Метро 2034 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня продолжим обзор мрачной серии книг Дмитрия Глуховского - Метро 2034. Данная книга была выпущена спустя 4 года после первой книги этого цикла.

Действия следующей части происходят спустя год после событий, произошедших в романе «Метро 2033». В центре повествования находится новая проблема, способная уничтожить остатки разумной жизни в метро – страшная болезнь, выкашивающая целые станции. Несмотря на то, что в центре событий находятся уже другие персонажи, и другая сюжетная линия, читатель то и дело будет встречать знакомых ему героев, а по ходу развития сюжета то и дело будут попадаться переплетения с историей Артема – главного героя предыдущей книги. По стилю данное произведение получилось таким же гнетущим и захватывающим, пропитанным атмосферой безысходности, как и предыдущая часть.

Основные события данной книги завязываются на станции «Севастопольская», которая живёт за счёт выработки и продажи электричества другим станциям, в основном – могущественной «Ганзе». Но однажды связь с «Ганзой» обрывается, и, хоть подобное бывало и раньше, в этот раз отсутствие связи подозрительно затянулось. Жители «Севастопольской» понимают, что случилось что-то непредвиденное, но ещё даже не догадываются, что отсутствие связи – лишь предвестник куда более серьезной беды…

Внимание! Сколько людей, столько и мнений. Автор высказывает свою точку зрения, чего и вам желает. Никаких рекламных, либо антирекламных целей не преследую, да и не собираюсь.

В последнее время жанр постапокалиптики настолько популярен, что наравне конкурирует с фэнтези, фантастикой и др. Данный жанр мы можем видеть уже везде: в книгах, фильмах, играх. Однако количество, порой, сильно перевешивает качество. Некоторые сюжеты постапокалиптики порой настолько бредовы и высосаны из пальца, что читать, смотреть или играть в это становится просто невыносимо. Либо сюжет просто ужасен, либо его реализация – обязательно, что- то из этих двух факторов присутствует в описываемых авторами событиях. Но бывают и исключения, и такие, что впиваются своими сюжетами в мозг, а главное душу, и больше не отпускают. Дамы и господа, перед вами обзор на постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского “Метро 2033”.

Немного о сюжете:

Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Москва превратилась в город-призрак, отравленный радиацией и населённый чудовищами. Немногие выжившие люди прячутся в московском метро – самом большом противоатомном бомбоубежище на земле. Его станции превратились в города-государства, а в туннелях царит тьма и обитает ужас. Артёму, жителю ВДНХ, предстоит пройти через всё метро, что бы спасти от страшной опасности свою станцию, а может быть и всё человечество.

На первый взгляд – ну что здесь такого необычного? Да, человечество уже в который раз само себя уничтожает и пытается выжить после собственного геноцида. Да, мутанты заполонили улицы и наводят страх на всех и вся. Людям только и остаётся, что воевать друг с другом за то, что ещё осталось от былой цивилизации – еду, оружие и патроны. Но если посмотреть с другой стороны, то мы увидим, насколько мир Метро 2033 проработан и не банален, в отличие от остальных.

Чего стоит хотя бы проработанность карты метрополитена, которая после апокалипсиса стала образовывать общины на станциях, каждая со своей идеологией и убеждениями. Одни стали строить коммунизм, другие – фашизм. Нашлось место и капиталистам, которые просто удачно разместились, заняв всю кольцевую линию, и бандитам, которые стали наводить свои порядки на захваченных станциях и не только. Есть здесь Полис, который считается культурным центром Московского Метрополитена, и Спарта, орден, который старается защитить все метро от мутантов и бандитов. Существуют и просто свободные станции, или небольшие объединения для того, чтобы вместе выживать. Вообще “государства” в книге описываются очень интересно и правдоподобно. Идеология на той же “Красной линии” просто зашкаливает, отовсюду слышны лозунги из давно ушедшей эпохи. “Рейх” здесь помешан на чистоте крови и антимутантной политике, поэтому все, кто не подходят по “параметрам” подлежат, по их мнению, уничтожению. И вот таких вот штампов в книге масса, и плюс их в том, что все они вписываются в местный сеттинг.

Атмосфера – главный козырь всего романа. Давящие стены туннелей, выходы на вражескую поверхность и разговоры с обычными людьми – все эти аспекты являются составными частями мира метрополитена, в который постепенно начинаешь верить. Всё, абсолютно всё в книге подчинено атмосфере безнадёжности и замкнутости в метро. Когда главный герой находится в тоннелях, мы чувствуем тревогу и незащищённость, а когда добирается до обитаемых и защищённых станций – то и мы начинаем переводить дух. Всё, что происходит в книге, вы пропускаете через себя.
Не смотря на то, что постапокалиптический роман, как правило, предполагает и боевик, но в данном романе на удивление мало стрельбы и боевых действий. Самое страшное здесь происходит не во время стрельбы, а до, или после неё. Но любители экшена тоже разочарованы не будут – он здесь есть и довольно бодрый.

Написан роман очень просто и понятно. Сам автор начал писать роман, когда ему было двадцать лет, поэтому и предназначался как раз именно для читателей этого возраста. Книга вряд ли будет интересна людям старше тридцати, что очень часто записывают роману в большой минус. На мой взгляд – это не правильно, т.к. воспринять то, что описывается в книге может каждый, а вот понравится или нет – это уже дело вкуса.

Великолепно в книге представлены разговоры. Они очень правдоподобны и живы, в них веришь и их хочется читать и слушать. Они не только добавляют атмосферы, но и служат рычагом для подачи историй и баек, что является одной из важнейших частей здешнего миропонимания. Разговоры довольно просты и понятны, не замудрёны и даже обыденны, что вполне располагает к чтению.

Разумеется, не обошлось и без несостыковок. Все они касаются, в основном проработки мира: откуда у выживших взялось такое количество фильтров и патронов, даже если патроны производят, то откуда берутся материалы; откуда берётся столько топлива, даже учитывая, что оно осталось на поверхности, но может ли оно хранится такое количество времени; чем подпитывают костры на кордонах и т.д. Если покопаться, то несостыковок наберётся великое множество.

Но в итоге, плюсы романа очень сильно перевешивают его минусы. Невероятно проработанный мир, отлично переданная атмосфера постапокалиптического мира и выживания людей в метрополитене, хорошо написанный и не тяжёлый текст, интересный и затягивающий сюжет – всё это заставляет перечитывать роман снова и снова. Дмитрий Глуховский проделал замечательную работу – заставил поверить в то, что постапокалиптический роман может быть не только интересен, но и читаем.

Впоследствии выход романа породил целую книжную серию под названием “Вселенная Метро 2033”, где различные авторы издают свою сюжеты под брендом Метро 2033. Однако эти книги будут читать только закоренелые фанаты или те, кто жаждут продолжения. Книги из вселенной даже отдалённо не напоминают то, что описал в своём романе Дмитрий Глуховский. Но тут снова вступает фактор – на вкус и цвет…
По мотивам романа также вышли две игры: Metro 2033 и Metro: Last Light. Обе игры замечательны, получили высокие оценки от критиков и признание фанатов. Они очень точно передают атмосферу книги и богаты на очень хорошие детали. Отлично создатели поработали и с дизайном игры, что только улучшило ощущение восприятия мира Метро 2033.

Стоит сказать, что Дмитрий Глуховский написал целую трилогию романов: Метро 2033, Метро 2034 и Метро 2035. Каждые из этих книг очень разные и не похожи друг на друга. Но о продолжении Метро 2033 я напишу в другой раз…

Ныне покойную THQ можно ругать за многое, но не стоит забывать, что именно THQ в свое время привела GSC Game World к успеху и что во многом благодаря их строгому надзору и постоянным понуканиям мир увидел S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl и «Метро 2033».

К счастью, для 4A Games, создателей «Метро 2033», гибель издателя не стала роковой. Их игру подобрал немецкий издатель Deep Silver, а дату релиза передвинули не так уж и далеко — на май этого года. В итоге украинцы не только ничего не потеряли, но еще и получили дополнительные несколько месяцев на полировку проекта.

Ждать осталось недолго, и накануне релиза мы решили опубликовать финальный материал по игре, собрав воедино все самое важное, что известно о проекте на данный момент, и лично пообщавшись с авторами.

Постапокалиптический бизнес

Разговор с ведущим дизайнером игры Александром Костюком мы не могли не начать с обсуждения банкротства THQ.

«Узнав о банкротстве, мы прежде всего почувствовали сожаление, — говорит Александр. —Мы притерлись друг к другу. Издатель стал лучше понимать, что же за проекты делают эти странные парни с другой стороны Земли, была отлажена коммуникация, строились какие-то дальнейшие планы. Сами THQ основной причиной называли не самые лучшие продажи uDraw, что стало началом снежного кома. И, пожалуй, нет смысла искать одного-единственного виновного — его просто нет».

Metro: Last Light

«В случае самиздата более-менее ясно можно представить себе только выход на РС и только через цифровую дистрибьюцию. Организация классической дистрибьюции (а это консоли в первую очередь), маркетинг, внешнее тестирование, сертификации и многое другое — это то, что тянет машина издателя. А учитывая уровень пиратства на РС, делать ставку только на эту платформу как минимум очень рискованно».

Вот суть игрового бизнеса в двух словах. На РС можно издаваться и самим, но там пиратство, денег мало. На консолях можно зарабатывать деньги, но для продвижения на их рынке необходимо сотрудничество с крупным издателем. Отсюда берутся все бюрократические препоны, споры, скандалы и суды, вроде разрыва Infinity Ward с Activision, — все, что составляет будни игрового производства.

Дорогая моя столица, золотая моя Москва

Но вернемся к самой игре. О Metro: Last Light мы впервые услышали в 2011-м, спустя год после выхода первой части. Многих волновало: сделают ли 4A Games игру по мотивам следующей книги Глуховского или же выходцы из GSC придумают что-нибудь свое? Как выяснилось, украинцы решили продолжить историю Артема, главного героя оригинала. Оно и неудивительно. «Метро 2034» — роман, изобилующий длинными философскими диалогами, и брать его в качестве основы для насыщенной действиями игры, мягко говоря, неразумно.

В Last Light Артему снова предстоит остановить ужасную угрозу, которая, правда, в этот раз исходит не от мутантов, а от самих жителей извилистых туннелей. Грядет гражданская война. Обитатели станций готовы сцепиться друг с другом в борьбе за некое устройство судного дня, хранящееся в бункере Д6, а Артем с его загадочным другом Ханом оказываются в самой гуще событий.

Metro: Last Light

«Мы не можем сейчас рассказать, какие именно фракции вовлечены в конфликт (получится спойлер), но по мере прохождения вам встретятся основные группировки мира Метро. Нацисты, коммунисты, Ганза и кое-кто еще», — рассказывает Александр.

Как и предшественник, Last Light — линейный шутер, в котором большую часть времени вас ведут вперед по сюжету. Зрелищных постановочных сцен станет в разы больше (чего стоит один эпизод с побегом со станции, захваченной фашистами). Кинематографичности добавляет и новая система разрушений: автоматные очереди вздымают вверх нацистские листовки, рушат каменные колонны и реалистично разбивают стекло.

Кстати, о нацистах. Нас удивило количество промелькнувших в кадре свастик — для игры с прицелом на западный рынок, кажется, явный перебор. «Еще по опыту первого Метро мы знали, что в законодательстве большинства стран есть четкая регламентация в отношении использования символик, в особенности нацистских. Так что символика наших фракций разрабатывалась с учетом законодательных ограничений — юридический отдел издателя очень ответственно относится к данному вопросу и попросту заблокировал бы выход игры», — объясняет Александр.

Сорвался с рельс

В узких перегонах держать нас точно не станут. В этот раз по разрушенной Москве придется гулять гораздо чаще — чуть меньше половины времени вы проведете на поверхности. Погодные условия и время суток теперь тоже играют важную роль. Там, наверху, весна, и пока землю орошают дожди — небеса терзают электрические вихри. Столица кишмя кишит различными мутантами, а под покровом темноты из своих убежищ выползают особенно жуткие твари.

Metro: Last Light

Время и радиация сильно преобразили город. В Last Light мы увидим еще более жуткие и зловещие места родной столицы. Яркий пример — «Болото». На этой локации игра внезапно включает Crysis и предлагает добраться до цели несколькими способами. На «Болоте» обитают самые разные монстры, в том числе отвратительного вида пауки и похожие на креветок гигантские твари. Во время атаки «креветка» трогательно закрывает клешнями свою противную морду — надо тщательно выбирать момент для атаки.

«Мы строили прохождение и геймплей, исходя из принципа «не повторяться и постоянно привносить что-то новое для игрока». Уникальные сражения с боссами — вроде битв с библиотекарями в Ленинской библиотеке из оригинальной «Метро 2033» — обязательно будут, таких моментов должно быть достаточно», — уверяет Александр.

Никуда не делись и мирные уровни. В своем приключении Артем посетит Венецию — затопленную станцию метро, чьи жители перемещаются от островка к островку на самодельных плотах и ловят рыб-мутантов. Там же вас ждет главный в Метро публичный дом, бар и непременная стычка с местными бандитами.

Апгрейды, деньги, два ствола

Одна из важнейших особенностей игры — обновленный стелс. Враги адекватно реагируют на звук и, заметив героя, тут же открывают огонь. Выкручивание лампочек и стрельба по котелкам с водой приобрели новый геймплейный смысл — так вы отвлекаете врагов и прячетесь. О том, видно ли вас, подскажут наручные часы Артема (в стиле Стива Возняка наш герой щеголяет хипстерскими часами с газозарядным индикатором; сейчас такие берут себе только модники-богачи, а если наступит ядерный апокалипсис, ими, по версии разработчиков, начнут пользоваться все). Если лампочка на них светится, значит нужно прятаться. Нет — все в порядке.

Metro: Last Light

Лишним поводом положиться на стелс должна стать переработанная система экономики. Патроны АК-47 по-прежнему основная валюта в мире игры — и теперь вам должно быть действительно жалко тратить драгоценные рожки. Дело в том, что в магазинах вы не только покупаете оружие и боеприпасы, но и занимаетесь апгрейдом. Расширенные обоймы, глушители, усилители урона — все это достанется лишь тем, кто научится расходовать боезапас с умом.

«Безусловно, чем больше игрок найдет заводских патронов АК-47, тем лучше и разнообразней он закупится в магазине или, наоборот, сможет приберечь свой неприкосновенный запас для тяжелого момента. Надо ли считать каждый патрон? Если вы будете играть на тяжелом уровне сложности, то подобная рачительность лишней не будет».

4A Games обещают, что в игре станет еще больше элементов survival horror: вы сполна насладитесь спартанскими условиями подземной жизни. Вам придется часто обирать трупы, периодически менять фильтры и счищать ядовитую жижу с забрала защитного костюма. Уверены, любители трудностей будут в восторге.

До релиза Last Light осталось совсем немного времени. Судя по трейлерам, авторы с максимальной серьезностью подошли к продвижению игры. Видно, что 4A Games пытаются заинтриговать и привлечь новую аудиторию. Остается лишь надеяться, что украинцы не подведут и с версией для PS3, с которой студия работает впервые.

Возвращение в разрушенную Москву. 4A Games доработали стрельбу и стелс, добавили открытые уровни и совершенно сногсшибательную графику.

В глубине туннеля

У Москвы, как и у других больших городов, есть свои загадки и тайны, и раскрывать их она не спешит. Дмитрий Глуховский выбрал благодатную тему: леденящих душу рассказов диггеров и метростроевцев полным-полно. 4A Games в своей игре также использовали множество легенд о московском метрополитене — как современных, так и тянущихся еще со времен СССР. И раз уж Артем в Metro: Last Light немало времени будет проводить на поверхности, мы решили не мелочиться и составили список мистических и зловещих мест любимой столицы, на которые интересно было бы взглянуть в следующих частях серии.

Если черный кот дорогу перейдет

Metro: Last Light

О большом черном коте, наворачивающем круги вокруг Музея революции, слышали многие. Призрачный кот стал своеобразным символом Москвы - усатого даже поместили во «Всемирную энциклопедию привидений». Наваждение видело немалое количество людей. По поверью, кот появляется несколько раз в месяц, по ночам, и неспешно, чуть ли не аристократической походкой прохаживается по Тверской улице, распугивая случайных прохожих, - по словам очевидцев, размеры у него и вправду внушительные.

Зловещий перекресток

Metro: Last Light

Перекрестки — излюбленные места демонов и остальной нечисти. Именно тут, по преданиям, чаще всего и совершаются роковые сделки с потусторонними силами. Последствия подобных сделок могут быть самыми разными. О перекрестке на Чистых прудах ходит множество нехороших слухов, но о причинах странных и неожиданных смертей, которые тут постоянно происходят, остается лишь догадываться.

Темная башня

Metro: Last Light

Яков Брюс — один из самых знаменитых русских чернокнижников. Формально Брюс служил при дворе Петра I военным деятелем и являлся одним из его приближенных, но на деле нередко выступал и в роли прорицателя. Несмотря на высокий чин и репутацию талантливого ученого, граф, кажется, ничуть не скрывал своих связей с дьявольской свитой. Его имя окутано множеством слухов, но история о заколдованной башне — одна из самых занятных. Именно в Сухаревой башне Брюс жил и проводил свободное время. Говорят, что он даже хранил там древние фолианты за авторством самого Повелителя Преисподней, а также проводил жуткие эксперименты. Позже башню снесли, но призрак старого чародея можно встретить до сих пор.

Тень прошлого

Metro: Last Light

Центр Москвы — на деле не такое уж и безопасное место. Даже среди скучных офисов, магазинов и государственных построек нашлось место пугающему и необъяснимому. Легенда о нечетком пятне, которое разрастается до гигантских размеров за считанные секунды (по другим сведениям, этот процесс занимает куда больше времени), а затем превращается в великана, чем-то напоминает американские рассказы о Слендермене — монстре, выдуманном пользователями Сети забавы ради. Вот только это самое пятно жители Лубянки видели задолго до изобретения интернета. В разгуливающее по улочкам Москвы существо даже пытались стрелять, да все без толку — чудище как появлялось, так и продолжает появляться.

«Метро: Луч надежды» вторая игра в серии «Метро 2033» по одноименному бестселлеру Дмитрия Глуховского, вышедшая в 2013 году на платформах Windows, PlayStation 3 и Xbox360, а также, через год, на Playstation4 и Xbox One в качестве улучшенной (Redux) версии. В обзоре пойдет речь в большей части именно о Redux версии, но будет затронута и оригинальная игра.

Наверное, самое главное в играх подобных «Metro: Луч надежды» это геймелей. По моему мнению, геймплей в этой части удался, по сравнению с первой часть была улучшена стрельба, добавлены некоторые новые механики. Но при этом ни одна из них не чувствуется абсолютно бесполезной. Также и с оружием. На протяжении игры вы так или иначе попробуете все оружие доступное в игре. Но есть и недостатки. В частности, это механика стелса, которая сделана очень топорно и неинтересно, но при этом необходима для получения хорошей концовки.

Сюжет рассказывает о многих вещах одновременно, но основная история повествует о попытках захвата «последнего Черного» Артёмом в целях убить или изуть, но в последствии этот черный становится «Лучом надежды» для всего метро, ведь из-за комплекса Д6, который нашел Артём в первой части, начала разгораться настоящая война, в которой учувствуют нацисты, коммунисты и орден Спарты. Сюжет пропитан мистикой в хорошем понимании этого слова. Артём на своём пути встречает аномалии, которые показывают катастрофу от лица простых обывателей, которые не смогли спастись в туннелях метро. Конец игры может быть разным в зависимости от ваших действий в игре, но каноничным считается хороший конец, где «последний Черный» спасает Артёма от его решения.

Графика и Атмосфера

Несмотря на то, что игра вышла на стыке поколений графика в игре даже сейчас вполне на уровне, но на поверхности заметны проблемы в оптимизации. За счёт большого количества людей на станциях, постоянных разговоров разных персонажей на протяжении всей игры создается её атмосфера. На некоторых станциях мы можем увидеть, что жизнь до сих пор бьет ключём (Венеция, Большой театр) несмотря на то, что вокруг постап и к войне готовятся 3 сильнейших стороны метро. Где-то видно насколько далеко зашла подготовка к войне и какие средства используются для этого.

Учитывая то, что DLC даются бесплатно при покупке Redux издания, то и оцениваться они будут соответственно, все миссии DLC короткие и большинство представляют собой уровни из Метро 2033 и LL, кроме «Башни» и «Комплекта разработчика». В общем и целом пройти один раз стоит, но не более того

Не смотря на некоторые недостатки в игру определённо стоит поиграть и 1 прохождение не использовать никаких гайдов, а просто слушать, смотреть и играть в своём стиле,а уже потом, при желании, получить хорошую концовку

Читайте также: