Обзор игры icewind dale

Обновлено: 07.07.2024

Cloning Technology

Скриншоты 35

Почему

На этом месте, пожалуй, стоит остановиться и объяснить, что, согласно концепции ID, вкладывается в понятие "партия". Дело в том, что Black Isle сделала очередной финт ушами и отказалась от привычной всем по BG или Planescape: Torment схемы "увидел NPC-поговорил-принял в команду", передав игроку полный контроль над созданием подопечных. Отныне мы можем собственноручно формировать отряд истребителей нечисти прямо в самом начале игры (максимум - 6 человек). Впрочем, понимая, что к созданию персонажей следует подходить вдумчиво (а сей процесс может запросто сожрать уйму времени, особенно если увлекаться игрой в "reroll" с компьютером, надеясь выжать из него наибольшие значения статистики героев), авторы придумали гибкую систему управления партией. Создавать всю шестерку вовсе не обязательно. Как надоест ходить втроем-вчетвером, так еще нарисуете. Подшефный бард перестал чистить зубы, увлекся пьянством и мажет из лука каждый второй раз? Delete character. Create new. Причем все это, заметьте, в любой момент игры. Главное - помнить, что experience будет удален вместе с несчастным персонажем.

Радости жизни

Заклинания. Много, более сотни. Переделаны визуальные эффекты (если есть возможность, включайте OpenGL-поддержку. ), а резко взлетевшая вверх планка experience cap позволяет прокачивать героев до 14-18 уровней, когда маги и клерики уже в состоянии запоминать заклинания 7-го и читать свитки максимального, 9-го, уровня. Великолепно!

Плавно переходим к NPC. Дружелюбно настроенного и разговорчивого населения мало, а опций в диалогах с ними и того меньше - сказывается линейность Icewind Dale. Впрочем, местами попадаются побочные квесты с несколькими вариантами решения, а в храме Темпуса, что в Easthaven, можно устроить некое подобие диспута на тему "Варвары и мы" с учеником настоятеля. При этом, будучи даже в сильно урезанном виде, диалоги в очередной раз демонстрируют талант и остроумие сценаристов из Black Isle. Попутно рекомендую любителям красивых текстов идти срочно закупать Planescape: Torment, а мы отправляемся бить монстров.

Картинки

Тварей много. Среди обширного бестиария попадаются экземпляры, знакомые еще по предыдущим играм от Black Isle/Interplay (спрайты идентичны) плюс новинки типа Yeti (и сюда попали, гады!), огромных жуков и гоблинов. Список, разумеется, неполный, перечислять не буду, отмечу лишь, что: а) изменения в движке позволили авторам ввести в игру действительно БОЛЬШИХ монстров; б) теперь игрок, наведя курсор на врага, сможет увидеть, сколько жизни еще осталось выбить из супостата.

Уходим в массовый загул

Более-менее разобравшись с одиночной игрой, посмотрим на multiplayer-часть Icewind Dale. На данном фронте еще со времен BG почти ничего не менялось. Естественно, игра coop-only - гуляем одной дружной партией (но вы ведь и не ожидали увидеть CTF или Team Fortress, верно?), причем создатель игры имеет право осуществлять в любой момент кадровые перестановки в команде. Время все так же останавливается при диалоге любого из членов команды с NPC. Новшеством можно, скрепя сердце, назвать возможность написания собственной истории персонажа, доступной для просмотра в разделе "Биография" (уже представляю себе литературные сражения на серверах MPlayer на предмет выяснения, кто лучше пишет). Неприятное известие: авторы официально узаконили использование "взломанных" персонажей, так что не мешает перед игрой выяснить, кем окажутся ваши соратники - честными трудягами или же низкими духом читерами.

Благие (и не очень) вести

Недоделок и багов на удивление мало для игры от Interplay, разве что периодически наблюдается уже знакомое по PS:T беспричинное торможение, длящееся от одной до двух минут. На карте нельзя делать пометки (увы!), бортжурнал, как и в BG, красиво написан, но совершенно неудобочитаем, а вещи в инвентаре берутся по щелчку мыши так неохотно, словно их туда приклеили "Супермоментом". Впрочем, все это не смертельно, и можно смело играть, попутно дожидаясь свежих патчей. Кстати, ни один из тех багов, что десятками описываются на форуме ID, мне не попался на глаза ни разу. Воистину природная везучесть.

Куда хуже обстоит дело с видеовставками, которые можно смело назвать одним большим ляпом. Глядя на печально листающуюся в течение трех минут книжку с карандашными набросками и слушая монотонный голос диктора, становится обидно, что столько драгоценного места на CD выброшено впустую. А ведь могли бы задников побольше нарисовать, озвучки, музыки добавить, что ли. Явный прокол со стороны разработчиков.

You cannot kill what is already dead

Так что любители спинномозговых тренировок отправляются в. в смысле, за Diablo 2, а всем остальным желаю приятно провести время в компании йети, призраков, мумий и зимних волков. Happy adventuring!

Есть одно место, расположенное на дальнем северо-западе Фаэруна. Его называют Долиной Ледяного ветра. Это удивительный край бесконечных снегов и всех тех, кто бежит от своей судьбы. Он находится у подножия Хребта Мира, а от нас, жителей Побережья Мечей, его отделяет море Движущегося Льда. С востока добраться до долины почти невозможно — если только вы не полезете очертя голову на Регхедский ледник.

Я бывал в Долине несколько раз и скажу вам честно, что не хотел бы застрять там надолго. Из-за бесчинств безумного мага Акара Кессела и набегов варваров местные в любом чужаке видят угрозу. Тут похуже, чем в лусканских притонах. Если вы кому-то досадите, вас просто убьют без лишних разговоров и бросят тело в снегах. Пара минут — и ни следа не останется от великого искателя приключений, которым каждый из вас себя мнит.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Всех жителей там — несколько тысяч человек на Десять Городов. А города построены вокруг трех озер, где водится кулакоголовая форель. Это важно — население долины живет только за счет рыболовного промысла да торговли изделиями из форельих костей. Видите этот браслет? Нет, он не из слоновой кости, как может показаться. Но я думал так же, как и вы, когда покупал эту безделушку у того лусканского торгаша.

Столица и торговый центр Долины — это Брин-Шандер, но я там ни разу не был. А вот в Таргосе (Icewind Dale 2), Истхэвене (Icewind Dale) и Лонливуде (Icewind Dale: Heart of Winter) побывать доводилось. Многие слышали, что там бродили Дзирт До’Урден и его шайка, но лично я его не встречал. И хвала богам — не доверяю таким типам. Ну не может темный эльф быть таким добреньким! А эта его кошара Гвенвивар. Она же ЧЕРНАЯ! На фоне снега ее заметно даже ночью. В толк не возьму, как они умудряются подбираться к гоблинам незамеченными. И ладно гоблины, но как белый дракон-то их не заметил?! Чую, что брешет, брешет все этот сказочник Сальваторе.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

А еще Долина — это целый рассадник всевозможных тварей. Орки, гоблины, драконы, коши, волки и даже реморазы. Последние — это огромные плотоядные не то черви, не то многоножки. Хвала Ао, сам не видел, но по описанию — жуть. Впрочем, и без них я многое успел повидать.

Игры, сделанные на базе Dungeons & Dragons, условно делятся на два вида: одни, как Baldur’s Gate и Planescape: Torment, ориентируются на сюжетную составляющую и уникальных персонажей. Будь то летающий череп Морте или жрица-дроу Викония — всех их будут помнить за прописанные до мелочей характеры и связанные с ними яркие ситуации.

А вот игры вроде Icewind Dale (2000), выпущенной создателями Planescape и Fallout, студией Black Isle, больше подходят для манчкинов. Мир и персонажи прописаны довольно схематично, зато в вопросах прокачки и истребления редких видов Icewind Dale нашлось бы мало равных.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Первоначально планировалось, что в основу сюжета Icewind Dale ляжет трилогия Роберта Сальваторе о темном эльфе, но позже решено было начать действо за несколько десятков лет до событий книги. Поэтому встречи с Дзиртом, Бренором, Кэтти-Бри и иже с ними не получилось.

Поскольку звезд книжной серии Сальваторе не завезли, пришлось довольствоваться тем, что есть. Но так ли они нужны в игре, где главное — это убийство всего шевелящегося и летающего? Упор на боевку сказался на всем. Icewind Dale во многом была как две капли похожа на Baldur’s Gate (к тому же обе сделаны на одном движке — легендарном Infinity), но дьявол, как всегда, крылся в деталях.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Например, вместо того чтобы собирать партию по ходу игры, мы генерировали ее сами. В этом были свои плюсы — опять же с позиции манчкина-оптимизатора. Можно было подобрать многопрофильную команду, чтобы особо крупные твари убивались легко и удобно. Если не получилось собрать эффективный отряд, никто не мешал заменять членов партии в любой момент игры. Правда, вновь прибывший был гол и слаб, как древесная нимфа, и его приходилось тренировать с нуля, так что подобные решения были очень и очень рискованными.

Конечно, расплачиваться за такую гибкость пришлось личностями героев. Их в Icewind Dale попросту не было. Викония де Вир из Baldur’s Gate до сих пор будоражит фантазию тех, кто застал ее на рубеже веков, но в Icewind Dale ни о каком сопереживании и эмоциональных потрясениях и думать нечего. Персонажи в ней пусты и годны исключительно для схватки.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Простая, как копье, история о покорителях зла началась с банального: партия приключенцев ввязалась в мелкое дельце по истреблению жуков в подвале таверны, где они накачивались местным элем. Но, как говорится в гнолльских преданиях, великое начинается с малого: за всю игру мы прошлись по бестиарию, делающему честь едва ли не всем Baldur’s Gate вместе взятым. Партия начистила кости мертвецам, устроила геноцид зеленокожим, убедила демонессу-марилита в ее полубожественной неправоте, а после обломала рога ее старому врагу баатезу Белифету — по совместительству главному злодею всей Icewind Dale.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Поскольку Icewind Dale принадлежит к тому классу ролевок, где драки важнее сюжета, почти все изменения, если сравнивать с Baldur’s Gate, касались боевой системы. Завалить такое чудовище, как обитатель Баатора, одной сталью весьма проблематично, поэтому в IWD появилось больше сотни заклинаний всех девяти кругов магии и сонм артефактов, встречающихся только в Долине Ледяного ветра. Подрихтованный движок позволил отображать на экране больше монстров. И больших монстров — чем крупнее зверюга, тем веселее с ней воевать.

И, конечно, не стоит забывать про массу ловушек, понатыканных на каждом углу. Смерть от ядовитого облака чересчур подозрительного владельца сундука — нормальная практика в IWD. Герой с гибридным классом воин-вор вдруг превратился в «наше все».

Ну и напоследок — кооператив. Как в BG, хороший и цельный. Игроки создавали своих героев и в составе одного отряда проходили сюжет игры. Возможность строчить биографии персонажей в свое время привела к своеобразным баталиям «у кого длиннее перо». Но этого было мало. Народу понравилось, и он хотел больше.

Спустя год вышло дополнение Heart of Winter, добавившее к основному сюжету историю для героев девятого уровня и старше. Авантюристов пригласили в Лонливуд — поселение в лесной чащобе на крайней северной точке Долины. Воскресший варвар Вульфдин жаждет крови и по этому поводу собрал целую армию. Но, как это часто бывает, все было не так просто. Вульфдин оказался вовсе не Вульфдином, а пустой оболочкой с духом старой драконицы внутри. Обманувшая смерть Икасарахта собрала вокруг себя свиту из всевозможной ледяной нечисти, а истреблять ее, понятно, придется вам.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

В плане геймплея ничего не изменилось, да и странно было бы ожидать от дополнения к IWD чего-нибудь неординарного. После выхода Heart of Winter часть игроков обвинила Black Isle Studios в том, что обновление вышло слишком коротким. Как бы извиняясь, разработчики выпустили бесплатное дополнение Trials of the Luremaster. Начать новое приключение можно было в таверне «Свистящие виселицы». Своеобразное чувство юмора.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

По сюжету герои переносились в замок посреди Анаурока, огромной пустыни на севере Фаэруна. Крепость оказалась просто напичкана загадками, магическими предметами разной степени полезности и тварями, которых в Долине не увидишь, даже перебрав эля. Из забавного: разработчики опросили свою аудиторию и по итогам добавили в дополнение несколько нужнейших предметов, а также вещи, порожденные больной фантазией игроков. Что это такое — лучше увидеть самим.

Успех Icewind Dale закономерно привел к продолжению истории Долины. События Icewind Dale 2 начались спустя тридцать лет после победы над Белифетом. Вместо убогого Истхэвена новоиспеченная партия приключенцев оказалась в Таргосе, городе-порте, окруженном крепостной стеной. Это важный нюанс, поскольку не все из Десяти Городов Долины могут таким похвастаться.

Разумеется, такая защита нужна, когда есть что оберегать. Так же рассудили местные гоблины, хобгоблины и иже с ними. Игрок начинает свою историю в уже осажденном городе, который предстоит освободить, а по ходу дела выяснить, откуда взялся легион Химеры и на кой ему сдался Таргос.

Black Isle Studios, чтобы не отставать от BioWare с ее Baldur’s Gate 2, перевели свою Icewind Dale 2 на новую редакцию правил D&D — третью с половиной. Одновременно с BG 2 вышел другой ролевой боевик на основе этой редакции — Pool of Radiance, но он оказался настолько унылым, что критики и игроки закидали его помидорами без права на спасбросок.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

В отличие от первой IWD, в продолжении куда более обширная география. Например, мы побываем в Подземье — это, по сути, отдельный подземный мир, родина дроу, иллитидов, миконидов и прочих очаровательных существ, встреча с которыми закончится для вас плачевно.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Истории, в которые влипают герои по ходу расследования происхождения легиона Химеры, порой забавны до аплодисментов стоя. Чего только стоит посещение фермы драуков (полупауков-полудроу) в качестве инспекции! А вот боевая часть на этот раз вызывала вопросы. По идее, иллитидская крепость с верховным Мозгом во главе должна была доводить своей сложностью до истерики, но она пробегалась так же легко, как обитель Икасарахты из Heart of Winter. При том, что последняя, будем честны, ничто по сравнению с Высшим Разумом иллитидов.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Есть еще один нюанс, который невнимательные игроки упускали из виду, — злым персонажем игралось на порядок легче. Причины просты: зло априори подлее и хитрее, а значит, и сильнее. Даже финальную схватку можно упростить, если принести рабов в жертву Йакту Звиму, потомку бога раздора и ненависти Бэйна. С другой стороны, подобное уже было в BG 2, только место бога там занимал демонический принц Демогоргон из дополнения «Крепость Наблюдателя».

К сожалению, Icewind Dale стала заключительной частью серии. Годы спустя о ней помнили лишь ценители RPG старой школы. И, казалось бы, жители Долины наконец-то отдохнут от надоевших им приключенцев, но Бешаба, богиня неудачи, распорядилась иначе.

К онлайновой ролевке Neverwinter вскоре выпустят новое дополнение «Проклятье Долины Ледяного ветра», и оно вызывает любопытство по многим причинам. Новая фракция — Десять Городов (да-да, те самые!) — схватится за власть над Долиной с другими новичками, Братством магов. Вдобавок они буду грызть друг другу глотки и за новый ресурс — таинственный черный лед. Уж не из него ли наш друг Тирнон Мятошлем в Icewind Dale: Heart of Winter делал нам уникальное оружие?

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Если с фракцией Десять Городов все предельно ясно, то Братство магов вызывает известный интерес, ведь они из Лускана, города пиратов и давнего противника Невервинтера. Какие у них цели? Обнаружится ли связь с историей классических игр вроде Icewind Dale и Neverwinter Nights? Не окажется ли Братство магов в итоге не чем иным, как переименованным Тайным братством Лускана? Если так, то, возможно, игроки столкнутся с интригами внутри самой организации.

Появится несколько мест, которые не удалось посетить в предыдущих играх про Долину. Речь, в частности, о деревеньке Кер-Кениг, а также о перевале Ледяного ветра. Предположительно, это тот самый перешеек, что служит единственным переходом от Побережья Мечей к Долине. Другого пути там нет, ведь море Движущегося Льда никуда не делось.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: несколько лет Лусканом правил глава Тайного братства, архимаг Арклем Грит. Его методы управления городом оказались не слишком популярны среди населения, и начались волнения. Казалось бы, вменяемый Грит решил напустить на них войско нежити. Лускан — город жестоких и свободных людей, но вызов мертвых архимагу не простили. Против обнаглевшего колдуна пошли даже лусканские гвардейцы при поддержке отрядов Уотердипа. Арклем бежал, однако найти его не смогли. Так, может, именно он или его ученик управляет Братством магов?

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

И это не всё. Откуда здесь вдруг появился Акар Кессел, известный по книгам Роберта Сальваторе? Насколько в происходящем замешан чудовищный кристалл Креншинибон? Удастся ли прикоснуться к легендарному темному артефакту, или придется ограничить аппетиты черным льдом?

Отдельного упоминания достоин ледяной ремораз как один из потенциальных боссов. Учитывая специфику и возможности этого существа, схватка обещает быть жаркой.

Есть одно место, расположенное на дальнем северо-западе Фаэруна. Его называют Долиной Ледяного ветра. Это удивительный край бесконечных снегов и всех тех, кто бежит от своей судьбы. Он находится у подножия Хребта Мира, а от нас, жителей Побережья Мечей, его отделяет море Движущегося Льда. С востока добраться до долины почти невозможно — если только вы не полезете очертя голову на Регхедский ледник.

Я бывал в Долине несколько раз и скажу вам честно, что не хотел бы застрять там надолго. Из-за бесчинств безумного мага Акара Кессела и набегов варваров местные в любом чужаке видят угрозу. Тут похуже, чем в лусканских притонах. Если вы кому-то досадите, вас просто убьют без лишних разговоров и бросят тело в снегах. Пара минут — и ни следа не останется от великого искателя приключений, которым каждый из вас себя мнит.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Всех жителей там — несколько тысяч человек на Десять Городов. А города построены вокруг трех озер, где водится кулакоголовая форель. Это важно — население долины живет только за счет рыболовного промысла да торговли изделиями из форельих костей. Видите этот браслет? Нет, он не из слоновой кости, как может показаться. Но я думал так же, как и вы, когда покупал эту безделушку у того лусканского торгаша.

Столица и торговый центр Долины — это Брин-Шандер, но я там ни разу не был. А вот в Таргосе (Icewind Dale 2), Истхэвене (Icewind Dale) и Лонливуде (Icewind Dale: Heart of Winter) побывать доводилось. Многие слышали, что там бродили Дзирт До’Урден и его шайка, но лично я его не встречал. И хвала богам — не доверяю таким типам. Ну не может темный эльф быть таким добреньким! А эта его кошара Гвенвивар. Она же ЧЕРНАЯ! На фоне снега ее заметно даже ночью. В толк не возьму, как они умудряются подбираться к гоблинам незамеченными. И ладно гоблины, но как белый дракон-то их не заметил?! Чую, что брешет, брешет все этот сказочник Сальваторе.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

А еще Долина — это целый рассадник всевозможных тварей. Орки, гоблины, драконы, коши, волки и даже реморазы. Последние — это огромные плотоядные не то черви, не то многоножки. Хвала Ао, сам не видел, но по описанию — жуть. Впрочем, и без них я многое успел повидать.

Игры, сделанные на базе Dungeons & Dragons, условно делятся на два вида: одни, как Baldur’s Gate и Planescape: Torment, ориентируются на сюжетную составляющую и уникальных персонажей. Будь то летающий череп Морте или жрица-дроу Викония — всех их будут помнить за прописанные до мелочей характеры и связанные с ними яркие ситуации.

А вот игры вроде Icewind Dale (2000), выпущенной создателями Planescape и Fallout, студией Black Isle, больше подходят для манчкинов. Мир и персонажи прописаны довольно схематично, зато в вопросах прокачки и истребления редких видов Icewind Dale нашлось бы мало равных.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Первоначально планировалось, что в основу сюжета Icewind Dale ляжет трилогия Роберта Сальваторе о темном эльфе, но позже решено было начать действо за несколько десятков лет до событий книги. Поэтому встречи с Дзиртом, Бренором, Кэтти-Бри и иже с ними не получилось.

Поскольку звезд книжной серии Сальваторе не завезли, пришлось довольствоваться тем, что есть. Но так ли они нужны в игре, где главное — это убийство всего шевелящегося и летающего? Упор на боевку сказался на всем. Icewind Dale во многом была как две капли похожа на Baldur’s Gate (к тому же обе сделаны на одном движке — легендарном Infinity), но дьявол, как всегда, крылся в деталях.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Например, вместо того чтобы собирать партию по ходу игры, мы генерировали ее сами. В этом были свои плюсы — опять же с позиции манчкина-оптимизатора. Можно было подобрать многопрофильную команду, чтобы особо крупные твари убивались легко и удобно. Если не получилось собрать эффективный отряд, никто не мешал заменять членов партии в любой момент игры. Правда, вновь прибывший был гол и слаб, как древесная нимфа, и его приходилось тренировать с нуля, так что подобные решения были очень и очень рискованными.

Конечно, расплачиваться за такую гибкость пришлось личностями героев. Их в Icewind Dale попросту не было. Викония де Вир из Baldur’s Gate до сих пор будоражит фантазию тех, кто застал ее на рубеже веков, но в Icewind Dale ни о каком сопереживании и эмоциональных потрясениях и думать нечего. Персонажи в ней пусты и годны исключительно для схватки.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Простая, как копье, история о покорителях зла началась с банального: партия приключенцев ввязалась в мелкое дельце по истреблению жуков в подвале таверны, где они накачивались местным элем. Но, как говорится в гнолльских преданиях, великое начинается с малого: за всю игру мы прошлись по бестиарию, делающему честь едва ли не всем Baldur’s Gate вместе взятым. Партия начистила кости мертвецам, устроила геноцид зеленокожим, убедила демонессу-марилита в ее полубожественной неправоте, а после обломала рога ее старому врагу баатезу Белифету — по совместительству главному злодею всей Icewind Dale.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Поскольку Icewind Dale принадлежит к тому классу ролевок, где драки важнее сюжета, почти все изменения, если сравнивать с Baldur’s Gate, касались боевой системы. Завалить такое чудовище, как обитатель Баатора, одной сталью весьма проблематично, поэтому в IWD появилось больше сотни заклинаний всех девяти кругов магии и сонм артефактов, встречающихся только в Долине Ледяного ветра. Подрихтованный движок позволил отображать на экране больше монстров. И больших монстров — чем крупнее зверюга, тем веселее с ней воевать.

И, конечно, не стоит забывать про массу ловушек, понатыканных на каждом углу. Смерть от ядовитого облака чересчур подозрительного владельца сундука — нормальная практика в IWD. Герой с гибридным классом воин-вор вдруг превратился в «наше все».

Ну и напоследок — кооператив. Как в BG, хороший и цельный. Игроки создавали своих героев и в составе одного отряда проходили сюжет игры. Возможность строчить биографии персонажей в свое время привела к своеобразным баталиям «у кого длиннее перо». Но этого было мало. Народу понравилось, и он хотел больше.

Спустя год вышло дополнение Heart of Winter, добавившее к основному сюжету историю для героев девятого уровня и старше. Авантюристов пригласили в Лонливуд — поселение в лесной чащобе на крайней северной точке Долины. Воскресший варвар Вульфдин жаждет крови и по этому поводу собрал целую армию. Но, как это часто бывает, все было не так просто. Вульфдин оказался вовсе не Вульфдином, а пустой оболочкой с духом старой драконицы внутри. Обманувшая смерть Икасарахта собрала вокруг себя свиту из всевозможной ледяной нечисти, а истреблять ее, понятно, придется вам.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

В плане геймплея ничего не изменилось, да и странно было бы ожидать от дополнения к IWD чего-нибудь неординарного. После выхода Heart of Winter часть игроков обвинила Black Isle Studios в том, что обновление вышло слишком коротким. Как бы извиняясь, разработчики выпустили бесплатное дополнение Trials of the Luremaster. Начать новое приключение можно было в таверне «Свистящие виселицы». Своеобразное чувство юмора.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

По сюжету герои переносились в замок посреди Анаурока, огромной пустыни на севере Фаэруна. Крепость оказалась просто напичкана загадками, магическими предметами разной степени полезности и тварями, которых в Долине не увидишь, даже перебрав эля. Из забавного: разработчики опросили свою аудиторию и по итогам добавили в дополнение несколько нужнейших предметов, а также вещи, порожденные больной фантазией игроков. Что это такое — лучше увидеть самим.

Успех Icewind Dale закономерно привел к продолжению истории Долины. События Icewind Dale 2 начались спустя тридцать лет после победы над Белифетом. Вместо убогого Истхэвена новоиспеченная партия приключенцев оказалась в Таргосе, городе-порте, окруженном крепостной стеной. Это важный нюанс, поскольку не все из Десяти Городов Долины могут таким похвастаться.

Разумеется, такая защита нужна, когда есть что оберегать. Так же рассудили местные гоблины, хобгоблины и иже с ними. Игрок начинает свою историю в уже осажденном городе, который предстоит освободить, а по ходу дела выяснить, откуда взялся легион Химеры и на кой ему сдался Таргос.

Black Isle Studios, чтобы не отставать от BioWare с ее Baldur’s Gate 2, перевели свою Icewind Dale 2 на новую редакцию правил D&D — третью с половиной. Одновременно с BG 2 вышел другой ролевой боевик на основе этой редакции — Pool of Radiance, но он оказался настолько унылым, что критики и игроки закидали его помидорами без права на спасбросок.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

В отличие от первой IWD, в продолжении куда более обширная география. Например, мы побываем в Подземье — это, по сути, отдельный подземный мир, родина дроу, иллитидов, миконидов и прочих очаровательных существ, встреча с которыми закончится для вас плачевно.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Истории, в которые влипают герои по ходу расследования происхождения легиона Химеры, порой забавны до аплодисментов стоя. Чего только стоит посещение фермы драуков (полупауков-полудроу) в качестве инспекции! А вот боевая часть на этот раз вызывала вопросы. По идее, иллитидская крепость с верховным Мозгом во главе должна была доводить своей сложностью до истерики, но она пробегалась так же легко, как обитель Икасарахты из Heart of Winter. При том, что последняя, будем честны, ничто по сравнению с Высшим Разумом иллитидов.

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Есть еще один нюанс, который невнимательные игроки упускали из виду, — злым персонажем игралось на порядок легче. Причины просты: зло априори подлее и хитрее, а значит, и сильнее. Даже финальную схватку можно упростить, если принести рабов в жертву Йакту Звиму, потомку бога раздора и ненависти Бэйна. С другой стороны, подобное уже было в BG 2, только место бога там занимал демонический принц Демогоргон из дополнения «Крепость Наблюдателя».

К сожалению, Icewind Dale стала заключительной частью серии. Годы спустя о ней помнили лишь ценители RPG старой школы. И, казалось бы, жители Долины наконец-то отдохнут от надоевших им приключенцев, но Бешаба, богиня неудачи, распорядилась иначе.

К онлайновой ролевке Neverwinter вскоре выпустят новое дополнение «Проклятье Долины Ледяного ветра», и оно вызывает любопытство по многим причинам. Новая фракция — Десять Городов (да-да, те самые!) — схватится за власть над Долиной с другими новичками, Братством магов. Вдобавок они буду грызть друг другу глотки и за новый ресурс — таинственный черный лед. Уж не из него ли наш друг Тирнон Мятошлем в Icewind Dale: Heart of Winter делал нам уникальное оружие?

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

Если с фракцией Десять Городов все предельно ясно, то Братство магов вызывает известный интерес, ведь они из Лускана, города пиратов и давнего противника Невервинтера. Какие у них цели? Обнаружится ли связь с историей классических игр вроде Icewind Dale и Neverwinter Nights? Не окажется ли Братство магов в итоге не чем иным, как переименованным Тайным братством Лускана? Если так, то, возможно, игроки столкнутся с интригами внутри самой организации.

Появится несколько мест, которые не удалось посетить в предыдущих играх про Долину. Речь, в частности, о деревеньке Кер-Кениг, а также о перевале Ледяного ветра. Предположительно, это тот самый перешеек, что служит единственным переходом от Побережья Мечей к Долине. Другого пути там нет, ведь море Движущегося Льда никуда не делось.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: несколько лет Лусканом правил глава Тайного братства, архимаг Арклем Грит. Его методы управления городом оказались не слишком популярны среди населения, и начались волнения. Казалось бы, вменяемый Грит решил напустить на них войско нежити. Лускан — город жестоких и свободных людей, но вызов мертвых архимагу не простили. Против обнаглевшего колдуна пошли даже лусканские гвардейцы при поддержке отрядов Уотердипа. Арклем бежал, однако найти его не смогли. Так, может, именно он или его ученик управляет Братством магов?

Игровые миры: Icewind Dale — Долина Ледяного ветра

И это не всё. Откуда здесь вдруг появился Акар Кессел, известный по книгам Роберта Сальваторе? Насколько в происходящем замешан чудовищный кристалл Креншинибон? Удастся ли прикоснуться к легендарному темному артефакту, или придется ограничить аппетиты черным льдом?

Отдельного упоминания достоин ледяной ремораз как один из потенциальных боссов. Учитывая специфику и возможности этого существа, схватка обещает быть жаркой.

Подтяжка

Icewind Dale 2 трудно воспринимать в отрыве от первой части, ибо принципиальных нововведений здесь нет, зато присутствуют тонны белого грима и литры туши маскара. То, что вы прочтете ниже, по стилю напоминает содержимое файла whatsnew.txt, встречающегося в каждом первом shareware-продукте.

Скриншоты 100

Главная новинка - вовсе не отказ от поддержки OpenGL и переход на унылый софтверный рендеринг, а использование третьей редакции D&D-правил. BIS честно угробила полгода на то, чтобы избавиться от обкатанной, но устаревшей (по мнению WotC!) AD&D 2nd Edition, ввести в игру "feats" и "skills", привести в соответствие список доступных классов и унифицировать таблицу начисления "experience points". Граждане, успевшие ощутить тошнотворный вкус пойла Pool of Radiance 2 и сладость божественного нектара Neverwinter Nights, здесь почувствуют себя как дома. Остальным же с целью облегчения акклиматизации советуем заглянуть на наш IWD2-подсайт.

Но довольно рекламных ссылок, продолжим. "Русское лото" времен BG/IWD, когда игроки часами продавливали кнопку "Reroll" в надежде выбить из функции RND() максимальные значения параметров, безвозвратно ушло в прошлое. Отныне каждый из шести возможных героев партии получает на старте 10 в каждую строчку плюс 16 баллов на самосовершенствование. Ни о каком импорте персонажей не может быть и речи, т.к.: 1) это алогично, поскольку сюжет второй части берет начало спустя 30 лет после первой; 2) и без того хлипкий баланс таких издевательств не стерпит. Uber-манчкины, как и прежде, вольны пройти IWD2 на обычном уровне сложности, а затем одолеть игру в режиме "Heart of Fury", где и монстры покруче бродят, и "экспы" хватает аж до 25-30 уровня, и вещи "усиленные" встречаются.

Умений здесь больше, чем в NWN, но их подбор. Маги и священники "качают" Concentration, Alchemy, Spellcraft и Knowledge (Arcana), воры - Hide, Move Silently, Pickpocket и прочие криминальные таланты, рейнджеры - Animal Empathy, а еще они. дружно повышают всевозможные дипломатические умения. Спросите, зачем? Да потому что "добрые" разработчики решили положить конец появлению партий, где из шести индивидуумов лишь один отличался высокой Charisma и умел по-человечески разговаривать. Ключевые NPC порой автоматически начинают беседу с первым попавшимся на пути героем, поэтому во избежание эксцессов приходится развивать мышцы языка сразу у всех приключенцев. Неудобно, зато, по мнению BIS, сильно оживляет игру.

Тем временем "feats" (сиречь "perks") блистают во всем великолепии, которое только способен продемонстрировать задыхающийся от программного инсульта движок. Нюансов так много, что при очередной необходимости расстаться с кровно заработанными баллами начинает душить жаба. Cleave или Lightning Reflexes? Ambidexterity или Arterial Strike? Выбирайте мудро - от того, в какую сторону пойдет развитие вверенных вам покемонов, зависит их эффективность в бою. Впрочем, зрелищного использования особо крутых "перков" и метамагии не ждите - здесь вам не Aurora, матросы!

Подарки

Интерфейс, переехавший в нижнюю часть экрана, является, по сути, косметическим изменением, и не более. Да, он стал компактнее, обзавелся кучей никому не нужных кнопок и научился мимикрировать под NWN, разрешая назначать на "горячие" клавиши любые функции. Да, возможность задать сразу четыре "комплекта" используемого оружия, красивые значки заклинаний и расширившийся "рюкзак" приятно радуют. Да, для тех, кто не знаком с Planescape: Torment, все это выглядит свежо и революционно. Но за что уничтожили "куклу"? Почему вместо человеческой фигурки с ячейками для оружия, брони и прочих побрякушек мы вынуждены лицезреть жуткий рыбий глаз с престарелым спрайтом себя, любимого, инсайд? За какие прегрешения нас заставляют в который раз копаться в абсолютно неструктурированном журнале квестов? Неужели подобные изыски стали считаться верхом эргономичности?!

А супостаты тем временем устраивают нам разнос по полной программе. Пожалуй, впервые за всю историю движка Infinity маги, благодаря переработанной системе действия заклинаний, представляют собой нечто большее, чем тупое пушечное мясо. Спеллы обрушиваются на бедных героев со скоростью пулемета: Web, Chant, Confusion, Dire Charm, Dire Charm, Hold Person, Dire Charm… После такого артобстрела на ногах устоит лишь очень, очень везучий человек.

Глюки? Вы хотите знать, есть ли тут глюки? Да сколько угодно. На днях, к примеру, свежий бета-патч избавил публику от вылетов в Windows при попытке спихнуть торговцу не идентифицированный предмет и вылечил клириков от склероза, не разрешающего использование всех заклинаний уровнем выше первого. Что? Нет, мы не знаем, кто, как долго и каким местом тестировал эту "милую" игру.

Полотно

Представьте себе такое зрелище: знатный художник Ван Гог рисует автопортрет. Тут он вспоминает об оставленном на плите чайнике и уходит пить кофе. В это время в мастерскую прокрадывается Петров-Водкин и подрисовывает на холсте красного коня, а идущий следом да Винчи усаживает ему на спину улыбающуюся Джоконду. Когда, отдохнув, ван Гог возвращается в студию, он не находит ни портрета, ни коня, ни тетки, потому что за минуту до этого в дом забежал Малевич и вылил на картину ведро теплого гудрона.

Приблизительно аналогичные чувства вызывают квесты, сюжет и головоломки Icewind Dale 2. Один (возможно, даже двое) дизайнер явно старался, придумывая интересные ситуации, ярких персонажей и альтернативные варианты прохождения. Так на свет появились остроумные диалоги с таргосскими наемниками, в коих высмеиваются "почтовые" квесты всех мастей и калибров, и целая россыпь забавных эпизодов, а мы получили возможность добиться нужного результата не с помощью оружия, но острых слов. Оставаясь в рамках линейного сюжета, игрок, тем не менее, временами чувствует приятный аромат "альтернативной" свободы. Спасти или не спасти мост? Удастся ли раскрыть замысел наглого доппельгангера? Смогут ли герои правильно истолковать бред мертвого гоблина? Самые интересные версии поощряются повышенным числом experience points. Прямо-таки идиллия.

. которую другие, менее талантливые дизайнеры дружно гробят на протяжении оставшихся пяти глав. Высмеянные в самом начале FedEx-поручения превращаются в занудную реальность. Попав в лес-лабиринт, трудно сказать, что бесит больше: сам по себе лабиринт, кучи натыканных там вразнобой монстров или же осознание того, что метаться туда-сюда по этим локациям придется не один, не три, а целых четыре раза! А знаете, где лежит все самое крутое оружие? Ха-ха, не в магазине и не у монстров, чьи трупы, к слову, надоедает обирать уже на самом старте игры. Все оружие спрятано в недрах кошмарной пазлы "крестики-нолики на выживание", и получению его способствует убийство 250 монстров. На каждого гада - по минуте. Нееет, действовать можно лишь единственным персонажем. К концу этой многочасовой пытки вы возненавидите все: тринадцать рубильников, которые необходимо постоянно дергать, голема, в сотый раз объясняющего правила, гнусных корнугонов, заставляющих считывать последний "quicksave"… Зато понятно, откуда в списке "фич" нарисовались 90+ часов геймплея.

О задании "убей жрицу на время" даже не хочется говорить. Это отвратительно. Не хватает лишь голоса спортивного комментатора за кадром: "Герои вновь застряли в проходе, но полны решимости вонзить клинок в свою жертву! Уходят последние секунды, а они еще даже не прибыли на нужный остров! А-а-ах! Матч закончен! Game over!" Чистейшей воды садизм.

Мечты

Прощаться на столь грустной ноте с сыроватым, но все же творением Black Isle Studios, не хочется, поэтому вставим дежурную похвалу потрясающе сочной озвучке и сдержанно поаплодируем автору музыки. Последний, впрочем, особым талантом не отличается, - есть мнение, что в Interplay его держат исключительно благодаря способности аккуратно подделывать стиль более именитых коллег. Моргана - в Fallout Tactics, Хёнига - в Throne of Bhaal, теперь вот и Соула скопировал. Местами не к месту слезливо, временами утомляет однообразием, но слушать можно.

Интересно, каким бы мог стать Icewind Dale 2, догадайся BIS одолжить у "друзей из BioWare" движок от Neverwinter Nights? Ах, эти мечты, мечты.

Читайте также: