Medieval 2 total war обзор

Обновлено: 05.07.2024

Серия Total War заняла уникальную нишу, умудрившись заслужить любовь как розовощеких поклонников Warcraft-стратегий, так и насупленных небритых воргеймеров. Rome наглядно доказала сомневающимся, что красота — не помеха продуманному геймплею. Мягкая покачивающаяся на ветру травка, развевающиеся флаги, топот копыт, хрип поверженного противника… Да, все это — непреходящие ценности, свойственные любой войне. Но почему же на меня регулярно накатывает ощущение, будто я играю не в продолжение, а в очередную фанатскую модификацию?

500 лет deja vu

Великое дерево прогресса перестало расти вверх, предпочтя заоблачным высотам необъятную талию баобаба. Игроки, вдоль и поперек прошедшие Rome и Barbarian Invasion, могут смело отключить виртуальных советчиков. На первый план вышли не «петровские» реформы, а потрясающий воображение масштаб происходящего. 17 играбельных рас (в мультиплеере и «быстрых битвах» — и того больше) и 450 лет живой человеческой истории — не шутки.

Скриншоты 295

Приключения начинаются на знакомой до боли карте Европы. На дворе 1080 год, за окном воют волки, по лесам рыщут разбойники… Сложность по-прежнему напрямую зависит от географических особенностей избранной вами страны. К примеру, кампании за Англию, Россию и Египет отличаются как день, ночь и заморозки. Одно дело — подчинить изолированный остров, и совсем другое — навести некое подобие порядка на «1/6 части суши». Огромные территории (дорога от Москвы до Новгорода занимает три-четыре хода), отсутствие полноценного доступа к морю, военачальники-диссиденты, пустая казна — мрачная действительность, окружавшая русских князей. А вот тем, кто решит попробовать себя на поприще фараонства, предстоит не только прибрать к рукам Северную Африку и Ближний Восток, но и сдержать натиск крестоносцев, мечтающих о Святой земле.

В Barbarian Invasion у каждого этноса была своя миссия. В Medieval 2 всех постригли под одну гребенку. 45 захваченных провинций — и точка. Временные ограничения не слишком напрягают. Без малого половина тысячелетия трансформировалась в 225 ходов, так что ветеранам хватит с лихвой. Впрочем, куда спешить? На пути к Просвещению, демократии и всемирному государству нас поджидают забавные сюрпризы — Чингисхан с вечно голодными татаро-монголами, Тимуриды (видели на скриншотах психоделических слонов с пушками? это они и есть) и… ацтеки.

Увы, широко разрекламированное открытие Америки смахивает на обрезанную демо-версию. На крошечном огрызке двух континентов уместились несколько невзрачных городков, компания полуголых язычников и несметные залежи табака, перепродаваемого в Старом Свете. Роль «конкистадора в панцире железном» довольно занятна. Непролазные тропические джунгли — не чета припорошенным снежком европейским полянкам. Да и сценарий неизбежного аддона вырисовывается с кристальной ясностью.

Гастарбайтеры и ведьмы

Из карибской жары вернемся в холодную окровавленную Европу. Тотальная война целиком подмяла под себя образ жизни. Универсальные поселения — удел беспечных римлян. В Medieval 2 губернатор вынужден выбирать между городом и замком. Мегаполис пополняет бюджет и позволяет воздвигать величественные архитектурные памятники, однако лишь за толстыми стенами, в окружении башен, казарм и вшей, закаляются дух и тело истинного витязя. Ключ к успеху — в грамотном балансе. Ополчение не требует денег на содержание (по крайней мере, до тех пор, пока вы не превысили лимит или не выгнали горе-вояк в степь), но вчерашние ремесленники, крестьяне и купеческие детишки, которым тоже приходится отдавать долг родине, никогда не сравнятся с профессиональными головорезами.

Развитие «базы» выполнено по проверенной схеме. Покупаем домик, второй, третий… Как только население достигает критической массы, совершаем «глобальный» апгрейд (расширяем кольцо стен) и продолжаем поступательное движение. Дополнительным стимулом, заставляющим игрока под завязку забивать «очередь» строительства, стали независимые гильдии. Потенциальный город Солнца может приглянуться «бизнесменам», и они устроят в нем штаб-квартиру. Оружейные мастера куют превосходные мечи, «вольные каменщики» помогают экономить на прорабах, купцы увеличивают товарооборот. Покровительствовать криминалу не менее выгодно. Раскройте объятия наемным убийцам и уличным воришкам — некоторые из них не прочь поработать на вертикаль власти. Жаждете экзотики? Заручитесь поддержкой тамплиеров или госпитальеров. Круче бойцов не сыскать.

Методика набора рекрутов существенно изменилась. Теперь за ход можно сформировать не один, а сразу два-три боеспособных отряда. Хитрость в том, что добровольцы накапливаются постепенно. Т.е. сначала полководец терпеливо ждет появления в «магазине» нужных юнитов, а при необходимости платит в кассу и получает храбрецов. Обсуждать, насколько реалистичен такой подход, я не хочу, однако практическая польза очевидна. Если в Rome и Medieval мы заранее копили силы на случай внезапного нападения, то сейчас все удобнее и не очень обременительно для кармана. Враг у ворот? Пора в военкомат. Были бы сундуки полны, а желающие пустить кровь проклятым басурманам всегда найдутся.

Имперские амбиции — отнюдь не первопричина для конфликтов. Несовпадение во взглядах на религию намного важнее. Играя за католическую страну, будьте готовы к тому, что Папа не одобрит рознь между братьями по вере. Тем, кто игнорирует рекомендации божьего наместника на земле, проблем не избежать: от визита инквизитора (аутодафе в Medieval 2 — монополия Papal States) до отлучения. Последнее чревато резким ухудшением отношений с набожными соседями, которые не преминут освободить жителей от короля-нечестивца.

Крестовые походы и миссионерская деятельность привносят немалый колорит. Хрестоматийная борьба за Иерусалим — верхушка айсберга. Безумно приятно обратить внимание понтифика на ересь, буйным цветом расцветшую у порога. Если вы с Ватиканом на дружеской ноге, попробуйте натравить армии христианского мира на погрязший в пороках Милан, Сицилию или иного личного врага. И не думайте об экономии! Воины Христа кормятся за свой счет и передвигаются в два раза быстрее обычных отрядов. Кроме того, лидер похода может за сущие копейки нанять по уши бронированных рыцарей-крестоносцев. Сложите бонусы, и вопрос «кто победит?» мигом превратится в «кто первый добежит до цели, разграбит город и наберет подарков за прилежное поведение?».

На агрессию Запада мусульмане отвечают консолидированным джихадом. Принцип действия схож, но эффект на порядок скромнее. Главное для мудрых имамов — Багдад, остальное — тлен и суета. К сожалению, это не единственная недоработка. Скажем, протолкнув на трон собственного Папу, вы не увидите специальных преимуществ. Обидно. Православные Русь и Византийская империя и вовсе оказались на галерке мировой политики. Отсутствие единого центра кое-как компенсируют «мощные» соборы, хотя засилье пришлых проповедников и еретиков, смущающих народ, удручает.

Live by the sword

Когда два войска сходятся на одной клетке, наступает долгожданный час «Х». Любуясь на аккуратно выстроенные шеренги, хочется кричать от восторга. Многотысячная рать больше не состоит из клонов. Установите максимальный размер отрядов (по ходу кампании его уже не поменять), вглядитесь в разные лица, оцените великолепную анимацию… Редкий кинобоевик покажет столь зрелищную массовку.

Коллекции оружия Medieval 2 — предмет зависти всех музеев мира. На двух DVD вольготно разместились сотни колюще-режуще-стреляющих штуковин. Копья и мечи, алебарды и пики, баллисты и требуше, пушки и ракетницы… Самое поразительное, что это богатство действительно полезно.

Учитывая огромный объем, я могу закрыть глаза на мелкие ляпы. Кто такие Druzhina или Kazaks, понятно (синоним интеллигентной Cossack Cavalry? срочно бегите за словарем!), но русские имена традиционно ужасны. Представьте, что бравых солдатушек ведет в бой капитан Zhiroslav, а в столице пьянствуют Guba the Scarred (Порванная Губа?) и Shuba Zaitsev (Заячий Тулупчик?), и серьезная игра приобретет комический «монти-пайтоновский» оттенок. Глумиться над опечатками себе дороже. То «Mikhail», то «Mixail» — с кем не бывает?

Штурм укреплений разочаровывает сильнее. Почти калька с Rome смотрится жалко и примитивно. Пустующие стены (горожане предпочитают сидеть дома и покорно ждать смерти, вместо того чтобы подсобить защитникам), лестницы, которые нельзя спихнуть вниз, хрупкие ворота, бестолковые башни — обвинительный список насчитывает не один десяток пунктов. Авторы, по-видимому, собирались как-то повлиять на бедственное положение, а потом то ли времени не хватило, то ли лень обуяла… О величии замыслов напоминают диковинные и, увы, неработающие «краны» (предполагалось, что они будут поливать незваных гостей кипящим маслом). Снабженные внутренним двориком цитадели — не панацея. Раз уж AI ничего не смыслит в обороне, не все ли равно, сколько метров гранита и земли отделяет нас от победы? Насквозь попсовый и вторичный Stronghold 2 так никто и не превзошел.

Надежды на то, что в чистом поле к компьютерным генералам вернется разум, не оправдались. Хохма, обошедшая профильные форумы, — элитные рыцари, смиренно подставляющие бока под болты арбалетов. От себя добавлю лучников-марафонцев, которые, значительно обогнав основные силы, попадают под копыта кавалеристов, ну и, конечно, самих коняшек, не подозревающих о том, что атаковать можно не только с фронта (кидаясь грудью на острия копий), но и с фланга или тыла. Когда перевес на стороне неприятеля, играть гораздо интереснее; волей-неволей приходится вспоминать о засадах, отвлекающих маневрах, морально-психологическом давлении и прочих премудростях. Ночные баталии перекочевали прямиком из Barbarian Invasion — темно, весело и долго. Мечтаете о лаврах свирепого корсара? Дохлый номер. Рандеву в море заканчивается неминуемой «автобитвой». Наши мольбы услышаны не были, зато корабли тонут не в пример чаще. В Rome обычно все ограничивалось невинно убиенными матросами.

Удобная дипломатическая система отчасти заслоняет перечисленные кошмарики. Вариантов мало, но чего-то сверхъестественного, в духе Diplomacy, и не требуется. Кстати, геополитическая обстановка и «кредитная история» соответствующим образом влияют на исход встречи. Перед заключением перемирия неплохо бы припугнуть оппонента. Блокируйте порты, осадите пару городов — заметите, насколько он станет сговорчивее.

Интриги и подковерная борьба функционируют исправно. При удачном раскладе шпионы и «гашишины» заменят толпу «спецназовцев». А наладить контакт с чересчур заносчивыми соседями помогает слабый пол. Какой нормальный принц откажется от красотки с хорошей родословной? Чем длиннее полоска «charm», тем выше шансы, что случайное знакомство перерастет в брак государственного значения. Правда, перезревшая девица может, наплевав на советы родителей, отдаться кавалеру на первом же свидании. Свадьба-то, скорее всего, состоится… да только безутешному царю-батюшке будет уже ни жарко ни холодно.

Все дороги ведут в Рим

Medieval 2 — удивительно качественный и яркий проект. Почему же в погоне за количественными показателями Creative Assembly забыла о работе над ошибками? Честное слово, я бы с удовольствием обменял ацтеков и Тимуридов на расплавленную смолу, льющуюся с крепостных стен, и рыцарей, которые в нужный момент спешиваются и подхватывают брошенный коллегами таран. Стоит убрать мелочевку вроде купцов, еретиков и т. п., и на экране возникнет старый добрый Rome с перерисованной графикой и средневековыми антуражами. Конечно, это не опускает игру до уровня Legion Arena или Takeda 2, но если у вас за плечами Shogun, Medieval и Rome (не считая кучи дополнений и модов), то избавиться от неприятного привкуса не удастся.

Интересно, предполагали ли боссы The Creative Assembly, в далеком 2000-ом году утверждая разработку Shogun: Total War, что их детище заложит фундамент одной из лучших стратегических серий современности, ближайшие конкуренты которой будут очень долго глотать пыль из под копыт мчащегося вперед скакуна Total War? Думаю, нет. На деле же все оказалось как в той сказке. Разборки азиатских феодалов пришлись по вкусу огромному числу геймеров, в свете чего скорый выход экспаншена The Mongol Invasion ни для кого не стал неожиданностью. Впрочем, несмотря на постоянно растущую народную любовь, детище Creative Assembly имело весомое количество недостатков. К их исправлению девелоперы приступили, засев за создание сиквела Medieval: Total War. На этот раз отлично продемонстрировавшая себя геймплейная концепция была перенесена в новый сеттинг - дремучее средневековье. Возможность прибрать к рукам древнюю Европу игровая общественность также восприняла на ура. Последовавший в скорее адд-он Viking Invasion позволил прочувствовать весь смак нахождения в "шкуре" сурового предводителя викингов, и окончательно убедил разработчиков в необходимости существенных нововведений. Именно тогда новостные ленты информационных сайтов известили мир о существовании полноценного продолжения Rome: Total War. Игра произвела настоящий фурор на канувшей ныне в лету выставке Е3. И действительно, там было на что посмотреть. Огромные экраны транслировали на сетчатку глаз ошеломленных посетителей захватывающие дух баталии: тысячи непохожих друг на друга войнов сходились в смертельной схватке, меткие лучники поливали отряды противника тучами стрел, а боевые слоны - дебютанты серии - стальными танками вклинивались в ряды недругов, неся смерть и хаос. Это казалось невероятным. Абсолютно новый графический движок, длиннющий перечень свежих features. Почти все игроделам удалось воплотить в реальность - в феноменальном успехе римской эпопеи нет никакой мистики: филигранное качество выделки, отменная картинка и увлекательный геймплей - вот три кита Rome. Поддавшись манящему зову денег, Creative Assembly решила изменить своей давней традиции по выпуску одного дополнения, в промежутке между релизами сиквелов, и разродилась сразу двумя expansion pack'ами: Alexander и Barbarian Invasion. Казалось бы, куда дальше? С дебютом "Александра" девелоперы задействовали пыльные земли Азии и Египта, индокитайский полуостров эксплуатировался в самом начале пути, а Старый Свет уже был заезжен до дыр. Неисследованными "землями" для маркетологов SEGA оказались американские материки. И спустя некоторое время, ацтеки были объявлены одними из главных действующих лиц Medieval 2: Total War. Однако, королевой "бала" по-прежнему осталась Европа. Таким образом, на выходе игры мы получили всю ту же старую-добрую Medieval: Total War, облагороженную доработанным Rome-"моторчиком" и раздавшуюся в ширину до совершенно непристойных размеров.

Временная планка игры разрослась до 450-ти лет. Гнуть свою стратегическую линию виртуальным правителям предстоит на протяжении четырех с половиной веков - с 1080-го по 1530-ый год. Именно на этот исторический интервал пришелся наибольший расцвет европейских цивилизаций, сочетавший научно-культурный прогресс с бесконечными кровопролитными войнами за территории. Одним словом, веселое было времечко.

Набор доступных держав принял в свои объятия новых членов. В общем и целом, Medieval 2 располагает 21 нацией. Сингл-кампания позволяет "порулить" лишь 17-ю странами, в то время как мультиплеер доводит число играбельных цивилизаций до вышеуказанного предела. Сложность прохождения, как и раньше, напрямую зависит от выбранной стороны. Поставить знак равенства между поднятием с колен раздробленной Руси и, например, планомерным укреплением процветающей священной Римской Империи, не получится даже при огромном желании.

Наряду с одиночным режимом нам предлагают и стандартный список остальных полководческих забав. Можно принять участие в знаменитых сражениях того времени, присягнув на верность одной из сторон конфликта, а можно длинными вечерами оттачивать свои навыки в многопользовательских баталиях. Впрочем, роль первой скрипки в Medieval 2, разумеется, отведена синглу. Для того, чтобы приступить к настоящей "работе" необходимо сначала завершить принудительный обучающий режим. По старой-доброй традиции щепетильные британцы снабжают свои продукты качественным виртуальным "тренажером". Хотя можно было бы сделать эту опцию и отключаемой. Далеко не все игроки начинают свое знакомство с серией, запуская Medieval 2.

Основной целью кампании является захват 45-ти провинций. Дальше разгулять жадному до власти феодалу, увы, не дадут. Для наиболее нетерпеливых синьоров предусмотрена опция "укорочения" миссий - для победы хватит захватить и половину городов. Раздутые же временные рамки, уместившиеся в 225-ти ходах, провоцируют на вдумчивое изучение продукта. Ведь все-таки не в Age of Empires играем.

С первого взгляда на глобальную карту вас начнет терзать сильнейшее чувство дежа-вю. При условии, что до этого за плечами имелся опыт прохождения древнеримского отпрыска серии. Визуальное оформление, интерфейс и даже некоторые нотки заглавной мелодии - все это перекочевало в игру прямиком из Rome. Новички же подивятся красивой картинке и огромному количеству доступных действий.

В виду увеличившегося числа доступных стран, стратегическое поле стало заметно обширней. На ней нашлось место и для неизведанной Северной Америки, с хозяйничающими там племенными народами, упоминавшимися в начале статьи. А вот сама миссия по покорению Нового Света больше смахивает на мыльный пузырь. Да, играть за конкистадоров весьма увлекательно - особый колорит вносит местная природа: непролазные джунгли смотрятся куда выгоднее утоптанных европейских полей - однако масштабы происходящего не впечатляют. Несколько поселений и слабо организованные армии послушников Майя - вот и все на что хватило Creative Assembly. Не обязательно быть пророком, дабы предсказать грядущий релиз исправляющего этот досадный пробел адд-она.

Передвижение фигурок по карте сопровождается, помимо решения государственных проблем, выполнением всяческих мини-заданиями. По сравнению с предыдущей частью, квесты стали более увлекательными, появилось даже некое подобие разнообразия. В основном же, "работодатели" просят построить определенные здания, заблокировать важные торговые точки противника или же провести дипломатические дебаты. В качестве поручителя теперь может выступать и Папа Римский. Религии в мире Medieval 2 отведено центральное место.

Ни для кого не секрет, что в средневековье церковь являлась сильнейшей организацией, дружить с которой стремилось максимальное количество вдумчивых правителей. Нечто похожее наблюдается и в Medieval 2. Рим обладает своей армией, но основную угрозу таят в себе "верующие" соседи. Попав в немилость Папы, вы рискуете досрочно завершить игру, так и не добившись своих целей. И дело здесь вовсе не в постоянно посыпающихся на голову проклятьях священнослужителей. Близлежащие монархи всегда рады воспользоваться представившейся возможностью отлучить от трона безбожного "коллегу". Противостоять христианам невероятно сложно: отбиваться от противника придется деморализованными войсками - во всевышнем гневе солдаты очень быстро теряют пункты морали. Так что дружба с Папой практически обязательна. Находясь на "короткой" ноге с понтификом, можно легко устранять погрязших в грехах конкурентов.

Для пущей реалистичности игроделы разрешили участвовать в крестовых походах. Священная война приносит немало бонусов. Достаточно и того, что погоняемые в Иерусалим вояки находятся целиком на обеспечении церкви и передвигаются в два раза быстрее. Кроме того, существует возможность относительно бесплатного найма рыцарей-"крузайдеров", составляющих мощнейшею атакующую силу. В ответ на агрессию с Севера мусульмане организуют джихад. Впрочем, от организованной экспансии христиан священная война исламистов отличается разительно.

Веяние прогресса и коснулось и схемы развития городов. Отныне совместить культурную мекку и военный оплот не получится. Нужно будет выбирать - между экономической и милитаристической веткой развития поселения. Миролюбивый городок быстренько обрастет памятниками культуры и существенно увеличит размер казны. Военная же ориентация станицы позволит строить уйму профпригодных сооружений, сжирая при этом львиную долю бюджета. Здесь важно найти золотую середину. Цветущий мегаполис, лишенный толстых стен, - легкая добыча для агрессивных оккупантов. Против профессиональных вояк не поможет о городское ополчение, бесплатно формируемое из местных жителей - разве могут вчерашние купцы и ремесленники на равных биться с закаленными в боях ветеранами? Ответ очевиден.

Идея с гильдиями также весьма интересна. Ограниченные сообщества людей, связанных общим делом, могут принести немало пользы. Так, оружейники улучшают качество выпускаемого оружия, а купцы - количество продаваемого товара. Существуют и совсем уж экзотические кооперативы, вроде ганзы наемных убийц и ордена тамплиеров.

Вести военные кампании стало намного проще. Если раньше процесс накопления более-менее внушительного войска занимал достаточно много времени, то теперь все стало быстрее. В первую очередь благодаря возможности найма сразу нескольких юнитов за ход. По мере игры в казарме постепенно накапливаются войска. При внезапном нападении противника или же запланированном наступлении на соседей можно легко пополнить собственные отряды, заказав необходимое количество солдат, - были бы деньги.

Как всегда, встретившиеся на одной клетке армии, при желании, материализуются на ратном поле. Реальновременные сражения в Medieval 2 приводят к неописуемому восторгу. Гигантские отряды сходятся в смертельной битве, демонстрируя широкие возможности позаимствованного у Rome графического движка. Превосходная анимация, четкие текстуры и практически полное отсутствие клонированных солдат создают иллюзию просмотра многомиллионного голливудского киноблокбастера. Все-таки не зря телевизионный канал Discovery приобрел права на использование программистского шедевра Creative Assembly при создании цикла исторических передач - тратиться на найм массовки и аренду аутентичных предметов старины было бы гораздо накладней.

Возвращает в реальность полоумный искусственный интеллект. По старой традиции, AI строит из себя ошалевшего генерала и это ему хорошо удается. Рыцари, подставляющие бока под мечи нападающих, отряды, неспособные самостоятельно уйти из под обстрела лучников, - одним словом, удручающая картина.

Разобравшись с RTS-порцией можно переходить к десерту. Вкусная дипломатия - наше все. Конечно, не стоит мечтать о богатстве выбора тематической Diplomacy, но и того, что представлено в игре хватает за глаза. Коронный номер - выдача привлекательной принцессы замуж за нужного принца - как и прежде эффективен.

При более пристальном рассмотрении становится понятно, что за всей нововведенной мишурой скрывается все та же Rome. Качественная, яркая, увлекательная, отполированная до блеска Rome. Многие опрометчиво обвиняют авторов в отсутствии у Medieval 2 каких-либо серьезных инновационных идей. Однако не стоит забывать, что вряд ли кто из ныне существующих тайтлов сможет сравнить с отпрыском The Creative Assembly по глубине проработки и масштабности. Собственно, за это мы и любим Total War. Чего и вам советуем.

Плюсы: превосходная графика, поражающий масштаб происходящего, продуманная экономическая и военная составляющие, широкий спектр геймплейных возможностей.
Минусы: слабый AI.

Вы когда-нибудь играли в стратегии? Согласитесь, неожиданный вопрос Однако, связанный с любимой многими TES. Дамы и господа, позвольте представить вашему вниманию мод — The Elder Scrolls Total War.

Введение
Для начала разберемся, что же из себя представляет оригинальная Medevial 2 Total War. Кратко говоря, это помесь пошаговой стратегии и RTS, где на стратегической карте вы строите здания в городах, двигаете фигурки-армии или флоты, занимаетесь дипломатией и прочими делами, а в случае сражений загружается карта местности с вашей армией и армией противника, где происходит вполне себе риалтаймовая битва, впрочем, всегда можно нажать кнопку «автобой» и компьютер сам выберет победителя. Впрочем, пытаться объяснить суть игры вкратце — все равно, что убить демона Прибежища обломком меча: дело долгое. Так что, давайте перейдем к тому, что содержит в себе мод.
Во-первых, это карта Тамриэля, во-вторых, это 16 фракций (число фракций оригинальной игры), плюс пара неиграбельных, в третьих, новые юниты и дизайн городов. И все сделано довольно качественно.

Пешком по миру
Карта материка Тамриэль схожа с оригинальной, за исключением масштаба и некоторых условностей (вроде Валенвуда, в котором идет снег (в Морровинде, кстати, его нет). Также, местами, рельеф местности не соответствует лору, но, учитывая, что мод на игру 2006 года, это простительно.

«Выбери себе холм и стань королем»
А теперь время поговорить про фракции, баланс и всякое такое.
Фракции. Их, как вы уже поняли, много. И все они разные. Как по стартовым позициям, так и по стилю игры с поправкой на механику. Например, у Шестого дома (а он тут есть, и его вполне можно привести к успеху), как и у всех домов есть послы, купцы и прочие агенты (кстати, всякие шпионы и убийцы из оригинала здесь тоже присутствуют). Впрочем, когда тебя все по дефолту ненавидят, договорится довольно-таки сложно.
Темп игры за разные фракции тоже отличается. Например, в каком-нибудь Хай Роке все идет довольно неспешно, в то время, как в Морровинде, уже за первые ходы начинаются войны, заключаются союзы, а игрок уже придумал, как он будет красить карту. Так что, если вдруг захотите ознакомится с игрой, но до этого не играли в подобные стратегии, советую начать с Империи или какого-нибудь Даггерфолла (да и если верить словам мододелов, Даггерфолл слишком быстро копит деньги на пару с Вейрэстом).
Баланс в игре тоже специфический. Для старожилов оригинальной серии скажу, что баланс похож одновременно на оригинальную игру и Rome: тоже все вроде бы и равны, но изначально есть фракция, чьи юниты на старте очень эффективны. Здесь таковые принадлежат Империи, впрочем, как и в Rome, дисциплина не поможет против Силт-страйдеров, которые проходят сквозь твои ряды, как нож через масло. Да и при игре за Империю очень сложно уследить за всем: на севере норды, на востоке Морровинд и аргониане, на западе Хай Рок и Хаммерфелл, а на юге Талмор устраивает свою экспансию. Нелорно, но вполне сбалансировано, да и сложно чем-то помочь армии, которая находится очень далеко от твоих границ, в каком-нибудь Эбенгарде, если Трибунал решит внезапно проверить тебя на стойкость, а Хлаалу (на данный момент мои любимцы) могут и не помочь.

Лучшая техника боя…

Итак, вы сошлись в бою. Что поменялось здесь? В целом, ничего, за исключением пары особенностей. Во-первых, как и в Rome, здесь у каждой фракции есть своя тактика ведения боя: имперцы могут малой силой справится с любым врагом, Великие дома удачно комбинируют ополчение, пехоту, лучников и прорыв строя врага Силт-страйдерами (кавалерия у Великих домов, кстати, состоящая из наездников на гуарах, почти бесполезна), аргониане изматывают противника легкой пехотой, а Шестой дом… Он забрасывает мясом, вперемешку с сильными магами. Итак, мы подошли к новинке — тем самым колдунам, не надейтесь на магию уровня TWW или Warcraft 2 — здесь все проще (по крайней мере, из того, что я видел), в основном всякие фаерболы. Но все равно зрелищно и эффективно: бреши в рядах противника делает не хуже экспериментальных гаубиц из Napoleon. Но очень сильно бьет по кошельку, ведь сначала надо построить спецзадание, а потом эти самые недешевые отряды, а их еще содержать! Тоже самое и с Силт-страйдерами: может, противника они и втаптывают в землю (нет, лучники в помощь), но вашему кошельку будет нанесен гораздо больший урон. Так что, подумайте дважды перед тем, как брать их в свое войско.
Отдельно стоит рассказать о даэдра: они здесь есть, и появляются во время кризиса Обливиона. И они просто рвут, шутка ли — они уничтожили мою армию и армию Редорана в одном бою, потеряв лишь половину своей. Хотя, у них вроде нет всадников, но пехота из дремор, скампов и лучников Мифического Рассвета — просто гроза любой армии. Так и не понял, как их надо бить, возможно уход в оборону поможет. Ведь здесь, как и в оригинале, можно при помощи ополчения и генерала защитить любой город (сам три раза защищал Суран от Трибунала, при том даже Вечная стража не помогла ему).
И да, тут есть события, вроде КО, или пророчества о Нереварине. Правда, жаль, что он по умолчанию присоединяется к Хлаалу.

Давайте теперь поговорим о визуальной стороне. И я не про графику, она осталась от оригинала (иначе говоря, глаза не вытекут), а про все остальное: юниты, иконки, меню. Все это, вплоть до экранов загрузки с артами и цитатами из игр, сделано очень хорошо. Даже воссозданы некоторые города из TES, штуки три, правда. Так что Сейда-Нин здесь выглядит как простая деревня с мельницей. Зато у каждой фракции своя архитектура, например, у Храма все города представляют собою кантон как в Вивеке, хотя архитектура многих строений явно взята из оригинала, если бы все здания перерисовывали согласно лору, мод бы делался еще долго.
А модельки юнитов! Все они выглядят органично и вписываются в игру. Так что халтуры здесь нет.

Минутка критики
И все-таки, многое еще не доделано, вроде просто висящей в меню провинциальной кампании, хотя битвы тут есть, ровно как и исторические сражения.
Озвучка героев взята из оригинала, так что, имперцы тут воюют за Рейх. Музыка хоть и поменялась на темы из игр, но зачем-то была разбавлена всяким Циммерами, конечно, в первый раз услышать его круто, но потом уже бесит.
Не до конца реализованы наемники и религия, разные религии хоть и есть, но своего Папы Римского нет, а ведь это была крутая фича оригинала, которая добавляла разнообразия, впрочем, спишем это на не такое сильное влияние религии в TES.

Итог
Хороший мод, который качественно сделан и вполне играбелен, более того, он как отдельная игра считай. Так что, я советую опробовать его фанатам TES или Total War, а модерам желаю удачи в дальнейшей разработке мода. А я пошел крошить даэдра. Всем удачи и до встречи.

После некоторого недоразумения с аддоном Rome: Total War — Alexander студия Creative Assembly расправила плечи и выступила с колоссальным высказыванием на тему средневековья. Medieval 2: Total War, сиквел к рыцарским похождениям Total War, — венец жанра размашистых стратегий. Важно понимать, что соответствующий сериал, похоже, достиг пика своего развития, поэтому англичане заняты увеличением масштаба происходящего на экране.

Зрелость

В Medieval 2 более двадцати стран. В основной кампании, однако, дозволяется играть только за европейские державы — к вашим услугам Франция, Англия, Священная Римская империя, Испания и Шотландия. Возглавить прочие государства можно только в режиме исторических битв.

Макростратегический режим, несмотря на всю свою глубину, является лишь прелюдией к колоссальным битвам.

Каждая нация обладает уникальными юнитами, которые задают всю тактику ведения войны. Скажем, англичане тренируют солдат, вооруженных длинными луками, бьющими в два раза дальше обычных. Значит, вполне логично держать врага на расстоянии, поливая его армию стрелами. И уже после профилактического обстрела посылать в бой пехотинцев. Франция или Испания делают ставку на сильную кавалерию — соответственно, тут разумно бить конницей по флангам.

Задача в кампании очевидна — захватить 45 регионов. Плюс выполнить уникальное для каждой нации задание. Например, англичане или французы непременно должны окопаться в Иерусалиме, выбив оттуда мусульман, а Священная Римская империя обязана отбить Рим и усадить там своего императора.

Как и раньше, все действо делится на два этапа — макроэкономика (больше всего напоминает Civilization 4) и собственно битвы. По сути, глобальная составляющая не изменилась со времен первого Medieval. Дел, как всегда, много: превращать глухие деревни в процветающие города, не забывая при этом про экономику и народные настроения. Стоит зазеваться, как население начнет громить ларьки и бить милицию, а какой-нибудь поселок объявит себя суверенным государством. Методы борьбы очевидны: стройте церкви и мэрии, снижайте налоги и, конечно, посылайте в особо неспокойные районы наместников из числа королевской семьи.

С голливудским размахом

Во время атаки кавалерией периодически забываешь дышать от восторга.

Что касается боевых действий, тот тут не стоит гнушаться примитивных приемов. Всегда лучше первому собрать армию покрепче и по-быстрому отнять у противника пару городов. Здесь, правда, стоит учитывать, что нападение на католическое государство тут же повлечет за собой нагоняй от Папы Римского. Конечно, на недовольство церкви можно не обращаться внимания, но в этом случае вас сразу объявят еретиком, а королевство моментально наводнят инквизиторы.

Одним словом, с католическим престолом рекомендуется дружить. Добросовестное выполнение заданий, поручаемых Папой, не только поднимет ваш престиж в лоне церкви, но и будет вознаграждено либо парой сотен мощных подразделений, либо увесистым мешком золотых.

Ну и не будем забывать про главное задание Папы — крестовый поход против еретиков и освобождение Иерусалима. Добраться до земли обетованной в составе армии крестоносцев — задача нетривиальная. Носители веры куксятся, болеют и чахнут уже в середине пути — постоянные нападения врагов и пустынные бури регулярно сокращают поголовье воинствующих христиан.

Но все эти макростратегические выкрутасы являются, конечно, прелюдией перед абсолютно голливудскими битвами. Сначала — расстановка сил, затем — обстрел лучниками, ну а дальше все зависит от вашего внутреннего Суворова или Наполеона.

После особо жестоких битв поле боя бывает буквально утрамбовано телами павших.

Можно бросить всю армию в лобовую атаку, но лучше все-таки придумать какой-нибудь хитрый трюк. AI действует не то чтобы совсем плохо, но против каких-то неожиданных приемов совершенно бессилен. Так что при должной сноровке и гибкости мышления вполне реально отразить атаку на город, располагая в два раза меньшим количеством войск. Полководцы по-прежнему играют архиважную роль на поле брани: талантливый командир легко победит превосходящие силы противника.

Но если суть битв не изменилась, то их внешний вид претерпел разительные изменения. Детализация каждого бойца увеличилась в разы. Теперь можно разглядеть каждую заклепку на латах пехотинцев и пряжку ремня у лучников. Анимация — выше всяких похвал. Над головами сражающихся со свистом пролетают стрелы, кто-то, картинно взмахнув руками, падает в грязь лицом. Мы, конечно, пишем это каждый раз, но Medieval 2 действительно больше всего напоминает крупнобюджетные голливудские постановки.

Отдельной строкой стоит отметить осады городов. Механика опять же осталась прежней, но внешне изменилось многое. Крушить стены — одно сплошное удовольствие. Смотреть, как увесистые булыжники врезаются в укрепления и отгрызают куски кладки, можно бесконечно долго. Бой на самих стенах — это вообще какое-то гипнотическое зрелище. На узких проходах солдаты толкаются, пинаются и разве что не кусают друг друга. Кроме того, воины не стесняются сбрасывать друг друга со стен и вообще вытворяют какие-то сложносочиненные акробатические упражнения. Сами города окончательно перестали напоминать картину «Три домика у речки». В крупных поселениях, например, столько построек и улочек, что можно устраивать натуральные городские бои, победив захватчика умело расставленными засадами.

Ну и звук, конечно. Он и раньше был хорош собой, но Medieval 2 периодически поражает в самое ухо. Местами понять, что происходит в игре, можно даже не глядя на монитор. Все равно вы будете слышать тугой звук натягивающейся тетивы и смертельный шелест сотни стрел. Ну а когда дело доходит до рукопашной, то крики бойцов, звон мечей и топот ног по брусчатке звучат так, что родные легко могут заподозрить вас в болезненном увлечении средневековыми постановками.

Хорошая тактика — зажать кавалерию врага на узких улочках города.

Несмотря на то, что серия Total War практически достигла пика своего развития, играть в Medieval 2 по-прежнему интересно. Время в ее обществе летит с какой-то нечеловеческой скоростью. Вообще, Creative Assembly на наших глазах пестуют чуть ли не свою «Цивилизацию» — там вроде бы тоже ничего принципиально не меняется вот уже много лет, однако армия поклонников все никак не редеет.

Точно так же Medieval 2, не предлагая, по сути, ни одной радикальной идеи, на одном только масштабе и колоссальной графике ведет за собой внушительное количество игроков. Дело, наверное, в том, что битвы таких исполинских пропорций на сегодня не может предложить ни одно другое электронное развлечение. Так что пока у Total War нет внушительных конкурентов, мы будем ждать продолжения.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей : 9.0

Графика: 9.0

Звук и музыка: 10.0

Интерфейс и управление: 9.0

Дождались? Medieval 2 — это все лучшее, что мы любили в Total War, умноженное на два. Десятки стран с сотнями уникальных юнитов, совершенно необъятный размах действия и голливудская картинка. Куда дальше, если честно, непонятно.

Читайте также: