Обзор игры bulletstorm

Обновлено: 04.07.2024

Завязка Bulletstorm, если честно, вызывает у нас лишь один неудобный вопрос: почему матерые бойцы секретного спецподразделения, пусть даже обратившись в космических пиратов, так долго соглашались следовать указаниям неуравновешенного пьянчуги? Самого-то капитана Грейсона Ханта еще можно понять: тяжело сохранить трезвость ума, обнаружив, что лучшие годы своей жизни ты угробил на устранение неугодных какому-то бешеному генералу правдолюбцев. А вот с чего вдруг за этим алкоголиком идут нормальные на вид люди — вопрос куда более интересный. То ли весь экипаж разом сошел с ума, то ли хитрый капитан убедил подчиненных в том, что пьянство и тотальное раздолбайство — часть его победоносного плана. Глупость, конечно, но по ходу игры все легче верится во второй вариант.

Пьяному и море по колено

Bulletstorm — по тактильным ощущениям и четкой картинке — чистокровный PC-шутер, а стандартная клавиатурная раскладка просто идеальна.

В начале игры изрядно поддатый Грейсон развлекается тем, что пытается сбить бутылку с головы привязанного к стулу охотника за головами (уже третьего за неделю). Задача осложняется алкоголем и сбитым прицелом винтовки — в конце концов дело заканчивается тем, что вопящего о пощаде баунти-хантера просто выкидывают в невесомость, где тот, прежде чем умереть мучительной смертью, успевает достать гранату и пробить брешь в корабле (обыскать пленника Грейсон, конечно же, забыл).

Дальше — больше. Все еще пьяный герой, чуть было не вылетев в космос вслед за охотником, нетвердой походкой направляется на командный мостик судна и, завидев в окошке крейсер «Одиссей» (управляемый генералом Соррано, из-за которого Грейсон и дошел до жизни такой), решает взять его на абордаж. Стократное превосходство «Одиссея» в размерах в расчет не берется: Грейсон под громогласные протесты наконец-то осознавшей все команды собирается протаранить «Одиссей», прихватив грязно матерящегося по радио Соррано с собой на тот свет.

Но вместо этого пролетает навылет через единственное сквозное отверстие крейсера и шлакоблоком приземляется на неизвестную планету, жители которой в первую же минуту вынимают кишки половине команды. В живых остается только сам Грейсон и пилот-японец Иши, которому незадолго до этого вставили электронные мозги, конечности и голос взамен потерянных в аварии. Отчасти из-за этого, но больше — из-за категорического несогласия с образом жизни героя, приведшего к гибели остальных членов команды, Иши начинает сдержанно ненавидеть Грейсона, не бросая, однако, того в беде.

Подбитый «Одиссей» вместе со спасательными капсулами грохнулся где-то за горизонтом, Соррано и его наемники, похоже, живы. А вскоре находится и подтверждение — отобранный у одного из солдат электрический кнут, который в Bulletstorm одновременно оружие, третья рука и еще интерфейс для связи с миром (примерно как косичка в «Аватаре»). Встроенный радиоприемник хлыста ловит очередной поток отборной генеральской брани, по источнику которой герои решают отследить Соррано и, возможно, улететь обратно на спасательном челноке, посланном за ним.

Проблема только в том, что вся планета населена кровожадными панками-каннибалами, бывшими заключенными и еще какими-то мутантами, а подбитый «Одиссей» как раз собирался освободить ее от них, сбросив на бедлам лечебную ДНК-бомбу. А так как бомба до сих пор не взорвалась, стерилизовать планету вручную придется Грейсону, Иши и присоединившейся к ним наемнице Тришке. С помощью оружия, хлыста и ботинка.

Высокий шнурованный ботинок Грея стал одним из ключевых элементов смертоубийственной экосистемы Bulletstorm: без него даже никого на шипы не насадишь, не говоря уже о том, чтобы сбросить в пропасть или скормить мухоловке. Чтобы подчеркнуть значимость этого предмета гардероба, «Игромания» вспоминает еще четырех персонажей, для которых обувь была жизненно важна.

Кот в сапогах

Одной из двух вещей, которую предприимчивый Кот попросил у своего осиротевшего хозяина, была пара сапог. Они были нужны ему, чтобы удобнее ходить по кустарникам. В них Кот поймал кролика, которого преподнес королю под видом дара от своего синьора, втерся в доверие к монаршей особе и провел еще ряд удачных афер. Но едва бы они удались, не будь у него удобной и представительной обуви.

Вакула

В судьбе кузнеца Вакулы из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» сыграли решающую роль золоченые черевички, которые влюбленный ремесленник выпросил у Екатерины II, чтобы заслужить расположение своей зазнобы Оксаны. Для этого кузнецу пришлось приручить черта, пересечь пол-России и вмешаться в ход истории: визит Вакулы в Санкт-Петербург совпал с последней депутацией запорожских казаков, связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи. Как мы знаем, в итоге Сечь все-таки была упразднена в том же году — не исключено, что по вине Вакулы.

Элли Смит

Школьница из Канзаса, героиня сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Подхваченный ураганом вагончик Элли случайно приземлился на голову злой волшебницы Гингемы. Кроме связок сушеных мышей, жаб и молчаливого филина, Гингеме также принадлежали серебряные башмачки, которые Элли проносила на протяжении всего путешествия в Волшебную страну, узнав об их магической силе лишь от доброй волшебницы Стеллы. Как выяснилось, башмачки могут переносить своего обладателя в любую точку света, да еще и подстраиваются под размер его ноги.

На фото: Дороти, американский прототип советской Элли в фильме «Волшебник страны ОЗ» 1939 года.

Человек-невидимка

Ученый физик Гриффин, герой одноименного романа Герберта Уэллса. Придумал машину, делающую человека невидимым для других и испытал ее действие на себе. Так как о способе вернуться в привычное состояние изобретатель не подумал, ему приходилось закутываться в плотную одежду, закрывающую лицо, или просто скрываться. Вычислить невидимку можно было только по едва различимой в воздухе сетчатой оболочке глаза и следам, которые его нога оставляла на земле или снегу: носить ботинки без одежды он, конечно, не мог. В 1999 году в Екатеринбурге установили первый в мире памятник человеку-невидимке, который вы и видите на фото.

Метод кнута и пятки

Происходящий в Bulletstorm абсурд можно с легкостью назвать серьезным шутером, который вывернули наизнанку. Но если в серьезных шутерах герой обычно умница и победитель, то здесь ситуация обратная. Девиз «отсутствие плана — тоже план» явно относится к протагонисту, а на стандартных персонажей игр студии Epic Games (она занималась по большей части дизайном игры) Грейсон Хант похож только внешне. По характеру Грейсон — нечто среднее между Дюком Нюкемом, Серьезным Сэмом и Джеком Воробьем, то есть слияние получилось крайне опасным: мужланская небрежность, кабацкое чувство юмора плюс детская непосредственность, близкая к помешательству. Последняя явно доминирует и частенько превращается в детскую жестокость, а на ней уже строится практически вся игра.

Пинок армейским сапогом по-прежнему самый главный аргумент в алкогольных шутерах (см. наш отдельный материал про другие убийственные свойства необычной обуви).

В грубой и зрелищной (что важно) расправе над врагами вообще кроется одна из главных причин, побуждающих мужскую часть населения планеты играть в видеоигры. Но если в, скажем, Gears of War красивая жестокость лишь обязательный атрибут, то в Bulletstorm она — цель и средство. Основные инструменты изуверств — упомянутый уже энергетический кнут (врагов и предметы можно замедлять, притягивать и подбрасывать в воздух одновременно), по-дюковски дерзкий пинок (тоже замедляет), богатый арсенал (о нем подробнее ниже) и опасные декорации (от банальных шипов до гигантских мухоловок).

Чем изощреннее комбинация — тем больше очков, на которые потом в специальных терминалах можно купить оружие, апгрейды и спецпатроны, поэтому в красивых убийствах будет заинтересован не только, что называется, зверь внутри, но и рациональный человек снаружи. В довершение ко всему выполненные фаталити записываются в отдельной табличке, и на выходе получаются этакие внутриигровые ачивменты, которые не скучно, а наоборот — очень даже увлекательно собирать. Вот, собственно, и все: с первых же минут игры вами овладевает неконтролируемое желание заполнить табличку целиком, и оно не сильно ослабевает даже после финальных титров.

Врун, болтун и хохотун

Bulletstorm — как разодетый деревенский дурачок в высшем обществе скучных шутеров, но тем-то он и хорош.

Самый приятный момент состоит в том, что Bulletstorm не возводит изобретательную жестокость в абсолют, не относится к ней слишком серьезно (см. Manhunt); здесь она лишь часть юмористического шоу. Список развлечений заставляет поверить в то, что игра сделана очень умными и очень талантливыми 12-летними мальчишками. Снайперская винтовка с управляемыми в полете пулями (которые потом еще можно заставить взрываться), сцепленные наподобие книппелей гранаты, прыгающие бомбы, сверломет — о таких вещах мы мечтали, сидя за исписанными скабрезностями партами. Причем видно, что карабин, револьвер, дробовик — это все обязательные частички Epic Games, без которых продаваемая игра не получится, а вот безумие вроде управляемой пули и управляемого же сверла, скорее всего, исходит от мастеров People Can Fly (напомним — авторов не менее безумного Painkiller).

Шутки соответствуют общему градусу. Грейсон Хант много и до смешного неумело матерится, постоянно портит что-нибудь в четком плане своего наполовину роботизированного боевого товарища и на ходу слагает пиратские песни. Открытая пинком дверь может дать по носу, а пафосно проломивший стену босс — жестоко поплатиться за собственный пафос (не будем говорить как). На протяжении всей игры герои фактически заняты не столько поисками генерала Соррано или, там, попытками убраться с планеты: обычно они сами устраивают себе неприятности, чтобы в следующей главе с огромным трудом из них выпутываться.

Это, в общем-то, и есть лучшая характеристика сюжету Bulletstorm. Но несмотря на то, что он на 90% состоит из пародий (авторы прошлись по всему, что вспомнили: Doom, Serious Sam с его орущими камикадзе, дискофильму «Лихорадка субботним вечером», даже недавний Enslaved: Odyssey to the West успели зацепить), сценарий для шутера написан просто блестяще. В сюжете нет ни одной «дырки», каждая мелочь имеет свое объяснение, а диалоги поражают невероятной для жанра (опять же) живостью. Из-за этого особенно обидно, что ко второй половине игра начинает заметно сдуваться — гениальных моментов становится меньше, уровни из залитых солнцем развалин перемещаются в скучные темные коридоры, а чересчур затянутая концовка может даже вызвать раздражение. Хотя мы не можем совсем исключить версию, что Epic просто слишком заигрались в пародию на блокбастеры.

Единственное, чего слегка не хватает Bulletstorm, — это возможности пройти его в кооперативе (да и то лишь потому, что к этому в играх Epic все слишком привыкли). Сам режим (под названием «Анархия») есть, но работает он только на специально предназначенных для него шести картах, где на нас одну за другой спускают с поводка волны монстров — сперва самых слабых, потом посильнее. На заработанные убийствами очки можно покупать новое оружие и сапоги, а после каждой лихой серии убийств включается режим ярости, в котором позволяется рвать врагов на куски одним ударом хлыста. Но даже без сюжетного кооператива, мультиплеера и тонны-другой модной шпаклевки Bulletstorm — это самый свежий и веселый шутер последнего времени. Возвращаться после него в Call of Duty уже не захочется — тут Epic сдержали обещание.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Геймплей: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Игра, в которой можно отхлебнуть виски, схватить пулемет и в пьяном угаре разрядить обойму в набегающую толпу инопланетных панков. Duke Nukem Forever может теперь даже не выходить.

Есть определенная ирония в том, что Bulletstorm вышел за несколько месяцев до премьеры Duke Nukem Forever. Ведь почти все, чего ждут от нового Дюка, уже реализовано в новой игре People Can Fly и Epic Games. Главный герой Bulletstorm — спившийся космический пират, буян и матерщинник; враги — ожиревшие людоеды в кожаных штанах и ошейниках; бои — соревнование, кто эффектнее прикончит дикаря. При этом технически игра сделана на высочайшем уровне — зрелищные панорамы, изобретательно построенные живые уровни, на которых постоянно происходит что-то интересное. Такое чувство, что разработчики сознательно решили занять ту же нишу, что и замешкавшийся Дюк.

Смерть ей к лицу

Разрекламированное во всех трейлерах колесо смотрится куда более зловеще, когда катится персонально на вас.

На дворе XXVI век. Упомянутого выше космического алкаша зовут Грейсон Хант, раньше он командовал тайным отрядом на службе у космической Конфедерации, устраняя особо опасных преступников и террористов. Так бы все и продолжалось, если бы Хант на очередном задании случайно не узнал, что на самом деле его цели — просто люди, по каким-то причинам неугодные системе. После этого Грейсон вместе с отрядом дезертировал и три года пиратствовал по Галактике. Повстречав однажды в космосе корабль бывшего командира, генерала Соррано, Хант решил отомстить за былые обиды, протаранил мерзавца, а в результате и его посудина, и корабль Соррано рухнули на райскую планету, населенную кровожадными аборигенами. Экипаж погиб, в живых остались только дефективный киборг Иши и сам Грейсон. Позже к ним присоединяется боевая женщина по имени Тришка, и втроем они пытаются вырваться из тропического ада, а Грей — еще и свести счеты с Соррано.

Одно из главных достоинств Bulletstorm — это то, что авторы на каждой второй локации обрушивают на вас что-нибудь грандиозное: герои прыгают в водопад, катятся по трубе, с бешеной скоростью выстреливают собой из разрушающейся лифтовой шахты. Все происходящее напоминает оживший комикс. Огромный город осыпается в пыль прямо на наших глазах, визит в любое закрытое помещение обязательно заканчивается катастрофой, а на одном из первых уровней мы добрую четверть часа управляем десятиметровым роботом-тираннозавром, про которого Грейсон успевает даже сложить песню.

Да, смерть!

Некоторые пейзажи в Bulletstorm иначе как «эпическими» не назовешь.

Несмотря на зловещего вида карабин в руках главного героя, стрельба как таковая играет здесь второстепенную роль. Просто палить по врагу изо всех стволов — это скучно; куда интереснее пинаться, делать подсечки и рвать монстров на тряпки энергетическим хлыстом. А лучше всего комбинировать эти возможности. Например, подтягиваем аборигена с помощью лассо, бьем ногой по голове, и вопящее тело с неаппетитным хлюпом насаживается на метровые иглы кактуса-мутанта — в мире Bulletstorm, где все бочки по умолчанию взрывоопасны, а растения плотоядны, это еще считается довольно гуманным видом казни.

Разработчики всеми силами старались превратить сражения в сумасшедший аттракцион. Так, важную роль в Bulletstorm играет замедление времени. Один ловкий удар ботинком или хлыстом — и противник медленно взлетает в воздух. А там уж делай с ним что хочешь: можно продолжить пинаться, порвать тело на кусочки с помощью хлыста, по-быстрому отстрелить голову или стреножить каннибала цепными гранатами. Времени хватит: и хлыст, и пинок сапогом гарантированно отправляют тело в замедленный полет — чтобы у вас было время подумать, как бы поизящнее от него избавиться.

Уроды с дробовиками опасны в основном тем, что теряются в общей массе врагов, а стреляют метко и больно.

Изобретательность в убийствах — стержень геймплея Bulletstorm. Каждое специальное убийство (сама игра называет их «скиллшотами») вознаграждается призовыми очками и памятной надписью в пол-экрана — чтобы дополнительно подчеркнуть значимость и крутизну вашего поступка. Просто прикончить противника мало: банальная очередь в грудь оценивается в жалкие десять очков, зато, если толкнуть монстра на колья, получите сотню баллов (прием называется «Кукла вуду»). Комбинируя скиллшоты, можно добиться впечатляющих результатов — за комбо-убийства в Bulletstorm полагаются премии. Так, после выстрела из винтовки кому-то в голову выскочат две надписи: «Снайпер» и «В голову». Но лучше, если пуля попала в задницу, — этот прием в русской версии называется «Анальный секс». Плюс сто очков, между прочим.

Револьвер в усиленном режиме стреляет сигнальными ракетами. И да, их тоже можно затолкать врагу в стыдное место и получить бонусные очки.

Заработанные баллы тратятся на патроны и апгрейды для оружия. Всего в игре семь пушек, и у каждой — свой набор скиллшотов. Если с пулеметом и револьвером все и так ясно, то выстрел из дробовика разрывает врага напополам, стреляющая ядрами пушка позволяет достать врага в самых укромных местах (снаряд скачет по земле и не взрывается до тех пор, пока вы не отпустите кнопку огня), а снайперская винтовка позволяет сделать то же самое в рапиде и крупным планом. Помимо этого, у каждого оружия есть сверхмощный заряд, который может порвать врага на тряпочки или поджечь сразу нескольких противников.

Все скиллшоты вынесены в отдельную таблицу — там можно в любой момент узнать, какими еще способами вы не успели поиздеваться над бедными людоедами. И способов этих, конечно, тьма. Но даже если забыть о таблице и просто играть, люди вокруг вас все равно будут погибать максимально кроваво и зрелищно. Уровни просто завалены кактусами, заминированными тележками с хот-догами, плотоядными растениями, бочками с горючим — уж что-нибудь да бабахнет от шальной пули.

Маленький раздражающий фактор: в Bulletstorm все время не хватает патронов. Таким образом разработчики стимулируют игроков на новые скиллшот-подвиги.

В какой-то момент вы все-таки залезете в таблицу и почти наверняка захотите собрать полную коллекцию выполненных скиллшотов хотя бы для одного вида оружия. В этом — уникальность Bulletstorm: игра пробуждает во взрослом мужчине внутреннего ребенка, оказавшегося в магазине сладостей, где со всех товаров сняли ценники. Да и сама она похожа на яркую игрушку, которую вы вот-вот достанете из упаковки: окружающий мир полон ярких красок и разных искрящихся штуковин, оранжевых мусорных баков (они, конечно, взрываются от прямого попадания), гигантских кислотно-зеленых цветков и неоновой рекламы. Здесь хочется веселиться, и единственное отличие Bulletstorm от детской игрушки заключается в том, что, по мнению ее создателей, веселье — это отрубить врагу голову и напиться из его черепа водки.

Игра в Bulletstorm требует определенного самоотречения. Здешние развлечения вроде «взорвать голову, обмотанную гранатами» или «отстрелить задницу» — крайне специфического толка. От сортирного юмора иногда подташнивает. Однако, если вас все это не смущает, Bulletstorm вам обязательно понравится. Это шутер с крайне несерьезным лицом: хулиганский, свирепый, стремительный — и при этом сделанный на профессиональном уровне. Ничего подобного мы, скорее всего, не увидим еще лет пять.

«Мясные» боевики — это круто. Толпы тупых врагов, изуверское оружие, минимум сюжета… Как же нам не хватало в последние годы Painkiller, Serious Sam и Duke Nukem 3D! Пустили по ним ностальгическую слезу? Или уже позабыли? Тогда Bulletstorm вам напомнит, будьте уверены. Но… не в той же, случаем, поганой манере, что и богомерзкие Dreamkiller и Painkiller: Resurrection.

Call of Bullet

Пожалуй, самое трудное в разработке настоящего старорежимного боевика — сделать его одинаково увлекательным от начала и до конца. В той же Painkiller, какой бы образцово-показательной и замечательной она ни выглядела, первые часы кровавых увеселений заметно уступали последующим. И неудивительно — ведь стартовали мы с весьма скромным арсеналом убивалок и встречали прежде всего хилых и не особо колоритных противников. В то время как игра раскачивалась и набирала обороты, немудрено было и заскучать. К счастью, детище People Can Fly и Epic Games изящно обошло этот подводный камень.

Фокус в том, что в завязке Bulletstorm не ставит акцент на бесконечной пальбе. Пока мы сжимаем в руках только слабенький карабин, пускать его в ход чересчур часто не придется. Перестрелки, перерезки и передавки ожидают впереди, когда лихая компания из семи «стволов» найдет своего хозяина. А сперва нас развлекут зрелищными роликами и классическими аттракционами вроде погони с участием минигана. Причем эти самые аттракционы — продукт высшего сорта: после здешнего побега от огромного колеса, сминающего все на своем пути, Black Ops с ее мотокроссом по Воркуте хочется забыть как страшный и тоскливый сон.

Bulletstorm

Словно в старые добрые

Ну а когда залихватское вступление в духе Call of Duty завершится, настанет пора собственно того, ради чего мы тут собрались, — ежеминутных схваток с агрессивными дикарями, мутантами и солдатами, подлежащими фигурной нарезке. Нарезке с применением самого внушительного вооружения со времен… да-да, Painkiller. Даже местным «боссам» нечего противопоставить нашим «аргументам». Снайперская винтовка с управляемыми патронами, чудо-кистемет, стреляющий парными гранатами на цепи, четырехствольный дробовик и брутальный револьвер — People Can Fly явно знает толк в смертоносных «игрушках».

А еще поляки доказали, что механику едва ли не пятнадцатилетней давности можно здорово освежить при помощи одного небольшого нововведения — разрекламированная система «скиллшотов» исправно подогревает интерес к изощренному истреблению соперников. Всадить десяток пуль в задницу злопыхателя и лицезреть сияющую надпись «Анальный секс» — что может быть забавнее? Разве что скормить неудачника плотоядному растению, предварительно «украсив» его гранатой-другой. Или хотя бы насадить бедолагу на колючую проволоку, а то и пригвоздить к стене раскаленным сверлом… В общем, вы поняли.

У каждого вида оружия имеется собственный список уникальных методов расправы, используя которые мы получаем определенное количество очков. Потратить их есть на что — в местных торговых автоматах можно пополнить боезапас и открыть альтернативные режимы огня. Впрочем, «шопинг» — не более чем приятный пустячок и лишний повод убивать красиво.

Кстати, оценивает, насколько стильно мы сражаемся, трофейный энергетический хлыст. Такие штуковины применяются при подготовке солдат — выживают лишь самые эффектные и эффективные бойцы. Именно плеть вкупе с тяжелым ботинком — первые скрипки в симфонии кровищи и «расчлененки». Вещицы — архиполезные: получивший увесистый пендаль или схваченный кнутом гад на некоторое время замедляется, позволяя нам решить, что сотворить с его многострадальной тушкой.

Bulletstorm

Послушный робот-динозавр с удовольствием испепелит любого, на кого мы укажем. Жаль, прослужит недолго…

Райская прогулка

Нередко «мясные» боевики губит жуткая зараза, имя которой — мрачные коридоры. Любят нас погонять по бедным интерьерам каких-нибудь замков или катакомб, что поделаешь. Но можете выдохнуть — Bulletstorm эта болячка миновала. В основном мы путешествуем под безоблачным небом курортной планеты Стигия. Тамошние пейзажи — поражают: перед глазами проносятся залитые солнцем пустыни, порт, уютные улочки города… Заведет наших героев нелегкая и в пещеры — но уже через несколько минут ребята вновь окажутся на свежем воздухе.

И раз уж речь зашла о каких-то там героях… Мы осознанно не упомянули о сюжете, да. Вы, наверное, уже догадались почему — сценарий довольно банален. Однако делать из этого трагедию не стоит — глупо было ждать драмы и глубины в игре о насаживании людей на огромные кактусы. Шаблонная история Грейсона Ханта, типичного персонажа из боевиков 90-х, не ставит палки в колеса действию — и на том спасибо.

Печалит лишь то, что генератор смешных фраз из Грея получился посредственный. Если на сюжет мы особо и не рассчитывали, то узреть нового Дюка Нюкема, такого же харизматичного и классного, — надеялись. Увы, за все приключение Хант, его друг Иши и язвительная боевая подруга Тришка выдадут с полдюжины более-менее смешных перлов на троих. Да плюс еще парочка колких замечаний в активе главного злодея и подлеца Саррано. Негусто.

Bulletstorm

Картинка в Bulletstorm очень сочная, сами убедитесь.

Сообразим на четверых?

А вот чем Bulletstorm приятно удивила, так это прочими режимами. Нередко в подобных проектах они становятся никчемными придатками. Однако тут случай совершенно иной.

Во-первых, неплохо повеселиться можно в «Мертвом эхе». Здесь нам предложат пройти самые удачные эпизоды из одиночной кампании на скорость, чтобы померяться всякими местами с друзьями. Кто оказался быстрее всех — тот и молодец, как водится. Развлекушка, однако, быстро приестся — если пропустите, ничего не потеряете.

Лучше отправьтесь на территорию мультиплеерной «Анархии», где четверке приятелей необходимо осилить двадцать раундов против контролируемых компьютером тварей. Задача — заработать нужное количество очков, истязая болванчиков.

И учтите — присоединяться к случайной компании нет смысла. Если желаете продержаться до последней волны — зазывайте проверенных товарищей. Без слаженной командной игры победить не удастся просто потому, что коллективные «скиллшоты» поощряются куда более щедро, нежели сольные. Одно дело — запинать мутанта до смерти, не поделившись добычей ни с кем, и совсем другое — дружно пройтись сапогами по вражьей морде и получить за это дополнительную награду. Нетрудно представить, какие страсти кипят в голосовом чате ближе к финалу, когда кто-то вдруг включает жадину и решает действовать без помощи напарников…

Bulletstorm

После каждого этапа «Анархии» нам позволяют набить карманы патронами, развить физические параметры или усовершенствовать «пушки». Не бесплатно, конечно же, а за набранные очки.

Bulletstorm — это боевик о том, как ты врываешься на ослепляющую яркими красками городскую площадь с дробовиком наперевес и в подкате сталкиваешь очередного плохого парня в пропасть. Другого пинаешь под зад и разрываешь пополам залпом из четырех стволов. Третьему стреляешь в промежность и, пока он корчится на земле, сносишь ему башку. А остальных неторопливо развешиваешь по окрестным кактусам и шипам. Нужно ли что-нибудь еще для счастья? Кажется, нет. Определенно нет.

Плюсы: игра увлекательна на протяжении всего прохождения; красивые локации; запредельная динамика; зрелищность; бодрый многопользовательский режим.
Минусы: с юмором беда; коварный Games for Windows — Live порой ведет себя абсолютно неадекватно.

«You treat her right — she’ll see you through a shitstorm», — заботливо приговаривал торговец оружием из GTA 4, продавая Нико очередной ствол. В игре Bulletstorm в вихре кружат куда более твердые предметы, но герой — мы не сомневаемся — сможет пробиться и сквозь такой шторм. Оружия из его коллекции вы не найдете не только в GTA, но и в любой другой, даже самой безумной игре.

Пульная буря

Каждое успешное действие сопровождается соответствующим титром на экране.

Увидеть в 2010-м анонс проекта, подобного Bulletstorm, — ощущение незабываемое. Во-первых, это совершенно новый бренд — что само по себе удивительно во времена, когда редкая игра обходится без цифры в названии. Во-вторых, на повестке дня сейчас проекты в стиле Modern Warfare — современная война, тайные операции, М-16 с коллиматорным прицелом и плохие русские. Bulletstorm на все это отвечает здоровенными плотоядными растениями и врагами с отстреленными — чего уж там — яйцами.

Галерея шутеров

Синий спрут, которого мы так и не увидели в Half-Life 2, неожиданно «вылез» в Bulletstorm.

Колоссальный шутерный опыт ощущается в каждом кадре Bulletstorm. Кажется, что разработчики сначала составили список своих любимых боевиков, выбрали оттуда самые классные моменты и теперь составляют новую игру лишь из таких незабываемых ингредиентов. Например, передвижение по уровню. Bulletstorm — шутер от первого лица, но герой (Грейсон Хант, космический наемник, очень приятно) попался подвижный — таких привычнее видеть в TPS. Вы всегда можете сделать подкат, с разбега растянувшись по земле и проехав несколько метров. Этот прием можно использовать для ускорения, а кроме того, с его помощью очень удобно сбивать врагов с ног.

Автора идеи Bulletstorm зовут Adrian Chmielarz, что на самом деле звучит всего лишь как «Адриан Хмеляж».

Второй излюбленный шутерный трюк — это незабвенный удар-с-ноги, знакомый всем со времен покойного Дюка Ньюкема. Также в прыжке и с разворота иногда удавалось припечатать противника в F.E.A.R. и довольно часто — в Dark Messiah of Might & Magic, но Bulletstorm выводит кикбоксинг от первого лица на принципиально новый уровень. Всякий раз, когда происходит соприкосновение вражеского тела с подошвой вашего правого ботинка, потерпевший взлетает в воздух, синеет, и для него включается персональное slo-mo. Со стороны кажется, будто он попал в невесомость и теперь медленно кувыркается на пути к земле. Это просто гениально: пока враг летит в замедленном времени, вы можете откинуться на спинку стула и во всех деталях насладиться проделанной работой. Ну и разумеется, «заторможенный» негодяй, барахтающийся в воздухе, — идеальная мишень.

Чтобы плавающие в невесомости враги выглядели достоверно, игру снабдили мощным физическим движком. Никакой сверхразрушаемости — просто все находящиеся на экране предметы весьма убедительно взаимодействуют между собой. От взорвавшихся бочек враги разлетаются в разные стороны, сбивают друг друга с ног, падают под ярко-красные бутоны инопланетных растений… которые тут же распускаются и проглатывают несчастных.

Творящийся на экране беспредел в Bulletstorm имеет законные основания

Разработчики честно признаются, что сначала понятия не имели, как завернуть сумасшедший геймплей Bulletstorm в какое-то подобие сюжета. Но потом был нанят комиксный сценарист, в чьи обязанности официально входит «свести сюжетную часть с геймплейной». В русском языке для таких случаев есть отличное выражение «притянуть за уши».

Главного героя зовут Грейсон Хант. Его космический корабль потерпел крушение на планете Стигия, и теперь Грейсон занят спасением команды. В бою ему помогает красавица Иши Сато. Герой постоянно комментирует происходящее грязными словечками, а боевая подруга лишь подзадоривает его, ерничая еще более нагло. В общем, дуэту из молчаливого Гордона Фримена и целомудренной Аликс найдена куда более живая замена.

Планета, где разворачивается действие игры, когда-то была курортом, но теперь заброшена, и ее живописные пейзажи контрастируют с проржавевшими каркасами зданий и хищными тюльпанами, растущими диким цветом во всех ее уголках.

Kill Skill

Впервые со времен коломета из Painkiller у нас зачесались руки при виде того, как работает оружие в шутере (на скриншоте изображен Flail Gun).

Можно навскидку назвать десяток проектов, где интерактивное окружение смоделировано на более высоком уровне, чем в Bulletstorm. Но ни в одной другой игре оно так плотно не привязано к геймплею. Чтобы развить в нас творческое мышление, разработчики создали систему Skillshot. Все, что хоть как-то отличается от банального выстрела в грудь, поощряется дополнительными очками (на что их потом тратить — пока неизвестно). Подбросьте врага в невесомость, потом всадите ему пулю в лоб, а затем закиньте в пасть плотоядному цветку — получится тройное комбо. Каждое оригинальное действие «выбивает» из противников таблички с поощрительным текстом. Например, если прикончить горящего мерзавца, то над ним появится надпись «Afterburner». Гвоздь программы — сорвавший овацию на лондонском мероприятии скилшот под название Mercy, то есть «Жалость». Сперва герой стреляет врагу в пах — тот падает на колени с истошным криком. Если в этот момент добить его метким выстрелом в голову, игра похвалит вас за проявленное великодушие.

Этому милому растению нужно выдирать семена при помощи хлыста.

Учитывая огромное количество интерактивных объектов и еще большее число врагов, скилшоты тут происходят в среднем по три раза за секунду, и экран, словно стена трансформаторной будки из вашего двора, буквально разрывается от выразительных надписей. Герой при этом не забывает комментировать происходящее не менее сильными фразами… Проще говоря, по лингвистической насыщенности Bulletstorm напоминает диалог из любого фильма Квентина Тарантино.

По большому счету систему скилшотов мы уже видели в Borderlands — там каждый выстрел также приносил очки, а критические попадания сопровождались соответствующими кроваво-красными надписями. Вот только стрелять из случайно генерируемых винтовок и дробовиков было не слишком весело. Bulletstorm, напротив, раскрывает весь потенциал именно в оружии.

Скованы одной цепью

Без пилы «лансер» из Gears of War смотрится совсем не так круто.

Здесь нет ни одного ствола для галочки. Каждое оружие уникально — чувствуется присутствие Клиффа Блежински, который еще со времен Gears of War требует от своих подчиненных давать игрокам реальные возможности, а не дурачить их. Поверьте на слово — реальнее уже некуда.

Отвесив врагу пинка, вы автоматически запускаете его в невесомость.

Другой вид вооружения вполне может обогнать в популярности знаменитый коломет из Painkiller. Он называется Flail Gun и выстреливает двумя гранатами, связанными цепью. Такой снаряд мгновенно обвивает любой предмет, будь то фонарный столб или ноги убегающего в ужасе врага. Стреноженный противник падает — остается лишь второй раз нажать на спуск, чтобы взорвать его. Какие перспективы открывает это оружие для системы скилшотов, страшно даже представить. Противников можно связывать вместе, пока они барахтаются в невесомости, привязывать к объектам, взрывать в разной последовательности и получать, получать, ПОЛУЧАТЬ за это дополнительные очки креатива.

Сегодня Bulletstorm выглядит неправдоподобно привлекательно. Во времена осточертевших modern warfare клонов мы были бы рады хоть какому приличному sci-fi-боевику (справедливости ради стоит отметить, что на этом поле буквально недавно отметились 2K Games с их XCOM) — а тут вдруг такое. Epic Games в содружестве с People Can Fly, судя по всему, собираются добиться того же эффекта, что произвел в свое время Serious Sam: сбросить серьезные маски вместе с детекторами сердцебиения и сделать наконец так, чтобы игроку в шутерах было весело. Честно говоря, подобной встряски мы ждем уже не первый год.

Читайте также: