Might magic x legacy обзор

Обновлено: 06.07.2024

О Might & Magic X мы уже писали — в конце августа прошлого года игру пустили на растерзание публики в ранний доступ, чтобы методом «открытой разработки» привести ее к лучшему виду. Почти полгода разработчики штопали игру, доделывали контент и вносили правки по просьбам и пожеланиям игроков, и вот наконец-то вышел результат. Собираем четверку героев — и вперед. Смотреть, вернулась ли классика или так и осталась там, где ее закопали.

За девять частей серии герои исходили множество миров — не-космические-станции «Варн-4» (в первой Might & Magic) и «Крон» (II), разбитую на стихийные острова Терру (III), облачно-мрачный Ксин (IV, V), два континента и архипелаг цветастого Энрота (VI, VII, VIII) и невзрачный Аксеот (IX). Миры были достойных размеров, со множеством городов, заброшенных замков, пещер, тайн и сокровищ — и научно-фантастическим фоном, который непременно обнаруживался под конец. В десятой же части на откуп отдали не континент и не целую планету, а лишь кусочек знакомого по пятым и шестым «Героям» Асхана — полуостров Эгин на юго-западе Империи Сокола. Бластеры, роботы и затейники-Древние этому миру чужды, так что тут у нас — чистое фэнтези.

Might & Magic X: Legacy

НА ЗАМЕТКУ: подробнее о богатой истории серии, особенностях ее миров и сюжетных перипетиях можно узнать из этой статьи. Девять игр, не считая ответвлений (среди которых и наши любимые «Герои»), больше четверти века жизни — тут есть о чем полюбопытствовать!

Сюжетно игра начинается после событий шестых «Героев», и отсылок, знакомых персонажей и старых конфликтов тут полным-полно. Кое-кто из семейства Грифонов, некоторые герои меча и магии и даже Крэг Хэк, на этот раз пират-пенсионер, — все оказались на Эгине. А тем временем в небольшой портовый городок Сорпигаль прибывает «неистовый квартет» искателей приключений — наш отряд.

Начать придется, как повелось, с создания этого самого отряда. Четыре расы (люди, эльфы, гномы и орки) с тремя классами у каждой и куцый набор навыков — по сравнению с тем, что было в прошлых частях серии, ролевая система бедновата, но подумать тут все равно есть над чем. Можно выбрать баланс: взять воина-«танка», стрелка и двух магов — боевого и целителя. Можно поэкспериментировать и набрать, например, четырех магов — не факт, что подобная партия сможет пережить некоторые сражения, но раз есть простор для творчества, грех им не пользоваться.

Такая важная часть серии, как развитие и рост подконтрольных персонажей, в десятой части не пострадала. По-прежнему с каждым уровнем мы тренируем навыки, ищем учителей и переходим на новые ступени мастерства — от новичков до магистров. Наблюдать за тем, как четверка авантюристов превращается из команды зеленых криворучек в легендарных героев, — большое удовольствие. Этот элемент M&M новые разработчики сумели перенести как положено.

Эгин — небольшая провинция. В нем уместились всего четыре города и пара десятков подземелий, а пройти его из конца в конец можно за десять минут реального времени. Вопрос «почему так ма?!» напрашивается сам собой, но тут придется взглянуть правде в глаза. Limbic, с их средствами и опытом, могли пойти двумя путями — сделать либо огромный, но пустой и бессмысленный мир, либо крошечный, но крайне насыщенный. Они выбрали вторую дорогу, и, как начинает оказываться по мере вхождения в игру, не зря.

Путешествия по полуострову происходят в реальном времени, но дискретно — клетка за клеткой, как в M&M с первой по пятую. Это не понравилось очень многим — ждали все почему-то перерождения более поздних игр серии, хотя ориентиры установились с самого начала разработки. Ничего дурного в дискретности нет и поныне, Legend of Grimrock недавно это успешно доказала. Несмотря на кажущуюся медлительность процесса, компактность Эгина это компенсирует, а для нетерпеливых между четырьмя городами — Сорпигалем, многонациональной Морской гаванью, мегаполисом Карталем и пиратским Крэгом — ходят корабли и экипажи.

Но по Эгину надо странствовать, заглядывая под каждый камешек и дотошно изучая каждый уголок карты. Limbic наполнили каждый закуток хоть чем-то, ради чего стоит туда заглянуть, будь то сундук с трофеями, чей-то домик, чудовище, над златом чахнущее, или очередной фрагмент истории Асхана, изложенный в чьем-то рукописном труду.

Достойной компенсацией размеров полуострова вышел и другой обязательный атрибут любой «партийной RPG от первого лица» — подземелья. Многоуровневые пещеры, замки и руины ломятся от потайных дверей и переключателей, головоломок и весомых трофеев. Тот самый дух Меча и Магии, выражавшийся в «а куда бы еще забраться в поисках приключений, сокровищ и очков опыта», Limbic передали безукоризненно.

Legacy «концентрированная» — и жаль, что все-таки очень небольшая. Решить загадку Обелисков, отыскать всех учителей-магистров и излазить мир вдоль и поперек вполне возможно едва ли не с наскока. Квестов тоже могло бы быть побольше — особенно тех, что не сводятся к прийти-убить-доложить или зачистке очередного полного бандитов замка.

Стоит партии наткнуться на врагов, как игра переходит в пошаговый режим. Здесь сразу же отметаются параллели с Legend of Grimrock — тут куда больше от родных предков, да еще от Wizardry VII с Lands of Lore. Учитывая, что сражаться предстоит почти столько же, сколько бродить по миру, стоит как можно раньше накрепко запомнить, что даже на умеренном уровне сложности враги с отрядом не церемонятся.

Разновидностей противников предостаточно — от ядовитых пауков до взрывающихся при смерти огненных элементалей, — и почти каждый обладает какими-нибудь интересными способностями, осложняющими нам жизнь. Мы же можем противопоставить широкий выбор заклинаний (семь школ, по одиннадцать колдунств в каждой) и воинских приемов, запас зелий и собственную смекалку. Последняя помогает отследить дисбаланс в арсенале. Некоторые умения явно полезнее прочих — вроде «доспехов бога», спасающих от большей части входящего урона, или «часа силы», превращающего отряд в четверку всесокрушающих терминаторов.

Бои начинают понемногу приедаться по мере роста сил партии. Когда появляется магия помощнее и герои начинают спорить по силе с драконами, пропадает зачаровывающая перспектива «стать круче и потом им показать». Врагов принимаются кидать на отряд едва ли не десятками, чередуя воинов, стрелков и магов, добавляя гигантов вроде минотавров и циклопов. Но аккуратный подход и терпение перетирают даже такие дивизии. Одна ошибка, впрочем, все еще может стоить победы.

Might & Magic X: Legacy

Беседуя о ранней версии, мы предрекали, что графика останется слабейшим местом игры. Так и стало, с эстетической точки зрения десятая M &M беспомощна. Портретов для героев мало, ушла памятная по энротской трилогии «кукла» героя, на которой отображается надетая экипировка. В игровом мире встречает мешанина стилей и мотивов, изрядная часть NPC и монстров пришли из пятых и шестых «Героев» и Dark Messiah. Приготовьтесь наблюдать гномьих королей, гнущих спины в кузнице, темных эльфов, перекрашенных в зеленый, чтобы сойти за лесных, и клонированных горожан. которых мы тоже уже где-то видели.

А еще в Legacy чересчур много упрощений и недосмотров, по сравнению со старыми играми. Смерть героев перестала быть обузой, пропали многие вспомогательные навыки вроде ремонта и опознания предметов. в конце концов, теперь вы даже можете разбить лагерь прямо посреди вражьей толпы, и ничего вам за это не будет.

Однако это уже не Might & Magic IX — несмотря на издержки бюджетного производства, в Legacy действительно интересно. Зацепит она далеко не каждого, но если зацепит, то затянет с головой. Не слишком надолго, зато впечатлений будет с лихвой.

Как и ожидалось, появление римской цифры «X» в начале недели на сайте Might and Magic оказалось неслучайным и предвещало скорый анонс новой игры. Этот год вообще является знаковым для Might & Magic: после того как в 2003-м компания 3DO откинула копыта, права на бренд выкупила Ubisoft, и с тех пор прошло уже долгих 10 лет. Это знаменательное событие французы решили отметить с размахом: в этом году выходит ролевая игра Might & Magic X: Legacy, которая станет, за вычетом всевозможных спиноффов, первым полноценным продолжением серии за последние 11 лет.

Разработчики из Limbic Entertainment сулят нам «олдскульный геймплей с новыми правилами». В этом отношении игра сохранит верность традициям, заложенным ее предшественниками: происходящее будет демонстрироваться от первого лица, а все бои будут протекать в пошаговом режиме. Сюжет расскажет историю четырех странников, которые оказываются втянуты в политические интриги города Картал, что в мире Асхан. Некогда процветающая провинция пришла в упадок в результате ожесточенного противостояния конкурирующих фракций, которые грызут друг другу глотки в борьбе за власть. Судьба города будет целиком зависеть от ваших действий. Кроме того, в обязательную программу входит посещение мрачных подземелий и лабиринтов, под завязку набитых ловушками, столкновения с опасными боссами, поиск древних артефактов и многое, многое другое.

Might & Magic 10: Legacy

То, что нас ждет классическая RPG в стиле Might & Magic, становится понятно уже в стартовом меню, предлагающем выбрать три варианта создания партии: по умолчанию, сгенерировать состав случайно или сделать все самому. Мы, естественно, выбрали последний вариант и тут же обнаружили, что ролевая система Legacy в целом укладывается в традиции, хотя и не избежала (во всяком случае, пока) некоторых сокращений.

Как и в большинстве игр серии, партия включает максимум 4 основных персонажа, которые могут представлять хорошо знакомые поклонникам Might & Magic расы: люди, дварфы, эльфы и орки. У каждой из них, естественно, свои преимущества: так, орки наносят повышенный урон демонам, дварфы получают два дополнительных очка здоровья с каждым уровнем, эльфы имеют бонусы к уклонению от атак, а люди начинают игру с дополнительными очками умений.

Последние разбиты на группы. Одни отвечают за мастерство владения разными видами оружия (в наличии меч, кинжал, булава, копья, лук, арбалет, топор), другие — за магическое искусство (всего представлено 7 школ, включая магию воды, земли, воздуха, огня, темное колдовство). Третьи, объединенные под вывеской «Разное», столь же хорошо знакомы: они увеличивают уровень здоровья или маны, шанс избежать урона, эффективность использования двуручного оружия, средней или тяжелой брони и так далее. Как и в Might & Magic 7, каждый навык имеет четыре уровня развития: новичок, эксперт, мастер и «грандмастер». Причем, чтобы достигнуть того же эксперта или мастера, мало иметь свободные очки умений — нужно еще найти соответствующего учителя и заплатить ему денег.

Стартовый набор навыков зависит от класса персонажа. Тут Legacy следует традициям девятой (по мнению многих, самой неудачной) части серии. Свободного выбора специализаций нет. Каждой расе доступны три базовых класса, которые потом, при соблюдении ряда условий, можно будет «прокачать» до более продвинутых вариантов. Так, люди-маги могут стать архимагами, эльфы-лучники — старостами (warden), орки-варвары — подстрекателями (warmonger), а дварфы-защитники — мастерами использования щитов (shield guard).

Кому-то такая система, конечно, не понравится, но в целом она не сильно ущемляет свободу: 12 классов на 4 расы плюс разные условия для получения престижных классов — этого вполне достаточно для того, чтобы получить удовольствие от развития персонажа. Куда больше волнует отсутствие в игре многих классических для серии навыков: ремонта, торговли, обнаружения и деактивации ловушек и скрытых дверей, алхимии, обучения, воровства. И это в конечном итоге сказывается на геймплее не лучшим образом.

Возвращение домой

Впрочем, поначалу игра исключительно радует. Первые же минуты словно возвращают вас в счастливую пору детства и юношества, когда деревья были большими, а компьютерные ролевые игры — увлекательными, настоящими и сложными. Здесь мало что изменилось; разве что добавилась симпатичная современная графика. Мы все так же с видом из глаз перемещаемся строго по клеткам (можно идти только вперед-назад-влево-вправо и поворачиваться на 45 градусов) и сражаемся с пауками, бандитами и нежитью в пошаговом режиме, где все участники драки бьют, защищаются или используют заклинания по очереди.

Might & Magic 10: Legacy

Изучение монстров теперь приравнено не к навыку, а превратилось в отдельный увлекательный процесс.

В самом начале игры нашу группу приключенцев, известных как рейдеры (так Ubisoft явно пытается навести мосты с будущей Might & Magic: Raiders), встречает житель прибрежного городка, где они высадились после долгого плавания, и предлагает провести экскурсию — так сказать, показать местные достопримечательности. Но для поклонников сериала и без него все хорошо знакомо. Вот дом кузнеца, где можно купить новое оружие и отремонтировать старое, вот таверна, где можно переночевать, чтобы восстановить силы и здоровье (здесь реализован суточный цикл, а невыспавшиеся бойцы получают штрафы к характеристикам), вот лавки мага, знахарки и бронника, зал для тренировок, местный гарнизон. И, наконец, церковь, где можно привести в чувство раненых и потерявших сознание героев, вылечить их от болезней и воскресить погибших (потеряв очки здоровья, персонажи сначала теряют сознание, а если продолжают получать урон, то через некоторое время умирают).

Даже если спустя 11 лет после выхода девятой части вы забыли про существование серии Might & Magic, руки и инстинкты все равно помнят. По нажатии клавиши R партия разбивает ночлег даже в чистом поле или на улице — правда, для этого, как и раньше, нужно иметь припасы, пополняются которые в таверне. На месте и традиционная для серии возможность взять в партию дополнительного персонажа, который не будет прямо помогать в сражениях, но даст бонусы. Так, местный скаут поможет быстрее и эффективнее изучать врагов, чтобы обнаружить у них какую-нибудь ахиллесову пяту.

Герои на побегушках

Might & Magic 10: Legacy быстро затягивает в свои сети — прежде всего благодаря большим возможностям по исследованию мира. Абсолютно новый для серии регион Асхана — Agyn Peninsula — манит настоящего приключенца заброшенными храмами и потухшими маяками, темными пещерами, где можно наткнуться на грустного циклопа, охраняющего сокровища, опасными стоянками бандитов, кладбищами, полными призраков, городами, поселками и замками.

Помимо изучения монстров здесь можно собирать какие-то старинные книги с местными легендами, знаниями и даже поэмами, искать сундуки с сокровищами и, конечно, выполнять многочисленные квесты. Сюжет предполагает, что наши рейдеры, прибывшие на земли Agyn Peninsula, чтобы исполнить последнюю волю своего лидера, окажутся втянуты в политические разборки в Картале, крупнейшем городе региона. Однако, едва игроки покинут первый же встречный поселок, сценаристы отпускают их на волю и быстро нагружают многочисленными побочными заданиями.

Квесты традиционные: отнести цветы на могилу, зажечь потухший маяк, найти какую-то утерянную вещь или сокровище, победить шайку бандитов. Да и вообще в Legacy чувствуется дух старинных «олдскульных» RPG. Например, все эти обычные для жанра задания раздают намертво прикованные к земле NPC, которые, в отличие от своих коллег из серии Gothic, не имитируют повышенную жизненную активность, не ходят за водой и не куют мечи у всех на глазах.

Но это не значит, что все здесь сухо и условно. Жители охотно вступают в диалог, делятся слухами, знаниями и забавными историями. Да и юмор им не чужд. В таверне вам расскажут про нападение гоблинов-пиратов, один из которых теперь работает на местной кухне (при желании его можно выкупить), а лидер стражников, выдавая первый сюжетный квест (естественно, доказать свою силу и кого-то победить!), успокоит: дескать, это не будет задание «Крысы в подвале»… оно называется «Пауки в канализации»!

И все бы хорошо, но пока впечатление от игры портят откровенные проблемы с балансом. Если на уровне сложности Adventurer они еще не так заметны, то все истинные поклонники серии, выбравшие Warrior, быстро убедятся, что без навыков ремонта, алхимии и заклинания Town Portal (мы его так и не обнаружили) игра превращается в сплошные забеги из города до первой крупной драки и обратно. Враги буквально не дают спокойно шагу пройти, лечебные зелья у единственной в поселении знахарки не восполняются, экипировка ломается неправдоподобно быстро, день сменяет ночь за пять минут, герои все время ноют от усталости, а постоянные визиты в город быстро истощают запас наличных — тут бы как раз пригодились навыки торговли и воровства.

Десятую часть одного из старейших ролевых сериалов Ubisoft анонсировала за день до PAX East 2013, а на выставке в Might and Magic X Legacy уже можно было поиграть. Мы опробовали демо-версию и заодно пообщались с разработчиками. Ощущения остались противоречивые. Спустя двадцать семь лет с момента выхода первой части франшиза вдруг вернулась в самое-пресамое начало, где мир состоит из клеточек и все ходят строго по очереди.

Might and Magic X Legacy

Для тех, кто начал знакомство с индустрией в последние лет десять, сериал Might and Magic — это в первую очередь «Герои», отчасти Dark Messiah и уж точно — Ubisoft. Но для тех, кто еще помнит словосочетание New World Computing и логотип с пронзающим Землю клинком, «Меч и магия» — прежде всего серия ролевых игр, гремевших с конца восьмидесятых и до рубежа веков. Многое можно вспомнить, в том числе мир, в котором путешествовали герои, — не классическую сказку, а полуфантастическую вселенную с инопланетянами, звездолетами и дроидами.

Закончилась история серии двенадцать лет назад очень печальной девятой частью и продажей торговой марки Ubisoft. Не сказать, что новые владельцы дурно обошлись с «Мечом и магией». Пятые «Герои» и «Темный Мессия» — это уже кое-что. Но основную ролевую серию французы забыли на десять лет.

Однако когда они ее вспомнили, то удивили всех. Возвращение к истокам! К наследию. К пошаговым путешествиям и картам, состоящим из квадратиков.

Might and Magic X Legacy

В первых частях серий Might and Magic, Wizardry и им подобных миры состояли из множества условных клеток, по которым перемещались герои. Разработчикам хотелось сделать вид от первого лица, а трехмерной графики тогда еще не было даже в проекте, поэтому способ отрисовки применялся очень экономный — с каждым перемещением героев по мировой сетке просто меняется фон. Перед картинкой, изображающей пейзаж или коридор подземелья, повесим спрайт врага, добавим минимальную анимацию, цветастые заклинания — получается красиво и убедительно!

Закончилось все это в девяностых, когда трехмерная графика таки появилась. И закончилось понятно почему — кому нужны плоские фоны, когда есть 3D? Впрочем, поначалу многие остались верны старой привычке: например, The Elder Scrolls: Arena, несмотря на псевдотрехмерную графику, использовала все тот же «дискретный» механизм управления из ролевых игр предыдущего поколения.

Что до Might and Magic, то последняя игра с плоскими декорациями — Might and Magic V: Darkside of Xeen — вышла в 1993 году. Шестая часть уже могла похвастаться третьим измерением и разрешала двигаться в любом направлении. Больше разработчики к пошаговым путешествиям не возвращались.

Но вот на дворе 2013 год. В этом году Ubisoft решает вернуться к традициям.

Might and Magic X Legacy

Мир Might & Magic X трехмерный и очень красивый, и «олдскульная» клеточность в нем заметна мало. Играть в пошаговом режиме намного спокойнее: заставив героев и врагов ходить по очереди, разработчики упорядочили геймплей. Уже не подкрадется тихо волк, никто не застрянет в текстурах, не нужно вертеться по сторонам (хотя можно — надо лишь зажать правую клавишу мыши). Знай себе делай шажок за шажком, вспоминая между делом Google Street View, — там почти такое же управление, и камера так же «переезжает» с одной точки на другую.

А когда выходит на бой очередной орк или гоблин, сражение тоже получается пошаговым — типичный пример blob combat, когда враги стоят друг напротив друга и по очереди лупят чем только можно.

Бои сюрпризов не преподнесли. Выбираем заклинание, смотрим на вылетающие цифры. Есть промахи, урон по площади, урон по времени, лечение — все как положено. Не стоит опасаться, что, если гоблин стоит вдалеке, боец с топором будет прохлаждаться без дела. Конечно, в ближнем бою от клинков пользы больше, но даже на расстоянии у любого воина найдется магическая атака — скромный огненный шарик. Если же какому-то персонажу плохо, он может потратить ход на «защиту», снизив вероятность летального исхода.

Might and Magic X Legacy

Двенадцать классов, классические расы (гном, полуорк, эльф, человек), четыре заранее созданных персонажа и вдобавок возможность нанять пару «подручных» — все это неплохо. Но. обычно.

Играть не очень весело — возможно, это проблема демо-версии. Бои следуют один за другим: сделали несколько шагов, сразились, собрали добычу, надели подходящие вещички — двинулись дальше. Освоиться очень легко, все здесь кажется давно знакомым. и как раз это настораживает. Из демо-версии не понятно, в чем основная руководящая «фишка» игры. Стандартный бой, стандартные заклинания, классы, враги. Пока что в активах у Might and Magic только геймплей в стиле ретро, но этим сегодня хвастается каждый третий.

Ситуацию улучшило бы возвращение к сюжетным истокам. Однако разработчики, взяв геймплей начала девяностых, не стали вспоминать про научную фантастику той же эпохи. Перед нами последняя «геройская» вселенная, без единого завалящего звездолета. Конечно, для Ubisoft мир «Меча и магии» важен как единственная в распоряжении фэнтезийная торговая марка. Однако отсутствие дроидов может быть неправильно понято как раз теми, кто тоскует по «пошаговым» играм серии. Хочется верить, что разработчики всего-навсего шифруются.

Что касается пресловутого пошагового режима, то он удобен, но в нем не хватает тактики. С одной стороны — понятное дело, извечная беда жанра. С другой — еще в 2001 году в Wizardry 8 отлично работала система построения отряда, где можно было бойцов выставить впереди, защитить тылы и разместить в центре хлипкие классы. Пример показал, что даже blob combat можно при желании сделать лучше и интереснее.

Не будет в игре и споров между героями, встреч и расставаний, громких ссор и хлопков дверями. А ведь эта «драма» могла бы сделать историю намного интереснее.

Might and Magic X Legacy

Одним словом, туман рассеялся, но по-прежнему не ясно, чем именно будет выделяться десятая часть Might and Magic. Возможно, мы узнаем это позже. Разработчики с гордостью рассказали, что в команду, работающую над Legacy, был взят геймдизайнером активный участник сообщества Celestial Heavens — крупнейшего любительского сайта серии Might and Magic. Это внушает надежду — посланец от ценителей жанра, возможно, поможет разработчикам не ошибиться.

На то, чтобы не ошибиться, осталось полгода — релиз назначен на сентябрь. Не ударить бы в грязь лицом перед Legend of Grimrock 2.

Читайте также: