Metro 2033 когда вышла

Обновлено: 04.07.2024


Сегодня Metro 2033 исполнилось десять лет. Вспоминаем об одном из самых ярких боевиков 2010 года, который сумел доказать, что и бывшие советские республики могут выпускать по-настоящему высококлассные видеоигры.

В нашей с вами любимой индустрии хватает примеров видеоигр, о которых никто не вспомнит спустя пару лет после их выхода. Сегодня ты рубишь мечом неприятелей, а завтра — сорян, братка, есть развлечения получше. В 2010 году схожую судьбу прочили Metro 2033 от украинцев из 4A Games. Пророчества не сбылись, и десять лет спустя Metro — это известная, любимая и уважаемая среди геймеров серия. В прошлом году мы уже успели написать рецензию на последнюю на данный момент часть цикла под названием Metro Exodus. Сегодня же настало время рассказать о шутере, который положил начало приключениям Артема из московской подземки. Поверьте, поговорить есть о чем.

Трэш на рынке — трэш везде

Чтобы понять, почему в год выхода игры на боевик делали ставку лишь отчаянные поклонники вселенной «Сталкера», необходимо немного прояснить контекст. Представьте себе, что вы живете в эпоху, когда сочетание слов «игра родом из СНГ» звучала почти как оскорбление. Все нулевые авторы отечественных «шедевров» совместно с тематической прессой кормили геймеров всевозможными обещаниями. Чего мы тогда только не видели и какую только лапшу с ушей не сбрасывали. О, нам обещают убийцу Doom 3? Ну, тогда почти наверняка получим никудышный шутер. Что характерно, предсказания сбывались.


Разумеется, хорошие игры тоже выходили. Можно вспомнить довольно неплохую Heroes of Might and Magic V от умельцев из Nival, «Анабиоз: Сон Разума» от украинской Action Forms, ряда других стратегических и тактических проектов. Однако в стройной шеренге трэша отечественного и околоотечественного разлива искать что-то выдающиеся было сродни попытке зарыться с головой в уделанный жидким дерьмом унитаз ради того, чтобы нащупать дорогую сердцу запонку. Занятие, может быть, смысла не совсем лишенное, но дюже странное.

Да и зачем, если на рынке хватает действительно шикарных предложений от европейских, американских и японских студий. Очарование от отечественного геймдева сошло на нет вместе с пиар-кампанией Lada Racing Club. Разумеется, «Лада» была сугубо российской кучей мусора, а «Метро 2033» — боевик, создаваемый в Украине бывшими разработчиками «Сталкера» и, вообще, выпускают же соседи отличные квесты про Холмса. Так-то оно действительно так, но в 2010 еще никто в здравом уме и трезвой памяти не разделял на «свою» и «чужую» индустрию экс-СССР. Все варились в одном котле и загибались тоже плюс-минус дружно.

Metro 2033 исполнилось десять лет: как одна игра спасла репутацию разработчиков из СНГ

И вот примерно в такой обстановке и вышла десять лет назад Metro 2033. Вышла с шумом и помпой — издательство «Акелла» не пожалело денег на продвижение и пиар нового блокбастера. Всякая точка по продаже дисков пестрила плакатами, журналисты наперебой рассказывали о работе 4A Games, форумы полнились первыми отзывами. И… они были преимущественно положительными. Геймеры на полном серьезе сравнивали новинку с ведущими западными боевиками и наперебой советовали друг дружке бежать в магазин.

Дескать, и атмосфера у игры «что надо», и локации аутентичные и, вообще, это же адаптация романа Глуховского, а этот товарищ фигни не напишет. Разумеется, журналисты отзывались о дебюте 4A Games чуть более сдержанно — указывали на ошибки, сетовали на первоисточник. В общем, толпу напрямую не поддерживали, но и не записывали приключения Артема в стопроцентный трэшак. Напротив, говорили, что вышло здорово, но не без ошибок.

Взгляд с другой стороны

Автор этих строк в то время как раз находился в оппозиции к мнению большей части обитателей форумов. Причина была самая что ни на есть банальная. Metro 2033, конечно, нельзя было отказать в некотором очаровании, однако с общекультурной точки зрения работа 4A Games, равно как и, прости господи, «роман» Глуховского, находилась на уровне чуть выше плинтуса. Говорящий почти что на фене Бурбон, непонятно откуда взявшиеся «братки», повсеместная совдепия, бойцы Красной линии — смотреть на все это мракобесие не было ни сил, ни желания.

Metro 2033 исполнилось десять лет: как одна игра спасла репутацию разработчиков из СНГ

И дело не в том, что украинцы, гады этакие, показали Москву как-то не так — от первоисточника убежать было нельзя, а в книге хватало всякого. Москва после ядерной катастрофы, по мнению Глуховского, обязательно должна выродиться в подземную версию заокеанской Брайтон-Бич — со всеми атрибутами умершей империи. И это действительно бесило. Вместо нормального сеттинга — спекуляция на лубочных образах. Персонажи — картонки. Геймплей… А вот о нем давайте поговорим чуть подробнее.

Формально 4A Games попыталась сделать самый банальный скриптовый шутер. Все, что требовалось от геймеров — это бежать от точки к точке, отстреливать монстров и недружественных обитателей подземки, смотреть скриптовые ролики и поражаться графике, которая в 2010 год действительно удивляла своим уровнем. «Ничуть не хуже, чем у западных аналогов», хотелось воскликнуть, но… увы, нет.

Metro 2033 исполнилось десять лет: как одна игра спасла репутацию разработчиков из СНГ

Несмотря на весь хайп, лоснящуюся от эффектов картинку и прочее в том же духе, Metro 2033 не могла конкурировать с действительно хорошими боевиками. Если сражения с людьми еще доставляли хоть какое-то удовольствие, то вот когда на сцену выходили монстры, то хотелось пробить фейспалмом лицо. Более «резиновых» противников в те годы надо было еще поискать. Стрелять по ним было сплошное мучение — нет, речь не идет про сложность. Просто скучно до одури.

Или местный стелс. Он удручал. Во-первых, в силу абсолютно скриптовой природы, а во-вторых, из-за кривой механики и самого факта своего присутствия в игре. Если вы проходили в 2010 году Красную линию на Xbox 360, то прекрасно понимаете, о чем идет речь. Криво, косо, занудно, раздражающе. И все это на фоне бесподобной работы арт-дизайнеров. Местная подземка и редкие вылазки на поверхность действительно запоминались. В особенности Библиотека. Ей-богу, более атмосферной локации во всех российских/украинских видеоиграх той поры не сыскать было.

Теплый прием

В общем, неоднозначно воспринималась Metro 2033. Однако с высоты сегодняшнего дня отлично видно, что авторы все правильно просчитали. Причем мы сейчас не про русскоговорящих геймеров говорим — труд 4A Games по достоинству оценили по всему миру. Западная пресса на удивление благосклонно отнеслась к шутеру, а некоторые критики и вовсе расхваливали экшен на все лады. 81 балл из 100 возможных на Metacritic — это вам не шутки, столько далеко не все западные игры получают, чего уж говорить про творение родом из бывшей советской республики.

Metro 2033 исполнилось десять лет: как одна игра спасла репутацию разработчиков из СНГ

Свою лепту в популяризацию Metro 2033, конечно, внес и тот факт, что некоторые сотрудники 4A Games прежде трудились над культовым S.T.A.L.K.E.R. — еще одним шутером, который крайне тепло приняла англоязычная публика. В общем, все закрутилось. Да так резво, что сегодня 4A Games — это одна из немногих восточноевропейских студий, которая может НА РАВНЫХ конкурировать с ведущими западными компаниями. Этакая CD Projekt RED от мира боевиков. И все это благодаря крайне удачному дебюту.

Есть во всей этой истории и еще одна деталь. Дело в том, что именно Metro 2033 сумела доказать, что разработчики из бывшего Советского союза могут и умеют делать действительно классные видеоигры без скидок на страну происхождения. По сути, Украина стала этакой кузницей талантов. В то время как российские авторы пили валерьянку и либо закрывались и уходили с рынка, либо переобувались в воздухе и начинали покорять мобильную/казуальную нишу, наши ближайшие соседи выпускали полномасштабные хиты для самой широкой аудитории. Да, их было немного, но ведь были же!


Фактически 4A Games сумела разрушить миф, что в бывшем советском лагере создается один лишь трэш исключительной силы. И это действительно очень важно. За один этот факт оригинальной Metro 2033 можно простить и «резиновых» монстров, и отвратительный совково-люмпенский колорит с «базаром по фене» и прочим арго. Игра-легенда, блин, как ни крути. И сегодня ей исполнилось десять лет.

Обложка

английский
французский
немецкий
польский
итальянский
испанский
шведский
венгерский
корейский
сербский
болгарский
чешский
словацкий
турецкий
финский
португальский
датский
греческий
словенский
литовский
хорватский
голландский
норвежский
персидский
азербайджанский
тайский
китайский
японский
грузинский
эстонский
румынский
арабский
украинский

исходник

У этого термина существуют другие значения, см. Метро 2033 (значения). Это статья о книге. Об одноимённой компьютерной игре см. Metro 2033.

Место действия романа — Московский метрополитен 2033 года. Главный герой, двадцатичетырёхлетний Артём со станции «ВДНХ», должен пройти через все Московское метро, чтобы спасти свой единственный дом — и все человечество.

Содержание

Сюжет

В статье присутствуют серьёзные спойлеры. Если не уверены, что ознакомлены с тем, что здесь предоставлено, читайте на свой страх и риск, либо покиньте страницу.

На станции появляется загадочный человек по фамилии Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, что в возрасте десяти лет именно он с друзьями случайно открыл гермоворота, отделяющие Ботанический Сад от эскалаторов, ведущих на поверхность, и именно по их вине Чёрные стали проникать в Метро. Перед походом к мёртвой станции, Хантер берёт с героя обещание, что если он не вернётся через сутки, Артём доберётся до Полиса, разыщет там сталкера по прозвищу Мельник и передаст тому запаянную гильзу с посланием от самого Хантера.

Пройдя спокойный участок туннеля, напарники попадают на Проспект Мира — станцию, где круглосуточно работает самый большой в Метро базар. Артём, сдав своё оружие на хранение, прогуливается по торговым рядам, пока Бурбон решает «дела» с местным начальством. Закончив с этим и покинув станцию, герои попадают в тот самый нехороший туннель, о котором попутчик предупреждал Артёма. Пройдя несколько десятков метров, Бурбон вдруг начинает нести несуразицу и, спустя минуту, бессознательно падает на шпалы. Артём, который решил дотащить тело Бурбона до станции, встречает философа, представившегося Ханом. Хан соглашается помочь Артёму в выполнении его задания. Поверив бродячему старику, Артём идёт вместе с ним до Сухаревской, оставив тело бывшего напарника в тёмном туннеле по совету Хана. Отдохнув на станции и немного узнав о своём новом спутнике, Артём идёт вместе с ним и ещё несколькими людьми, также ошивавшимися на станции и с которыми едва не случилась перестрелка (благо Хан, используя свои гипнотические способности, убедил одного из них не стрелять), в сторону «Китай-города». У брошенной и тёмной «Тургеневской» Хан чувствует, что в туннеле впереди таится страшная опасность, и говорит, что надо идти по параллельному пути. Большая часть отряда не верит ему, уходит дальше и погибает. В итоге до Китай-Города доходят лишь трое человек: Артём, Хан и бородатый толстяк Туз, по удачному для стечению обстоятельств вовремя сбежавший от группы смертников. На станции герои, пройдя таможенный пункт, разбредаются: Артём идёт в бар, а Туз остаётся с Ханом. Спустя некоторое время на платформу нападают головорезы с «Третьяковской» и в общей суматохе Артём теряет из виду своих спутников. Он бежит по туннелю, в котором скопилось огромное число беженцев, к «Кузнецкого Мосту», по пути познакомившись со стариком, назвавшимся Михаилом Порфирьевичем (и спасая его от сердечного приступа), а также его внуком, Ванечкой, страдающим умственной отсталостью. Переночевать на Кузнецком Мосту им не удаётся, поскольку Михаила Порфирьевича, ранее рассказывавшего плохое о красных, преследуют подслушавшие его агенты КГБ. Троица бежит в сторону занятой фашистами «Пушкинской». Артёма и Михаила охрана пропускает, но Ванечка, в порыве приступа ярости укусивший фашистского офицера, погибает от его выстрела. Артём не выдерживает смерти ребёнка и расстреливает этого же офицера из автомата.

По пути к библиотеке Десятый (напарник Мельника) спасает Артёма от манящих кремлёвских звёзд. Попав в здание ленинской библиотеки, пройдя несколько залов, герои сталкивается с её обитателями — библиотекарями. Рейнджеры остаются отражать атаку мутантов и приказывают Артёму с Данилой продолжать поиски без них. Молодые люди направляются в книгохранилище, где Артём безуспешно пытается найти Книгу. Случай (у Данилы развязался шнурок) разделяет напарников, а когда Артём вновь обнаруживает Данилу, тот сидит со вспоровшим ему животом библиотекарем. Перед смертью Данила, умолявший Артёма убить библиотекаря, а потом — добить его, успевает сказать Артёму, что бы тот забрал конверт с наградой из его нагрудного кармана.

Вернувшись к Мельнику, он узнаёт, что у Десятого в результате одной из атак библиотекарей оказались повреждены ноги. Группа вынуждена спешно удаляться из библиотеки, так и не найдя Книгу. Подойдя к метро, Мельник сообщает Артёму, что дороги в Полис ему больше нет, так как книгу он так и не нашёл, к тому же убит посол браминов. Полковник приказывает ему пройти по поверхности до станции «Смоленская» и ждать его там. Артём выдвигается по Новому Арбату, но в один момент замечает, что за ним следят мутанты. Пройдя ещё немного, существа решаются на атаку, и Артём, спасаясь, забегает в один из заброшенных домов. В квартире он находит фотографию, на которой, предположительно, изображены он и его погибшая от атаки крыс мама. Он забирает фото с собой, в надежде опросить об изображении женщины своего отчима по возвращении. Выждав немного, Артём продолжает путь и с большим трудом добирается до Смоленской. Начинается атака мутантов, но Артёма, у которого заклинивает автомат, спасают смоленские дозорные.

Проникнув в сеть правительственных туннелей Метро-2 и миновав несколько заброшенных перегонов, отряд выходит на станцию, предположительно расположенную под Кремлём. Тут же выясняется, что на станции обитает некое существо, имеющее аморфное тело и умеющее применять психологическую атаку, предположительно, мутировавшее биологическое оружие. В результате атаки существа гибнут Делягин, Оганесян и Олег, попавшие под психическое воздействие биомассы. Антон, до этого находившийся в беспамятстве от парализующего яда дикарей, приходит в себя и спасает остальных. Бросив в существо бак от огнемёта и на время обезвредив её, Мельник приказывает разделиться: Артём вместе с Ульманом должен подняться на Останкинскую телебашню и координировать ракетный удар, пока остальные осмотрят базу и приведут местные ракетные установки в действие. Артём и Ульман благополучно выбираются из Д-6 в туннеле у Маяковской и, пройдя на «Белорусскую», направляются к «Проспекту Мира», где у Ульмана назначена встреча. На станции Артём узнаёт, что выходы из ВДНХ скоро будут взорваны, так как сдерживать атаку чёрных больше нет сил. Он отпрашивается у Ульмана и встретившего их ещё одного рейнджера, Павла, сходить на ВДНХ и договаривается встретиться со спартанцами у выхода на поверхность. Придя на станцию, он встречает своего отчима и узнаёт, что Женька убит. Ничего не узнав у Сухого про женщину на фото, Артём поднимается наверх и обнаруживает, что прямо в вестибюле станции ВДНХ располагается гнездо огромного летающего монстра-птеродактиля. Артём прячется от него в заброшенном пункте обмена валюты и за то время, пока мутант кружит над местностью, читает записи на стенах, оставленные пережившей бомбардировку девушкой. Через некоторое время к ларьку на бронированной пожарной машине подъезжают Ульман с Павлом и подбирают Артёма. Машина достигает башни, и группа поднимается наверх, откуда наблюдается городище чёрных в Ботаническом саду. Ульман передаёт группе Мельника координаты гнезда. Внезапно у Артёма начинаются видения, из которых он узнаёт, что чёрные вовсе не собирались враждовать с людьми. Наоборот, существа пытались через Артёма наладить с человечеством контакт и построить вместе с ним симбиотическое общество. Артём пытается установить с мутантами ментальную связь, но в это время ракеты достигают цели.

В бессилии, Артём срывает с лица противогаз и спускается домой, в метро.

Персонажи

Главные герои

Второстепенные персонажи

    — бродячий философ. Помогает Артёму дойти до Китай-Города, там же и исчезает. Как выясняется позже, Хан отправился на ВДНХ, где передал записку отчиму Артёма. Александр Сухой — отчим Артёма, замначальника станции ВДНХ. Хантер — солдат Ордена, отправившийся на ВДНХ, чтобы узнать об обстановке с чёрными. Ушёл на разведку в Ботанический сад, поручив Артёму отправится в Полис. Дальнейшая судьба раскрывается в «Метро 2034». Женька — лучший друг Артёма, отправившийся с ним и другими на станцию Рижская. По возвращению на ВДНХ был выставлен в дозор, в котором погиб от своих же. Бурбон — первый напарник Артёма, от Рижской пошёл с ним до Сухаревской. В туннеле, ведущему к станции, потерял сознание и, предположительно, умер. Туз — напарник Артёма и Хана, толстый бородатый контрабандист. Дошёл с ними до Китай-Города. Михаил Порфирьевич — старик с Конфедерации 1905 года. Был подобран вместе с внуком-аутистом Артёмом в туннеле к Кузнецкому Мосту. По прибытии в Рейх, был пойман. Умер там же от сердечного приступа. Русаков — комиссар Первой Интернациональной Бригады. Вместе с товарищами спас Артёма от виселицы на Тверской. Марк Савёлов — дозорный станции Павелецкая, мечтает мигрировать на Ганзу. Проиграл с Артёмом на крысиных бегах, в последствии чего был отправлен на Ганзу, где год чистил туалеты. и Евгений Дмитриевич — жители станции Полянка. Призраки. Данила — молодой брамин Полиса. Был отправлен вместе с Артёмом в Великую Библиотеку на поиски Книги, где был смертельно ранен библиотекарем. По собственному желанию был добит Артёмом. Антон — ракетчик со станции Киевская. Вместе с Артёмом попал в плен к червепоклонникам, но был вызволен отрядом Мельника. Помог наводить ракеты на логово чёрных. Олег — сын Антона. Был похищен дикарями, из-за чего отец вместе с Артёмом отправились на его поиски. Был пожран биомассой на правительственной станции Метро-2. Ульман — рейнджер из группы Мельника, весельчак и балагур. Вместе с Артёмом и Павлом поднялся на Останкинскую телебашню и помогал наводить ракеты.

Упоминаемые персонажи

Выход

Первый вариант романа был размещён в 2002 году в интернете, в печатном виде впервые выпущен издательством «Эксмо» в 2005 году, переиздан издательством «Популярная литература» в 2007 году.

На европейском литературном конкурсе EuroCon роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года. «Метро 2033» стал сверхпопулярным и положил начало серии книг «Вселенная Метро 2033». По сюжету романа создана компьютерная игра Metro 2033.

В 2015 году, после выхода романа «Метро 2035», «Метро 2033» переиздали в твёрдой обложке в том же стиле, что и первую часть трилогии.

«Метро 2033» разошлось тиражом больше чем в полмиллиона экземпляров и удостоилась переводом на десятки языков. По её мотивам была выпущена одноимённая компьютерная игра, а также уже несколько лет планируется экранизация.

Критика

Несмотря на коммерческий успех критики встретили роман прохладно:

Окончательный же вывод о романе таков: он ни очень уж хорош сам по себе, ни откровенно плох. Автор создал его, то ли точно вычислив целевую аудиторию — любителей компьютерных игр в жанре «шутер» и «квест» в возрасте от 12 до 25 лет — то ли угодил в неё случайно, создавая текст «под себя». Это не упрек Автору — констатация факта. В компьютерных играх персонажам не свойственно задаваться вопросами «почему?» и «для чего?» — в них даже «зачем?» даётся вводной: ставится задача, иди — исполняй!

Metro 2033 - что это за игра, трейлер, системные требования, отзывы и оценки, цены и скидки, гайды и прохождение, похожие игры Метро 2033

Metro 2033 — приключенческий постапокалиптический шутер с видом от первого лица для одного игрока. Вселенная Metro рассказывает историю жителей Москвы, город которых оказался уничтожен ядерным ударом в 2013 году. Единственным спасением оказалось метро, которое вообще-то задумывалось как бомбоубежище.

Человечество влачит жалкое существование на станциях, контролируемых различными группировками (от нацистов до коммунистов). На некоторых станциях и вовсе беснуются монстры, перемещаться по станциям в одиночку опасно. Но самую большую опасность представляет поверхность, находиться там долгое время равносильно смерти.

Видео

Metro 2033 — трейлер запуска:


Скриншоты

Несколько лучших скриншотов из Metro 2033:

Последние и новые скриншоты смотрите в галерее.

Системные требования

Минимальные системки для игры:

  • Windows XP
  • Процессор: Intel Core 2 Duo
  • 1 Gb ОЗУ
  • nVidia GeForce 8800

Подробные и рекомендуемые требования к PC ищите на странице системных требований для Metro 2033.

Даты выхода

Metro 2033 уже вышла на PC, Xbox 360.

Полный список дат выхода и платформ смотрите на странице релизов.

Где купить игру со скидкой?

VGTimes ищет и сравнивает цены на Metro 2033 в разных магазинах, чтобы вы могли купить игру дешевле, чем в Steam, PS Store и других официальных сервисах дистрибуции.

Сейчас Метро 2033 продается в таких магазинах, как Plati, GameMarket, GamePark и других. Самая низкая цена, которую нам удалось найти - 399 рублей. Игру можно активировать в Steam.

Вот некоторые актуальные предложения:

    в магазине GameMarket за 399 руб в магазине Gamivo за 912 руб в магазине Gamivo за 735 руб в магазине Eneba за 947 руб в магазине HRK Game за 1076 руб

Еще больше скидок и вкусных цен ищите здесь.

Предыстория игрового мира

Metro 2033 (Метро 2033) - Предыстория игрового мира

Вселенная Metro развивается в альтернативной реальности и начинается в 2013 году после мирового ядерного конфликта, когда Россия, Китай и КНДР обменялись ракетными ударами со странами НАТО. Изменения климата превратили северное полушарие в ледяную пустошь, а подъем уровня воды уничтожил всю прибрежную инфраструктуру. Государства стерты с лица Земли, миром правит анархия,

В Москве, где развивается действие Metro 2033, люди укрылись под землей, превратив станции метро и бункеры в свой дом. Но вместо того, чтобы объединиться, немногочисленное население разделилось по идеологическим, религиозным или шкурным интересам, кто-то просто пытается выжить. Частенько придется пробиваться с боем.

Сеть метрополитена заброшена и разваливается, изолируя станции физически, из-за чего приходится выбираться на поверхность, где самые жесткие условия выживания. Приходится петлять между разрушенными зданиями, избегать патрулей местных военизированных банд, разнообразных мутантов, опасного уровня радиации и наведенного пси-излучения. Из-за нехватки фильтров, патронов и нормального оружия одиночки как можно быстрее убираются с поверхности обратно в метро.

Metro 2033 – практически коридорный шутер, игровые локации небольшие, но тщательно проработаны – на станциях идет какая-никакая жизнь, люди ругаются, общаются и торгуются, несмотря на ничтожный уровень жизни и свое бедственное положение. Иногда на локациях можно встретить ответвления к интересным событиям, припасам, дневникам или тайным проходам.

Все локации сделаны мрачными и зловещими, прекрасно передают атмосферу постапокалипсиса, всеобщего запустения и глобальной катастрофы. Перемещаясь между станциями, персонаж может услышать странные шумы, увидеть непонятные вспышки и словить другие визуальные глюки.

Сюжет и персонажи

Metro 2033 (Метро 2033) - Сюжет и персонажи

Главный герой Metro 2033 – молодой мужчина Артем, выросший после ядерной войны на станции ВДНХ и воспитанный отчимом. Как все привязан к родной станции, помогает её жителям, работает на фабрике, учится стрелять и оборонять родной дом, который находится на границе «обитаемой зоны».

На этой ветке метрополитена уже несколько лет неспокойно – крайние станции вымирают под атаками жестоких мутантов Чёрных, приходящих с поверхности и мучающих людей телепатическими галлюцинациями. На момент начала событий игры очередь дошла и до ВДНХ – уже несколько её жителей умерли после дозора от пси-воздействия Чёрных.

Друг отчима просит Артема сообщить о появлении Чёрных в Полис – крупнейшую и могущественную станцию метрополитена, дружелюбную к ВДНХ и другим обычным станциям — и просить у них помощи в уничтожении Черных. Однако ВДНХ слишком далеко от центральных станций метрополитена, поэтому Артему предстоит пройти очень сложный путь, полный самых разных опасностей.

Повествование Metro 2033 линейно, как и сама игра, и сосредоточено на историю одного человека, стремящегося спасти свою станцию любой ценой. Основные детали сюжета рассказывает сам Артем, другие можно узнать во время кат-сцен и диалогов, подслушивая разговоры местных. Частенько герои просто разговаривают между собой, не отвлекая игрока от геймплея.

Особенность сюжета — многочисленные второстепенные персонажи в роли попутчиков – они присоединяются к Артему буквально на 2-3 миссии, после чего достигают своих целей, умирают или пропадают. Постоянное взаимодействие создает ощущение живого и открытого повествования.

Геймплей и одиночная игра

Metro 2033 (Метро 2033) - Геймплей и одиночная игра

Будучи стандартным коридорным шутером, Metro 2033 предлагает двигаться вперед и большинство проблем решать силой своего оружия, но можно пытаться пройти игру в стелсе.

Сюжет тесно переплетен с геймплеем, поскольку, в зависимости от стиля прохождения, у игрока будет одна из двух концовок – основная или альтернативная. Совершая плохие поступки и зажимая ресурсы, игрок получит плохую концовку, в то время как за хорошие поступки, помощь, поддержку ресурсами и минимум убийств – альтернативную.

В оригинале у стелс-режима были проблемы, поэтому большинство игроков выбирало шутерную механику прохождения. Этому способствовало и то, что повсюду были расположены сигнальные ловушки, поднимающие станцию по тревоге и провоцирующие нападение людей (мутантов), когда единственный шанс выжить и пройти дальше – перебить всех из пулемета, спрятавшись за укрытием.

В распоряжении игрока небольшой арсенал, состоящий из часто встречающегося самодельного оружия и редкого промышленного, дошедшего со времен ядерной войны. Есть также гранаты и метательные ножи. Население метро не сильно экспериментирует с оружием из-за дефицита патронов.

Люди научились производить кустарным методом патроны, но те обладают низкими убойными свойствами. В то время как промышленные патроны 5,45 являются местной валютой – за них можно выменять что угодно… или использовать против особо опасных врагов.

В Metro 2033 разнообразный бестиарий, созданный на базе придуманных в романе существ. Поскольку во время конфликта стороны использовали не только ядерное, но также химическое и бактериологическое оружие, под этим воздействием животные изменились и слились в устрашающие организмы – помеси крыс, собак и кошек, свиней и кротов.

У всех мутантов есть своя зона обитания – некоторые встречаются только в метро, другие предпочитают жить на поверхности и редко появляются под землей, третьи, как «Библиотекари» и «Демоны», просто не могут спуститься под землю из-за своих размеров.

Мутантам прописали определенную логику поведения. Самые простые, «Кикиморы», всегда атакуют стаей и разбегаются, когда теряют численное преимущество, вертлявы и быстры. «Орложук» — прямоходящее насекомое со скелетом птицы и мордой орла, укрытый толстой хитиновой броней — охотится в одиночку и нападает в темноте, всегда идет напролом.

Летающий «Демон» выслеживает свою добычу и пикирует на нее сверху, поднимает в воздух и сбрасывает. Из-за своих размеров и возможности летать являются самыми опасными противниками.

Важные особенности

Metro 2033 (Метро 2033) - Важные особенности

  • Интерфейс приближен к реальности – никакой шкалы здоровья и выносливости, индикаторов состояния брони и числа патронов в обойме, удобной карты. Противогаз закрывает обзор. Маршрут можно определить лишь примерно, по компасу.
  • Сюжет в игре несколько отличается от того, что был в книге, но можете не сомневаться за его увлекательность — редактированием и доработкой под игровые стандарты занимался автор вселенной «Метро» Дмитрий Глуховский.
  • Разработчики сделали игровую механику максимально близкой к жестокой реальности пост-апокалипсиса: приходится учитывать отдачу оружия и экономить патроны, шум привлекает внимание врагов, а дефицит всего не дает возможности устроить «кровавую баню» аки Рэмбо.

Похожие игры

Игры как Метро 2033 - похожие

Вот несколько игр, которые больше всего похожи на Metro 2033:

Смотрите весь список похожих игр здесь и выбирайте, какая из представленных игр больше всех напоминает Метро 2033. Там же вы сможете добавить новую игру в список похожих.


Metro 2033 — видеоигра в жанрах FPS и Survival horror. Сюжет игры основывается на одноимённом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Разработкой игры занималась украинская компания 4A Games, большинство сотрудников ранее работали в GSC Game World, которая является разработчиком «S.T.A.L.K.E.R.» по мотивам произведения братьев Стругацких «Пикник на обочине».

«Metro 2033» разошлась свыше 1,5 млн копий. Такой результат считается провальным. Это связано с тем, что американский издатель «THQ» подошёл к рекламированию проекта недостаточно ответственно. По словам старшего вице-президента по глобальному маркетингу Рич Уильямса, «Metro 2033 хорошо встретили игроки и оценили критики, но нам стоит признать, что тогда THQ очень мало рекламировала проект, о чём мы очень сожалеем. Поверьте, Metro: Last Light мы будем рекламировать достойным образом» .

Разработка и выход

«4A Games» была основана бывшими сотрудниками GSC Game World, ушедшими за год до выхода S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, в частности Алексеем Шишковцовым и Александром Максимчуком — программистами, принимавшими участие в разработке движка X-Ray, который применялся в серии игр S.T.A.L.K.E.R. . Игра использует мультиплатформенный движок 4A Engine, портированный на Xbox 360 и Microsoft Windows. Существуют споры, основан ли этот движок на предрелизной версии X-Ray (как это утверждает Сергей Григорович, основатель GSC Game World , а также пользователи, видевшие снимки экрана в комплекте средств разработки SDK 4A Engine, отмечая визуальное сходство, общие ресурсы и технические изменения предрелизного демо 4A Engine, сделанные после скандала с GSC Game World), или он является собственной разработкой (по утверждению 4A Games и Олеся Шиховцова в частности , который утверждает, что бессмысленно переделывать движок X-Ray для поддержки игровых консолей). 4A Engine использует поддержку PhysX, улучшенный искусственный интеллект игры, а также консольный SDK для Xbox 360 . Версия для IBM PC-совместимых компьютеров включает в себя поддержку DirectX 11 и описывается как «любовное послание PC-игрокам» благодаря решению разработчиков «сделать PC-версию очень даже феноменальной» .

19 февраля компании THQ и 2K Games анонсировали поддержку игрой последних новшеств в программном обеспечении и сервиса цифровой дистрибуции Steamworks. Это позволило игре «Metro 2033» пользоваться такими возможностями Steam, как внутриигровая поддержка загружаемого контента и автообновление.

22 октября 2009 года компания THQ официально объявила о том, что именно она будет издателем игры «Metro 2033». Было заявлено, что игра выйдет в начале 2010 года для ПК и Xbox 360. Вместе с этим заявлением был выпущен игровой трейлер .

2 ноября 2009 года российский издатель и локализатор компания «Акелла» объявила о подписании договора с THQ об издании «Метро 2033» на территории России и стран СНГ .

На выставке компьютерных игр ИгроМир 2009, которая проходила с 5 по 8 ноября включительно, демонстрировалась игра «Metro 2033». Демоверсия была представлена десятью уровнями. На ИгроМире и после него журналисты Absolute Games взяли подробные интервью у креативного директора 4A Games Андрея Прохорова и Дмитрия Глуховского .

В первых роликах, опубликованных в конце 2009 года, использовался подзаголовок игры «Fear The Future» / «Страх грядущего» .

В анонсе игры использовался подзаголовок «The Last Refuge», но при официальном выходе игры THQ от него отказалась .

17 мая 2013 года вышел сиквел игры — Metro: Last Light, продолжающий оригинальную историю.

22 мая 2014 года было анонсировано переиздание Metro Redux, в рамках которого обе игры прошли ремастеринг как с графической, так и с геймплейной стороны. Релиз состоялся 29 августа 2014 года для персонального компьютера, игровых приставок Xbox One и Playstation 4.

Игровой движок

«Metro 2033» использует игровой движок 4A Engine, разработанный компанией 4A Games, создателями игры. ПК-версия игры использует PhysX в качестве физического движка . Юджеш Десай (Ujesh Desai) — вице-президент GPU-направления NVidia — заявил по этому поводу: «Метро 2033» может похвастаться наиболее продвинутой графикой и PhysX-эффектами, которые мы видели. Исходя из того, что мы пока посмотрели, можно сказать, что эта игра будет одним из витринных образцов 2010-го года" .

17 февраля 2010 года THQ официально сообщила о том, что ПК-версия игры будет поддерживать стереоскопический режим изображения, который будет достигаться при помощи технологии nVidia 3D Vision. Второй особенностью ПК-версии будет поддержка движком API DirectX 11. Depth of Field и тесселяция персонажей будут доступны только на DirectX 11.

Движок не поддерживает вертикальную синхронизацию.

Сотрудник компании THQ Хью Бейнон (Huw Beynon) сообщил, что потратив много времени на доработку движка 4A Engine, компании удалось добиться его качественной работы на PlayStation 3, однако версия проекта для консоли от Sony была отменена по стратегическим соображениям .

Геймплей

Сюжет игры разворачивается в постапокалиптической Москве , преимущественно в московском метро , всё начиная (после запуска идёт часть одной из последних миссий) со станции, где вырос главный персонаж Артём (он родился примерно за три года до войны), но иногда игроку приходится выбираться на поверхность для выполнения определённых миссий и в поисках чего-либо ценного.

Локации в игре отражают мрачную атмосферу туннелей метро, хотя и сделаны более зловещими, чем в реальности. Часто происходят странные эффекты и шумы, и иногда игроку приходится полагаться лишь на эти вспышки, чтобы найти путь в кромешной тьме. На поверхности игроку грозит ещё большая опасность, поскольку там присутствует радиационное излучение, также приходится все время носить противогаз из-за отравленного воздуха . Вода часто также оказывается радиоактивной, и даже небольшое её касание может отнять жизнь.

Часто локации запутаны, при этом в игре нет какого-либо варианта карты, оставляя игроку выяснять направление лишь при помощи компаса. В игре отсутствует шкала здоровья, и следить за здоровьем персонажа приходится лишь вслушиваясь в его сердцебиение и наблюдая брызги крови на экране, являющиеся показателями состояния персонажа и степени его ранения. В игре нет экранного индикатора, показывающего степень изношенности фильтров в противогазе персонажа. Вместо этого игроку предлагается следить по наручным часам, циферблат которых разделён на три зоны, соответствующих степени изношенности фильтров, что вынуждает игрока регулярно обращаться к ним, чтобы не пропустить момента когда потребуется замена фильтров. Противогаз также отражает своё состояние в виде трещин на стекле, предупреждая игрока о потребности в новом противогазе.

Интерфейс игры содержит традиционные элементы дисплейных индикаторов, таких как, например, индикатор амуниции и список оставшихся фильтров для противогаза и инъекций адреналина (медаптечек). Выпущено дополнение «Ranger Pack», которое полностью отключает все индикаторы, оставляя возможность посмотреть индикаторы глянув на часы.

Ещё одним ключевым фактором является управление амуницией. Для АК присутствуют два вида боеприпасов 5,45×39 мм: довоенные патроны, являющиеся эквивалентом денег — «золотые» патроны и современный кустарный аналог. Патроны для остального оружия подобных аналогов не имеют.

Сюжет

Пролог

Артём, главный герой игры, вместе с человеком по имени Мельник поднимаются из Метро-2 через концертный зал имени Королёва. Они оказываются наверху, на руинах Москвы. Неподалёку располагается Останкинская телебашня, куда они и держат свой путь. На поверхности герои встречают трёх людей из отряда Мельника, после чего на группу нападают мутанты…

Завязка

Бурбон и Хан

Когда становится ясно, что возвращения Хантера ему уже не дождаться, парень начинает свой путь в Полис. Со станции ВДНХ он завербовывается на караван до станции Рижская. В обходном тоннеле караван столкнулся с аномалией и последовавшей за ней атакой упырей. С трудом добравшись до станции, Артём сталкивается с мелким бандитом Бурбоном, который предлагает ему стать напарником в походе до станции Сухаревская. Пробравшись через опасные тоннели, населённые бандитами и мутантами, напарники попадают на станцию Проспект мира, откуда Артём во второй раз после войны попадает на поверхность. После того, как герой игры и его напарник попадают через вентиляционную шахту на Сухаревскую, Бурбона ловят бандиты. Добравшись к хозяину станции, Артём смог спасти напарника, однако главарь бандитов убивает Бурбона. Тут появляется Хан — загадочный человек, тайно помогавший Артёму на Сухаревской. Отправившись вместе с Ханом, Артём исследует опасное место — заброшенные туннели, которые живые существа предпочитают обходить стороной. Потом оба прибывают на Тургеневскую — проклятую станцию, которая регулярно подвергается атакам мутантов. Артём спасает жителей станции, после чего Хан отправляет Артёма на станцию Кузнецкий Мост.

Война

Кузнецкий Мост — независимая станция, однако на ней множество агентов коммунистической Красной Линии. Попав на неё, Артём сразу же вызывает подозрение и едва был арестован, но его спасает друг Хана, Андрей Мастер. Выбраться из станции можно было только отправившись на линию фронта. Артём, при помощи Андрея, тайно пробирается в багажное отделение дрезины. Отправившись на передовую, он оказывается в самом центре боя между коммунистами и неонацистами. Во время боя он попадает в плен к нацистам, которые готовятся казнить Артёма, но в последний момент его спасают два сталкера — Ульман и Павел. Артём показывает им жетон Хантера, и Ульман приказывает Павлу отвести Артёма на так называемую Чёрную станцию, где они должны будут позднее встретиться. Павел и Артём крадут бронированную дрезину и пытаются проехать через блок-посты, выдавая себя за нацистов. Их обман раскрывают и начинают преследовать в туннелях на дрезинах и танке. По пути Павла убивают напавшие мутанты, а Артём добирается до станции Павелецкая, где принимает участие в обороне станции от нашествия мутантов. Но нагрянувшая аномалия уничтожает защитников станции. Выживший после аномалии Артём отправляется на уже покинутую людьми станцию Павелецкую, где сталкивается с выжившим ребёнком по имени Саша, с которым он добирается до эвакуированных жителей. Приведя Сашу к матери, Артём выбирается на поверхность. По дороге к Чёрной станции он сталкивается с фашистским аванпостом — стало ясно, что станция уже оккупирована врагами. На Чёрной станции Артём встречается с Ульманом, с которым он отправляется в Полис.

Полис и Д6

В Полисе Артём показывает жетон Хантера Мельнику, рассказывает совету станции про угрозу и просит помощи. Однако Совет в помощи отказывает ввиду недостатка ресурсов и людей, которые требуются для войны с фашистами, да к тому же считает Артёма суеверным парнем с окраины. Надежда появляется, когда Мельник обещает свою помощь в борьбе с чёрными и спасении ВДНХ, тем самым спасая и остальные станции. Мельник планирует найти Д6 (Метро-2), чтобы добраться до ракетных установок и уничтожить логово чёрных. Точный вход в Д6 был потерян в результате ядерного удара, поэтому сталкерам приходится выбираться на поверхность и идти в Российскую государственную библиотеку, чьи военные архивы хранят документацию о расположении Д6. Из-за ранения Данилы, одного из сталкеров, Артёму пришлось отыскать архив самому, пробираясь через опасные места библиотеки, населённые агрессивными мутантами — «библиотекарями». Найдя документацию и выйдя из библиотеки, Артём встречается с Мельником и Ульманом, с которыми он уезжает в базу Ордена, расположенную в церкви на поверхности. Там он вновь встречает Хана, который предостерегает Артёма от опрометчивых решений и насилия. Собрав отряд из шести человек, среди которых хороший техник Владимир, Артём и Мельник отправляются в тоннели, на поиски Д6. Открыв запечатанные гермодвери, ведущие в тайный комплекс, отряд сталкивается с ордами упырей, однако с потерями отбивается. В Д6 выжившие сталкеры находят ракетный командный центр, но в нём не оказывается электропитания. Артёму и Мельнику приходится вручную перезапустить реактор центра. Добравшись до реактора, Артём и Мельник сталкиваются с некой биомассой, которая, вероятно, является результатом мутации биологического оружия. Биомасса не даёт Артёму и Мельнику запустить реактор с пульта, и Артём запускает реактор вручную, удалив краном замедляющие стержни в рабочей зоне реактора. Это лишает биомассу энергии, но не убивает её окончательно. Добравшись до поезда, Артём берёт навигационную установку с лазерным целеуказателем и вместе с Мельником с помощью монорельса отправляются к Останкинской телебашне.

Далее игра продолжает пролог. Единственные выжившие после нападения мутантов, Мельник и Артём, оставив Владимира за компьютером управления и Ульмана для его охраны в комплексе, собираются разместить лазерный целеуказатель для ракет из Д6. Для этого нужно забраться на самую высокую точку Останкинской телебашни. В течение похода Мельника ранит демон. Артёму предстоит в одиночку завершить путешествие.

Концовки

В игре возможны две концовки.

Каноничная

Концовка, отражающая события книги Метро 2033. В конце игры Артём отражает ментальную атаку чёрных и наблюдает как ракеты уничтожают их логово. В Metro: Last Light именно эта концовка является каноничной и имеет продолжение.

Альтернативная

После отражения ментальной атаки Артём видит перед собой раненого чёрного, тот просит сохранить им жизнь. Дальше всё зависит от игрока: если выстрелить в установку с лазерным целеуказателем, то чёрные выживут и больше не будут нападать на людей, если подождать, то ракеты будут запущены и аналогично канону черные будут уничтожены.

В финале каждой концовки Артём смотрит на рассвет, обсуждая свой поступок.

Связь с произведением Глуховского

Сюжет «Metro 2033» основан на романе «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Действия игры проходят в той же самой вымышленной вселенной, в том же самом сеттинге, а протагонистом в игре является Артём, главный герой романа. Сюжет игры схож с сюжетом одноимённого романа: игроку необходимо добраться со станции ВДНХ к Полису и предупредить всех о надвигающейся угрозе. Однако в игре есть возможность получить альтернативную концовку, отличающуюся от сюжета источника.

Ричард Уильямс (Richard Williams), вице-президент управления глобальными брендами THQ, заявил о связи разработчиков с Дмитрием Глуховским: «„Метро 2033“ погрузит игроков в ужасающие видения будущего. 4A Games тесно работала с Дмитрием Глуховским, чтобы привнести в неё уникальный игровой мир, захватывающую, кинематографичную историю и невероятную атмосферу, которые могли бы соперничать с любыми конкурентами в своем жанре» .

Сам Дмитрий Глуховский так прокомментировал игру :

Я ждал этой игры больше, чем все остальные — с того самого момента, как семь лет назад закончил работу над самой первой версией „Метро 2033“. Я долго привередничал, отклонил несколько предложений. Мое кредо: найди талантливых людей и предоставь им свободу действий. В случае с 4A все обстояло именно так. И то, что у ребят из 4А получилось в итоге - просто великолепно. В неё будет интересно играть всем — и тем, кто никогда не читал саму книгу или книги из серии „Вселенная Метро 2033“, и тем, кто живёт в этой вселенной уже несколько лет.

Саундтрек

В интервью после выставки ИгроМир 2009, Андрей Прохоров рассказал о музыкальном сопровождении игры. Над саундтреком работают два композитора: Алексей Омельчук и Георгий Белоглазов, больше известный под псевдонимом своего коллектива Anthesteria. «Музыки будет много, не только dark ambient, хотя и он тоже. Она будет передавать настроение разных станций», — рассказал Прохоров .

Критика

Зарубежная

Игра получила довольно положительные отзывы, набрав 81/100 баллов и 77/100 на портале Metacritic для ПК и Xbox 360 версий соответственно.

Журнал Game Informer похвалил её, поставив 9 баллов из 10. Дакота Грабовски с портала GameZone оценила игру в 8 баллов из 10, заявив следующее: «Каждый FPS синглплеера заслуживает потраченного времени любителей, поскольку 4A Games и THQ смогли замечательно рассказать замечательную историю. Её мир увлекает, приглашая игроков в многочисленные походы с большим вниманием к мелочам, которые 4A Games реализовало в окружающем игрока мире. Metro 2033 — это замечательный представитель своего жанра и я с нетерпением жду её продолжения, которое вполне может оказаться ещё более сочным» .

В телевизионной программе X-Play игре была выставлена оценка в 3 балла из 5, причём рецензент отметил отличную атмосферу игры, внимание к деталям, а также то, что в игре есть действительно несколько пугающих моментов. Однако, критик отметил и то, что они «недостаточно воспользовались пугающей атмосферой». Говоря, что игра обладает действительно пугающими моментами, критик отмечает, что «никогда не удается закрепить испуг». Автор утверждает, что назначение кнопок на джойстике Xbox 360, вероятно, является «не совсем продуманным», но эта проблема не касается пользователей ПК. В заключение, критик говорит, что эта игра — «в общем, заслуживающая уважения попытка, если только вы не ожидаете от неё такой же глубины как, скажем, от Fallout 3» .

На сайте GameSpot выставлена оценка игры 7,5 баллов из 10 версии для Xbox 360 и 8 баллов из 10 ПК-версии, похвалив атмосферу, но при этом отметив проблемы с искусственным интеллектом и анимацией .

Читайте также: