Mortal kombat 7 обзор

Обновлено: 07.07.2024

В российских кинотеатрах стартовал боевик «Мортал Комбат» — новая экранизация популярной видеоигры и ребут культового фильма 1990-х. Рассказываем о фильмах и файтингах, из которых они выросли.

Что надо знать о Mortal Kombat до просмотра?

Фильм основан на одноименной серии видеоигр. Ее первая часть вышла в 1992 году, разработкой занимались гейм-дизайнеры Эд Бун и Джон Тобиас. Изначально они хотели сделать видеоигру с Жан-Клодом Ван Даммом, но не получилось, и они сочинили фэнтезийный сюжет о смертельном турнире, на котором добрые воины Земного царства сражаются со злыми бойцами из Внешнего мира. С Ван Дамма, впрочем, списали персонажа Джонни Кейджа — голливудскую звезду, которая сражается со злом в перерыве между съемками.

Как первая экранизация стала культовой?

В начале 1990-х начали появляться первые экранизации видеоигр: «Супербратья Марио» и «Двойной дракон» провалились в прокате, а «Уличного бойца» (как раз с Ван Даммом!) уничтожили критики. В 1995-м «Смертельная битва» (так фильм локализовали в России) стал настоящим прорывом среди экранизаций: он заработал 124 млн долларов, а со временем — культовый статус.

От судьбы других фильмов по играм MK спасли актеры: Кэри-Хироюки Тагава превратил нелепые реплики в коронные фразы, Кристофер Ламберт в седом парике хитро улыбался, а Робин Шоу демонстрировал таланты ушуиста. Режиссер Пол У. С. Андерсон бережно подошел к фансервису и при этом обогатил мифологию франшизы: многие находки кинематографистов перешли в игровой канон. Трек «Techno Syndrome» мгновенно стал гимном Mortal Kombat, а продажи саундтрека были настолько впечатляющими, что для удовлетворения спроса выпустили альбом «Mortal Kombat: More Kombat» с техно- и брейкбит-треками.

Впоследствии Андерсон стал главным голливудским специалистом по видеоиграм, адаптировав для экранов «Обитель зла» и «Охотника на монстров». Даже на Rotten Tomatoes «Смертельная битва» имеет солидный для кино по видеоиграм рейтинг в 44% свежести — как правило, критики оценивают такие проекты гораздо ниже. Для сравнения: у вышедшего в 1997-м сиквела «Смертельная битва 2: Истребление», который был сделан уже без участия Андерсона, рейтинг свежести составил всего 2%. Продолжение возненавидели из-за ужасной графики и нелепой актерской игры, однако со временем на него обратили внимание ценители плохого кино. Диалог между Китаной и ее матерью Синдел фанатское сообщество в шутку сочло худшим моментом в истории сценаристики.

А кто работал над ребутом?

«Мортал Комбат» — режиссерский дебют австралийца Саймона Маккуойда, который раньше в основном снимал рекламу, в том числе ролики к таким играм, как «Call of Duty» и «Halo». Сценарий экшена написал еще один дебютант, Грег Руссо, совместно с Дэйвом Каллахэмом, соавтором «Неудержимых», Doom и сиквела «Чудо-женщины». А продюсером «Мортал Комбат» выступил Джеймс Ван, умеющий работать и с расчлененкой («Пила») и яркими героями с суперспособностями («Аквамен»). Об актерском составе фильма мы рассказывали здесь.

Какие персонажи в него попали?

На стороне добра — спецназовцы Джакс Бриггс и Соня Блэйд, шаолиньские монахи Кун Лао и Лю Кан, повелитель грома и молний Рейден, болтливый наемник Кано, одержимый местью Скорпион и его потомок, неудачливый боец ММА Коул Янг — новый герой франшизы, которого придумали специально для фильма.

Им предстоит сразиться за Земное царство с колдуном Шан Цзуном, его лучшим солдатом-криомансером Саб-Зиро, четырехруким воином Горо, молотобойцем Рейко, зубастой Милиной, сверхскоростным Кабалом и вампиршей Нитарой.

Каким получился фильм?

Обычным. Да, в нем используются фирменные приемы бойцов, фаталити/бруталити и коронные фразы («Get over here!», «Finish him!», «Flawless victory!» несложно узнать даже в дубляже) на месте. Про ремикс легендарной «Techno Syndrome» создатели тоже не забыли. Но он уступает первой части. Да, компьютерные спецэффекты шагнули вперед, а картинка стала богаче, но если «Смертельная битва» Андерсона была цельным самостоятельным произведением, то «Мортал Комбат» Маккуойда так и не смог выйти за рамки нагромождений из экспозиции, фансервиса и несмешных диалогов.

Несмотря на Джо Таслима («Рейд») и Хироюки Санаду («Сумрачный самурай») в актерском составе, хореография боев не впечатляет. Во многом из-за того, что быстрый монтаж не позволяет разобраться, что происходит в кадре, а оператор уделяет больше времени внешности героев. К тому же в фильме отсутствует собственно турнир «Мортал Комбат». Сценаристы решили, что пока бойцы лишь будут к нему готовиться, а в финале намекнули на содержание сиквела (похожим образом концовка «Бэтмен: Начало» обещала Джокера).

Любимый апперкот все так же подбрасывает противника на два метра в воздух.

Mortal Kombat (2011)

Некогда великий и могучий Mortal Kombat уже много лет переваривается в собственном соку, безуспешно пытаясь напомнить миру о своем существовании. Даже те, кто когда-то часами просиживал штаны за «Сегой», пытаясь открутить рога Мотаро и настучать по шлему Шао Кану, уже почти забыли, что такое настоящая «Смертельная битва». Что уж говорить о тех, кто родился позже? Для них Mortal Kombat — это вообще какой-то непонятный файтинг из прошлого со смешными разноцветными ниндзя.

Рецепт правильного приготовления игры был утерян сразу после выхода четвертой части. Дело ведь не только в чрезвычайной (по 16-битным меркам) жестокости сериала — Mortal Kombat в свои лучшие годы умело балансировал на тонкой грани между реалистичностью и нелепостью, был серьезным и смешным одновременно. Один неосторожный шаг в сторону — и волшебство рассеивается. NetherRealm Studios потребовалось четырнадцать долгих лет, чтобы это осознать.

Кратчайший путь к сердцу…

Какая концентрация ностальгии в одном кадре! Лю Канг визжит, Кано подмигивает одним глазом, а в конце боя кто-нибудь из них обязательно будет сброшен со знакомого с детства моста в пропасть.

Новый Mortal Kombat прежде всего со страшной силой давит на чувства тех людей, которые познакомились со «Смертельной битвой» еще в середине 90-х. Наблюдая, как по экрану скачут знакомые с детства персонажи, любой престарелый игрок просто обязан пустить ностальгическую слезу. Любимый апперкот все так же подбрасывает противника на два метра в воздух, гарпун Скорпиона по-прежнему выпускается навсегда отпечатанной в мозгу комбинацией «назад, назад + удар рукой», а на уровне в метро, как и раньше, можно скинуть обессилевшего оппонента под поезд. Фансервис ждет старых фанатов на каждом шагу, начиная от заставочного экрана с надписью «Press START button» и заканчивая зычным призывом Шао Кана «Finish him!». Да что там! Даже поверженный соперник, прежде чем упасть без чувств на землю, обязательно встанет по стойке смирно и только потом завалится на спину — все как в старые добрые времена.

Но если вы после прочитанного вдруг решили, что Mortal Kombat заинтересует только игроков пенсионного возраста, то будете в корне неправы. Да, стиль игры бережно перенесен из прошлого в настоящее (и это, на самом деле, просто замечательно), но играется она совершенно по-новому. При этом удалось сохранить фирменную черту серии — простоту освоения. У каждого из двадцати пяти персонажей (если вы играете на PS3, к ним добавляется эксклюзивный для этой платформы Кратос) есть набор базовых атак, зависящих от того, какое направление крестовины вы зажали вместе с кнопкой удара, и всего лишь по три-четыре элементарных в исполнении суперприема.

Пока Джонни Кейдж подправляет прикус Рейдену, мы обратим ваше внимание на то, что, хоть рентгеновские атаки и сносят до трети здоровья, многие из них можно блокировать, а от остальных — увернуться.

Из обычных атак и суперов выстраиваются комбо: от самых простых, из трех-четырех тумаков, до зубодробительных цепочек из десяти и более ударов, для выполнения которых нужны долгие тренировки и ювелирная точность. Но особенность Mortal Kombat как раз в том, что для успешной и зрелищной игры с лихвой хватает и базовых знаний. Вам не нужно задумываться о том, как швырнуть фаербол, — вы просто делаете это и не тратите драгоценные доли секунды на то, чтобы вспомнить нужную последовательность кнопок. Поэтому, вместо нудной зубрежки приемов и тщательного изучения особенностей выбранного бойца, как-то сами собой на первый план выходят реакция, тактическое планирование боя и умение разгадывать намерения противника.

…лежит через желудок

Но самое главное, самое ценное преимущество Mortal Kombat перед конкурентами — внятный сюжет. Как обычно все происходит в других файтингах? Вы выбираете понравившегося бойца и последовательно избиваете (непонятно за что) десяток случайно выбранных соперников, парочку мини-боссов и финального гада. Весь процесс занимает максимум час. После этого вам в лучшем случае показывают видеоролик, повествующий о том, что случилось с вашим героем после победы над очередным вселенским злом, и на этом игра благополучно заканчивается. Для Mortal Kombat придумали полноценную, не побоимся этого слова, одиночную кампанию с сюжетом, роликами, диалогами и, конечно же, драками, которые логично вытекают из скриптовых сценок.

Небольшое нововведение — битвы двое на двое. Пока один герой дерется, другой сидит за кадром и может в любое время прийти на помощь. Профессионалы очень любят продлевать таким способом комбо, вызывая напарника в нужный момент.

Нечто подобное было в Mortal Kombat vs. DC Universe, но там историю подавали так медленно и с такой убийственной серьезностью, что прямо зубы сводило. В Mortal Kombat все сделано на порядок качественнее и интереснее. История о том, как бог грома Рейден пытается изменить прошлое, по духу больше всего напоминает первую экранизацию игры: нелепая история с банальными диалогами подается настолько динамично, зрелищно, стильно и несерьезно, что оторваться практически невозможно. Фанатам Mortal Kombat тут вообще раздолье: пока озадаченный Рейден пытается понять смысл таинственных видений, дошедших до него из будущего, нам пересказывают события первых трех MK на новый лад, попутно объясняя, кто все эти люди, бьющие друг другу морды. Раскрывается история противостояния Скорпиона и Саб-Зиро, объясняется, как Джакс потерял руки и заменил их на усиленные протезы, рассказывается, как и почему Сайрекс и Сектор стали киборгами, из-за чего Соня Блейд так не любит Кано, кто такой Кабал, откуда взялся Барака и почему Милина такая стерва.

Все эти волнующие подробности ни капли не мешают самим дракам и не раздражают даже тех, кто вообще видит Mortal Kombat первый раз в своей жизни. Игра довольно длинная (6-9 часов как минимум), так что поводов для чистки рож у героев за это время наберется хоть отбавляй, и даже воины света периодически будут выяснять отношения между собой.

Арены в игре замечательные: мало того что они красивые и детализированные, так на них еще и постоянно что-то происходит. Здесь, например, двое обреченных пытаются укротить пятиметровую ящерицу.

Вот только убивают здесь тоже строго по сюжету, поэтому ни одного фаталити по ходу истории вам сделать не дадут — вырывание сердца, раздвоение личности и сжигание дотла припасены исключительно для мультиплеера. Заменой этим зверствам отчасти служат так называемые «рентгеновские атаки», о которых вы наверняка не раз слышали. Стоит нажать всего две кнопки, как вам во всей красе покажут хрустящие ребрышки, выпадающие зубы и весело дробящиеся позвонки. Впрочем, особо впечатлительным не стоит забывать, что Mortal Kombat, при всей своей жестокости, сам к себе относится не очень серьезно, поэтому вся эта мерзость смотрится очень потешно, и даже выкалывание глаз метровыми ножами вовсе не означает немедленное окончание боя.

Новый Mortal Kombat — это, наверное, лучшее, что случалось с файтингами за все время их существования. Street Fighter 4 и Marvel vs Capcom 3: Fate of Two Worlds, безусловно, замечательные игры, но первая — слишком сложная для простых смертных, а вторая слишком уж сильно перегружает мозг своей высоченной скоростью и стробоскопическими спецэффектами.

Mortal Kombat же предназначен для массового игрока. Он в меру реалистичный, захватывающий, смешной, красивый и простой в освоении. А полноценный сюжетный режим буквально возносит его надо всеми остальными файтингами и превращает из великолепной игры в настоящую термоядерную бомбу. Более того, для бывалых игроков это еще и отличный повод пригласить друзей в гости и от души намять им виртуальные бока. Как в старые добрые времена.

Серия Mortal Kombat отмечает свое двадцатилетие в августе, но самые нетерпеливые могут начинать праздновать уже сейчас. Благо и повод появился: на приставке Vita вышла обновленная и адаптированная под консоль девятая часть самого кровавого файтинга на Земле.

Mortal Kombat

Наименее лояльные поклонники поспешили обвинить NetherRealm Studios в попытке еще раз продать им ту же самую игру. MK Vita вправду почти идентичен апрельскому изданию Mortal Kombat Komplete Edition, где просто собрали всех бонусных персонажей из загружаемых дополнений: Рейн, Скарлет, Кенши, Фредди Крюгера и некогда эксклюзивного для PS3 Кратоса. Но в издании для Vita появились еще и «фишки», возможные только на этой консоли.

Главными нововведениями стали две мини-игры и дополнительная Башня испытаний, рассчитанные на использование сенсорного экрана и датчика движения. Первая мини-игра — Test Your Slice, клон «айфоновской» Fruit Ninja (сами догадайтесь, что там вместо бананов и апельсинов), вполне удалась. Но вот Test Your Balance вызывает скорее раздражение. Удерживать равновесие с помощью гироскопа чрезвычайно сложно, так что персонаж регулярно сваливается в яму с ловушками. Больше времени уходит на созерцание анимации смерти и подготовку нового добровольца, чем на сам игровой процесс.

Mortal Kombat

В «старом» МК9 была Башня испытаний из трехсот абсурдных задачек, выносящих мозг всем и каждому. В Vita-версии башен целых две — и в каждой по полторы сотни эксклюзивных миссий, которые используют все особенности Vita. С помощью датчиков и сенсорного экрана нам придется оттирать заляпанный кровью экран, трясти консоль во время головокружений и избивать портативных противников одним пальцем.

Чем ближе к вершине, тем безумнее задачи: побить Шао Кана его роботом-клоном, защитить грудную дочку Шивы от людоедов, провести «топлесс»-поединок, в который дамы вступают без верхних частей тела. Особое внимание уделено четверке бонусных героев, «пролетевших» мимо событий первоначальной Башни в версиях для PS3 и Xbox 360.

Mortal Kombat

Дальше — больше. Впервые в истории МК9 игрокам дается возможность подраться за могучего Шао Кана, его четырехрукого помощника Кинтаро и коричневого ниндзя — Тремора. У всех есть свои уникальные приемы и анимации. Среди «пасхалок» руководитель проекта Эд Бун и его команда припасли победную стойку Майкла Джексона из клипа «Триллер» и режим дополненной реальности, в котором арена заменяется живой картинкой с задней камеры «Виты». Вспороть Джонни Кейджу живот прямо в университетской столовой, оторвать руки Саб-Зиро, когда на фоне маячит лысина начальника, — что может быть слаще? При этом по воздуху начнут летать анимированные птички из Mortal Kombat 2 — еще один сюрприз для поклонников.

Многие страстные любители МК пришли в состояние крайнего возбуждения, когда узнали, что в игре появится Тремор.

Этот ниндзя дебютировал в аркаде 2000 года Mortal Kombat: Special Forces. Она считается худшей игрой за всю историю МК, но некоторые поклонники всерьез называли Тремора, единственного ниндзя в игре, удачным персонажем. Этот накаченный мужлан в коричневом использовал магию земли и кидался огромными комьями грязи. Разработчики из Midway планировали добавить его в MK Trilogy, но по техническим причинам не смогли этого сделать.

Второй шанс злой герой получил только сейчас: в новой Башне испытаний для него забронировали три миссии, в которых он последовательно расправляется с бывшим хозяином — Кано, со злейшим врагом — Джаксом и с тремя ниндзя: Саб-Зиро, Скорпионом и Ермаком. На данный момент по интернету гуляют три петиции, в которых поклонники просят сделать Тремора полноценным героем в MK10 или хотя бы выпустить его для PS3 и Xbox 360-версий девятой части МК.

Mortal Kombat
Mortal Kombat
Mortal Kombat

Появилась возможность делать фаталити, просто рисуя нужную комбинацию на сенсорном экране, и сокрушать врагов мощнейшими «рентгеновскими» ударами, тыча пальцем в экранный значок. В игру добавили шестнадцать новых костюмов — наряды для всех, от «старичков» вроде Скорпиона и Саб-Зиро до новых героев, среди которых больше всего костюмов получила леди Скарлет.

Mortal Kombat

Единственная наша серьезная претензия — к графике. Модельки бойцов страшноваты, особенно на фоне детальных арен. Почему нельзя было сделать наоборот и сэкономить на задниках ради бойцов, как в 3DS-версии Street Fighter 4? Судя по таким проектам, как Uncharted: Golden Abyss, Vita явно способна на большее.

Mortal Kombat X

Стремление к новизне идет NetherRealms только на руку. К примеру, сюжетный режим — как правило, присутствующий в файтингах «для галочки» — в этот раз пригодился для демонстрации многочисленных нововведений игроку, только что запустившему игру. И отличие от обычной тренировки в том, что здесь не объяснят азы боевой механики, но зато познакомят не только с боевыми способностями персонажей, но и с предысторией за их плечами, характерами и даже, кхем, сексуальной ориентацией.

Основные события разворачиваются спустя 25 лет после пролога, в котором злого бога Шиннока, оказавшегося «закулисным злодеем» Mortal Kombat (2011), заключают в его собственном амулете. На какое-то время о произошедшем забывают, переключаясь на подавление Гражданской войны во Внешнем Мире и другие житейские проблемы. Но в итоге, конечно же, выясняется, что пролог был показан неспроста, а все самое зловещее еще только впереди.

Несмотря на кажущуюся банальность, сюжетная часть Mortal Kombat X весьма хороша: частые флешбеки не раздражают, шутки в большинстве своем заставляют хотя бы улыбнуться, а общая комплексность происходящего даже мотивирует почитать комикс-приквел. Но это все та же Mortal Kombat, где ломают друг другу спины в «дружеских спаррингах» и дают возможность раздавить яйца настоящему богу. Дважды.

Внушительным прыжком во времени объясняют серьезные изменения в списке доступных бойцов: из 24 играбельных персонажей восемь — совершенно новые лица. Те же, кто остался после предыдущей игры либо погибли, либо заметно постарели — что, в прочем, сказывается лишь на их внешнем виде и фразах, которые мы слышим от них в сюжетной кампании. И кому какое дело, что Джонни Кейдж поседел, а коса Сони Блейд теперь настолько длинная, что в игру по-хорошему надо было добавить фаталити «подергать за хвостик»?

Особое внимание уделено восьмерке новичков, трое из которых — дети уже знакомых персонажей. Джэки Бриггс, дочь Джакса, в бою полагается на свои высокотехнологичные перчатки, которые могут усиливать ее удары или же укреплять защиту. Отпрыск Кенши Такеда Такахаши с помощью силы мысли размахивает лазерным кнутом, выстраивая с ним самые разные комбо. Закрывает тройку Кэсси Кейдж, перенявшая от папаши Джонни сомнительное чувство юмора и способность излучать зеленый свет, а от мамы Сони — ножной захват. Сценаристы всеми силами выталкивают «деток» на передний план, хотя они этого не слишком-то заслуживают. Куда интереснее выглядят совершенно новые бойцы.

Любителям насекомых и прочей мерзости наверняка понравится Ди’Вора, говорящая о себе в третьем лице, кому-то покажется любопытным вариант «два в одном» Ферры/Торра, заядлые лучники полюбят Кунг Джина, а кому-то приглянется кровавый бог Солнца Котал Кан, сильно напоминающий культуру ацтеков. Моим же фаворитом сразу стал «ковбой» Эррон Блэк. Плевать, что он не слишком вписывается в сеттинг Mortal Kombat — то, с какими скоростью и стилем он уничтожал оппонентов на первом турнире по игре, вызывает лишь восторг. Конечно, одно дело наблюдать за игрой профи, а совсем другое — пытаться повторить это самому, подглядывая комбо в меню паузы. Но этот волшебный звук, раздающийся при разбивании песочных бомб и то чувство, когда ты расстреливаешь противника по-македонски, да еще и в подкате, стоят всех приложенных усилий.

Вот, что может случиться с теми, кто проиграет Ферре/Торру.

По началу казалось, что Эррон слишком уж шустрый по меркам Mortal Kombat, но это правда лишь отчасти — в Mortal Kombat X бои стали в целом стремительнее и быстрее. Тем приятнее, что анимации со времен прошлой части стали куда более плавными, да и модели персонажей стали симпатичнее (но не у всех — та же Кэсси недалеко ушла от «безымянного солдата №123»). Игру можно было бы даже назвать красивой, но все портит слишком уж «убитая» цветовая гамма.

Интерактивные объекты на аренах (привет от Injustice: Gods Among Us) в большинстве случаев не мешаются, а помогают. Если вас зажали в углу (это худшее, что может произойти), то обязательно найдется способ вырваться из неудобной позиции: оттолкнуться от стены, ударить противника веткой или выиграть себе время иным образом.

Динамика Mortal Kombat X ровно такая, что за боями интересно наблюдать со стороны, но при этом у новичков тоже есть шанс научиться играть. Для меня какая-нибудь Street Fighter кажется невозможно быстрой: не могу представить, как профессиональные игроки умудряются нажимать такое количество кнопок в секунду. Здесь такого нет: сперва учишься каким-то базовым вещам, вроде таймингов комбо, а только потом вникаешь в тонкости вроде «джагглов» или «кэнцелов», умение пользоваться которыми отличает зеленого новичка от человека более опытного.

Наконец, Mortal Kombat X весьма разнообразна. Список из 24 бойцов (и это не считая уже запланированных DLC) можно смело умножать на 3 — именно столько вариаций есть у каждого бойца. Например, у Кэсси в версии «Голливуд» спецприемом становится стрельба из пистолета, а в «стойке» Spec Ops она вызывает дронов и отдает честь как типичный американский военный.

Но все это лучше всего работает на турнирах. Проигравший бой участник может поменять вариацию, тем самым изменив условия в матче-реванше — все-таки проще выучить несколько наборов спецприемов, чем одинаково хорошо натренировать двух разных персонажей. В сети же с одним и тем же человеком, как правило, дерешься только один раз. Исключение — режим «Царь горы», в котором несколько человек собираются в одной комнате и устраивают небольшой турнир. Интересно было бы увидеть механику, при которой проигравший может переключить свою вариацию в следующем раунде (а не бое), а победивший — нет. Но разработчикам такая схема, видимо, показалось слишком опасной для баланса.

Тем не менее игра по сети работает хорошо. В первые дни не обошлось без проблем с пингом (делаешь комбо, а персонаж выполняет его не сразу), но после всех патчей ситуация значительно улучшилась. Обидно лишь то, что мультиплеер в версии для PS4 имеет привязку к регионам — жителям России не удастся бросить вызов, например, американцам и наоборот.

Mortal Kombat X совершенно точно стоит покупки, если вы планируете звать гостей, умеющих хотя бы держать в руках геймпад. Конечно, все эти испытания-башни и сражения со случайными незнакомцами по сети развлекут и одиночек, но по-настоящему игра раскрывается тогда и только тогда, когда в одной комнате собирается группа друзей, готовая провести мини-турнир «на желание» и просто создать нужную атмосферу. Ну а профессиональные игроки, понятное дело, уже давно разучивают сложнейшие связки из комбо и готовятся состязаться с лучшими из лучших — благо NetherRealm сделала многое, чтобы киберспортивное направление Mortal Kombat набирало новые обороты.

Читайте также: