночка, ныне - пьяница-психопат, о котором будут только говорить, но который даже в кадре не появится. Писатель, носящийся со своим учебником новейшей истории – и трус, бросивший главного героя в последний момент, сославшись на то, что «революционные методы изменения жизни людей к лучшему – не его, и вообще он устал…».

Минус – автор, как известно, занимался разработкой сценария для последней игры в серии Метро, «Metro: Last Ligh», а потому, не сильно заморачиваясь, в «2035-том» просто продолжил эту историю, полностью игнорируя расширенную вселенную и любые события, произошедшие в ней.

Так, непонятно, как обитатели московского метро совсем не замечают того, как по их станциям, по самой Москве и по области кто-то постоянно протаскивается с очередной громкой миссией. Также непонятно, откуда взялись глушилки радиосигналов, хотя в других книгах таких штук в глаза не видели. Умалчивается факт того, что почти вся область испещрена бункерами и даже наземными поселениями, худо-бедно торгующих друг с другом и периодически воюющих.

Здесь только Артем подозревает, что «Москва не одна», и крысится, потому что ему никто не верит.

Таким же образом из игры сюда перекочевали такие элементы как «Анна», «Орден», «Спартанцы». Упоминается оборона бункера…

И ладно бы так, можно согласиться, мол, зачем пропадать добру, когда очень удобно за счет игры расширяется вселенная – однако, зачем тогда было вновь проталкивать идею о том, что Красная Линия – «нехорошие человеки», и Рейх тоже не лучше?

Развить эту идею? Может быть, поскольку здесь очень наглядно показан весь сволочизм правящих систем. Например, когда местные театралы боятся ставить спектакли, небезосновательно уверенные в том, что их пьесы - Чеховские и Шекспира, примут за насмешки над партиями.

Или, если особо показательно - эпизод, где в мгновенно вспыхнувшей войне между красными и фашистами обе стороны бросили сражаться между собой орду рабов-мутантов и заключенных с Лубянки, пока сами засели за пулеметы и не давали толпам отступить.

Имеется, конечно, и здоровый стеб над бюрократами, взяточниками и чрезмерно исполнительной службой безопасности. Но мысль, ярче всего загорающаяся ближе к финалу о том, что «все люди вокруг - стадо, которому проще грудью на пулемет, чем выбраться из метро и попробовать жить» нависает сверху и топит обратно в грязь всех тех, кто решил задрать головы.

Для этого, видимо, и была придумала новая правящая Сила, противопоставленная всем «метрошным» фракциям, чтобы едва ли все время на словах и на деле доказывать главному герою и читателю, что всегда люди лучше будут верить, к примеру, в общего врага, сидящего где-то там и вроде как еще угрожающего; в красивый миф, что только метро сохраняет жизни оставшимся, но только не действовать, не пытаться максимально улучшить свое существование.

Весь сюжет построен на том, что Артем яростно доказывает свою правоту, но даже когда он, едва не ценой жизни, добывает доказательства, остальные также яростно отбрыкиваются от этого, не желая изменений.

И впечатления от текста похожие – яркая, но противоречивая книга, которая изначально стоит особняком от остальной «Вселенной Метро», и не только игнорированием ее событий, но и большим, изощренным психологизмом, выковыривающим из персонажей всю мерзость напоказ. В этом метро нет монстров, даже крысы остались за кадром - только люди копошатся и похрюкивают.

Читая «2035», чудится, будто сам автор, потрясая кулаками и брызгая слюной, вдалбливает читателю свою точку зрения, а под конец плюет, бросает это дело, и уводит отчаявшихся от неудач и непонимания героев за горизонт.

Излишне политизировано? Пожалуй.

Хорошо написано? Вполне.

Условности постапокалиптического жанра соблюдены? В достаточной мере.

Итог? Впечатляет, однако – с людьми всё не очень хорошо, но не до такой же степени!

Всем привет!
Предыдущие части были лучше, но больше всего мне понравилась, конечно, 1 часть)
Наверное третья часть слишком жестока для меня и еще она с матом, что тоже не понравилось. Книгу я правда не дочитала до конца (конечно она интересная, но после прочтения глав остается неприятный осадок), но оценю ее половину, которую я прочитала 4 из 10 )
Ограничение 18+ !

Это не рецензия на книгу, это шок от её состояния. как так можно привозить товар, который стоит не три копейки.

Отличное завершение трилогии! Не знаю, почему пишут немало отзывов про внесение в книгу большого количества дипломатии и политики. Всё выстраивается в логичную цепочку, ничего особо дипломатичного и политического нет! Максимум констатация фактов в конце книги, да и как без этого, если вся трилогия шла к этому? В общем, концовка меня порадовала. Не раздутая, интересная. В общем, 10/10!

Я играл в Метро 2033, естественно пройти мимо 2035 не мог, очень крутая книга, меня зацепило от и до просто.

И так. Сюжет последний книги серии "Метро" меня впечатлила. Дмитрий Глуховский смог меня удивить неожиданной развязкой последнего романа

Отличная и очень интересная книга. Советую!

Первые две книги фантазия поглатила с удовольствием, жаль только что они попали ко мне в руки так поздно. В студенческие годы они бы оставили более яркие впечатления. Единственный минус при прочтении заключительной части трилогии в периодически возникающим ощущении что автор специально хочет быстрее её закончить. Но кто я такой что бы его осуждать. Одно могу сказать точно, все три заслуженно занимают своё место на книжной полке.

Начнем с истории: книга вышла в свет 12 июня 2015 года. Действие романа разворачивается в 2035 году.
В 3 романе мы встретим главных героев двух предыдущих частей, которые объединятся в одной истории.
Центральным персонажем будет Артём. Потрепанный жизнью это уже не тот юнец из первой части, который задумывался на философские темы о социальных отношениях. Он уже умудренный опытом сталкер, да прошло 2 года, но в метро время идет по другим правилам.

Другой герой из второй части - Гомер. Тот всё никак не оставит свою идею - фикс о написании романа про героя, который спас метро. За этим он находит Артёма.

Ну а третий персонаж, знакомый нам по второй книге - это Саша. Дальше писать не буду, т.к. это несправедливо к вам! Читайте и наслаждайтесь переплетением судеб и трудностью отношений полюбившихся нам героев!

В этой книге автор вскрыл, наверно, все грехи человеческие. Обезобразил русских. Или, может, Дмитрий хотел обезобразить всё человечество. Показать какие мы все животные. Не знаю.

Ну, что ж, да. Что есть, то есть. Животные. И в зоне комфорта любим сидеть. И власть ненавидим, а сами на их месте хотим оказаться. Да, есть такое. А выход он только где-то там, за Метро. Или за Россией? Не знаю. Не знаю.

В книге много тяжёлых описаний, много депрессии, много неверия в хорошее. Для меня эта книга стала испытанием. Пожалуй, я бы отнёс её в один ряд с фильмами Свадебная ваза или Сербский фильм, которые я так и не посмотрел, потому что узнал о них именно потому, что они такие мерзкие и тяжёлые. Из книг не вспомню аналогий. И про Метро 2035 я подобных рецензий не видел. Потому и прочёл. И получил, что получил.

Абсолютно невозможно оторваться от книги, настолько хорошо написано и атмосферно,что просто полностью погружаешься в этот мир,в котором каждый день живёшь впринципе и он знаком но такой другой и далёкий.

Вся серия не выдерживает критики, видимо изначально писалось под компьютерную игру

Все три книги Дмитрия Глуховского под одной обложкой и в окончательной версии.
Книга большая и тяжёлая. Выполнена хорошо.
Сзади и спереди знак 18+.
Также на обложке есть карта московского метрополитена.
Все три книги разделены, и текст размещён на 2 колонки. Фото прилагаю
Книга получает от меня 37 респираторов и противогазов из 20

Книга, которая открывает новый мир, и у него нет конца, понравилась очень, захватывает так, что фантастика метро 2033-34-35 превращается в нечто большее, чем книги.Не пожалел что купил.

Книга достаточна большая, если только для перевозке в машине(размер как у хорошей энциклопедии).
А так в принципе я очень довольна покупкой, муж тоже, отсутствие иллюстраций, дает полную волю фантазии.
Единственное что непривычно - текст написанный в две колонки, кто не так никогда не читал по началу непривычно.
А так, она стоит своих денег!

Книгу не заказывал но читал все, лучшая из них это первая- метро 33 очень всё качественно сделано и проработано, метро 34 тоже хорошая, очень резкие переходы заставляют полностью погрузиться в мир метро с разных сторон, метро 35 меняет полностью всё представление о метро и о всём мире в этой саге, те кто читают эту серию не пожалеют, я большой фанат этой серии

Книга огромная, тяжелая. Нет никаких иллюстраций. Абсолютно. Но в целом книга хорошая. 7 чёрных из 10

Бумага очень тонкая, как газета, всё просвечивает. Иллюстраций нет. А что по самой книге- очень интересно, неожиданные повороты событий и т.д. Советую прочитать.

Возможно, все, что останется от нашей цивилизации, от нашего мира – эти пакеты, наши нетленные испражнения. Лучший памятник нам, ничтожествам.
Д.Глуховский


Первое мое знакомство с творчеством молодого русского фантаста Дмитрия Глуховского произошло в далеком 2009 г. Учась на 4 курсе по отзывам друзей прочитал «Метро 2033» и «Метро 2034». На тот момент данные произведения показались мне интересными, но относительно самостоятельными друг от друга, объединенными лишь единой концепцией жизни в постапокалиптической Москве и Хантером (героем хоть и важным, но не главным). После прочтения остались положительные эмоции, но присутствовала некоторая недосказанность. После выхода в свет «Метро 2035» во мне вновь проснулся интерес к данным произведениям, и тут появилась эта удачная книга, сочетающая в себе всю трилогию о жизни в московской подземке плюс небольшой рассказ «Евангелие от Артема». Начну с описания самого издания. Большая увесистая книга, прекрасно оформленная. Рисунок на титульной стороне очень актуален и позволяет наглядно видеть перемещения героев, а также общую картину московского метро (различные конфедерации, группы, заброшенные, пораженные болезнью станции т.д.). Теперь перейду непосредственно к содержанию. Спустя почти 10 лет с первого прочтения, решил вновь начать чтение всей трилогии сначала, дабы не упустить какие-либо существенные детали, забытые ранее.
В этот раз произведения были восприняты совершенно иначе. Помимо присущей автору способности обеспечить полное погружение в атмосферу постапокалиптической Москвы в этот раз за канвой основного сюжета увидел богатство языка автора. Яркие метафоры, эпитеты… В современной российской фантастике такое мне встречалось крайне редко.
Отдельно остановлюсь на «Метро 2035». Книга является апофеозом всей трилогии и, наконец-то, сводит пути главных героев из предыдущих частей. Особо следует отметить изменение языка написания книги. Здесь все фразы рубленные, грубые, присутствует нецензурная брань. Такое чувство, что автор хотел передать всю грязь и чернь общества в 2035 г. В ней, помимо основной сюжетной канвы можно увидеть отношение автора к окружающей нас действительности. (люди, живущие в консервной банке считают себя пупом земли, рассуждают о своем величии, хотя всем на них уже плевать, от людей скрывают правду в целях удобства манипуляции безграмотным стадом).
В общем трилогия является важным элементом в российской фантастике. Под прекрасной обложкой скрывается не менее прекрасное содержание с прекрасным послевкусием. Эту книгу стоит читать, читать думая…


Не успела книга появиться на полках магазинов, как целая гвардия читателей начала обвинять Глуховского в «да ты, Дима, уже не тооооот». Причина – практически полное отсутствие мистики и необъяснимых явлений в туннелях метро и чудесное избавление от мутантов. И почему-то никто не хочет признать одну истину, лежащую на поверхности: мир Метро, поданный глазами главного героя, эволюционировал. Все просто: герой Артем в эту мистику больше НЕ ВЕРИТ. И это важно. Идея 33-го Метро – показать власть бессознательных страхов, выползающих из человека в период, когда его жизнь на грани. Это так называемое мифологическое мышление, которое было у пещерных людей. Артем перерос этот тип, равно как и многие руководители станций, чье внимание заполонили социальные процессы. В новой книге Метро – это некая метафора общества – от его зарождения до развития. И Артем здесь – персонализция метрополитена, его очеловеченная модель.

Книга завершает трилогию логично, отвечая на главный вопрос всех книг: каково место человека в мире и обществе и меняется ли миссия людей в зависимости от обстоятельств…

Читайте также: