Max payne 3 обзор

Обновлено: 03.07.2024

Разработка третьей части Max Payne действительно затянулась. Первая игра в серии вышла в 2001 году и стала фантастическим успехом для молодой студии Remedy. Заработанные «Максом» деньги позволили к 2003 году создать сиквел, в котором игра из криминального триллера превратилась вдруг в любовную историю на фоне боевика категории «А». Вторая часть представила Макса драматическим героем, страдальцем, чей лучший друг Владимир Лем оказался предателем и казнил его любовницу Мону Сакс.

Лыс, суров и бородат. Одна из финальных глав так и называется: «Злобный лысый жирдяй»

Один против троих — чуть ли не простейший расклад в мире MP3

Эпизоды в Нью-Джерси особенно хорошо передают дух второй части

Нарядный «гринго» Макс вскоре лишится и очков, и дорогих часов, и именного пистолета

Вслед за комиксом вышла игра Max Payne Mobile — перенос первой части MP на «айфоны» с использованием системы помощи при прицеливании. Надо заметить, что эта особенность переехала в третью часть почти без изменений. Лишь после этой «бомбежки» дополнительными продуктами разработчики отпустили MP3 в большой мир. Очевидно, что для компании Rockstar Games игра стала необычайно важным проектом — последний раз столь масштабная рекламная кампания сопутствовала игре GTA 4. Долгое ожидание стоило получившегося результата, ведь годы работы над MP3 позволили создать «интерактивный фильм» — нечто на стыке кино и видеоигр, и вместе с тем один из лучших боевиков в истории. Грамотная подача сюжета за счет роликов, в которых игроки участвуют сами, действительно позволила сделать нечто вроде «играбельного кино», проекта калибра Heavy Rain.

Детализация оружия великолепна

История третьего «Макса» начинается спустя девять лет после событий MP2. Похоронив свою жену, дочку и любовницу, бывший коп Пейн спасается от отчаяния дешевым виски Kong и закусывает ежедневный алкоголь порциями болеутоляющих таблеток. Однажды во время пьяной ссоры в баре он убивает сына главного мафиози штата Нью-Джерси. Разъяренный папаша устраивает на него охоту по всему Хобокену, и в итоге протрезвевший от ужаса Пейн вынужден бежать из города. Его новым пристанищем становится бразильский Сан-Паулу, где с помощью связей старого приятеля Рауля Пассоса бывший коп получает место главного телохранителя семьи миллионеров Бранко.

За стеклом стоит один из главных злодеев первой половины игры — Серрано

Добив последнего врага в комнате, наслаждаемся зрелищным рапидом в награду

К несчастью для Пейна, вскоре разбойники похищают супругу работодателя и Макс вместе с напарником Пассосом начинают охоту на бразильский криминалитет. Во время спасения «принцессы» Пейн оказывается свидетелем тайного сговора террористов и полицейских. Итог закономерен — проигнорировать беспредел он не может, а одна из глав иронично названа «Великий американец, защитник обездоленных».

По накалу событий захватывающий сюжет сравним с центральной сюжетной драмой GTA 4 — ощущается влияние мастеров и участие в сценарии знаменитого Дэна Хаузера, ранее создавшего сценарную базу для Red Dead Redemption и нескольких частей GTA. Благодаря удачной идее Хаузера, мы сыграем и за Макса, вставшего на путь трезвости, и за тяжелого алкоголика, который имел неосторожность связаться с мафией: игра ловко переключается между событиями прошлого и настоящего.

Злобный гринго совершенно не понимает португальский язык, на котором разговаривает большинство персонажей. Для нас его тоже не переводят

Для третьей части авторы не скупились на разнообразие: Макс побывает не только в элитных домах богачей Сан-Паулу, но и собственными глазами исследует нищие бразильские кварталы, вернется назад во времени в Нью-Джерси, сразится с террористами в Панаме и фавеле Нью Эсперанца. Приоритет отдан постоянной смене локаций и ситуаций — ничто здесь не повторяется дважды, каждая новая глава сулит новый раунд борьбы за жизнь и за правду, к которой Пейн паровозом мчится всю игру, ради нее завязав даже с выпивкой. В этом смысле Max Payne 3 очень близка к серии Uncharted — здесь тоже есть фавелы, поиск сокровищ (деталей золотого оружия), стрельба из укрытий и решение неприятностей в самых неожиданных местах мира.

Зато гангстеры всего мира понимают язык кольта и дробовика

Честной дуэли не получится: у Макса лицензия на убийство и способности супергероя

Все злоключения мы проживаем непосредственно в шкуре Пейна — подчас управление на середине ролика переходит к игроку и дает нам собственными руками пустить пулю в грудь дерзкого юнца Тони ДеМарко или, например, отобрать мачете у опасного босса. Меж тем, при всей зрелищности игра умудряется хорошо показывать себя в жанре шутера — игровая механика явно заточена под получение удовольствия от стрельбы во врагов. Вряд ли кого-то оставит равнодушным реалистичная физика тел, доработанная по следам GTA 4, и детальные пулевые ранения на врагах.

На страже порядка и защите офиса Родриго Бранко от мародеров

С головы до пят игра является сложным шутером «старой закалки», требующим концентрации усилий и фантазии для успешного прохождения миссий. При ближайшем рассмотрении MP3 состоит из бесконечного набора комнат с врагами и периодических погонь на катерах и автобусах с расстрелом противников. Никаких головоломок и в помине нет, и большее, чего ждут в этом мире от игрока — удачно выстрелить в канистру с керосином, около которой кучкуются враги. Принципы игры просты, но боже, до чего хороша реализация перестрелок и гангстерская тема в целом!

Повреждения отражаются на персонаже дополнительными кровоподтеками, но рука прострелена по сюжету

Укрытия во время обстрела постепенно разрушаются

Выжить без использования укрытий в MP3 невозможно, и потому прятки за предметами обихода являются основой игрового процесса. Засев за чем-нибудь прочным (у разных материалов свои особенности, и некоторые укрытия не защитят от пуль), нужно аккуратно высовываться и подстреливать пользующихся тем же трюком гангстеров. И бразильских полицейских, кстати, тоже — ближе к концу игры Макс объявляет войну не только мафии двух стран, но и всей полиции Сан-Паулу. Традиционно для серии вернулась функция замедления времени и патентованная фишка shootdodge — способность Макса стрелять в прыжке, благодаря которой он одновременно уклоняется от чужих пуль и замедляет ход времени. Эта особенность объясняется молниеносными рефлексами Пейна, которые он не смог пропить даже за много лет безудержного пьянства.

За стрельбу из положения лежа причитаются дополнительные «трофеи»

Как и все остальные, снайперы на крыше дома в Хобокене жаждут нашей смерти

Но кое-как его алкоголизм на игре сказался — по экрану иногда пробегают разноцветные пятна и линии, мелькающие в качестве вспышек в конкретные игровые моменты. Особенно на них богата миссия, связанная с первым за много лет похмельем — «Похмелье, уготованное самой Матушкой-Природой». Понятное дело, ко времени завязки с алкоголем число вспышек снизится, но ломку игроки на себе обязательно почувствуют. Пейн вообще будет развиваться у них на глазах, и игра с его участием наглядно покажет, как герой переборол отвращение и ненависть к себе (он винит себя в смерти близких), найдя занятие по душе: трилогия завершает нуар-историю Макса Пейна тем, что он находит свое призвание в роли «Крепкого орешка», добродетельного супергероя.

Увы, до уровня Uncharted 3 игра не дотягивает, и в прятки со спецназом сыграть не выйдет

Несмотря на новое амплуа героя, по содержанию триквел оказался достойным наследником второй части. Сюжетная линия постоянно удивляет, подкидывает абсурдные приключения вроде езды с неспособной вести автобус беременной девушкой и расстрела толп недовольных полицаев. Устроено всё пиротехническое шоу именно так, чтобы игроку самому хотелось убивать красиво — как-никак лучшие убийства поощряются удачными ракурсами. Печалит лишь то, что ради реализма создатели MP3 сделали протагониста немного тяжеловесным и нерасторопным, будто нет уже той прыти, на которую он был способен в 2003-м. И вот её-то не хватает.

Рауль Пассос помогает Пейну вырваться из гангстерского окружения. Бар они покидают через черный ход

К третьей части сходство Пейна с Пирсом Броснаном и его Джеймсом Бондом серьезно усилилось

Аркада позволяет повторно пройти по местам славы из сюжетной истории, но с изменившимися условиями игры. Так, в режиме «Время не ждет» на прохождение уровня дается минута, а дополнительные секунды зарабатываются убийством врагов. Причем за красивые убийства времени выдается больше. Второй режим с игрой на очки в теории скучен — казалось бы, опять всё то же смертоубийство. Но только вместо стандартного Пейна разрешено выбрать модель его героя из первой части или чуть более постаревшую из второй. Также каждый игрок попадает в таблицу мировых рекордов, и есть стимул соревноваться со всеми остальными. Награждают в «Игре на очки» за длинные серии убийств, замедления и прыжки, поэтому скучно в любом случае не будет. Только со свирепой сложностью придется смириться — в этом отношении MP3 близок к недавнему Serious Sam 3 и тоже является испытанием нервов на прочность.

Сегодня в Москве состоялась презентация игрового процесса Max Payne 3, на которой побывала и «Игромания.ру». Комментировал происходящее и отвечал на вопросы журналистов Федерико Клонферо — менеджер по маркетингу Rockstar Games.

Разработку Max Payne 3 ведут внутренние студии Rockstar, но создатели первых двух частей — Remedy — тоже не остались в стороне. Просто теперь роли поменялись: если раньше Rockstar выступали издателями и контролировали, то нынче наоборот — представители Remedy (в том числе Сэм Лэйк, с которого в свое время рисовали самого первого Макса) внимательно следят за ходом разработки и поправляют «рокстаровцев», если считают нужным. Таким образом, хоть в игре и просматривается фирменный почерк Rockstar, она максимально приближена к «тому самому» Максу Пэйну, который успел полюбиться игрокам.

Max Payne 3 следует традициям оригинала — как и прежде, упор делается на кинематографичность и на то, чтобы создать продуманного и многогранного главного героя. В которого игроки поверят и чьими бедами проникнутся.

По мнению Клонферо, жанр боевика от третьего лица подходит для этого как нельзя лучше. Хотя глядя на мир глазами персонажа, становится проще погружаться в игру, при этом начинаешь ассоциировать себя с главным героем. А иначе — наблюдаешь все чуточку со стороны, и эффект сопереживания усиливается.

Игра начинается спустя восемь лет после событий второй части. Макс Пэйн ушел из полиции, утратил смысл жизни и потихонечку спивается, временами влипая в неприятности. В первой миссии он еще похож на себя прежнего — тот же плащ, та же прическа, то же скорбное выражение лица, — но выглядит паршиво, постарел и осунулся. Характер тоже изменился. Перед нами уже не отчаянный парень в гавайке, которому нечего терять, и не меланхоличный полицейский, терзающийся мыслями о неразделенной любви, а просто человек, очень сильно уставший от всего на свете. Да, прямо как Брюс Уиллис в последних своих фильмах.

Max Payne 3

Сюжет подается не в комиксах, а через долгие кат-сцены на движке игры. Мы видим, как Макс возвращается в свою обшарпанную квартиру, где не прибирались, наверное, лет пять. Возвращается не один, а с другом — тот пытается убедить Макса начать новую жизнь. Хоть бы и не здесь, в Нью-Йорке, а в бразильском Сан-Паулу, где одному из богачей нужен толковый человек в службе охраны. Но прежде, чем Макс принимает решение, под окном раздаются крики — местный авторитет Энтони де Марко явился спустить шкуру с бывшего детектива Пэйна. Оказывается, тот недавно убил его сына. И вот толпа вооруженных боевиков собираемся штурмовать дом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: когда персонажи разговаривают, на экране время от времени появляются ключевые слова из их диалогов. Выглядит это очень стильно и напоминает начальные титры фильма «Большой куш», а заодно помогает быстрее ухватывать суть.

Управление наконец переходит к игроку, в данном случае — к Клонферо. Какое-то время он гоняет Макса по квартире, показывая нам запредельный уровень ее детализации. Прорисовано буквально все, вплоть до мелкого мусора на полу, — такого количества объектов не сыскать даже дома у Адама Дженсена. Затем Макс бежит в коридор, где уже появились первые противники.

Max Payne 3

ЭТО ИНТЕРЕСНО: здоровье не восстанавливается само по себе — как и прежде, нам предстоит разыскивать болеутоляющие таблетки и экономно их расходовать.

Прием, подсмотренный в Modern Warfare, здесь срабатывает на ура и выглядит очень свежо — ведь камера не «привязана» к глазам персонажа. Она постоянно двигается, демонстрируя происходящее с самого выгодного ракурса. И это ничуть не раздражает, поскольку, когда от игрока требуется совершить некое действие, она исправно повисает над плечом Макса, возвращая привычную перспективу и не мешая прицеливаться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: на пути к снайперу Макс вырубил одного из противников ударом пистолетной рукоятки. Полноценного ближнего боя разработчики не планируют, но, столкнувшись с противником лицом к лицу, его можно убить, не тратя патроны. Правда, как пояснил Клонферо, возможность подойти к противнику настолько близко будет появляться очень нечасто.

Max Payne 3

На презентации нам показали три миссии, из которых примерно понятна завязка сюжета. Отбившись от мстительного мафиозо (а может, банально сбежав), Макс соглашается-таки переехать в Сан-Паулу, где перед ним откроются хоть какие-то перспективы. Правда, воспользоваться ими он все равно не сумел и продолжил потихоньку спиваться уже на зарплату телохранителя местного дона. Была в том вина Макса или нет, нам не известно, но в какой-то момент у дона похищают жену. Вычислить злоумышленников не удается, отчаявшийся муж решает заплатить — и Макс с напарником и полной спортивной сумкой долларов отправляется к точке передачи денег, уже упоминавшемуся выше стадиону.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: бородой Макс обзавелся в промежутке между обсуждением ситуации и выездом на стадион. К сожалению, момент появления лысины на презентации не показали. Судя по всему, это произойдет немного позже.

А вот следующая после стадиона миссия внезапно вернула нас на пять лет назад — обратно в Нью-Йорк, в тот самый бар, где Макс пересекся с сынком мафиозо из заставки. Пэйн мирно допивал очередной «дринк», когда к нему вдруг подвалила компания подростков и начала задирать. Макс вяло отшучивался, пока один из парней не перегнул палку, нелестно отозвавшись о его убитой жене. Ответного выпада насчет своего отца-наркодилера малолетний хулиган не снес и достал пистолет, предложив Максу «выйти поговорить».

На этом волнующем моменте презентация подошла к концу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: подгрузок между миссиями нет вообще. Переход из будущего в прошлое произошел мгновенно — просто в какой-то момент изменилась цветовая гамма и высветилось название новой главы. Судя по всему, игра подгружает данные прямо в процессе показа кат-сцен.

Max Payne 3

Когда Клонферо спросили, почему местом действия выбрали именно этот город, он пояснил: «В Сан-Паулу полно богатых людей — личных вертолетов здесь больше, чем в любом другом городе мира. И в то же время огромное количество его обитателей живет за чертой бедности — в таких условиях, что и представить себе страшно. Поэтому преступность разгулялась не на шутку: процветают грабежи, коррупция. Работать полицейским в Сан-Паулу очень непросто, за порядком уследить почти невозможно. Богачи вынуждены нанимать личную охрану, ведь на власти положиться нельзя. Словом, нам кажется, что именно такое место лучше всего подходит для придуманного нами сценария».

И нет, разработчики не считают, что солнечная Бразилия — неподходящее место для игры в стиле нуар. «Нуар — это не цвет. Это чувства, эмоции, настроение. Мрачные краски — тоже инструмент для его создания, но на самом деле можно обойтись и без них», — объяснил Клонферо.

Max Payne 3

Что касается женских персонажей, в игре они будут, но на роль новой пассии Макса не станет претендовать ни одна. Слишком уж сложный сейчас период в жизни героя, не до женщин бедняге. На вопрос «А как же Мона Сакс?» Клонферо ответил, что ее очевидно не будет. Что ж, кажется, альтернативную концовку второй части признали-таки неканонической, и те, кто проходил Max Payne 2 на высшем уровне сложности, геройствовали напрасно — Мона взаправду умерла.

Весь внутренний настрой, психологическое состояние и боевой дух Макса Пэйна легко определить по одежде. В первой части он носил практичные берцы, практичную кожанку и практичную гавайскую рубашку — в таком очень удобно по-бунтарски носиться по городу. В сиквеле — выглаженная сорочка, плащ и типовые туфли из дорогой кожи; так, по мнению авторов, обычно одевается меланхоличный средневозрастной мужчина, который мучается экзистенциальными вопросами. Поэтому Rockstar, которые отчаянно пытались оправдать майку-алкоголичку пояснениями, что где-то там внутри бьется настоящий Макс Пэйн, пребывали в положении мужа, который с кривой ухмылкой выдавливает «это не то, о чем ты думаешь» внезапно вернувшейся с работы жене, когда вокруг сидят три голые соседки и разбросаны плюшевые наручники.

В 2001 и 2003 годах Макс примерил на себя две крайности центрального нуар-персонажа — героя во внешних поисках и героя во внутренних поисках. В первой игре он в основном метко комментировал все то, что попадается ему на глаза, во второй — все то, что бурлит у него внутри. После двух таких серьезных экспансивных всплесков логично было бы достигнуть какой-то эмоциональной гармонии. Любая точка между двумя этими крайностями легко сошла бы за хороший драматический архетип как раз в духе игр Remedy, но в 2012-м Макса Пэйна почему-то унесло куда-то в параллельный мир, где он по-другому разговаривает, по-другому мыслит, по-другому себя ведет — в принципе по-другому существует.

Max Payne 3

Белая горячка

По версии Rockstar, после долгих лет душевных мук, потеряв всех родных и друзей, Макс Пэйн не придумал ничего умнее, кроме как беспросветно бухать. Те вечера, что он не проводит дома за бутылкой, он проводит в пабе за стаканом, терпеливо выслушивая все насмешки местной шпаны. Вероятно, он бы так скучно тратил полицейскую пенсию до конца своих дней, если бы не несчастный случай: во время одной из разборок он убивает сына местного мафиозного гиганта, и на него в ту же секунду объявляют охоту. Старый друг Рауль, с которым они вместе учились (или не учились?) в академии, предлагает бежать в Бразилию и поработать частным телохранителем. Макс, чью квартиру в этот момент уже обстреливали со всех сторон, вынужден согласиться. На чужбине он запил пуще прежнего, лишь иногда в кого-нибудь стреляя, — провести день в Сан-Паулу, никого не убив, очень сложно. Потом бандиты похищают женщину из семьи заказчика, и убивать приходится сильно больше.

Max Payne 3

Max Payne 3

С бодуна

У Max Payne и Max Payne 2 все-таки было собственное лицо, пусть по кусочкам и сложенное сразу из миллиарда фильмов, книг и комиксов. Чуточку инфантильный и напыщенный Макс Пэйн в играх Remedy, кто бы что ни говорил, — яркий, запоминающийся герой, а весь сумасшедший экшен вокруг, прямо как у цитируемого Джона Ву, приобрел едва ли не какой-то дополнительный поэтический смысл. Max Payne 3 тоже собрана из стороннего материала, но, во-первых, гораздо грубее, во-вторых, материал этот слабо стыкуется друг с другом. В одну секунду это классический боевик Джона Мактирнана, в другую — «Город бога», потом — продюсерские опыты Люка Бессона, затем еще и Скотт-младший пополам с ранним Майклом Манном, и все это — с подмигиваниями из сериалов «24» и The Wire, без любых намеков на логические и интонационные мостики. Сам Макс Пэйн при этом то героически взрывает джипы с гранатомета, то, как последний дурак, входит в тесную комнату с десятью вооруженными неграми и покорно поднимает руки вверх. К тому же он почти утратил способность разговаривать спокойно — или испуганно бубнит, или вяло хрипит, или противно орет.

Max Payne 3

Хотя, конечно, претензии про «нуара нет» и «герой испортился» легко обвинить в занудном старческом брюзжании, но самое неприятное заключается в том, что это далеко не самые главные проблемы Max Payne 3. События игры глупые и скучные сами по себе, без оглядки на заснеженный Нью-Йорк, русских мобстеров и комиксы про Капитана Бейсбольную Биту.

Max Payne 3

Ответственен за это, конечно, Дэн Хаузер, стоявший у самих истоков Rockstar, в Max Payne 3 он — главный сценарист. Этот удивительный человек, среди прочего, много лет уже придумывает GTA-истории, которые работают по одной и той же драматической структуре. Все его сюжеты легко разложить на набор совершенно одинаковых событий и персонажей, одни и те же клоуны у него кочуют даже между Bully и Red Dead Redemption, которые идеологически находятся в разных вселенных. Фокус тут в том, что у Хаузера — какое-то особенное романное мышление, заточенное исключительно под игры, проходить которые нужно сто часов. Поэтому те события и герои, которые поначалу кажутся банальными, поверхностными и скучными, у него постепенно все-таки обрастают интересными подробностями: у Rockstar для таких дел всегда есть десяток-другой каких-нибудь курьерских миссий.

Max Payne 3

В Max Payne 3 такие трюки и трансформации ожидаемым образом не срабатывают. На вас плотным потоком валят каких-то безликих латиносов, которые проговаривают треть диалогов на португальском и во взаимоотношениях и даже именах которых совершенно невозможно (и не хочется) разобраться. Зачем экран при этом еще и сверкает дурными монтажными артефактами в духе Kane & Lynch 2, даже и не хочется знать.

Max Payne 3

Похмельный синдром

Странно, что разработчики, напористо переделав вообще все, что касается героя и истории, выступили практически абсолютными консерваторами в том, что касается механики. Сегодня Max Payne, равно как и в начале двухтысячных, состоит из одной и той же игровой ситуации — когда Макс выпрыгивает из-за угла в рапиде с двумя «ингрэмами», причем в этот раз она почти не перемежается долгими блужданиями по коридорам. И точно так же, как и в начале двухтысячных, эта сцена просто не способна наскучить. Это только подчеркивают не слишком важные и не слишком нужные кусочки обязательной современной шутерной программы: укрытия нужны лишь для того, чтобы перевести дух, а постановочные моменты в духе Stranglehold (когда Макс картинно спускается на крюке или, например, катится с крыши) скорее отвлекают, чем развлекают. Вы просто заходите в комнату, и начинается головокружительное шоу: разряжаете обойму в одного, обходите второго, потом падаете в замедлении на журнальные столики, несколько выстрелов из укрытия, финальный рывок с автоматом, добивание… и вот уже вокруг все бьются кровавыми фонтанчиками. Причем «добивание» — это не фигура речи. Последнего врага на локации можно жестоко казнить, выпустив сразу несколько пуль, и вам в деталях продемонстрируют, как каждая из них пойдет в тело. Жуть!

Max Payne 3

Любопытно, что никакой напускной пиротехнической шелухи здесь практически нет — бьются стекла и летит штукатурка, но ни о какой, прости господи, разрушаемости или там постоянных взрывах речи не идет. Здесь каждый дежурный бой интересен сам по себе, и интересен по-своему. Вы можете пять раз подряд разыграть описанный выше героический сценарий, а в следующий раз неудачно прыгнуть, больно влететь в барную стойку, побить бутылки и словить три фатальные пули в живот. Если у вас при этом в запасе есть хотя бы один пузырек с болеутоляющими и хотя бы одна пуля, вы можете очухаться; включается, конечно, slo-mo, и нужно успеть всадить обидчику снаряд куда-нибудь в лоб. Впрочем, можно вообще случайно улететь в окно или в речку, и тогда уже ничего не поможет.

Max Payne 3

Поэтому Max Payne 3 — очень тактическая игра, но поначалу, щедро раздавая хедшоты, об этом почти не задумываешься. А вот через несколько глав, когда любая обезьяна с автоматом может на счет раз продырявить вам череп, приходится как-то включать смекалку. Запоминать расположение противников, следить за гранатами , экономить bullet time и четко планировать каждый свой отважный прыжок из-за угла. Можно, впрочем, почти не высовываться из-за какого-нибудь ящика, но тогда лучшие моменты игры пройдут мимо вас. Когда смерть за смертью исследуешь обстановку, чуть ли не в тетрадке зарисовываешь траектории обстрела, выстраиваешь маршрут, перезаряжаешь все оружие в арсенале и выходишь на тропу войны. Срабатывают скрипты, жахают петарды — и вокруг происходит отрепетированный по миллисекундам театр боли и смерти.

Max Payne 3

Конечно, кровоточащая рана крупным планом — не главное зрелище. Здесь красивейшие, исполненные деталей уровни, и лишь из-за характерных неказистых GTA-анимаций картинка уступает Uncharted 3. По иронии судьбы именно два флэшбека в Нью-Йорке (технически в Нью-Джерси, но кого это волнует?) выглядят хуже всего, и в этом весь Max Payne 3. Он будто бы нарочно пытается убедить вас, что непогода, печальное фортепиано и выдержки из Фрэнка Миллера –— это было давно, неправда и вообще для впечатлительных подростков, а вот когда алкаш средних лет взрывает бензоколонку — это круто. Не спорим, и правда круто, только вот в Max Payne 1 и 2 тоже, кажется, что-то взрывалось, но этого никто не запомнил. Зато криво ухмыляющийся мужик, который стоит на небоскребе и вещает что-то в пустоту, не ушел из памяти даже после того, как все мы с вами выросли, прочитали умные книжки и посмотрели умное кино.

Есть мнение, что нового пришествия Макса Пейна некоторые вожделели куда сильнее, чем воскрешения Диабло. Правда, в отличие от рогатого негодяя, у Максимки судьба сложилась несколько более сложная. Все дело в том, что за продолжение ответственны не праотцы из Remedy, а криминальных дел мастера из Rockstar. И едва ли не первым, что они выкатили публике, был скриншот внезапно полысевшего Макса в окружении солнечной бразильской фавелы. Фанатское сообщество мгновенно взорвалось критикой: «Что? Макс — лысый?! Да вы издеваетесь! Какая, к черту, Бразилия?! Какого гашиша вы там обкурились?! Что за бардак и беспредел? Верните волосы и нуар!»

И чем ближе была дата выхода игры, тем меньше таких воплей становилось. Зато постепенно вырисовывался очень крепкий боевик с отличной режиссурой и предельно кинематографичными перестрелками.

Поэтому к моменту релиза адекватное большинство интересовало только одно: Rockstar определенно умеет делать отличные криминальные боевики… но сможет ли она сделать «Макса Пейна»? Ответу на этот вполне логичный и правильный вопрос мы и посвятим наш сегодняшний обзор.

Max Payne 3

Куда же Макс без своей фирменной загадочной улыбки?

Старик-разбойник с острыми приступами жалости к себе

Действие триквела происходит спустя довольно заметный промежуток времени после окончания второй части. Срок настолько заметный, что мы обнаруживаем нашего героя на гламурной вечеринке в Бразилии. Он выпивает и рассуждает о том, что «уже после пяти минут среди этих людей-роботов и их хаус-музыки хочется или пустить себе пулю в лоб, или напиться». И разумеется, убивать себя быстро он совершенно не стремится. Дальше происходит полный караул, последствия которого нам и предстоит разгребать на протяжении без малого четырнадцати глав, под завязку напичканных свинцом и пронизанных нуарными настроениями.

Дабы не раскрывать сюжетных ходов, об истории будем говорить в общих чертах. А общие черты тут такие — поначалу кажется, что перед нами наибанальнейшая криминальная драма, но ближе к середине выясняется, что все не так просто. Финал если и разочаровывает, то лишь слегка.

Сама по себе история практически полностью изолирована от событий предыдущих частей, что, несомненно, обрадует тех, кто с оригинальной дилогией не знаком. И это волне объяснимо: новое место действия — новые герои. Из старых персонажей нам доведется встретить только упоминания о погибших жене с дочкой да о Моне, которая Сакс.

Главное же изменение касается самого Макса — он постарел и стал разговорчив до безобразия. Практически любое действие и событие он комментирует со своим типичным мрачноватым отношением к происходящему. Фраза «я все еще был жив, но ни разу этому не рад» прекрасно передает настроение львиной доли его монологов. Забудьте о Максе, который шутил и отпускал удивительные метафоры, — отныне он говорит предельно просто, но много. В итоге запоминающихся изречений едва ли наберется больше пяти на всю игру.

Подается сюжет посредством великолепно срежиссированных роликов на движке, исполненных с долей стилизации под комиксы. С этим у разработчиков из Rockstar всегда было все в полном порядке, однако здесь они практически переплюнули сами себя. Немаловажную роль в этом играет полное отсутствие экранов загрузки. Пока грузится новая глава, нам показывают кат-сцену, ближе к концу которой камера плавно подходит к исходной позиции за плечом героя, а нам без всяких предупреждений передают управление. Кроме того, иногда Макс вытворяет какие-нибудь заскриптованные акробатические этюды, а мы только и можем что отстреливаться, пока он взлетает на крюке или падает с водонапорной башни. Ощущение такое, как будто реально находишься в фильме.

А это вот прыгает Фабиана. Кстати, из-за нее-то все и началось.

Вообще, стоит заметить, что пресловутой кинематографичности подчинено практически все вокруг. Более красивых перестрелок от третьего лица нет, пожалуй, нигде. И складывается это великолепие из уймы деталей, вниманием к которым всегда славились игры Rockstar. Самое очевидное — это обновленный движок RAGE, знакомый многим по GTA 4. Он теперь обучен всем трюкам DirectX 11 и порой способен вытворять на экране натуральные чудеса. Допилили и физический движок Euphoria, ответственный за корректное реагирование персонажей на попадание в них пуль, падения и смерти. Теперь бедолаги очень достоверно хватаются за простреленные части тела, роняют оружие, падают на пол и пытаются хотя бы оттуда убить нас.

Но самое главное — это шикарная система анимации главного героя. Отныне Макс научен вести стрельбу в любую сторону из любого положения: стоя, сидя, лежа, в полете — не важно. Появился и рукопашный бой. Правда, очень минималистичный: если удалось подобраться к врагу близко, то Пейн делает пару смачных ударов, после чего приставляет ствол к голове попавшегося бедолаги и выносит тому остатки мозгов. Смотрится дико красиво.

Ну и все это происходит в выполненных на высшем уровне декорациях. Придраться решительно не к чему — каждая глава, коих, напомню, четырнадцать, представляет собой абсолютно самостоятельную локацию приличных размеров и с неимоверной проработкой. Побываем мы вместе с Максом и на стадионе, и в той самой фавеле, и на автостоянке, и на машинной свалке, и в заснеженном Нью-Джерси, и еще много где. Причем градация декораций от гламурных клубов до заброшенных и полуразвалившихся гостиниц выглядит логично и в какой-то степени даже гармонично.

Старый убийца, делающий свою работу

Как уже было упомянуто выше, геймплейно «Макс» изменился очень условно: перед нами все тот же старый добрый коридорный шутер от третьего лица с прикрученной системой укрытий. Что выгодно отличает его от львиной доли современных конкурентов, так это сложность. Во время игры прямо чувствуешь, с каким трудом Макс преодолевает заведомо превосходящие силы противника и различные обстоятельства. Так что готовьтесь некоторые моменты перезапускать по пять, семь, десять, двадцать… да много раз! Особенно ближе к концу игры.

Max Payne 3

Настоящий американский герой с простреленной лопаткой.

А еще теперь нельзя таскать с собой целый арсенал. Новая система переноса оружия на удивление логична и гибка, ибо позволяет иметь одновременно только два одноручных ствола и один двуручный. Причем если возникнет желание пострелять по-македонски, то двуручную «волыну» придется выбросить. И для всех вариантов стрельбы, перезарядки, прыжков есть своя анимация.

Главным игровым недостатком можно обозначить саундтрек. Он здесь получился очень неровный. С одной стороны, для меню было написано штук пять, наверное, разных вариаций знаменитой заглавной темы, причем из них действительно хороши только две. А вот в бою придется слушать какие-то не очень внятные барабанные перестукивания, что не очень воодушевляет. Зато в последних главах порой появляются действительно классные моменты, но не будем портить вам сюрприз.

Если смотреть на «сингл» в целом, то его можно коротко охарактеризовать как «„Крепкий орешек“ в нуаровой скорлупе» — уж больно много параллелей между фильмами про Джона Макклейна и приключениями нашего сегодняшнего героя. От чисто визуальных, вроде лысины, до схожести некоторых сцен и общих принципов построения сюжета. И да, тут есть нуар. Несогласных просим сначала почитать об этом жанре кинематографа, а уже потом кричать в комментариях.

С другой стороны, персонажи менее колоритны, чем в первой части. Все — как главные, так и второстепенные. Макс постарел, много ноет о своей жизни, а окружают его достаточно обычные болванчики, из которых вряд ли удастся кого-то выделить.

Холодный день в онлайне

Наконец, скажем пару слов о мультиплеере, который здесь мало того что присутствует, так еще и достоин упоминания. Логическая подоплека у происходящего на полях сетевых баталий проста и лаконична. На протяжении игры Макс будет регулярно встречать самые разные банды, которые, помимо прочего, будут драться и друг с другом — именно в этих войнах мы и поучаствуем в онлайне.

Главная фишка местного мультиплеера — замедление времени. Такое уже делали в F.E.A.R., но Rockstar придумала замедлять его не на всей карте одновременно, а в определенном районе. Когда игрок активирует «слоу-мо», все вокруг него в радиусе нескольких метров замедляются. А остальные продолжают бегать по карте на прежней скорости. Есть несложная, но приятная «прокачка», где с каждым уровнем дают доступ к новому оружию, полезным вещичкам и прочему.

Но сильно на этом акцентироваться не станем. Оговоримся только, что за счет пары свежих идей, приятного баланса и незаезженных режимов играть по сети довольно интересно. К тому же можно собрать банду из друзей и действовать организованной группой.

Max Payne 3


Главная проблема на данный момент заключается в том, что не всегда получается нормально поиграть. Поначалу даже в «сингл» игра пускала с трудом. Сейчас эти проблемы остались только в мультиплеере, ибо лично меня регулярно выбрасывает через 5—7 минут игры в главное меню. Очень надеюсь, что в ближайшие дни починят эту неприятность.

А теперь вернемся к вопросу, обозначенному в самом начале: получился ли у Rockstar именно «Макс Пейн»? Что мы имеем в итоге? А имеем мы отличный криминальный боевик, в котором придраться можно только к музыке, остальное же — исключительно вкусовщина. Вдобавок это вполне себе продолжение серии, ибо Макс здесь есть не просто для галочки (его даже озвучивает старый актер). Лысого Пейна, при виде которого плевались желчью фанаты, здесь не так уж много, между прочим.

Да, персонажи не такие яркие и харизматичные вышли. Да, Макс много ноет и делает это без особой выдумки. Но все же он не тридцатилетний бывший семьянин, переполненный ненавистью, — перед нами уставший от жизни алкоголик с гипертрофированным чувством справедливости, которое и не дает ему пустить себе пулю в лоб.

Так что ответ утвердительный — Rockstar сделала «Макса Пейна». Другое дело, что Макс изменился. Тем не менее, несмотря на относительную непохожесть на прошлые части, игра удалась. Отсюда и «изумительно», и медалька «Наш выбор».

Плюсы: предельная кинематографичность; динамичные и сложные перестрелки; адекватный ИИ; восхитительные графика и дизайн; отличный мультиплеер.
Минусы: относительная бедность музыкального сопровождения; Макс порой уж слишком много ноет.

Max Payne 3

Макс Пэйн переквалифицировался в телохранителя, постарел, потолстел и спился. Rockstar так сильно хотели подчеркнуть превращение Макса в старого алкаша, что доходит до смешного. Представьте. Благотворительная вечеринка, элита и сливки местного общества, — Пэйн синячит. Ночной клуб, нужно следить за порядком и общественным спокойствием, — Пэйн закидывает за воротник, негодуя про себя, что пил бы и пил, ведь местная музыка его бесит, собеседник — идиот, а до дома тысячи километров. Дорогая яхта где-то в панамском канале, нужно следить, чтобы дети местных олигархов не спутали кокаин с крысиным ядом, — Макс, сидя спиной ко всем, бухает в грубой форме. В своих внутренних монологах герой постоянно упрекает себя в том, что он грязный алкоголик, но все равно продолжает пить сатанинское пойло. Взаимоотношения Макса Пэйна и бутылки — стержень игры, который будет определять не только хитросплетения сюжета, но и картинку. В роликах регулярно возникают наркоманские цветные полосы, кадры расплываются и на экране мельтешат странные огоньки.

Max Payne 3

В Бразилию Макса привели пьянство, проблемы с мафией в Нью-Йорке (убежал от проблемы, да), а также легкие деньги, которые героя, судя по монологам, как бы и не интересуют. Сюжет развивается как в Super Mario Bros.: принцессу похищают, и Марио как угорелый носится по разным замкам и пещерам, разыскивая ее. В роли королевны — жена олигарха.

Но даже такой «драмы» у Rockstar не вышло бы, не будь Макс полным «синяком» — при первой же возможности он удаляется глушить водку, оставляя своих клиентов выплясывать на танцполе или нюхать кокаин абсолютно беззащитными. И каждый раз по «несчастливой случайности» там оказывается криминалитет из нищебродских районов или работники органов, погрязшие в коррупции и незаконной торговле обезьяньими внутренностями. Клиентов похищают, а Макс Пэйн продолжает пить.

В определенный момент накатывает чувство, что выпивка в игре — это и есть сюжет, а все остальное, что происходит во время многочисленных миссий и между ними, — ирландское рагу из боевиков (не всегда хороших), которые сценарист пересмотрел перед тем, как сесть придумывать историю. Причем после прохождения игры едва ли останутся какие-то воспоминания о сюжете — не запоминаются ни имена, ни какие-то конкретные события — все как после долгого запоя.

А вот шутер из Max Payne 3 получился отменный. Фирменные прыжки в slo-mo присутствуют, правда безболезненно использовать их получится далеко не везде: проходы в некоторых местах настолько узкие, что прыгнуть банально некуда. А если попытаться, Макс смешно стукнется головой о стену, реалистично упадет на землю, а затем, пошатываясь, начнет подниматься на ноги. Кроме того, появились укрытия, хотя и без них было бы неплохо. Игрок может либо летать в slo-mo из угла в угол, как герои боевиков Джона Ву, либо трусливо отстреливаться из-за дивана. Первое круто, второе — не очень.

Max Payne 3

Каждый выстрел ясно ощущается, а каждый прыжок в slo-mo выглядит как сцена из дорогого боевика. Детальная анимация персонажа, камера, в замедлении смакующая последнее убийство в цепочке, а также отлично вписанные в игровой процесс ролики — из Max Payne 3 вправду получился зрелищный боевик.

Убивают в игре быстро. Фактически, несколько попаданий — смерть. Игрок и враги в этом плане на равных, правда, Максу доступен чит в виде болеутоляющих, закинувшись которыми можно со стиснутыми зубами пройти сквозь пули, гранаты и прочую непогоду.

Max Payne 3

Шикарные перестрелки бесшовно перетекают в сюжетные видеоролики, которые разбавляются привычными монологами Макса (вот с ними, кстати, явно переборщили — герой комментирует все и вся, к месту и нет). Из дорогих пентхаусов Макс попадает в клуб, потом на футбольный стадион; не успеешь оглянуться, а герой уже несется на лодке по петляющей реке, стреляя из пулемета. Потом трущобы, нью-йоркские флэшбеки, миссия в городе, полицейский участок — героя бросает из одного места в другое.

Rockstar Games, видимо, пытались разнообразить игровой процесс, но подобный подход просто рубит игру на не зависимые друг от друга кусочки. Они не перетекают плавно из одного в другой, не всегда подходят друг к другу, и порой совсем не понятно, как связаны предыдущая и текущая миссия. Это добивает и без того блеклый сюжет — где тут игроку понять, откуда появляются новые персонажи, кто кого похитил и предал и зачем вообще здесь все эти люди. Чувствуется, что сюжетом занимался сценарист GTA.

Max Payne 3

Игру можно условно разбить на две части. Первая половина Max Payne 3 старается походить на Max Payne 1—2, но получается грубо и как будто с издевательствами — не женщины, а телки, не алкоголь, а бухло, не Нью-Йорк, а Сан-Паулу. Вторая половина — это что угодно, но не Max Payne. Главный герой превращается в карикатурного героя боевиков, просто-таки помесь Кратоса с Джоном Мак-Клейном из «Крепкого орешка». Все вокруг взлетает на воздух, а вместо привычной печальной классической музыки начинает играть какой-то драйвовый бразильский рэп.

Голос Джеймса Маккеффри, озвучившего главного героя во всех трех частях серии, — единственное, что связывает старого и нового Максов. Когда Пэйн начинает дико, истерично на кого-то орать, даже не верится, что это тот самый флегматик из игр Remedy, который, приходя убивать злодея, спокойно говорил: «Привет, Влад, вижу, ты меня предал. » Учитывая сделанную на «отлично» шутерную часть, это не так уж и плохо, но как же, черт возьми, обидно, что в одном только первом выпуске графической новеллы, которая, по идее, должна быть просто довеском к игре, «макспэйности» больше, чем во всей третьей части.

Читайте также: