Metal gear solid 4 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Серия Metal Gear насчитывает вот уже двадцать лет. Уникальный сеттинг, созданный Хидео Кодзимой, привлекал и продолжает привлекать миллионы поклонников по всему миру. Еще больше любят серию за нетривиальный сюжет, полный сюрпризов, суровой романтики и щемящих сердце эмоций. Скоро выходит последняя, завершающая часть похождений Снейка, и в ней маэстро Кодзима обещает продемонстрировать нечто невероятное. Глобальную историю, охватывающую события прошлых серий и расставляющую все точки над «i». Красивейшие ролики, которые уже вполне можно называть игровым кинематографом. В конце концов, даже святая святых - фирменная стелс-механика - подверглась серьезным изменениям. Чем в итоге окажется Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, покажет только время. Но некоторые подробности вы сможете узнать уже сейчас, прочитав наше превью.

События MGS4 развернутся в ближайшем будущем, в 2015 году. Земля к тому времени исчерпает большую часть природных ресурсов, и самым выгодным бизнесом станет ведение войн. По всему миру начнут появляться PCM (Privat Military Companies) – частные военные батальоны, вооруженные по последнему слову техники, и готовые вершить правосудие того, кто больше заплатит. Постепенно на вершине нового бизнеса утверждаются пять крупнейших PCM, армии которых состоят из солдат с имплантированными нано-машинами. Такие войска можно полностью контролировать – точно знать их местоположение в любой момент времени, отдавать беззвучные приказания, полностью лишать воли и свободомыслия.



Тот, кто контролирует армии, способен задавать тон любой войне. А тот, кто может контролировать войну, находится в двух шагах от абсолютной власти… Тревожный звонок раздается слишком поздно. Правительству становится известно, что все пять компаний-лидеров контролируются одной организацией – «Внешними Небесами» (Outer Heavens), у руля которой стоит Ликвид Оцелот (Liquid Ocelot). К этому времени суммарная военная мощь частных компаний уже превышает показатели армии США, поэтому у правительства не остается другого выбора, кроме как призвать «к ружью» старого знакомого.

Сюжет MGS4 стартует с того, что Снейка, постаревшего, но все еще крепкого вояку, посещает полковник Кэмпбел. Короткий обмен приветствиями, и емкая фраза: «Мы нашли его…». Имеется виду Ликвид Оцелот – главный оппонент Снейка в игре. По донесениям разведки, он был замечен вместе с личной армией в одном из городов Среднего Востока.

Несмотря на то, что события первой части игры протекают где-то в средне-восточном регионе, это – всего лишь одна из доступных локаций, которых в финале окажется намного больше. Точно известно, что крупная часть игры пройдет в Южной Америке. Причем, разработчики делают ставку именно на эту локацию. «Южная Америка в MGS4 – это место, в котором вы мечтали оказаться все 20 лет существования серии», - заявляют создатели… и не раскрывают больше никаких подробностей. Зато точно известно, что представители армии Ликвида Оцелота будут разниться от локации к локации.



Прибыв на место, Снейк первым делом решает встретиться с группой информаторов, которые отслеживали последние перемещения Ликвида. И буквально тут же мы знакомимся с новой системой игровых брифингов. На связь со Снейком выходит его старый друг и соратник Отакон. Причем, делает это довольно оригинально – при помощи особого устройства под названием Metal Gear Mark II. Это на удивление шустрый коммуникатор, оснащенный крупным ЖК-экраном, видеокамерой и массой других полезных функций. Что примечательно (реклама, конечно, но куда сейчас без этого) – в «груди» Metal Gear Mark II работает знаменитый процессор Cell, тот самый, на котором основана консоль PlayStation 3.

Таким образом, помимо чисто звуковой информации, во время диалогов будет показываться и окошко с видео. Самого Снейка во время разговоров видно не будет, зато Отакона продемонстрируют не раз – например, сидящим где-то в офисе, в полностью смоделированной трехмерной комнате. Старый вояка сможет даже немного осмотреться в апартаментах Отакона с помощью камеры.

Кроме того, диалог можно будет поставить на ускоренную «перемотку», зажав всего одну кнопку на геймпаде, и, отпустив ее, вернуться к нормальной скорости разговора. Можно будет прокручивать воспроизведение и в обратном порядке – например, для уяснения пропущенных деталей. Синхронизация губ с произносимым текстом изначально подгоняется для версий с разными языками. Подгоняется вручную, поэтому общение между персонажами теперь станет гораздо реалистичнее.



Одним из первых заданий Снейка на Среднем Востоке будет «добраться до точки встречи с информаторами». Поскольку уровни в MGS4 имеют разветвленную структуру, добраться до цели можно несколькими путями. Например, «приняв влево», Снейк вскоре окажется в переулке, заблокированном отрядами солдат во главе с огромным БМП, вооруженным автоматическим крупнокалиберным пулеметом. Эта «машинка» простреливает всю улицу в пределах видимости, и начинает огонь моментально, едва кто-то чужой оказывается в зоне поражения. Конечно, можно попробовать прорваться с боем, добраться до ракетницы, и вывести бронетехнику из строя… Или же пойти другим путем. Выбрав правый маршрут, Снейк вообще сможет избежать контакта с солдатами, зато ему вдоволь придется поползать на животе по развалинам зданий, пробираясь через рухнувшие балки и перекрытия.

Игровая механика, в общих чертах, осталась той же – никуда не делись и фирменная «война из укрытий», и тихая нейтрализация ничего не подозревающих врагов. А вот метод контроля всех действий изменился по сравнению с предыдущими играми. Разумеется, в лучшую сторону. По сути, весь интерфейс теперь сосредоточен на одной-единственной кнопке – «треугольнике». С помощью нее Снейк перекатывается по земле, карабкается по лестницам, перепрыгивает через препятствия. В любой момент времени на экране показывается удобное меню, в котором отображается перечень доступных в данный момент действий, привязанных к определенной точке игрового уровня. Изредка придется использовать возможности геймпада SIXAXIS. Например, для того, чтобы открыть крышку мусорного контейнера, достаточно резко приподнять игровой контроллер. Подобных моментов обещают реализовать множество.



Однако наиболее существенные инновации произошли в управлении стрельбой - появилась грамотная система авто-наведения. Если игрок ее активизирует, то все враги, оказавшиеся в поле зрения Снейка, станут подсвечиваться еле заметными рамками. Настроившись камерой на нужного оппонента, игрок фиксируется на нем, зажав L1, после чего может стрелять на поражение и одновременно кружиться вокруг него. Просто и удобно. Более опытные игроки смогут отключить систему авто-наведения (это разрешается делать «на лету», прямо во время игры). И теперь при нажатии на L1, камера будет принимать положение «из-за плеча». Кстати, вид в этом положении можно легко менять на «правоплечный» или «левоплечный» – в зависимости от обстановки, удобства прицеливания и собственных предпочтений.

Отныне степень «заметности» Снейка можно будет увидеть сразу – посредством удобного интерфейса. Во-первых, о смене обстановки вокруг героя подскажет слух – в напряженный момент музыка сменится со спокойной на тревожную. Во-вторых, об этом проинформируют визуально. Вокруг Снейка располагается интерактивный круг, который представляет собой симбиоз старого радара и датчика опасности. Во время спокойной обстановки круг будет неподвижным, однако в момент обнаружения, он станет «волноваться», а когда по герою начнут стрелять – окрасится красным. Каждый «пик» кольца указывает направление на определенного врага, а его величина – на то, как близко тот находится к герою.

Оппонентам в угоду реалистичности «удалили» промежуточные состояния тревожности – теперь у них есть только два вида реакции на окружающее: спокоен (не видит Снейка) и в состоянии «на взводе» - заметил Снейка, готов стрелять. В обычном режиме солдаты неспешно патрулируют район, разговаривают друг с другом, и занимаются прочей рутиной. Если же поднимается тревога, они тут же зовут подмогу и начинают прочесывать территорию до тех пор, пока не убедятся, что все спокойно.



Еще чуть ниже, под «психометром», расположится индикатор стресса, связанный непосредственно с боями. Когда Снейк тихо-мирно сидит в тени, индикатор показывает «ноль». Во время обнаружения он подскакивает на пару пунктов. Ну, а когда герой улепетывает вниз по улице, сопровождаемый свинцовым ливнем и бомбардировкой окрестных зданий, индикатор начинает зашкаливать. В такие моменты у Снейка случается выброс адреналина, благодаря чему резко повышается точность стрельбы, а вред, получаемый от ранений, снижается вдвое. Подобная благодать длится секунд 15 (с момента достижения пика стресса), так что этим нужно пользоваться с максимальной выгодой.



Впрочем, несмотря на родовую склонность Снейка к «тихому» урегулированию вопросов, в MGS4 будут ситуации, когда о всяком гуманизме и скрытности придется позабыть. Теперь боевые миссии протекают совершенно в ином ритме – Снейк носится по уровню, используя для устранения врагов весь доступный арсенал. Пистолеты, штурмовые винтовки, дробовики, пистолеты-пулеметы, снайперские винтовки и даже противотанковые ракетницы - к услугам игроков лучшие образцы военпрома будущего.

Разнообразия в «горячие» миссии, несомненно, добавит возможность модернизации оружия. Например, на типичную штурмовую винтовку можно прикрутить: сверху - оптический прицел, а снизу – подствольный гранатомет или фонарик. Кроме того, буквально каждое оружие, включая холодное, будет иметь альтернативной режим атаки. Так, кинжал Снейка на первых порах сможет только резать глотки, но с модернизацией обзаведется функцией электрошокера.

В жарких боевых эпизодах помощь Снейку окажет национальное ополчение. Речь идет не только о банальной поддержке огнем. «Местные» по мере необходимости будут снабжать Снейка оружием и припасами. Для того, чтобы завоевать их расположение, седовласому герою потребуется самая малость – не открывать по ним огонь. А раненых «повстанцев» можно даже подлечивать с помощью аптечек из личных запасов. Впоследствии исцеленные начнут относиться к Снейку более лояльно, и даже не будут открывать ответный огонь, если он их случайно «зацепит».



Немало интересного можно будет творить и с помощью радиоуправляемого робота-коммуникатора Metal Gear Mark II. Во-первых, его можно использовать для разведки уровней и общей рекогносцировки территории. Во-вторых, шустрый агрегат неплохо справляется с «успокоением» одиночных противников (за счет встроенного электрошокера). Ну и, конечно, не лишней окажется «снабженческая» возможность - Metal Gear Mark II способен помочь Снейку с боеприпасами и подзарядкой его чудесного маскировочного костюма… На костюме стоит остановиться подробнее.

Ранняя рекламная компания MGS4 проходила под лозунгом «No place to hide» - «Негде спрятаться». По сути, это ознаменовало построение игровых уровней с учетом новых возможностей Снейка. Его Octo-Camouflage Suit в прямом смысле слова творит чудеса. Стоит Снейку прижаться к какой-либо поверхности – как маскировочный костюм тут же принимает аналогичную раскраску, делая своего обладателя практически невидимым. Правда, на ранних видеороликах можно было наблюдать забавную ситуацию - враги в упор не замечали не только Снейка, но и его неизменно черные ботинки, а также «висящие в воздухе» нож и пистолет. Либо эти нюансы устранят в конечной версии, либо это останется проявлением тонкого юмора разработчиков.

Помимо маскировочного костюма, небесполезным в работе окажется прибор под названием «Solid eye», который Снейк носит на левом глазу, как повязку. Это высокотехнологичное устройство подсвечивает на карте расположение всех врагов, союзников и даже оружия, которое можно подобрать. Кроме того, Solid Eye позволяет рассмотреть ситуацию на поле боя в деталях, поскольку обладает функцией увеличения и системой «ночного зрения». Ну, а режим инфракрасного видения позволит определить местоположение практически всех врагов на уровне – даже тех, которые скрываются за стенами.



Помимо нескольких вариаций солдат, оснащенных различным оружием, на поле боя Снейка будут поджидать и более серьезные оппоненты. В частности, двуногие шагающие роботы Gekko, вооруженные крупнокалиберными пулеметами и ракетами. Эти полуорганические киборги необычайно проворны, умеют прыгать на десятки метров и даже взбираться на высокие здания. Они полностью контролируются компьютерным интеллектом и обладают продвинутой поисковой системой. Места, в которых обычная видеокамера оказывается неэффективной, легко «проверяются» специальными гибкими щупами с тепловизорами, поэтому спрятаться от Gekko будет весьма непросто. Впрочем, ни один, даже самый мощный рядовой солдат не сравнится по сложности с боссом…



MGS 4 должна стать одной из самых «людных» частей сериала, поскольку в ней мы повстречаем не только новых персонажей, но и очень многих старых знакомых. К примеру, в конце первой миссии Среднего Востока, Снейк добирается к месту встречи с информаторами и обнаруживает там Рыжеволосую Мерил Сильвербург (Meryl Silverburgh) и ее «Крысиный Патруль» - специальный отряд, санкционированный вести наблюдение за Ликвидом.

На более поздних этапах появится доктор Наоми Хантер (Naomi Hunter) – крайне миловидная брюнетка с выдающимися округлостями и не менее выдающимся IQ. Неизвестно, что именно за открытие она совершила, но за ней ведет охоту сам Ликвид Оцелот, так что нашему герою предстоит потратить немало времени на защиту девушки. Еще один интересный персонаж – темнокожий торговец оружием Дребин и его маленькая серая обезьянка (Little Gray). Этот парень помешан на фокусах, розыгрышах и газировке в жестяных банках. Помимо вышеперечисленных персон, «засветится» в игре и маленькая девочка по имени Санни, которая наверняка будет играть значимую роль в повествовании, однако, какую именно – загадка.


Metal Gear Solid невозможно оценить объективно. Что сказать, современная классика. А с шедеврами, как известно, никакие устоявшиеся техники и приемы работать попросту не могут. Просто потому, что это нечто идущее от той субстанции, которую мы зовем душой. Вы можете быть не согласны, но мы считаем, что вся серия Metal Gear Solid одно из самых ценных и важных наследий человечества. Произведение на стыке - литературы, кино, музыки - нечто большее, чем просто игра. Философское размышление на тему самой сути человеческой природы; завуалированное послание гения будущим поколениям в виде "всего лишь" видеоигры.



Metal Gear Solid невозможно оценить объективно. Что сказать, современная классика. А с шедеврами, как известно, никакие устоявшиеся техники и приемы работать попросту не могут. Просто потому, что это нечто идущее от той субстанции, которую мы зовем душой. Вы можете быть не согласны, но мы считаем, что вся серия Metal Gear Solid одно из самых ценных и важных наследий человечества. Произведение на стыке - литературы, кино, музыки - нечто большее, чем просто игра. Философское размышление на тему самой сути человеческой природы; завуалированное послание гения будущим поколениям в виде "всего лишь" видеоигры.


insertLinkedImg


Последний штрих


И то, что началось давным-давно, сегодня - подходит к концу. Нет, конечно, мы не верим в то, что Хидео Кодзима завершит одну из самых главных эпопей в индустрии. Но история Солида Снейка завершается здесь и сейчас. Долгожданная Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots связывает воедино все нити сценария, которые так долго плела Kojima Productions. Здесь даны ответы на все мучавшие нас на протяжении десятилетия вопросы. Ни одна мелочь не была оставлена без внимания, ни одна из многих сюжетных линий не оборвалась.


insertLinkedImg


Мы узнали всё! И, признаться, до сих пор не можем прийти в себя от увиденного, услышанного и прочувствованного. Неожиданно, но Guns of the Patriots эмоционально сильнее, чем любая другая Metal Gear Solid. Практически вся игра - это одна большая лестница из Metal Gear Solid 3. Знаете каково это? Во время прохождения четвертой серии через вас пройдут все главные человеческие эмоции. От гнева и ненависти до любви и восхищения. Но главное, конечно, в другом.


insertLinkedImg


Вы задумаетесь. Какие мысли вас посетят, к каким выводам вы придете, что решите для себя - все это индивидуально. Каждый увидит здесь что-то свое, что-то очень личное. Metal Gear Solid 4 глубока настолько, что ничего подобного в видеоиграх никогда не встречалось, и вряд ли встретится впоследствии. Признаться, большинство литературных произведений не смогут тягаться по силе воздействия с творением Кодзимы. В будущем мы еще долго будем гадать, что же хотел сказать автор. И вряд ли раскроем эту тайну полностью.


insertLinkedImg


Размышления на тему


По количеству видеороликов, диалогов и событий четвертая часть - самая насыщенная. Огромное количество персонажей (собрание почти всех героев саги) и самый большой в сериале охват локаций. Но важнее другое - размышления. Над самыми важными проблемами человечества: какова судьба нашего вида, зачем и с чем мы приходим в этот мир, для чего живем, что делаем, как меняемся, что будет дальше. Через призму взаимоотношений выдуманных персонажей можно увидеть себя, все человечество разом.


insertLinkedImg


Guns of the Patriots полна "мощных" моментов, и фразы (вроде "Legends are usually bad news. There's not a lot of difference between heroes and madmen. ". Вольный перевод: "С легендами не все так просто. Герои и сумасшедшие мало чем отличаются. " - прим. ред.) из нее обязательно растащат на цитаты. Что же касается самой игры, как таковой, то по сравнению со всеми предыдущими Metal Gear Solid, это - без сомнения огромный шаг вперед. Наконец-то мы получили послушную (и, главное, удобную) камеру, наконец-то было подправлено управление (Снейк стал слушаться команд с джойстика, куда охотнее) и многое другое. Например, рукопашные схватки стали насыщенней (больше ударов, возможность их комбинировать) и появилась возможность делать апгрейды оружия, и приобретать (а не находить на земле) новые пушки. Причем возможности его улучшения весьма богаты. Даже богаче, чем требуется непосредственно геймплеем.


insertLinkedImg


Шпион, который. взял и умер


Новые возможности в виде использования крошечного Metal Gear MkII (для разведки и для устранения неприятелей) и войны на разных сторонах (вы можете принять сторону Частных Военных Компаний или же Повстанцев) весьма неплохо вплетены в общую канву повествования. Но, к сожалению, не все так гладко. Например, вы можете все время сражаться на стороне повстанцев против ЧВК, но, если, не дай бог, ваша пуля нечаянно попадет в одного из ваших союзников, то все они тут же превратятся в ваших врагов (а бывшие неприятели в друзей). Так, менять сторону в боях можно сколько угодно часто. Доходит до комичного. Точно также, не во всех ситуациях удачно использована новая характеристика эмоционального состояния Снейка. Нелепо, когда, убив человека, главный герой расстраивается, но тут же поднимает себе настроение, полистав журнал с голыми девушками на обложке. Но все это мелочи, конечно. И решительно ненужных изменений в Guns of the Patriots нет.


insertLinkedImg


По сути, несмотря на нововведения (которые, в основном носят косметический характер), перед нами та же самая игра, что и десять лет назад. Главный герой должен прятаться, как можно реже попадаться на глаза врагам, патрулирующим местность - иначе будет поднята тревога и на Снейка начнет нападать бесконечное число (респаун жив!) неприятелей. Ну, а "новое" кольцо тревоги - это, по сути, все тот же самый радар. Стимул пройти игру "чисто" есть. Тогда вы получите высокий рейтинг и некоторые бонусы. Хотя возможность валить всех направо и налево осталась. Но и Hitman'а можно было пройти, убивая всех, кто встречается на пути. Другое дело - стоит ли портить себе удовольствие!?


insertLinkedImg


Что касается битв с боссами, то они, традиционно для сериала, великолепны. Причем, как с точки зрения геймплея, так и с точки зрения режиссерской постановки. И в MGS4 встречаются такие сражения, с которыми не сравнятся даже самые лучшие схватки из Snake Eater. В целом, MGS4 производит цельное впечатление и, как игра. Хотя, конечно, основной стимул к прохождению кроется в сюжетной линии. Но сочетание мастерской сюжетно-сценарной составляющей и отличного игрового процесса рождают продукт, которому на PS3 (да и, признаться, на Xbox 360 и Wii) равных нет.


Что касается графики, то сейчас Metal Gear Solid 4 уже не выглядит чем-то выдающимся. Нет, конечно, это - красивая и современная игра. Но уже не революционная. К слову, не все свои обещания Кодзима выполнил. Помнится, он рассказывал о том, что у Снейка будет расти борода, а из земли появляться трава. Ничего подобного в финальной версии нет. Оно и понятно - ресурсов и сил разработчиков на это ушло бы столько, что мы не увидели бы игру до, как минимум, 2010 года. Да, двухслойный Blu-Ray занят всего чуть больше, чем на половину (все, надеемся, помнят заявления о том, что объема диска Кодзиме не хватит).


insertLinkedImg


Но, опять же - это не недостатки, а небольшие недочеты, на которые вряд ли кто-то, кроме нас - рецензентов, станет обращать внимание. А в целом перед нами непревзойденное творение, сочетающее великолепный визуальный ряд, отличный игровой процесс и, главное, бессмертную идейную составляющую.


Пять лет прошло с инцидента на нефтяном комплексе Биг Шелл. Райден и Снейк вместе остановили ещё одного клона Биг Босса – Солидуса Снейка, бывшего президента Соединённых Штатов Америки. Ликвид Снейк, вселившийся в тело Револьвера Оцелота, сбежал вместе с новой разработкой Метал Гира – Metal Gear Ray. И всё это время главный герой пытался его разыскать.

Когда нам показывают Солида Снейка, то возникает непонимание того, почему он такой старый. Ведь ещё пять лет назад он был молод, силён и противостоял Ликвиду Оцелоту на Биг Шелл. Оказывается, в генетический код всех клонов Биг Босса был заложен изъян - после определённого возраста они начинают увядать. Хидео Кодзима решил использовать приём "старения героя", чтобы не только завершить историю, но и поместить навыки Солида Снейка в определённые рамки.

Протагонист и его помощник, Хэл "Отакон" Эммерих, напали на след Ликвида на Ближнем Востоке. Здесь, как и во всем мире, идёт непрекращающаяся война, а частные военные компании стали процветать. Всему виной искусственный интеллект "Патриоты", который слетел с катушек и сделал войны главным источником дохода всех стран на планете. Об этом также подробно расскажет Дребин – новый персонаж и продавец оружия, снабжающий главного героя снаряжением на протяжении всей игры.


Там же произойдёт стычка с считавшимся погибшим после инцидента на Биг Шелл Вампом, а прикрывать спину Снейка явится Райден. Теперь беловолосый солдат – киборг, ловко управляющийся с катаной и любым другим холодным оружием. Вместе они спасают Наоми, и она рассказывает, чего добивается Ликвид. Его цель – найти тело Биг Босса, чтобы с помощью генетического кода великого солдата подчинить себе Патриотов и управлять всем миром.

В дальнейшем игрок посетит Восточную Европу, проникнет на субмарину Аутэр Хэйвэн и даже вернётся на остров Шэдоу-Моузес, где всё и началось девять лет назад. Каждый акт Metal Gear Solid 4 старается отвечать на всевозможные вопросы и закрывать сюжетные линии, чтобы в конце концов поставить точку в истории Биг Босса и его клонов.


Игровой процесс, доведённый до ума

Четвёртая часть приключений Солида Снейка эволюционировала не только с режиссёрской точки зрения, но и с механической. Анимации персонажей улучшились, тип управления стал больше походить на настоящий боевик от третьего лица, а манипуляции героем стали просто удобнее. Теперь нет нужды передвигаться только лёжа или стоя, ведь Снейк научился двигаться в приседе. Чтобы пригнуться за укрытием, требуется нажать одну кнопку, а если нужно выглянуть из-за него – зажать кнопку прицеливания и герой будет готов вести огонь.

Оружие стало ощущаться как настоящее, хотя с этим у серии никогда не было проблем. Детализация, звуки падающих гильз, баллистика, отдача во время стрельбы с помощью вибрации – в настоящее время этим никого не удивить, но можно представить, как это всё выглядело в 2008 году. Kojima Productions не остановились и позволили модифицировать оружие. Не всё, но стандартные винтовки M4, M14, AK и прочие известные модели можно снабдить прицелами, глушителями и фонариками, а после повертеть это всё в специальном редакторе, рассматривая каждую деталь.


Изменился и камуфляж, а вернее, подход к тому, как его применять. Действия игры происходят в альтернативном будущем, а потому у Снейка в распоряжении есть специальный "октокамуфляж" – он позволяет сливаться с окружением. Всё что нужно - застыть на месте, прислонившись к земле или стене, а костюм героя примет цвет ближайших поверхностей. Это сильно облегчает жизнь и просто удобно.

Появились новые гаджеты, но самые главные - "Солидвизор" и Mk-II. Первое устройство - специальный окуляр, который включает в себя прибор ночного видения, бинокль и анализатор окружающей среды. Последний помогает подмечать предметы и врагов издалека, а с помощью режима ночного видения можно отслеживать передвижения солдат или находить спрятавшихся в кустах противников. MK-II - это мини-робот, через которого со Снейком общается Отакон, но им можно управлять самостоятельно.

Как и Нейкид Снейк из Metal Gear Solid 3: Snake Eater, Солид Снейк научился продвинутому ближнему бою. Взять врага в захват, обыскать, а после повалить на землю и приказать "лежать, бояться!" – все эти действия делаются за 3-4 нажатия кнопок. Хотя, как и раньше, можно просто подкрасться исподтишка и повалить неприятеля на землю, чтобы он стукнулся головой посильнее и вырубился на короткий промежуток времени.


Разнообразие ситуаций радует. Почти в каждом акте игрока ждёт что-то особенное: в первом и втором можно помочь повстанцам победить ЧВК, что сделает Снейка героем и позволит использовать дружественные силы для прикрытия или атаки вражеских солдат; в Европе главному герою придётся скрываться под личиной гражданского и следовать по улицам Чехии за шпионом, и в тоже время не выдать себя; путешествие на остров Шэдоу-Моузес будет наполнено отсылками к первому Metal Gear Solid, а в конце нам дадут даже прокатиться на "Рексе" – одной из первых версий Метал Гира.

Больше интерактивности

Игрок очень тесно связан со всем, что происходит в кинематографичных сценах. Время от времени позволяется посмотреть на происходящее от первого лица, зажав кнопку L1, или же вспомнить те или иные моменты серии Metal Gear судорожно клацая "крестик" в определённых моментах.

Когда Наоми и Снейк общаются о болезни последнего, главный герой упускает сигарету и нагибается, чтобы поднять его. Зажав L1, игрок сможет во всех деталях рассмотреть ножки учёной, и чуть позже это пригодиться для дела! Если заметить, какая на ногах Наоми обувь, в будущем это поможет пройти по её следу и найти, куда её увели солдаты Ликвида.


В некоторых моментах Хидео Кодзима и его команда хотели, чтобы игрок ощутил хоть каплю того, что преодолевает постаревший Снейк. Когда герой ползёт по коридору с СВЧ-излучением, необходимо нажимать одну единственную кнопку. Но клацая злосчастный "треугольник", палец в скором времени начнёт болеть, ведь делать это нужно очень быстро. "А это даже не одна сотая тех страданий, которые выносит протагонист, терпи!" - будто говорят разработчики. В то же время, в верхней части экрана идёт кинематографичная вставка, где показывают последнее сражение союзников Снейка против сил Ликвида Оцелота.

Что-то похожее было в Metal Gear Solid, где концовка зависела от того, выдержал ли Снейк пытки. Чтобы сопротивляться, приходилось клацать изо всех сил "кружочек" на контроллере PlayStation, а пройти этот момент было той ещё задачкой.


Многое завязано на гироскопах контроллера от PlayStation. Если потрясти им, маскировочная система вернёт октокамуфляжу исходный вид, а битва с Кричащим Богомолом и вовсе завязана на том, чтобы победить её с помощью движений геймпада. Это, отчасти, объясняет, почему четвёртая часть до сих пор не посетила другие платформы – слишком многое там завязано на консолях семейства PlayStation.

Diagnosis

Завершающая глава в истории Солида Снейка и его боевых товарищей была и остаётся по сей день самой амбициозной работой геймдизайнера Хидео Кодзимы. Он остался верен себе как в игровом процессе, так и в подаче сюжета. Metal Gear Solid 4 – это венец творения японского разработчика с точки зрения режиссуры. Каждая кинематографичная сцена напоминает голливудский фильм, а игрок принимает в нём непосредственное участие.

И пусть механика кажется немного деревянной, но улучшенные анимации, множество деталей боевой системы, новые возможности для скрытного или "громкого" прохождения и облегчение жизни игрока в разных аспектах делают Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots одним из лучших стелс-боевиков по сей день. Хидео Кодзима постоянно ставит вас в необычные ситуации, а каждая битва с боссом – это отдельная головоломка, где испытывается не только познание игровой механики, но и смекалка.

Людям, знакомым с серией MGS не надо пояснять, что перед игрой стоит принять наиболее комфортное положение, запастись кофе, чаем, молоком и конфетами — или с чем вы любите смотреть фильмы — откинуться на подушки, нажать кнопку Start и начать впитывать новую порцию этого сатирично-пародийного шпионского боевика. Обязательно приглашайте знакомых в гости, чтобы в компании переживать эту историю, хлопая друг друга по плечам и обмениваясь комментариями формата: «Ух!», «Ох!», «Как он его?!», «А как это. ». Понять сюжет MGS4 с наскока очень сложно. Да и после прохождения все больше чешешь в затылке, пытаясь выстроить логически связную картину.

И самое печальное (для нас), что пересказать вкратце предыдущие MGS не получится. Слишком большой временной промежуток они охватывают. Слишком много действующих лиц. Слишком много нюансов в их отношениях — а без дополнительных объяснений большая часть рискует показаться полным бредом. Альтернативная реальность, мировые заговоры, киборги, клоны, вампиры, роботы, наномашины, сибирские джунгли с крокодилами. — вам еще не поплохело?




Тут даже о главном герое так просто не рассказать. Это в Splinter Cell у нас имеется небритый агент Третьего Эшелона, который ползает по уровням ради устранения очередной угрозы мирового значения. А тут у нас. А тут. Ох.
Цитата:
Слушай, а может он бессмертный
Смеешься? Это же реальный мир, а не какая-то фантастическая игра

Змей Горыныч

В 60-х годах (время действия MGS3) во время операции Snake Eater прославился агент с кодовым именем Naked Snake, в дальнейшем получивший статус Big Boss. Он предотвратил одну угрозу, но одновременно стал причиной появления другой — гораздо более масштабной.

Во время операции был обнаружен ключик к огромным фондам, на которые легко можно развязать пять мировых войн. Эти гигантские деньги затем были присвоены небольшой группой лиц, создавших организацию Патриотов (The Patriots) для установления тотального контроля над миром. Big Boss одно время был ее марионеточным лидером, а в 1972 году для усиления влияния организации, было создано три его клона: Solid, Solidus и Liquid.

Liquid Snake прожил жизнь насыщенную. После осознания своего положения (клон, контролируемый Патриотами) он вместе со своими единомышленниками (в частности, с Оцелотом - Ocelot) захватил остров Shadow Moses на Аляске, планировал собрать армию супер-солдат, создать гигантского шагающего робота Metal Gear REX с ядерной боеголовкой на борту и вообще. Чего обычно хотят супер-злодеи? Этот хотел шантажом выманить из США останки своего «папы» Big Boss'а.

Однако все его планы обломал «братец» Solid Snake в первой части игры (время действия — 2005 год). Тогда же Снейк знакомится с талантливым инженером Отаконом (Otakon) — большим фанатом аниме-мульфильмов и создателем Metal Gear REX. С ним же они в последствии организуют группу Филантропия (Philanthropy) — движение против Metal Gear, быстро просочившихся на военный рынок, а позже — против самих Патриотов.

Причем, Солид убил Ликвида оригинально — без всякого оружия, при помощи вируса FOXDIE, разработанного доктором Наоми (Naomi), который был настроен убивать людей с конкретным ДНК. Ликвид умер, Оцелоту во время «инцидента в Shadow Moses» отрубили руку — но японская фантазия хитра на выдумки. Приспешник отрезал конечность у своего усопшего босса и приставил ее себе. Этого ему показалось мало, и он, будучи хорошим медиумом, имплантировал себе личность Ликвида. Получился Ликвид Оцелот.

Solidus Snake поднялся намного выше. Он стал 43-м президентом США под именем Джордж Сирс (George Sears), в 2005 году вышел из-под контроля Патриотов и выступил, так сказать, духовным лидером Ликвида, подсказав ему стратегию борьбы. Потом, когда вся эта история с военными роботами и генетически усовершенствованными солдатами подверглась огласке, Солидус был вынужден покинуть президентский пост.

Патриоты не обрадовались такому повороту и попытались убрать самовольного клона, но тот вовремя скрылся, взял под командование оперативную группу Dead Cell (среди которых затесался Вамп — Vamp — почти классический вампир), пригласил на помощь Ликвида Оцелота и попытался разрушить систему контроля Патриотов, захватив гигантский Metal Gear под кодовым названием Arsenal Gear (MGS2, время действия — 2009 год).




Главной задачей новоявленных террористов был не столько захват Arsenal Gear с последующим размахиванием мощным боекомплектом под носом Нью-Йорка, сколько сколько установление личностей «верхушки» Патриотов для их последующей ликвидации. Однако. опять вмешался Солид Снейк, но на второстепенных ролях. Главным героем MGS2 стал Рейден (Raiden) — взращенный Солидусом кибер-ниндзя, которого послали разобраться с бывшим боссом, ныне террористом. Финал драмы — Рейден сходится с Солидусом в смертельной схватке, Arsenal Gear плющится о Манхэттен, погребая в себе знания о Патриотах.
Цитата:
- Папа, ты такой клевый. Прямо как супер-герой из комиксов.

Змееносец

Кто бы мог подумать, что все в этом мире контролируется организацией Патриотов (The Patriots), засевшими пауками в Соединенных штатах, чья паутина накрыла весь мир. Даже Президент США — не более чем марионетка в их руках.

Война благодаря им быстро перешла на коммерческую основу. Частные военные корпорации (PMC — Private Military Corporation) по своей мощи превосходят вооруженные силы государств и за деньги разбираются со всеми проблемами заказчика, выступая против повстанцев, наций и своих коллег по бизнесу. Война стала прибыльным делом и такой же естественной областью экономики, как, скажем, пищевая промышленность — с рекламой новых военных игрушек по телевизору.

PMC получают новые контракты, воюют, деньги стекаются в Америку, разрабатываются новые технологии — чтобы снизить затраты и увеличить эффективность армий. Наномашины в телах солдат притупляют боль, повышают выносливость и точность. Отряды действуют со слаженностью одного организма. На поля сражений выходят роботы и киборги с невероятной живучестью.

Командующий сражением, благодаря интегрированным в тела бойцов наномашинам, может видеть каждый аспект операции и мгновенно передавать приказы подчиненным. Такая система контроля была названа Sons of the Patriots (SOP).

У каждого солдата существует своя система идентификации ID. И он не может использовать чужое оружие или технику. Также, как и не может выстрелить в «клиента» PMC или допустить любую другую ошибку. Мечта, а не война. Все автоматизировано, все управляется со стороны.

Вот только сама эта машина рискует обернуться против своих создателей. Ликвид Оцелот оказывается владельцем корпорации Outer Heaven — материнской для пятерки крупнейших PMC в мире — и собирается выступить против Патриотов, чтобы полностью подчинить себе их систему военного контроля Sons of the Patriots. А с такой мощью элементарно можно стать единоправным правителем планеты.




Соответственно, с ним, с толпой его наемников, роботов и экспериментальной техники придется иметь дело нашему несчастному Солид Снейку, которого позвали закончить однажды начатое. Вот только бравый вояка стремительно стареет — что поделаешь, клон, гены. Хоть ему и 40 лет, но выглядит он 60-ти летним пенсионером. Еще бодрым, но уже тяжко вздыхающим, потирающим поясницу, с тусклым взглядом, морщинистой кожей и твердым желанием в конце операции выпустить себе пулю в голову. Или героически пожертвовать свой жизнью — как получится.
Цитата:
- Нет, Снейк, в следующем поколении тебе уже ничто не светит.

Скелеты в роялях

Стартует история с того, что Снейк отправляется куда-то на ближний восток, на «уставшее поле боя», где недавно было зафиксировано появление Ликвида. Простая операция дает толчок к круто замешанному сюжету, куда накидали, кажется, всех героев вселенной MGS.

Все живы, здоровы. Кто не здоров, тот появится в виде призрака. Или просто мощи мелькнут в кадре. Или над надгробным камушком поплачут. Очевидно, что финал Кодзиме было выписывать очень непросто, сводя воедино все линии, сдергивая покрывала со списанных на склад манекенов и возвращая их снова в строй, чтобы у поклонников сериала глаза на лоб лезли от каждого нового поворота. У этого вдруг появляются дети. У этой — тайный воздыхатель и свадьба. Другой найдет маму и папу. Рейден и Вамп продолжают выяснять отношения друг с другом — и вы узнаете, что такое поединок между вампиром и кибер-ниндзя, от души кромсающих друг друга колюще-режущими. Снейку, естественно, достанется Ликвид — и вы увидите, что такое настоящая ненависть. Пробирает до дрожи.



Кодзима относится к свои героям без лишнего трепета. Запросто коверкает их судьбы, калечит тела, убивает близких, дает надежду и тут же ее забирает. Играет на всей эмоциональной гамме, заставляя зрителей с яростью смотреть на точеный профиль Оцелота, восхищаться самопожертвованием Рейдена и посмеиваться над неудачливым Снейком, которому никак не удается спокойно покурить. Вечно ему кто-то мешает. То гигантские роботы, то знакомые внезапно начинают проявлять заботу о здоровье, то потешная обезьянка, записавшаяся в клуб фанатов старого героя, выманит сигаретку.

Вместе с тем, MGS был и остается комедией абсурда. Четвертая часть уже насквозь пропиталась больным (в хорошем смысле слова) чувством юмора Кодзимы, поэтому все эти переживания, лирика и драма, подаваемые с разудалым пафосом, талантливой режиссурой и проникновенной актерской игрой — все это лишь фон для постоянных шуток, самоиронии и пародии.




Только тут после ожесточенной схватки с боссом и краткого экскурса в его жуткую историю персонажи вдруг начнут радоваться тому, что игра вышла на Blu-Ray, и теперь не приходится менять диски в приводе. То неожиданно пошутят насчет отсутствия вибрации в SIXAXIS. Или похихикают над ленивыми игроками, не способными запомнить краткую последовательность цифр. Смеешься постоянно, от души аплодируя Кодзиме, который так умело сочетает совершенно разные стили, жанры. Который позволяет себе такое, от чего у иных гейм-дизайнеров глаза бы на лоб полезли (чего стоят хотя бы воспоминания Снейка о его похождениях на острове Shadow Moses). Класс!
Цитата:
- Положи свой контроллер на землю. Сейчас я сдвину его силой мысли. А-ха! Вибрация вернулась.

Змея в бочке

Чуть ли не половина игры состоит из роликов — все выполнены на движке, демонстрируют дотошную детализацию и анимацию персонажей, которые проработаны до последнего волоска, до реснички и морщинки. Камера здесь спокойно и с достоинством показывает крупным планом глаза, губы, руки — и не на секунду не покидает ощущение, что смотришь CG-ролик. Почти фильм. Лишь окружение, которым пришлось пожертвовать ради главных действующих лиц, не радует мутноватыми текстурами и простецкой геометрией. Впрочем, внимание никогда на нем не концентрируется, а общие недостатки удачно скрадываются «живым» светом, ослепительными пост-эффектами и аутентичной камерой, которая является прямым участником происходящих событий. На нее капают капли дождя, ее застилает грязью от взрывов, кружащиеся в воздухе пылинки ненадолго «прилипают» к ее поверхности и затем продолжают свое падение.



Сюжет — это лучшая — но отнюдь не единственная составляющая MGS4. Помимо душевных, забавных и местами трагичных роликов здесь есть собственно игра. Причем, она была исполнена не по остаточному принципу, примочкой к сюжету. Игровой механике с упором на скрытные, шпионские операции было уделено огромное внимание, уровни радуют многовариантным решением задач и часто предлагают несколько путей для прохождения.

Главным постулатом MGS4 выступает принцип No Place to Hide - «негде спрятаться». В шпионских боевиках тени обычно выступают спасительными укрытиями, где можно спокойно отсидеться и переждать минуты волнения. Здесь же — нет. Действовать всегда (ну, почти) приходится днем, да еще на поле боя, где войска PMC выясняют отношения с повстанцами. Ни те, ни другие не являются нашими союзниками. Обе стороны можно беспрепятственно убивать/оглушать, но силы сопротивления элементарно могут стать друзьями — если показать им свою неприязнь к PMC.

Главным элементом обмундирования Снейка является Окто-Камуфляж (Octo-Camo), названный в честь головоногих октопус за их способность изменять окраску под цвет любой поверхности. Распластался на камне — и не найти через секунду осьминога, не отличить от простого выступа. Костюм Снейка обладает ровно таким же свойством, легко дублируя текстуру стены или земли, к которой прижался старый вояка. Негде спрятаться? А теперь и не надо. Простой асфальт на улице является отличным укрытием. Главное, не шевелиться, пропустить патруль. Или же совершать легкие, плавные, едва заметные змеиные движения, по сантиметру добираясь до заветной цели.



Со стороны это смотрится, возможно, комично. Лежит такое тело в центре боевых разборок, а на него внимания никто не обращает. Пока не познакомишься с режимом Sneaking Mission в Metal Gear Online, где Снейк является одним из героев и умудряется дурить таким нехитрым способом живых людей, не тупых ботов. Во-вторых, с повышением уровня сложности возрастает осторожность бойцов PMC. И даже самый первый обучающий уровень становится непростым испытанием, поскольку они реагируют на малейшее движение или несоответствие в антураже. Увидели что-то странное? Обязательно пойдут посмотреть. Опасность? Вызывают подкрепление и начинают внимательно сканировать местность, заглядывая в каждый угол, в каждый ящик или мусорный бак — куда вполне может спрятаться старина Снейк.

Естественно, остались нетронуты забавные возможности Снейка — спрятаться в картонном ящике или бочке и быстрыми перебежками обходить патрули. Тоже не выход. Стоит засветится, и солдаты подойдут, посмотрят, присядут, подумают да и перевернут таинственную бочку. Зато она, в отличие от ящика, является не только укрытием но и, так сказать, оружием. Достаточно завалится на бок и покатится в сторону бойцов PMC, сбивая их с ног.

Все оружие формально делится на синее (оглушающее) и красное (смертоносное). Причем, в качестве оружия выступает даже эротический журнал Playboy с фотографиями полуобнаженных красоток. Можно самому полистать. Или разложить по ходу патрульного, чтобы тот застрял на месте и, радостно охая, пускал розовые пузыри. Естественно, имеются полный набор традиционных стредств успокоения: усыпляющие/ оглушающие пули, светошумовые гранаты, газовые мины.

Отакон к четвертой части MGS4 «переболел» огромными шагающими махинами, и создал в помощь Снейку маленького, компактного Metal Gear Mk. II на колесиках. Его можно посылать в разведку и обездвиживать врагов мощными электрическим импульсом.



Хотите огня и взрывов? Не вопрос. К вашим услугам огромный набор оружия: пистолеты, автоматы, снайперские винтовки, пулеметы, дробовики, мино-, гранато-, ракетометы. Многие из которых можно со временем апгрейдить, добавляя глушители, фонарики, лазерные целеуказатели, оптические прицелы и прочее, и прочее. Но высший пилотаж — пройти игру с одним ножом, выхватывая зазевавшихся и перерезая им глотки в укромных уголках.

Самым терпеливым и осторожным достаются соответствующие бонусы. Если врага не просто пристрелить, а взять на мушку, приказать бросить оружие и обыскать, то тот «выкинет» много ценных предметов. Уровни просто наводнены секретами и тайничками, в которых можно обнаружить не только рацион, восполняющий здоровье, и пригоршню патронов, но также дорогое и весьма ценное оружие.

Философия «военной экономики» в MGS4 работает на полную. После знакомства с импозантным торговцем оружия Дребином (Drebin) Снейк получает доступ к его магазину. Так что, если вы что-то не нашли во время похождений, это всегда можно купить отдельно. Робот Metal Gear Mk. II выступает в роли связного — носится туда-обратно и приносит Снейку желаемое в своем металлическом брюшке.

Дребин отчисляет Снейку денюшку за найденное оружие (поэтому с врагов стоит подбирать все), а тот за нее покупает особые образцы - более мощные, разрушительные и. хм. неожиданные. Например, за дурную сумму денег, можно выкупить старинный мушкет, действие которого аналогично пронесшемуся торнадо, сметающего и разбрасывающее все в разные стороны.



Однако война — это постоянный стресс. У Снейка уже далеко не те стальные нервы что раньше, поэтому во время жарких противостояний у него стремительно ухудшается настроение, он начинает волноваться, паниковать, оружие пляшет в руках, плечи опускаются — того и гляди, расплачется.

Избавляться от стресса Снейк любит по мужски. Затянется сигаретой, полистает Playboy, послушает плеер iPod (более 30-ти композиций), проглотит пилюлю успокоительного. В любом случае отнимает время на восстановление, поэтому Снейка надо беречь, не лезть на передовую с пулеметом в руках, избегать огневых контактов — и все будет хорошо. Здоровый сон обеспечен.

Вместе с тем, нашему герою, который всю дорогу отнекивается от этого почетного титула («Я просто старый киллер. ») приходится не только ползать тайком по подворотням и подло стрелять в спины. MGS4 получилась очень разнообразной. Причем — разнообразно интересной, легко меняя свои жанровые предпочтения.

Многие миссии проходят в темпе классического шутера от третьего лица — с напарниками и без, против людей и киборгов. Есть возможность принять участие в тайной слежке, отстреливать толпы нападающих с бронетранпортера, сражаться на гигантском роботе. Имеются и лихо поставленные погони — где не знаешь, что делать — то ли отбиваться от врагов, то ли плюнуть на все и просто смотреть за крутыми виражами камеры, показывающей действо с максимально выгодных ракурсов.



В качестве основного блюда к шпионским приключениям выступают боссы. Помимо оживших старых (Вамп и Ликвид Оцелот), потенцию старичка испытывает дружный квартет красоток из отряда Beauty and the Beast — с трагичным прошлым, повадками животных, заключенные в тела уродливых роботов. Схватка с каждой — уникальна, интересна, требует основательного подхода и, иногда, шевеления извилинами Зато потом из доспехов выковыривается обворожительное существо, чтобы томно улыбнуться и красиво умереть. Не забудьте сфотографировать — их прототипами выступали девушки из модельного бизнеса, которые умеют позировать перед камерой.

Читайте также: