Настольная игра зодчие обзор

Обновлено: 01.07.2024

Блог о настольных играх и настольном мире

Недавно, перед тем как ложиться спать, я посмотрел на свою коллекцию настолок и мой взгляд остановился на одной маааленькой коробочке, на которой было написано Зодчие. И я тут же вспомнил, что об этой игре я еще не написал ни одной заметки, а ведь это определенно стоило сделать еще в конце прошлого года.

Игру придумал российский разработчик Павел Атаманчук, которого вы можете знать по настольным играм Няшка и 450 вещей, которые вам слабо сделать. Я привык к тому, что Павел больше специализируется на патигеймах, но оказывается ему под силу делать и настолки, в которых нужно думать и хитрить.

img_5806

img_5807

Внутри коробки, как обычно, лежит гора картона. Большое игровое поле, всякие разные карточки, картонные монетки, деревянные жетончики ресурсов, миплы разных цветов, кипа тонких планшетов игроков. Все красиво, добротно.

В целом по качеству у меня претензий нету. Разве что я не понял, почему планшеты игроков заламинированы, ведь из-за этого они скользкие. Если учесть экономию места в коробке, то это как бы ок. Бракованных компонентов не нашел. Нормас, идем дальше.

img_5810

img_5812

У каждого игрока будет свой игровой планшет, на который во время подготовки игры кладутся 20 миплов. 3 карты стартовых строений игроки драфтят между собой перед самым началом игры.

Давайте посмотрим, что дают ячейки, если на них выставить миплов.

img_5815

img_5820

Королевский склад позволяет конвертировать ресурсы в более дорогой ресурс (мрамор, который тоже периодически нужен для построек) или в добродетель.

img_5829

По ходу игры можно обзавестись помощниками, которые могут развить возможности королевского склада.

img_5825

В мастерской вы сможете нанять помощника или получить новый чертеж строения. Помощники нужны для возведения некоторых строений (всего есть 3 типа помощников), а также они дают игроку особенные дополнительные свойства. Например, за посещение некоторых локаций вы будете иметь расширенный спектр возможностей.

img_5836

img_5828

Очень интересное действие доступно игрокам на городской площади. Смотрите, в течение игры мы постоянно выставляем куда-то миплов, но назад они не возвращаются. Городская площадь дает нам возможность вернуть своих миплов с одной или двух локаций назад на планшет, а также арестовать группу чужих миплов. Арест позволяет чуть позже конвертировать чужих миплов в серебряные монетки, если сдать их в темницу (это одна из лучших возможностей стать богаче).

img_5821

img_5824

Если ваша добродетель начинает стремительно падать, вам становится доступной локация черного рынка, которая содержит ровно 3 места для строго трех миплов. Два места позволяют получить ресурсы за трату монеток и добродетели, а одно место позволяет вам взять помощника или чертеж сооружения.

Минус черного рынка кроется в том, что когда все 3 ячейки будет заняты, все три мипла отправляются в темницу.

img_5827

Что же делать, если ваших миплов отправили в темницу, а вам нечем играть? В таком случае вам прямая дорога в локацию поста часового. Тут вам доступно целых 4 возможных действия (чем больше ваших миплов будет стоять на посту, тем больше действий вам доступно):

img_5849

img_5833

Посетив гильдию и оставив там мипл, мы сможем возвести сооружение с руки, потратив необходимые ресурсы, или построить часть собора, если это позволяет сделать добродетель. Следует помнить, что из гильдии миплов уже никак нельзя вернуть назад. Но это единственная возможность что-то построить, поэтому посещение гильдии будет нашим самым любимым занятием.

img_5834

Постройка собора происходит в 5 этапов, за каждый из которых придется что-то сбросить (разные ресурсы и карточки). Чем выше по этапу строительства будет находиться наша фишка, тем больше очков мы получим в конце игры.

Собственно, вот мы и плавно подошли в финалу игры. Когда в гильдии будет занята последняя ячейка, игроки делают еще по одному ходу, после чего приступают к подсчету очков.

img_5847

Очки приносят построенные сооружения, уровни собора, уровень добродетели, золото и мрамор, лежащие на планшете, а также непотраченные монетки. А отнимают очки неоплаченные долги и рабочие, томящиеся в темнице.

Побеждает тот, кто наберет больше победных очков.

img_5816

А потом Архитекторы начали постепенно раскрываться, доказывая, что в них ничего лишнего на самом деле нету.

img_5826

Когда я построил несколько карт попроще, мне понадобились помощники, потому что последняя карта в руке требовала наличия плотника. Чтобы нанять помощника, мне нужны были деньги, которых у меня не было. И тогда мне нужно было или грабить казну, в которой было мало денег, или идти на городскую площадь и захватывать чужих рабочих, которых через ход нужно было сдать в темницу, чтобы получить за это монетки. Т.е. на этом этапе игры я открыл для себя еще несколько полезных локаций.

Все это дало мне понимание того, что в данной игре все работает слаженно, как часики. В ней нет лишних элементов, которые я бы выбросил из игры как бесполезные.

img_5837

Несмотря на то, что Архитекторы не пытаются уверить нас в своей инновационности, они все-таки удивляют некоторыми отличиями от других похожих игр.

Самое первое, что я могу отметить, это система получения ресурсов. В других играх на выставление рабочих вы либо получаете гарантированное количество ресурсов, либо бросаете кубик, чтобы определить конечную сумму глины или дерева. Здесь же работает система количества миплов на точке. Чем больше своих рабочих в локации, тем больше вы получите плюшек. Очень простая, но отлично работающая система.

Далее, это казна. Некоторые деньги вы отправляете в общий банк, а некоторые должны положить в казну в виде налога. Такая казенная плата выделяется красным цветом на поле. Если вас просят потратить красные монетки, значит это налог. Казну, как вам уже известно, потом можно грабить, если есть такая необходимость.

img_5832

К тому же игра сама часто подталкивает игроков к потере добродетели. Неожиданно сваливается на голову карта долга, или вы берете помощника с плохой репутацией, или строите сомнительное здание типа игорного дома. Т.е. не всегда вы сами решаете, поднять добродетель или опустить.

img_5840

Очень-очень классно задумана темница вместе с городской площадью. Во многих других таких играх мы возвращаем миплов в конце хода назад. Но тут такого нету. Все выставленные миплы остаются на поле, пока вы не посетите городскую площадь и не арестуете чужих миплов (либо вернете себе назад своих). Таким забавным действием вы можете как вернуть себе назад рабочих, так и заработать денег. Хочу отметить, что данное действие выполняется довольно часто, и в каком-то роде аресты можно назвать фишкой данной игры. Клевая идея, автор молодец!

img_5843

В эту игру можно легко играть без солидного опыта. Т.е. если вы недавно начали увлекаться настолками, то вполне можете легко играть в Архитекторов, и если вы играете первый раз против человека, который сыграл 10 партий в эту игру, то тоже имеете хорошие шансы на победу. Я не могу сказать, что в этой игре опыт решает все. Для моей игровой ячейки этот параметр очень важен. А то я бывает наиграю кучу партий, потом начинаю кому-то новому показывать игру и не оставляю ему никаких шансов хотя бы на ничью=)

img_5850

img_5861

img_5854

На сколько игроков рассчитана игра? На коробке написано от 1 до 5 игроков. Я играл втроем и вчетвером. Игралось вполне симпатично. Вдвоем можно играть как сугубо 1 на 1, так и можно ввести третьего игрока-бота по имени Константин (либо Елена, если выбрать женскую сторону планшета=)). Хоть я дуэльный вариант не пробовал, но имхо лучше играть с ботом. Просто играть 1 на 1 не так интересно, т.к. некоторые локации будут работать не в полную силу. К тому же когда я читал правила для одиночной игры, то я словил себя на мысли, что я хочу попробовать сыграть в этот вариант! Такое у меня случается крайне редко, когда я готов сыграть соло. Дело в том, что тут у бота есть своя колода карт и 2 режима (один простой, второй хардкорный). Надо будет обязательно попробовать!

img_5845-1

Арт очень клевый! Он такой мультяшный, немного гротескный. Конечно, он не каждому понравится, но мне иллюстрации показались очень забавными. Когда делал фотки для этого обзора, то испытывал большое удовольствие от процесса=) А это, поверьте, не всегда так бывает=)

img_5855

Ух, я тут все пишу про вау, про то, как все клево. А что есть плохого в игре? Положа руку на сердце скажу, что игра меня покорила и запала глубоко в душу, поэтому каких-то диких минусов я в ней просто-напросто не вижу. Вот честно, меня в Архитекторах вообще ничего не бесит. Но пару специфических моментов я таки могу отметить.

Пожалуй, самое основное специфическое заключается в том, что в этой игре на самом деле нет ничего нового. Если вы опытных настольщик, то практически все, что дают Архитекторы, вы видели раньше. Почему я не вижу в этом проблемы? Потому что если игра при этом отлично работает и приносит фан, то это значит, что с ней все замечательно.

img_5857

Механика в игре работает просто офигенно, все на своем месте. Я наиграл пока только 3 партии, но хочу еще и еще. Понимаю, что рано или поздно она мне надоест, ведь в игре не так уж и много карт (по 40 штук каждого типа), поэтому потом они начнут повторяться. Но мне Архитекторы реально вштырили. Очень моя игра!

И безусловно я очень жду локализации дополнения к этой игре и других игр из этой серии (точно знаю, что будут Паладины).

Моя оценка игре 8,5 баллов (может потом я лишу ее полбалла, когда игра начнет надоедать). Выше не могу поставить, потому что ничего особо нового в этой настолке нету. Но игра реально прикольная. Как раз тот случай, когда играешь и еще хочется. Просто, быстро и круто.

Коробка с игрой Зодчие

Умение строить по плану

Игровой процесс на двоих

  • начать новый ряд-улицу, выложив карту на самое крайнее левое место (количество доступных рядов соответствует числу игроков в партии);
  • выложить карту справа от ранее разыгранной карты (своей или кого-то из оппонентов);
  • выложить карту поверх уничтоженной (перевернутой рубашкой вверх) карты (закрытая таким образом карта становится более недоступной).

Во втором и третьем случаях происходит сравнение ценности новостройки и ранее построенного здания, лежащего слева от нее. Если ценность вашей карты в 2 раза выше, то карта слева уничтожается. Если ценность вашей постройки выше, но не в 2 раза, то карта слева обесценивается и поворачивается на 90 градусов против часовой стрелки. Если же ценность разыгранной вами карты меньше, тогда соседняя карта вырастает в своей ценности. Если ценность построек равна, то ничего не происходит.

Правила поворота карт

По завершении проверки ценности зданий вы можете выполнить свойство только что разыгранной карты. И, наконец, закончив все необходимые манипуляции в рамках эффекта, игрок добирает одну карту на руку.

Игра продолжается до тех пор, пока ни один игрок не может сыграть карту. Тогда подсчитывается общая ценность разыгранных карт на всех улицах и кварталах и определяется победитель.

Почем недвижимость на рынке?

Компоненты игры Зодчие

Но если такой формат игры вам кажется недостаточно разнообразным, то на этот случай автор предусмотрительно добавил в коробку четыре дополнительных набора по 6 карт каждый. Все они обладают уникальными свойствами, так что вы сможете немного поколдовать и даже собрать свою индивидуальную колоду. Выполняется это просто: берется до шести карт одного цвета, которые заменяют стандартные карты такой же начальной ценности. Кроме того, в тексте некоторых построек прямо указывается на то, какую карту следует убрать из колоды, чтобы добавить новую. Вот такой нехитрый, но приятный колодостроительный элемент.

Игровой процесс на троих

Стоит ли строить без соответствующего образования?

Так что если игра вам приглянулась, то смело можете ее попробовать (к тому же у нее очень скромная цена). Но, как и всегда, итоговое слово за вами.

Игровой отчет за майские праздники

Амон-Ра (Amun-Re)

Современное искусство (Modern Art)

Аукционы бывают следующих видов:

Карты из игры Современное искусство


Transatlantic

Игровой процесс Transatlantic

Волшебные королевства (Fantasy Realms)

Неплохо. Хороший филлер на 5-10 минут. Чисто семечки. А большего и не надо. Приятное чувство удовлетворения от сбора крутых комбин.

Переходим к сложным играм, вызвавшим у меня весьма и весьма смешанные чувства, ближе к негативным. Сложным не с точки зрения процесса, который простецкий, а с точки зрения оценки самой игры.

Архитекторы западного королевства (Architects of the West Kingdom)

Игра, в принципе, очень даже быстрая. У каждого игрока на старте 20 рабочих. В свой ход ставишь рабочего, выполняешь действие того слота, который занял.

Игровой процесс Architects of the West Kingdom

Второй твист: в игре нет раундов. Мы просто ставим рабочих и делаем действия. И так до конца игры. Возникает вопрос: как же поднимать их в руку? Отвечаем: есть особый слот поля, поднимающий ВСЕХ рабочих с одного из слотов поля, причем можно целить этим действием и сам данный слот поля.

Третий твист: можно поднимать этим слотом и чужих рабочих, беря их в плен. Из плена их можно сдавать в тюрьму, получая кучи монет. Так что, ты делаешь себе вдвойне приятно: и развитие другого игрока замедляешь (ему опять приходится постепенно стакать рабочих на слоте для повышения эффективности, плюс рабочие в тюрьме недоступны игроку, пока он не зайдет их всех освободить, подняв их обратно в руку, но это, сам понимаешь, надо потратить ход), и сам немало денег зарабатываешь.

Четвертый твист: есть один из слотов поля, за размещение рабочего в который ты либо строишь здание с руки, либо вкладываешься в постройку монастыря. Этот рабочий кладется в этот слот до конца партии, снижая доступное тебе количество рабочих. За монастырь дают среднее число ПО и всякие мелкие награды, за здания обычно дают много ПО и небольшие бонусы во время игры или дополнительные ПО на подсчете очков. Игра заканчивается как раз тогда, когда в этом особом слоте поля заканчиваются места под рабочих (все занято игроками).

Карты построек

Карты помощников

Последний нюанс: каждый играет каким-то персонажем с особой асимметричной абилкой и различным сетапом в плане ресурсов и положения на треке добродетели.

Вот, в принципе, и вся игра. Казалось бы, что с ней не так? Тут тебе и твисты, и карточки с разными абилками, и занятный движок, и взаимодействие игроков за счет тюрьмы и взятия в плен чужих рабочих. Однако:

Санта-Мария (Santa Maria)

Компоненты игры Санта-Мария

Здесь стоит сказать, что при использовании кубика на активацию ряда ты можешь сначала заплатить монетки, чтобы изменить значение кубика: за 1 монету добавь или вычти 1 из взятого значения. Так можно сделать сколько угодно раз, например, взять пятерку, заплатить 4 монеты и использовать как единицу, активировав первый ряд, а не пятый.

Это полный список возможных действий, потому перейдем к деталям, благо их немного. В игре есть два трека, по которым ты продвигаешься, используя здания:

Планшет игрока в Санта-Мария

Есть чуть-чуть продвинутые правила (прямо в базовой коробке), которые на старте дают каждому игроку один уникальный тайл ученого и один стартовый тайл 2*1. Они дают разный сетап и уникальную абилку каждому игроку. Добавляем сюда еще и тот факт, что планшеты игроков слегка отличаются. Эти правила обязательны к применению.

Факторы вариативности: различающиеся планшеты, дайс-менеджмент, порядок выхода кораблей и накладок, используется только часть жетонов ученых и епископов, борьба за продвижение по треку конкистадоров, стартовый ученый и накладка каждую игру выбираются из пула.

Эверделл (Everdell)

Компоненты игры Эверделл

Карты из игры Эверделл

Игровой процесс Эверделл

Итак, помимо крутого оформления (пафосные компоненты, красивые картинки), в игре прикольные комбо из карт. Пособирать поначалу интересно. На этом плюсы заканчиваются.

Читайте также: